МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8
имени А.Н. СИБИРЦЕВА
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор А.А.Вершинина
______________________
«___» _________ 2014 г.
Рабочая программа
по обществознанию__
(учебный предмет)
_________6 Г _____
(классы)
___________(2014-2015)_______________
(срок реализации)
Разработчик
программы:
Кулиева Марина
Николаевна_
(Ф.И.О. учителя)
учитель истории и
обществознания_
(занимаемая должность)
«РАССМОТРЕНА»:
«СОГЛАСОВАНА»:
на заседании
МО
Зам. директора по УВР
Протокол №
____
___________________
от «____» _________
2014г. «___» _______
2014г.
СУРГУТ
2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию для
обучающихся 6 Г класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897
(зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644);
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования /
Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова,.
– М.: Просвещение, 2011;
с учётом:
1.Примерной программы основного общего
образования по обществознанию для 5-9 классов (опубликована в сборнике
«Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект.
– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. (серия «Стандарты второго поколения»);
2.Программы к завершённой предметной линии учебников по
обществознанию для 5-9 классов общеобразовательной школы, авторы-составители
Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. (опубликована в сборнике
Рабочие программы.– М.: Просвещение, 2010.)
Общие цели
образования с учетом специфики учебного предмета
Цели
обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами
учебного предмета активно содействовать:
воспитанию общероссийской идентичности,
патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового
самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к
ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
развитию личности на исключительно важном
этапе её социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня ее
духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; интереса к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к
самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации в
высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формированию у учащихся целостной картины
общества, адекватному современному уровню знаний о нём и доступной по
содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению
учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о
социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые
необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина;
овладению учащимися умениями получать из
разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для
участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формированию у учащихся опыта применения
полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной
жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для
осуществления гражданской и общественной деятельности; развития межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного
поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами
поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
Тематический план курса
№
|
Основные
разделы
|
кол-во часов
|
Количество контрольных работ
|
устных
|
письменных
|
практических
|
1
|
Человек в социальном измерении
|
13
|
1
|
1
|
|
2
|
Человек среди людей
|
11
|
1
|
|
1
|
3
|
Нравственные основы жизни
|
11
|
1
|
1
|
1
|
|
Всего
|
35
|
3
|
2
|
2
|
В содержание примерной программы по обществознанию для 6
класса в соответствии с целями и задачами школьного образования внесены
следующие дополнения и изменения, общий объём которых не превышает 15%:
Учебный раздел
|
Дидактическая
единица
|
Объём учебного
времени
|
Обоснование
корректировки
|
Нравственные основы жизни
|
Экология ХМАО
|
1
|
Реализация
регионального компонента учебного плана
|
|
Итого
|
1
|
|
Описание места учебного предмета в
учебном плане
Примерный учебный план для образовательных
организаций Российской Федерации, реализующих ФГОС ООО нового поколения,
предусматривает обязательное изучение предмета «Обществознание» в 6 классе в
объёме 35 часов. Поэтому рабочая программа по обществознанию для 6 класса
рассчитана на реализацию в объёме 35 часов (1 урок в неделю).
Результаты освоения
курса
Личностные
результаты:
мотивированность
и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и
государственной жизни;
заинтересованность
не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в
благополучии и процветании своей страны;
ценностные
ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении
к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности
для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания
гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед
нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные
результаты:
познавательные
|
·
анализировать реальные социальные ситуации;
·
выбирать способы деятельности и модели поведения
в рамках основных социальных ролей;
·
определять собственное отношение к социальным
явлениям;
·
формулировать собственную позиции, как в устной,
так и письменной форме;
·
моделировать социальные ситуации.
·
поиск и извлечение необходимой информации по заданной
теме в адаптированных источниках различного типа (тексты, таблицы, схемы);
·
переводить информацию из одной знаковой системы в
другую, структурирование текста табличный и схематичный текст.
|
регулятивные
|
·
осуществлять текущий
контроль и оценку своей деятельности, сравнивать запланированный и
полученный продукт, оценивать продукт своей деятельности на основе заданных
критериев;
·
воспринимать и
использовать критику и рекомендации других (учителя, одноклассников)
|
коммуникативные
|
·
выступать перед аудиторией
сверстников;
·
формулировать и
высказывать собственное мнение, аргументируя его,
|
Предметные
результаты:
базовый
уровень
|
ученик научится …
|
Знать основные
обществоведческие термины.
Называть изученные социальные
явления и объекты или их существенные свойства.
Характеризовать изученные
объекты и процессы.
Объяснять изученные социальные
процессы и явления. Приводить собственные примеры,
т.е. пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на
соответствующих фактах.
Давать оценку изученных
процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
|
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Результаты
образовательного процесса
|
Формы контроля
|
Метапредметные
|
участие в мероприятиях,
конкурсах, олимпиадах.
|
Предметные
|
Предметные
диагностические работы (контрольные работы, тесты, линейные диктанты)
|
Общая
характеристика учебного предмета
Обществознание обладает большим
потенциалом интеграции знаний из различных наук (социологии, философии,
психологии, экономики, культурологии, политологии, юриспруденции и др.),
проведения межпредметных связей (прежде всего со школьными предметами гуманитарного
цикла). Обществознание содержательно интегрирует достижения разных наук с целью
подготовить школьника к жизни в обществе. В широком понимании обществознание
включает в себя школьные основные и факультативные курсы, систему внеклассной и
клубной работы, связанные с получением учащимися представлений о нормах и
правилах, общественных отношениях и их закономерностях, процессах общественного
развития, направленности изменений, месте себя и своей страны в окружающем мире
и др.
Содержательная сторона обществознания
основана на различных сторонах взаимодействия человека. Уровни этого
взаимодействия предполагают определенный социальный опыт, систематизацию знаний
и осмысление общественных явлений. Правовая составляющая становится рамкой для реализации человеком своих потребностей при
взаимодействии с другими людьми и социальными институтами.
В основе содержания курса
«Обществознание» находится человек в его взаимодействии с окружающим миром и
обществом, что подчеркивает его гуманистическую направленность.
Обществознание
относится к предметам социально-гуманитарного цикла, что является приоритетным
направлением в учебно-воспитательном процессе гимназии.
При
изучении обществознания используется новый принцип выстраивания этого курса – уровневый,
согласно модели опыт – систематизация – осмысление. Каждый следующий уровень не отрывается
от предыдущего, благодаря включению пройденного материала. В VIII—IX классах усиливается теоретический аспект, школьники систематизируют полученный ранее опыт, знакомятся с научными
теориями и концепциями.
Изучение
курса в 6 классе позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих
основные объекты изучения: человек в сфере социальных, этических, экономических
отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются:
социальные навыки, нравственные ценности, юридические нормы, лежащие в основе
правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт
познавательной и практической деятельности, решение познавательных и
практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Таким образом, данный учебный курс
занимает важное место в системе общего образования гимназистов, потому что
школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством
социализации личности, способствует гражданскому становлению личности,
нравственному воспитанию, формированию социальной компетенции.
Ценностные ориентиры в
преподавании обществознания
Новый подход к преподаванию
обществознания ставит общей задачей – создание для гимназистов максимально
благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей
ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно
связаны следующие целевые
установки:
1. Социализация, то есть подготовка к жизни в обществе в XXI веке.
2. Воспитание патриотизма через осознание
сопричастности к судьбам Родины.
3. Самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении
всей жизни.
4. Коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата.
5. Уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия.
6. Умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии
решений и выработке собственной позиции по важным
мировоззренческим вопросам.
7. Конструктивность, выражающаяся в умении предлагать
собственные пути решения общественных
проблем, отказе от нигилизма.
Перечисленные целевые установки
базируются на следующих ценностных ориентирах:
1. Гуманизм, выражающийся в первостепенной значимости жизни человека с его нуждами
и потребностями.
2. Здоровье, понимаемое как комплекс физических и психических условий развития
личности.
3. Гражданская
ответственность, проявляющаяся в принятии ценностей
демократии, правового государства и гражданского общества, выработки активной
гражданской позиции, преодолении социального иждивенчества и инфантилизма.
4. Консолидация нации через воплощение в жизнь принципов социальной справедливости,
противодействие сепаратизму и экстремизму в любых его проявлениях.
5. Толерантность, подразумевающая умение строить отношения с представителями других
культур, принятие неодинаковости людей как условия существования человеческого
сообщества, стремление к поиску согласия и взаимодействию на основе
общечеловеческих ценностей.
6. Информированность, способствующая поиску информации из разных источников, умению
проверять ее объективность путем проведения сравнительного исследования,
анализа, отделения главного от второстепенного, фактов от мнений; а также
проявляющаяся в умении противостоять информационному давлению и манипулированию
сознанием.
7. Независимость, показывающая не только стремление к внешнему государственному
суверенитету, но и стремление к экономической, идеологической и геополитической
самостоятельности.
8. Легитимность власти, формирующая взаимодействие институтов управления с гражданами,
общественную стабильность и видение мирных способов отстаивания своих
интересов.
9. Открытость, реализуемая через прозрачность механизмов принятия решений и
существующих правил, доступность информации о принятых решениях, эффективность
механизмов борьбы с коррупцией.
Содержания учебного курса
Раздел 1. «Человек в социальном измерении» (13 ч.)
Введение.
Как работать с учебником.
Человек
- личность. Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная
личность – какая она?
Человек
познает мир. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
Человек
и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека – по работе». «Пчела
мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна (основные формы
деятельности человека).
Потребности
человека. Какие бывают потребности. Мир мыслей. Мир чувств.
На
пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду
помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог
успеха. Выбор жизненного пути.
Раздел 2. «Человек среди людей» (11 ч.)
Межличностные
отношения. Какие отношения называются межличностными. Чувства – основа
межличностных отношений. Виды межличностных отношений.
Человек
в группе. Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть
лидером. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. О поощрениях и наказаниях.
С какой группой тебе по пути.
Общение.
Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения
со сверстниками, старшими и младшими. «Слово – серебро, молчание - золото».
Конфликты
в межличностных отношениях. Как возникает межличностный конфликт. Семь раз
отмерь… как не проиграть в конфликте.
Раздел 3. «Нравственные основы жизни» (11 ч.)
Человек
славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе – значит
хорошее. Главное правило доброго человека.
Будь
смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу
«нет».
Человек
и человечность. Что такое гуманизм. Прояви внимание к старикам.
Итоговое повторение.
Перечень
учебно-методического и программного обеспечения образовательного
процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе
учебников
|
Рабочие программы. Обществознание.
Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы. – М.:
Просвещение, 2010.
|
Учебник, учебное пособие
|
Обществознание.
6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.
Иванова, М.: Просвящение, 2012. – 111 с.
|
Рабочая тетрадь для
обучающихся
|
Обществознание.
6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А.
Котова, Т. Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2011.
|
Дидактический материал
|
Сазонова, Г. Г.
Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М.: Виктория Плюс, 2010.
|
Материалы для
контроля (тесты и т.п.)
|
Лозовский, Л.
Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш.
Лозовский, Б. А. Райзберг. – М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.
|
Методическое
пособие с поурочными разработками
|
Обществознание.
6 класс: поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред.
Л. Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2012
|
Список используемой
литературы
|
Конституция
Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание.
Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. –
М.: Айрис-Пресс, 2010.
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания
обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. –
М. : Дрофа, 2010
Домашек, Е. В. Школьный справочник по
обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная
книга учителя / Т. И. Тюляева. – М.: Астрель, 2010.
|
Цифровые и
электронные образовательные ресурсы
|
Ресурсы сайта ФЦИОР
Ресурсы сайта ЕКЦОР
festival@1 september.ru
Большая советская энциклопедия. –http://www.rubrikon.com
http://www.people.nnov.ru/
http://evrazia.org.ua/
http://www.50.economicus.ru/
http://www.businessvoc.ru/
http://www.ecsocman.edu.ru/
|
Технические
средства обучения
|
Компьютер, проектор, интерактивная доска.
|
Рабочая программа составлена с учётом
индивидуальных особенностей обучающихся 6Г класса.
Психолого -педагогическая характеристика 6 Г класса
В классе обучаются 13 детей, из которых мальчиков – 8, девочек – 5. В данном
учебном коллективе имеют низкий, средний уровень успеваемости.
На
уроках истории и обществознания отсутствуют конфликты между учениками, что
позволяет провести полноценный урок. Учащиеся отличаются медленным темпом
деятельности, но вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, не
стесняются давать ответы в устной форме.
Основная
масса обучающихся класса – это дети со средними низким уровнем способностей и
со средней мотивацией учения. Дети в состоянии освоить программу по предмету
только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, но
дисциплинированные, ответственно относятся к выполнению учебных, особенно,
домашних заданий. Все учащиеся выполняют домашнюю работу и дополнительные
задания. В классе не существует неформальных лидеров. Чтобы включить детей в
работу на уроке, используются традиционные формы организации их
деятельности, частые смены видов работы. Некоторые учащиеся проявляют
желание и возможность изучать историю и обществознание на среднем уровне. В
организации работы с этими учащимися учтен и тот факт, что они не отличаются
высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в
работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти
ребята часто не уверены в себе, мнительны, боятся ошибиться и с трудом
переживают собственные неуспехи. В целом обучающиеся 6 Г класса весьма
разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания,
воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности,
темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных
каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.
Используемые в работе образовательные
технологии, формы и приёмы работы
Основные формы организации деятельности учащихся на
учебных занятиях
1. Школьную лекцию.
2. Уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и
после текста параграфа.
3. Самостоятельные работы школьников с учебником, задания, направленные на
групповую форму.
4. Уроки-презентации.
5. Уроки с
использованием мультимедиа.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.