ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
5 КЛАСС
к учебнику Корольковой Е.С., Суворовой Н.Г.
Обществознание: В 2 ч.: Ч. 1. Человек и общество
Всего – 34 часа, в неделю – 1 час.
Курс «Обществознание» опирается на пропедевтику обществоведческой подготовки учащихся в начальных классах в рамках предмета «Окружающий мир», а также на знания, полученные при изучении Отечественной и Всеобщей истории.
Цели курса:
а) способствовать развитию духовно – нравственной сферы личности, становлению социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, на уважении закона и правопорядка, а также развитию политической и правовой культуры, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
б) способствовать развитию:
- умения получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников;
- умения анализировать и систематизировать получаемые данные;
- освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
Задачи курса:
а) сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
б) логично выстраивать устные высказывания, монолог, вести дискуссию, при этом следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
в) выполнять познавательные и практические задания;
г) выполнять причинно – следственный анализ.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Обществознание» в 5 классе:
Учащиеся должны знать/понимать
сущность человека как биосоциального существа, субъекта культуры;
смысл понятия «культура»;
важность наличия различных правил как социальных регуляторов, необходимых для совместной жизнедеятельности людей;
смысл понятия «общество»;
смысл понятия «первичная социальная группа»;
необходимость наличия у человека различных прав;
связь прав и обязанностей;
ограниченность прав.
Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы
приводить примеры, раскрывающие отличия биологической сущности человека от его социальной сущности;
раскрывать смысл понятия «культура»;
характеризовать роль культуры в жизни человека и человеческого общества;
приводить примеры, показывающие понимание понятия «культура»;
называть признаки, отличающие правила морали от норм закона;
приводить примеры норм морали и норм права;
называть признаки понятия «общество»;
пояснять смысл различных прочитанных текстов;
выделять в тексте смысловые фрагменты;
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации.
Распределение материала по темам:
15 часов
2
ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ
4 часа
3
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ
11 часов
4
ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ СТАЛИ ЧУДЕСНЫМИ
4 часа
Учебно - методические комплект по обществознанию:
Программа курса «Обществознание» 6 – 9 классы/Е.С. Королькова, О.В. Кишенкова – М.: Академкнига,2010.
Учебник: Королькова Е.С., Суворова Н.Г.Обществознание: В 2 ч.: Ч. 1. Человек и общество, Ч. 2. Человек и его права. М.: Академкнига,2010.
Рабочая тетрадь в 2-х частях. Автор: Е.С. Королькова. – М.: Академкнига,2010.
Рабочая тетрадь для учителя. Обществознание. Поурочно – тематическое планирование. Автор: Е.С. Королькова, С.А. Федорова. – М.: Академкнига,2010.
Обществознание: тестовые тематические контрольные работы. 6 класс. Автор: Е.С. Королькова, С.А. Федорова. – М.: Академкнига,2010.
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (15 часов)
Раздел. Тема урока
Кол- во часов
Элементы содержания.
Вид контроля.
Универсальные учебные действия (УУД)
Дата проведения
1-2
Что изучает новый предмет – обществознание. Знакомимся с учебником.
2
Введение в науку о человеческом обществе. Учимся работать по учебнику. Правила пользования значками.
Личностные: понимание правил работы с учебником
Коммуникативные: сотрудничество в работе в парах
Регулятивные:
соотнесение того, что известно об обществе и что предстоит узнать.
Познавательные:
уметь точно выражать свои мысли, работать с текстом.
3-4
Два человеческих начала
2
Социальное и природное в человеке. Почему человек живет в обществе, в коллективе.
Вопросы и задания к параграфу; с 11 – «Ищем ответ на главный вопрос»(письменно)
Личностные:
Давать нравственную оценку фразе «мы с тобой одной крови!»
Коммуникативные:
рассказ одноклассникам о своей общественной жизни
Регулятивные:
Выделение и осознание знакомого и нового материала
5-6
Еще одно загадочное слово - культура
2
Значение слова «культура». Культурные ценности. Два мира, окружающих человека.
Заполнять таблицу, высказы вать своё мнение..
Личностные: высказывать свои мысли на вопрос «могут ли достижения культуры приносить вред человеку.
Коммуникативные:
уметь работать в группе.
Познавательные: находить отличия мира культуры от мира природы.
.
7-8
А ему так хотелось выжить…
2
Что заставляет человека создавать культуру, культура, как способ выжить. Человек и животное
Отвечать на вопросы, работать с заданиями в рабочей тетради.
Личностные: давать оценку поведению человека в природе, размышлять о самосовершенствовании его.
Регулятивные: оформление письменных работ в рабочей тетради
Познавательные: перечислять особенности труда человека, значение его.
9-10
Когда человек стал человеком
2
Роль инстинктов для животных и человека. Великая ценность – общение. Умение договариваться. Роль правил в жизни общества.
Выполнять задания в рабочей тетради, отвечать на вопросы учебника.
Личностные: рассуждать о роли правил в жизни человека, умении договориться.
Коммуникативные: умение слушать комментарии и приводить аргументы
Познавательные: уметь определять необходимость введения правил, приводить примеры правил, которые созданы недавно.
11-12
Первые правила человеческого общества. От обычая к закону
2
Как возникли правила. Почему меняются правила. Такие разные правила. Роль обычая в обществе. Правило талиона. Семейная и общинная собственность: владение, пользование, распоряжение. Почему обычай ушёл в прошлое. Собственность и власть.
Работать с дополнительной литературой. Выполнять задания в рабочей тетради, отвечать на вопросы учебника.
Личностные: исследовать обычаи своей семьи.
Регулятивные: объяснение необходимости изменять правила в жизни общества .
Коммуникативные: проводить дискуссию об использовании правила талиона в современное время.
Познавательные: объяснять что такое обычай, приводить примеры современных правил и обычаев.
13-14
Закон, право. Новое слово – мораль.
2
Как возникли законы. Значение слова «закон». Признаки закона. Значение слова «право». Признаки права. Значение понятия «мораль». Мораль и обычай. Мораль и закон. Нормы морали. Золотое правило нравственности.
Заполнять таблицу «Отличия закона от обычая»
Личностные: давать нравственные оценки древним законам, своим поступкам.
Регулятивные: работать с учебником и рабочей тетрадью.
Коммуникативные: моделировать конфликтную ситуацию и способ её разрешения.
Познавательные:Анализировать типичные социальные ситуации с морально – нравственных позиций. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей..
15
Обобщение по теме.
1
Проверка знаний, умений, навыков
Повторительно – обобщающий тест по главе
Регулятивные: Применять свои знания для выполнения заданий различного уровня.
Познавательные: уметь верно аргуменировать ответ.
ТЕМА 2. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (4 часа)
Личностные: рассуждение – эссе по предложенным высказываниям. Регулятивные: выполнять задания в рабочей тетради.
Познавательные: Описывать поведение человека в разных группах, оценивать собственное отношение к другим людям
ТЕМА 3. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ (11 часов)
Личностные: рассуждение – эссе по предложенным высказываниям. Регулятивные: выполнять задания в рабочей тетради.
Познавательные: Описывать поведение человека в разных группах, оценивать собственное отношение к другим людям
22-23
Трудная должность - родители
2
Первое знакомство с миром людей. Что означает слово «воспитание». «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Работа в рабочих тетрадях. Творческие задания. Вопросы.
Личностные: Характеризовать свои роли в семье, приводить примеры семейных традиций и обычаев.
Регулятивные: находить информацию в Семейном кодексе.
Коммуникативные: чтение «по ролям».
Познавательные: объяснять слово «воспитание», перечислять обязанности родителей по законодательству.
24-25
Семья и общество
2
Что важно обществу. Каким быть человеку. Нравственные ценности семьи.
Выполнять задания в рабочей тетради, отвечать на вопросы учебника
Личностные: объяснять среди каких людей ребятам хотелось бы жить.
Регулятивные: составлять перечень нравственных качеств.
Коммуникативные: составление и объяснение символов хорошего воспитания.
Познавательные: Описывать влияние семейных ценностей на особенности воспитания детей..
26-27
Как мир людей заботится о детях. Главный детский закон, или Мировая конституция прав ребенка.
2
Как рождаются семейные порядки. Как общество влияет на порядки в семье. Главный детский закон, или Мировая конституция прав ребенка. Конвенция о правах ребёнка.
Работа в рабочих тетрадях. Творческие задания. Вопросы.
Личностные: размышлять о том, что общего в воспитании детей в разные времена и у разных народов.
Регулятивные: работать с текстом.
Коммуникативные: работа с правовым документом в группах по заданию.
Познавательные: Находить извлекать информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников разного типа
28-29
Что говорит закон о правах и обязанностях родителей. Родители и дети
2
Где сказано о правах и обязанностях родителей. Что записано в Семейном кодексе. Почему о простых вещах надо писать в законе. На что жалуются родители и дети. Как разрешить конфликт.
Тест, работа в рабочих тетрадях
Личностные: размышлять: могут ли родительские права противоречить интересам детей?
Регулятивные: выполнять задания различного уровня сложности
Коммуникативные: взаимопроверка
Познавательные: Находить, извлекать информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников разного типа
30
Обобщение по теме.
1
Проверка знаний, умений, навыков
Повторительно – обобщающий тест по главе
Личностные: рассуждать в работе творческого характера.
Познавательные: Применять свои знания для выполнения заданий различного уровня.
ТЕМА 4. ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ СТАЛИ ЧУДЕСНЫМИ (4 часа)
-
2
Новая постоянная группа – класс. Немного истории об обучении. Школа – ваше будущее. Чтобы дети учились – взрослые должны хорошо работать. Что говорится в Законе об образовании. За что в школе берут деньги.
Работать с дополнительной литературой. Выполнять задания в рабочей тетради, отвечать на вопросы учебника.
Познавательные: Приводить примеры межличностных отношений, оценивать своё отношение к другим людям для корректировки собственного поведения..
33
Особый мир школы. Учитель и ученик
1
Школьный Устав. Что такое достоинство. К чему закон обязывает учителя. Почему иногда портятся отношения с учителем. Как избежать конфликта с учителем.
Задания в рабочей тетради. Прочитать рассказ «Учитель». Отвечать на вопросы учебника.
Личностные: рассазывать о своих чувствах, когда пошли первый раз в школу.
Регулятивные: повторение признаков общества и групп, работать с документами.
Коммуникативные: работая в группах составить требования современного общества к человеку.
Познавательные: выяснить: что даёт человеку образование.
34
Обобщение. Давайте жить дружно. Если хочешь иметь друзей.
1
В чем причины конфликтов. Путешествие по литературным страницам, правила общения, деликатный человек. Друзья – приятели.
Личностные: давать свою оценку героям рассказа «Чучело».
Регулятивные: выполнение зданий учебника.
Коммуникативные: моделирование ситуаций выхода из конфликта.
Познавательные: знать виды конфликтов, способы их разрешения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.