4.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа
по обществознанию для 11 – го класса составлена на основе:
·
федерального
компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,
утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089;
·
примерной
программы среднего общего образования по обществознанию (базовый уровень);
·
образовательной
программы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа села Нижний Искубаш» Кукморского муниципального
района Республики Татарстан;
·
учебного
плана 1-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш» Кукморского
муниципального района Республики Татарстан и филиалов на 2014 – 2015 учебный
год, утверждённого приказом № 101/14 от 25 августа 2014 г.,
·
методических
рекомендаций МО и Н РТ ГАОУДПО «Институт развития образования Республики
Татарстан» «Особенности преподавания учебного предмета «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» в 2014
– 2015 учебном году».
Учебник Л.Н.
Боголюбов, «Обществознание», 10 класс Москва “Просвещение”, 2009 г.
Рабочая
программа составлена на 68 часов, в неделю 2 часа.
По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан и филиалов на 2014 –
2015 учебный год на изучение предмета
в 11 классе отводится 68 часов, в неделю 2 часа.
Цели программы:
·
развитие
личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному
самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин;
·
воспитание
общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
·
освоение
системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе,
его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования или самообразования;
·
овладение
умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать
полученные данные;
·
освоение
способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
·
формирование
опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в
области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности,
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения
своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными
законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.
4.4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Название
раздела
|
Количество
часов
|
1
|
Политика
как общественное явление
|
10
|
2
|
Правовое
регулирование общественных отношений
|
17
|
3
|
Человек
в системе общественных отношений
|
14
|
4
|
Социальные
отношения
|
14
|
5
|
Человек
как творец и творение культуры
|
8
|
6
|
Повторение
|
5
|
ИТОГО
|
68
|
4.5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Политика
как общественное явление
Экономика
и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и
материалов, товаров и услуг, капиталов, труда; их специфика.
Понятие
экономического роста. Факторы роста. экстенсивный и интенсивный рост.
Экономическое развитие. Экономический цикл. Понятие ВВП.
Рыночные
отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России.
Экономическая политика РФ. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика
защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии,
их роль и значение в экономике России.
Экономика
предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и
бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки.
Правовые
основы предпринимательства. Организационно-правовые формы. Стадии
государственной регистрации фирмы.
Источники
финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль
государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система
в Российской Федерации. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые
предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства.
Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Банковская
система. Роль Центрального банка в банковской системе России. Финансовые
институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок
труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Мировая
экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные экономические проблемы.
Рациональное
поведение потребителя и производителя.
Человек
в системе общественных отношений
Свобода
в деятельности человека. свобода и ответственность, характеристика особенностей
свободного общества.
Общественное
сознание. Сущность и особенности, структура общественного сознания.
общественная психология и идеология. индивидуальное и общественное сознание.
Политическое
сознание. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура
и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их
достижения. Политический экстремизм. Политический статус личности. Политическое
участие. Политическое поведение. Политический режим. Типология политических
режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов
в демократическом обществе. Гражданское общество и государство. Проблемы
формирования правового государства и гражданского общества в РФ. Роль СМИ в
политической жизни общества. Влияние СМИ на позицию избирателя во время
предвыборных кампаний. Политический процесс. Избирательная кампания в РФ.
Законодательство РФ о выборах.
Политическая
элита и политическое лидерство. Многопартийность. Политические партии и
движения, их классификация. Законодательное регулирование деятельности партий в
РФ. Человек в политической жизни.
Демографическая
ситуация в современной России. Семья как социальный институт. Семья и брак.
Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные
объединения и организации в РФ. Межнациональные отношения, этносоциальные
конфликты, пути их разрешения.
Правовое
регулирование общественных отношений
Право
в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс
в Российской Федерации.
Гражданин
Российской Федерации. Гражданство в РФ. Права и обязанности, принадлежащие
только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная
служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Экологическое
право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты
гражданского права. Понятия юридического и физического лица.
Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности. Неимущественные права: честь,
достоинство, имя.
Порядок
и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений
супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство
РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения
профессионального образования. Трудовое законодательство РФ. Порядок приема на
работу, заключения и расторжения трудового договора.
Споры,
порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.
Особенности административной юрисдикции.
Особенности
уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.
Конституционное
судопроизводство. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Основные нормы социального страхования и пенсионная система
Понятие
и система международного права. Взаимоотношения международного и национального
права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного
времени.
4.6. КАЛЕНДАРНО
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Тема урока
|
Дата
проведения
|
Приме-чание
|
Плани-руемая
|
Факти--ческая
|
Политика как общественное явление 10 часов
|
1
|
Политическая
власть. Политическая идеология.
|
02.09.
|
|
|
2
|
Сущность
государства.
|
05.09.
|
|
|
3
|
Многопартийность.
|
10.09.
|
|
|
4
|
Политические
партии и движения.
|
12.09.
|
|
|
5
|
Роль партий и
движений в современной России.
|
17.09.
|
|
|
6
|
Законодательное
регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
|
19.09.
|
|
|
7
|
Модели политической
системы современного общества
|
24.09.
|
|
|
8
|
Средства массовой
информации в политической системе общества.
|
26.09.
|
|
|
9
|
Политический
процесс, его особенности в Российской Федерации.
|
01.10.
|
|
|
10
|
Избирательная
кампания в Российской Федерации
|
03.10.
|
|
|
Правовое регулирование общественных отношений 17 часов
|
11
|
Порядок и условия
заключения и расторжения брака.
|
08.10.
|
|
|
12
|
Правовое
регулирование отношений супругов.
|
10.10.
|
|
|
13
|
Юридическая
ответственность
|
15.10.
|
|
|
14
|
Правила приема в
образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания
платных образовательных услуг.
|
17.10.
|
|
|
15
|
Занятость и
трудоустройство.
|
22.10.
|
|
|
16
|
Порядок приема на
работу, заключения и расторжения трудового договора.
|
24.10.
|
|
|
17
|
Правовые основы
социальной защиты и социального обеспечения.
|
29.10.
|
|
|
18
|
Споры, порядок их
рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.
|
31.10.
|
|
|
19
|
Особенности
административной юрисдикции.
|
12.11.
|
|
|
20
|
Особенности
уголовного процесса.
|
14.11.
|
|
|
21
|
Виды уголовных
наказаний и порядок их назначения.
|
19.11.
|
|
|
22
|
Конституционное
судопроизводство
|
21.11.
|
|
|
23
|
Международная
защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
|
26.11.
|
|
|
24
|
Взаимоотношения
международного и национального права.
|
28.11.
|
|
|
25
|
«Реализация пенсионной реформы в Российской Федерации».
|
03.12.
|
|
|
26
|
Прокуратура,
адвокатура.
|
05.12.
|
|
|
27
|
Обобщение и
систематизация знаний
|
10.12.
|
|
|
Человек в системе общественных отношений 14 часов
|
28
|
Общественное и индивидуальное сознание.
|
12.12.
|
|
|
29
|
Социализация
индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
|
17.12.
|
|
|
30
|
Самосознание
индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
|
19.12.
|
|
|
31
|
Свобода и
ответственность.
|
24.12.
|
|
|
32
|
Отклоняющееся
поведение и его типы.
|
26.12.
|
|
|
33
|
Общественная
значимость и личностный смысл образования.
|
14.01.
|
|
|
34
|
Знания, умения и
навыки людей в условиях информационного общества.
|
16.01.
|
|
|
35
|
Свобода
экономической деятельности. Предпринимательство.
|
21.01.
|
|
|
36
|
Рациональное
экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
|
23.01.
|
|
|
37
|
Духовная жизнь
человека. Культура: понятие, многообразие, формы. Религия.
|
28.01.
|
|
|
38
|
Абсентеизм, его причины и опасность.
|
30.01.
|
|
|
39
|
Человек в политической жизни. Политическое
участие.
|
04.02.
|
|
|
40
|
Политическая психология и политическое
поведение.
|
06.02.
|
|
|
41
|
Политическое лидерство.
|
11.02.
|
|
|
Социальные отношения 14 часов
|
42
|
Социальные группы.
|
13.02.
|
|
|
43
|
Социальная
стратификация.
|
18.02.
|
|
|
44
|
Социальный
конфликт.
|
20.02.
|
|
|
45
|
Виды социальных
норм.
|
25.02.
|
|
|
46
|
Социальный
контроль.
|
27.02.
|
|
|
47
|
Социальная
мобильность.
|
04.03.
|
|
|
48
|
Молодежь как
социальная группа, особенности молодежной субкультуры.
|
06.03.
|
|
|
49
|
Этнические
общности.
|
11.03.
|
|
|
50
|
Межнациональные
отношения.
|
13.03.
|
|
|
51
|
Этносоциальные
конфликты, пути их разрешения.
|
18.03.
|
|
|
52
|
Конституционные
принципы национальной политики в Российской Федерации.
|
20.03.
|
|
|
53
|
Семья и брак.
Проблема неполных семей.
|
01.04.
|
|
|
54
|
Современная
демографическая ситуация в Российской Федерации.
|
03.04.
|
|
|
55
|
Религиозные
объединения и организации в Российской Федерации.
|
08.04.
|
|
|
56
|
Религиозный
экстремизм.
|
10.04.
|
|
уплотнение
|
57
|
Обобщение и
систематизация знаний.
|
15.04.
|
|
Человек как творец и творение культуры 8 часов
|
58
|
Понятие культуры.
Многообразие культур.
|
17.04.
|
|
|
59
|
Потребности и
интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
|
22.04.
|
|
|
60
|
Мировоззрение.
Искусство. Понятие истины, ее критерии.
|
24.04.
|
|
|
61
|
Промежуточная
аттестация.
|
29.04.
|
|
|
62
|
Наука. Основные
особенности научного мышления.
|
06.05.
|
|
|
63
|
Естественные и
социально-гуманитарные науки.
|
08.05.
|
|
|
64
|
Мораль. Право
|
13.05.
|
|
|
65
|
Религия
|
15.05.
|
|
|
66
|
Обобщение и
систематизация знаний.
|
20.05.
|
|
|
67
|
Контрольная
работа по теме.
|
22.05.
|
|
|
68
|
Подведение
итогов.
|
23.05.
|
|
|
4.7. ТРЕБОВАНИЯ К
УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В
результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом
уровне ученик 11 класса должен знать/понимать
·
биосоциальную
сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль
человека в системе общественных отношений;
·
тенденции
развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших
социальных институтов;
·
необходимость
регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы
правового регулирования;
·
особенности
социально-гуманитарного познания;
уметь:
·
характеризовать
основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности
развития;
·
анализировать
актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных
социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
·
объяснять
причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов
(включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов,
общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и
элементов общества);
·
раскрывать
на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических
и гуманитарных наук;
·
осуществлять
поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах
(текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных
оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.)
знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать
неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы;
·
оценивать
действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с
точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
·
формулировать
на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам;
·
подготавливать
устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
·
применять
социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных
задач по актуальным социальным проблемам.
·
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
·
успешного
выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными
социальными институтами;
·
совершенствования
собственной познавательной деятельности;
·
критического
восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой
коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования
собранной социальной информации;
·
решения
практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; предвидения
возможных последствий определенных социальных действий;
·
реализации
и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей.
4.8. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Используемая
литература
1.
Липсиц И.В. “Экономика”, К. "Магариф",
2006
2. Конвенция о правах ребенка.-Москва: «Юрайт», 2007
3.
Об образовании. Закон РФ
№3266-1. –Москва: «Проспект», 2007
4.
Конституции РФ и РТ
5.
Пенсионное законодательство
6.
Гражданский кодекс РФ
7.
Трудовой кодекс РФ.
8.
Боголюбов Л.Н. “Обществознание”, 10 класс, М.: ”Просвещение”, 2009
9.
Никитин А.Ф. “Право” 10-11 классы, М. “Просвещение”, 2010
10.
П.А. Баранов Обществознание в таблицах: 10 – 11 кл.: справ. Материалы – М.:
АСТ: Астрель, 2011
11.
А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина
«Обществознание в схемах и таблицах». - М.: Эксмо, 2011
12. П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В.
Шевченко «Обществознание полный справочник для подготовки к ЕГЭ» М.: АСТ:
Астрель; Владимир: ВКТ, 2011
Электронные
образовательные ресурсы
1. «INFOGLOBUS»http://social.narod.ru/index.htm
2. «Российская сеть
информационного общества» http://www.isn.ru
3. «Гражданин.Ru»http://www.grajdanin.ru
4. «Тоlerance.ru»http://www.tolerance.ru/.
5. «Есоnomicus.ru»http://economicus.ru
6. «Экономика, социология,
менеджмент»http://economicus.edu.ru.
7. «Молодежные движения и
субкультура»http://subculture.narod.ru/.
4.9. ФОРМА
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Вариант №1
Общество как динамичная система характеризуется следующим из
приведенных признаков:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.