Пояснительная записка
Программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования
по обществознанию и авторской программы по обществознанию среднего
(полного) общего образования (под редакцией академика РАО, доктора
педагогических наук Л.Н. Боголюбова) Москва,
«Просвещение», 2009г.
Цели:
·
развитие личности в
период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой
культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на
уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и
самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
·
воспитание общероссийской
идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
·
освоение системы знаний
об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах,
правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина,
для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в
учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для
самообразования;
·
овладение умениями
получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и
правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
·
формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области
социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных
отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей
с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи:
1) формировать у
учащихся систему знаний о различных видах деятельности людей, об обществе, его
сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и
гражданина; 2)
способствовать овладению умениями получать и критически осмысливать социальную
информацию, анализировать и систематизировать полученные знания, осваивать
способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые
для участия в жизни гражданского общества и
государства;
3)
формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности,
межличностных отношениях; 4)
воспитывать общероссийскую идентичность, гражданскую ответственность, правовое
самосознание, толерантность, уважение к социальным нормам, приверженности к
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
Курс рассчитан
на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю согласно федеральному базисному
учебному плану (2004).
Учебно-методический
комплект включает следующие материалы:
Основная литература:
5. Учебник «Обществознание 10 класс» /Л.Н.Боголюбов, А.Ю.
Лазебникова и др./ - М.: Просвещение, 2010).
6. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. /
Л.Н. Боголюбов и др/. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2008г.
7. «Обществознание: вопрос и ответ». И.Т. Пархоменко. Пособие для
старшеклассников и абитуриентов средних специальных и высших учебных заведений.
– Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004.
8. Учебник «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке 11
класс»./ Под ред. Л.В. Полякова. – М.: Просвещение 2008.
5 . Нормативные документы:
Всеобщая
декларация прав человека; Декларация прав ребенка; Конвенция о правах ребенка;
Конституция РФ.
Ведущими
технологиями в преподавании курса являются личностно ориентированные технологии
контекстного обучения: проблемное обучение, интегрированное обучение,
технология критического мышления, кейс-стади, интерактивные технологии. В
преподавании курса применяются как традиционные на старшей ступени формы
(информационные, диалогические, проблемные, обзорные лекции, беседы), так и
активные и интерактивные формы (круглый стол, дебаты,
организационно-деятельностные игры (ОДИ), ролевые и деловые игры,
пресс-конференции и т.д.) в целях содействия старшеклассникам в овладении
ключевыми компетентностями.
Индикаторы сформированности компетенций ориентировочные, т.к.
некоторые результаты обучения в силу специфики предмета могут быть определены
как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с
личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Планируемые образовательные результаты обучающихся:
В
результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности; •
характерные черты и признаки основных сфер жизни
общества; •
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их
существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные
социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об
обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных
объектов (включая взаимодействия человека и общества,
общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов
определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными
видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения
социальных норм, экономической рациональности; • решать познавательные и практические задачи в рамках
изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах
деятельности человека •
осуществлять поиск социальной информации по заданной
теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие
адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
•
самостоятельно составлять простейшие виды правовых
документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных
ролей; • общей
ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав
человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и
использования социальной информации;
Перечисленные
познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных
технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов
познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками
основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или
будущей профессиональной деятельности.
Педагогические технологии: 1.Технология развивающего обучения.
2.Технология проблемного обучения. 3.Технология проектно-исследовательской деятельности.
4.Технология личностно-ориентированного обучения.
5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и
знакомых моделей учебного материала.
6.Технология
коллективного способа обучения КСО. 7.Технология коммуникативного обучения
8.Применения
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Способы и
формы оценивания образовательных результатов обучающихся:
В процессе
освоения планируемого учебного материала для контроля образовательных результатов
обучающихся учителем используются следующие формы текущего контроля:
- устный ответ;
- семинар
Формами итогового
контроля (после изучения темы) являются:
- зачет;
- реферат;
- доклад;
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ
полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в
определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и
правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой
логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки,
исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но
при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе
обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные
ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1» ставится в том
случае, если ответ полностью отсутствует.
Тематическое планирование
№
п/п
|
Название
главы.
|
Количество
часов по авторской программе.
|
Количество
часов по рабочей программе
|
1
|
Общество.
|
4
|
4
|
2
|
Человек.
|
12
|
12
|
3
|
Духовная культура.
|
8
|
8
|
4
|
Экономическая сфера
|
4
|
4
|
5
|
Социальная сфера.
|
14
|
14
|
6
|
Политическая сфера.
|
12
|
12
|
7
|
Право как особая система норм.
|
10
|
10
|
8
|
Общество в развитии.
|
2
|
2
|
9.
|
Повторение и обобщение
|
2
|
2
|
Итого: 68ч. 68ч.
Учебно-методическое
обеспечение образовательного процесса по предмету:
1. Гуревич П.С. Введение в философию. 10-11 кл.-М.2005 г.
2. Мухаев Р.Т. Социология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
г.
1.
Дидактические материалы по курсу «Человек и
общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
2.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право.10-11 класс.
Книга в 2-х частях.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
3. Лазебникова А.Ю., Котова О.А. ЕГЭ 2005. Поурочное планирование.
Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. - М.: Издательство
«Экзамен», 2005.
4. Никитин А.Ф. Основы государства и права:10-11 кл.- М.2007.
5. Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI
веке. 11 класс. – М.: Просвещение, 2008.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.