ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели
обучения
Изучение музыки в начальной школе направлено на
достижение следующей цели:
-
формирование
и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей
культуры личности.
Для успешного достижения основной
цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
-
формирование
и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение
опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений,
формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных
эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки,
шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки,
воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки
прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания,
выразительных средств и др.;
-
формирование
и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового,
ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и
развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах
музыкально-исполнительской деятельности, певческих умений и навыков,
первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с
традиционными детскими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено
применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных
инструментов;
-
формирование
и развитие музыкально-творческой культуры личности, неразрывно связанной с
образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в
самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной
деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим,
музыкально-инструментальным, музыкально-танцевальным, музыкально-драматическим
и др.) импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;
-
формирование
и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных
потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и
музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа
информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг,
музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа,
Интернета и т.д.);
-
формирование
и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных им
приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения
разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (например, развитие
певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие
певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов
звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с
использованием методов музыкальной терапии).
Нормативные правовые документы:
-
закон
РФ от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании»;
-
национальная
образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Указом
Президента РФ от 4 февраля 2010 г., № 271;
-
федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №
373 (с изменениями и дополнениями);
Сведения о программе
Программа по музыке составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования. В программе уделено внимание реализации таких требований данного
стандарта, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и
классической музыкой, а также выявление народно-песенных истоков русской
профессиональной музыки. В соответствии с новым стандартом в программу
включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под
музыку, первоначальное знакомство детей с современными
информационно-коммуникативными технологиями, используемыми в музыке.
Обоснования выбора программы
Рабочая
программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не
сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для
реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы
знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся.
В
авторскую программу изменения не внесены
Определение места и роли предмета
Предмет «Музыка» представляет собой один из базовых
курсов образовательной области «Искусство». Учебный предмет «Музыка» призван
способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей;
эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки.
Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами
народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики,
современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными
видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки,
приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры.
Информация
о количестве учебных часов
Федеральный базисный учебный план для
общеобразовательный учреждений Российской Федерации отводит 32 часа для
обязательного изучения учебного предмета «Музыка» из расчета одного учебного
часа в неделю, 32 учебные недели.
В разделе «Учебно–тематический план» раскрывается
последовательность и время изучения разделов и тем рабочей программы;
распределяется время.
В приложении к рабочей программе «Календарно –
тематический план» конкретизируются темы каждого урока и даты проведения
уроков; планируемые результаты; основные виды учебной деятельности учащихся;
виды, формы контроля.
Форма организации
образовательного процесса
Эффективная учебная деятельность учащихся
на занятиях, построена на индивидуальных формах обучения. На таких занятиях
создаются оптимальные условия не только для усвоения учебного материала,
выработки умений и навыков, но и для развития и формирования личности
обучающихся. Благодаря этому лучше усваивается учебный материал, что
содействует снижению трудоёмкости домашних заданий.
Технологии обучения
На уроках используются стандартные
педагогические технологии:
-
Проблемное обучение (развитие познавательной активности,
творческой самостоятельности).
-
Развивающее обучение (развитие личности и её способностей).
-
Игровое обучение (обеспечение личностно- деятельного характера
усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность).
Механизмы формирования
ключевых компетенций
-
освоить
основы музыкальных знаний, определённых инвариативной частью программы;
-
овладение
первоначальными певческими навыками;
-
воспитание
эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов
мира.
Виды и формы контроля
Проектная деятельность.
С целью создания условий для реализации ФГОС НОО,
индивидуализации и дифференциации процесса обучения, формирования у учащихся
мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и
социализации и в соответствии с положением о Портфеле достижений учащихся,
осваивающих ООП НОО, индивидуальные накопительные оценки, ориентированные на
демонстрацию динамики образовательных достижений учащихся по предмету, динамики
продвижения в различных видах деятельности, оценки готовности к обучению на
уровне основного общего образования фиксируются в Портфеле достижений
учащегося начальной школы и являются обязательным компонентом при итоговом
оценивании учащихся.
Планируемые результаты освоения
программы
по музыке к концу 1класса
Личностные
У учащихся будет сформировано:
-
положительное
отношение к урокам музыки.
Учащиеся получат возможность для
формирования:
-
мотивации
и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;
-
осознания
своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне,
народным традициям, музыкальной культуре России;
-
внимательного
отношения к музыке как живому, образному искусству;
-
эмоционально-ценностного
отношения к искусству, к произведениям классической музыки.
Предметные
Учащиеся научатся:
-
основам
музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал,
интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);
-
узнавать
на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;
-
рассказывать
о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных
впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
-
связывать
художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными
явлениями окружающего мира;
-
владеть
первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни
в удобном диапазоне;
-
владеть
первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в
ансамбле;
-
различать
клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
-
выразительно
двигаться под музыку, выражая её настроение.
Учащиеся получат возможность
научиться:
-
узнавать
на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в
вариативной части программы;
-
использовать
элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных
инструментах;
-
исполнять
доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных
инсценировках сказок и в детских операх;
-
выражать
свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
-
воспроизводить
по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;
-
выполнять
упражнения арт-терапии;
-
выполнять
творческие музыкально-композиционные задания;
-
пользоваться
вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и
воспроизведения музыки.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
-
выполнять
музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
-
вносить
коррективы в свою работу;
-
адекватно
воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
-
оценивать
музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных
сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под
руководством учителя).
Учащиеся получат возможность
научиться:
-
понимать
цель выполняемых действий;
-
адекватно
оценивать правильность выполнения задания;
-
анализировать
результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
-
решать
творческую задачу, используя известные средства;
-
использовать
приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
-
включаться
в самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
-
участвовать
в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.
Познавательные
Учащиеся научатся:
-
«читать»
условные знаки, данные в учебнике;
-
находить
нужную информацию в словарях учебника;
-
различать
ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального
искусства;
-
сопоставлять
художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными
явлениями окружающего мира.
Учащиеся получат возможность
научиться:
-
осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя
справочные материалы учебника;
-
читать
нотные знаки;
-
сравнивать
музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных
композиторов;
-
характеризовать
персонажей музыкальных произведений;
-
группировать
музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные,
духовые, струнные; народные, современные).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-
рассказывать
о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных
впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
-
отвечать
на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
-
выслушивать
друг друга, работая в паре;
-
участвовать
в коллективном обсуждении;
-
договариваться
и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность
научиться:
-
выражать
эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к
музыке как живому, образному искусству;
-
высказывать
собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных
персонажей;
-
быть
терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
-
строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для
реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Информация
об используемом учебнике
Музыка: 1-й кл.: / Т.И.
Бакланова. – М.: АСТ: Астрель, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Элементы обязательного минимума образования
|
Требования к уровню подготовки
учащихся
|
Знать
|
Уметь
|
Волшебное царство звуков - 9 ч.
|
Где музыка берёт начало?
На зелёном лугу.
В вихрях грозы.
У тихого пруда.
Высоко в горах.
В лесу.
Во владениях Его величества Ритма.
Во дворце королевы Мелодии
|
Тексты песен: «Где музыка берёт начало?», «На зелёном лугу»,
«Громкая песенка», «Тихая песенка», «Музыкальное эхо», «Барабанщик»
|
Различать музыкальные звуки и шумы природы; сравнивать высоту,
длительность и громкость звуков; давать характеристику тембру голоса;
различать на слух низкий, средний и высокий регистры, а также разный темп
|
Сказочная страна - 7 ч.
|
Сказочные картины.
Курочка Ряба, колобок.
Волк и семеро козлят, волшебное озеро.
Сказочный лес, в пещере Горного короля.
Царство Деда Мороза
|
Тексты песен: «Ах, вы сени», «Курочка-рябушечка», «Пёстрый
колпачок», «Ёлочка»
|
Оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей. Уметь
выразительно двигаться под музыку
|
На родных просторах - 9 ч.
|
Моя Россия.
В песне душа народа.
В гостях у народных музыкантов.
Большой хоровод.
Здравствуй, масленица!
Бравые солдаты.
Мамин праздник
|
Тексты песен: «Моя Россия», «Во поле берёзка стояла», «А мы
масленицу дожидали», «Бравые солдаты», «Ты на свете лучше всех», «Край, в
котором ты живёшь»
|
Выражать словами свои музыкальные впечатления и эмоциональные
реакции на музыку
|
Остров музыкальных сокровищ - 7 ч.
|
Музыкальный клад
|
Тексты песен: «Во саду ли, в огороде», «Музыкальная шкатулка»
|
Выражать свои музыкальные впечатления средствами
изобразительного искусства
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
№
п/п
|
Наименование
тем
|
Количество
часов
|
1
|
Волшебное царство звуков
|
9 ч
|
2
|
Сказочная страна
|
7 ч
|
3
|
На родных просторах
|
9 ч
|
4
|
Остров музыкальных сокровищ.
|
7 ч
|
|
Итого
|
32 ч
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 1
КЛАССА
В результате изучения музыки ученик должен знать/понимать:
-
основы
музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал,
интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);
уметь:
-
узнавать
на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;
-
рассказывать
о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных
впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
-
связывать
художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными
явлениями окружающего мира;
-
владеть
первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни
в удобном диапазоне;
-
владеть
первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в
ансамбле;
-
различать
клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
-
выразительно
двигаться под музыку, выражая её настроение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
БаклановаТ.И. Обучение в 1 классе по
учебнику "Музыка": Программы, методические рекомендации, поурочные
разработки / Т.И. Бакланова. - М.: АСТ: Астрель, 2011.
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ
МАТЕРИАЛЬНО
- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Библиотечный фонд
(книгопечатная продукция)
Стандарт основного
общего образования по образовательной области "Искусство»
Примерная
программа основного общего образования по музыке
Авторские
программы по музыке
Хрестоматии с
нотным материалом
Сборники песен и
хоров
Методические
пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)
Методические
журналы по искусству
Учебно-методические
комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения
уроков музыки.
Учебники по музыке
Книги о музыке и
музыкантах. Научно-популярная литература по искусству
Справочные
пособия, энциклопедии
Печатные пособия
Таблицы:
нотные примеры
признаки характера
звучания
Схемы:
расположение
инструментов и оркестровых групп в различных
видах оркестров
Портреты
композиторов
Цифровые
образовательные ресурсы
Цифровые
компоненты учебно-методических комплексов по музыке
Коллекция цифровых
образовательных ресурсов по музыке
Цифровая база
данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и
проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.
Экранно-звуковые
пособия
Аудиозаписи и
фонохрестоматии по музыке
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.