Комитет
по образованию и делам молодежи администрации
г.Камень-на-
Оби, Алтайского края
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия
№ 5 имени Е.Е.Парфёнова»
г.Камень-на-Оби
Алтайского края
«Принято»
Руководитель
МО
___________/
Белаш О. Н./
Протокол
№ _____ от
«____»____________2014г.
|
«Согласовано»
Зам.
директора по УВР
_________/
Бойцова Е.А. /
|
«Утверждаю»
Директор
МБОУ
«Гимназия
№5»
________/
Евтушенко А.Б./
Приказ
№ ____ от «___»_______________2014 г.
|
Рабочая
программа
по
музыке, для 6 класса, вторая ступень,
уровень
основного общего образования
На
2014-2015 учебный год
Рабочая
программа составлена на основе программы
Программа разработана
на основе авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, рабочей программы
«Музыка 5-8 классы» по учебникам В.В.
Алеева, Т.И. Науменко, Волгоград,
2012.
Составитель: Грефенштейн Оксана Владимировна
учителя музыки
г.Камень-
на - Оби
2014
Данная учебная программа ориентирована на учащихся 6 класса.
Рабочая программа по предмету « Музыка» для 6 класса составлена на основе:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта,
утвержденного приказом № 1089 Минобразования РФ от 05.03.2004 года;
-
авторской учебной программы «Музыка» под редакцией Алеева
В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н. (8-е изд., стереотип. – М.:
Дрофа, 2010. 90, [6] с.).;
-
примерных программ «Музыка» «Искусство» (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.),
основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской
Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы»,
авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,
2008. - 90, [6] с.)
- базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного
приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 года;
- образовательной программы школы,
- учебного плана школы на текущий учебный год;
- положения о рабочей программе ОУ.
Количество
часов, отводимых на изучение музыки:
согласно
учебно-тематического плана 35 часов, 1 час в неделю.
Цели и задачи изучения предмета
ЦЕЛЬ предмета
«Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании
школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического
формирования личности.
ЗАДАЧИ музыкального
образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
— научить школьников воспринимать музыку как
неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки-земляпустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);
—содействовать развитию внимательного и доброго отношения к
окружающему миру;
—воспитывать
эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных
переживаниях;
— Развивать интеллектуальный потенциал;
— Всемерно способствовать развитию интереса к
музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке,
собственном творчестве пении, инструментальном музицировании,
музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений,
подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке,
художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных
технологий;
— Способствовать формированию слушательской
культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального
искусства;
— Научить находить взаимодействия между музыкой и другими
видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством)
на основе вновь приобретенных знаний;
— Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений
(обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических
стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств
музыкальной выразительности, осознание
глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном
искусстве).
— Характерная тенденция, стандартов второго
поколения – усиление общекультурной направленности общего образования,
универсализация и интеграция знаний. Интегративность обуславливает
формирование результатов образования. В программе также заложены возможности
предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Сроки реализации рабочей учебной программы. Программа по музыке рассчитана на 1 год
обучения (2014-2015 учебный год).
Формы, методы и средства обучения, технологии обучения:
- метод междисциплинарных
взаимодействий, (Важнейшим методом
программы, во многом определяющим ее содержание, является метод
междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область
учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой
для начальной школы, значительно расширяются и углубляются.
Расширение «междисциплинарного
поля» позволяет включить в его пределы значительный круг учебных дисциплин—таких,
как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная
культура, русский язык, природоведение.)
- стилевой подход,
(Несмотря на то что авторы специально
не вводят стилевых тем (как, например, это
делается в ряде программ по музыке и мировой художественной культуре),
присутствие данного подхода со всей очевидностью заметно во многих разделах
программы.
Обозначив
составляющие уровни стилевой системы, применяемой в программе, внимание на
то, что все эти уровни объединяет одно
важнейшее свойство стиля. Оно заключается в выявлении характерно-типологических
особенностей, присущих произведениям искусства, независимо оттого,
задействуется ли«стиль времени»или «стиль элемента произведения».
- системный
подход, (как
и в программе для 1—4 классов, выполняет роль главного «координатора»в
целостном методологическом пространстве. Его использование помогает организовать важнейшие компоненты программы — ее
тематизм, музыкальный и фоновый (литературно-изобразительный) материал, виды
практической деятельности.
Широкая
познавательная панорама, отличающая системный подход и наглядно воплощенная в
содержательной концепции курса «Музыка», позволяет выявить внутри настоящей
программы (макросистемы) ее этапные уровни (подсистемы)
- метод
проблемного обучения (позволяющий
сочетать традиционное изложение материала с включением проблемных ситуаций.
Важно отметить, что авторы подразумевают реализацию проблемного обучения не
только посредством взаимодействия «учитель—ученик», но и при помощи
целенаправленного проблемного выстраивания содержания, представленного в
учебно-методических материалах.
При реализации содержания программы основными видами
практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II –
выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение.
Программой предусмотрены следующие виды деятельности учащихся:
- экскурсия;
- конкурс;
- викторина;
- самостоятельная
работа;
-
исследовательская работа;
-
видео-путешествие.
Формы, способы и средства проверки и оценки
результатов обучения
по данной рабочей программе составлены в соответствии с Положением о текущем
контроле и промежуточной аттестации учащихся:
«Отлично» - знание характеристики музыкального
произведения, мелодической линии и текста песни, выразительное исполнение.
«Хорошо» - знание характеристики музыкального
произведения, мелодической линии и текста песни, но с наводящими вопросами от
учителя и пение не достаточно выразительное.
«Удовлетворительно» слабое знание
характеристики музыкального произведения, мелодической линии и текста песни, но
с наводящими вопросами от учителя, пение не достаточно выразительное:
допускаются неточности в исполнении текста песни.
«Неудовлетворительно» - незнание учебного
материала учеником.
Требования к уровню подготовки выпускников
(обучающихся)
Знать/понимать
ü Определение «музыка души».
ü О роли искусства в жизни человека.
ü Виды оркестров, их состав, выдающиеся оркестры
мира, знаменитых дирижеров оркестров.
ü Различные классификации музыкальных произведений
(исполнители, жанры, темы)
ü Средства музыкальной выразительности, виды
ритмов, от чего зависит ритмический рисунок
ü Понятие ритма в музыке.
Уметь
ü Характеризовать состояние и настроение,
вызванное музыкой; исполнять выразительно песню, применяя отработанные
вокально-хоровые навыки
ü Приводить примеры воздействия музыки на человека;
исполнять песню лирического характера певуче, в умеренном темпе, применяя
певческое дыхание, легкое звуковедение
ü Объяснять понятие «музыкальная культура»;
приводить примеры, характеризующие богатство мировой музыкальной культуры;
применять приобретенные вокально-хоровые навыки в исполнительской деятельности;
различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке
ü Воспринимать музыкальное искусство во всем
многообразии его видов и жанров
ü Объяснить способность музыки объединять людей
ради общих благих целей; познавать мир через музыкальные формы и образы
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ü Певческого
и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных
и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
ü Слушания
музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;
ü Размышления
о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной
музыки;
ü Музыкального
самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное
от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание
музыкальных радио- и телепередач и др.); определения своего отношения к
музыкальным явлениям действительности; выражения своих личных музыкальных
впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе,
рецензий.
Обоснование выбора УМК;
Содержание
курса 6 класса отражает проблему художественного воздействия музыки (тема года« В чем сила музыки»).
Содержание,
художественный материал, разбор музыкальных произведений нацелены на общую
задачу: раскрыть значение музыки как феномена, обладающего огромной силой
воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее
и возвышающее влияние на формирование человеческой личности.
В отличие от предыдущего класса,
представляющего попытку построения стройной картины содружества искусств,
программа 6 класса обращена главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной
в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония,
полифонические жанры и приемы, фактура, тембры, динамика предстают не просто
как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира
чувств, настроений и характеров.
В какой музыке господствует мелодия? В
чем смысл музыкальной гармонии? Мир какой образности заключает в себе
полифоническая музыка? Какие выразительные возможности таятся в музыкальной
динамике? Все эти и другие вопросы, отраженные в программе и УМК для 6 класса,
нацелены на выявление природы музыкальной
выразительности, ее смысла, тайны воздействия на человека. В программе широко используется метод проблемного
обучения, позволяющий сочетать традиционное изложение материала с
включением проблемных ситуаций. Важно отметить, что авторы подразумевают
реализацию проблемного обучения не только посредством взаимодействия
«учитель—ученик», но и при помощи целенаправленного проблемного выстраивания
содержания, представленного в учебно-методических материалах.
Среди наиболее часто используемых
авторами методических приемов
создания проблемных ситуаций укажем следующие.
В учебниках:
— Изложение неоднозначных (порой противоречивых) точек
зрения при рассмотрении каких-либо явлений с целью предложить учащимся самим
найти верные ответы (заключительные параграфы в 5, 6, 7, 8 классах;
— постановка конкретных вопросов:
На конкретизацию (6
класс. Тема«Тонкая палитра оттенков». Вопрос: «Как динамические оттенки
проявляют себя в«Пробуждении птиц»О. Мессиана?»);
— побуждение
школьников использовать метод сравнения (6класс) Тема «Музыка объединяет
людей».Вопрос: «В чём ты видишь силу музыки в двух разных
произведениях-Симфонии №9 Л.Бетховена и ноктюрне «Сирены»К.Дебюсси?
С учетом
слушательского восприятия учащихся основной школы продолжительность музыкальных
фрагментов в фонохрестоматии составляет от двух до пяти минут в 5 и 6 классах
УМК используемый для реализации данного
предмета музыки в 6классе:
- Искусство.
Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко,
В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012г.
- Музыка.
Дневник музыкальных наблюдений. 6класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 10-е
изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010г.
- Музыка. 6 класс.
Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое
пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010г.
-Музыка. 6
класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В. Алеев –
М.: Дрофа, 2010.
Содержание тем учебного курса
Тема года: «ВЧЕМ СИЛА
МУЗЫКИ?» (35 ч)
Музыка души.(1 ч)
Введение в тему
года «В чем сила музыки». Объяснить что курс 6 класса посвящен изучению
вопросов художественной выразительности музыкального искусства.
Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие
аспекты эмоционального воздействия музыки на человека.
«Тысяча миров» музыки(8 ч)
Наш вечный спутник.
Искусство и фантазия.
Искусство—память человечества.
В чем сила музыки.
Волшебная сила музыки.
Волшебная сила музыки.
Музыка объединяет людей.
Как
создается музыкальное произведение(1 ч)
Единство музыкального произведения.
Ритм (6ч)
«В начале был ритм».
О чем рассказывает музыкальный ритм.
Диалог метра и ритма.
От адажио к престо.
Мелодия (3ч)
«Мелодия – душа музыки».
«Мелодией одной звучат печаль и радость».
Мелодия«угадывает»нас самих.
Гармония
(4ч)
Что такое гармония в музыке. Два начала гармонии.
Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.
Красочность музыкальной гармонии.
Полифония
(2ч)
Мир образов полифонической музыки. Философия фуги.
Фактура (2ч)
Какой бывает музыкальная фактура. Пространство фактуры.
Тембры(3ч)
Тембры—музыкальные краски. Соло и тутти.
Динамика (2ч)
Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков.
Чудесная
тайна музыки (3)
По законам красоты.
Подводим итоги (обсуждение с учителем).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.