Инфоурок Музыка Другие методич. материалыРабочая программа по музыке, для 6 класса, вторая ступень, уровень основного общего образования

Рабочая программа по музыке, для 6 класса, вторая ступень, уровень основного общего образования

Скачать материал

Комитет по образованию и делам молодежи администрации

г.Камень-на- Оби,  Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5 имени Е.Е.Парфёнова»

г.Камень-на-Оби Алтайского края

 

 

«Принято»

 

Руководитель МО

 

___________/ Белаш О. Н./

 

Протокол № _____ от

«____»____________2014г.

 

«Согласовано»

 

Зам. директора по УВР

 

_________/ Бойцова Е.А. /

 

 

 

«Утверждаю»

 

Директор МБОУ

«Гимназия №5»

 

________/ Евтушенко А.Б./

 

Приказ № ____ от «___»_______________2014 г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по музыке, для 6 класса, вторая ступень,

уровень основного общего образования

 

На 2014-2015 учебный год

 

 

 

Рабочая программа составлена на основе программы

 

 

Программа разработана на основе авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак, рабочей программы «Музыка 5-8 классы» по учебникам В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Волгоград, 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Грефенштейн Оксана Владимировна

учителя музыки

 

 

 

 

г.Камень- на - Оби

2014

 

Данная учебная программа ориентирована на учащихся 6 класса.

Рабочая программа  по предмету « Музыка» для 6  класса      составлена на основе:

           - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1089 Минобразования РФ от 05.03.2004 года;

            -     авторской учебной программы «Музыка» под редакцией Алеева В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н. (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90,  [6] с.).;

примерных про­грамм «Музыка» «Искусство»  (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.), основного общего образо­вания и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. -  90, [6] с.)

            - базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ  № 1312 от 09.03.2004 года;

            - образовательной программы школы,

            - учебного плана школы на текущий учебный год;

            - положения о рабочей программе ОУ.

 

Количество часов, отводимых на изучение музыки:

согласно учебно-тематического плана 35 часов, 1 час в неделю.

 

Цели и задачи изучения предмета

 

ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через при­общение к музыкальной культуре как важнейшему компо­ненту гармонического формирования личности.

ЗАДАЧИ музыкального образования направлены на реа­лизацию цели программы и состоят в следующем:

—   научить школьников воспринимать музыку как неотъ­емлемую часть жизни каждого человека («Без музыки-земляпустой, недостроенный дом, в котором никто не жи­вет»);

содействовать развитию внимательного и доброго отно­шения к окружающему миру;

—воспитывать эмоциональную отзывчивость к музы­кальным явлениям, потребность в музыкальных пережива­ниях;

    Развивать интеллектуальный потенциал;

        Всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в раз­мышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инст­рументальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных про­изведений, подборе поэтических и живописных произведе­ний к изучаемой музыке,  художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;

       Способствовать формированию слушательской культу­ры школьников на основе приобщения к вершинным дости­жениям музыкального искусства;

       Научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литерату­рой и изобразительным искусством) на основе вновь приоб­ретенных знаний;

       Сформировать систему знаний, нацеленных на осмыс­ленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-историче­ских стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности,  осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и фор­мой в музыкальном искусстве).

       Характерная  тенденция, стандартов  второго  поколения – усиление  общекультурной  направленности  общего  образования, универсализация и интеграция  знаний.  Интегративность  обуславливает формирование  результатов  образования.  В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 

Сроки реализации рабочей учебной программы. Программа по музыке рассчитана на 1 год обучения (2014-2015 учебный год).

 

Формы, методы и средства обучения, технологии обучения:

- метод меж­дисциплинарных взаимодействий, (Важнейшим методом программы, во многом определяю­щим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значитель­но расширяются и углубляются.

Расширение «междисциплинарного поля» позволяет включить в его пределы значительный круг учебных дис­циплин—таких, как литература, изобразительное искусст­во, история, мировая художественная культура, русский язык, природоведение.)

 

- стилевой подход, (Несмотря на то что авторы специально не вводят стиле­вых тем (как, например, это делается в ряде программ по му­зыке и мировой художественной культуре), присутствие данного подхода со всей очевидностью заметно во многих разделах программы.

Обозначив составляющие уровни стилевой системы, при­меняемой в  программе,  внимание на то, что все эти уровни объединяет одно важнейшее свойство стиля. Оно заключается в выявлении характерно-типологических особенностей, присущих произведениям искусства,  не­зависимо оттого, задействуется ли«стиль времени»или «стиль элемента произведения».

 

- систем­ный подход, (как и в программе для 1—4 классов, выполняет роль главного «координатора»в целостном мето­дологическом пространстве. Его использование помогает ор­ганизовать важнейшие компоненты программы — ее тематизм, музыкальный и фоновый (литературно-изобразитель­ный) материал, виды практической деятельности.

Широкая познавательная панорама, отличающая систем­ный подход и наглядно воплощенная в содержательной кон­цепции курса «Музыка», позволяет выявить внутри настоя­щей программы (макросистемы) ее этапные уровни (подсис­темы)

- метод проблемного обучения (позволяющий сочетать традиционное изло­жение материала с включением проблемных ситуаций. Важ­но отметить, что авторы подразумевают реализацию про­блемного обучения не только посредством взаимодействия «учитель—ученик», но и при помощи целенаправленного проблемного выстраивания содержания, представленного в учебно-методических материалах.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение.

 

 

Программой предусмотрены следующие виды деятельности учащихся:

 

- экскурсия;

- конкурс;

- викторина;

- самостоятельная работа;

- исследовательская  работа;

- видео-путешествие.

 

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе составлены в соответствии с Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации учащихся:

 «Отлично» - знание характеристики музыкального произведения, мелодической линии и текста песни, выразительное исполнение.

«Хорошо» - знание характеристики музыкального произведения, мелодической линии и текста песни, но с наводящими вопросами от учителя и пение не достаточно выразительное. 

«Удовлетворительно»  слабое знание характеристики музыкального произведения, мелодической линии и текста песни, но с наводящими вопросами от учителя, пение не достаточно выразительное: допускаются неточности в исполнении текста песни. 

«Неудовлетворительно» - незнание учебного материала учеником.

 

Требования к уровню подготовки выпускников (обучающихся)

 

Знать/понимать

ü  Определение «музыка души».

ü  О роли искусства в жизни человека.

ü  Виды оркестров, их состав, выдающиеся оркестры мира, знаменитых дирижеров оркестров.

ü  Различные классификации му­зыкальных произве­дений (исполнители, жанры, темы)

ü  Средства му­зыкальной вырази­тельности, виды рит­мов, от чего зависит ритмический рису­нок

ü  Понятие ритма в музыке.

 

Уметь

ü  Характеризо­вать состояние и на­строение, вызванное музыкой; исполнять выразительно песню, применяя отрабо­танные вокально-хоровые навыки

ü  Приводить примеры воздейст­вия музыки на чело­века; исполнять песню лирического характера певуче, в умеренном темпе, применяя певческое дыхание, легкое звуковедение

ü  Объяснять по­нятие «музыкальная культура»; приводить примеры, характери­зующие богатство мировой музыкаль­ной культуры; при­менять приобретен­ные вокально-хоро­вые навыки в испол­нительской деятель­ности; различать чув­ства, настроения, со­стояния, выраженные в музыке

ü  Восприни­мать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров

ü  Объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей; познавать мир через музыкальные формы и образы

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ü  Певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

ü  Слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;

ü  Размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

ü  Музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.

 

 

 

 

 

 Обоснование выбора УМК;

 

Содержание курса 6 класса отражает проблему художественно­го воздействия музыки (тема года« В чем сила музыки»).

Содержание, художественный материал, разбор музы­кальных произведений нацелены на общую задачу: рас­крыть значение музыки как феномена, обладающего огром­ной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвышающее влияние на формирова­ние человеческой личности.

В отличие от предыдущего класса, представляющего по­пытку построения стройной картины содружества искусств, программа 6 класса обращена главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выра­зительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как вырази­тели многообразного мира чувств, настроений и характеров.

В какой музыке господствует мелодия? В чем смысл му­зыкальной гармонии? Мир какой образности заключает в се­бе полифоническая музыка? Какие выразительные воз­можности таятся в музыкальной динамике? Все эти и другие вопросы, отраженные в программе и УМК для 6 класса, на­целены на выявление природы музыкальной выразительнос­ти, ее смысла, тайны воздействия на человека. В программе широко используется метод проблем­ного обучения, позволяющий сочетать традиционное изложение материала с включением проблемных ситуаций. Важ­но отметить, что авторы подразумевают реализацию про­блемного обучения не только посредством взаимодействия «учитель—ученик», но и при помощи целенаправленного проблемного выстраивания содержания, представленного в учебно-методических материалах.

Среди наиболее часто используемых авторами методиче­ских приемов создания проблемных ситуаций укажем сле­дующие.

 

В учебниках:

Изложение неоднозначных (порой противоречивых) то­чек зрения при рассмотрении каких-либо явлений с целью предложить учащимся самим найти верные ответы (заклю­чительные параграфы в 5, 6, 7, 8 классах; 

 —  постановка конкретных вопросов:

На конкретизацию (6 класс. Тема«Тонкая палитра оттен­ков». Вопрос: «Как динамические оттенки проявляют себя в«Пробуждении птиц»О. Мессиана?»);

—  побуждение школьников использовать метод сравнения (6класс) Тема «Музыка объединяет людей».Вопрос: «В чём ты видишь силу музыки в двух разных произведениях-Симфонии №9 Л.Бетховена и ноктюрне «Сирены»К.Дебюсси? 

С учетом слушательского восприятия учащихся основной школы продолжительность музыкальных фрагментов в фонохрестоматии составляет от двух до пяти минут в 5 и 6 классах

 

УМК используемый для реализации данного предмета музыки в 6классе:

 

- Искусство. Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012г.

- Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 6класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010г.

- Музыка. 6 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2010г.

-Музыка. 6 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В. Алеев – М.: Дрофа, 2010.

 

 

 

 

Содержание тем учебного курса

Тема года: «ВЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ (35 ч)

Музыка души.(1 ч)

Введение в тему года «В чем сила музыки». Объяснить что курс 6 класса посвящен изучению вопросов художественной выразительности музыкального искусства.

Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека.

«Тысяча миров» музыки(8 ч)

Наш вечный спутник.

 Искусство и фантазия.

Искусство—память человечества.

В чем сила музыки.

Волшебная сила музыки.

Волшебная сила музыки.

Музыка объединяет людей.

 

Как создается музыкальное произведение(1 ч)

Единство музыкального произведения.

Ритм (6ч)

«В начале был ритм».

О чем рассказывает музыкальный ритм.

Диалог метра и ритма.

От адажио к престо.

Мелодия (3ч)

«Мелодия – душа музыки».

«Мелодией одной звучат печаль и радость».

Мелодия«угадывает»нас самих.

Гармония (4ч)

Что такое гармония в музыке. Два начала гармонии.

Как могут проявляться выразительные возможности гар­монии.

Красочность музыкальной гармонии.

Полифония (2ч)

Мир образов полифонической музыки. Философия фуги.

Фактура (2ч)

Какой бывает музыкальная фактура. Пространство фактуры.

Тембры(3ч)

Тембры—музыкальные краски. Соло и тутти.

Динамика (2ч)

Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков.

Чудесная тайна музыки (3)

По законам красоты.

Подводим итоги (обсуждение с учителем).

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

 

Календарно-тематическое планирование по предмету_Музыка_ в _6_ классе

                    

  № урока

Наименование разделов и тем урока.

.

Кол-во

часов

Основное содержание

Дата проведения

Информационные ресурсы, учебно-лабораторное оборудование

план

факт

Тема года: «В чем сила музыки?»– (35 часов)

1

«Музыка души» 

1

Постановка проблемы, связанной  с                           

 изучением главной темы года. Важнейшие аспекты  эмоционального воздействия музыки  на человека.

 

02.09

 

Художественный материал: Поэзия

Е. Винокуров. Есть внутренняя музыка души...

Живопись

И. Левитан. Вечер. Золотой плес; Г,Сорока. Вид на плотину.

Музыка

Е. Дога. Вальс. Из кинофильма«Мой ласко­вый и нежный зверь» (слушание). Песенный репертуар: М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение)

«Тысяча миров» музыки» – (8 часов)

2

Наш вечный спутник

1

 Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки(соотнесение материального и духовного в жизни человека).

09.09

 

Музыкальный материал: И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание)

3

Искусство и фантазия

1

Реальность и фантазия в жизни человека.

Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере Вальса-фантазии М. Глинки).

 

16.09

 

Музыкальный материал:

М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент(слушание);

Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение);

А. Рыбников, стихи И. Кохановского.

Ты мне веришь? (пение)

4

Искусство — память человече­ства

 

1

Реальность и фантазия в жизни человека.

Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере Вальса-фантазии М. Глинки).

 

23.09

 

Музыкальный материал:

М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент(слушание);

Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение);

А. Рыбников, стихи И. Кохановского.

Ты мне веришь? (пение)

5

 В чем сила музыки

 

 

1

Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времен. Легенда о Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искус­ства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла«Картинки с вы­ставки»М. Мусоргского). Важнейшие эпо­хи в истории культуры. 

 

30.09

 

Художественный материал: Живопись и архитектура Рафаэль. Парнас. Аполлон и музы. Фраг­мент«Группа муз»; Храм Афины Афеина Эгине; Э. Гау. Павильонный зал. Государственный Эрмитаж;

Ш. Э. Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю-О. Роншан.

Музыка

М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепи­анного цикла «Картинки с выставки»(слушание).

Песенный репертуар: С. Соснин, стихи Я. Серпина. Победа! (пение)

6

«Волшебная сила музыки»

 

1

 Роль музыки и музыкантов в эпоху античности.

Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены»К.Дебюсси.

 

07.10

 

Музыкальный материал:

К. Дебюсси. Сирены. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание)

7-8

«Музыка объединяет людей»

 

 

2

Созидательная сила музыки (на примеремифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена.

 

14.10

21.10

 

Музыкальный материал:- Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент (слушание); Г. Струве, стихи Н. Соловьевой «Спасем наш мир» (пение)

9

Заключительный урок

 

 

 

1

Повторение пройденных музыкальных произведений за четверть.

 

28.10

 

Пение произведений на выбор  учащихся.  Тест по пройденным темам.

Как создается музыкальное произведение (1 час)

10

Единство музы­кального произве­дения

 

 

1

С чем проявляются традиции новаторство в музыкальном произведении. Средства му­зыкальной выразительности, их роль в со­здании музыкального произведения (на при­мере Антракта к IIIдействию из оперы «Лоэнгрин»Р. Вагнера).

 

11.11

 

Музыкальный материал:

Р. Вагнер. Антракт к IIIдействию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание);

Я .Дубравин, стихи В. Суслова. Всюду музы­кА живет (пение)

Единство музыкального произведения

Ритм (6 часов)

11

«Вначале был ритм»

 

 

1

   Многообразные проявления ритма в окру­жающем мире. Ритм—изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симмет­рия—коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса«Сказки Венского леса»).

 

18.11

 

Музыкальный материал: И. Штраус. Сказки Венского леса (слушание);

М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Непогода. Из телефильма«Мэри Поппинс, до свида­ния» (пение)

12

О чем расска­зывает музыкаль­ный ритм

1

Разнообразие претворения трехдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль ма­жор, соч. 7 № 1 Ф. Шопена). Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч. 40 № 1 Ф. Шопена).

25.11

 

Музыкальный материал: Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор, соч. 7 № 1. Фрагмент (слушание); Ф. Шопен. Полонез ля мажор, соч. 40 № 1. Фрагмент (слушание);  Г. Струве, стихи А. Барто. Бьюттам-тамы. Из кантаты для хора и солиста«Голубь ми­ра» (пение, музыкально-ритмические дви­жения)

13

О чем расска­зывает музыкаль­ный ритм

1

 Претворение испанских народных ритмов в Болеро М. Равеля.

02.12

 

Музыкальный материал: М. Равель. Болеро (слушание)

14

 Диалог метра и ритма

 

 

1

Отличие между метром и ритмом. Особен­ности взаимодействия между метром и рит­мом в «Танце с саблями»из балета«Гаянэ» А. Хачатуряна. Роль ритмической интона­ции в Симфонии № 5 Л. Бетховена.

09.12

 

Музыкальный материал: А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ» (слушание); Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент (слушание); П. Аедоницкий, стихи И. Романовского. Добрая столица (пение); М. Славкин, стихи Э. Фарджен. Новый год (пение)

15

От адажио к престо

 

1

Основные темпы в музыке. Зависимость му­зыкального темпа от характера музыкально­го произведения.

Медленные величественные темпы как вы­разители углубленных образов (на примере органной хоральной прелюдии«Я взываю к Тебе, Господи»И. С. Баха). Зажигатель­ный народный танец Италии тарантелла(на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини).

16.12

 

Музыкальный материал: И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». ВWV 639 (слушание);

Дж. Россини, стихи К. Пеполи. Неаполитан­ская тарантелла (слушание); И. С. Бах, обработка В. Попова, русский текст Я. Родионова. Нам день приносит свет зари... (пение);

Е. Крылатов,  стихи Л. Дербенева. Три бе­лых коня (пение)

16

От адажио к престо

 

1

Изменения темпов в музыкальных произве­дениях (на примере фрагмента«Поет зима» из«Поэмы памяти Сергея Есенина»Г. Сви­ридова).

23.12

 

Музыкальный материал: Г. Свиридов. Поет зима. Из«Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание); Е. Крылатов,  стихи Л. Дербенева. Три бе­лых коня (пение)

Мелодия (3 часа)

17

«Мелодия— душа музыки»

 

1

Мелодия—важнейшее средство музыкаль­ной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного.

Проникновенность лирической мелодии в«Серенаде»Ф. Шуберта.

13.01

 

Музыкальный материал: Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. Серенада (слушание);

Е. Крылатое, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далеко (пение)

 

18

«Мелодией од­ной звучат пе­чаль и радость»

 

 

 

1

Свети радость в «Маленькой ночной серена­де»В. А. Моцарта.

Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта. Выражение скорби и печали в Реквиеме В. А. Моцарта (на примере«Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта).

20.01

 

Музыкальный материал: В. А. Моцарт. Маленькая ночная серенада. I часть. Фрагмент (слушание); В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза

(слушание);

Вокализ на тему Лакримоза из Реквиема

В. А. Моцарта, обработка Д. Кабалевского

(пение)

19

Мелодия «угадывает» нас самих

 

1

Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете«Щелкунчик»П. Чайковского. Сила чувств, глубокая эмоциональность ме­лодий П. Чайковского (на примере Па-де-де из балета«Щелкунчик).

27.01

 

Музыкальный материал: П. Чайковский. Па-деде. Из балета «Щелкунчик» (слушание); П. Чайковский, стихи А. Майкова. Апрель. Подснежник. Из фортепианного цикла «Времена года». Обработка А. Кожевникова (пение); П. Чайковский, стихи В. Лунина. Утренняя молитва. Из«Детского альбома» (пение)

Гармония (4 часа)

20

Что такое гар­мония в музыке

 

1

Многозначность понятия гармония. Что та­кое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до ма­жор из I тома«Хорошо темперированного клавира»И. С. Баха.

 

03.02

 

  Музыкальный материал:

И. С. Бах. Прелюдия до мажор. Из I тома

«Хорошо темперированного клавира»

(слушание);

Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка

(пение)

21

Два начала гармонии

 

1

 Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная при­рода музыкальной гармонии (взаимодейст­вия мажора и минора, устойчивых и неус­тойчивых аккордов). Игра«света»и«тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта.

10.02

 

Музыкальный материал: В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Фрагмент (слушание); Ю. Тугаринов, стихи В. Пальчинскайте. Веселая история (пение)

22

 Как могут про­являться вырази­тельные возмож­ности гармонии

 

1

Гармония как важнейший фактор музы­кальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». Применение композитором мето­да «забегания вперед»в увертюре произведе­ния; роль темы роковой страсти в дальней­шем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и темой роковой страсти. (Содержание данной темы следует рассматривать одновременно и как первое введение в тему 7 класса« Музыкальная дра­матургия».)

17.02

 

Художественный материал: Поэзия А. Блок. Поэтический цикл« Кармен». Фрагмент. Музыка Ж. Бизе Увертюра к опере«Кармен» (слушание). Песенный репертуар:

Праздничный вечер. Голландская народная песня, русский текст К. Алемасовой, обра­ботка В. Попова(пение)

23

Красочность музыкальной гармонии 

1

   Усиление красочности музыкальной гармо­нии в произведениях, написанных на ска­зочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в«Шествии чуд морских» из оперы«Садко»Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония? Причи­ны ее возникновения.

24.02

 

Музыкальный материал: Шествие чуд морских. Из оперы«Садко» (слушание)

Полифония (2 часа)

24

Мир образов полифонической музыки

 

1

Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональ­ный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особеннос­ти. Полифонический прием«имитация» (на примере канона В. А. Моцарта«Да будет мир»).

03.03

 

Музыкальный материал: И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639 (слушание);

В. А. Моцарт. Dona nobis pac em (Да будет мир) (пение);

Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве(пение)

25

Философия фуги

 

1

Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор.

 

10.03

 

Художественный материал: Живопись  М. Чюрленис. Фуга. Музыка И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание). Песенный репертуар: Во поле береза стояла. Русская народная песня, обработка Г. Струве(пение); В сыром бору тропина. Русская народная песня(пение)

Фактура (2 часа)

26

Какой бывает музыкальная фактура

 

1

 Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи в учебнике, с. 99 — 100). Одноголосная, фактура(на примере Первойпесни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова). Мелодия с сопровождением(на примере романса С. Рахманинова«Сирень»). «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени.

31.03

 

Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Первая песня Леля из оперы«Снегурочка» (в исполнении учите­ля) (слушание;

С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень (слушание);

Г. Струве, стихи С. Маршака. Пожелание друзьям (пение);

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. До чего дошел прогресс! (пение)

 

27

Пространство фактуры

 

1

Стремительное движение   фигурационой  фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды».

Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах»из оперы« Кармен»Ж. Бизе.

07.04

 

Музыкальный материал: С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание);

Ж. Бизе. Утро в горах. Антракт к III дейст­вию. Из оперы «Кармен» (слушание)

Тембры (3 часа)

28

Тембры музы­кальные краски

 

1

Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность темб­ров скрипки(на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты«Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и Полета шмеля из оперы«Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты(на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха).

14.04

 

Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады. Из симфонической сюиты«Шехеразада» (слушание);

Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Из оперы«Сказка о царе Салтане» (слушание);

Вокализ (в переложении для виолончели и фортепиано) (слушание); И. С. Бах. Шутка. Из сюиты № 2 для оркест­ра (слушание);

М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Скрипка (пeние)

29

 Соло и тутти

 

 

1

 Сочетания тембров музыкальных инстру­ментов. Симфонический оркестр, его инст­рументальные группы.

21.04

 

Музыканты. Немецкая народная песня (пение)

30

Соло и тутти

 

 

1

Выразительные и изобразительные возмож­ности отдельных тембров и тембровых соче­таний (на примере фрагмента«Три чуда» из оперы«Сказка о царе Салтане » Н. Римского-Корсакова).

28.04

 

Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание);

Динамика (2 часа)

31

Громкость и тишина в музы­ке

 

1

 Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические нарастания и спады в Шестой «Пасторальной»симфонии Л. Бетховена (на примере IV части«Гроза». Буря»).

05.05

 

Музыкальный материал: Л. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». lV часть. «Гроза. Буря» (слушание); Ночной костер. Хоровая обработка«Венгерского танца» № 1 И. Брамса, выполненная Ю. Алиевым. Стихи Э. Александровой (пение)

32

Тонкая палит­ра оттенков   

 

1

 Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси«Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при харак­теристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента произведения«Про­буждение птиц»О. Мессиана).

12.05

 

Музыкальный материал: К. Дебюсси. Лунный свет. Из«Бергамасской сюиты (слушание);

О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент (слушание);

М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра (пение)

Чудесная тайна музыки (3 часа)

33-34

 По законам красоты 

 

 

2

 Преобразующее  значение музыки. Необхо­димость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы «Лебедь»из фортепианного цикла «Карнавал животных»К. Сен-Санса). Различный смысл выражений«слушать му­зыку»и«слышать музыку». Драматургическая роль  музыки в театраль­ных спектаклях, кинофильмах, телевизион­ных передачах. Выражение глубины и бла­городства художественного образа в Адажио Т. Альбинони.

Созидание по законам красоты.

19.05

 

Музыкальный материал: К. Сен-Санс. Лебедь. Из фортепианного цик­ла«Карнавал животных» (слушание); Т. Альбиони. Адажио (слушание

35

Подводим итоги

 

1

Коллективное обсуждение вопросов, обоб­щающих главную тему года: «В чем сила музыки?»; «Музыка воспитыва­ет в человеке доброе и светлое»; «В чем причина долговечности искусства?».

26.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Лист внесения изменений в календарно - тематический план по музыке

(наименование учебного  предмета,  для 6 класса, вторая ступень,

уровень основного общего образования

На 2014_-2015_ учебный год

 

                       Составитель:_Грефенштейн Оксана Владимировна_

 

 

Дата внесения изменения

Обоснование внесения изменения

Документы, подтверждающие внесение изменения

Подпись лица, внесшего изменения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист

рабочей программы учебного курса по музыке

(наименование учебного  предмета,  для 6 класса, вторая ступень,

уровень основного общего образования

 На 2014-2015 учебный год

 

Составитель:_ Грефенштейн Оксана Владимировна _

 

Предмет

 

Класс

 

Составитель программы

 

Эксперт

 

Дата заполнения

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по музыке, для 6 класса, вторая ступень, уровень основного общего образования"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель службы приёма заявок

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснительная записка

Данная учебная программа ориентирована на учащихся 6 класса.

Рабочая программа  по предмету «Музыка» для 6  класса      составлена на основе:

           - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1089 Минобразования РФ от 05.03.2004 года;

            -     авторской учебной программы «Музыка» под редакцией Алеева В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н. (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90,  [6] с.).;

-  примерных про­грамм «Музыка» «Искусство»  (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.), основного общего образо­вания и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. -  90, [6] с.)

            - базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ  № 1312 от 09.03.2004 года;

            - образовательной программы школы,

            - учебного плана школы на текущий учебный год;

 

            - положения о рабочей программе ОУ.

 

Количество часов, отводимых на изучение музыки:

согласно учебно-тематического плана 35 часов, 1 час в неделю.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 185 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 333
    • DOCX 61.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зайцева Елена Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зайцева Елена Юрьевна
    Зайцева Елена Юрьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 4848
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Мировая музыкальная культура от Баха до Шнитке

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 80 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания электромузыкальных инструментов и компьютерной музыки в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении академическому вокалу

Преподаватель академического вокала

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продажи и управление клиентским опытом: стратегии и аналитика

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе