Комитет
по образованию и делам молодежи администрации
г.Камень-на-
Оби, Алтайского края
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия
№ 5 имени Е.Е.Парфёнова»
г.Камень-на-Оби
Алтайского края
«Принято»
Руководитель МО
___________/
Белаш О. Н./
Протокол № _____
от
«____»____________2014г.
|
«Согласовано»
Зам. директора
по УВР
_________/ Кашицина
Т.Г /
|
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Гимназия №5»
________/
Евтушенко А.Б./
Приказ № ____
от «___»_______________2014 г.
|
Рабочая
программа
по
музыке, для 5 класса, вторая ступень,
уровень
основного общего образования
На
2014-2015 учебный год
Рабочая
программа составлена на основе программы
Программа
разработана на основе авторской программы «Музыка»
В.В. Алеева, Т.И. Науменко,
Т.Н. Кичак, рабочей программы «Музыка 5-8 классы»
по учебникам В.В. Алеева,
Т.И. Науменко, Волгоград, 2012.
Составитель:
Грефенштейн Оксана Владимировна
учителя
музыки
г.Камень-
на - Оби
2014
«Пояснительная
записка»
Рабочая программа
по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального компонента
государственного образовательного стандарта основного общего образования по
искусству, с опорой на примерные программы основного общего образования и
допущенной Министерством образования Российской Федерации, рабочей программы
«Музыка 5-8 классы» по учебникам В.В. Алеева, Т.И.
Науменко, Волгоград, 2012.
Цели программы:
– в углублении идеи многообразных
взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального воспитания,
а также с другими видами и предметами художественной и познавательной
деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой
художественной культурой, русским языком, природоведением;
- в системном погружении в проблематику
музыкального содержания;
- в рассмотрении музыкального искусства с
точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в
области эстетики, литературоведения, музыкознания;
- в обновлённом музыкальном материале, а
также введении параллельного и методически целесообразного литературного и
изобразительного рядов.
Задачи программы:
– научить школьников воспринимать музыку
как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и
доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость
к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- всемерно способствовать развитию интереса
к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке,
собственном творчестве;
- способствовать формированию
слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям
музыкального искусства;
- научить находить взаимодействие между
музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь
приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний,
нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее
значимых музыкальных форм, средств музыкальной выразительности, осознание
глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Программа
рассчитана на 35 часов 1 час неделю.
Общая характеристика учебного предмета
«Музыка»
Вторая ступень музыкального образования
логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной
культуры учащихся.
Музыкальное
образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют
дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей,
вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования
личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному
самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного
становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка»
призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать
систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной
музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся
произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.
Особое значение в
основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения
учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как
виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание
потребности в музыкальном самообразовании.
Тематическое
построение этого учебного года, соответственно, предполагает знакомство
школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны
литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая
музыка, опера, балет (раздел «Музыка и литература»), а также специфические
жанровые разновидности - музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел
«Музыка и изобразительное искусство»).
Междисциплинарные
взаимодействия, заявленные в теме года, выходят далеко за пределы обозначенных
видов искусства. Данная тема, как следует из учебного материала 5 класса, предусматривает
изучение музыки в единстве с тем, что ее окружает.
Рабочая программа
по музыке для 5 класса предполагает определенную специфику межпредметных
связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки:
ü с
литературой («общепрограммные» литературные произведения и жанры - например, сказки
Г.-Х. Андерсена, поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А. С.
Пушкина «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя...»; жанр «музыкальная басня»
- Г. Малер. «Похвала знатока»; общие для литературы и музыки понятия -
интонация, предложение, фраза);
ü изобразительным
искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие для музыки и
живописи понятия - пространство, нюанс, контраст, музыкальная краска и т. д.);
ü мировой
художественной культурой (изучение особенностей художественных направлений, в
частности импрессионизма);
ü русским
языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование
культуры анализа текста на примере приёма «описание» - описание романса К. Дебюсси
«Оград бесконечный ряд»);
ü историей
(изучение древнегреческой мифологии - пьеса К.-В. Глюка «Орфей»);
ü природоведением
(многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
Междисциплинарные взаимодействия
осуществляются либо при параллельном освоении материала в рамках указанных
предметов, либо «методом подхвата» (сначала в одном предмете, затем в другом),
что способствует более объемному его восприятию и усвоению.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном
плане
Для обязательного
изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования в 5
классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений
Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).
В рабочей
программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические
средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и
соответствующих умений и навыков, развитие познавательных способностей детей,
овладение ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного
анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях
художественной жизни страны; практическая направленность обучения.
Содержание курса 5
класса (тема года - «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух
крупных разделах - «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
·
целостное
представление о поликультурной картине современного музыкального мира;
·
развитое
музыкально–эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном,
заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и
жанров;
·
усовершенствованный
художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений
музыкального искусства;
·
владение
художественными умениями и навыками в процессе продуктивной
музыкально-творческой деятельности;
·
определенный
уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и
ассоциативное мышление, творческое воображение;
·
устойчивые
навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной
деятельности;
·
сотрудничество
в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов и различных
творческих задач.
Метапредметные результаты
Познавательные
Учащиеся научатся:
·
анализировать
собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для
достижения запланированных результатов;
·
использовать
различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с
искусством и художественному самообразованию;
·
размышлять
о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами
искусства;
·
определять
цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы
ее осуществления в реальных жизненных ситуациях;
Учащиеся
получат возможность научиться:
• основам
рефлексивного чтения;
• ставить
проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно
проводить исследование на основе применения
методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать
гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать
исследование с целью проверки гипотез;
• делать
умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
·
проявлять
творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными
действиями;
·
оценивать
современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего
предназначения в ней;
·
определять
цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы
ее осуществления в реальных жизненных ситуациях.
Учащиеся
получат возможность научиться:
• самостоятельно
ставить новые учебные цели и задачи;
• построению
жизненных планов во временной перспективе;
• при
планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства
их достижения;
• выделять
альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам
саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного
управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение
поставленных целей;
• осуществлять
познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных
задач;
• адекватно
оценивать объективную трудность как
меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно
оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных
сферах самостоятельной деятельности;
• основам
саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать
волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
·
аргументировать
свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений
отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
Учащиеся получат возможность:
·
участвовать
в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со
сверстниками в совместной творческой деятельности
·
применять
полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных
художественно-творческих задач;
·
договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
·
вступать
в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в
дискуссии и аргументировать свою позицию.
Содержание учебного предмета музыка 5
класса
Тема года: «Музыка и другие виды
искусства» (35 часов)
Часть первая. Музыка и литература (24
часа)
Музыка рассказывает обо всём
Как можно изучать музыку (разные пути
приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в
музыке.
Главная тема года «Музыка и другие виды
искусства» и особенности её постижения.
Методы наблюдения. Сравнения,
сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений
искусства.
Музыкальный материал:
В.Алеев, стихи С.Маршака. Гвоздь и подкова
(пение).
Истоки
Откуда берется музыка. Передача звуков
природы в музыкальных звучаниях. В чем состоит единство истоков видов
искусства.
Музыкальный материал:
Г.Струве, стихи И.Исаковой. Музыка
(пение);
Е.Крылатов, стихи Н.Добронравова.
Где музыка берет начало? (пение)
Искусство открывает мир
Какие миры открывает искусство (на примере
произведений искусства, представленных в №3). Соотнесение понятий реальность
жизни и реальность духа.
Художественный материал:
Музыка
М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова.
Маленький принц (слушание, пение).
Литература
А. де Сент-Экзюпери.
Маленький принц;
Х.К. Андерсен. Соловей.
Живопись
Н.Ге. Портрет Л.Н. Толстого;
И. Репин. Портрет А.Г.Рубинштейна.
Песенный репертуар:
Е. Крылатов, стихи Ю.Энтина. Крылатые
качели (пение).
Искусства различны, тема едина
Какие качества необходимы человеку, чтобы
понять смысл искусства.
Тема как фактор объединения произведений
разных видов искусства.
Сравнение художественных произведений,
представленных в п.4,с точки зрения сходства их образов и настроений.
Художественный материал:
Музыка
П. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь.
Из фортепианного цикла «Времена года»
(слушание);
Р.Шуман. Первая утрата. Из фортепианного
цикла «Альбом для юношества»(слушание).
Поэзия
А.Толстой. Осень. Обсыпается весь наш
бедный сад
Живопись
И.Левитан. Осенний день.
Два великих начала искусства
Слово и музыка – могучие силы искусства.
Особенности взаимодействия стихотворных
текстов и музыки в вокальных произведениях.
Музыкальный материал:
М.Глинка, стихи А.Пушкина.
Я помню чудное мгновенье…(слушание);
Ф.Шуберт, стихи В.Мюллера.
В путь.
Из вокального цикла «Прекрасная
мельничиха».
Песенный репертуар:
Веселый мельник. Американская народная
песня (слушание)
«Стань музыкою слово!»
Черты сходства между литературой и
музыкальной речью (на примере музыкально- поэтических интонаций на
инструментальную музыку (на примере финала Концерта № 1 для фортепиано с
оркестром П.Чайковского).
Музыкальный материал:
В.А.Моцарт. Симфония № 40. I часть.
Фрагмент (слушание);
П.Чайковский. Концерт № 1 для
фортепиано с оркестром. III часть.
Фрагмент (слушание).
Песенный репертуар:
Веснянка. Украинская народная песня
(пение)
Музыка «дружит» не только с поэзией
Воспроизведение человеческой речи в
вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст (на примере пьесы
«Кот Матрос» из вокального цикла «Детская» М.Мусоргского).
Музыкальные жанры, возникшие под влиянием
литературы.
Музыкальный материал:
М.Мусоргский. Кот Матрос. Из
вокального цикла «Детская» (слушание).
Песня – верный спутник человека
Роль песни в жизни человека. Песни
детства, их особое значение для каждого человека (на примере литературных
фрагментов из воспоминаний Ю.Нагибина и В. Астафьева.
Художественный материал:
Литература
Ю.Нагибин. Книга детства.
Фрагмент;
В. Астафьев. Последний
поклон. Фрагмент.
Музыка
В.Баснер, стихи М.Матусовского.
С чего начинается Родина? (слушание, участие в исполнении)
Песни оренбургских композиторов
Комбинированный урок.
Песни оренбургских композиторов: Цибизов,
Коняхин, Зельцер, Кондратенко и др.
Мир русской песни
О чем поется в русских народных песнях.
Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях (на примере
песни «Вечерний звон» на стихи И.Козлова).
Художественный материал:
Ах ты, степь широкая… Русская народная
песня, обработка Т.Триодина (слушание, участие в исполнении);
Вечерний звон. Стихи И.Козлова,
обработка Н.Иванова (слушание);
А.Александров. Уж ты зимушка –
зима. Обработка
Ю.Тугаринова (пение);
Ю.Тугаринов. стихи
Е.Румянцева. Если другом стала песня (пение);
Я.Френкель, стихи Р.Рождественского.
Погоня. Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение)
Песни народов мира
Для чего мы изучаем народную культуру
других стран (на примере польской народной песни «Висла»). Почему народные
песни привлекали композиторов как источник вдохновения (на примере
«музыкальной басни» Г.Малера «Похвала знатока»).
В чем состоит своеобразие жанра песни без
слов (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона).
Музыкальный материал:
Висла. Польская народная песня
(слушание);
Г.Малер, стихи из
немецкой народной поэзии. Похвала знатока. Из вокального цикла «Волшебный рог
мальчика» (слушание);
Ф.Мендельсон. Песня без слов №
14 (слушание);
В.Лебедев, стихи Ю.
Ряшинцева.
Песня гардемаринов (пение);
Вокализ на тему «Песня без слов» № 14
Ф Мендельсона, обработка Т.Кичак
(слушание)
Романса трепетные звуки
Мир образов, запечатленных в звуках
романса.
Черты общности и отличия между романсом и
песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском
романсе (на примере романса «Жаворонок» М.Глинки).
Музыкальный материал:
М.Глинка, стихи Н.Кукольника.
Жаворонок (слушание, пение)
Мир человеческих чувств
Выражение темы единства природы и души
человека в русском романсе (на примере романса «Ночь печальна» С.Рахманинова).
Роль фортепианного сопровождения в
романсе.
Музыкальный материал:
С Рахманинов, стихи И.Бунина.
Ночь печальна (слушание)
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в
храме
Главные особенности народной хоровой песни
(на примере русской народной песни «Есть на Волге утес»).
Хоровая музыка в храме. «Господняя»
молитва «Отче наш» (на примере хорового произведения П.Чайковского). Влияние
церковной музыки на творчество русских композиторов (на примере оперы «Сказание
о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.Римского – Корсакова).
Музыкальный материал:
Есть на Волге утес. Русская народная
песня (слушание);
П.Чайковский. Отче наш
(слушание);
Н.Римский – Корсаков.
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» . IV действие
(слушание);
Д.Бортнянский. Многолетие
(пение);
Кант VIII века «Музы согласно» (пение)
Что может изображать хоровая музыка
Художественные возможности хоровой музыки
(изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых
партитурах (на примере хора «Поет зима» Г.Свиридова).
Музыкальный материал:
Г.Свиридов. Поет зима. Из
поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание);
С веселой песней. Музыка и стихи
неизвестного автора.
Самый значительный жанр вокальной музыки
Опера – синтетический вид искусства.
Великие и русские композиторы, художники и
артисты – создатели оперных произведений.
Что такое оперное либретто. В чем состоит
отличие оперного либретто от литературного первоисточника (на примере увертюры
из оперы М.Глинка «Руслан и Людмила»).
Музыкальный материал:
М.Глинка. Увертюра из
оперы «Руслан и Людмила» (слушание);
М.Глинка, стихи С.Городецкого.
Финальный хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (пение)
Из чего состоит опера
Роль арии и инструментальных эпизодов в
оперных произведениях (на примере арии Снегурочки из оперы Н.Римского -
Корсакова «Снегурочка» и инструментального эпизода «Сеча при Керженце» из
оперы Н.Римского - Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии».
Музыкальный материал:
Н.Римский – Корсаков. Сцена
таяния Снегурочки. Из оперы Снегурочка. IV действие (слушание);
Н.Римский – Корсаков. Сеча при
Керженце. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». III действие
(слушание);
С Баневич. Пусть будет
радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды» (пение)
Единство музыки и танца
Чем отличает жанр балета; кто участвует в
его создании. Взаимодействие оперы и балета (на примере мазурки из оперы М.Глинки
«Жизнь за царя»).
Как по - разному может проявлять себя один
и тот же танцевальный жанр (сравнение мазурок М.Глинки из оперы «Жизнь за царя»
и Ф Шопена, соч17 №4).
Музыкальный материал:
М.Глинка. Мазурка . Из
оперы «Жизнь за царя». II действие.
Фрагмент (слушание);
Ф.Шопен. Мазурка ля
минор, соч.17 №4. Фрагмент (слушание);
Е.Адлер, стихи Л.Дымовой.
Песня менуэта (пение, музыкально – ритмические движения)
Русские сезоны в Париже
«Русские сезоны» в Париже – звездный час
русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Многоплановость
содержания в балете «Петрушка» И.Стравинского (на примере сравнения фрагментов
«Русская» и «У Петрушки»). Изобразительность балетной музыки ( на примере
Вариации II из балета
П.Чайковского “Щелкунчик».
Музыкальный материал:
Музыка
И.Стравинский. Русская; У
Петрушки.
Из балета «Петрушка» (слушание);
П.Чайковский. Вариация II. Из
балета “Щелкунчик»
(слушание);
Живопись
Б.Кустодиев. Масленица;
А.Бенуа. Петербургские
балаганы. Эскиз декорации к I действию балета И.Стравинского
«Петрушка»;
Н.Гончарова. Эскиз декорации
к I действию
оперы
Н.Римского – Корсакова «Золотой
петушок»;
Н.Сапунов. Карусель;
Б.Кустодиев. Ярмарка;
А.Бенуа. Эскиза костюмов
Балерины и Арлекина к балету И.Стравинского «Петрушка»;
Песенный репертуар:
П.Чайковский. Вальс цветов. Из
балета «Спящая красавица». Переложение для фортепиано и текст Н.Пановой (пение,
танцевальная импровизация)
Музыкальность слова
Музыка как одна из важнейших тем
литературы. В чем проявляется музыкальность стихотворения А.Пушкина «Зимний
вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н.Гоголя.
Художественный материал:
Литература
А.Пушкин. Зимний вечер;
Н.Гоголь. Сорочинская ярмарка. Фрагмент.
Музыка
М.Яковлев, стихи А.Пушкина.
Зимний вечер (пение)
Музыкальные сюжеты в литературе
Музыка – главный действующий герой
рассказа И.Тургенева «Певцы»; сила этой музыки, могучее преобразующее
воздействие.
Бессмертный памятник литературы – «Миф об
Орфее».
Художественный материал:
Литература
И.Тургенев. Певцы.Франмент;
Миф об Орфее.
Музыка
К.В.Глюк. Жалоба Эвридики.
Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание)
Живописность искусства
Как изобразительное искусство способно рождать
музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и
пейзаж музыкальный (на примере произведений искусства – фрагмента «Вот север,
тучи нагоняя…» из романа А.Пушкина «Евгений Онегин», картины И.Грабаря «Иней.
Восход солнца», Вариация Феи зимы из балета С.Прокофьева «Золушка»).
Претворение идеи пространства в музыке (на примере хора О.Лассо «Эхо»).
Художественный материал:
Поэзия
А.Пушкин. Вот север, тучи
нагоняя… Фрагмент из
из романа «Евгений Онегин».
Живопись
И.Грабарь. Иней. Восход
солнца.
С.Прокофьев. Вариация Феи
зимы. Из балета «Золушка» (слушание)
Песенный репертуар:
Г.Струве. Веселое эхо
(пение)
«Музыка – сестра живописи»
«Рельеф» и «фон» как важнейшие
пространственные характеристики произведений живописи и музыки ( на примере
картины К.Моне «Стог сена в Живерни» и фрагмент II части Первого
концерта для фортепиано с оркестром П.Чайковского).
Контраст в живописи и музыке (на примере
картины Э.Дробицкого «Жизнь и смерть» и пьесы «Два еврея, богатый и бедный» из
фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.Мусоргского).
Знакомство с понятиями, перешедшими из
области изобразительного искусства в область музыки.
Художественный материал:
Живопись
К.Моне. Стог сена в
Живерни;
Э.Дробицкого. Жизнь и смерть.
Музыка
П.Чайковский. Концерт № 1 для
фортепиано с оркестром. II часть.
Фрагмент (слушание);
М.Мусоргский. Два еврея,
богатый и бедный. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).
Песенный репертуар:
Ю.Тугаринов, стихи В.Орлова.
Я рисую море (пение)
Может ли музыка выразить характер
человека?
Передача характера человека в изображении
и в музыке (на примере сравнения образов Протодъякона И.Репина и Варлаама из оперы
«Борис Годунов» М.Мусоргского).
Музыкальное изображение внешнего и
внутреннего облика персонажа (на примере пьесы «Гном» из
фортепианного цикла «Картинки с выставки»
М.Мусоргского).
Художественный материал:
Живопись
И.Репин. Протодъякон.
Музыка
М.Мусоргский. Песня Варлаама. Из
оперы «Борис Годунов» (слушание);
М.Мусоргский. Гном. Из
фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).
Песенный репертуар:
Г.Гладков, стихи Ю.Энтина.
Песня о картинах (пение)
Образы природы в творчестве музыкантов
Одухотворенность природы в произведениях
искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в
изобразительном искусстве и муз зыке. Передача настроения весенней радости в
пьесе П.Чайковского «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена
года». Изображение «действия весеннего произрастания» в «Весне священной» И.
Стравинского (на примере фрагмента «Поцелуй земли»).
Музыкальный материал:
П.Чайковский. Апрель.
Подснежник. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);
И. Стравинский. Поцелуй земли.
Вступление к балету «Весна священна»;
П.Чайковский, стихи Г.Иващенко.
Неаполитанская песенка (пение);
В.Серебрянников, стихи В.Степанова.
Семь моих цветных карандашей (пение)
«Музыкальные краски» в произведениях
композиторов – импрессионистов
Импрессионизм в искусстве (выдающиеся
представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные
стилевые особенности). «Музыкальные краски» в пьесе «Игра воды» М.Равеля.
Воплощение пространства, стихии воздуха в оркестровом ноктюрне К. Дебюсси
«Облака». Поэтический пейзаж в музыке: романс К. Дебюсси «Оград бесконечный
ряд…»
Художественный материал:
Живопись
К.Моне. Река в Аржантее;
П.Сезанн. Гора Святой
Виктории;
В. Ван Гог. Море в Сен-Мари.
Музыка
М.Равель. Игра воды.
Фрагмент (слушание);
К. Дебюсси. Облака. Из
симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание).
Песенный репертуар:
Ты река ли моя. Русская народная песня.
Обработка А. Лядова (пение)
«Музыкальные краски» в произведениях
композиторов – импрессионистов
Поэтический пейзаж в музыке; К.Дебюсси.
«Оград бесконечный ряд…»
Художественный материал:
Поэзия
П.Верлен. Оград бесконечный
ряд…
Музыка
К.Дебюсси, стихи П.Варлена.
Оград бесконечный ряд…(слушание).
Живопись
Л.Вальта. Морской залив в
Антеоре;
К.Моне. Впечатление.
Восход солнца;
К.Писсарро. Красные крыши
Волшебная сказочность музыкальных сказок
Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль
изобразительности в музыкальных сказках. Танец красок и бликов в «Пляске
златоперых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н.Римского – Корсакова.
Картина рождественского праздника в балете «Щелкунчик» П.Чайковского.
Музыкальный материал:
Н. Римский – Корсаков. Пляске
златоперых и сереброчешуйных рыбок. Из оперы «Садко» (слушание);
П.Чайковский. ПА-де-де. Из
балета «Щелкунчик» (слушание);
С.Никитин, стихи Ю.Мориц.
Сказка по лесу идет (пение)
Сказочные герои в музыке
Звукоизобразительные эффекты в создании
сказочных образов (на примере фрагмента «Заколдованный сад Кащея» из балета
«Жар – птица» И.Стравинского). Воплощение сказочных образов в фортепианном
цикле М. Мусоргского «Картинки с выставки» (на примере пьесы «Избушка на курьих
ножках. Баба яга»).
Музыкальный материал:
И.Стравинский. Заколдованный сад
Кащея. Из балета «Жар – птица» (слушание);
М. Мусоргский. Избушка на курьих
ножках (Баба яга). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);
А.Зацепин, стихи Л.Дербенева.
Волшебник (пение)
Тема богатырей в музыке
Причины традиционности богатырской темы в
русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в «Богатырской»
симфонии А.Бородина и пьесе М.Мусоргского «Богатырские ворота» из
фортепианного цикла «Картинки с выставки».
Художественный материал:
Живопись
И.Билибин. Илья Муромец и
Соловей разбойник;
В.Васнецов. Богатыри.
Музыка
А.Бородин. Симфония №2
«Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание);
М.Мусоргский. Богатырские
ворота. (В стольном граде Киеве). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»
(слушание);
Былина о Добрыне Никитече. Былинный напев
сказителей Рябининых (пение)
Что такое музыкальность в живописи
Темы и сюжеты живописи, связанные с
воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл.
Художественный материал:
Живопись
Караваджо. Лютнист;
А.Аппиани. Парнас;
Т.Ромбо. Песня;
Э.Дега. Оркестр оперы;
М.Пепейн. Придворный бал.
Музыка
Ф.Торрес. Danza Alta
(слушание);
В.Семенов. Звездная река
(пение)
«Хорошая живопись – это музыка, это
мелодия»
Проявление музыкальности в портретных изображениях.
Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.
Художественный материал:
Э.Делакруа.Портрет Шопена;
И.Репин. Михаил Иванович
Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»;
Мусоргского;
И.Репин. Портрет
композитора Модеста Петровича;
И.Репин. Портрет
А,П.Бородина;
В.Серов. Портрет актрисы
М.Е.Ермоловой;
М.Нестеров, Портрет
скульптора В.И.Мухиной;
И.Айвазовский. Наполеон на
острове Святой Елены.
Музыка
П.Чайковский. Концерт № 1 для
фортепиано с оркестром. I
часть . Фрагмент
Музыка, литература и живопись обогащают и
преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу
человека. Нравственные цели искусства.
Песенный репертуар:
В.Высоцкий. Песня о друге
(пение);
Б.Окуджава. Пожелание
друзьям (пение)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.