Комитет
по образованию и делам молодежи администрации
г.Камень-на-
Оби, Алтайского края
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия
№ 5 имени Е.Е.Парфёнова»
г.Камень-на-Оби
Алтайского края
«Принято»
Руководитель МО
___________/
Белаш О. Н./
Протокол № _____
от
«____»____________2014г.
|
«Согласовано»
Зам. директора
по УВР
_________/ Кашицина
Т.Г /
|
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Гимназия №5»
________/
Евтушенко А.Б./
Приказ № ____
от «___»_______________2014 г.
|
Рабочая
программа
по
музыке, для 2 класса, первая ступень, уровень начального общего образования
На
2014-2015 учебный год
Рабочая
программа составлена на основе программы
«Музыка 1-4 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С.
Шмагина, М., Просвещение, 2010.
Составитель:
Грефенштейн Оксана Владимировна
учителя музыки
г.Камень-
на - Оби
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Программа
по музыке разработана на основе примерной программы основного начального
образования по данному предмету, соответствующей Федеральному компоненту
государственного образовательного Стандарта, авторской программы «Музыка» Е. Д.
Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка».
Программа
разработана на основе концепции духовно- нравственного развития и воспитания
личности гражданина России с учетом межпредметных и внутри предметных связей,
логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника
умения учиться.
Задача
предмета - ввести
учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать
музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную
культуру как часть всей их духовной культуры.
Изучение
данного курса в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-формирование основ
музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
-воспитание
эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных
и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения
отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным
традициям России, музыкальной культуре разных народов;
-развитие
восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и
ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти слуха, певческого
голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
-обогащение
знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в
учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных
музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение и импровизация).
Сроки реализации программы 2014-2015 учебный год.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Урок
музыки в данной программе трактуется как урок искусства,
нравственно-эстетическим стержнем которого является
художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые
для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и
зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и
другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая
идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму
общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть
истина, добро и красота в окружающем мире?
Содержание
программы базируется на художественно-образном,
нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов
мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений
композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов.
Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через
интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного
порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского.
При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в
контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального
фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят
отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду
людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных
обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как
истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений
духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает
возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую
часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение
закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с
жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире,
специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в
интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла»
(Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей
формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к
музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды
музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как
носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки
(повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений
(одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры
музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный
концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства
музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в
музыкальной речи композитора в конкретном произведении.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа основного
общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов,
указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего
образования. Предмет «Музыка» изучается в 1-4 классах в объеме не менее 135
часов (по 34 часа - во 2-4классах).
ЛИЧНОСТНЫЕ,
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
освоения образовательной программы начального общего образования должны
отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность
мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции,
личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Это:
-
укрепление культурной, этнической, и гражданской идентичности в
соответствии с духовными традициями семьи и народа.
-
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического
взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.
-
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение
ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
-
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в
современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих
возможностей.
-
развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация
творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)
музицирования.
-
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных творческих задач в том числе и музыкальных.
-
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной
отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к
историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и в искусстве
учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического
многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей
действительности, участие в жизни микро- и макро-социума (группы, класса,
школы, города, региона и др.);
- овладение способностью к реализации собственных
творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем
поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств и
решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение,
синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных
действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение
корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе
сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его
социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные требования
включают освоенный учащимися в ходе изучения предмета музыка опыт специфической
для этой предметной области деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов
научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Это:
Основные предметные требования к уровню подготовки учащихся
начальной школы:
1
класс откорректировать
-
развитие у учащихся устойчивого интереса к музыкальным занятиям.
-
побуждение к эмоциональному отклику на музыку разных жанров.
-
развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с
ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения.
-
формирование навыков выражения своего
отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике.
-
развитие певческих умений и навыков (координация между слухом и
голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания),
выразительное исполнение песен.
-
развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших
движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного
характера.
-
формирование навыков элементарного музицирования на простейших
инструментах.
-
освоение элементов музыкальной грамоты, как средства осознания
музыкальной речи.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. «Россия — Родина моя» (3 ч).
Мелодия.
Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России .
Музыкальные
образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня.
Мелодия. Аккомпанемент.
Музыкальный
материал
«Рассвет
на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
«Гимн России». А. Александров,
слова С. Михалкова.
«Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков,
слова К. Ибряева.
«Моя Россия». Г. Струве,
слова Н. Соловьевой.
Раздел 2. «День, полный событий» (6 ч).
Мир
ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского
и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.
Музыкальный
материал
Пьесы из «Детского
альбома». П. Чайковский.
Пьесы из «Детской
музыки». С. Прокофьев.
«Прогулка» из сюиты «Картинки
с выставки». М. Мусоргский.
«Начинаем перепляс». С. Соснин,
слова П. Синявского.
«Сонная песенка». Р. Паулс,
слова И. Ласманиса.
«Спят усталые игрушки». А. Островский,
слова З. Петровой.
«Ай-я, жу-жу», латышская
народная песня.
«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов,
слова Ю. Яковлева.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (5 ч).
Колокольные
звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество
Христово. Молитва. Хорал.
Музыкальный
материал
«Великий
колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня
об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.
Народные песнопения о Сергии Радонежском.
«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.
«Вечерняя песня». А. Тома,
слова К. Ушинского.
Народные славянские песнопения: «Добрый
тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и
музыка П. Синявского.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не
погасло!»
(4 ч).
Мотив,
напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской
народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа:
проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных
песенок, закличек, потешек.
Музыкальный
материал
Плясовые
наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».
«Наигрыш». А. Шнитке.
Русские народные песни: «Выходили
красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».
«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.
«Камаринская». П. Чайковский.
Прибаутки. В. Комраков,
слова народные.
Масленичные песенки.
Песенки-заклички, игры, хороводы.
Раздел 5. «В музыкальном театре» (5 ч).
Опера
и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический
оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля.
Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Музыкальный
материал
«Волк
и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.
«Золушка», фрагменты из балета.
С. Прокофьев.
«Марш» из оперы «Любовь
к трем апельсинам». С. Прокофьев.
«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
«Руслан и Людмила», фрагменты
из оперы. М. Глинка.
«Песня-спор». Г. Гладков,
слова В. Лугового.
Раздел 6. «В концертном зале» (5 ч).
Музыкальные
портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки.
Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического
оркестра. Партитура.
Музыкальный
материал
Симфоническая
сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.
«Картинки с выставки». Пьесы
из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
Симфония № 40, экспозиция 1-й
части. В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Свадьба
Фигаро». В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Руслан
и Людмила». М. Глинка.
«Песня о картинах». Г. Гладков,
слова Ю. Энтина.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так
надобно уменье...»»
(5 ч).
Композитор — исполнитель —
слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и
изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
Музыкальный
материал
«Волынка»;
«Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт
из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст
Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал;
ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.
«Весенняя». В.-А. Моцарт,
слова Овербек, пер. Т. Сикорской.
«Колыбельная». Б. Флис —
В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка,
слова Н. Кукольника.
«Песня жаворонка». П. Чайковский.
Концерт для фортепиано с оркестром №
1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.
«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных
иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Кавалерийская», «Клоуны»,
«Карусель». Д. Кабалевский.
«Музыкант». Е. Зарицкая,
слова В. Орлова.
«Пусть всегда будет солнце». А. Островский,
слова Л. Ошанина.
«Большой хоровод». Б. Савельев,
слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.
Н.Н.Рябенко. Уроки музыки в 1-7 класса: Книга для учителя / Н.Н.
Рябенко,- М.: Айрис - Пресс, 2006. -112 с.- (Методика).
2.
Тарасов Л.М. Волшебство оперы. Очерки А. Харшака. Л
«Дет.Лит.»,1979.-192 с.
3. Музыка.
Авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина. Учебник для
общеобразовательных учреждений, 1кл. 2-е изд .,М. «Просвещение»2012г.
4.
Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /
Б. В. Асафьев. — Л., 1973.
5.
Антология
русской и зарубежной музыки X—XXI вв. / сост. Ю. А. Зверев. Комплект
компакт-дисков. — М., 2005.
6.
Балашова С. С. Спутник учителя музыки / С. С. Балашова,
В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др.;
сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
7.
Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах /
В. Васина-Гроссман. — М., 1999.
8.
Дьякова Е. А. Перед праздником: рассказы для детей о православном Предании и
народном календаре России. — М., 1996.
9. Интернет на уроках
искусства: педагогическая технология создания и использования
информационно-коммуникативной среды / авт.-сост. С. И. Гудилина.
Вып. I. — М., 2004.
10.
Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? /
Д. Б. Кабалевский. — М., 2005.
11.
Кошмина И. В. Духовная музыка в школе. — В 2-х кн. — М., 2001.
Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое
пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,
Т. С. Шмагина. — М., 2004.
12.
Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-методическое пособие /
Г. Ю. Ксензова. — М., 2001.
13.
Мелик-Пашаев А. А. Мир художника / А. А. Мелик-Пашаев. — М., 2000.
Методологическая культура
педагога-музыканта: учеб.пособие / Э. Б. Абдуллин,
О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др.; под. ред.
Э. Б. Абдуллина. — М., 2002.
14.
Музыка и
живопись для детей. Компакт-диск. — М., 2002.
15.
Музыка и
поэзия / авт.-сост. Е. Н. Домрина. — М., 1999.
16.
Музыкальное
образование в школе / под ред. Л. В. Школяр. — М., 2001.
17.
Осеннева М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом:
учеб.пособие / М. С. Осеннева, В. А. Самарин,
Л. И. Уколова. — М., 1999.
18.
Покровский Б. А. Путешествие в страну Опера /
Б. А. Покровский. — М., 2000.
19.
Рапацкая Л. А. Русская музыка в школе: пособие для учителей музыки и мировой
художественной культуры / Л. А. Рапацкая, Г. П. Сергеева,
Т. С. Шмагина. — М., 2003.
20.
Русские
композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов. — Урал,
Л. Т. Д., 2001.
21.
Слово о
музыке: русские композиторы XIX века: хрестоматия / сост.
В. Б. Григорович, З. М. Андреева. — М., 1990.
22.
Смирнова Т. И. Беседа «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством или
искусство воспитания» / Т. И. Смирнова. — М., 2001.
23.
Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором /
Т. И. Стулова. — М., 2002.
24.
Халабузарь П. В. Теория и методика музыкального воспитания: учеб.пособие /
П. В. Халабузарь, В. С. Попов. — СПб., 2000.
25.
Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учеб.пособие / В. Н. Холопова.
— СПб., 2000.
26.
Шмагина Т. С., Кружалова А. М. Двунадесятые праздники // Искусство в школе. — 2000. — №
6; 2001. — № 1—6.
Ресурсы:
·
Использование музыкального инструмента - фортепиано; детских
шумовых
·
музыкальных инструментов.
·
Оборудование: Проигрыватель, магнитофон, аудио - материалы,
·
фонохрестоматии, хрестоматии, портреты композиторов, иллюстрации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
В
области личностных результатов:
-Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности
включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-ориентация, на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (
индивидуального) музицирования;
-позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
- развитие эстетического чувств
-
выражение чувства прекрасного на основе знакомства с произведениями мировой и
отечественной музыкальной культуры.
В области метапредметных результатов:
-умение строить речевые высказывания о музыке (муз.
произведениях)в устной форме.
-умение проводить простые сравнения между муз. произведениями, а
также произведениями муз. ,и ИЗО по заданным в учебнике критериям.
-умение устанавливать простые аналогии
образные, тематические) между произведениями музыки и ИЗО.
-наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со
сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы , города)
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения
учебных заданий;
В области предметных результатов;
-наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в
стремлении к музыкально-творческому выражению (пение, игра на детских музыкальных
инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие
в музыкально-драматических спектаклях),
-умение определять характер и настроение музыки с учётом терминов
и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса:
-владение некоторыми основами нотной грамоты: название нот, темпов
( быстро медленно), динамики (громко-тихо),
-узнавание по изображению некоторых муз. инструментов (рояль,
пианино, скрипка, флейта, арфа); также народных инструментов (гармонь, баян,
балалайка).
-проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя
начинать и заканчивать пение, уметь петь но фразам, слушать паузы, правильно
выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении,
понимать дирижёрский жест).
- понимание главных отличительных особенностей в музыкально –
театральный жанр оперы и балетом;
- использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни;
•развивать умения и навыки музыкально-эстетического
самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
•проявлять творческую инициативу, участвуя в
музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Приложения к программе
-основные понятия
курса;
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.