Рабочая
программа по музыке
для
1 класса
на
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Музыка» для I–IV
классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом
начального общего образования, примерными
программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.
Б. Кабалевского. При создании программы авторы учитывали потребности
современного российского общества и возрастные особенности младших школьников.
В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности
современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в
обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового
музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры
как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в
развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального
образования младших школьников:
·
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к
музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических
чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории,
традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения
учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
·
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
·
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти
и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших
образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
·
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений,
интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке,
формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития
певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной
деятельности.
·
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы базируется
на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими
школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки
религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд),
современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе
является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской
музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника
России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное
влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и
нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов
музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в
котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его
природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров,
народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования
музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу
музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который
дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как
неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение
закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с
жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире,
специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в
интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов
ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных
результатов.
Критерии отбора музыкального
материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это
художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная
значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы
являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя –
слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную
музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала,
включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру
младших школьников, воспитывает их
музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны
и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом
музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального
произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В
исполнительскую деятельность входят:
·
хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и
музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
·
инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
·
пьес программного характера; освоение элементов музыкальной
грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое
начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической,
пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений,
эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в
составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов;
в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных
мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о
музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки,
размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают
возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации
различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные
учебные действия.
Структуру программы составляют
разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны
музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической
идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический,
вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном
контексте.
Творческий подход учителя музыки к данной
программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах
в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II–IV
классах).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уроки музыки, как и художественное
образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой
деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь
образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия
человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия,
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности,
приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что
становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования,
обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи
музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях
акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании,
формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию,
идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном
этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка
открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его
духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать
на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых
для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со
сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к
дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации
своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на
целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной
деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному
и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая
умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ,
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в
начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются
в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести
в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров
музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви,
различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд
на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и
религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран,
народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными
явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и
оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других
народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и
личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и
сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии
окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города
и др.;
– формирование этических чувств
доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического
чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству,
понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют
уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся
в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в
разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки
музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской
и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение,
взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих
задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической
деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и
личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих
музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения
содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного
построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка
музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с
задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения
составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее
содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе
интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и
других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную,
познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств
информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие
музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные
презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения
музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки
в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование
общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей
музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры,
в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие
художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности;
– формирование устойчивого интереса к
музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой
деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать
свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение
эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору,
музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание,
интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при
создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении
вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник
начальной школы научится:
- воспринимать музыку
различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения
чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое
отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в
музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России,
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить
отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить
выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты
музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в
исполнительской деятельности;
- общаться и
взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные
произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое
движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки,
сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить
содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального
творчества разных стран мира.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание курса представлено
следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные
закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки
возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих
чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера
человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах
музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их
разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония,
концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции.
Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы,
действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в
музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения
отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального
искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как
озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и
речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные
средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад
и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное
воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи
в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ
фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки —
сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций,
тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и
контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение
художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и
трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира.
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные
коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы
(хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов.
Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая,
оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский,
мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой,
народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество
разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически
сложившихся традиций. Региональные
музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для
общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С.
Шмагиной: «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4
класс».
Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
№
|
Наименование
объектов и средств материально-технического обеспечения
|
Количество
|
1.
Библиотечный
фонд (книгопечатная продукция)
|
1
|
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
|
д
|
2
|
Примерная
программа начального общего образования по музыке
|
д
|
3
|
Программы
по музыке
|
д
|
4
|
Учебно-методические комплекты к
программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков
музыки. Учебники по музыке
|
к
|
5
|
Рабочие блокноты (творческие
тетради)
|
к
|
6
|
Книги о музыке и музыкантах.
Научно-популярная литература по искусству
|
п
|
7
|
Справочные пособия, энциклопедии
|
Д
п
|
2.
Печатные
пособия
|
8
|
Портреты композиторов
|
д
|
9
|
Портреты исполнителей
|
д
|
3.
Цифровые
образовательные ресурсы
|
10
|
Цифровые компоненты
учебно-методических комплектов по музыке
|
Д
п
|
11
|
Коллекция цифровых
образовательных ресурсов по музыке
|
Д
п
|
12
|
Цифровые инструменты учебной
деятельности для общего пользования
|
Д
п
|
4.
Экранно-звуковые
пособия (могут быть в цифровом виде)
|
13
|
Аудиозаписи и фонохрестоматии по
музыке
|
д
|
14
|
Видеофильмы
|
д
|
5.
Учебно-практическое
оборудование
|
15
|
Комплект детских музыкальных
инструментов:
Металлофон;
Треугольник.
Народные инструменты (ложки)
|
п
|
16
|
Расходные материалы:
Нотная бумага
Цветные фломастеры
Цветные мелки
|
К
Д
д
|
17
|
Персональный компьютер
|
д
|
18
|
Медиапроектор
|
д
|
|
Символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр
К – полный комплект (исходя из
реальной наполняемости класса)
Ф – комплект для фронтальной
работы
П – комплект, необходимый для
практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса.
Книгопечатная
продукция
Сергеева
Г. П. Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой,
Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Г.П.Сергеева,
Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина.
Учебники
Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся
1 кл. нач.шк./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
Рабочие тетради
Критская. Музыка. 1 класс. Рабочая
тетрадь.
Технические
средства обучения
Классная
доска
Мультимедийный
проектор
Экспозиционный
экран
Компьютер
Сканер
Принтер
лазерный
Компьютерные и информационно-
коммуникативные средства
Аудиозаписи и
фонохрестоматия музыкального материала.
Оборудование
класса
Ученические
двухместные столы с комплектом стульев.
Стол
учительский.
Шкафы для хранения
учебников и дидактических материалов, пособи
.
Календарно-тематическое
планирование по музыке для 1 класса
№
|
Тема
урока
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
Характеристика
деятельности учащихся
|
Музыка вокруг нас (16 часов)
|
1
|
И муза вечная
со мной!
|
1
|
|
Наблюдать за музыкой в жизни
человека.
Различать настроения, чувства и
характер человека, выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную
отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных
произведений. Словарь эмоций.
Исполнять песни (соло, ансамблем,
хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах.
Сравнивать музыкальные и речевые
интонации, определять их сходство и различия.
Осуществлять первые опыты импровизации
и сочинения в пении, игре, пластике.
Инсценировать для школьных праздников
музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.
Участвовать в совместной деятельности
(в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Знакомиться с элементами нотной
записи.
Выявлять сходство и различия
музыкальных и живописных образов.
Подбирать стихи и рассказы,
соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
Моделировать в графике особенности
песни, танца, марша.
|
2
|
Хоровод
муз
|
1
|
|
3
|
Повсюду
музыка слышна
|
1
|
|
4
|
Душа
музыки – мелодия
|
1
|
|
5
|
Музыка
осени
|
1
|
|
6
|
Сочини
мелодию
|
1
|
|
7
|
Азбука,
азбука каждому нужна…
|
1
|
|
8
|
Музыкальная
азбука
|
1
|
|
9
|
Обобщающий
урок 1 четверти
|
1
|
|
10
|
Музыкальные
инструменты
|
1
|
|
11
|
«Садко»
(из русского былинного сказа)
|
1
|
|
12
|
Музыкальные
инструменты
|
1
|
|
13
|
Звучащие
картины
|
1
|
|
14
|
Разыграй
песню
|
1
|
|
15
|
Пришло
Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
|
1
|
|
16
|
Добрый
праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти.
|
1
|
|
Музыка и ты (17 часов)
|
17
|
Край, в
котором ты живёшь
|
1
|
|
Сравнивать
музыкальные
произведения разных жанров.
Исполнять
различные
по характеру музыкальные сочинения.
Сравнивать
речевые
и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам
музыки народного и профессионального творчества.
Импровизировать
(вокальная,
инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров
музыки.
Разучивать
и исполнять образцы музыкально - поэтического творчества. (
скороговорки, хороводы, игры, стихи).
Разыгрывать
народные
песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях.
Подбирать
изображения
знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Воплощать
в
рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять
их на выставках детского творчества.
Инсценировать
песни,
танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их
на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п.
Составлять
афишу
и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.
Участвовать
в
подготовке и проведении заключительного урока – концерта.
|
18
|
Поэт,
художник, композитор
|
1
|
|
19
|
Музыка
утра
|
1
|
|
20
|
Музыка
вечера
|
1
|
|
21
|
Музыкальные
портреты
|
1
|
|
22
|
Разыграй
сказку (Баба-Яга. Русская сказка)
|
1
|
|
23
|
У
каждого свой музыкальный инструмент
|
1
|
|
24
|
Музы не
молчали
|
1
|
|
25
|
Музыкальные
инструменты
|
1
|
|
26
|
Мамин
праздник. Обобщающий урок 3 четверти
|
1
|
|
27
|
Музыкальные
инструменты. Чудесная лютня (по алжирской сказке).
|
1
|
|
28
|
Звучащие
картины
|
1
|
|
29
|
Музыка в
цирке
|
1
|
|
30
|
Дом,
который звучит. Опера-сказка.
|
1
|
|
31
|
Ничего
на свете лучше нету… Афиша
|
1
|
|
32
|
Программа.
Твой музыкальный словарь.
|
1
|
|
33
|
Обобщающий
урок 4 четверти (урок-концерт).
|
1
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.