Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
г.Пошехонье Ярославской области
Рассмотрено:
Утверждаю:
на заседании
МО директор МОУ СОШ №2
протокол №
_____ _____________
И.Ю.Селезнева
от «___» __________
2014 г приказ № _____ от «___» ___________ 2015 г руководитель
МО:________
Рабочая
программа
учебного
предмета «Музыка»
для
5 класса
Учитель
Бедник С.В.
2014
— 2015 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета
«Музыка» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО,
основной образовательной программы МОУ СОШ № 2 г. Пошехонье, с учетом примерной
программы ООО по музыке, на основе авторского УМК Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка.5-7
классы» издательства «Просвещение», 2010 года издания.
Изучение музыкального образования
ООО направлено на приобщение к музыке как эмоциональному,
нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений,
овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства,
раскрывающих духовный опыт поколений; развитие творческого потенциала,
ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной
деятельности; воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в
общении с искусством; освоение языка музыки, его выразительных возможностей в
создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной
выразительности разных видов искусств.
Нормативно-методическое
обеспечение:
·
Закон
«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012.
·
Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897).
·
Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Под ред
А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. - М.: Просвещение,
2010.
·
Фундаментальное
ядро образования общего образования /Под ред.В.В. Козлова,
А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010.
·
Примерная основная образовательная
программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост.
Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011.
·
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней
учебников, рекомендованных (допущенных) в использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный
год».
·
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010
№ 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных
помещений».
·
Приказ
Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении
федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников».
·
Постановление
главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
·
Критская Е. Д.,
Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка. 1-7 классы.
Искусство. 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2010.
·
Локальные
акты образовательного учреждения, обеспечивающие деятельность в рамках
федерального государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 класса реализует следующие
положения Программы воспитания и социализации школьников МОУ СОШ № 2 г.
Пошехонье:
- воспитание
ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической
культуры через формирование представления об эстетических идеалах и
художественных ценностях культур народов России; через знакомство с
эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с
фольклором и народными художественными промыслами;
- формирование
основ эстетической культуры через опыт самореализации в
различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в
доступных видах и формах художественного творчества; через участие в
проведении музыкальных вечеров, реализации культурно-досуговых программ,
включая посещение объектов художественной культуры с последующим
представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных
по мотивам экскурсий творческих работ.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 класса направлена на
формирование ИКТ-компетентности через создание музыкальных и звуковых сообщений
с использованием звуковых и музыкальных редакторов; клавишных и кинестетических
синтезаторов; программ звукозаписи и микрофонов; обработки цифровых
звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных
инструментов, с использованием возможности ИКТ в творческой деятельности,
связанной с искусством.
Рабочая программа учебного предмета
«Музыка» для 5 класса направлена на формирование культуры, здорового и
безопасного образа жизни через использование на уроках здоровьесберегающих
музыкальных технологий, к которым относят релаксацию, ритмотерапию,
кинезитерапию, вокалотерапию, тонирование.
Рабочая программа учебного предмета
«Музыка» для 5 класса направлена на формирование проектно-исследовательской
деятельности через разработку проектов по следующим темам: постановка
музыкального спектакля, виртуальный музей музыкальных инструментов, музыкальный
фестиваль нашего класса, музыка для школьной дискотеки, мой музыкальный
портрет, моя музыкальная коллекция и т.д.
Цель обучения искусству в школе — воспитание художественной культуры как
части всей духовной культуры учащихся на основе специфических методов
эстетического познания (наблюдение искусства, постижение мира через
переживание, художественное обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса).
Основные содержательные линии: «Музыка
как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в
современном мире: традиции и инновации» реализуются параллельно через изучение
в 5 классе.
Основные
виды деятельности учащихся: хоровое, ансамблевое и сольное пение, пластическое
интонирование и музыкально-ритмические движения, различного рода импровизации;
инсценирование песен, фольклорных образцов музыкального искусства. Творческое
начало учащихся развивается в размышлениях и высказываниях о музыке,
художественных импровизациях, индивидуальной и коллективной проектной
деятельности учащихся.
Р
- преподавание регионального содержания образования на уроках музыки.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 класса составлена в
соответствии с количеством часов, указанным в базисном учебном плане МОУ СОШ №2.
Предмет изучается в 5 классе в объеме 1 часа (35 часов).
Результаты освоения учебного
предмета «Музыка»
Личностные результаты:
Выпускник научится:
- знание государственной
символики (герб, флаг, гимн);
- освоение национальных
ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах
России;
- освоение
общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- уважение к культурным
и историческим памятникам;
- потребность в
самовыражении и самореализации, социальном признании;
- готовность и
способность к участию в школьных и внешкольных мероприятиях
Выпускник получит
возможность для формирования:
- выраженной устойчивой
учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию
и самовоспитанию;
- адекватной позитивной
самооценки и Я-концепции
Метапредметные результаты
освоения учебного предмета «Музыка» в основной школе
Выпускник научится:
- самостоятельно
анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем
ориентиров действия;
- планировать пути
достижения целей;
- устанавливать целевые
приоритеты;
- осуществлять
констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия;
- адекватно
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу
его реализации;
- основам
прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;
- основам реализации
проектной деятельности;
- осуществлять
расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
- давать определение
понятиям;
- осуществлять
сравнение, сериацию и классификацию.
- учитывать разные
мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
- устанавливать и
сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать
выбор;
- аргументировать свою
точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для
оппонентов образом;
- адекватно использовать
речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- организовывать и
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять
цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
- использовать
адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов
и потребностей
Выпускник получит
возможность для формирования:
- выделять
альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
- основам саморегуляции
в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления
своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных
целей;
- основам саморегуляции
эмоциональных состояний;
- учитывать разные
мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- следовать
морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на
основе уважительного отношения к партнёрам.
Предметные результаты
освоения учебного предмета «Музыка»:
·
сформированность
основ музыкальной культуры как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
·
сформированность
потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития,
социализации самообразования, организации содержательного культурного досуга на
основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии
мировой культуры;
·
развитие
общих музыкальных способностей школьников, а также образного и ассоциативного
мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного
отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятии и анализа
художественного образа;
·
сформированность
мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую
деятельность;
·
воспитание
эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации,
развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной
деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
·
расширение
музыкального и общего культурного кругозора, воспитание музыкального вкуса,
устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классиескому
и современному музыкальному наследию;
·
сотрудничество
в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных
музыкально-творческих задач.
Содержание учебного
предмета «Музыка»
Музыка как вид искусства
Основы музыки:
интонационно-образная, жанровая, стилевая.
Интонация в музыке как звуковое
воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная,
симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и
камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые
направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся
отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской
интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Взаимодействие и взаимосвязь музыки
с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор
— поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов;
общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, её
роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной
красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная
драматургия
Всеобщность музыкального языка.
Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение,
взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические
образы и др.
Общие закономерности развития
музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития
музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные,
вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства
содержания и художественной формы.
Взаимодействие музыкальных образов,
драматургическое и интонацион-ное развитие на примере произведений русской и
зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка
(знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII
вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX
в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции
и инновации
Народное музыкальное творчество как
часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и
интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная
музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные
жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального
музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего
региона.
Отечественная и зарубежная музыка
композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и
неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления.
Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная
музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл,
диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь.
Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные
коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса:
сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный,
академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные
электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных
инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.
Рабочая
программа реализуется в 5-х классах, где базовый уровень усвоен всеми
учениками. Контингент учащихся неоднороден: высокий
уровень мотивации к предмету имеют 20% , низкий – 16%. В связи с чем в основе
организации работы на уроках – уровневая дифференциация, индивидуальный подход.
Темы, которые являются наиболее сложными для усвоения, изучаются на
репродуктивновном уровне. Отмечается положительная динамика учебной
деятельности у 3 учащихся. Повысилась мотивация по предмету в целом по классу
(по сравнению с данными за предыдущий год). В классе 5 учащихся с
ограниченными возможностями здоровья (VII вид). Темы, которые являются наиболее
сложными для усвоения, изучаются в ознакомительном порядке, задания
выполняются по алгоритму, схеме.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.