1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МУЗЫКЕ 2 КЛАСС
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 ФЗ.
2. Базисный учебный план общеобразовательных
учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
3. Федеральный компонент государственного
образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от
05.03.2004, № 1089;
4. Примерные программы по предметам в начальной школе
;
5. Планируемые результаты начального общего
образования;
6. Положение о составлении рабочих программ учителями
МБОУ «Стычновская СОШ» на 2014-2015 уч. год.
Цели и задачи :
·
формирование основ музыкальной
культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
·
воспитание интереса и
любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и
эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к
истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
·
развитие интереса к музыке
и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения,
музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в
различных видах музыкальной деятельности.
·
совершенствование умений и
навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение
объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
·
расширение умений и навыков пластического интонирования
музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также
элементарного музицирования на детских инструментах;
·
активное включение в процесс музицирования
творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных,
пластических, художественных);
·
накопление сведений из
области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и
исполнительских коллектива.
2. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Принципы отбора основного и дополнительного содержания
связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях
обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями
развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого
культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за
рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из
истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и
изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического
фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.
Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их
восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты
«слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например,
в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все
это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и
«внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные
формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое
пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на
музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок,
музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты
как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое
начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической,
пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в
составлении программы итогового концерта. В программе также заложены
возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ КУРСЕ
Планирование
учебного материала рабочей программы рассчитано на 35 часов, 35 недель из
расчета 1 час в неделю.
4. СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Россия —
Родина моя»
Музыкальные образы
родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня.
Мелодия. Аккомпанемент.
«День, полный
событий»
Мир ребенка в
музыкальных интонациях, образах. Детские
пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный
материал — фортепиано.
«О России
петь — что стремиться в храм»
Колокольные звоны
России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово.
Молитва. Хорал.
«Гори, гори
ясно, чтобы не погасло!»
Мотив, напев,
наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной
музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы
зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок,
закличек, потешек.
«В
музыкальном театре»
Опера и балет.
Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр.
Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля.
Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
«В
концертном зале»
Музыкальные
портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки.
Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов
симфонического оркестра. Партитура.
«Чтоб
музыкантом быть, так надобно уменье...»
Композитор —
исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык.
Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные
конкурсы.
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
|
Название раздела, темы
|
Кол-во часов
|
1
|
Росси – Родина моя
|
3
|
2
|
День, полный событий
|
6
|
3
|
О России петь – что стремиться в храм
|
5
|
4
|
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
|
4
|
5
|
В музыкальном театре
|
5
|
6
|
В концертном зале
|
5
|
7
|
Чтоб музыкантом быть, так надо уменье…
|
7
|
|
ИТОГО
|
35
|
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическая
литература:
1. Примерные программы по предметам начального общего образования.
2.«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 2 класс», М.,
Просвещение, 2010г.
3.Е.Д.Критская
«Музыка 2 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2010
г.
4.Учебник «Музыка 2
класс», М., Просвещение, 2012 г.
5.«Рабочая тетрадь по
музыке 2 класс» М., Просвещение, 2012 г.
Материально-техническое
обеспечение
1.Компьютер.
2.Диапроектор.
3.Мультимедийная
программа «История музыкальных инструментов»
4.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
5.Российский
общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
6.Детские электронные
книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
7. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2
класса
обучающиеся должны уметь:
·
продемонстрировать
личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность
музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
·
воплощать в звучании
голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства,
характер и мысли человека;
·
проявлять интерес к
отдельным группам музыкальных инструментов;
·
продемонстрировать
понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи
выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в
ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
·
эмоционально откликнуться
на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или
пластике;
·
показать определенный
уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной
памяти и слуха, певческого голоса;
·
передавать собственные
музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой
деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на
исполнение музыкальных произведений;
·
охотно участвовать в
коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных
образов;
·
продемонстрировать знания
о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
·
использовать систему
графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших
мелодий;
·
узнавать изученные
музыкальные сочинения, называть их авторов;
·
исполнять музыкальные
произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация
и др.).
Оценивание
результатов начального образования по музыке каждого ученика носит сквозной
(накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и математических
проверок на каждом уроке на протяжении каждой четверти и всего учебного года.
При этом учитывается степень активности учащегося не только в
коллективно-творческой деятельности на уроке, но и в сфере внеклассной,
внеаудиторной работы. Важным показателем успешности становления музыкальной
культуры и достижения планируемых результатов является участие выпускников в
различных формах культурно-досуговой деятельности класса и школы.
Особое внимание
уделяется оценке сформированности умения выполнять учебные и
художественно-практические задачи, самостоятельно действовать при разрешении
проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Примерные нормы оценки
знаний и умений обучающихся.
На уроках музыки проверяется и
оценивается качество усвоения обучающимися программного материала.
При оценивании успеваемости
ориентирами для учителя являются конкретные требования к обучающимся,
представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и
умений.
Результаты обучения оцениваются
по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает
освоение обучающимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения,
слушания музыкальных произведений, импровизацию.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и
оценивается умение обучающихся слушать музыкальные произведения, давать
словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности,
умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания
музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального
произведения;
-умение обучающегося сравнивать произведения и делать
самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Нормы оценок.
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий
характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной
выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика
содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с
наводящими(1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной
выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов
учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного
материала.
8.Календарно-тематическое
планирование по музыке 2 класс
№
|
Тема
урока
|
Деятельность
учащихся на уроке
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
|
Тема: «Россия – Родина моя» (3 ч)
|
1
|
Мелодия
|
Размышлять
об отечественной музыке, её характере и средствах
выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных
произведений (словарь эмоций). Воплощать характер и настроение песен о
Родине в своём исполнении на уроках и школьных праздниках. Воплощать художественно
– образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др. Исполнять
Гимн России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики,
края, города, школы. Закреплять основные термины и понятия музыкального
искусства. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. Расширять
запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять
творческие задания из рабочей тетради.
|
1
|
4.09
|
2
|
Здравствуй,
Родина моя! Моя Россия.
|
1
|
11.09
|
3
|
Гимн
России.
|
1
|
18.09
|
|
Тема: «День, полный событий» (6 ч)
|
4
|
Музыкальные
инструменты
|
Распознавать
и эмоционально откликаться на выразительныеи
изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу
музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных
произведений. Воплощать эмоциональные состоянияв различных видах
музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных
музыкальных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре;
сочинение. Соотносить графическую запись музыки с её жанром и
музыкальной речью композитора. Анализировать выразительные и
изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Применять
знания основных средств музыкальной выразительности при анализе
прослушанного музыкального произведения в исполнительной деятельности. Передавать
в собственном исполнении различные музыкальные образы. Определять выразительные
возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание
и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Выполнять творческие
задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.
Различать особенности построения музыки: двухчастная, трёхчастная
формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев, припев). Инсценировать
песни и пьесы программного характера иисполнять их на школьных
праздниках.
|
1
|
25.09
|
5
|
Природа
и музыка. Прогулка.
|
1
|
2.10
|
6
|
Танцы,
танцы, танцы…
|
1
|
9.10
|
7
|
Эти
разные марши. Звучащие картины.
|
1
|
16.10
|
8
|
Расскажи
сказку. Колыбельные. Мама.
|
1
|
23.10
|
9
|
Обобщающий
урок.
|
1
|
30.10
|
|
Тема: «О России петь – что стремиться в
храм» (5 ч)
|
10
|
Великий
колокольный звон. Звучащие картины.
|
Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.
Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные
образы. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи. Передавать
с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер
колокольных звонов. Исполнять рождественские песни на уроке и дома.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять
творческие задания в рабочей тетради.
|
1
|
13.11
|
11
|
Святые
земли русской. Князь Александр Невский.
|
1
|
20.11
|
12
|
Сергий
Радонежский.
|
1
|
27.11
|
13
|
Молитва.
|
1
|
4.12
|
14
|
С
Рождеством Христовым! Обобщающий урок.
|
1
|
11.12
|
|
Тема: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)
|
15
|
Русские
народные инструменты. Плясовые наигрыши.
|
Разыгрывать народные игровые песни, песни диалоги, песни-хороводы. Общаться
и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных образов русского фольклора. Осуществлять
опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных
импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек. Исполнять
выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные
наигрыши на традиционных народных праздниках. Подбирать простейший
аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России. Узнавать
народные мелодии в сочинениях русских композиторов. Выявлять
особенности традиционных праздников народов России. Различать, узнавать
народные песни разных жанров и сопоставлять средства их
выразительности. Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально –
пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образцов
отечественного музыкального фольклора. Использовать полученный опыт
общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы,
инструментальные наигрыши разных жанров.Выполнять творческие задания
из рабочей тетради.
|
1
|
18.12
|
16
|
Разыграй
песню.
|
1
|
25.12
|
17
|
Музыка
в народном стиле. Сочини песенку.
|
1
|
15.01
|
18
|
Проводы
зимы. Встреча весны.
|
1
|
22.01
|
|
Тема: «В музыкальном театре» (5 ч)
|
19
|
Сказка
будет впереди.
|
Эмоционально
откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и
балетов. Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении
отдельных фрагментов музыкального спектакля. Рассказывать сюжеты литературных
произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять
особенности развития образов. Оценивать собственную музыкально –
творческую деятельность. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
|
1
|
29.01
|
20
|
Детский
музыкальный театр. Опера. Балет.
|
1
|
5.02
|
21
|
Волшебная палочка дирижера.
|
1
|
12.02
|
22
|
Опера
«Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
|
1
|
19.02
|
23
|
«Какое чудное
мгновенье!» Увертюра. Финал.
|
1
|
26.02
|
|
Тема: «В концертном зале » (5 ч)
|
24
|
Симфоническая
сказка «Петя и волк»
|
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с
музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов:
партитура, увертюра, сюита и др.. участвовать в коллективном
воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера,
драматизация) на уроках и школьных праздниках. Выявлять выразительные
и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Соотносить
характер звучащей музыки с её нотной записью. Передавать свои
музыкальные впечатления в рисунке. Выполнять творческие задания из
рабочей тетради
|
1
|
5.03
|
25
|
«Картинки с
выставки». Музыкальное впечатление.
|
1
|
12.03
|
26
|
«Звучит
нестареющий Моцарт».
Симфония №40. Увертюра.
|
1
|
19.03
|
27
|
Песня
о картинах
|
1
|
2.04
|
28
|
Обобщающий
урок
|
1
|
9.04
|
|
Тема: «Чтоб музыкантом быть, так надобно
уменье» 7 ч)
|
29-30
|
Волшебный
цветик-семицветик. Музыкальные инструменты.
|
Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя.
Анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык
произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по
образному содержанию образцы профессионального и музыкального- поэтического
творчества. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и
деятельность одноклассников. Узнавать изученные музыкальные сочинения
и называть их авторов. Называть и объяснять основные термины и
понятия музыкального искусства. Определять взаимосвязь выразительности
и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. Проявлять
интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских
коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям. Участвовать в
концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества. Участвовать в
подготовке и проведении заключительного урока – концерта. Составлять
афишу и программу заключительного урока совместно с одноклассниками.
|
2
|
16.04
23.04
|
31
|
Музыка
учит людей понимать друг друга. Мир композитора.
|
1
|
30.04
|
32-33
|
Природа
и музыка. «Печаль моя светла».
|
2
|
7.05
14.05
|
34-35
|
Обобщающий
урок
|
2
|
21.05
28.05
|
|
Итого:
|
|
35
|
|
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического клуба МБОУ
«Стычновская СОШ»
От г. №
________
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________
г.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.