2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» (1 КЛАСС)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету
«Музыка» разработана для 1 класса в соответствии с основными положениями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ,
Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина
России, а также планируемых результатов начального общего образования и
ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1.
Критская Е. Д. Музыка. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
/Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.:Просвещение, 2011.
2.
Критская Е. Д. Музыка. 1 класс: рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П.
Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011.
3.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс [Ноты]: пособие для учителя
/ сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2011.
4.
Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская,
Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. – 1электрон. опт.диск
(CD-ROM).
5.
Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] / Г. П. Сергеева,
Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа составлена на
основе
следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
-
Приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2010г. «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373». – С.5.
-
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. –
М.: Просвещение, 2010. – С. 5-6.
-
Примерные программы по учебным предметам. Часть 1. Часть 2. - М.: Просвещение,
2010. – С. 5-6.
-
Рабочие программы по предмету «Музыка». 1 – 4 классы. – М., 2011. – С. 5-6.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. - М.: Просвещение, 2010 – С. 5-6.
- Рабочая программа. Музыка. 1 – 4 классы /Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С.
Шмагина – М.: Просвещение, 2011. – С. 5-6.
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях. Интернет-сайт: http://mon.gov.ru/
-
Учебный план образовательного учреждения МБОУ СОШ № 7
общая характеристика учебного
предмета
Музыка
в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих
освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт
эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при
её изучении, начальное овладение различными видами музыкально- творческой
деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего
образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание
неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Цели и задачи предмета
«Музыка»
Предмет «Музыка имеет целью введение детей в многообразный мир
музыкальной
культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их
восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
-
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие
музыки;
- воспитание
эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие
достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к
истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов мира;
-
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и
ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого
голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной
деятельности;
-
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
-
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой
деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных
инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Цели
общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач
личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности
способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала,
готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических
идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного
оптимизма.
Приобщение
учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и
профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование
целостной художественной картины мира, воспитание
патриотических
чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию
творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом
способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В
результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе
воспитывается любовь к духовному наследию и мировоззрению разных народов,
развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими
людьми. Личностное, социальное, познавательное коммуникативное развитие
учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной,
художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных
педагогических задач.
Ценностными
ориентирами в предмете «Музыка « являются:
- вхождение в мир музыки «от родного порога»;
- освоение музыкальных картин мира;
-
усвоение базовых, культурно-исторических, семейных, музыкально- культурных и
религиозных ценностей.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно
базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки
в 1 классе начальной школы выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные
недели)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в
индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
-
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших
образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки
Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального
искусства России;
-
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразит природы, культур, народов и религий на основе сопоставления
произведений русской музыки и музыки других
стран,
народов, национальных стилей.
-
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в
культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной
жизни класса, школы, города и др.;
-
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
-
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
-
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или
индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
-ориентация
в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной
жизни класса, школы, города и др.;
-формирование
этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально –
ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и
общества.
Метапредметные результаты
характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
-
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности поиска средств ее осуществления в разных формах и видах
музыкальной деятельности;
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации
в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее
эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой
деятельности;
-
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально – творческих задач на уроках музыки, во внеурочной
и внешкольной музыкально – эстетической деятельности;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
-
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
-
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих
направлений в соответствии с задачами коммуникации;
-
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и
письменной форме;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового,
стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой
деятельности;
-
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность
с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия
на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые
образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной
доской и т.п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают
опыт учащихся в музыкально – творческой деятельности:
-
формирование представления о роли музыки в жизни человека, вего
духовно-нравственном
развитии;
-
формирование общего представления и музыкальной картине мира;
-
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
-
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
-
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо
виду) музыкально-творческой деятельности;
-
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
-
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать
содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
-
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в
импровизациях.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:
• воспринимать
музыку различных жанров;
• эстетически
откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах
музыкально творческой деятельности;
• определять
виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных
инструментов, в том числе и современныхэлектронных;
• общаться
и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественныхобразов.
• воплощать
в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни,
настроения, чувства, характер и мысли человека;
• продемонстрировать
понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи
выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в
ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
• узнавать
изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
• исполнять
музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация
и др.).
Основные виды учебной деятельности школьников:
-
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по
содержанию, характеру и средствам музыкальнойвыразительности. Обогащение
музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем
многообразии ее видов, жанров иформ.
-
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при
разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и
навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
-
Инструментальное музицирование. Коллективноемузицирование на элементарных
музыкальных инструментах. Участие в исполнениимузыкальных произведений. Опыт
индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
-
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах
выразительности. Индивидуально-личностное выражениеобразного содержания музыки
через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических
композиций. Танцевальныеимпровизации.
-
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы
музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценированиепесен,
танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных
произведений с помощью средств выразительности различныхискусств.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Музыка вокруг нас (16 часов)
И
муза вечная со мной. Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия.
Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука.
Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины.
«Разыграй песню». «Пришло Рождество – начинается торжество». Добрый праздник
среди зимы.
Музыка
и ты (17 часов)
Край,
в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера.
Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные
инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Звучащие картины.
Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который звучит. «Ничего на свете лучше
нету». Обобщающий урок. Урок-концерт.
Предпочтительными
формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая,
коллективная работа с учащимися.
В
программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков:
уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-концерты. Контроль
знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки
осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Промежуточная
аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки
учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого
раздела.
ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Современная
практика преподавания музыки характеризуется тенденциями обновления
музыкального образования, изменения педагогической технологии с переориентацией
ее на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение. Решать эту задачу
помогают общие педагогические технологии: развития критического мышления (С.И.
Заир-Бек, И.В. Муштавинская), методы интенсивного обучения (В.Ф.Шаталов),
личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская),
игровые, проблемно-поисковые, диалог культур, педагогика сотрудничества, проектно-исследовательские,
арт-терапия.
Использование
здоровьесберегающих технологий (В.А.Вишневский) находят выражение в развитии
дыхательных навыков при пении, в высокой двигательной активности в
танцевальных, пластических движениях, релаксации при восприятии музыки, частой
смене видов деятельности. Особое внимание отводится созданию на уроке ситуации
успеха (А.С.Белкин).
Для
эффективного преподавания музыки широко используются информационные технологии
– аудиозаписи, фрагменты фильмов (DVD), цифровые образовательные ресурсы,
познавательные, в том числе авторские медиауроки; медианаглядности,
демонстрация творческих работ, осуществление итогового контроля (тестирование);
организуется самостоятельная работа по созданию домашней фонотеки.
Специфические
технологии: технология восприятия музыкального произведения, технология
музицирования, театрализации.
ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОКА «МУЗЫКИ» С ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Постижение
музыкального искусства учащимися подразумевает
различные
формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое
пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных
инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных
пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как
средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое
начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической,
пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в
составлении программ концертов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ И ЭОР
1.
Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2.
Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
3.
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки»
«Коминфо»
4.
Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
5.
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
6.
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru
МАТЕРИАЛЬНО
– ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
1.
Музыкальный центр, проигрыватель DVD.
2.
Медиаппаратура: проектор, экран.
3.
Цифровые образовательные ресурсы: «ФЦИОР», энциклопедия «Кирилла и Мефодия»;
презентации к урокам.
4.
Аудиоматериал.
5.
Нотный материал.
6.
Детские музыкальные инструменты.
7.
Репродукции живописи, слайды.
8.
Дидактический материал.
9.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
10.
Печатные пособия.
11.
Игры и игрушки.
Методическое
обеспечение предмета «Музыка»
-
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов: Е. Д. Критской, Г.
П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной;
- «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы
программы «Музыка. Начальные классы» - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,Т.С.
Шмагина., М., Просвещение;
-
«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для
учителя М., Просвещение, 2004г.
-
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»
фонохрестоматия
(3 кассеты) и СD (mp
3), М., Просвещение, 2009 г.
-
учебник-тетрадь «Музыка», М., Просвещение, 2010г.
-
Рабочая тетрадь, М., Просвещение, 2010г.
Итоговый тест 1
класс
1 полугодие
Тема раздела:
«Музыка вокруг нас»
1. Найдите
лишнее:
Три «кита» в
музыке – это…
а) Песня
б) Танец
в) Вальс
г) Марш
2. Выберите
верное утверждение:
а)
Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.
б)
Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.
в)
Композитор – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
3.
Выберите верное утверждение:
а)
Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.
б)
Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.
в)
Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
4.
Найдите лишнее:
Народные
инструменты – это…
а) флейта
б) гусли
в) дудка
Симфонические
инструменты – это…
а) флейта
б) гусли
в) арфа
5. Найдите
лишнее:
Народные
праздники – это…
а) Новый год
б) Рождество
в) 1 сентября
Итоговый тест 1
класс
2 полугодие
Тема раздела:
«Музыка и ты»
1. Приведи
в соответствие (соедини стрелками):
Какие средства
в своей работе использует:
1)
Поэт а) краски
2)
Художник б) звуки
3)
Композитор в) слова
2. Если
бы ты был композитором, какими звуками ты нарисовал бы картину утра:
а)
светлыми
б)
нежными
в)
сумрачными
3. Найди
лишнее:
Образ защитника
Отечества воспевается в таких произведениях – это…
а) «О маме»
б) «Богатырская
симфония»
в) песня
«Солдатушки, бравы ребятушки»
4. Найди
лишнее:(подчеркни)
Духовые
народные инструменты – это…
а) Волынка
б) Рожок
в) Дудка
г) Скрипка
5. Назовите
композитора песни «Болтунья»:
а) Д.Б.
Кабалевский
б) С.Прокофьев
6. Какие
персонажи исполняют песенную, танцевальную и маршевую музыку?
а) Золотые
рыбки из балета «Конек Горбунок» 1)
марш
б) Колыбельная
мамы Козы из оперы «Волк и семеро козлят» 2) танец
в) Семеро
козлят из оперы «Волк и семеро козлят» 3)
песня
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.