Рабочая
программа по
математике
ГБС(К)ОУ школа –
интернат №3 г. о. Тольятти
Учебный год:
2014 - 2015
Класс:
5
Количество часов в
неделю: 6часов в неделю; в год: 204 часа.
Программа
составлена на основе программы для 5 – 9
классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида: Сб.1. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора
педагогических наук В. В. Воронковой , 2001. – 232 с.
Учебник: М.
Н. Перова, Г. М. Капустина Математика. 5 класс: учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. Москва. «Просвещение», 2012 г.
Рабочую программу
составила: учитель
С. В. Макарова
Пояснительная
записка
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных
(коррекционных) учреждений VIII
вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:
Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 232 с. и ориентирована на учебник
«Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва.
«Просвещение», 2010.
Программа рассчитана на 204 часа, 6
часов в неделю, в том числе количество часов для проведения самостоятельных и
контрольных работ.
Задачи преподавания математики:
·
дать
учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические
представления, которые помогут
им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
·
использовать
процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением
интеллекта и
коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
·
развивать
речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
·
воспитывать
у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость,
трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать
работу и доводить начатое дело до завершения.
Задачи
обучения:
·
приобретение знаний о нумерации в пределах
1000 и арифметических действиях в данном пределе, об образовании, сравнении
обыкновенных дробей и их видах, о задачах на кратное и разностное сравнение,
нахождение периметра многоугольника, о единицах измерения длины, массы, времени;
·
овладение способами деятельностей,
способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;
·
освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной
и учебно-познавательной.
Цели обучения математике:
·
развитие образного и логического мышления,
воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для
успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
·
освоение основ математических знаний,
формирование первоначальных представлений о математике;
·
воспитание интереса к математике,
стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Наряду с
этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
·
развитие зрительного восприятия и узнавания;
·
развитие пространственных представлений и
ориентации;
·
развитие основных мыслительных операций;
·
развитие наглядно-образного и словесно-логического
мышления;
·
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
·
обогащение словаря;
·
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях,
умениях, навыках.
В данной программе представлено содержание
изучаемого математического материала в 5 классе специальной
(коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного
года обучения, а так же повторение вопросов,
изученных ранее, решение задач указанных в программе предшествующих лет
обучения.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике,
который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
В 5
классах школьники знакомятся с нумерацией в пределах 1000. Выполняют операции
сложения и вычитания чисел в пределах 1000, письменное умножение и деление
двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
Устное решение примеров и простых
задач с целыми числами в 5 классе дополняется введением примеров и задач с
обыкновенными дробями. А так же решение простых арифметических задач на
нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на сравнение
(отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз
больше (меньше)?»
Умение хорошо считать устно
вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения
по устному счету должны быть разнообразными по содержанию и интересными по
изложению. Учитель постоянно учитывает, что учащиеся с трудом понимают и
запоминают задания на слух. В связи с этим на занятиях устным счетом учитель
ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует наглядные
пособия, дидактический материал.
При обучении письменным вычислениям
необходимо добиваться четкости и точности в записях арифметических действий,
правильности вычислений и умений проверять решения. Обязательной должна стать
на уроке работа, направленная на формирование умения слушать и повторять
рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.
Воспитанию прочных вычислительных
умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся.
Систематический и регулярный опрос
учащихся является обязательным видом работы на уроках математики.
При изучении дробей необходимо
организовать с учащимися большое число практических работ, результатом которых
является получение дробей.
На решение арифметических задач
необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание
самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и
индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит
преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней. При подборе
задач учитель не ограничивается только материалом учебника.
Геометрический
материал занимает важное место в обучении математике. Из числа уроков
математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала.
На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на
моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они
знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями,
приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают
практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.
В 5 классе учащиеся повторяют геометрический материал, изученный в начальной
школе (Виды линий. Виды углов. Прямоугольник (квадрат) элементы и их свойства).
Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.
Последовательность и содержание
изложения планирования представляют определенную систему, где каждая тема
служит продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения
последующей.
Содержание программы
Сложение и вычитание чисел в
пределах 100 с переходом через разряд приемами устных вычислений. Нахождение неизвестного
компонента сложения и вычитания.
Нумерация чисел в пределах 1000.
Получение круглых сотен в пределах 1 000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен,
десятков, единиц, из сотен
и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс
единиц.
Счет до
1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2,20,200; по 5,50,500; по 25,250
устно, письменно, с использованием счетов. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
Округление чисел до десятков, сотен, знак ≈.
Сравнение
(отношение) чисел с вопросами: «На сколько
больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?» (легкие случаи).
Определение
количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Единицы
измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1 т), соотношения: 1 м = 1 000 мм, 1 км
= 1 000 м, 1 кг = 1 000 г, 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.
Единицы измерения
времени: год (1 год) соотношение: 1 год = 365, 366 сут. Високосный год.
Сложение
и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости устно (55 см ±
19 см; 55 см ± 45 см; 1м — 45 см; 8м55см±3м19 см; 8 м 55 см ± 19 см; 4м55см±3м;8м±19 см; 8 м ± 4 м 45 см).
Римские цифры. Обозначение чисел I—XII.
Сложение
и вычитание чисел в пределах 1000 устно и письменно, их проверка.
Умножение
чисел 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка и с остатком.
Преобразования
чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Умножение
и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 • 2; 400 • 2; 420 •
2; 40 : 2; 300 : 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через
разряд (24 • 2;
243 • 2; 48 : 4; 488 : 4 и т. п.) устно.
Умножение
и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд письменно, их
проверка.
Получение
одной, нескольких долей предмета, числа.
Обыкновенные
дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями
или знаменателями.
Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.
Простые арифметические задачи на
нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?». Составные задачи, решаемые в 2-3 арифметических действия.
Периметр (Р). Нахождение периметра
многоугольника.
Треугольник.
Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам
углов и длинам сторон.
Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда.
Обозначение R и D.
Масштаб: 1: 2; 1:5; 1: 10; 1: 100.
Буквы латинского алфавита: A, B, C, D, E, K, M, O, P, S.
Тематическое планирование.
№ п/п
|
Наименование разделов
|
Количество часов
|
1.
|
Все
действия в пределах 100.
|
16
|
2.
|
Тысяча.
|
34
|
3.
|
Меры
длины, массы, времени.
|
24
|
4.
|
Сложение
и вычитание чисел в пределах 1000. Умножение и деление на однозначное число.
|
72
|
5.
|
Обыкновенные
дроби.
|
10
|
6.
|
Геометрический
материал.
|
16
|
7.
|
Повторение
.
|
22
|
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся
Учащиеся
должны знать:
-
класс единиц, разряды в классе единиц;
-
десятичный состав чисел в пределах 1000;
-
единицы измерения длины, массы времени, их соотношения;
-
римские цифры;
-
дроби, их виды;
-
виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Учащиеся
должны уметь:
-
выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
-
читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
-
считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
-
выполнять сравнение чисел (больше, меньше, равно) в пределах 1000;
-
выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание
чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;
-
выполнять умножение числа 100; деление на 10,100 без остатка и с остатком;
-
выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы
в пределах 1000;
-
умножать и делить на однозначное число;
-получать,
обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
-
решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три
арифметических действия;
-
уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
-
различать радиус и диаметр.
ПРИМЕЧАНИЯ
Обязательно:
-
продолжать складывать и вычитать числа в пределах 100 с переходом через десяток
письменно;
-
овладеть табличным умножением и делением;
-
определять время по часам тремя способами;
-
самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.
Не
обязательно:
-
решать наиболее трудные случаи вычитания чисел в пределах 1000(510 – 183; 503 –
138);
-
решать арифметические задачи в два действия самостоятельно ( в два, три
действия решать с помощью учителя);
-
чертить треугольник по трем данным сторонам.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и
навыков учащихся
по математике.
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их
индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
1. Оценка устных ответов
Оценка
«5»ставится ученику, если он;
а)
дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может
подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и
умеет применять правила умеет самостоятельно оперировать изученными
математическими представлениями;
б)
умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу,
объяснить ход решения;
в)
умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
г)
правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение
фигур по отношению друг к другу на плоскости их пространстве,
д)
правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и
чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка
«4» ставится ученику, если его ответ в
основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:
а)
при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
б)
при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных
записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы
реальных предметов;
в)
при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих
анализу предложенной задачи уточнению вопросов задачи, объяснению выбора
действий;
г)
с незначительной по мощью учителя правильно узнает и называет геометрические
фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по
отношению друг к другу;
д)
выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все
недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи
учителя, сосредоточивающего внимание ученика на существенных особенностях
задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе
ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может
быть поставлена оценка «5».
Оценка
«3» ставится ученику, если он:
а)
при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы
на поставленные вопросы, формулирует правила может их применять;
б)
производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с
соблюдением алгоритмов действий;
в)
понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством
учителя;
г)
узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на
плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся,
или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на
таблицах, с помощью вопросов учителя;
д)
правильно выполняет измерение и черчение после предварительного
обсуждения последовательности работы демонстрации приёмов ее выполнения.
Оценка
«2» ставится ученику, если он обнаруживает,
незнание большей части программного материала не может воспользоваться помощью
учителя, других учащихся.
Оценка
«1» ставится ученику в том случае, если
он обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего его
познавательным возможностям.
2. Письменная проверка знаний и умений учащихся
Учитель
проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных
работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом
учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По
своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными
(только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. Д.),
либо комбинированными,— это зависит от цели работы, класса и объема
проверяемого материала.
Объем
контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся
требовалось: в V — IХ
классах 35 — 40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только
выполнить работу, но и успеть ее проверить.
В
комбинированную контрольную работу могут быть включены; 1—3 простые задачи,
или 1—3 простые задачи и составная (начиная со II класса), или 2 составные
задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и
на порядок действий, начиная с III
класса) математический диктант, сравнение чисел, математических выражений,
вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
При
оценки письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками
следует считать; неверное выполнение вычислений вследствие неточного
применения правил и неправильное решение задачи (неправильный выбор,
пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса,
привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение
правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми
ошибками считаются ошибки допущенные в процессе
списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических
действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности
расположения записей, чертежей. Небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка
не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение
составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко
используются на уроках математики (названия компонентов и результатов,
действий, величин и др.).
При
оценке комбинированных работ:
Оценка
«5» ставится, если вся работа выполнена
без ошибок.
Оценка
«4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки.
Оценка
«3» ставится, если решены простые задачи,
но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с
негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка
«2» ставится, если не решены задачи, но
сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.
Оценка
«1» ставится, если ученик не приступал к
решению задач; не выполнил других заданий.
При
оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не
предусматривается решение задач:
Оценка
«5» ставится, если все задания выполнены
правильно.
Оценка
«4» ставится, если допущены 1—2 негрубые
ошибки.
Оценка
«3» ставится, если допущены 1—2 грубые
ошибки или 3—4 негрубые.
Оценка
«2» ставится, если допущены 3—4 грубые
шибки и ряд негрубых.
Оценка
«1» ставится, если допущены ошибки в
выполнении большей части заданий.
При
оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение
задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т. д., задач
на измерение и построение и др.):
Оценка
«5» ставится, если все задачи выполнены
правильно.
Оценка
«4» ставится, если допущены 1-— 2 негрубые
ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение выполнено
недостаточно точно.
Оценка
«3» ставится, если не решена одна из
двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие
неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при
размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических
фигур буквами.
Оценка
«2» ставится, если не решены две задачи на
вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена
последовательность построения геометрических фигур.
Оценка
«1» ставится, если не решены две задачи на
вычисление, получены неверные результаты при измерениях, не построены заданные
геометрические фигура.
3. Итоговая оценка знаний и умений
учащихся
1.
За год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
2.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так
и овладение им практическими умениями.
З.
Основанием для выставления итоговой отметки служат: результаты наблюдений
учителя за повседневной работой ученика, текущих и итоговых контрольных работ
Формы и средства контроля
Контрольные
работы
1.Арифметические действия в пределах 100.
2.Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд.
3.Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.
4.Арифметические действия в пределах 1000.
5.Умножение двузначного и трёхзначного числа на однозначное число.
6.Деление двузначного и трёхзначного числа на однозначное число.
7.Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число
с переходом через разряд.
8.Сложение и вычитание в пределах 1000, их проверка.
9.Умножение и деление чисел в пределах 1000, их проверка.
10.Все действия в пределах 1000. Итоговая контрольная работа.
Учебно-методическое
обеспечение рабочей программы
1. Программы
для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII
вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией В.В.Воронковой. 2001.
– 232 с..
2. Учебник
«Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва
«Просвещение», 2010.
3. Перова
М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII
вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист.
изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).
Дополнительная
литература
1. Эк
В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII
вида. - М.: Просвещение,
2005.
2. Перова
М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие
для учителя. —М. :Просвещение,
1992.
3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические
игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.:
Просвещение,1993.— 191
с.
4. Обучение
и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов
дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс,
1994. — 416 с.
5. Эк
В.В., Перова М.Н. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе:
пособие для учителя. _ М.: Просвещение, 1983. – 135с.
6. Перова
М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. Пособие для учителя. М.,
Просвещение, Учебная литература, 1996. – 144 с.
7. Истомина
Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах : Пособие для
учителя. — М. :Просвещение,
1985. – 64 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.