«Принято»
«Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель
Руководитель
______ / Шамиюнова А.М./ руководителя по
УВР МОУ-СОШ №21
Протокол № 1 от
МОУ-СОШ №21 _____/Швецова Е.В./
« 27 » августа 2010г. _______/Уймина
Г.Х./ Приказ № ______от
«
» _________2010г. « » ________2010г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Муниципальное образовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа №21
Хайруллиной Резеды Насимовной
по математике
5 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № ________ от
« » _________2011г.
2014-2015 учебный год
Учебно-тематическое планирование
по математике
Классы: 5Б, 5Г
Учитель: Хайруллина Резеда Насимовна
Количество часов:
Всего 175 часов; в неделю 5 часов
Плановых контрольных уроков: 14
Административных контрольных уроков:
Планирование составлено на основе:
Программы: Примерная
программа основного общего образования. / 3-е издание,
стереотипное. Москва: Дрофа, 2009г./
Учебника: Н.Я.Виленкин,
В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд; «Математика 5 класс». /16-е
издание, переработанное, Москва: Мнемозина, 2005г./
Дополнительная литература:
Ларина
М.В.; «Уроки математики в 5 классе, поурочные планы». /Волгоград,
Учитель, 2003г./ В.И.Жохов; «Программа. Планирование учебного
материала. Математика 5-6 классы». / Москва: Мнемозина, 2009г./
Статус документа.
Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с использованием рекомендаций авторской программы Н.Я Виленкина.
Цели и задачи курса.
· овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
· интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
· формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
· воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Предметные умения, навыки и способы деятельности,
которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с
требованиями к уровню подготовки учащихся выпускников начальной, основной и
средней ступени общего образования.
Знать:
· существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
· как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
· как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа.
Уметь:
· выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
· переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов;
· выполнять арифметические действия с натуральными числами; находить значения числовых выражений;
· округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
· пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
· решать текстовые задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
· устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
· интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Сведения о примерной учебной программе, на основе
которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с
указанием наименования, автора и года издания.
Данная
рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной
программы основного общего образования, с учетом требований федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования. (3-е
издание, стереотипное. Москва, ДРОФА, 2009
г.)
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
· развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
· развить пространственные представления и изобразительные умения,
· развить логическое мышление и речь, умениия логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
· сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Педагогические технологии, используемые учителем для
достижения требуемых результатов обучения.
Тестовые технологии успешно применяются на уроках математики наряду с другими формами контроля знаний. Тестирование не может полностью заменить обычные формы проверки знаний. Но основное их достоинство – это простота и скорость, а также то, что тесты воспринимаются большинством учащихся как своеобразная игра. Тем самым снимается страх, стресс и т.д.
Применение тестов мотивируется следующими факторами:
более рационально использовать время урока;
охватить большой объем содержания;
быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;
сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;
такая проверка дисциплинирует учащихся, индивидуализирует работу с учащимися;
саморазвивает учащихся, повышает интерес к предмету.
Приучать учащихся к работе с тестами надо постепенно.
Структура тестов 5-6 классов:
1.Тест должен быть рассчитан не более чем на 10-15 мин и содержать не более 10-15 вопросов. На первых порах могут быть предложены задания, состоящие из нескольких утверждений, из которых ученик должен выбрать верное и поставить «+».
2. Далее, могут быть предложены задания с выбором ответа. Количество вариантов ответа не должно превышать 3-х.
3. Вопросы могут сопровождаться рисунками и необходимо выбрать тот,
который соответствует верному ответу.
4. Необходимо приучать ученика чувствовать время.
Тестовый контроль можно использовать для текущей, тематической и итоговой проверки.
Технология развития критического мышления в процессе обучения школьников. Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление предполагает сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: “А что, если…?” Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Главное в данной технологии – следование трем этапам: вызов, осмысление новой информации, размышление. Необходимо также наличие определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать “рискованные” идеи и т.д.
Известно, что хорошо усваивается информация, которая актуальна. Стимулирование интереса к новому знанию происходит через “извлечение” уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предлагаться на следующих этапах работы. Он способствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала, изучаемого на втором этапе. Этап осмысления предполагает ввод новой информации. Последний этап в базовой модели критического мышления – размышление – является особо значимым, так как именно здесь происходит творческое развитие, осознание уже вновь обретенной информации. Все этапы не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы.
Приложение
Содержание курса математики 5 класса включает в себя следующие блоки:
1. Натуральные числа и шкалы.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел.
3. Умножение и деление натуральных чисел.
4. Площади и объемы.
5. Обыкновенные дроби.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.
7. Умножение и деление десятичных дробей.
8. Инструменты для вычислений и измерений.
9. Повторение.
№ п\п |
Содержание образования |
№ пункта в учебнике |
Количество часов с учетом числа к\р |
Обязательные результаты обучения (стандарт) |
1 |
Натуральные числа и шкалы |
1 - 5 |
17 часов |
Знать: понятие «натуральное число», разряды и классы чисел, понятия отрезок, концы отрезка, многоугольник, треугольник, вершины и стороны многоугольника и треугольника, единицы измерения длины, понятия плоскости, прямой, луча и их свойства, понятия шкалы и координатного луча, их элементов, координата, единицы массы, понятия больше и меньше, неравенство, двойное неравенство, знаки неравенства Уметь: читать натуральные числа, разбивать числа по классам, выполнять устно и письменно арифметические действия с натуральными числами, чертить отрезки заданной длины, измерять отрезки, сравнивать длины отрезков, переводить одни единицы измерения длины в другие, строить прямые, лучи, работать со шкалой, изображать координатный луч, определять координаты точек по координатному лучу, изображать точки с заданными координатами, переводить одни единицы массы в другие, сравнивать натуральные числа, записывать результат сравнения в виде неравенства |
2 |
Сложение и вычитание натуральных чисел |
6 - 10 |
24 часа |
Знать: понятия слагаемое, сумма, периметр, свойства сложения, понятия уменьшаемое, вычитаемое, разность вычитание; свойства вычитания, понятия числового и буквенного выражения, понятия уравнение, корень уравнения, решить уравнение Уметь: изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях, находить периметр многоугольника, изображать вычитание на координатном луче, применять свойства вычитания при вычислениях, записывать и читать буквенные выражения, составлять числовое или буквенное выражение по условию задач, находить значения числового выражения и буквенного выражения при заданных значениях букв, находить неизвестные компоненты уравнения (слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое), решать задачи алгебраическим способом |
3 |
Умножение и деление натуральных чисел |
11 – 16 |
30 часов |
Знать: понятие умножения чисел и его компоненты, свойства умножения натуральных чисел, понятие деление и его элементы, свойства деления, понятие деления с остатком и его элементов, правило нахождения делимого по неполному частному, делителю и остатку, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания, сочетательное свойство умножения, действия первой и второй ступени, понятия степень числа, квадрат и куб числа, действия третей ступени Уметь: умножать натуральные числа, использовать в вычислениях свойства умножения, решать текстовые задачи на умножение, делить натуральные числа, решать текстовые задачи на деление, читать и записывать выражения, содержащие действие деления, находить неизвестные множитель, делимое и делитель, решать задачи алгебраическим способом, выполнять деление с остатком, использовать правило нахождения делимого по неполному частному, делителю и остатку, решать задачи на деление с остатком, применять распределительное и сочетательное свойства умножения к упрощению выражений, решать уравнения и задачи алгебраическим способом, составлять и работать по программе и схеме выполнения действий, решать текстовые, возводить в степень, вычислять квадрат и куб числа |
4 |
Площади и объемы |
17 – 21 |
12 часов |
Знать: понятие формулы, формулы пути, периметра прямоугольника и квадрата, единицы измерения площади, понятие объема, формулы объема прямоугольного параллелепипеда и куба Уметь: использовать формулы при решении задач, определять единицы измерения площади, решать задачи на нахождение объема прямоугольного параллелепипеда и куба |
5 |
Обыкновенные дроби |
22 – 29 |
28 часов |
Знать: понятия окружности и ее элементов, круга, понятие обыкновенной дроби и ее элементов, способы решения задач на дроби, правило сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, понятие правильной и неправильной дроби Уметь: строить окружность заданного радиуса, изображать обыкновенные дроби на координатном луче, решать различные задачи на дроби, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, решать задачи на дроби |
6 |
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей |
30 – 33 |
14 часов |
Знать: понятие десятичной дроби, алгоритм сравнения десятичных дробей, алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей, понятие приближенного числа, правило округления десятичных дробей, Уметь: читать и записывать десятичные дроби, заменять десятичную дробь обыкновенной и обыкновенную дробь десятичной, сравнивать десятичные дроби, складывать и вычитать десятичные дроби, заменять числа приближенными, округлять числа, |
7 |
Умножение и деление десятичных дробей |
34 – 38 |
25 часов |
Знать: алгоритм умножения и деления десятичных дробей на натуральное число, правило умножения на 10, 100, 1000, алгоритм умножения и деления десятичных дробей, правило умножения на 0,1, 0, 01, 0,001, понятие среднего арифметического, правила нахождения среднего арифметического нескольких чисел и средней скорости Уметь: умножать и делить десятичные дроби на натуральное число, умножать и делить десятичные дроби, находить среднее арифметическое нескольких чисел и среднюю скорость |
8 |
Инструменты для вычислений и измерений |
39 – 43 |
18 часов |
Знать: устройство и предназначение микрокалькулятора, понятие процента, правила нахождения процентов от числа, числа по его процентам, процентного соотношения, понятие угла, виды углов, единицы измерения углов, устройство транспортира, понятие диаграммы, виды диаграмм Уметь: использовать микрокалькулятор при вычислениях, записывать проценты в виде десятичной дроби и десятичную дробь в виде процентов, находить проценты от числа, число по его процентам, процентное соотношение, решать различные задачи на проценты, читать, записывать и вычислять углы, измерять и строить углы, строить и читать диаграммы |
9 |
Повторение |
44 |
7 часов |
|
В рабочей программе предусмотрено 14 контрольных работ:
·
«Натуральные числа и шкалы»,
·
«Сложение и вычитание натуральных чисел»,
·
«Уравнение»,
·
«Умножение и деление натуральных чисел»,
·
«Упрощение выражений. Степень числа»,
·
«Площади и объемы»,
·
«Обыкновенные дроби»,
·
«Сложение и вычитание обыкновенных дробей»,
·
«Сложение и вычитание десятичных дробей»,
·
«Умножение и деление десятичных дробей на
натуральные числа»,
·
«Умножение и деление десятичных дробей»,
·
«Проценты»,
·
«Инструменты для измерений»,
·
«Итоговое повторение».
Промежуточная
аттестация осуществляется в соответствии с уставом школы.
Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование следующего комплекта УМК:
· Примерная программа основного общего образования;
· В.И. Жохов «Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы» - Москва: Мнемозина, 2009;
· Математика. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2006;
· Н.Я.Виленкин и др. «Математика 5 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: Мнемозина, 2007;
· В.Н. Рудницкая «Математика 5 класс» Рабочая тетрадь №1, №2 – Москва: Мнемозина, 2008;
· И.Л. Гусева «Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Математика 5 класс» - Москва: «Интеллект-Центр», 2006;
· А.С. Чесноков и др. «Дидактические материалы по математике для 5 класса» - Москва: Классик Стиль, 2006;
· Ларина М.В.; «Уроки математики в 5 классе. Поурочные планы». – Волгоград: Учитель, 2003.
Литература:
1. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд
С. И. Математика 5. – М.: Мнемозина, 2007.
Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по
математике для учащихся 5-8 и 10 классов. – М.: Просвещение, 1998.
2. Жохов В. И. Преподавание математики в 5-6 классах. – М.: Мнемозина,
2000.
3. Жохов В. И., Митяева И. М. Математические диктанты для
5-9 классов. – М.: Просвещение, 1991.
4. Чесноков А. С., Нешков К. И. Дидактические материалы
по математике, 5 класс. – М.: Просвещение, 2001.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.