Пояснительная
записка
Рабочая программа по математике составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования с учетом федеральных и примерных программ по учебным предметам
(Математика. 5—9 классы М.: Просвещение). Данная рабочая программа ориентирована на использование
учебника Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда (М.:
Мнемозина, 2013 г.).
Общая характеристика
программы
Данная
рабочая программа по математике разработана на основе:
1.
Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
2.
Примерной программы по учебным предметам по
математике. М.: Просвещение, 2011;
3.
Примерной программы по математике для 5 класса по
учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / В.И.Жохов, М.: Мнемозина, 2010;
При изучении математики в 5 классе ставятся следующие цели:
1. Начать овладевать системой математических знаний и
умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения
смежных дисциплин, продолжения образования;
2. Продолжить интеллектуальное развитие, формирование
качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном
обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли,
критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической
культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
3. Начать формировать представление об идеях и
методах математики как универсального языка науки и техники, средства
моделирования явлений и процессов;
4. Продолжить воспитание культуры личности, отношения
к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в
общественном развитии.
Задачи:
1. Увеличить теоретическую значимость изучаемого
материала.
2. Научить применять теорию к решению задач.
3. Развивать математическую речь.
4. Осуществлять связь математики с другими предметами
Планирование рассчитано на 5 часов в неделю,
всего 170 часов. Изучение учебного курса 5 классе заканчивается итоговой
контрольной работой в письменной форме. Контроль осуществляется в виде
самостоятельных работ, письменных тестов, математических диктантов, числовых
математических диктантов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника.
Всего 14 контрольных работ
Согласно планированию предполагается изучение
натуральных чисел и действий над ними, шкал, площадей и объемов, обыкновенных
дробей, десятичных дробей и действий над ними, а также инструментов для
вычислений и измерений. В ходе преподавания математики в 5 классе, работы над
формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует
обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера,
разнообразными способами деятельности, приобретали опыт: решения разнообразных
классов задач из различных разделов курса ясного, точного, грамотного изложения
своих мыслей в устной и письменной речи,
Специфика Рабочей программы
Рабочая программа адаптирована для специального
коррекционного класса VII вида и ориентирована на учащихся 5 Д класса МБОУ
СОШ № 74. Учебный процесс в специальных (коррекционных) классах VII вида
осуществляется на основе программы основного общего образования при
одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического
процесса, которая реализуется через допустимые изменения в
структурировании содержания, специфические методы, приёмы работы. Дети с ЗПР
из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по
математике в основном звене. Коррекционная работа направлена на формирование
навыков устных и письменных вычислений на развитие памяти, математической речи,
логического и абстрактного мышления.
Основной задачей обучения математике в специальном
коррекционном классе, как и в общеобразовательной школе, является обеспечение
прочных и сознательных математических знаний и умений, необходимых учащимся в
повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.
Важнейшими коррекционными задачами курса математики
являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них
навыков умственного труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее
выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и
аккуратно делать математические записи, уметь объяснить их В связи с этим
применяются следующие основные подходы к организации урока для обучающихся с
ЗПР:
Подбор заданий, максимально возбуждающих активность
ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности,
требующих разнообразной деятельности.
Приспособление темпа изучения учебного материала и
методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
Индивидуальный подход.
Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных
заданий.
Постоянное использование наглядности, наводящих
вопросов, аналогий.
Использование многократных указаний, упражнений.
Использование поощрений, повышение самооценки
ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
Использование заданий с опорой на образцы, доступных
инструкций.
Учитывая индивидуальные особенности обучающихся в
программу внесены изменения.
Ввиду излишней сложности некоторые темы из программы
5 класса даются на уровне практических умений. К таким относятся:
«Прямоугольный парраллепипед», «Среднее арифметическое чисел». Учащиеся решают
задачи на вычисление скорости, времени без заучивания формул. Высвободившиеся
часы рекомендуются использовать на повторение, а также на изучение наиболее
трудных и значимых тем – на решение уравнений, умножение и деление десятичных
дроби
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих
результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими
в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
3) умения ясно, точно, грамотно
излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,
выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) первоначального представления
о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её
развития, о её значимости для развития цивилизации;
5) критичности мышления, умения распознавать
логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативности мышления,
инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
7) умения контролировать процесс
и результат учебной математической деятельности;
8) формирования способности к
эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) способности самостоятельно
планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умения осуществлять контроль
по образцу и вносить необходимые коррективы;
3) способности адекватно
оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) умения устанавливать
причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения
(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
5) умения создавать, применять и
преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
6) развития способности
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников,
взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
7) формирования учебной и
общепользовательской компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
8)первоначального представления об идеях
и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
9) развития способности видеть
математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
10) умения находить в различных
источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и
представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и
избыточной, точной и вероятностной информации;
11) умения понимать и использовать
математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для
иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12) умения выдвигать гипотезы при
решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
13) понимания сущности
алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным
алгоритмом;
14) умения самостоятельно ставить
цели, выбирать и создавать алгоритмы для рещения учебных математических
проблем;
15) способности планировать и
осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского
характера;
предметные:
1) умения работать с математическим
текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно
выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую
терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный,
символический, графический), развития способности обосновывать суждения,
проводить классификацию;
2) владения базовым понятийным
аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных
геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник,
многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о
статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их
изучения;
3) умения выполнять
арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения
учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умения пользоваться изученными
математическими формулами,"
5) знания основных способов
представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью
перебора всех возможных вариантов;
6) умения применять изученные
понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в
том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных
алгоритмов.
Общая характеристика предмета
Математика
играет важную роль в формировании у школьников умения учиться. Обучение
математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности:
школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов,
устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать
логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые
обобщённые знания и способы действий. Универсальные
математические способы познания способствуют целостному восприятию мира,
позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой
формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия
обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся,
формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации,
новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Учебно-тематическое
планирование
№ п/п
|
Изучаемый
материал
|
Кол-во
часов
|
Контрольные
работы
|
|
Глава
1. Натуральные числа
|
76
|
|
1.
|
Натуральные
числа и шкалы
|
15
|
1
|
2.
|
Сложение
и вычитание натуральных чисел
|
21
|
2
|
3.
|
Умножение
и деление натуральных чисел
|
27
|
2
|
4.
|
Площади
и объемы
|
12
|
1
|
|
Глава
2. Десятичные дроби
|
79
|
|
5.
|
Обыкновенные
дроби
|
23
|
2
|
6.
|
Десятичные
дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
|
14
|
1
|
7.
|
Умножение
и деление десятичных дробей
|
26
|
2
|
8.
|
Инструменты
для вычислений и измерений
|
18
|
2
|
9.
|
Повторение.
Решение задач
|
11
|
1
|
10.
|
Резерв
|
3
|
|
|
Итого
|
170
|
14
|
Содержание программы
1. Натуральные числа и шкалы (15 ч).
Чтение и
запись натуральных чисел. Отрезок. Измерение и построение отрезков. Координатный
луч, единичный отрезок, координаты точек. Сравнение чисел.
Цель:
систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в
начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Систематизация сведений
о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и
записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки
измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные
задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного
отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений,
как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа,
назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч).
Сложение, свойства сложения. Вычитание. Числовые и
буквенные выражения. Решение линейных уравнений.
Цель:
закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы
основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными
числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются
базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В
этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений
по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами
действий (сложение и вычитание).
3. Умножение и деление натуральных чисел (27 ч).
Умножение, свойства умножения. Деление. Упрощение
выражений, раскрытие скобок. Порядок выполнения действий. Степень числа.
Цель:
закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В
этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения
и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается
работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между
компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие
понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а
также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью,
временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи
решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений
так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в
левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют
преобразования соответствующих буквенных выражений.
4.
Площади и объемы (12 ч).
Площадь, единицы измерения площади. Формула площади
прямоугольника. Объем, единицы измерения объема. Объем прямоугольного
параллелепипеда.
Цель: расширить представления обучающихся об
измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и
систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы
учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются
при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию
знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии
с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби (23 ч).
Окружность, круг. Доли, обыкновенные дроби. Сравнение,
сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные
числа. Сложение и вычитание смешанных чисел с одинаковыми знаменателями.
Цель:
познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения
десятичных дробей.
В
данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения
десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть
привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой
части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби,
осознанного решения которых важно добиться от обучающихся.
6.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание
десятичных дробей (13 ч).
Десятичная запись
дробных чисел. Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные
значения. Округление чисел.
Цель:
выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби,
выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных
дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах
рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.
Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над
натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется
переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется
решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены
десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое
понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления
десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч).
Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа.
Умножение и деление десятичной дроби на десятичную дробь. Среднее
арифметическое. Решение текстовых задач.
Цель:
выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все
действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание
привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных
примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме
того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными
дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (18 ч).
Микрокалькулятор. Проценты. Угол, измерение и построение
углов. Чертежный треугольник, транспортир. Круговые диаграммы.
Цель:
сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и
построение углов.
У обучающихся важно
выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе
они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько
процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его
процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого.
Продолжается работа по распознаванию и изображению и геометрических фигур.
Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы.
Китовые диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении
распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях
следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и
журналах. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников
использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
9. Повторение. Решение
задач (11 ч).
Цель:
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс
математики 5 класса.
9.
Резерв (3 ч)
Требования к уровню
подготовки обучающихся к окончанию 5 класса
В ходе преподавания
математики в 5 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в
программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали
умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности,
приобретали опыт:
·
планирования и осуществления
алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых
алгоритмов;
·
решения разнообразных классов
задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и
способов решения;
·
исследовательской деятельности,
развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования
новых задач;
·
ясного, точного, грамотного
изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных
языков математики (словесного, символического, графического), свободного
перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации
и доказательства;
·
проведения доказательных
рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
·
поиска, систематизации, анализа
и классификации информации, использования разнообразных информационных источников,
включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Программа
обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные
результаты
Личностным
результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
·
Чувство гордости за свою
Родину, российский народ и историю России;
·
Осознание роли своей страны в
мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное
отношение к окружающему миру.
·
Целостное восприятие
окружающего мира.
·
Развитую мотивацию учебной
деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и
расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
·
Рефлексивную самооценку, умение
анализировать свои действия и управлять ими.
·
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
·
Установку на здоровый
образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат.
• Независимость и
критичность мышления.
• Воля и настойчивость
в достижении цели.
Метапредметные
результаты
Метапредметным
результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные
УУД:
• самостоятельно
обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
• выдвигать версии
решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)
конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также
искать их самостоятельно;
• составлять
(индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану,
сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
(в том числе и корректировать план);
• в
диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные
УУД:
• проводить
наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять
расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
• анализировать,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения
понятиям.
Коммуникативные
УУД:
• самостоятельно
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь
вьдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично
относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения
и корректировать его;
• понимая позицию
другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Предметные результаты
Предметным
результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• выполнять устно
арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных
дробей с двумя знаками; умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное
число; деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на
однозначное число;
•
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь
в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную — в виде десятичной,
проценты — в виде дроби и дробь - в виде процентов;
• находить значения
числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби;
• округлять целые и десятичные
дроби, выполнять оценку числовых выражений;
• пользоваться
основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема;
переводить одни единицы измерения в другие;
• решать текстовые
задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
• решения
несложных практических расчетных задач,
в том числе с использованием при необходимости справочных материалов,
калькулятора;
• устной прикидки и
оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием
различных приемов;
• интерпретации результатов
решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами
рассматриваемых процессов и явлений.
Критерии
и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по математике
1.
Оценка
письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается
отметкой «5», если:
· работа выполнена
полностью;
· в логических
рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
· в решении нет
математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является
следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4»
ставится в следующих случаях:
· работа выполнена
полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать
рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
· допущены одна
ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках
(если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3»
ставится, если:
· допущено более
одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или
графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2»
ставится, если:
· допущены
существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными
умениями по данной теме в полной мере.
2.
Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается
отметкой «5», если ученик:
· полно раскрыл
содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
· изложил материал
грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в
определенной логической последовательности;
· правильно выполнил
рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
· показал умение
иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при
выполнении практического задания;
· продемонстрировал
знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и
устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
· отвечал
самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
· возможны одна –
две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые
ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в
основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
· в изложении
допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
· допущены один –
два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после
замечания учителя;
· допущены ошибка
или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3»
ставится в следующих случаях:
· неполно раскрыто
содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда
последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы
умения, достаточные для усвоения программного материала (определены
«Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по
математике);
· имелись затруднения
или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах,
выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
· ученик не
справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического
задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
· при достаточном
знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков.
Отметка «2»
ставится в следующих случаях:
· не раскрыто
основное содержание учебного материала;
· обнаружено
незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
· допущены ошибки в
определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках,
чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя.
3.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся
следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1.
Грубыми считаются ошибки:
· незнание
определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории,
незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их
измерения;
· незнание
наименований единиц измерения;
· неумение выделить
в ответе главное;
· неумение применять
знания, алгоритмы для решения задач;
· неумение делать
выводы и обобщения;
· неумение читать и
строить графики;
· неумение
пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
· потеря корня или
сохранение постороннего корня;
· отбрасывание без
объяснений одного из них;
· равнозначные им
ошибки;
· вычислительные ошибки,
если они не являются опиской;
· логические ошибки.
3.2.
К негрубым ошибкам следует отнести:
· неточность
формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата
основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков
второстепенными;
· неточность
графика;
· нерациональный
метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение
логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
· нерациональные
методы работы со справочной и другой литературой;
· неумение решать
задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3.
Недочетами являются:
· нерациональные
приемы вычислений и преобразований;
· небрежное
выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Литература и средства
обучения
·
А.С. Чесноков, К.И. Нешков Дидактические материалы
по математике 5 класс — М.: Просвещение, 2007—2008.
·
Виленкин Н.Я., Жохов В.И.,
Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика.
5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2013.
·
Жохов В.И. Математический тренажер. 5 класс. – М.:
Мнемозина, 2012.
·
Жохов В.И. Контрольные работы по математике.
Пособие. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2011.
·
Математика. 5 класс: рабочая программа по учебнику
Н.Я. Виленкина, В.И.Жохова и др. (М.: Мнемозина) / О.С.Кузнецова, Л.Н. Абознова
и др. – Волгоград: Учитель, 2012
·
Математика. 5 класс: рабочая программа по учебнику
Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. (М.: Мнемозина) / В. И. Ахременкова. – Москва:
ВАКО, 2013
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.