МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
Рассмотрена
и рекомендована к утверждению ШМО учителей __________
Протокол №__ от ______________
Руководитель ШМО
________ Ф.И.О.
|
«Согласована»
Зам.директора по
учебно-методической работе
______ С.В.Топалян
_____________
|
Утверждена приказом МБОУ СОШ №5 от _____________
№____
Директор МБОУ
Крымской СОШ №5
________
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
6 класс
Учитель - С.В.Топалян,
учитель математики
(предмет)
МБОУ Крымской СОШ №5
2012-2013 уч.год
с.Крым
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.
общая характеристика учебного предмета, курса
В МБОУ Крымская СОШ №5 преподавание предмета
«Математика» в 5-6 классах ведется на базовом уровне.
В ходе освоения содержания математического образования
учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и
совершенствуют опыт:
планирования и осуществления алгоритмической
деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных
разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов,
обобщения, постановки и формулирования новых задач; ясного, точного, грамотного
изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных
языков математики; проведения доказательных рассуждений, аргументаций,
выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации
информации, использования разнообразных информационных источников, включая
учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Принципиальным положением организации школьного
математического образования в основной школе становится уровневая
дифференциация обучения. Это означает, что, осваивая общий курс, одни школьники
в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки,
зафиксированным в образовательном стандарте, другие в соответствии со своими
склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом каждый
имеет право самостоятельно решить, ограничиться минимальным уровнем или же продвигаться
дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении
математике.
Курс математики 5-6 классов – важное звено
математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается
в основном обучение счету на множестве рациональных чисел, формируется понятие
переменной и даются первые знания о приемах решения линейных уравнений,
продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются
умения геометрических построений и измерений. Серьезное внимание уделяется
обучению детей проводить рассуждения и простые доказательства, давать
обоснования выполняемых действий. При этом учащимися постепенно осознаются
правила выполнения основных логических операций над высказываниями. Параллельно
закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики,
химии и других смежных предметов.
Фундаментом математических умений школьников являются
навыки вычислений на разных числовых множествах. А основой для них, в свою
очередь, — навыки устных вычислений, которые входят неотъемлемой частью в любые
письменные расчеты, служат основой для прикидки результата и т.д. Кроме того,
устные вычисления — эффективный способ развития у детей устойчивого внимания,
оперативной памяти и других важных для обучения качеств.
В организации учебно-воспитательного процесса важную
роль играют задачи. В обучении математике они являются и целью, и средством
обучения и математического развития школьников. Следует иметь в виду, что
теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе
решения задач.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением
элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на
наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде
правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки
вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными
и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают
начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств
арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с
геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур
и измерения геометрических величин.
Практическая значимость школьного курса математики 5-6
классов обусловлена тем, что ее объектом являются количественные отношения
действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания
принципа устройства и использования современной техники, восприятия научных и
технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С ее
помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Арифметика является одним из опорных предметов
основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь
это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности, к физике.
Развитие логического мышления учащихся при обучении математике в 5-6 классах
способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и
навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной
подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о
сущности и происхождении арифметических абстракций, о соотношении реального и
идеального, о характере отражения математической наукой явлений и процессов
реального мира, о месте арифметики в системе наук и роли математического моделирования
в научном познании и в практике способствует формированию научного
мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для
адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации
внимания, активности воображения, арифметика развивает нравственные черты
личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность,
самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность
мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также
способность принимать самостоятельные решения. Активное использование и решение
текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие
способности школьников.
Изучение математики в 5-6 классах позволяет
формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск
рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов. В процессе
изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе,
лаконично и емко, приобретают навыки четкого, аккуратного и грамотного
выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса арифметики является
развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических
умозаключений и принятые в арифметике правила их конструирования способствуют
формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие
определения, развивают логическую интуицию, кратно и наглядно раскрывают
механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю
гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических
рассуждений, арифметика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание
школьников.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов
освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) ответственного отношения к учению, готовности
и способности обучающихся к саморазвитию самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной компетентности в
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои
мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,
выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) первоначального представления о математической
науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее
значимости для развития цивилизации;
5) критичности мышления, умения распознавать
логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативности мышления, инициативы,
находчивости, активности при решении арифметических задач;
7) умения контролировать процесс и результат
учебной математической деятельности;
8) формирования способности к эмоциональному
восприятию математических объектов, задач, решений., рассуждений;
метапредметные:
1) способности самостоятельно планировать
альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
2) умения осуществлять контроль по образцу и
вносить необходимые коррективы;
3) способности адекватно оценивать правильность
или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и
собственные возможности ее решения;
4) умения устанавливать причинно-следственные
связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные
и по аналогии) и выводы;
5) умения создавать, применять и преобразовывать
знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
6) развития способности организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять
цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить
общие способы работы; умения работать в группе? Находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать
партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
7) формирования учебной и общепользовательской
компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (ИТК-компетентности);
8) первоначального представления об идеях и
методах математики как об универсальном языке науки и техники;
9) развития способности видеть математическую
задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
10) умения находить в различных источниках
информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в
понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и
вероятностной информации;
11) умения понимать и использовать математические
средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и дрю) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации;
12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных
задач и понимания необходимости их проверки;
13) понимания сущности алгоритмических предписаний
и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и
создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
15) способности планировать и осуществлять
деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) умения работать с математическим текстом
(структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно
выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую
терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный,
символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить
классификацию;
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь
представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах
(точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность,
шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях
в реальном мире и различных способах их изучения;
3) умения выполнять арифметические преобразования
рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и
задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умения пользоваться изученными математическими
формулами;
5) знания основных способов представления и
анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех
возможных вариантов:
6) умения применять изученные понятия, результаты
и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не
сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Требования к математической подготовке
учащихся
Числа и вычисления
В результате изучения курса математики учащиеся
должны:
• правильно употреблять термины, связанные с
различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональное,
иррациональное, положительное, десятичная дробь и др.; переходить от одной
формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде
обыкновенной, проценты — в виде десятичной или обыкновенной дроби);
• сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел;
понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на
координатной прямой;
• выполнять арифметические действия с рациональными
числами; находить значения степеней; сочетать при вычислениях устные и
письменные приемы;
• составлять и решать пропорции, решать основные
задачи на дроби, проценты;
• округлять целые числа и десятичные дроби, производить
прикидку результата вычислений.
Выражения и их преобразования
В результате изучения курса математики учащиеся
должны:
• правильно употреблять термины «выражение», «числовое
выражение», «буквенное выражение», «значение выражения», понимать их в тексте,
в речи учителя, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «найти
значение выражения», «разложить на множители»;
• составлять несложные буквенные выражения и формулы;
осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять
соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие;
• находить значение степени с натуральным показателем.
Уравнения и неравенства
В результате изучения курса математики учащиеся
должны:
• понимать, что уравнения — это математический
аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний,
практики;
• правильно употреблять термины «уравнение», «неравенство»,
«корень уравнения»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать
формулировку задачи «решить уравнение, неравенство»;
• решать линейные уравнения с одной переменной.
Функции
В результате изучения курса математики учащиеся
должны:
• познакомиться с примерами зависимостей между
реальными величинами (прямая и обратная пропорциональности, линейная функция);
• познакомиться с координатной плоскостью, знать
порядок записи координат точек плоскости и их названий, уметь построить
координатные оси, отметить точку по заданным ее
координатам, определить координаты точки, отмеченной
на координатной плоскости;
• находить в простейших случаях значения функций,
заданных формулой, таблицей, графиком;
• интерпретировать в несложных случаях графики
реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение
геометрических величин
В результате изучения курса математики учащиеся
должны:
• распознавать на чертежах и моделях геометрические
фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные
геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
• владеть практическими навыками использования
геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин
отрезков и величин углов;
• решать задачи на вычисление геометрических величин
(длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства фигур и формулы.
2.
ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Изучение математики на ступени основного общего
образования направлено на достижение следующих целей:
·
Овладение системой
математических знаний и умений,
необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных
дисциплин, продолжения образования;
·
Интеллектуальное
развитие, формирование
качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном
обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли,
критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической
культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
·
Формирование
представлений, об идеях и
методах математики как универсального языка науки и техники, средства
моделирования явлений и процессов;
·
воспитание культуры личности: отношения
к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в
человеческом развитии.
Целью изучения курса математики в 5-6 классах является систематическое развитие понятия
числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия
над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка
учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Компетенции
|
Общеучебные
|
Расширение системы математических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для
продолжения образования.
|
Интеллектуальное развитие, формирование логического мышления,
интуиции, навыков преодоления творческих трудностей:
- формирование представления об идеях и методах математики как форме
описания и познания действительности, расширение представлений о роли вычислений
в человеческой практике, формирование понимания вероятностного характера
многих закономерностей окружающего мира;
- формирование представлений о математике как о части
общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного
прогресса;
- использование простейшей вычислительной техники для выполнения
практических расчетов;
- развитие логического мышления и речевых умений – умения логически
обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры
и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный,
символический, графический). Распознавать логически некорректные рассуждения.
|
Предметно-ориентированные
|
Развитие навыков вычислений с натуральными числами и десятичными
дробями.
|
Овладение навыками действий с обыкновенными дробями, положительными и
отрицательными числами
|
Формирование начального представления об использовании букв для
записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений
|
Формирование умения решать уравнения
|
Знакомство с геометрическими понятиями: окружность, круг,
параллельные и перпендикулярные прямые
|
Формирование навыков построения геометрических фигур и измерения
геометрических величин
|
3.
Нормативные документы и учебно-методические документы,
на основании которых разработана рабочая
программа
№
|
Нормативные документы
|
1.
|
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Стандарт основного общего образования по математике.// Вестник образования
России. 2004. №12. с. 107-119
|
2.
|
Обязательный минимум содержания основного общего образования по
математике ( Приказ МО от 19.05.98 №1236)// Математика в школе, №5, 1998,
с.13-14
|
3.
|
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика.
«Дрофа». Москва. 2004. С.96-99.
|
4.
|
Закон об образовании РФ.
|
4.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
ПРОГРАММА
Рабочая программа составлена на основе Примерной
программы основного общего образования по математике и авторской программы
В.И.Жохова.
5.
УМК
1. Программа. Планирование учебного материала.
Математика. 5-6 классы/авт.-сост. В.И.Жохов. – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина,
2010.
2. Математика. 6 класс; учеб. для общеобразоват.
учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – М.:
Мнемозина, 2009-2012.
3. Чесноков А.С., Нешков К.И. дидактические
материалы по математике для 6 класса. – М.: Просвещение.
4. Рудницкая В.Н. Математика. 6 кл.: Рабочая
тетрадь №1. Обыкновенные дроби. – М.: Мнемозина, 2005-2012.
5. Рудницкая В.Н. Математика. 6 кл.: Рабочая
тетрадь №2. Рациональные числа. – М.: Мнемозина, 2005-2012.
6.
ИНФОРМАЦИЯ О
КОЛИЧЕСТВЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ, НА КОТОРЫЕ РАССЧИТАНА ПРОГРАММА В СООТВЕТСТВИИ С
УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ
На преподавание
математики в 6 классе выделяется 5 часов в неделю (всего 170 часов).
7.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ И
ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ не
определены.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.