Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа написана
на основании следующих нормативных документов:
1. Программа для
общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. / Сост.
И.Е.Феоктистов. – М.: Мнемозина, 2010.-37 с;
2. Программы
общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. / Сост. Бурмистрова Т.А.
– М.: Просвещение, 2011;
3. Планирование учебного
материала. Алгебра. 7-9 классы. / Сост. И.Е.Феоктистов. – М.: Мнемозина,
2010.-37 с;
4. Информационное письмо
о включённых в Федеральный перечень 2013 – 2014 г учебниках математики для 5-9
классов издательства «Просвещение».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического
комплекта:
1. Ю.Н.Макарычев,
Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, И.Е.Феоктисов. Учебник. Алгебра 8. – М.: Мнемозина,
2011;
2. И.Е.Феоктистов.
Алгебра. 8 класс. Дидактические материалы. Методические материалы. – М.:
Мнемозина, 2011;
3. И.Е.Феоктистов.
Алгебра в 8 классе с углубленным изучением математики. Методическое пособие для
учителя. - М.: Мнемозина, 2011;
4. И.Е.Феоктистов.
Алгебра. 8 класс. Тематические тесты. – М.: Мнемозина, 2011;
5. Л.С.
Атанасян, В.Ф. Бутузов, СБ. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. Учебник по
геометрии для 7-9 классов. – М.: Просвещение, 2010;
6. Л.С.
Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочие тетради по геометрии
для 7-9 классов. – М.: Просвещение, 2010;
7. Б.Г. Зив,
В.М. Мейлер Дидактические материалы по геометрии 8 класс . – М.: Просвещение,
2010;
8. Т.М.
Мищенко, А.Д. Блинков Тематические тесты 8 класс. – М.: Просвещение, 2010;
9. Л.С.
Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, В.Б. Некрасов, И.И. Юдина. Изучение
геометрии в 7 - 9 классах . – М.: Просвещение, 2010;
10.Б.Г.
Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский. Задачи по геометрии для 7-11 классов. – М.:
Просвещение, 2010.
Рабочая программа основного общего образования по
математике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего
образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной
программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования по
предмету.
Математическое образование играет
важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая
сторона математического образования связана с формированием способов
деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием
характера и общей культуры.
Практическая полезность математики
обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального
мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших,
усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для
развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний
затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники,
восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической,
политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность.
Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты,
находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими
приемами геометрических измерений и построений, читать информацию,
представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный
характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки
невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит
опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни
реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что
требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и
математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий
уровень образования, связано с непосредственным применением математики
(экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология,
психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых
математика становится значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным
является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных
умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и
методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и
дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и
систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических
умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических
построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать
суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит
математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений
действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач
— основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и
прикладная стороны мышления.
Обучение математике дает возможность
развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать
наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические)
средства.
Математическое образование вносит свой вклад в
формирование общей культуры человека.
Цели изучения курса математики
1.
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых
для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,
продолжения образования;
2.
Формирование качеств личности, необходимых человеку для
полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность
мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
3.
Формирование представлений об идеях и методах математики как
универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и
процессов;
4.
Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для
научнотехнического прогресса.
Общая характеристика курса
математики в 8 классе.
В курсе математики 8 класса выделяют две составляющие: алгебра и
геометрия. В курсе алгебры 8 класса можно выделить следующие
содержательные линии: « Арифметическая», « Функциональная», «
Алгебраические выражения», « Уравнения и неравенства».
Материал, относящийся к линии « Арифметика», способствует развитию
вычислительных навыков учащихся, рациональным приемам вычислений, работы с
рациональными и иррациональными числами.
Изучение тем линии « Алгебраические
выражения» способствует развитию алгебраической грамотности, формированию
точно и сжато излагать материал, применять более рациональные приемы
упрощения.
Содержание «
Функционального» раздела расширяется за счет изучения свойств и графика
обратной пропорциональности и графика дробно-линейной функции. Описанием
свойств данной функции конкретных практических ситуаций. Изучение
соответствующих тем перекликается с изучением смежных дисциплин, в частности
с физикой. Содержательная линия « Уравнения и неравенства» в 8
классе представлена очень обширно и разнообразно. Довольно большое
количество уроков отведено для изучения способов решения целых и
квадратных уравнений, дробно рациональных уравнений, линейных
неравенств.
В курсе геометрии 8 класса обучающиеся
встречаются с материалом наиболее значимым для итоговой аттестации в 9 классе.
Материал представлен следующими разделами: « Многоугольники», « Площадь», «
Подобные треугольники» и «
Окружность».
Раздел « Многоугольники» представлен изучением всех
видов четырехугольников, их свойств. Изучение раздела « Площадь»
способствует развитию математической грамотности, формированию умения работать
с геометрическими величинами. У учащихся расширяется понятие о геометрических
фигурах при изучении раздела « Подобные треугольники».
Изучение соответствующих тем перекликается с изучением смежных дисциплин,
в частности с физикой. Материал, относящийся к разделу « Окружность», способствует
развитию пространственного воображения, формированию точно и грамотно
излагать свои мысли.
МЕСТО
КУРСА «МАТЕМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно федеральному базисному учебному (
образовательному) плану для образовательных учреждений Российской Федерации
на изучение математики в 8 классе отводится 245 учебных часа, из расчета 7
часов в неделю, из них 14 часов на контрольные работы.
Содержание обучения.
Глава
1. Дроби ( 29 часов)
Повторение
материала 7-го класса ( 6 часов). Числовые дроби и дроби, содержащие
переменные ( 2 часа). Свойства дробей ( 3 часа). Сумма и разность дробей ( 6
часов). Произведение и частное дробей ( 11 часов). Контрольная работа. ( 1
час).
Глава 2. Целые числа. Делимость чисел. ( 19 часов) Множество
натуральных и множество целых чисел ( 5 часов). Делимость чисел ( 4 часа).
Деление с остатком (5 часов). Простые и составные числа ( 4 часа). Контрольная
работа (1час).
Глава
3. Действительные числа. Квадратный корень ( 29 часов)
Множество рациональных и множество
действительных чисел ( 10 часов). Арифметический квадратный корень. Функция y x ( 6 часов).
Свойства арифметического квадратного корня ( 12 часов). Контрольная работа (1
час).
Глава 4. Квадратные уравнения (32 часа). Квадратное
уравнение и его корни ( 13 часов). Свойства корней квадратного уравнения ( 8
часов). Дробно-рациональные уравнения ( 10 часов). Контрольная работа ( 1
час).
Глава
5. Неравенства ( 21 час).
Числовые неравенства и неравенства с переменными
( 8 часов). Решение неравенств с одной переменной и их систем ( 12 часов).
Контрольная работа (1 час ).
Глава
6. Степень с целым показателем ( 12 часов)
Степень с целым показателем и её свойства ( 5 часов).
Выражения, содержащие степени с целыми показателями ( 6 часов). Контрольная
работа ( 1 час).
Глава
7. Функции и графики ( 17 часов).
Преобразование графиков функций ( 6 часов). Свойства и графики функций вида yx1 и yx2, обратная
пропорциональность, дробно-линейная функция ( 10 часов). Контрольная работа ( 1
час).
Глава
8. Четырехугольники ( 16 часов).
Многоугольники ( 4 часа). Параллелограмм и трапеция ( 6
часов). Прямоугольник, ромб, квадрат ( 5 часов). Контрольная работа ( 1
час).
Глава 9. Площадь ( 16 часов). Площадь
многоугольника ( 2 часа). Площадь параллелограмма, ромба, трапеции,
треугольника ( 7 часов). Теорема Пифагора ( 6 часов). Контрольная работа ( 1
час).
Глава 10. Подобные треугольники ( 22 часов). Определение
подобных треугольников ( 2 часа). Признаки подобия треугольников (7 часов).
Контрольная работа ( 1 час). Применения подобия к решению задач и
доказательства теорем ( 6 часов). Соотношения меду сторонами и углами
прямоугольного треугольника ( 5 часа). Контрольная работа ( 1 час).
Глава
11. Окружность ( 19 часов).
Касательная к окружности ( 3 часа). Центральные и вписанные углы ( 5 часа).
Четыре замечательные точки треугольника ( 4 часа). Вписанные и описанные
окружности ( 6 часов). Контрольная работа ( 1 час).
Глава
12. Повторение ( 13 часов)
Преобразование выражений. Делимость чисел ( 4 часа). Уравнения и неравенства (
3 часа). Степень с целым показателем ( 1 час). Функции и их графики ( 1 час).
Четырехугольники ( 2 часа). Контрольная работа ( 2 часа).
Описание
учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения
образовательного процесса.
Рабочая программа предусматривает
следующие варианты дидактикотехнологического обеспечения учебного процесса:
наглядные пособия для курса математики: таблицы, чертёжные принадлежности и
инструменты; для информационнокомпьютерной поддержки учебного процесса
используются: компьютер, сканер, интерактивная доска, презентации, проекты
учащихся и учителей; программнопедагогические средства, а также рабочая
программа, справочная литература, учебники, разноуровневые тесты, тексты
самостоятельных и контрольных работ, задания для проектной деятельности.
Информационно-методическое
обеспечение
Предполагается использование следующих
программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
•
Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете
«Первое сентября». http://mat.lseptember.ru.
Для обеспечения плодотворного учебного
процесса предполагается использование информации и материалов следующих
интернет-ресурсов:
•
Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
•Федеральное государственное учреждение
«Государственный научноисследовательский институт информационных технологий и
телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/
•
Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
•
Путеводитель «В мире науки» для школьников:
http://www.uic.ssu.
samara.ru/~nauka/
•
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
•
Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
•
http://www.fipi.ru|
•
http://www.ege.edu.ru|
•
http://pedsovet.org|
Литература, используемая учителем.
1.
Программа для общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9
классы. / Сост. И.Е.Феоктистов. – М.: Мнемозина, 2010.-37 с.
2.
Планирование учебного материала. Алгебра. 7-9 классы. /
Сост. И.Е.Феоктистов. – М.: Мнемозина, 2010.-37 с.
3.
Учебник. Алгебра 8. Авт.:
Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, И.Е.Феоктисов.– М.:
Мнемозина, 2011; 4. Дидактические материалы. Методические материалы.
Алгебра. 8 класс. Авт.: .И.Е.Феоктистов. – М.: Мнемозина, 2011;
5.
Алгебра в 8 классе с углубленным изучением математики.
Методическое пособие для учителя. Авт.: И.Е.Феоктистов. - М.: Мнемозина,
2011;
6.
Тематические тесты. Алгебра. 8 класс. Авт.:
И.Е.Феоктистов.– М.: Мнемозина, 2011; 7. Дидактические материалы.
Самостоятельные и контрольные работы. Алгебра. Геометрия 8 класс. Авт.:
Ершова А.И. Голобородько В.В. – М.: Просвещение, 2011;
8. Программы
общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. / Сост.
Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2008
9. Учебник
Геометрия 7-9. Авт.: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, СБ. Кадомцев. – М.:
Просвещение, 2011
10. Методическое
пособие для учителя «Изучение геометрии в 7 - 9 классах»
Авт.: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, В.Б.
Некрасов, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2011
11. Тематические тесты.
Авт.: Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. – М.: Просвещение, 2012
12. Дидактические
материалы. Геометрия 8 класс. Авт.: Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.:
Просвещение, 2010
13. Дидактические
материалы. Самостоятельные и контрольные работы. Алгебра, геометрия 8
класс. Авт.: А.И. Ершова, В.В. Голобородько. – М.: Илекса, 2010
14. Задачи по геометрии
для 7-11 классов. Авт.: Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский. –
М.:
Просвещение, 2011 15. Поурочные разработки по геометрии.
Дифференцированный подход 8 класс. Авт.: Н.Ф.Гаврилова. – М.: Вако, 2010
Литература, рекомендуемая для
учащихся.
1. Учебник. Алгебра 8. Авт.:
Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, И.Е.Феоктисов.– М.: Мнемозина, 2011; 2. Дидактические
материалы. Методические материалы. Алгебра. 8 класс. Авт.:
.И.Е.Феоктистов. – М.: Мнемозина, 2011;
3. Тематические тесты. Алгебра. 8
класс. Авт.: И.Е.Феоктистов.– М.: Мнемозина, 2011; 4. Дидактические
материалы. Самостоятельные и контрольные работы. Алгебра. Геометрия 8
класс. Авт.: Ершова А.И. Голобородько В.В. – М.: Просвещение, 2011;
5. Учебник Геометрия
7-9. Авт.: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, СБ. Кадомцев. – М.: Просвещение, 2011
6. Тематические тесты.
Авт.: Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. – М.: Просвещение, 2012
7. Дидактические
материалы по геометрии 8 класс. Авт.: Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.:
Просвещение, 2010
8. Дидактические
материалы. Самостоятельные и контрольные работы. Алгебра, геометрия 8
класс. Авт.: А.И. Ершова, В.В. Голобородько. – М.: Илекса, 2010
9. Задачи по
геометрии для 7-11 классов. Авт.: Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский. –
М.: Просвещение, 2011
10.
Рабочие тетради по геометрии для 7-9 классов. Авт.: Л.С.
Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина . – М.: Просвещение, 2011
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.