МБОУ Верхличская СОШ
«Утверждаю»
Директор МБОУ Верхличская
СОШ
______________
Е.М.Тимошенко
Приказ №117 от
«02» сентября 2014 г
Рабочая программа
по математике в 7 классе
Учителя математики 1 категории
Струговец Елены Васильевны
2014 г
Пояснительная
записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 7» (далее Рабочая
программа) составлена на основании авторских программ:
- Программы. Математика. 5-6 классы Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и
начала математического анализа. 10-11 классы/ авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г,
Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп.. – М.: Мнемозина, 2009. – 63 с.).,
- Программы общеобразовательных учреждений по геометрии
7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов, авторы Л.С. Атанасян, В.Ф.
Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение»,
2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21.
Программа соответствует учебникам:
- Алгебра. 7
класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /
А. Г. Мордкович, Н. П. Николаев. — М. : Мнемозина, 2010. — 191 с., Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся
общеобразовательных учреждений / [А. Г. Мордкович и др.]; под ред.
А. Г. Мордковича. — 13-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2009. — 270 с.,
- Геометрия,
7—9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф.
Бутузов, С.В. Кадомцев и д. — М.: Просвещение, 2009
Программа рассчитана на 5 часов
в неделю, за год 175 часов в связи с переходом на пятидневную учебную
неделю.
Изменений и расхождений с авторскими программами по алгебре и
геометрии нет. На блок по геометрии отводится 68 часов. На блок по алгебре
отводится 107 часов.
Содержание
программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом
уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Она включает все
темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного
стандарта основного общего образования по математике и авторской программой
учебного курса.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: поисковый,
объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.
На
уроках используется личностно ориентированное обучение с применением технологии
ИКТ.
Уровень обучения:
базовый.
Промежуточная аттестация
проводится в форме контрольных, самостоятельных работ, математических
диктантов, тестов.
Итоговая аттестация
предусмотрена в виде административной контрольной работы.
На основании требований
Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается
реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-
ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных,
инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать
формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к
решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться
использовать функционально-графические представления для описания и
анализа реальных зависимостей;
- развить логическое мышление и речь — умения логически обосновывать
суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и
контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный,
символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации
и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как
важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и
явлений.
В ходе
преподавания алгебры в 7 классах, работы над формированием у учащихся
перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то,
чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами
деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности,
выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в
том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения
экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и
письменной речи, использования различных языков математики (словесного,
символического, графического), свободного перехода с одного языка на
другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения
гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации,
использования разнообразных информационных источников, включая учебную и
справочную литературу, современные информационные технологии.
Общеучебные цели
·
Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы
и понимать необходимость их проверки.
·
Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в
устной и письменной речи.
·
Формирование умения использовать различные языки математики:
словесный, символический, графический.
·
Формирование умения свободно переходить с языка на язык для
иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
·
Создание условия для
плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно
организовывать свою деятельность.
·
Формирование умения использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических
ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей
пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости
справочники и вычислительные устройства.
·
Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе
самостоятельно полученную информацию.
Общепредметные цели
·
Овладение системой математических знаний и
умений, необходимых для применения в практической
деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
·
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной
жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности:
ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления,
элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности
к преодолению трудностей.
·
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и
техники, средства моделирования явлений и процессов.
·
Воспитание культуры
личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры,
играющей особую роль в общественном развитии.
Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности
Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:
·
Планирования и осуществления алгоритмической
деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.
·
Решение разнообразных классов задач из различных
разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.
·
Исследовательской деятельности, развитие идей,
проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.
·
Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей
в устной и письменной речи, использования различных языков математики
(словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка
на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
·
Проведение доказательных рассуждений, аргументации,
выдвижения гипотез и их обоснования
·
Поиска, систематизации, анализа и классификации
информации, использования разнообразных информационных источников, включая
учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Геометрия — один из важнейших компонентов
математического образования,
необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования
языка описания объектов окружающего мира,
для развития пространственного
воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение
геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия
доказательства.
Таким
образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить
пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты
и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
На основании требований
Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается
реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-
ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Ø
Продолжить овладение системой геометрических знаний
и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения
смежных дисциплин, продолжения образования.
Ø
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование
качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном
обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического
мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений,
способности к преодолению трудностей;
Ø
Формирование представлений об идеях и методах
математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования
явлений и процессов;
Ø
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии
как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для
научно-технического прогресса.
В ходе
преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у учащихся
перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то,
чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами
деятельности, приобретали опыт:
Ø планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения
заданных и конструирования новых алгоритмов;
Ø овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при
доказательстве теории и решении задач;
Ø целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения
учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и
явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания,
приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения
экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
Ø ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и
письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций,
выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и
классификации информации, использования разнообразных информационных
источников, включая учебную и справочную литературу, современные
информационные технологии.
В курсе
геометрии 7 класса систематизируются знания обучающихся о простейших
геометрических фигурах и их свойствах; вводится понятие равенства фигур;
вводится понятие теоремы; вырабатывается умение доказывать равенство
треугольников с помощью изученных признаков; вводится новый класс задач - на
построение с помощью циркуля и линейки; вводится одно из важнейших понятий -
понятие параллельных прямых; даётся первое представление об аксиомах и
аксиоматическом методе в геометрии; вводится аксиома параллельных прямых;
рассматриваются новые интересные и важные свойства треугольников (в данной теме
доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов
треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам
(остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые
свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников).
Курс
рационально сочетает логическую строгость и геометрическую наглядность.
Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются
внутренние логические связи курса , повышается роль дедукции, степень
абстракции изучаемого материала. Учащиеся должны овладеть приемами
аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении
задач. Систематическое изучение курса позволит начать работу по
формированию представлений учащихся о строении математической теории,
обеспечит развитие логического мышления учащихся. Изложение материала
характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и
чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой
основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения
учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и
явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы
над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений
следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями
общеучебного характера, разнообразными способами деятельности,
приобретали опыт:
планирования и осуществления
алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых
алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из
различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов
решения;
исследовательской деятельности,
развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования
новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения
своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков
математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с
одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и
доказательства;
проведения доказательных рассуждений,
аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и
классификации информации, использования разнообразных информационных
источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные
технологии.
В результате изучения
курса геометрии 7 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
§
существо понятия
математического доказательства; примеры доказательств;
§
существо понятия алгоритма;
примеры алгоритмов;
§
как используются
математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для
решения математических и практических задач;
§
как математически
определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры
такого описания;
§
как потребности практики
привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
§
вероятностный характер многих
закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и
выводов;
§
каким образом геометрия
возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и
утверждений о них, важных для практики;
§
смысл идеализации,
позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами,
примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
§
пользоваться языком геометрии
для описания предметов окружающего мира;
§
распознавать геометрические
фигуры, различать их взаимное расположение;
§
изображать геометрические
фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
§
вычислять значения
геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны,
углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных
геометрических фигур и фигур, составленных из них;
§
решать геометрические задачи,
опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные
построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
§
проводить доказательные
рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая
возможности для их использования;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
§
описания реальных ситуаций на
языке геометрии;
§
расчетов, включающих
простейшие формулы;
§
решения практических задач,
связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости
справочники и технические средства);
§
построений геометрическими инструментами (линейка,
угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-тематический план
№
|
ТЕМА
|
Кол-во
часов в неделю
|
1.
|
Математический язык. Математическая модель.
|
13
|
2.
|
Линейная функция
|
11
|
3
|
Начальные геометрические сведения.
|
10
|
4.
|
Системы двух линейных уравнений с двумя
переменными
|
13
|
5.
|
Степень с натуральным показателем и её
свойства
|
6
|
6.
|
Одночлены. Операции над одночленами.
|
8
|
7.
|
Треугольники
|
17
|
8.
|
Многочлены. Арифметические операции над
многочленами.
|
15
|
9.
|
Параллельные прямые
|
13
|
10.
|
Разложение многочленов на множители.
|
18
|
11.
|
Функция y = x2.
|
9
|
12.
|
Соотношение между
сторонами и углами треугольника
|
18
|
13.
|
Обобщающее повторение.Итоговая к.Р
|
23
|
|
Итого:
|
175
|
Содержание тем учебного курса
Математический язык. Математическая модель. (13 ч.)
Числовые и
алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной.
Недопустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и
о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные
уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая,
виды промежутков на ней.
Основная цель:
1. формирование представлений о целостности и
непрерывности курса математики 5 и 6 класса;
2. обобщение и систематизация знаний о числовых
выражениях, допустимых и недопустимых значениях переменной выражения,
математических утверждениях, математическом языке; выполнения действий по
арифметическим законам сложения и умножения, действий с десятичными дробями,
действий с обыкновенными дробями;
3. овладение навыками решения задач, составляя
математическую модель реальной ситуации;
4. развитие логического, математического мышления и
интуиции, творческих способностей в области математики.
Линейная
функция. (11 ч.)
Координатная
плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки М
(a;b) в прямоугольной системе координат.
Линейное уравнение
с двумя переменными. Решение уравнения ax+by+c=0.
график уравнения. Алгоритм построения графика уравнения ax+by+c=0.
Линейная функция. Независимая
переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции.
Наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке.
Возрастание и убывание линейной функции.
Линейная функция y=kx и её график.
Взаимное
расположение графиков линейных функций.
Основная цель:
1. формирование представлений о прямоугольной системе
координат, об абсциссе, ординате, о числовых промежутках, числовых лучах,
линейной функции и её графике;
2. формирование умений построения графика линейной
функции, исследования взаимного расположения графиков линейных функций;
3. овладение умением применения алгоритма отыскания
координат точки, заданной в прямоугольной системе координат, алгоритма
построения точки в прямоугольной системе координат, алгоритма построения
графика линейного уравнения ax+by+c=0;
4. овладение навыками решения линейного уравнения с
двумя переменными ax+by+c=0.
Начальные геометрические сведения (10 час.)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок,
луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов.
Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла.
Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель:
- систематизировать знания учащихся о простейших
геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и
свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений
учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6
классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не
вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные
положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур,
приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является
введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия
наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям
геометрических понятий.
Системы двух
линейных уравнений с двумя переменными. (13 ч.)
Система уравнений.
Решение системы уравнений. Графический метод решения системы уравнений. Метод
подстановки. Метод алгебраического сложения.
Системы двух
линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных
ситуаций (текстовые задачи).
Основная цель:
1. формирование представлений о системе двух линейных
уравнений с двумя переменными, о несовместности системы, о неопределенной
системе уравнений;
2. овладение умением решения систем линейных уравнений
графическим методом, методом подстановки и методом алгебраического сложения;
3. овладение навыками составления математической
модели реальных ситуаций в виде системы двух линейных уравнений с двумя
переменными.
Степень с
натуральным показателем (6ч.)
Степень основание
степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем.
Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым
показателем.
Основная цель:
1. формирование представлений о степени с натуральным
показателем и степени с нулевым показателем;
2. формирование умений составления таблицы основных
степеней и её применение при решении заданий;
3. овладение умением применения свойств степени с
натуральным показателем при решении задач, выполнять действие умножения и
деления степеней с одинаковыми показателями;
4. овладение навыками решения уравнений, содержащих
степень с натуральным показателем.
Одночлены.
Операции над одночленами. (8 ч)
Одночлен.
Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены.
Сложение
одночленов. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень.
Деление одночлена на одночлен.
Основная цель:
1. формирование представлений об одночлене
стандартного вида, об арифметических операциях над одночленами, о подобных одночленах;
2. формирование умений представлять одночлен в
стандартном виде, выполнять арифметические действия над одночленами;
3. овладение умением складывать, вычитать, умножать и
делить одночлены, а также возводить одночлен в степень;
4. овладение навыками решения задач на составление
уравнений, предполагающих приведение подобных слагаемых.
5. 2. Треугольники (17 час.)
6. Треугольник. Признаки равенства
треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты
треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с
помощью циркуля и линейки.
7.
Основная
цель:
8. — ввести понятие теоремы;
выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных
признаков; ввести новый класс задач — на построение с по мощью циркуля и
линейки.
9. Признаки равенства треугольников
являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство
большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей
схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то
признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение
признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно
накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе
изучения и применения при знаков равенства треугольников целесообразно
использовать за дачи с готовыми чертежами.
Многочлены.
Арифметические операции над многочленами. (15 ч.)
Многочлен. Члены
многочлена. Двучлен. Трёхчлен. Приведение подобных членов многочлена.
Стандартный вид многочлена.
Сложение и
вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен.
Квадрат суммы и
квадрат разности. Разность квадратов. Разность кубов и сумма кубов.
Деление многочлена
на одночлен.
Основная цель:
1. формирование представлений о многочлене, о
приведении подобных членов многочлена, о стандартном виде многочлена, о
формулах сокращенного умножения;
2. формирование умений представлять многочлен в
стандартном виде, выполнять арифметические действия над многочленами;
3. овладение умением складывать, вычитать, умножать и
делить многочлены, выводить и применять формулу сокращенного умножения;
4. овладение навыками решения уравнений,
предполагающих применение формул сокращенного умножения.
5. 3. Параллельные прямые (13 час.)
6. Признаки параллельности прямых.
Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
7.
Основная
цель:
8. — ввести одно из важнейших понятий —
понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и
аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
9. Признаки и свойства параллельных
прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей
(накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в
дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач,
а также в кур се стереометрии.
Разложение многочлена на множители. (18 ч.)
Вынесение общего
множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с
помощью формул сокращённого умножения, комбинации различных приёмов. Метод
выделения полного квадрата.
Понятие
алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби.
Тождество.
Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.
Основная цель:
1. формирование представлений о разложении многочлена
на множители, об алгебраической дроби, о тождествах;
2. овладение умением вынесения общего множителя за
скобки, группировки слагаемых, преобразования выражений с использованием
формулы сокращенного умножения, выделения полного квадрата;
3. овладение навыками решения уравнений, выделения
полного квадрата, решения уравнений с применением формул сокращенного
умножения.
Функция y=x2. (9 ч.)
Функция y=x2, её свойства и график. Функция y= - x2, её
свойства и график.
Графическое решение уравнений.
Кусочная функция. Чтение графика функции.
Область определения функции. Первое представление о непрерывных функциях. Точка
разрыва. Разъяснение смысла записи y=f(x).
Функциональная символика.
Основная цель:
1. формирование представлений о параболе, вершине и
фокусе параболы, квадратичной функции и её графике;
2. формирование умений строить график квадратичной
функции, определять участки возрастания и убывания функции, находить точки
разрыва и область определения функции;
3. овладение умением описывать свойства функции по её
графику, читать график функции;
4. овладение навыками строить график кусочно-заданной
функции, применения алгоритма графического решения уравнения.
5. 4. Соотношения между сторонами и
углами треугольника (18 час.)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами
треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства
и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между
параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
6.
Основная
цель:
7. — рассмотреть новые интересные и
важные свойства треугольников.
8. В данной теме доказывается одна из
важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет
дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный,
тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства
прямоугольных треугольников.
9. Понятие расстояния между
параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о
том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой
прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на
построение.
10. При решении задач на Построение в 7 классе следует
ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В
отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы
исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием
задачи.
Обобщающее повторение. (2 3ч.)
Основная цель:
1. обобщение и систематизация знаний тем курса алгебры
за 7 класс с решением заданий повышенной сложности;
2. формирование понимания возможности использования
приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате
изучения линии «Алгебра» предмета «Математика» ученик должен
знать/понимать:
·
существо понятия математического
доказательства; приводить примеры доказательств;
·
существо понятия алгоритма;
приводить примеры алгоритмов;
·
как используются
математические формулы, уравнения, примеры их применения для решения математических
и практических задач;
·
как математически определенные
функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого
описания;
уметь:
·
составлять буквенные выражения
и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые
подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку
одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
·
выполнять основные действия со
степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение
многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования выражений;
·
решать линейные уравнения и
сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений;
·
решать текстовые задачи
алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор
решений, исходя из формулировки задачи;
·
изображать числа точками на
координатной прямой; определять координаты точки плоскости, строить точки с
заданными координатами;
·
строить графики изученных функций;
·
находить значения функции,
заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение
аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
·
определять простейшие свойства
функции по ее графику; применять графические представления при решении
уравнении, систем, описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
·
выполнения расчетов по
формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами;
для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
·
моделирования практических
ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
·
интерпретации графиков
зависимостей между величинами.
В результате
изучения линии «Геометрия» предмета «Математика» ученик должен
знать/ понимать:
·
основные понятия геометрии; признаки равенства
треугольников; определение и свойства параллельных прямых; соотношения между
сторонами и углами треугольника;
·
существо понятия математического доказательства;
приводить примеры доказательств;
·
каким образом геометрия возникла из практических
задач землемерия;
·
примеры геометрических объектов и утверждений о
них, важных для практики;
уметь:
·
пользоваться геометрическим языком для описания
предметов окружающего мира;
·
распознавать геометрические фигуры, различать их
взаимное расположение;
·
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи
по условию задач;
·
осуществлять преобразования фигур;
·
вычислять значения геометрических величин (длин,
углов);
·
решать геометрические задачи, опираясь на изученные
свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения,
алгебраический аппарат;
·
проводить доказательные рассуждения при
решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их
использования;
·
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
·
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
5.
решения практических задач, связанных с
нахождением геометрических величин (используя при необходимости
справочники и технические средства); построений геометрическими
инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Контрольные работы по алгебре в 2-х
вариантах
НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
(на основании предложенных в дидактическом
пособии рекомендаций):
Контрольные работы по геометрии (Программы
общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу
для 7-9 классов, авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.,
составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008.
– с. 19-21.)
Нормы оценивания:
Верно выполненное одно из трех предложенных заданий – оценка
«удовлетворительно»;
Верно выполненных два задания – «хорошо». И все задания, выполненные
верны - оцениваются оценкой «отлично».
При оценивании
делается акцент на наличие доказательной базы. Если задача решается без
теоретического обоснования, то она считается решенной неверно.
Контрольная работа №1 Вариант 1
1. Три точки В,С и D
лежат на одной прямой. Известно, что ВD = 17 см, DС = 25 см. Какой может быть длина отрезка ВС?
2. Сумма вертикальных углов МОЕ и DОС, образованных при пересечении прямых МС и DЕ,
равна 204о. Найдите угол МОD.
3. С помощью транспортира начертите угол,
равный 78о, и проведите биссектрису смежного с ним угла.
Контрольная работа №1 Вариант 2
1. Три точки M, N, K лежат на одной прямой. Известно, что MN = 15 см, NK = 18 см. Какой может быть длина
отрезка MK?
2. Сумма вертикальных углов AOB и COD, образованных при пересечении прямых AD и BC, равна 108о. Найдите угол BОD.
3. С помощью транспортира начертите угол,
равный 132о, и проведите биссектрису одного из смежных с ним углов.
Контрольная работа №2 Вариант 1
1. На рисунке отрезки АВ и
СD имеют общую середину О. Докажите, что .
2. Луч АD – биссектриса
угла А. на сторонах угла А отмечены точки В и С так, что . Докажите, что АВ = АС.
3. Начертите равнобедренный треугольник АВС с
основанием ВС. С помощью циркуля и линейки проведите медиану ВВ1 к
боковой стороне АС.
Контрольная работа №2 Вариант 2
1. На рисунке отрезки МЕ и
РК точкой D делятся пополам . Докажите, что .
2. На сторонах угла D
отмечены точки М и К так, что DМ = DК.
Точка Р лежит внутри угла D, и РК = РМ. Докажите, что луч DР – биссектриса угла МDК.
3. Начертите равнобедренный треугольник АВС с
основанием АС и острым углом В. С помощью циркуля и линейки проведите высоту из
вершины угла А.
Контрольная работа №3 Вариант 1
1. Отрезки EF и PQ пересекаются в их
середине М. Докажите, что РЕ║QF.
2. Отрезок DM – биссектриса треугольника СDЕ.
Через точку М проведена прямая, параллельная стороне СD и пересекающая сторону
DЕ в точке N. Найдите углы треугольника DMN, если .
Контрольная работа №3 Вариант 2
1. Отрезки MN и EF пересекаются в их
середине Р. Докажите, что ЕN║МF.
2. Отрезок АD – биссектриса треугольникаАВС.
Через точку D проведена прямая, параллельная стороне АВ и пересекающая сторону
АС в точке F. Найдите углы треугольника АDF, если .
Контрольная работа №4 Вариант 1
1. На рисунке , ,
АC = 12 см. Найдите сторону АВ треугольника АВС.
2. В треугольнике СDЕ
точка М лежит на стороне СЕ, причем угол СМD острый.
Докажите, что DЕ > DМ.
3. Периметр равнобедренного тупоугольного
треугольника равен 45 см, а одна из его сторон больше другой на 9 см. Найдите
стороны треугольника.
Контрольная работа №4 Вариант 2
1. На рисунке , ,
BC = 9 см. Найдите сторону АC
треугольника АВС.
2. В треугольнике MNP
точка K лежит на стороне MN, причем
угол NKP острый. Докажите, что KP
< МP.
3.Одна из сторон тупоугольного равнобедренного
треугольника на 17 см меньше другой. Найдите стороны этого треугольника, если
его периметр равен 77 см.
Контрольная работа №5 Вариант 1
1. В остроугольном треугольнике MNP
биссектриса угла М пересекает высоту NK в точке О, причем
ОК = 9 см. Найдите расстояние от точки О до прямой МN.
2. Постройте прямоугольный треугольник по
гипотенузе и острому углу.
3. С помощью циркуля и линейки постройте угол,
равный 150о.
Контрольная работа №5 Вариант 2
1. В прямоугольном треугольнике DCE c прямым углом С проведена биссектриса EF, причем FC = 13 см. Найдите расстояние от точки F до прямой
DE.
2. Постройте прямоугольный треугольник по
катету и прилежащему к нему острому углу.
3. С помощью циркуля и линейки постройте угол,
равный 105о.
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
1. В равнобедренном треугольнике АВС с
основанием АС на медиане ВD отмечена точка К, а на
сторонах АВ и ВС – точки М и N соответственно. Известно,
что
а) Найдите угол BNK.
б) Докажите, что прямые MN и ВК взаимно перпендикулярны.
2. На сторонах АВ, ВС и СА треугольника АВС
отмечены точки D, E и F соответственно. Известно, что
а) Найдите угол DFE.
б) Докажите, что прямые АВ и ЕF пересекаются.
3. В прямоугольном треугольнике АВС катет АВ
равен 3 см, угол С равен 150. На катете АС отмечена точка D так, что .
а) Найдите длину отрезка ВD.
б) Докажите, что ВC <
12 cм.
Итоговая контрольная работа
Вариант 2
1. В треугольнике АВС угол А равен 55о.
Внутри треугольника отмечена точка О так, что и
АО = ОС.
а) Найдите угол АСВ.
б) Докажите, что прямая ВО является
серединным перпендикуляром к стороне АС.
2. На прямой последовательно отложены отрезки
АВ, ВС и СD.Точки Е и F расположены
по разные стороны от этой прямой, причем
Докажите, что:
а) прямые ВЕ и CF
параллельны;
б) прямые ВF и СЕ
пересекаются.
3. В треугольнике АВС На стороне FС
отмечена точка D так, что .
а) Найдите длину отрезка АD.
б) Докажите, что периметр треугольника АВС
меньше 10 см.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.