МБОУ
Верхличская СОШ
«Утверждаю»
Директор
МБОУ Верхличская СОШ
______________ Е.М.Тимошенко
Приказ №117
От «02» сентября 2014 г
Рабочая
программа
по
математике в 6
классе
Учителя
математики 1 категории
Струговец
Елены Васильевны
2014
г
Пояснительная записка
Рабочая
программа школы разработана на основе Стандарта основного общего образования по
математике, авторской программы Жохова В.И. , Виленкина Н.Я., Чеснокова А.С.,
Шварцбурда С.И.
Программа
рассчитана на 5 часов в неделю, за год 175часов. Изменений и расхождений с
авторской программой вышеуказанных авторов нет.
Реализация
рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического
комплекта:
Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных
учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов,
А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 6", издательство
"Мнемозина", г.Москва - 2009;
Дидактические материалы по математике для 6 класса.
А.С. Чесноков, К.И. Нешков, издательство «Классикс Стиль», г.Москва.
Контрольные и самостоятельные работы по математике 6
кл. А.П. Ершов, В.В. Головобордько издательство «Илекса», Москва.2010г
Цели
обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в
развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
В
задачи обучения математики входит:
развитие
внимания, мышления учащихся, формирования у них умений логически мыслить,
анализировать полученные знания, находить закономерности;
§ овладение
школьными знаниями о понятиях, правилах, законах, фактах;
§ развитие
представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Курс
математики 6-го класса – важное звено математического образования и развития
школьников. На этом этапе заканчивается изучение вопросов, связанных с
натуральными числами и завершается работа над формированием навыков арифметических
действий с обыкновенными дробями. Формируются понятия «общий делитель» и «общее
кратное», необходимые для полного усвоения основного свойства дроби. Даются
первые знания о положительных и отрицательных числах, вводятся арифметические
действия над положительными и отрицательными числами, что позволяет ознакомить
учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одним неизвестным.
Особое внимание уделяется усвоению понятия модуля числа. Продолжается обучение
решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических
построений и измерений. Серьезное внимание уделяется формированию умений
рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых
действий. При этом учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных
логических операций. Параллельно закладываются основы для изучения
систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Программой отводится на изучение математики по 5 уроков в неделю, что
составляет 175 часов в учебный год. Из них контрольных работ 15 часов, которые
распределены по разделам следующим образом: «Делимость чисел» 1 час, «Сложение
и вычитание дробей с разными знаменателями» 2 часа, «Умножение и деление
обыкновенных дробей» 3 часа, «Отношения и пропорции» 2 час, «Положительные и
отрицательные числа» 1 час, «Сложение и вычитание положительных и отрицательных
чисел» 1 час, «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» 1 час,
«Решение уравнений» 2 часа, «Координаты на плоскости» 1 час и 1 час отведен на
итоговую административную контрольную работу.
Данное
планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических
знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Промежуточная
аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и
математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных
блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной
контрольной работы.
Учебно – тематический план
№
|
ТЕМА
|
Кол-во
часов в неделю
|
1.
|
Делимость чисел.
|
20
|
2.
|
Сложение и
вычитание дробей с разными знаменателями
|
22
|
3.
|
Умножение и
деление обыкновенных дробей.
|
32
|
4.
|
Отношения и
пропорции
|
22
|
5.
|
Положительные и
отрицательные числа.
|
13
|
6.
|
Сложение и
вычитание положительных и отрицательных чисел.
|
11
|
7.
|
Умножение и
деление положительных и отрицательных чисел.
|
12
|
8.
|
Решение
уравнений.
|
15
|
9.
|
Координаты на
плоскости.
|
13
|
11.
|
Повторение.
Решение задач.
|
15
|
|
Итого:
|
175
|
Требования к уровню
подготовки учащихся.
должны знать:
ü понятия обыкновенной дроби и отрицательного числа;
ü правила выполнения действий с обыкновенными дробями,
положительными и отрицательными числами;
ü определение угла и его виды;
ü понятие «вероятность».
должны уметь: В результате изучения курса математики 6-го класса учащиеся должны
уметь:
§
переходить от одной формы записи чисел к другой;
представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях
обыкновенную в виде десятичной, проценты- в виде дроби и дробь - в виде
процентов;
§
уметь выполнять устно арифметические действия:
сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками,
умножение однозначных чисел, сложение и вычитание дробей с одинаковыми
знаменателями;
§
сравнивать рациональные и действительные числа;
§
округлять целые числа и десятичные дроби; находить
приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых
выражений;
§
пользоваться основными единицами длины, массы,
времени, площади, объёма, скорости;
§
овладеть кругом практически важных понятий и
умений, связанных с пропорциональностью величин (прямой и обратной),
процентами; свободно применять эти умения в ходе решения математических и
практических задач, задач из смежных предметов;
§
использовать приобретенные знания, умения, навыки в
практической деятельности и повседневной жизни для:
ü
решения несложных практических расчетных задач, в
том числе с использованием при необходимости справочной литературы,
калькулятора, компьютера;
ü
устной прикидки и оценки результата вычислений,
проверки результата вычислений;
ü
интерпретация результата решения задач.
ü выполнять арифметические действия с обыкновенными
дробями, положительными и отрицательными числами;
ü переходить из одной формы записи в другую;
ü находить значения степеней с целыми показателями;
ü решать текстовые задачи, включая задачи связанные с
отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни:
ü для решения несложных практических расчетных задач, в том
числе с использованием при необходимости калькулятора;
ü устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки
результата вычисления с использованием различных приемов;
ü для решения практических задач, связанных с нахождением
объемов прямоугольного параллелепипеда и куба, нахождения длины окружности и
площади круга.
Содержание
рабочей программы
6
класс
1. Делимость чисел (20ч)
Делители и кратные числа. Общий делитель и
общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на
простые множители.
Основная цель — завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с
обыкновенными дробями.
В данной теме завершается изучение вопросов,
связанных с натуральными
числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству с понятиями
«делитель» и «кратное», которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знаменателю.
Упражнения полезно
выполнять с опорой на таблицу умножения прямым подбором. Понятия «наибольший общий делитель» и
«наименьшее общее
кратное» вместе с алгоритмами их нахождения можно не рассматривать.
Определенное внимание уделяется знакомству с
признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их изучении
целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои
действия ссылками на
определение, правило.
Учащиеся должны уметь разложить число на
множители. Например,
они должны понимать, что 36 = 6 • 6 = 4 • 9. Вопрос о разложении числа на
простые множители не относится к числу обязательных.
2. Сложение и вычитание дробей с разными
знаменателями (22ч)
Основное свойство дроби. Сокращение дробей.
Приведение
дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение
дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель— выработать
прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Одним из важнейших результатов обучения
является усвоение
основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому
знаменателю. При
этом рекомендуется излагать материал без опоры на понятия НОД и НОК. Умение
приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.
При рассмотрении действий с дробями
используются правила сложения
и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа. Что касается
сложения и вычитания смешанных чисел, которые не находят активного применения в последующем изучении курса, то учащиеся
должны лишь получить представление о
принципиальной возможности выполнения таких действий.
3. Умножение и деление обыкновенных дробей (32ч)
Умножение и деление обыкновенных дробей.
Основные задачи на
дроби.
Основная цель— выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и
решения основных задач надроби.
В этой теме завершается работа над
формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы
учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с
обыкновенными дробями
могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими
дробями.
Расширение аппарата действий с дробями
позволяет решать
текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его
дроби, выполняя соответственно
умножение или деление на дробь.
4. Отношения и пропорции (22ч)
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение
задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной
пропорциональностях величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель— сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное
свойство пропорции,
так как оно находит применение на уроках математики, физики. В частности,
достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на
проценты. Понятия о
прямой и обратной пропорциональностях величин можно сформировать как обобщение нескольких
конкретных
примеров, подчеркнув при этом практическую значимость тих понятий, возможность их применения для
упрощения решения
соответствующих задач.
В данной теме даются представления о длине
окружности и площади
круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение
геометрических фигур завершается знакомством с шаром.
5. Положительные и отрицательные числа (13ч)
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический
смысл. Сравнение чисел.
Целые числа. Изображение
чисел на прямой. Координата точки.
Основная цель — расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Целесообразность введения отрицательных чисел
показывается на
содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и
отрицательные числа на координатной прямой, с тем чтобы она могла служить
наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел,
рассматриваемых в следующей теме.
Специальное внимание должно быть уделено
усвоению вводимого
здесь понятия модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать
отрицательные числа, а
в дальнейшем для овладения и алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
6.Сложение и вычитание
положительных и отрицательных чисел (11ч)
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Основная цель— выработать
прочные навыки сложения и вычитания положительных
и отрицательных чисел.
Действия с отрицательными числами вводятся на
основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими
перемещениями точек
числовой оси. При изучении данной темы целенаправленно отрабатываются алгоритмы сложения и
вычитания при выполнении
действий с целыми и дробными числами.
7.Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12ч)
Умножение и деление положительных и
отрицательных чисел.
Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов
арифметических действий для рационализации вычислений.
Основная цель— выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и
отрицательными числами.
Навыки умножения и деления положительных и
отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении от-' дельных действий, а затем в сочетании с
навыками сложения и вычитания
при вычислении значений числовых выражений.
При изучении данной темы учащиеся должны
усвоить, что для
обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить числитель на знаменатель. В каждом
конкретном случае они должны знать, в какую десятичную дробь обращается данная
обыкновенная дробь — конечную или бесконечную. При этом необязательно акцентировать
внимание на том, что
бесконечная десятичная дробь оказывается периодической. Учащиеся должны знать представление в
виде десятичной
дроби таких дробей, как ½,1/4,1/5 ,1/ 20 .
8. Решение уравнений (15ч)
Простейшие преобразования выражений:
раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения
текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель— подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
Преобразования буквенных выражений путем
раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени,
в которой они необходимы для решения несложных уравнений.
Введение арифметических действий над
отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одним неизвестным.
9. Координаты на плоскости (13ч)
Построение перпендикуляра к прямой и
параллельных прямых с
помощью угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Основная цель— познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Учащиеся должны научиться распознавать и
изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их
построения с помощью линейки и угольника, не требуя воспроизведения точных определений.
Основным результатом знакомства учащихся с
координатной
плоскостью должны явиться знания порядка записи координат точек плоскости и их
названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным ее
координатам, определить
координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Формированию вычислительных и графических
умений способствует
построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений
найдут применение изученные
ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
Результатом выполнения упражнений на чтение
графиков должны явиться умения свободно определять координаты отмеченных на координатной плоскости точек и
изображать точки по заданным
координатам.
10. Повторение. Решение задач (15ч)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.