Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Высоковская средняя
общеобразовательная школа »
Новодугинского района Смоленской
области
«РАССМОТРЕНО» Протокол
заседания методического объединения учителей от _________№___
Руководитель МО
________________________
|
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель
директора школы по УВР
________________________
«____»____________201 г.
|
«УТВЕРЖДЕНО»
Протокол
заседания педагогического совета от____________ №___
Председатель
педагогического совета
______________________
|
Рабочая программа
По предмету (курсу и т.д.) ______математика___
Класс (уровень)_____5___________базовый_____
Количество часов по программе _170_________
Учитель
_____________________Яковская С.А._
2013
Пояснительная записка
Данная
рабочая программа по математике разработана на основе:
1.
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010
года № 1897;
2.
Примерной
программы по учебным предметам по математике. М.: Просвещение, 2011;
3.
Программы
по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. /
В.И.Жохов, М.: Мнемозина, 2010;
4.
Требованиям
примерной образовательной программы образовательного учреждения.
Данная
рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.Я. Виленкина, В.И.
Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда (М.: Мнемозина, 2013год).
Цели обучения
·
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения
образования;
·
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности,
необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных
математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления,
интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
·
формирование представлений об идеях и методах математики как
универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и
процессов;
·
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для
научно-технического прогресса.
·
систематическое развитие понятия числа;
·
выработка умений выполнять устно и
письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи
на язык математики; подготовка обучающихся к изучению систематических курсов
алгебры и геометрии.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с
натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и
десятичными дробями, получают начальные преставления об использовании букв для
записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений,
продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки
построения геометрических фигур и измерения геометрических величин. Усвоенные знания и способы действий
необходимы не только для дальнейшего успешного
изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих
практических задач во взрослой жизни.
Задачи обучения
·
Приобретение математических знаний и умений;
·
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой
деятельности;
·
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной,
рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической,
ценностно-смысловой).
·
формирование
элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими
методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и
объяснять количественные и пространственные отношения);
·
развитие
основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
пространственного воображения; математической речи; умения вести поиск
информации и работать с ней;
·
развитие
познавательных способностей;
·
Воспитывать
стремление к расширению математических знаний;
·
способствовать
интеллектуальному развитию, формированию качеств личности, необходимых человеку
для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической
деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления,
пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
·
воспитание
культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой
культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общая характеристика предмета
Математика
играет важную роль в формировании у школьников умения учиться.
Обучение
математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности:
школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов,
устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать
логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые
обобщённые знания и способы действий. Универсальные
математические способы познания способствуют целостному восприятию мира,
позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой
формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия
обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся,
формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации,
новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Место предмета
Отбор
материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов:
систематизации знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие
обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление
общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических
особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и
осознания воспринимаемого материала.
На изучение математики в 5
классе в МКОУ «Высоковская СОШ» отводится 5 ч в неделю, итого 170 ч за учебный
год. В том числе 14 контрольных работ, включая итоговую контрольную работу.
Требования к уровню подготовки обучающихся к окончанию 5 класса
Программа
обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты
Личностным результатом
изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
·
Целостное восприятие окружающего мира.
·
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла
учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий, творческий подход к выполнению заданий.
·
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и
управлять ими.
·
Навыки
сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
·
Установку
на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
• Независимость и критичность
мышления.
• Воля и настойчивость в
достижении цели.
Метапредметные результаты
Метапредметным результатом изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать
и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
• выдвигать версии решения
проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный
результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их
самостоятельно;
• составлять (индивидуально
или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять
свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в
том числе и корректировать план);
• в
диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный
поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть
аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться
к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и
корректировать его;
• понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты
(гипотезы, аксиомы, теории).
Предметные результаты
Предметным результатом
изучения курса является сформированность следующих умений:
Предметная область «Арифметика»
• выполнять устно
арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных
дробей с двумя знаками; умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное
число; деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на
однозначное число;
• переходить от одной формы
записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в
простейших случаях обыкновенную — в виде десятичной, проценты — в виде дроби и
дробь - в виде процентов;
• находить значения числовых
выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби;
• округлять целые и десятичные
дроби, выполнять оценку числовых выражений;
• пользоваться основными
единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни
единицы измерения в другие;
• решать текстовые задачи,
включая задачи, связанные с дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием
при необходимости справочных материалов, калькулятора;
• устной прикидки и оценки
результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием
различных приемов;
• интерпретации результатов
решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами
рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»
• переводить условия задачи на математический язык;
• использовать методы работы с простейшими математическими
моделями;
• осуществлять в выражениях и
формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
• изображать числа точками на
координатном луче;
• определять координаты точки
на координатном луче;
• составлять буквенные
выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах
числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
• решать текстовые задачи
алгебраическим методом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих
зависимости между реальными величинами.
Предметная область «Геометрия»
• пользоваться геометрическим
языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать и изображать
геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• распознавать на чертежах,
моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
• в простейших случаях
строить развертки пространственных тел;
• вычислять площади,
периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных
геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические
средства);
• построений геометрическими
инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Содержание
тем учебного курса
№
п/п
|
Изучаемый
материал
|
Кол-во
часов
|
Контрольные
работы
|
|
Глава
1. Натуральные числа
|
75
|
|
1.
|
Натуральные
числа и шкалы
|
15
|
1
|
2.
|
Сложение и
вычитание натуральных чисел
|
21
|
2
|
3.
|
Умножение и
деление натуральных чисел
|
27
|
2
|
4.
|
Площади и объемы
|
12
|
1
|
|
Глава
2. Десятичные дроби
|
95
|
|
5.
|
Обыкновенные
дроби
|
23
|
2
|
6.
|
Десятичные
дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
|
13
|
1
|
7.
|
Умножение и
деление десятичных дробей
|
26
|
2
|
8.
|
Инструменты для
вычислений и измерений
|
17
|
2
|
9.
|
Итоговое
повторение.
|
16
|
1
|
|
Итого
|
170
|
14
|
1. Натуральные числа и
шкалы (15 ч). Натуральные числа и их
сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение
и построение отрезков. Координатный луч.
Цель: систематизировать и
обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить
навыки построения и измерения отрезков.
Систематизация сведений о
натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи
многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и
построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе
изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и
координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения
начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число,
соответствующее данному делению на координатном луче.
2. Сложение и вычитание
натуральных чисел (21 ч). Сложение и
вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач.
Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение
линейных уравнений.
Цель: закрепить и развить
навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы
основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными
числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются
базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В
этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений
по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами
действий (сложение и вычитание).
3. Умножение и деление
натуральных чисел (27 ч). Умножение и
деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение
текстовых задач.
Цель: закрепить и развить
навыки арифметических действий с натуральными числами.
В
этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения
и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа.
Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе
зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые
задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше
на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между
величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью
товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью
составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые
встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды.
Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных
выражений.
4. Площади и объемы (12
ч). Вычисления по формулам.
Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Цель: расширить
представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере
вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о
единицах измерения.
При изучении темы
учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются
при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию
знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в
соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби
(23 ч). Окружность и круг.
Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Цель: познакомить
обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных
дробей.
В
данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения
десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть
привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой
части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби,
осознанного решения которых важно добиться от обучающихся.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч). Десятичная дробь. Сравнение, округление, слежение и вычитание
десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения
читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение
и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных
дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах
рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.
Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над
натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется
переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется
решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены
десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое
понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления
десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч). Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое
нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения
умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с
натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание
привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных
примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме
того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными
дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч). Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты.
Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник.
Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов.
Построение угла заданной величины.
Цель: сформировать умения
решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У обучающихся важно
выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе
они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько
процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его
процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого.
Продолжается работа по распознаванию и изображению и геометрических фигур.
Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы.
Китовые диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении
распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях
следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и
журналах. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников
использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
9. Повторение. Решение
задач (16 ч).
Цель: Повторение,
обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5
класса.
Календарно-тематическое планирование
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.