Муниципальное
общеобразовательное учреждение
Новопокровская
средняя общеобразовательная школа
Рабочая
программа
по
математике
5 – 6 классы.
Составитель
Торопова
Галина Владимировна
учитель
математики
2014
Пояснительная
записка.
Рабочая программа
составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по математике
5 - 6 классы, составитель В.И. Жохов, - М.: Мнемозина , 2009.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и
навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным
компонентом государственного образовательного стандарта основного общего
образования по математике.
Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в
неделю) в 5 классе, в том числе контрольных работ - 14, включая
итоговую контрольную работу. И 170 часов (5 часов в неделю) в 6 классе, в том
числе контрольных работ – 13, включая итоговую работу.
Цели
обучения математике в общеобразовательной школе определяются её ролью в
развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формирования личности
каждого человека.
Многим
людям в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчёты,
пользоваться вычислительной техникой, находить в справочниках и применять
нужные формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и
построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм,
графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять
несложные алгоритмы и др. Без конкретных математических знаний затруднено
понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие
научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической,
политической информации. Таким образом, практическая полезность математики
обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального
мира.
Для
жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля
мышления. В процессе математической деятельности в арсенал приёмов и методов
человеческого мышления включаются индукция и дедукция, обобщение и
конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование
и аналогия. С помощью объектов математических умозаключений и правил их
конструирования вскрывается механизм логических построений, вырабатываются
умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивается
логическое мышление.
Математике
принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления. В ходе
решения задач развивается творческая и прикладная стороны мышления. Изучение
математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и
изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению
идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственное
представление.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс математики 5 –6 класса строится на индуктивной
основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал
излагается на интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются
в виде правил.
В ходе изучения курса обучающиеся развивают навыки
вычислений с обыкновенными и десятичными дробями,
положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об
использовании букв для записи выражений и свойств
арифметических действий, составления уравнений, продолжают знакомиться с
геометрическими понятиями, рассматривают понятие процента и различные виды
задач на проценты ,приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения
геометрических величин, знакомятся с понятием координатной плоскости.
Главной целью
школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем
включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба,
познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное
самосознание, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих
позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной
суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения математике:
1) в
направлении личностного развития:
ü
формирование представлений о
математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в
развитии цивилизации и современного общества;
ü
формирование интеллектуальной честности и
объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих
из обыденного опыта;
ü
формирование качеств мышления, необходимых
для адаптации в современном информационном обществе;
ü
развитие логического мышления,
пространственного воображения, алгоритмической культуры, интереса к
математическому творчеству и математических способностей, критичности мышления
на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также
последующего обучения в высшей школе;
ü
овладение математическими знаниями и
умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных
естественнонаучных дисциплин на базовом уровне;
ü
воспитание средствами математики культуры
личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса,
отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с
историей развития математики, эволюцией математических идей.
2) в
метапредметном направлении:
ü формирование
представлений о математике как универсальном языке науки, средстве
моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
ü формирование
общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для
математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных
сфер человеческой деятельности;
3) в
предметном направлении:
ü овладение
математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования,
изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
ü создания
фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления,
характерных для математической деятельности.
На
основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании
предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи
обучения:
1. приобретение
математических знаний и умений;
2. овладение
обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
3. освоение
компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного
саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.
Методы
и формы обучения.
Традиционные
методы обучения:
общие
методы:
ü по
источникам знаний: словесные, наглядные и практические;
ü по
характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративные
методы, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые
(эвристические) и исследовательские.
специальные
методы:
ü эмпирические
методы познания: наблюдение, опыт, измерение и др.;
ü логические
методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия,
абстрагирование, конкретизация, классификация и др.;
ü математические
методы познания: метод математического моделирования, аксиоматический метод.
Методы
обучения с использованием средств ИКТ:
применение на уроках математики цифровых образовательных ресурсов
(интерактивных досок, дисков и др.).
Формы
обучения:
ü интерактивный
урок, метод проектов, урок-лекция, урок-практикум;
ü групповая,
индивидуальная.
Основное содержание программы
5 класс
1.
Натуральные числа и шкалы – 15ч.
Натуральные
числа. Обозначение натуральных чисел. Десятичная система счисления. Римская
нумерация. Чтение и запись натуральных чисел. Этапы развития представлений о
числе.
Геометрические
фигуры: Отрезок, Длина отрезка. Треугольник .Измерение и построение отрезков. Плоскость,
прямая, луч. Шкалы и координаты.
Меньше
или больше.
Контрольная
работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы»
2.
Сложение и вычитание натуральных чисел – 21ч.
Сложение
и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения. Решение текстовых задач
Вычитание.
Контрольная
работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»
Числовое
выражение. Буквенное выражение и его числовое значение.
Буквенная
запись свойств сложения и вычитания.
Уравнение.
Решение линейных уравнений.
Контрольная
работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнение»
3. Умножение и
деление натуральных чисел – 27ч.
Умножение
натуральных чисел и его свойства.
Деление.
Деление
с остатком.
Контрольная
работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел».
Упрощение
выражений. Порядок выполнения действий.
Квадрат
и куб числа. Решений текстовых задач.
Контрольная
работа №5 по теме «Упрощение выражений».
4.
Площади и объёмы – 12ч.
Формулы.
Площадь.
Формула площади прямоугольника, квадрата.
Единицы
измерения площадей.
Прямоугольный
параллелепипед.
Объемы.
Объем прямоугольного параллелепипеда.
Контрольная
работа №6 по теме «Площади и объемы».
5.
Обыкновенные дроби – 23ч.
Окружность
и круг.
Доли.
Обыкновенные дроби.
Сравнение
дробей.
Правильные
и неправильные дроби.
Контрольная
работа №7 по теме «Обыкновенные дроби».
Сложение
и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Деление
и дроби.
Смешанные
числа.
Сложение
и вычитание смешанных чисел.
Контрольная
работа №8 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».
6.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей – 13ч.
Десятичная
запись дробных чисел.
Сравнение
десятичных дробей.
Сложение
и вычитание десятичных дробей.
Приближенные
значения чисел.
Округление
чисел. Округление десятичных дробей. Контрольная работа №9 по теме «Сложение
и вычитание десятичных дробей».
7.
Умножение и деление десятичных дробей – 26ч.
Умножение
десятичных дробей на натуральное число.
Деление
десятичных дробей на натуральное число.
Контрольная
работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное
число».
Умножение
десятичных дробей.
Деление
на десятичную дробь.
Среднее
арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Контрольная
работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей».
8.
Инструменты для вычисления и измерения – 17ч.
Микрокалькулятор.
Проценты. Основные задачи на проценты.
Контрольная
работа №12 по теме «Проценты».
Угол.
Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник.
Измерение
углов. Транспортир.
Круговые
диаграммы.
Контрольная
работа №13 по теме «Измерение углов».
9.
Повторение – 16 ч.
Итоговое
повторение.
Итоговая
контрольная работа № 14.
Анализ
итоговой контрольной работы.
6 класс
1. Делимость
чисел – 20 ч.
Делители и
кратные. Делимость натуральных чисел.
Признаки делимости
на 10, 5 и 2.
Признаки делимости
на 3 и на 9.
Простые и
составные числа.
Разложение на
простые множители. Таблица простых чисел.
Наибольший общий
делитель. Взаимно простые числа.
Наименьшее
общее кратное. Нахождение НОК чисел m и n.
Контрольная
работа №1 по теме «Делимость чисел».
2. Сложение
и вычитание дробей с разными знаменателями – 22 ч.
Основное свойство
дроби.
Сокращение дробей.
Сократимые и несократимые дроби. Приведение дробей к общему знаменателю.
Сравнение дробей с
разными знаменателями.
Сложение,
вычитание дробей с разными знаменателями.
Контрольная
работа №2 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».
Сложение
и вычитание смешанных чисел.
Контрольная
работа №3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».
3. Умножение
и деление обыкновенных дробей – 31ч.
Умножение дробей. Умножение
дроби на натуральное число.
Нахождение дроби
от числа. Решение задач на части.
Применение
распределительного свойства умножения. Умножение смешанного числа на
натуральное
Контрольная
работа №4 по теме «Умножение обыкновенных дробей».
Взаимно обратные
числа. Нахождение числа обратного данному. Деление.
Нахождение числа
по его дроби. решение задач на нахождение целого по его части .
Дробные
выражения. Значение дробного выражения.
Контрольная
работа №5 по теме «Деление обыкновенных дробей».
4. Отношения
и пропорции – 18ч.
Отношения.
Выражение отношения в процентах
Пропорции. Основное
свойство пропорции.
Прямая и обратная
пропорциональные зависимости. Пропорциональные величины.
Контрольная
работа №6 по теме «Отношения и пропорции».
Масштаб. Окружность
и круг. Формула. Решение задач на вычисление длины окружности.
Длина окружности и
площадь круга.
Шар. Сфера .
Контрольная
работа №7 по теме «Окружность. Круг. Шар. Масштаб».
-
5. Положительные
и отрицательные числа – 13 ч.
Координаты на
прямой. Координаты точки. Положительные и отрицательные числа.
Противоположные
числа.
Модуль числа.
(абсолютная величина) геометрический смысл модуля числа.
Сравнение чисел.
Сравнение рациональных чисел. Изменение величин.
Контрольная
работа №8 по теме « Положительные и отрицательные числа».
6. Сложение
и вычитание положительных и отрицательных чисел – 11 ч.
Сложение чисел с
помощью координатной прямой.
Сложение
отрицательных чисел. Правило сложения отрицательных чисел.
Сложение чисел с
разными знаками.
Вычитание.
Вычитание отрицательных и положительных чисел.
Контрольная
работа №9 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
7. Умножение
и деление положительных и отрицательных чисел – 10 ч.
Умножение. Деление
Рациональные числа . Свойства действий с рациональными числами.
Контрольная
работа №11 по теме « Умножение и деление рациональных чисел».
8. Решение
уравнений – 15 ч.
Раскрытие скобок.
Коэффициент. Подобные слагаемые.
Решение уравнений.
Решение уравнений с одной переменной. Корни уравнения. Решение линейных
уравнений. Правила решения линейных уравнений. Решения текстовых задач с
помощью линейных уравнений.
Контрольная
работа №12 по теме «Решение уравнений».
10.Координаты
на плоскости – 13 ч.
Перпендикулярные
прямые. Параллельные прямые..
Координатная
плоскость..
Столбчатые
диаграммы. Графики.
Контрольная
работа №13 по теме «Координаты на плоскости».
Повторение
– 15 ч.
Итоговое
повторение.
Итоговая
контрольная работа № 13
Анализ
итоговой контрольной работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
5
класс
Учащиеся должны уметь:
ü выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных
чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел;
ü переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную
дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде
десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
ü округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с
недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
ü пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости,
площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
ü решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и
процентами;
ü составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять
в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие
вычисления;
ü решать линейные уравнения и текстовые задачи при помощи них;
ü изображать числа точками на координатной прямой;
ü строить геометрические фигуры и измерять геометрические величины.
Натуральные числа и шкалы
Знать и понимать:
- Понятия
натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.
- Таблицу классов и разрядов.
Обозначение разрядов.
- Общепринятые
сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства
натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа.
- Понятия отрезка и
его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение
отрезков.
- Единицы измерения
длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц
длины (массы).
- Измерительные
инструменты.
- Понятия
треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.
- Понятия плоскости,
прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.
- Понятия шкалы и
делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.
- Понятия большего и
меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное
неравенство.
Уметь:
-
Читать
и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.
- Составлять числа
из различных единиц.
- Строить,
обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые,
находить координаты точек и строить точки по координатам.
- Выражать длину
(массу) в различных единицах.
- Показывать
предметы, дающие представление о плоскости.
- Определять цену
деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью
выбранных единичных отрезков.
- Чертить
координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.
- Сравнивать
натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.
- Читать и
записывать неравенства, двойные неравенства.
(Владеть
способами познавательной деятельности).
Сложение и вычитание натуральных чисел
Знать:
- Понятия
действий сложения и вычитания.
- Компоненты
сложения и вычитания.
- Свойства
сложения и вычитания натуральных чисел.
- Понятие
периметра многоугольника.
-
Алгоритм
арифметических действий над многозначными числами.
Уметь:
- Складывать
и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.
- Находить
неизвестные компоненты сложения и вычитания.
- Использовать
свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.
- Решать
текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.
- Раскладывать
число по разрядам и наоборот
Умножение и деление натуральных чисел
Знать и понимать:
- Порядок
выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы
чисел).
- Понятия
программы вычислений и команды.
- Таблицу
умножения.
- Понятия
действий умножения и деления.
- Компоненты
умножения и деления.
- Свойства
умножения и деления натуральных чисел.
- Порядок
выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы
чисел).
- Разложение
числа на множители, приведение подобных слагаемых.
- Деление
с остатком, неполное частное, остаток.
- Понятия
квадрата и куба числа.
- Таблицу
квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел
Уметь:
- Заменять
действие умножения сложением и наоборот.
- Находить
неизвестные компоненты умножения и деления.
- Умножать
и делить многозначные числа столбиком.
- Выполнять
деление с остатком.
- Упрощать
выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных
членов выражения, используя свойства умножения.
- Решать
уравнения, которые сначала надо упростить.
- Решать
текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на …
(в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и
расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.).
- Решать
текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).
- Изменять
порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные
преобразования.
- Составлять
программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить
значение выражений, используя программу вычислений.
- Вычислять
квадраты и кубы чисел.
- Решать
уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и
деление).
Площади и объемы
Знать и
понимать:
- Понятие
формулы.
- Формулу
пути (скорости, времени)
- Понятия
прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба.
- Измерения
прямоугольного параллелепипеда.
- Формулу
площади прямоугольника, квадрата, треугольника.
- Формулу
объема прямоугольного параллелепипеда, куба.
- Равные
фигуры. Свойства
- равных
фигур.
- Единицы
измерения площадей и объемов.
Уметь:
- Читать
и записывать формулы.
- Вычислять
по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника,
- квадрата,
треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
- Вычислять
площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней.
- Вычислять
объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.
- Решать
задачи, используя свойства равных фигур.
- Переходить
от одних единиц площадей (объемов) к другим.
Обыкновенные
дроби
Уметь:
- Понятия
равных дробей, большей и меньшей дробей.
- Понятия
правильной и неправильной дроби.
- Правила
сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
- Изображать
окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы.
- Читать
и записывать обыкновенные дроби.
- Называть
числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают.
- Изображать
дроби, в том числе равные на координатном луче.
- Распознавать
и решать три основные задачи на дроби.
- Сравнивать
дроби с одинаковыми знаменателями.
- Сравнивать
правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.
- Складывать
и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.
- Записывать
результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных
- дробей.
- Записывать
любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.
- Выделять
целую часть из неправильной дроби.
- Представлять
смешанное число в виде неправильной дроби.
- Складывать
и вычитать смешанные числа.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
Знать и понимать:
- Понятие
десятичной дроби, его целой и дробной части.
- Правило
сравнения десятичных дробей.
- Правило
сравнения десятичных дробей по разрядам.
- Понятия
равных, меньшей и большей десятичных дробей.
- Правило
сложения и вычитания десятичных дробей .
- Свойства
сложения и вычитания десятичных дробей.
- Понятия
приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком
- (с
избытком).
- Понятие
округления числа.
- Правило
округления чисел,
- десятичных
дробей до заданных разрядов.
Уметь:
- Иметь
представление о десятичных разрядах.
- Читать,
записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби.
- Выражать
данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей.
- Изображать
десятичные дроби
- на
координатном луче.
- Складывать
и вычитать десятичные дроби.
- Раскладывать
десятичные дроби по разрядам.
- Решать
текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными
дробями.
- Округлять
десятичные дроби до заданного десятичного разряда.
Умножение
и деление десятичных дробей
Знать и понимать:
- Правило
умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате
действия).
- Правило
деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате
действия).
- Правило
деления на 10, 100, 1000 и т.д.
- Правило
деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д.
- Свойства
умножения и деления десятичных дробей.
- Понятие
среднего арифметического нескольких чисел.
- Понятие
средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности.
Уметь:
- Умножать
и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь.
- Выполнять
задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
- Применять
свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и
буквенных выражений и нахождении их значений.
- Вычислять
квадрат и куб заданной десятичной дроби.
- Решать
текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в
которых выражены десятичными дробями.
- Находить
среднее арифметическое нескольких чисел.
- Находить
среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и
т.д.
Инструменты
для вычислений и измерений
Знать и понимать:
- Понятие
процента. Знак, обозначающий «процент».
- Правило
перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.
- Основные
виды задач на проценты.
- Понятие
угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий
- «угол».
- Свойство
углов треугольника.
- Измерительные
инструменты.
- Понятие
биссектрисы угла.
- Алгоритм
построения круговых диаграмм.
Уметь:
- Пользоваться
калькуляторами при выполнении
отдельных арифметических действий с
натуральными числами и десятичными
дробями.
- Обращать
десятичную дробь в проценты и наоборот.
- Вычислять
проценты с помощью калькулятора.
- Распознавать
и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой
либо величины.
6
класс
Обучающиеся должны уметь:
ü выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных
чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические
операции с обыкновенными дробями и однозначным знаменателем и числителем;
ü переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную
дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде
десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
ü выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать
рациональные числа; находить значения числовых выражений;
ü решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и
пропорциональностью величин, дробями и процентами;
ü решать линейные уравнения и текстовые задачи при помощи них;
ü изображать числа точками на координатной прямой;
ü определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными
координатами;
ü строить геометрические фигуры и измерять геометрические величины.
Делимость
чисел
Знать и
понимать:
-
Делители
и кратные числа.
-
Признаки
делимости на 2,3,5,10.
-
Простые
и составные числа.
-
Разложение
числа на простые множители.
-
Наибольший
общий делитель.
-
Наименьшее
общее кратное.
Уметь:
-
Находить
делители и кратные числа.
-
Находить
наибольший общий делитель двух или трех чисел.
- Находить
наименьшее общее кратное двух или трех чисел.
Раскладывать
число на простые множители.
Сложение
и вычитание дробей с разными знаменателями
Знать и
понимать:
-
Обыкновенные
дроби.
-
Сократимая
дробь.
-
Несократимая
дробь.
-
Основное
свойство дроби.
-
Сокращение
дробей.
-
Сравнение
дробей.
-
Сложение
и вычитание дробей с разными знаменателями.
Уметь:
- Сокращать
дроби.
- Приводить
дроби к общему знаменателю.
- Складывать
и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями.
Сравнивать
дроби, упорядочивать наборы дробей.
Умножение
и деление обыкновенных дробей
Знать и
понимать:
-
Умножение
дробей.
-
Нахождение
части числа.
-
Распределительное
свойство умножения.
Уметь:
- Умножать
обыкновенные дроби.
- Находить
часть числа.
Знать и
понимать:
-
Взаимно
обратные числа.
-
Нахождение
числа по его части.
Уметь:
-
Находить
число обратное данному.
- Выполнять
деление обыкновенных дробей.
-
Находить
число по его дроби.
- Находить
значения дробных выражений.
Отношения
и пропорции
Знать и
понимать:
-
Отношения.
-
Пропорции.
-
Основное
свойство пропорции.
-
Пропорциональные
и обратно пропорциональные величины.
-
Формула
длины окружности.
-
Формула
площади круга.
-
Масштаб.
Шар.
Уметь:
-
Составлять
и решать пропорции.
-
Решать
задачи с помощью пропорций на прямую и обратную пропорциональные зависимости.
-
Масштаб.
- Длина
окружности, площадь круга.
- Шар.
- Решать
задачи по формулам.
Решать
задачи с использованием масштаба.
Положительные
и отрицательные числа
Знать и
понимать:
-
Противоположные
числа.
-
Координаты
на прямой.
-
Модуль
числа.
Уметь:
-
Находить
для числа противоположное ему число.
-
Находить
модуль числа.
-
Сравнивать
рациональные числа.
Сложение
и вычитание положительных и отрицательных чисел
Знать и
понимать:
-
Правило
сложения отрицательных чисел.
-
Правило
сложения двух чисел с разными знаками.
-
Вычитание
рациональных чисел
-
Сложение
чисел с помощью координатной прямой.
Уметь:
-
Складывать
числа с помощью координатной плоскости.
-
Складывать
и вычитать рациональные числа.
Умножение
и деление положительных и отрицательных чисел
Знать и
понимать:
-
Понятие
рациональных чисел.
Уметь:
-
Выполнять
умножение и деление рациональных чисел.
-
Свойства
действий с рациональными числами.
-
Применять
свойства действий с рациональными числами для преобразования выражений.
Решение
уравнений
Знать и
понимать:
-
Подобные
слагаемые.
-
Коэффициент
выражения.
-
Правила
раскрытия скобок.
Уметь:
- Раскрывать
скобки.
-
Приводить подобные слагаемые
-
Применять
свойства уравнения для нахождения его решения.
Координаты
на плоскости
Знать и
понимать:
-
Перпендикулярные
прямые.
-
Параллельные
прямые.
-
Координатная
плоскость.
-
Координаты
точки.
-
Столбчатая
диаграмма.
-
График
зависимости.
Уметь:
-
Изображать
координатную плоскость.
-
Строить
точку по заданным координатам.
-
Находить
координаты изображенной в координатной плоскости точки.
-
Строить
столбчатые диаграммы.
-
Находить
значения величин по графикам зависимостей.
Материально техническое обеспечение.
№
|
Наименование
объектов и средств материально-технического обеспечения
|
Необходимое
количество
|
Примечание
|
1.
|
Библиотечный
фонд
|
|
1. Программа
для общеобразовательных школ для 5-6 классов В.И.Жохов – М: Мнемозина, 2009.
2.
Рабочая
программа.
3.
Учебник
Математика 5 класс Н.Я. Виленкин – М: Мнемозина,2009.
4.
Учебник
Математика 6 класс Н.Я. Виленкин – М: Мнемозина,2009.
5.
Рабочая
тетрадь 5 класс.
6.
Рабочая
тетрадь 6 класс.
7.
Поурочные
планы 5 класс.
8.
Поурочные
планы 6 класс.
9.
КИМ
Математика 5 класс.
10. КИМ
Математика 6 класс
11. Математика
Блиц опрос 5 класс Е.Е.Тульчинская.
12. Самостоятельные
и контрольные работы по математике 6 класс. А.П. Ершова – М:Илекса, 2010.
13. Контрольные
и самостоятельные работы по математике 5 класс М.А.Попов-М:Экзамен 2012.
14. Контрольные и
самостоятельные работы по математике 6 класс М.А.Попов-М:Экзамен 2011.
|
1
1
По
количеству обучающихся
По
количеству обучающихся
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
В
электронном виде
В
электронном виде.
В
электронном виде.
|
2.
|
Печатные
пособия.
|
|
Карточки
для проведения контрольных и самостоятельных работ для 5 – 6 классов.
|
По
количеству обучающихся
|
|
3.
|
Технические
средства обучения.
|
|
1. Ноутбук.
2. Копировальный
аппарат.
3. Интерактивная
доска.
|
1
1
1
|
|
4.
|
Учебное
практическое оборудование
|
|
1.
Доска
с магнитной поверхностью.
2. Набор
долей.
|
1
1
|
|
5.
|
Электронные
пособия
|
|
1.
Математика
5 класс Интерактивные дидактические материалы . Электронное приложение.
2.
Универсальное
мультимедийное пособие по математике 6 класс.
3.
Уроки
математики 5-6 классы с применением информационных технологий.
4. Уроки
математики 5 – 10 классы с применение информационных технологий.
|
1
1
1
1
|
|
|
|
|
|
|
Система
оценивания.
Критерии и
нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1. Оценка
письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается
отметкой «5», если:
- работа выполнена
полностью;
- в логических рассуждениях
и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет
математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является
следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4»
ставится в следующих случаях:
- работа выполнена
полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать
рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна
ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках
(если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3»
ставится, если:
- допущено более
одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или
графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка
«2» ставится, если:
- допущены
существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными
умениями по данной теме в полной мере.
Учитель
может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение
задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося;
за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные
обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка
устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается
отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл
содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал
грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в
определенной логической последовательности;
- правильно
выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение
иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при
выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал
самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна –
две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые
ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается
отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при
этом имеет один из недостатков:
- в изложении
допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один –
два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после
замечания учителя;
- допущены ошибка
или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3»
ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто
содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда
последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы
умения, достаточные для усвоения программного материала (определены
«Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по
математике);
- имелись
затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии,
чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не
справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического
задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном
знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков.
Отметка
«2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто
основное содержание учебного материала;
- обнаружено
незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки
в определении понятий, при использовании математической терминологии, в
рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после
нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация
ошибок.
При оценке знаний,
умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и
недочёты.
Грубыми
считаются ошибки:
- незнание
определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание
формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание
наименований единиц измерения;
- неумение
выделить в ответе главное;
- неумение
применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать
выводы и обобщения;
- неумение читать
и строить графики;
- неумение
пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или
сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без
объяснений одного из них;
- равнозначные им
ошибки;
- вычислительные
ошибки, если они не являются опиской;
- логические
ошибки.
К негрубым
ошибкам следует отнести:
- неточность
формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата
основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих
признаков второстепенными;
- неточность
графика;
- нерациональный
метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение
логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные
методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать
задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
- нерациональные
приемы вычислений и преобразований;
- небрежное
выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Список
литературы
1. Федеральный
компонент государственного образовательного стандарта основного общего
образования по математике.
2. Виленкин
Н.Я., Жохов В.И. и др. Учебник «Математика -5» изд-во «Мнемозина» , 2009г.
3. Виленкин
Н.Я., Жохов В.И. и др. Учебник «Математика -6 изд-во «Мнемозина» , 2009г.
4. Ершова А.П.
Самостоятельные и контрольные работы. Математика-5, М., Илекса, 2010.
5. М.А.
Попов Контрольные и самостоятельные работы по математике 5 класс -М:Экзамен
2012.
6. М.А.
Попов Контрольные и самостоятельные работы по математике 5 класс -М:Экзамен
2012.
7. Е.Е.Тульчинская
Математика Блиц опрос 5 класс – М:Мнемозина,2008.
Календарно
тематическое планирование
Математика
5 класс.
5 часов в неделю
всего 170 часов.
№
урока
|
Тема урока
|
Кол.
часов
|
Планируемая
дата
|
Фактическ.
дата
|
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15
|
Повторение.
Глава 1.
Натуральные
числа и шкалы.
Обозначение
натуральных чисел.
Отрезок.
Длина отрезка. Треугольник.
Плоскость.
Прямая. Луч.
Шкалы и
координаты.
Меньше
или больше.
Решение
задач.
Контрольная
работа № 1.
|
2 ч.
13 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
|
|
|
16-20
21-24
25
26
27-29
30-31
32-35
36
|
Глава
2.
Сложение
и вычитание натуральных чисел.
Сложение
натуральных чисел и его свойства.
Вычитание.
Решение
задач.
Контрольная
работа № 2.
Числовые
и буквенные выражения.
Буквенная
запись свойств сложения и вычитания.
Уравнение.
Контрольная
работа № 3.
|
21 ч.
5 ч.
4 ч.
1 ч.
1 ч.
3 ч.
2 ч.
4 ч.
1 ч.
|
|
|
37-42
43-48
49-51
52
53-57
58-60
61-62
63
|
Глава
3.
Умножение
и деление натуральных чисел.
Умножение
натуральных чисел и его свойства.
Деление.
Деление
с остатком.
Контрольная
работа № 4.
Упрощение
выражений.
Порядок
выполнения действий.
Степень
числа. Квадрат и куб числа.
Контрольная
работа № 5.
|
27 ч.
6 ч.
6 ч.
3 ч.
1 ч.
5 ч.
3 ч.
2 ч.
1 ч.
|
|
|
64-66
67
68-70
71-72
73-74
75
|
Глава
4.
Площади
и объёмы.
Формулы.
Площадь.
Формула площади прямоугольника.
Единицы
измерения площадей.
Прямоугольный
параллелепипед.
Объёмы.
Объём прямоугольного параллелепипеда.
Контрольная
работа № 6.
|
12 ч.
3 ч.
1 ч.
3 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
|
|
|
76-77
78-81
82-84
85-86
87
88-90
91-92
93-94
95-97
98
|
Глава
5.
Обыкновенные
дроби.
Окружность
и круг.
Доли и
обыкновенные дроби.
Сравнение
дробей.
Правильные
и неправильные дроби.
Контрольная
работа № 7.
Сложение
и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Деление
и дроби.
Смешанные
числа.
Сложение
и вычитание смешанных чисел.
Контрольная
работа № 8.
|
23 ч.
2 ч.
4 ч.
3 ч.
2 ч.
1 ч.
3 ч.
2 ч.
2 ч.
3 ч.
1 ч.
|
|
|
99-100
101-102
103-107
108-110
111
|
Глава
6.
Десятичные
дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.
Десятичная
запись дробных чисел.
Сравнение
десятичных дробей.
Сложение
и вычитание десятичных дробей.
Приближённое
значение чисел. Округление чисел.
Контрольная
работа № 9.
|
13 ч.
2 ч.
2 ч.
5 ч.
3 ч.
1 ч.
|
|
|
112-115
116-121
122
123-127
128-132
133-136
137
|
Глава
7.
Умножение
и деление десятичных дробей.
Умножение
десятичных дробей на натуральные числа.
Деление
десятичных дробей на натуральные числа.
Контрольная
работа № 10.
Умножение
десятичных дробей.
Деление
на десятичную дробь.
Среднее
арифметическое.
Контрольная
работа № 11.
|
26 ч.
4 ч.
6 ч.
1 ч.
5 ч.
5 ч.
4 ч.
1 ч.
|
|
|
138-139
140-144
145
146-148
149-151
152-153
154
155-170
|
Глава
8.
Инструменты
для вычислений.
Микрокалькулятор.
Проценты.
Контрольная
работа № 12.
Угол.
Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник.
Измерение
углов. Транспортир.
Круговые
диаграммы.
Контрольная
работа № 13.
Итоговое
повторение.
|
17 ч.
2 ч.
5 ч.
1 ч.
3 ч.
3 ч.
2 ч.
1 ч.
16 ч.
|
|
|
Математика
6 класс.
5 часов в неделю
всего 170 часов.
№
урока
|
Тема урока
|
Кол.
часов
|
Планируемая
дата
|
Фактическ.
дата
|
1-2
3-4
5-6
7-8
9
10-11
12-14
15-18
19
20
|
Повторение изученного в 5 классе.
Глава
1.
Делимость чисел.
Делители
и кратные.
Признаки
делимости на 10, на 5 и на 2.
Признаки
делимости на 9 и на 3.
Простые
и составные числа.
Разложение
на простые множители.
Наибольший
общий делитель.
Наименьшее
общее кратное.
Решение
задач.
Контрольная
работа № 1.
|
2 ч.
18 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
3 ч.
4 ч.
1 ч.
1 ч.
|
|
|
21-22
23-25
26-28
29-34
35
36-41
42
|
Глава
2.
Сложение
и вычитание дробей с разными знаменателями.
Основное
свойство дроби.
Сокращение
дробей.
Приведение
дробей к общему знаменателю.
Сравнение,
сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Контрольная
работа № 2.
Сложение
и вычитание смешанных чисел.
Контрольная
работа № 3.
|
22 ч.
2 ч.
3 ч.
3 ч.
6 ч.
1 ч.
6 ч.
1 ч.
|
|
|
43-46
47-50
51-55
56
57-58
59-63
64-68
69-71
72
73
|
Глава
3.
Умножение
и деление обыкновенных дробей.
Умножение
дробей.
Нахождение
дроби от числа.
Применение
распределительного закона умножения.
Контрольная
работа № 4.
Взаимно
обратные числа.
Деление.
Нахождение
числа по его дроби.
Дробные
выражения.
Решение
задач
Контрольная
работа № 5.
|
31 ч.
4 ч.
4 ч.
5 ч.
1 ч.
2 ч.
5 ч.
5 ч.
3 ч.
1 ч.
1 ч.
|
|
|
74-75
76-79
80-83
84
85-86
87-88
89-90
91
|
Глава
4.
Отношения
и пропорция.
Отношения.
Пропорции.
Прямая и
обратная пропорциональные зависимости.
Контрольная
работа № 6.
Масштаб.
Длина
окружности и площадь круга.
Шар.
Контрольная
работа № 7.
|
18 ч.
2 ч.
4 ч.
4 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
|
|
|
92-94
95-96
97-98
99-101
102
103
104
|
Глава
5.
Положительные
и отрицательные числа.
Координаты
на прямой.
Противоположные
числа.
Модуль
числа.
Сравнение
чисел.
Изменение
величин.
Решение
задач.
Контрольная
работа № 8.
|
13 ч.
3 ч.
2 ч.
2 ч.
3 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
|
|
|
105
106-108
109-111
112-113
114
115
|
Глава
6.
Сложение
и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Сложение
чисел с помощью координатной прямой.
Сложение
отрицательных чисел.
Сложение
чисел с разными знаками.
Вычитание.
Решение
задач.
Контрольная
работа № 9.
|
11 ч.
1 ч.
3 ч.
3 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
|
|
|
116-118
119-121
122-123
124-126
127
|
Глава
7.
Умножение
и деление положительных и отрицательных чисел.
Умножение.
Деление.
Рациональные
числа.
Свойства
действий с рациональными числами.
Контрольная
работа № 10.
|
12 ч.
3 ч.
3 ч.
2 ч.
3 ч.
1 ч.
|
|
|
128-130
131-132
133-135
136-140
141
142
|
Глава
8.
Решение
уравнений.
Раскрытие
скобок.
Коэффициент.
Подобные
слагаемые.
Решение
уравнений.
Решение
задач.
Контрольная
работа № 11.
|
15 ч.
3 ч.
2 ч.
3 ч.
5 ч.
1 ч.
1 ч.
|
|
|
143-144
145-146
147-149
150-151
152-153
154
155
156-170
|
Глава
9.
Координаты
на плоскости.
Перпендикулярные
прямые.
Параллельные
прямые.
Координатная
плоскость.
Столбчатые
диаграммы.
Графики.
Решение
задач.
Контрольная
работа № 12.
Итоговое
повторение.
|
13 ч.
2 ч.
2 ч.
3 ч.
2 ч.
2 ч
1 ч.
1 ч.
15 ч.
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.