ФИЛИАЛ МБОУ «СОШ С. СВЯТОСЛАВКА» В ПОСЕЛКЕ ПЕРЕДОВОЙ
Наименование образовательного учреждения
СОГЛАСОВАНО
На
заседании ШМО протокол
№
__от _________2014
Руководитель ШМО
_______Шивырева
Л.Е.
|
СОГЛАСОВАНО
Заведующий филиалом
МБОУ «СОШ с. Святославка»
в п. Передовой
_______ Алексеева
Н.И.
«__» __________ 2014
г
|
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СОШ
с. Святославка»
__________Захарова
Л.В.
«_____»_______2014 г.
|
Рабочая программа педагога
Шивыревой Елены Геннадиевны
по математике
4
класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № __от «__»09.2014 г.
П. Передовой
Местонахождение образовательного учреждения
______________________________________________________________________________________
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Образовательная
система
«Начальная
школа 21 века»
Рабочая программа
составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов
второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под
редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Курс математики 4
класса построен на общей научно – методической основе, реализующей
принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей
организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся
важнейших элементов учебной деятельности.
На изучение
математики в 4 классе отводится 136 часов в год (34 учебные недели по
4 часа в неделю).
Цели и задачи
обучения математике:
ü обеспечение
интеллектуального развития младших школьников: формирование основ
логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение
учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов
окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для
обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
ü предоставление
младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование
соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск
информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для
упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее
распространенные в практике величины;
ü умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в
окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные
геометрические построения;
ü реализация
воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое,
расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться
использовать математические знания и умения при изучении других школьных
предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу
до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы,
уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов,
решений, образов;
ü создание
благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика
на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и
обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего
успешного обучения в основной школе.
Общая характеристика
курса математики:
Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на
данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной
деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое
сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия,
анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов
учения. С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения
положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного
учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и
необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения
изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее
изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой
и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение
математического опыта младших школьников за счёт включения в курс
дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.
Основу данного курса составляют пять взаимосвязанных содержательных
линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические
понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих
линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание
обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без
определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура. В соответствии
с требованиями стандарта начального общего образования в современном учебном
процессе предусмотрена работа с информацией (представление, анализ и
интерпретация данных, чтение диаграмм и пр.). В данном курсе математики этот
материал не выделяется в отдельную содержательную линию, а регулярно
присутствует при изучении программных вопросов, образующих каждую из
вышеназванных линий содержания обучения. Общее содержание обучения математике
представлено в программе следующими разделами: «Число и счет», «Арифметические
действия и их свойства», «Величины», «Работа с текстовыми задачами», «Геометрические
понятия», «Логико-математическая подготовка», «Работа с информацией».
Планируемые результаты
освоения курса математики.
Личностными результатами обучения учащихся являются:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными
задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические
знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых
математических знаний;
- готовность использовать получаемую математическую подготовку в
учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в
повседневной жизни;
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее
завершения;
- способность к самоорганизованности;
- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей
успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе,
работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение,
анализ, синтез, обобщение, моделирование);
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее
решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение
наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы,
работа с моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием
знаково-символических средств;
- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность
конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование математической речи для решения разнообразных
коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся являются:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных
и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и
объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их
количественных и пространственных отношений;
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических
действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения
числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные
в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы,
графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять,
анализировать и интерпретировать данные.
Планируемые результаты обучения 4 класс
К концу обучения в четвертом классе ученик научится:
называть:
— любое следующее (предыдущее) при счете
многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном
порядке;
— классы и разряды многозначного числа;
— единицы величин: длины, массы, скорости,
времени;
— пространственную фигуру, изображенную на
чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный
параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр);
сравнивать:
— многозначные числа;
— значения величин, выраженных в одинаковых
единицах;
— различать:
— цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и
пирамиду;
— читать:
— любое многозначное число;
— значения величин;
— информацию, представленную в таблицах, на
диаграммах;
воспроизводить:
— устные приемы сложения, вычитания, умножения,
деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;
— письменные алгоритмы выполнения арифметических
действий с многозначными числами;
—
способы вычисления
неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя,
уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя);
—
способы построения
отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;
моделировать:
— разные виды
совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном
направлении, в противоположных направлениях;
упорядочивать:
— многозначные
числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);
— значения величин, выраженных в одинаковых
единицах;
— анализировать:
— структуру составного числового выражения;
— характер движения, представленного в тексте арифметической
задачи;
— конструировать:
— алгоритм решения составной арифметической
задачи;
— составные
высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если, то», «неверно,
что»;
контролировать:
— свою
деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами,
используя изученные приемы;
решать учебные и практические задачи:
— записывать цифрами любое многозначное число в
пределах класса миллионов;
— вычислять значения числовых выражений,
содержащих не более шести арифметических действий;
— решать арифметические задачи, связанные с
движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел);
— формулировать свойства арифметических действий
и применять их при вычислениях;
— вычислять неизвестные компоненты арифметических
действий.
К концу обучения в четвертом классе ученик может научиться:
называть:
— координаты
точек, отмеченных в координатном углу;
сравнивать:
— величины,
выраженные в разных единицах;
различать:
— числовое и буквенное равенства;
— виды углов и виды треугольников;
— понятия «несколько решений» и «несколько
способов решения» (задачи);
воспроизводить:
— способы деления
отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;
приводить примеры:
— истинных и ложных высказываний;
— оценивать:
— точность измерений;
исследовать:
— задачу (наличие
или отсутствие решения, наличие нескольких решений);
читать:
— информацию представленную на графике;
— решать учебные и практические задачи:
— вычислять периметр и площадь нестандартной
прямоугольной фигуры;
— исследовать
предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных
геометрических фигур;
— прогнозировать
результаты вычислений;
— читать и
записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;
— измерять длину, массу, площадь с указанной
точностью,
— сравнивать углы способом наложения, используя
модели.
Содержание курса:
Раздел
программы
|
Программное
содержание
|
Требования ФГОС
Характеристика
деятельности учащихся
|
Универсальные учебные действия
|
Число и счет
|
Целые
неотрицательные числа.
Счет сотнями. Многозначное
число. Классы и разряды многозначного числа. Название и последовательность
многозначных чисел в пределах класса миллиардов.
Десятичная
система записи чисел. Запись многозначных чисел цифрами.
Представление
многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сведения из истории
математики: римские цифры: I, V, X, L, C, D, M.
Римская система
записи чисел.
|
Выделять и называть
в записях многозначных чисел классы и разряды.
Называть любое следующее (предыдущее) при счете многозначное число,
любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке.
Использовать
принцип записи чисел в десятичной системе счисления для представления
многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Читать числа,
записанные римскими цифрами.
Различать римские
цифры.
Конструировать из
римских цифр записи данных чисел.
Сравнивать
многозначные числа способом поразрядного сравнения.
|
·
пересчитывать предметы;
выражать результат натуральным числом;
·
сравнивать числа;
·
упорядочивать данное
множество чисел.
|
Арифметические
действия с многознач ными числами и их свойства
|
Сложение и
вычитание.
Устные и
письменные алгоритмы сложения и вычитания.
Проверка
правильности выполнения сложения и вычитания.
|
Воспроизводить
устные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел в случаях, сводимых к
действиям в пределах 100.
Вычислять сумму и
разность многозначных чисел, используя письменные алгоритмы.
Контролировать свою
деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами.
|
·
моделировать ситуацию,
иллюстрирующую данное арифметическое действие;
·
воспроизводить устные и письменные
алгоритмы выполнения четырёх арифметических действий;
·
прогнозировать
результаты вычислений;
·
контролировать свою
деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными
способами;
·
оценивать правильность
предъявленных вычислений;
·
сравнивать разные
способы вычислений, выбирать из них удобный;
·
анализировать структуру
числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нём
арифметических действий.
|
|
Умножение и
деление.
Несложные устные
вычисления с многозначными числами.
Письменные
алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное, на
двузначное и на трёхзначное.
Способы проверки
правильности результатов вычислений ( с помощью обратного действия, оценка
достоверности, прикидка результата, с помощью микрокалькулятора)
|
Воспроизводить
устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах
100.
Вычислять
произведение и частное чисел, используя письменные алгоритмы умножения и
деления на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число.
Контролировать свою
деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами.
|
|
Свойства
арифметических действий.
Переместительные
свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения
относительно сложения (вычитания), деление суммы на число; сложение и
вычитание с 0, умножение и деление с 0 и1.
|
Формулировать
свойства арифметических действий и применять их при вычислениях.
|
|
|
Числовые
выражения.
Вычисление значений
числовых выражений с многозначными числами, содержащими от 1до 6
арифметических действий ( со скобками и без них).
Составление
числовых выражений в соответст вии с заданными условиями.
|
Анализировать
составное выражение, выделять в нем структурные части, вычислять значение выражения,
используя знание порядка выполнения действий.
Конструировать
числовое выражение по заданным условиям.
|
|
|
Равенство с
буквой
Равенство,
содержащее букву.
Нахождение
неизвестных компонентов арифметических действий, обозначенных буквами в
равенствах вида: х+5=7, х.5=15, х-5=7, х:5=15, 8+х=16, 8.х=16,
8-х=2, 8:х=2.
Вычисления с
многозначными числами, содержащимися в аналогичных равенствах.
Составление
буквенных равенств.
Примеры
арифметических задач, содержащих в условии буквенные данные.
|
Различать числовое
равенство и равенство, содержащее букву.
Воспроизводить
изученные способы вычисление неизвестных компонентов сложения, вычитания,
умножения и деления.
Конструировать
буквенные равенства в соответствии с заданными условиями.
Конструировать
выражение, содержащее букву, для записи решения задачи.
|
|
Величины.
|
Масса. Скорость.
Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение:
1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100
кг.
Скорость равномерного прямолинейного движения и её единицы.
Обозначения: км/ч, м/с, м/мин.
Вычисление скорости, пути, времени по формулам: v=S:t,
S=v . t,
t=S:v
|
Называть единицы
массы.
Сравнивать значения
массы, выраженные в одинаковых и разных единицах.
Вычислять массу
предметов при решении учебных задач.
Называть единицы
скорости.
Вычислять скорость,
путь, время по формулам.
|
·
сравнивать значения
однородных величин;
·
упорядочивать данные
значения величины;
·
устанавливать
зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных
учебных задач.
|
|
Измерения с указанной точностью
|
Различать понятия «точное»
и «приближённое» значение величины.
Читать записи,
содержащие знак.
Оценивать точность
измерений.
Сравнивать
результаты измерений одной и той же величины с помощью разных приборов с
целью оценки точности измерения
|
|
Масштаб. План.
Масштабы географических
карт. Решение задач.
|
Строить несложный
план участка местности прямоугольной формы в данном масштабе. Различать
масштабы вида 1:10 и 10:1
Выполнять расчёты:
находить действительные размеры отрезка, длину отрезка на плане, определять
масштаб плана; решать аналогичные задачи с использованием географической
карты
|
|
Работа с текстовыми
задачами.
|
Арифметические текстовые задачи.
Задачи на движение: вычисление скорости, пути, времени при
равномерном прямолинейном движении тела.
Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных
направлениях.
Понятие о скорости сближения (удаления).
Задачи на совместную работу и их решение.
Различные виды задач, связанные с отношениями «больше…», «больше в…»,
«меньше на…», «меньше в …».
Задачи на зависимость между стоимостью, ценой и количеством товара.
Арифметические задачи, решаемые разными способами; задачи, имеющие
несколько решений и не имеющие решения.
|
Выбирать формулу
для решения задачи на движение.
Различать виды
совместного движения двух тел, описать словами отличие одного вида движения
от другого.
Моделировать каждый
вид движения с помощью фишек.
Анализировать
характер движения, представленного в тексте задачи, и конструировать схему
движения двух тел.
Анализировать текст
задачи с целью последующего планирования хода решения задачи.
Различать понятия:
несколько решений и несколько способов решения.
Исследовать задачу.
Искать и находить
несколько вариантов решения задачи.
|
·
моделировать
содержащиеся в тексте задачи зависимости;
·
планировать ход решения
задачи;
·
анализировать текст
задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
·
прогнозировать результат
решения;
·
контролировать свою
деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе
решения) и ошибки вычислительного характера;
·
выбирать верное решение
задачи из нескольких предъявленных решений;
·
наблюдать за изменением
решения задачи при изменении её условий.
|
Геометрические
понятия
|
Геометрические фигуры.
|
Различать и
называть виды углов, виды треугольников.
Сравнивать углы
способом наложения.
Характеризовать
угол, визуально определяя его вид с помощью модели прямого угла.
Выполнять
классификацию треугольников.
Планировать порядок
построения отрезка, равного данному, и выполнять построение.
Воспроизводить
алгоритм деления отрезка на равные части.
Воспроизводить
способ построения прямоугольника с использованием циркуля и линейки.
|
·
ориентироваться на
плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);
·
различать геометрические
фигуры;
·
характеризовать взаимное
расположение фигур на плоскости;
·
конструировать указанную
фигуру из частей;
·
классифицировать
треугольники;
·
распознавать
пространственные фигуры (прямоугольный параллеллепипед, пирамида, цилиндр,
конус, шар) на чертежах и моделях.
|
|
Пространственные фигуры
Геометрические пространственные формы в окружающем мире. Многогранник
и его элементы: вершины, рёбра, грани.
Прямоугольный параллелепипед, куб.
Число вершин, ребер и граней прямоугольного параллелепипеда.
Пирамида, цилиндр, конус.
Разные виды пирамид. Основание, вершина, грани и рёбра пирамиды.
Число оснований и боковая поверхность цилиндра; вершина, основание и
боковая поверхность конуса.
Изображение пространственных фигур на чертежах.
|
Распознавать,
называть и различать пространственные фигуры: многогранник и его виды, а
также круглые тела на пространственных моделях.
Характеризовать
прямоугольный параллелепипед и пирамиду, конус, цилиндр.
Различать: цилиндр
и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду.
Называть
пространственную фигуру, изображённую на чертеже.
|
Логико-математическая
подготовка.
|
Логические
понятия.
|
Приводить примеры
истинных и ложных высказываний.
Анализировать
структуру предъявленного составного высказывания.
Конструировать
составные высказывания.
Находить и
указывать все возможные варианты решения логической задачи.
|
·
определять истинность несложных
утверждений;
·
приводить примеры,
подтверждающие или опровергающие данное утверждение;
·
конструировать алгоритм
решения логической задачи;
·
делать выводы на основе
анализа предъявленного банка данных;
·
конструировать составные
высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и
определять их истинность;
·
анализировать структуру
предъявленного составного высказывания; выделять в нём составляющие его
высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного
высказывания;
·
актуализировать свои
знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с
опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства
геометрических фигур).
|
Работа с
информацией
|
Представление и
сбор информации.
Координатный угол:
оси координат, координаты точки. Обозначения вида А (2,3).
Простейшие графики.
Столбчатые
диаграммы.
Конечные
последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур,
составленные по определённым правилам.
|
Называть координаты
точек, отмечать точку с заданными координатами.
Считывать и
интерпретировать необходимую информацию из таблиц, графиков, диаграмм.
Строить простейшие
графики и диаграммы.
Устанавливать
закономерности расположения элементов разнообразных последовательностей.
Конструировать
последовательности по указанным правилам.
|
·
собирать требуемую
информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;
·
сравнивать и обобщать
информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;
·
переводить информацию из
текстовой формы в табличную.
|
Учебно-тематический план.
№
п/п
|
Название
раздела, тема
урока
|
Содержание темы
|
Дата
|
Приложение
|
1
|
Число и счёт (8 ч).
Десятичная
система счисления.
|
Понятие
о десятичной системе записи чисел. Представление трёхзначного числа в виде
суммы разрядных слагаемых. Римские цифры. Правила записи чисел в римской
системе.
|
1.09
|
|
2
|
Десятичная
система счисления.
|
2.09
|
|
3
|
Чтение и запись
многозначных чисел.
|
Название классов и разрядов в записи
многозначного числа. Чтение и запись многозначных чисел в пределах класса
миллионов.
|
4.09
|
|
4
|
Чтение и запись
многозначных чисел.
|
5.09
|
|
5
|
Чтение и запись
многозначных чисел.
|
8.09
|
|
6
|
Чтение и запись
многозначных чисел.
|
9.09
|
|
7
|
Сравнение
многозначных чисел.
|
Поразрядное
сравнение многозначных чисел. Запись результатов сравнения
|
11.09
|
|
8
|
Сравнение
многозначных чисел.
|
12.09
|
|
9
|
Сложение и вычитание многозначных чисел (7ч).
Сложение многозначных чисел.
|
Приём поразрядного сложения многозначных
чисел.
|
17.09
|
|
10
|
Сложение
многозначных чисел.
|
19.09
|
|
11
|
Сложение
многозначных чисел.
|
20.09
|
|
12
|
Вычитание
многозначных чисел.
|
Приём поразрядного вычитания многозначных
чисел.
|
23.09
|
|
13
|
Вычитание
многозначных чисел.
|
24.09
|
|
14
|
Вычитание
многозначных чисел.
|
26.09
|
|
15
|
Контрольная
работа №1 «Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел».
|
|
27.09
|
|
16
|
Работа над ошибками. Геометрические
фигуры (2 ч). Построение прямоугольников.
|
Построение прямоугольника с данными длинами
сторон с помощью линейки и угольника на нелинованной бумаге. Построение
квадрата с данной длиной стороны.
|
30.09
|
|
17
|
Построение
прямоугольников.
|
1.10
|
|
18
19
|
Величины (6 ч) Скорость.
|
Понятие о скорости равномерного
прямолинейного движения. Единицы скорости: километр в час, километр в минуту,
километр в секунду, метр в минуту, метр в секунду и их обозначения: км/ч,
км/мин, км/с, м/мин, м/с. Прибор для измерения скорости - спидометр; шкала
спидометра. Вычисление скорости по данным пути и времени движения.
|
3.10
4.10
|
|
Скорость.
|
20
|
Решение задач на
движение.
|
Правила для нахождения пути и времени
движения тела. Решение арифметических задач разных видов, связанных с
движением. Формулы: v=S : t, S=v . t, t=S : v.
|
7.10
|
|
21
|
Решение задач на
движение.
|
8.10
|
|
22
|
Решение задач на
движение.
|
10.10
|
|
23
|
Решение задач на
движение.
|
11.10
|
|
24
|
Представление и сбор информации (4 ч).
Координатный угол.
|
Понятие о координатном угле; оси координат Ох и
Оу, начало координат, координаты точки. Чтение координат данной точки.
Построение точки с указанными координатами.
|
14.10
|
|
25
|
Координатный
угол.
|
15.10
|
|
26
|
Графики.
Диаграммы. Таблицы.
|
Чтение
и построение простейших диаграмм и графиков.
|
17.10
|
|
27
|
Графики.
Диаграммы. Таблицы.
|
18.10
|
|
28
|
Свойства арифметических действий (5 ч) Переместительное свойство сложения и умножения.
|
Названия
и формулировки переместительных свойств сложения и умножения. Запись свойств
с помощью букв.
|
21.10
|
|
29
|
Переместительное
свойство сложения и умножения.
|
22.10
|
|
30
|
Сочетательное
свойство сложения и умножения.
|
Названия
и формулировки сочетательных свойств сложения и умножения и их использование
при выполнении вычислений.
|
24.10
|
|
31
|
Сочетательное
свойство сложения и умножения.
|
25.10
|
|
32
|
Контрольная
работа №2 «Свойства арифметических действий. Задачи на движение».
|
|
28.10
|
|
33
|
Работа над
ошибками. Масштаб. План (2 ч)
План и масштаб.
|
Понятие о масштабах вида 1:10 и 10:1.
Определение масштаба данного вида. Построение отрезков в заданном масштабе.
|
29.10
|
|
34
|
План и масштаб.
|
31.10
|
|
35
|
Пространственные
фигуры (2 ч) Многогранник.
|
Понятие о многограннике как о
пространственной фигуре. Грани, вершины, рёбра многогранника. Видимые и
невидимые элементы многогранника, изображённого на чертеже. Обозначение
многогранника буквами латинского алфавита. Модели различных видов
многогранника.
|
1.11
|
|
36
|
Многогранник.
|
11.11
|
|
37
|
Свойства арифметических действий (4 ч) Распределительные свойства умножения.
|
Названия
и формулировки распределительных свойств умножения относительно сложения и относительно
вычитания и их использование при вычислениях.
|
12.11
|
|
38
|
Распределительные
свойства умножения.
|
14.11
|
|
39
|
Умножение на 1000, 10000…
|
Приёмы умножения числа на 1000, 10000…
|
15.11
|
|
40
|
Умножение на
1000, 10000…
|
18.11
|
|
41
|
Пространственные
фигуры (2 ч) Прямоугольный параллелепипед. Куб.
|
Понятие
о прямоугольном параллелепипеде. Куб как прямоугольный параллелепипед. Грани,
вершины, рёбра прямоугольного параллелепипеда. Изображение прямоугольного
параллелепипеда (куба) на чертеже. Развёртка прямоугольного параллелепипеда
(куба).
|
19.11
|
|
42
|
Прямоугольный
параллелепипед. Куб.
|
21.11
|
|
43
|
Величины (3 ч) Тонна.
Центнер.
|
Единицы
массы: тонна, центнер; обозначения: т, ц. Соотношения: 1т=1000кг, 1ц=100кг,
1т=10ц. Решение задач.
|
22.11
|
|
44
|
Тонна. Центнер.
|
25.11
|
|
45
|
Контрольная
работа №3 «Умножение на 1000, 10000, единицы массы».
|
|
26.11
|
|
46
|
Работа над
ошибками. Арифметические текстовые задачи(3 ч) Задачи на движение в
противоположных направлениях.
|
Движение двух тел в противоположных направлениях: 1)
из одной точки, 2) из двух точек (в случаях, когда тела удаляются друг от
друга). Вычисление расстояний между движущимися телами через данные
промежутки времени. Понятие «скорость удаления». Решение задач.
|
28.11
|
|
47
|
Задачи на
движение в противоположных направлениях.
|
29.11
|
|
48
|
Задачи на
движение в противоположных направлениях.
|
2.12
|
|
49
|
Пространственные
фигуры (2 ч) Пирамида.
|
Понятие о пирамиде как о пространственной фигуре.
Вершина, основание, грани и рёбра пирамиды. Изображение пирамиды на чертеже.
|
3.12
|
|
50
|
Пирамида.
|
5.12
|
|
51
|
Арифметические
текстовые задачи(4 ч) Задачи на встречное движение.
|
Понятие о встречном движении и о скорости сближения.
Решение задач.
|
6.12
|
|
52
|
Задачи на
встречное движение.
|
9.12
|
|
53
|
Задачи на
встречное движение.
|
10.12
|
|
54
|
Контрольная
работа № 4 «Задачи на движение»
|
12.12
|
|
55
|
Работа над ошибками. Умножение
многозначных чисел (15 ч). Умножение многозначного числа на однозначное.
|
Письменный алгоритм умножения многозначного
числа на однозначное.
|
13.12
|
|
56
|
Умножение
многозначного числа на однозначное.
|
16.12
|
|
57
|
Умножение
многозначного числа на однозначное число.
|
17.12
|
|
58
|
Умножение на
однозначное число.
|
19.12
|
|
59
|
Умножение
многозначного числа на двузначное.
|
Письменный алгоритм умножения многозначного
числа на двузначное.
|
20.12
|
|
60
|
Умножение
многозначного числа на двузначное.
|
23.12
|
|
61
|
Умножение
многозначного числа на двузначное.
|
24.12
|
|
62
|
Итоговая
контрольная работа №5 за I полугодие.
|
|
26.12
|
|
63
|
Работа над
ошибками. Умножение многозначного числа на двузначное
|
Письменный алгоритм умножения многозначного
числа на двузначное.
|
27.12
|
|
64
|
Умножение
многозначного числа на двузначное.
|
9.01
|
|
65
|
Умножение
многозначного числа на трехзначное.
|
Письменный алгоритм умножения многозначного
числа на трёхзначное.
|
10.01
|
|
66
|
Умножение
многозначного числа на трехзначное.
|
13.01
|
|
67
|
Умножение
многозначного числа на трехзначное.
|
14.01
|
|
68
|
Умножение
многозначного числа на трехзначное.
|
16.01
|
|
69
|
Умножение
многозначного числа на трехзначное.
|
17.01
|
|
70
|
Пространственные
фигуры (2 ч) Конус.
|
Понятие
о конусе как о пространственной фигуре, его отличие от пирамиды. Вершина,
основание и боковая поверхность конуса. Изображение конуса на чертеже.
Развёртка конуса.
|
20.01
|
|
71
|
Конус.
|
21.01
|
|
72
|
Арифметические
текстовые задачи(4 ч) Задачи на движение в одном
направлении.
|
Движение двух тел в одном направлении: 1) из
одной точки, 2) из двух точек. Решение задач.
|
23.01
|
|
73
|
Задачи на
движение в одном направлении.
|
24.01
|
|
74
|
Задачи на
движение в одном направлении.
|
27.01
|
|
75
|
Контрольная
работа №6 «Письменные приемы умножения чисел».
|
|
28.01
|
|
76
|
Работа над
ошибками. Логические понятия (8 ч) Истинные и ложные высказывания.
|
Истинные и ложные высказывания. Значения
высказываний: И (истина), Л (ложь). Образование составного высказывания с
помощью логической связки «неверно, что…» и определение его истинности.
|
30.01
|
|
77
|
Истинные и ложные
высказывания. Высказывания со словами «неверно, что…»
|
31.01
|
|
78
|
Истинные и ложные
высказывания.
|
3.02
|
|
79
|
Составные
высказывания.
|
Образование составных высказываний с помощью
логических связок «и», «или», «если…, то…» и определение их истинности.
|
4.02
|
|
80
|
Составные
высказывания.
|
6.02
|
|
81
|
Составные
высказывания.
|
7.02
|
|
82
|
Составные
высказывания.
|
10.02
|
|
83
|
Составные
высказывания.
|
11.02
|
|
84
|
Арифметические
текстовые задачи(3 ч) Задачи на перебор вариантов.
|
Комбинаторные задачи и их решение способом
перебора возможных вариантов расстановки или расположения предметов в
соответствии с условиями задач. Составление таблиц.
|
13.02
|
|
85
|
Задачи на перебор
вариантов.
|
14.02
|
|
86
|
Задачи на перебор
вариантов.
|
17.02
|
|
87
|
Свойства арифметических
действий (6 ч) Деление суммы на число.
|
Правило деления суммы на число и его
использование при решении задач.
|
18.02
|
|
88
|
Деление суммы на
число.
|
20.02
|
|
89
|
Деление на 1000,
10000,…
|
Приёмы деления на 1000, 10 000, …
Упрощение вычислений в случаях вида: 6000:1200 на основе использования
приёма деления чисел, запись которых оканчивается одним или несколькими
нулями.
|
21.02
|
|
90
|
Деление на 1000,
10000,…
|
24.02
|
|
91
|
Деление на 1000, 10000,…
|
25.02
|
|
92
|
Контрольная
работа №7
«Деление суммы
на число, деление на 1000, 10000»
|
|
27.02
|
|
93
|
Работа над
ошибками. Масштаб. План (2 ч)
Карта.
|
Масштабы географических карт. Решение
задач, связанных с масштабом.
|
28.02
|
|
94
|
Решение задач, связанных
с масштабом.
|
3.03
|
|
95
|
Пространственные
фигуры (2 ч) Цилиндр.
|
Понятие о цилиндре как о пространственной
фигуре. Основания и боковая поверхность цилиндра. Изображение цилиндра на
плоскости.
|
4.03
|
|
96
|
Цилиндр.
|
6.03
|
|
97
|
Деление
многозначных чисел (13 ч). Деление на однозначное
число.
|
Письменный алгоритм деления многозначного
числа на однозначное число.
|
7.03
|
|
98
|
Деление на
однозначное число.
|
10.03
|
|
99
|
Деление на
однозначное число.
|
11.03
|
|
100
|
Деление на двузначное
число.
|
Письменный алгоритм деления многозначного
числа на двузначное число.
|
13.03
|
|
101
|
Деление на
двузначное число.
|
14.03
|
|
102
|
Деление на
двузначное число.
|
17.03
|
|
103
|
Деление на
двузначное число.
|
18.03
|
|
104
|
Контрольная
работа № 8 «Деление на однозначное и двузначное число».
|
|
20.03
|
|
105
|
Работа над
ошибками. Деление на трехзначное число.
|
Письменный алгоритм деления многозначного
числа на трёхзначное число.
|
21.03
|
|
106
|
Деление на
трехзначное число.
|
1.04
|
|
107
|
Деление на трехзначное
число.
|
3.04
|
|
108
|
Деление на
трехзначное число.
|
4.04
|
|
109
|
Деление на
трехзначное число.
|
7.04
|
|
110
|
Геометрические
фигуры (2 ч) Деление отрезка на 2,4,8 равных частей
с помощью циркуля и линейки.
|
Решение практических задач, связанных с делением
отрезка на с использованием циркуля и линейки.
|
8.04
|
|
111
|
Деление отрезка
на равные части.
|
10.04
|
|
112
|
Равенства с
буквой (5 ч) Нахождение неизвестного числа в
равенствах вида х+5=7, х*5=15, х-5=7, х:5=5
|
Правила нахождения неизвестных компонентов
арифметических действий (первого слагаемого, первого множителя, уменьшаемого
и делимого).
|
11.04
|
|
113
|
Нахождение
неизвестного числа в равенствах вида х+5=7, х*5=15, х-5=7, х:5=5
|
14.04
|
|
114
|
Нахождение
неизвестного числа в равенствах вида х+5=7, х*5=15, х-5=7, х:5=5
|
15.04
|
|
115
|
Нахождение
неизвестного числа в равенствах вида х+5=7, х*5=15, х-5=7, х:5=5
|
17.04
|
|
116
|
Контрольная
работа № 9 «Деление на трехзначное число, решение уравнений».
|
|
18.04
|
|
117
|
Работа над
ошибками. Геометрические фигуры (4 ч) Угол и его обозначение.
|
Изображение угла и его обозначение буквами
латинского алфавита. Чтение обозначений углов. вершина и стороны угла.
|
21.04
|
|
118
|
Угол и его
обозначение.
|
22.04
|
|
119
|
Виды углов.
|
Классификация углов: острый, прямой, тупой.
|
24.04
|
|
120
|
Виды углов.
|
25.04
|
|
121
|
Равенства с
буквой (5 ч) Нахождение неизвестного числа в
равенствах вида 8+х=16, 8*х=16, 8-х=2, 8:х=2.
|
Правила нахождения неизвестных компонентов
арифметических действий (второго слагаемого, второго множителя, вычитаемого и
делителя).
|
28.04
|
|
122
|
Нахождение
неизвестного числа в равенствах вида 8+х=16, 8*х=16, 8-х=2, 8:х=2.
|
29.04
|
|
123
|
Нахождение
неизвестного числа в равенствах вида 8+х=16, 8*х=16, 8-х=2, 8:х=2.
|
5.05
|
|
124
|
Нахождение
неизвестного числа в равенствах вида 8+х=16, 8*х=16, 8-х=2, 8:х=2.
|
6.05
|
|
125
|
Контрольная
работа № 10 «Угол и его величина. Решение уравнений»
|
|
8.05
|
|
126
|
Работа над
ошибками. Геометрические фигуры (2 ч) Виды треугольников.
|
Виды треугольников: 1) по видам углов
(остроугольный, прямоугольный, тупоугольный); 2) по длинам сторон
(разносторонний, равносторонний, равнобедренный).
|
12.05
|
|
127
|
Виды
треугольников.
|
13.05
|
|
128
|
Измерения с
указанной точностью (4 ч) Точное и приближенное
значение величины.
|
|
15.05
|
|
129
|
Точное и
приближенное значение величины.
|
16.05
|
|
130
|
Построение
отрезка, равного данному.
|
|
19.05
|
|
131
|
Построение
отрезка, равного данному.
|
20.05
|
|
132
|
Повторение. Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.
|
|
22.05
|
|
133
|
Контрольная
работа № 11 (годовая) «Изученное в 4 классе»
|
|
23.05
|
|
134
|
Работа над
ошибками. Повторение. Письменные приемы умножения чисел.
|
26.05
|
|
135
|
Повторение. Деление на двузначное и трехзначное число.
|
27.05
|
|
136
|
Повторение. Решение уравнений. Решение задач.
|
29.05
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения и
список литературы
Обучение математике
обеспечивается учебниками и пособиями:
Рудницкая В.Н.,
Юдачева Т.В. «Математика» 4 класс: учебник,2 части. М.: «Вентана – Граф», 2014
г.
Рудницкая В.Н.
Математика: рабочие тетради №1,2. - М.: «Вентана – Граф», 2014 г.
Оборудование и
приборы
1. Линейка, треугольник,
транспортир, циркуль, макеты геометрических тел, абак: разряды и классы,
циферблаты, счётные палочки, индивидуальный демонстрационный материал «Числовой
веер», палетки, фишки.
Список литературы. Перечень ИКТ.
1. Образовательная
система «Школа XXI века». Сборник программ к комплекту
учебников «Начальная школа XXI века». / Руководитель
проекта – член – корреспондент РАО профессор Н.Ф.Виноградова. М. «Вентана –
Граф», 2010 г. – 158с.
2. Содержание и
структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое
пособие/ Е.В. Губанова. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2010. – 88 с.
3. Журнал
«Начальная школа плюс До и После», ежемесячный научно-методический и
психолого-педагогический журнал. Министерство образования РФ, Российская
Академия образования, Московский психолого – социальный институт, ООО «Баласс»
4. Уроки Кирилла и
Мефодия. Начальная школа . Математика 4 класс, в 4-х частях .М., 2010 г. ИКТ
5.http://www.rusedu.ru/
6.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/rabochaya-programma-po-matematike-3-klass-obrazovatelnaya-sistema-shkol
7. Учебные
презентации.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.