Пояснительная записка.
Рабочая
программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (Москва «Просвещение» 2009г), в
соответствии с «Примерной основной образовательной программой» (Москва «Просвещение»2009г),
«Планируемыми результатами начального общего образования» (Москва
«Просвещение»2011г) и авторской рабочей программой авторов М. И. Моро, Ю. М.
Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой
«Математика» 1-4 классы (Москва «Просвещение» 2011г, в соответствие с УМК «
Школа России» М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой: учебник математика для
3 класса начальной школы в 2 частях, – М.: Просвещение», 2012
Основные цели и задачи программы.
Цели:
·
Математическое развитие младших
школьников.
·
Формирование системы начальных
математических знаний.
·
Воспитание интереса к
математике, к умственной деятельности.
Задачи:
–
формировать элементы
самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными
математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать,
описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные
отношения)
–
развивать основы логического,
знаково-символического и алгоритмического мышления;
–
развивать пространственное
воображение;
–
развивать математическую речь;
–
формировать начальные
математические знания и умения
–
учить применять их для решения
учебно-познавательных и практических задач;
–
формировать умения вести поиск
информации и работать с ней;
–
развивать познавательные
способности;
–
воспитывать стремление к
расширению математических знаний;
–
развивать умения
аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и
принимать суждения других.
Общая характеристика предмета.
Математика
является предметом интегрированным: в нём объединён арифметический,
геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины»,
«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения.
Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего
образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших
школьников умения учиться.
Начальное обучение
математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности:
школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов,
устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать
логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые
обобщённые знания и способы действий. Универсальные
математические способы познания способствуют целостному восприятию мира,
позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой
формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия
обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся,
формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации,
новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в
начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и
других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во
взрослой жизни.
Место
учебного предмета в учебном плане.
На
изучение математики в 3 классе отводится 4 ч в неделю. Предмет рассчитан на
136 ч в год.
Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального
образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ
системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной
образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы
начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности
на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития
общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности
к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра,
признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом
позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на
основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного
учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как
собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических
чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного
через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной
культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к
самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и
любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации
своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и
ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного
отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию,
критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и
действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в
достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в
пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к
информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Результаты
изучения ПРЕДМЕТА.
Личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
У
учащегося будут сформированы:
·
основы мотивации учебной
деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в
потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к
выполнению заданий, предложенных в учебнике или учителем;
·
положительное отношение к
урокам математики, к учёбе, к школе;
·
понимание значения
математических знаний в собственной жизни;
·
понимание значения математики в
жизни и деятельности человека;
·
восприятие критериев оценки
учебной деятельности и понимание учительских оценок успешности учебной
деятельности;
·
навыки в проведении самоконтроля
и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам
изучения темы);
·
элементарные умения самостоятельного
выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
·
элементарные правила общения
(знание правил общения и их применение);
·
уважение и принятие семейных
ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему
здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
·
начальных представлений об
универсальности математических способов познания окружающего мира;
·
понимания важности
математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
·
навыков проведения самоконтроля
и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
·
интереса к изучению учебного
предмета «Математика»: количественных и пространственных отношений,
зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и
способами их описания на языке математики, к освоению математических способов
решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
·
понимать, принимать и сохранять
различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной
задачи;
·
находить способ решения учебной
задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать
математические термины, символы и знаки;
·
составлять под руководством
учителя план действий для решения учебных задач;
·
выполнять план действий и
проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками;
·
в сотрудничестве с учителем
находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее
рациональный способ.
·
Выполнять самоконтроль и
самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам
изучения отдельных тем.
Учащийся получит возможность научиться:
·
принимать учебную задачу,
предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения
других учеников по её решению;
·
оценивать правильность
выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые
исправления;
·
выполнять учебные действия в
устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и
знаки;
·
самостоятельно делать несложные
выводы о математических объектах и их свойствах;
·
адекватно проводить самооценку
результатов своей учебной деятельности , понимать причины неуспеха на том или
ином этапе;
·
контролировать свои действия и
соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих
в паре, в группе;
·
контролировать ход совместной
работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные
Учащийся научится:
·
устанавливать математические
отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять
информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели,
отражающие различные отношения между объектами с помощью учителя;
·
проводить сравнение по одному или
нескольким признакам и на этой основе делать выводы с помощью учителя;
·
устанавливать закономерность
следования объектов и определять недостающие в ней элементы;
·
выполнять классификацию по
нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
·
делать выводы по аналогии и
проверять эти выводы;
·
проводить несложные обобщения;
·
фиксировать математические
отношения между объектами в знаково-символической форме;
·
полнее использовать свои
творческие способности;
·
самостоятельно осуществлять
поиск нужной информации в различных источниках;
·
осуществлять расширенный поиск
и выделить нужную информацию для выполнения учебных и творческих заданий.
Учащийся
получит возможность научиться:
·
самостоятельно находить
информацию и использовать знаково-символические средства для её представления;
·
Осуществлять поиск и выделять
необходимую информацию для выполения учебных и творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
·
строить речевое высказывание в
устной форме, использовать математическую терминологию;
·
понимать различные позиции в
подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и
аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
·
оценивать различные подходы и
точки зрения на обсуждаемый вопрос;
·
уважительно вести диалог с
товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
·
принимать активное участие в
работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы,
намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности,
анализировать ход и результаты проделанной работы;
·
вносить и отстаивать свои
предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по
обсуждаемому вопросу;
·
осуществлять взаимный контроль
и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
·
самостоятельно оценивать
различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его
обосновывать;
·
контролировать ход совместной
работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
·
образовывать, называть, читать,
записывать числа от 0 до 1000;
·
сравнивать трёхзначные числа и
записывать результат сравнения;
·
упорядочивать заданные числа;
·
заменять трёхзначное число
суммой разрядных слагаемых;
·
заменять мелкие единицы счёта
крупными и наоборот;
·
устанавливать закономерность —
правило, по которому составлена числовая последовательность
(увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение /уменьшение числа
в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
·
группировать числа по заданному
или самостоятельно установленному признаку;
·
читать, записывать и сравнивать
значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой
величины (квадратный сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1 кв.
м = 100 кв. дм; 1 кв. дм = 100 кв.см;
·
читать, записывать и
сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения
этой величины (кг и г) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить
мелкие единицы массы в более крупные. Сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
·
группировать объекты по разным
признакам;
·
самостоятельно выбирать единицу
для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и
объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся
научится:
·
выполнять табличное умножение и
деление чисел, выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида а:а,
0:а;
·
выполнять внетабличное
умножение и деление, в том числе деление с остатком;
·
выполнять письменно действия
сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;
·
вычислять значение числового
выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
·
использовать свойства
арифметических действий для удобства вычислений;
·
вычислять значение буквенного
выражения при заданных значениях входящих в него букв;
·
решать уравнения на основе
связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
·
анализировать задачу, выполнять
краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке,
на схематическом чертеже с помощью учителя и частично самостоятельно;
·
составлять план решения задачи
в 2-3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
·
преобразовывать задачу в новую,
изменяя её условие или вопрос;
·
составлять текстовую задачу по
схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по её решению
с помощью учителя и частично самостоятельно;
·
решать задачи, рассматривающие
взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет,
количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы; задачи
на увеличение/уменьшение числа в несколько
Учащийся
получит возможность научиться:
·
сравнивать задачи по сходству и
различию отношений между объектами, рассматривать в задачах;
·
дополнять задачу с недостающими
данными возможными числами;
·
находить разные способы решения
одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать самое рациональное;
·
решать задачи на нахождение
доли числа и числа по его доле;
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Учащийся
научится:
Геометрические
фигуры
·
обозначать геометрические
фигуры буквами;
·
различать круг и окружность;
·
чертить окружность заданного
радиуса с использованием циркуля.
Учащийся
получит возможность научиться:
·
различать треугольники по
соотношению длин сторон; по видам углов;
·
изображать геометрические
фигуры в заданном масштабе (отрезок, прямоугольник)
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся
научится:
·
измерять длину отрезка;
·
вычислять площадь прямоугольника
по заданным длинам его сторон;
·
выражать площадь объектов в
разных единицах площади (кв. см, кв. дм, кв. м), используя соотношения между
ними.
Учащийся
получит возможность научиться:
·
выбирать наиболее подходящие
единицы площади для конкретной ситуации;
·
вычислять площадь
прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольного.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся
научится:
·
анализировать готовые таблицы,
использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
·
устанавливать правило, по
которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу
недостающими элементами.
·
читать и заполнять таблицы по
результатам выполнения задания;
·
заполнять свободные клетки в
несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
·
проводить логические
рассуждения и делать выводы;.
Учащийся
получит возможность научиться:
·
читать готовые несложные
таблицы;
·
понимать высказывания,
содержащие логические связки …и….и; то…., каждый…..), определять, верно или
неверно приведённое высказывание о числах, результатах действиях,
геометрических фигурах.
Место предмета в учебном плане.
На
изучение математики во 2 классе отводится 4 ч в неделю. Предмет рассчитан на
136 ч в год.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Урок,
интегрированные уроки, нестандартные уроки
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.
№ п/п
|
Раздел, тема
|
Количество часов
|
1
|
Числа от 1 до
100. Сложение и вычитание (продолжение)
|
8 часов
|
2
|
Табличное умножение
и деление (продолжение)
|
28час
|
3
|
Числа от 1 до
100. Табличное умножение и деление (продолжение)
|
28 часов
|
4
|
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и
деление
|
28 часа
|
5
|
Числа от 1 до 1000. Нумерация.
|
12часов
|
6
|
Числа от 1 до
100. Сложение и вычитание.
|
11 час.
|
7
|
Умножение и деление.
|
15 часов
|
8
|
Итоговое
повторение.
|
5 час
|
9
|
Проверка знаний.
|
1 час
|
|
Итого:
|
136 часов
|
ТРЕБОВАНИЯ
К ЗАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ .
Обучающиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел до 1000;
- названия компонентов и результатов умножения
и деления;
- правила порядка выполнения действий в выражениях
в 2 – 3 действия (со скобками и без них).
Таблицу умножения однозначных чисел и
соответствующие случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне
автоматизированного навыка.
Уметь:
- читать, записывать, сравнивать числа в
пределах 1000;
- выполнять устно 4 арифметических действия в
пределах 1000:
- выполнять письменно сложение, вычитание
двухзначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений,
содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них);
- решать задачи в 1 – 3 действия;
- находить периметр многоугольника и в том
числе прямоугольника (квадрата).
График контрольных
и проверочных работ
№ урока
|
Дата
|
Тема работы
|
8
|
13.09
|
Входная контрольная работа по теме: ”Повторение:
сложение и вычитание”.
|
12
|
20.09
|
Административная контрольная работа
|
19
|
03.10
|
Проверочная работа по теме: ”Умножение и деление на
2 и 3”.
|
31
|
24.10
|
Контрольная работа за первую четверть
|
36
|
01.11
|
Проверочная работа по
теме: “Табличное умножение до 7”
|
63/7
|
26.12
|
Итоги 2 четверти. Контрольная работа
административная
|
90(6)
|
|
Контрольная работа по теме «Умножение и деление»
|
104(8)
|
|
Контрольная работа по теме:”Нумерация в пределах
1000”.
|
117(21)
|
|
Контрольная работа по теме: «Приемы устных
вычислений».
|
132(36)
|
|
Итоговая контрольная работа.
|
|
|
|
|
Учебно-методические
средства обучения
· М.И.Моро. Математика: учебник для 1 - 4
класса: в 2 частях - М.: Просвещение, 2011, 2012
·
М.И Моро. Тетрадь по
математике для 1 – 4 класса: в 2 частях - М.: Просвещение, 2011, 2012
·
С.И. Волкова. Математика
Проверочные работы: 1- 4 класс - М.: Просвещение, 2011, 2012
- В.Н.Рудницкая. Тесты по математике: 1-4
класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 3 класс. В 2-х частях» - М.: «Экзамен»,
2011, 2012
- Математика Электронное приложение к учебнику
М.И. Моро «Математика» 3 класс. Издательство «Просвещение» 2012г. Часть 1 и 2.
- Уроки Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и
Мефодий» 2009 г.
-
М.И.Моро, С.И. Волкова.
Математика Рабочие программы 1-4 - М.: Просвещение, 2011
-Поурочные разработки к учебнику Моро
М.И. Математика 2 класс Ситникова т. н. М. ВАКО, 2012
Таблицы по основным темам предмета.
Технические средства
1.
Классная магнитная доска.
2.
Персональный компьютер.
3.
Проектор.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.