1.
Пояснительная записка
Цель: обеспечение интеллектуального развития младших школьников:
формирование
основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение
учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов
окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для
обоснования получаемых результатов
Задачи:
-
предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и
формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи;
вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований
для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее
распространенные в практике величины;
-умение
применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в
окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные
геометрические построения;
-
реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать
новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой,
стремиться использовать математические знания и умения при изучении других
школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую
работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо
выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество
математических методов, решений, образов.
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на
основе
Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования второго поколения, учебного плана МАОУ СОШ №59, примерной
общеобразовательной программы начального общего образования, авторской
программы В. Н. Рудницкой (М.: Вентана-Граф,, 2009 года, утверждённой МО
РФ (Москва, 2009 г.). Программа направлена на достижение
планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных
учебных действий.
Программа
по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта начального общего образования к результатам
освоения младшими школьниками основ начального курса математики.
2. Общая характеристика курса математики
Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на
данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной
деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое
сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия,
анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения.
С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены
следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного
материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости
изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого
материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;
обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и
содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение
математического опыта младших школьников за счёт включения в курс
дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.
Основу данного курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий:
элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия;
алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий
отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание
обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без
определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.
В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования в
современном учебном процессе предусмотрена работа с информацией (представление,
анализ и интерпретация данных, чтение диаграмм и пр.). В данном курсе
математики этот материал не выделяется в отдельную содержательную линию, а
регулярно присутствует при изучении программных вопросов, образующих каждую из
вышеназванных линий содержания обучения.
Общее содержание обучения математике представлено в программе следующими
разделами: «Число и счет», «Арифметические действия и их свойства», «Величины»,
«Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения. Геометрические
фигуры», «Логико-математическая подготовка», «Работа с информацией».
3.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Математика» в 3 классе отводится 173 часа в год по 5
часа в неделю (4,5 часа – обязательная часть учебного плана + 0,5 часа – из
части, формируемой участниками образовательного процесса), в том числе на проведение контрольных работ – 12 часов,
математических диктантов – 9 часов.
1
четверть – 45 часов
2
четверть – 35 часов
3
четверть – 49 часов
4
четверть – 44 часа.
4. Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета.
Образовательный
процесс проходит в форме уроков открытия новых знаний, рефлексии,
общеметодологической направленности, контроля. Рабочая программа реализует
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Системно-деятельностный
подход ориентирует не столько на передачу
«готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к
самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими
установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию
информации.
Компетентностный
подход предполагает включение элементов
логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с
реальными познаваемыми объектами, т.е. умения целеполагания, планирования,
анализа, рефлексии, Ученик сможет овладеть следующими навыками продуктивной
деятельности6 добыванием знаний из окружающей реальности, владением приемами
действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем.
Личностная
ориентация образовательного процесса выявляет
приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий
способствует развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры
учеников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию
личностно и общественно востребованных качеств.
Данная
рабочая программа учитывает индивидуальные особенности обучающихся и
методическое обеспечение класса, в котором будет осуществляться
образовательный процесс. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне
и в своем темпе.
В
курсе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний: самоконтроль,
взаимоконтроль, обучающий контроль, текущий контроль и итоговый контроль.
5.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными
результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно
использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования
математической сущности предмета (явления, события, факта); способность
характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы,
устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно
решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными
результатами
обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения
математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные
отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой
информации, определять логику решения практической и учебной задачи с помощью
знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения
учебной задачи.
Предметными
результатами
обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических
действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и
использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических
действий, способы нахождения величин, приемы решения задач, умения использовать
знаково – символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы,
диаграммы для решения математических задач.
К
концу обучения в третьем классе ученик научится:
называть:
—
любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок
натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;
—
компоненты действия деления с остатком;
—
единицы массы, времени, длины;
—
геометрическую фигуру (ломаная);
сравнивать:
—
числа в пределах 1000;
—
значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
различать:
—
знаки >и <;
—
числовые равенства и неравенства;
читать:
—
записи вида 120 < 365, 900 > 850;
воспроизводить:
—
соотношения между единицами массы, длины, времени;
—
устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах1000;
приводить
примеры:
—
числовых равенств и неравенств;
моделировать:
—
ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа),
таблицы, рисунка;
—
способ деления с остатком с помощью фишек;
упорядочивать:
—
натуральные числа в пределах 1000;
—
значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
анализировать:
—
структуру числового выражения;
—
текст арифметической (в том числе логической) задачи;
классифицировать:
—
числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);
конструировать:
—
план решения составной арифметической (в том числе логической)задачи;
контролировать:
—
свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными
числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;
решать
учебные и практические задачи:
—
читать и записывать цифрами любое трехзначное число;
—
читать и составлять несложные числовые выражения;
—
выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
—
вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление
на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
—
выполнять деление с остатком;
—
определять время по часам;
—
изображать ломаные линии разных видов;
—
вычислять значения числовых выражений, содержащих 2–3 действия(со скобками и
без скобок);
—
решать текстовые арифметические задачи в три действия.
К
концу обучения в третьем классе ученик может научиться:
формулировать:
—
сочетательное свойство умножения;
—распределительное
свойство умножения относительно сложения(вычитания);
читать:
—
обозначения прямой, ломаной;
приводить
примеры:
—
высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
—
верных и неверных высказываний;
различать:
—
числовое и буквенное выражение;
—
прямую и луч, прямую и отрезок;
взаимное
расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
конструировать:
—
буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;
воспроизводить:
—
способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;
решать
учебные и практические задачи:
—
вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих
в них букв;
—
изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
—
проводить прямую через одну и через две точки;
—строить
на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным
фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).
6. Содержание
учебного предмета, курса.
№
п/п
|
Наименование
раздела
|
Кол-во
часов
|
Содержание
учебного
материала
(дидактические
единицы)
|
Количество
проверочных
и контрольных
работ
|
Первое полугодие: 80 ч.
|
1
|
Нумерация
многозначных чисел
|
10
|
Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.
Сведения из истории математики: как
появились числа; чем занимается арифметика.
Сравнение
чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «<» и «>».
|
|
2
|
Величины
и их измерение
|
12
|
Единицы
длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.
Соотношения
между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1
см = 10 мм.
Вычисление длины ломаной.
Масса
и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Сотношения: 1
кг = 1000 г.
Вместимость
и ее единица литр. Обозначение: л.
Сведения из истории математики: старинные русские единицы
величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.
|
Контрольная
работа -1
|
3
|
Геометрические
фигуры
|
10
|
Ломаная линия. Вершины и
звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.
Деление окружности на 6 одинаковых
частей с помощью циркуля.
Прямая. Принадлежность точки прямой.
Проведение прямой через одну и через две
точки.
Взаимное расположение на плоскости
отрезков, лучей, прямых.
|
|
4
|
Сложение
и вычитание трехзначных чисел
|
17
|
Сложение
и вычитание в пределах 1000.
Устные
и письменные приемы сложения и вычитания.
|
Контрольная
работа - 2
|
5
|
Законы
сложения
|
7
|
Сочетательное
свойство сложения и умножения.
Упрощение
выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).
|
|
6
|
Порядок
выполнения действий в числовых выражениях
|
24
|
Порядок
выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия:
а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения
действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.
Числовые
равенства и неравенства.
Чтение
и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.
Решение
составных арифметических задач в три действия.
|
Контрольная
работа - 2
|
Второе полугодие: 93 ч.
|
7
|
Порядок
выполнения действий в числовых выражениях
|
6
|
Порядок
выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия:
а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения
действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.
Числовые
равенства и неравенства.
Чтение
и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.
Решение
составных арифметических задач в три действия.
|
Контрольная
работа - 1
|
8
|
Геометрические
фигуры
|
7
|
Практические работы. Способы
деления круга (окружности) на 2, 4, 8
равных частей с помощью перегибания круга
по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под
прямым углом.
|
|
9
|
Умножение
и деление трехзначных чисел на однозначное
|
65
|
Умножение
суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).
Умножение
и деление на 10, 100.
Умножение
числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение
двух- и трехзначного числа на однозначное число.
Нахождение
однозначного частного.
Деление
с остатком.
Деление
на однозначное число.
Нахождение
неизвестных компонентов арифметических действий.
Практическая
работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.
Умножение
вида 23 • 40.
Умножение
и деление на двузначное число.
|
Контрольная
работа - 5
|
10
|
Величины
и их измерение
|
4
|
Время
и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч,
мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1
сутки = 24 ч, 1 век = = 100 лет, 1 год =12 месяцев.
Сведения из истории математики:
история возникновения
месяцев года.
Решение
арифметических задач, содержащих разнообразные зависимости между величинами.
|
|
11
|
Повторение
изученного в 3 классе
|
11
|
|
Контрольная
работа - 1
|
7. Тематическое
планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
№
п/п
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
Основные
виды учебной деятельности учащихся
|
1
|
Нумерация
многозначных чисел.
|
10 ч
|
Название, последовательность и запись чисел от 0 до
1000. Счет сотнями до тысячи. Классы и разряды.
Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их
запись с помощью знаков =, <, >. Решение текстовых задач арифметическим
способом
|
2
|
Величины
и их измерение.
|
16 ч
|
Введение новых единиц длины и соотношений между
ними. Формирование умений измерять длину в миллиметрах, в сантиметрах и
миллиметрах.
Сравнение и упорядочение объектов по длине. Единицы
длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр).
Введение новых единиц массы и вместимости.
Соотношения между единицами массы – килограммом и граммом.
Практическая работа: измерение массы с помощью
весов. Сравнение и упорядочение объектов по массе. Единицы массы (грамм,
килограмм, центнер, тонна).
Введение новых единиц массы и вместимости.
Соотношения между единицами массы – килограммом и граммом.
Практическая работа: измерение массы с помощью
весов. Сравнение и упорядочение объектов по массе. Единицы массы (грамм,
килограмм, центнер, тонна).
Введение новых единиц вместимости. Практическая
работа: измерение вместимости с помощью мерных сосудов Сравнение и
упорядочение объектов по вместимости. Единицы вместимости (литр)
|
3
|
Геометрические
фигуры и величины
|
17 ч
|
Введение новых единиц длины и соотношений между
ними. Формирование умений измерять длину в миллиметрах, в сантиметрах и
миллиметрах.
Сравнение и упорядочение объектов по длине. Единицы
длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр).
Измерение длины отрезка и построение отрезка
заданной длины.
Ознакомление с новой геометрической фигурой –
ломаной и ее элементами (вершины и звенья) на основе использования
представлений детей об отрезке.
Построение ломаной и вычисление ее длины.
Ознакомление с новой геометрической фигурой –
ломаной и ее элементами (вершины и звенья) на основе использования
представлений детей об отрезке.
Построение ломаной и вычисление ее длины.
|
4
|
Законы
сложения и умножения
|
14ч
|
Поразрядное сложение и в пределах 1000 (письменные и
устные приемы вычислений). Перенос умений складывать двузначные числа на
область трехзначных чисел.
Введение названия: сочетательное свойство сложения и
его формулировка. Использование этого свойства: а) при выполнении устных и
письменных вычислений;
б) для обоснования возможности записывать выражения,
содержащие только действие сложения, без скобок. Вычисление значений
выражений разными способами и формулирование выводов о получаемых результатах
на основании наблюдений. Использование свойств арифметических действий при
выполнении вычислений, перестановка слагаемых в сумме.
Введение названия: сочетательное свойство сложения и
его формулировка.
Использование этого свойства:
а) при выполнении устных и письменных вычислений;
б) для обоснования возможности записывать выражения,
содержащие только действие сложения, без скобок.
Вычисление значений выражений разными способами и
формулирование выводов о получаемых результатах на основании наблюдений.
Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений,
перестановка слагаемых в сумме.
|
5
|
Порядок
выполнения действий в числовых выражениях.
|
30 ч
|
Вычисление значений выражений разными способами и
формулирование выводов о получаемых результатах на основании наблюдений.
Использование свойств арифметических действий при
выполнении вычислений, перестановка множителей в произведении.
Порядок выполнения действий в числовых выражениях
Запись выражений, содержащих умножение или деление,
заключенных в скобки, без скобок.
Опора на понятия «сильное» (умножение, деление) и
«слабое» (сложение, вычитание) действия.
|
6
|
Числовые
равенства неравенства.
|
10 ч
|
Формулировка правил порядка выполнения действий в
числовых выражениях и их использование при
вычислениях.
Разбиение выражения на части знаками «+» и «-» ( «:»
и «∙»), незаключенными в скобки, для лучшего понимания структуры выражения.
Порядок выполнения действий в числовых выражениях.
Понятие о верных и неверных высказываниях.
Равенства и неравенства как примеры математических
высказываний.
|
7
|
Умножение
и деление трехзначных чисел на однозначное.
|
65 ч
|
Введение правил умножения на 10 и на100 как
результат наблюдения за компонентами действия умножения
( произведение можно получить, приписывая к числу,
умножаемому на 10 или на 100, один или два нуля).
Ознакомление со способом умножения числа на данное
число десятков или сотен. Отбрасывание одного или двух нулей при умножении и
последующее приписывание этих нулей к результату умножения.
Письменный прием умножения двузначного и
трехзначного числа на однозначное.
Перенос умений, полученных учащимися при умножении
двузначного числа на однозначное, на трехзначное числа.
Выведение алгоритма. Отработка умения применять
алгоритм при умножении двузначного числа на однозначное число и трехзначного
числа на однозначное число.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Рассмотрение случаев деления чисел в пределах 1000,
когда частное является однозначным частным.
Нахождение однозначного частного с
использованием приема подбора.
Ознакомление с правилом деления чисел на 10 и на
100.
Выведение алгоритма. Отработка умения применять
алгоритм.
Нахождение однозначного частного с
использованием приема подбора.
Ознакомление с правилом деления чисел на 10 и на
100.
Подготовка к введению письменного
приема деления трехзначного числа на
однозначное.
Рассматриваются понятия: частное и остаток.
Свойства остатка (остаток меньше делителя).
Свойства деления с остатком: делимое равно сумме
произведения частного и делителя и остатка.
Умножение двузначного числа на данное число десятков
с использованием правила умножения на однозначное число и на 10.
Устные и письменные приемы умножения на двузначное
число.
Проверка знаний.
Развернутые и упрощенные записи алгоритмов действий.
Выведение алгоритма.
Отработка умения применять алгоритм.
Умножение двузначного числа на данное число десятков
с использованием правила умножения на однозначное число и на 10.
Устные и письменные приемы умножения на двузначное
число.
|
8
|
Повторение.
|
11 ч
|
|
Итого: 173 ч.
|
8.
Описание
материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература
|
Основная
|
Для учителя.
|
1.Математика,
3 класс. Методика обучения.
В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М. : Вентана-Граф,
2013
|
Для учащихся
|
1.Рудницкая,
В. Н.Математика
: 3 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч.
/ В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М. : Вентана-Граф, 2013.
2. Рудницкая, В. Н.Математика : 3
класс : рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений /
В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М. : Вентана-Граф, 2013
|
Дополнительная
|
Для учителя
|
|
Для учащихся
|
|
Интернет-ресурсы
|
|
Оборудование и приборы
|
1.
Компьютер
2.
Интерактивная
доска
|
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 59
«Перспектива» г.
Липецка
Согласовано
Утверждаю
на заседании
методического приказом
№ 277 от 28.08.2014г.
объединения
учителей
Директор
МАОУ СОШ № 59
Протокол
№1
«Перспектива» г.
Липецка
от 28.08.2014
г. _____________
Р.А.Гладышева
Рабочая
программа
по
математике
для
3 класса
(Образовательная
система
«Начальная
школа XXI века»)
на
2014-2015 учебный год
Учитель
начальных классов –
Аникеева
Людмила Викторовна
г.
Липецк
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.