Муниципальное общеобразовательное Учреждение
«Поповская основная общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ «Поповской ООШ»
__________________/Таскаева
Е.В../
Приказ №____от __________
Рабочая программа
по математике
1 класс
Программа разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования.
Составитель:
Учитель начальных классов
Панченко Г.П.
Егорьевск, 2012 г.
Пояснительная
записка
Программа
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального
общего образования.
Общая
характеристика учебного предмета
Рабочая программа 1 класса направлена на формирование у учащихся математических
представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение
математикой в основной школе. Учащиеся изучают два арифметических действия,
овладевают алгоритмами устных вычислений, учатся вычислять значения числовых
выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и
геометрические представления. Весь программный материал представляется
концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать
осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики
являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных
умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные
связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа
определяет также необходимый минимум практических работ.
Программа рассчитана на 132 часа, 4 часа в неделю.
Основные
содержательные линии
В рабочей программе по математике в 1 классе представлены две содержательные
линии: «Числа и вычисления», «Пространственные отношения. Геометрические
фигуры. Измерение геометрических величин». Они конкретизируются с учетом
специфики математики как учебного предмета. В первом разделе выделены темы
«Целые неотрицательные числа», «Арифметические действия с числами», «Величины»,
во втором – «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры. Измерение
геометрических фигур».
Курс предполагает формирование пространственных представлений, ознакомление с
различными геометрическими фигурами, с простейшими чертежными и измерительными
приборами.
Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных
навыков вычислений, но вместе с тем программа предполагает и доступное детям
обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в
основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые
существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечают не только
содержание, но и система расположения разделов в курсе.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления,
сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач,
выявлению сходств и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал
сгруппирован так, что изучения связанных между собой понятий, действий, задач
сближению во времени. Концентрическое построение курса, связанное с
последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую
постепенность в нарастании трудностей учебного материала и создает хорошие
условия совершенствования формируемых ЗУН.
При изучении сложения и вычитания в пределах 10 обучающиеся знакомятся с
названиями действий, их компонентов и результатов, терминами равенство и
неравенство.
Центральной задачей при изучении раздела «Числа от 1 до 20» является изучение
табличного сложения и вычитания.
Особого внимания заслуживает рассмотрение правил о порядке арифметических
действий. Здесь они усваивают, что действия выполняются в том порядке, как они
записаны: слева направо.
Важнейшей особенностью изучения математики в 1 классе является то, что
рассматриваемые понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на
системе соответствующих конкретных задач.
К общему умению работы над задачей относится умение моделировать описанные в
ней взаимосвязи между данными и искомым с использованием разного вида
схематических и условных изображений, краткой записи задач. Наряду с простыми
задачами в 1 классе вводятся составные задачи небольшой сложности, направленные
на разъяснения рассматриваемых свойств действий, на сопоставление различных
случаев применения одного и того же действия, противопоставление случаев,
требующих применения различных действий.
Учебно-тематический план по математике
1 класс (132 ч)
№ п/п
|
Наименование
раздела, темы
|
Всего часов
|
1
|
Сравнение предметов и групп предметов.
Пространственные
и временные представления.
|
8 ч
|
2
|
Числа от 1 до 10
и число 0. Нумерация.
|
28 ч
|
3
|
Сложение и
вычитание
|
44 ч
|
4
|
Числа от 1 до
20. Нумерация.
|
16 ч
|
|
Табличное сложение
и вычитание
|
26 ч
|
5
|
Итоговое
повторение
|
10 ч
|
|
Итого:
|
132 ч
|
Содержание
рабочей программы по математике 1 класс (132 ч)
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные
и временные представления ( 8ч)
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше –
ниже, длиннее – короче) и формы (круглый, квадратный, треугольный и др.)
Пространственные представления, взаимное расположение
предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа, перед, за, межу, рядом.
Направление движения : слева направо, справа налево, сверху
вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше,
позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше
(меньше) на…
Числа от 1 до 10 и число 0
Нумерация
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до
10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение
числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа,
непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение
чисел.
Равенство,
неравенство. Знаки «больше», «меньше». «равно»
Состав
чисел 2, 3, 4,5. Монеты в 1р., 2р., 5р., 1к., 5к., 10к.
Точка.
Линия: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны
многоугольника.
Длина
отрезка. Сантиметр.
Решение
задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Сложение и вычитание
Конкретный
смысл и название действий сложения и вычитания. Знаки +, -, =.
Название
компонентов и результатов сложений и вычитания. Нахождение значений числовых
выражений в 1-2 действия без скобок.
Переместительное
свойство сложения.
Приемы
вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел;
б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания
соответствующего случая сложения.
Таблица
сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение
и вычитание с числом 0.
Нахождение
числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение
задач в одно действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20
Нумерация
Название
и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20.
Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение
и вычитание вида 10+7, 17 – 7, 17 – 10
Сравнение
чисел с помощью вычитания.
Единица
времени час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Единицы
длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними.
Единица
массы: килограмм.
Единица
емкости: литр.
Табличное сложение и вычитание
Сложение
двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных
приемов вычислений.
Таблица
сложение и соответствующие случаи вычитания.
Решение
задач в 1-2 действия на сложении и вычитание
Срок реализации программы – 1 год.
Периодичность: 4 раза в неделю 132 ч.
Цели
обучения
В
результате обучения математике реализуются следующие цели:
- развитие образного и логического
мышления, воображения;
- формирование предметных умений и навыков,
необходимых для успешного решения учебных и практических задач,
продолжения образования;
- освоение основ математических знаний,
формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике,
стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
На
первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания
обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметные
и предметных результатов.
Планируемые
результаты освоения программы к концу 1 класса:
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
- начальные (элементарные) представления о
самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
- начальные представления о математических
способах познания мира;
- начальные представления о целостности
окружающего мира;
- понимание смысла выполнения самоконтроля
и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и
того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него
самого;
- проявление мотивации
учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые
базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения
новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
- осваивать положительный и позитивный
стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
Учащийся получит возможность для формирования:
- основ внутренней
позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной
деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету
«Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в
беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой
социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни,
ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к
уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
- учебно-познавательного
интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и
практических задач;
- способности к
самооценке результатов своей учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу,
поставленную учителем, на разных этапах обучения;
- понимать и применять предложенные
учителем способы решения учебной задачи;
- принимать план действий для решения
несложных учебных задач и следовать ему;
- выполнять под руководством учителя
учебные действия в практической и мыслительной форме;
- осознавать результат учебных действий,
описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
- осуществлять пошаговый контроль своих
действий под руководством учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать, принимать и
сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий
для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность
выполнения действий;
- выделять из темы урока
известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- фиксировать по ходу
урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой
на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств,
предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам,
стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной
рефлексии.
Познавательные
Учащийся научится:
- понимать и строить простые модели (в
форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при
решении текстовых задач;
- понимать и толковать условные знаки и
символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные
обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- проводить сравнение объектов с целью
выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
- определять закономерность следования
объектов и использовать ее для выполнения задания;
- выбирать основания классификации объектов
и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному
или установленному признаку;
- осуществлять синтез как составление
целого из частей;
- иметь начальное представление о базовых
межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;
- находить и читать информацию,
представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы
и др.);
- выделять из предложенного текста
(рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с
недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными
вопросами и решать их;
- находить и отбирать из разных источников
информацию по заданной теме.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать и выполнять
несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
- устанавливать
математические отношения между объектами и группами объектов (практически
и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности
математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
- применять полученные
знания в измененных условиях;
- объяснять найденные
способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их
решения (в простейших случаях);
- выделять из
предложенного текста информацию по заданному условию;
- систематизировать
собранную в результате расширенного поиска Информацию и представлять ее в
предложенной форме.
Коммуникативные
Учащийся научится:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы
партнера;
- воспринимать и обсуждать различные точки
зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
- уважительно вести диалог с товарищами;
- принимать участие в работе в паре и в
группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы
их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать
ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
- понимать и принимать элементарные
правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к
сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
- осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
- применять математические
знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и
предлагаемых способов действий;
- включаться в диалог с
учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять
инициативу и активности, в стремлении высказываться;
- слушать партнёра по
общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в
смысл того, о чём говорит собеседник;
- интегрироваться в
группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не
демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- аргументировано
выражать свое мнение;
- совместно со
сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции
в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
- оказывать помощь
товарищу в случаях затруднений;
- признавать свои ошибки,
озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые
слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя
обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- считать различные объекты (предметы,
группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать
порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
- читать, записывать, сравнивать (используя
знаки сравнения «>», « <», « =», термины «равенство» и
«неравенство») и упорядочивать числа в пределах 20;
- объяснять, как образуются числа в
числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа
второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает
каждая цифра в их записи;
- выполнять действия нумерационного
характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;
- распознавать последовательность чисел,
составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому
составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение
числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;
- выполнять классификацию чисел по
заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать и записывать значения величины
длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр,
дециметр)и соотношение между ними: 1 дм = 10
см.
Учащийся получит возможность научиться:
- вести счет десятками;
- обобщать и
распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Учащийся научится:
- понимать смысл арифметических действий
сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с
использованием знаков действий и знака равенства;
- выполнять сложение и вычитание, используя
общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с
применением переместительного свойства сложения;
- выполнять вычитание с использованием
знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и
вычитанием (в пределах 10);
- объяснять прием сложения (вычитания) с
переходом через разряд в пределах 20.
Учащийся получит возможность научиться:
- выполнять сложение и
вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
- называть числа и
результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания
значение неизвестного компонента;
- проверять и исправлять
выполненные действия.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
- решать задачи (в 1 действие), в том числе
и задачи практического содержания;
- составлять по серии рисунков рассказ с
использованием математических терминов;
- отличать текстовую задачу от рассказа;
дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
- устанавливать зависимость между данными,
представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и
объяснять арифметическое действие для решения задачи;
- составлять задачу по рисунку, по схеме,
по решению;
Учащийся получит возможность научиться:
- составлять различные
задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
- находить несколько
способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
- отмечать изменения в
решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в
задаче при изменении ее решения;
- решать задачи в 2
действия;
- проверять и исправлять
неверное решение задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
- понимать смысл слов (слева, справа,
вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в
пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на
плоскости;
- описывать взаимное расположение предметов
на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху,
внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
- находить в окружающем мире предметы
(части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника,
четырехугольника и т.д., круга);
- распознавать, называть, изображать
геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная,
многоугольник, круг);
- находить сходство и различие
геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
Учащийся получит возможность научиться:
- выделять изученные
фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются,
если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его
концами.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- измерять (с помощью линейки) и записывать
длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и
дециметр и соотношения между ними;
- чертить отрезки заданной длины с помощью
оцифрованной линейки;
- выбирать единицу длины, соответствующую
измеряемому предмету.
Учащийся получит возможность научиться:
- соотносить и
сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания
(возрастания) длины: 1 д, 8 см, 13
см).
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
- читать небольшие готовые таблицы;
- строить несложные цепочки логических
рассуждений;
- определять верные логические высказывания
по отношению к конкретному рисунку.
Учащийся получит возможность научиться:
- определять правило
составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
- проводить логические
рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.
Учебно-методическое обеспечение
1. Печатные пособия.
1. Волкова, С. И. Для тех, кто любит
математику. 1 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват.
учреждений / С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2010.
2. Волкова, С. И. Математика. Контрольные
работы. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И.
Волкова. – М. : Просвещение, 2010.
3. Волкова, С. И. Математика. Проверочные
работы. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С. И.
Волкова. – М. : Просвещение, 2011.
4. Моро, М. И. Тетрадь по математике. 1
класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро,
С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2012.
5. Моро, М. И. Математика / М. И. Моро [и
др.] // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для
учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. :
Просвещение, 2011.
6. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и
др. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 частях – М.: Просвещение, 2011. - Ч.1
- 128 с., Ч. 2- 112 с.
2. Интернет-ресурсы.
1.
Бантова, М. А. Математика. 1 класс четырехлетней
начальной школы : методическое пособие для учителя к учебнику «Математика. 1
класс» / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. В. Степанова. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/bantova_matematika_1_fragm
2.
МОиН РФ. Итоговые проверочные работы :
дидактические и раздаточные материалы. – Режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443
3.
http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25662
4.
http://school-russia.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=9864
5.
http://school-russia.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=9865
6.
http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25714
7.
http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=30913
3. Информационно-коммуникативные средства.
Математика : электронное приложение к
учебнику М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой (CD).
4. Наглядные пособия.
Комплект демонстрационных таблиц к учебнику
«Математика» М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой.
5. Материально-технические средства.
Компьютерная техника, экспозиционный экран,
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления таблиц.
тематическое планирование
«РАССМОТРЕНО»
Протокол
методического объединения учителей от __________________________ №________
Руководитель
ШМО__________________ /Баландина Н.В../
Дата.
|
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель
директора по УВР____________________ /Некрасова Г.А./
Дата.
|
«ПРИНЯТО»
Протокол
педагогического совета от ______________________№___________
Дата.
|
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Дата
|
Содержание
|
Причина
|
Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.