Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Республики Марий Эл
Муниципальное образовательное учреждение средняя
(полная)
общеобразовательная школа №4 города Волжска Республики
Марий Эл
Рабочая программа по марийскому
(государственному) языку 5 класса
Автор: Панфилова Нина Николаевна,
учитель 1 категории ИКН РМЭ и
марийского языка
2014
год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по марийскому
языку составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования и примерной программой по марийскому
языку для 1 –11 классов. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2011
г., (стандарты второго поколения). Учебник «Марий йылме» для 2 класса под
редакцией Г.С. Крылова,
Э.С Якимова, Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 2010. Программа по
марийскому (государственному) языку: 1-11 классы. Йошкар - Ола: Марийский
институт образования, 2011. под
редакцией В.В. Константинова, Г.С. Крылова, Н.А. Кулалаева, Р.
П. Игнаева.
Рабочая программа
ориентирована на использование учебника «Марийский язык». Учебник для 2 класса
общеобразовательных учреждений /(Г.С.Крылова, Э.С.Якимова); под редакцией
Г.С.Крылова, Э.С.Якимова. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2010
Актуальность программы
в том, что она поможет создать систему новых ценностных отношений среди
обучающихся, повысит духовно-нравственную культуру, изменит отношение к марийскому языку .
Вид деятельности: познавательная
Программой
предусмотрено проведение контрольных работ - 2
письменных работ - 2
Цель программы:
приобщение к духовному
богатству национальной культуры.
Задачи:
- расширение программного материала;
- пробуждение потребности к
самостоятельной работе над познанием родного слова;
- воспитание чувство гордости за
свою родину, чувство истинного патриотизма;
- воспитание любви к марийскому языку;
- развитие творческих способностей
и психологических качеств: любознательности, активности, воли, ответственности,
самостоятельности;
II. Общая характеристика учебного предмета
В наше время большую актуальность
приобретает проведение планомерной, систематической внеурочная работы по марийскому языку. Язык обогащает
духовный мир школьника, приобщая к марийскому
языку и марийской культуре.
Актуальность программы в том, что она
поможет создать систему новых ценностных отношений среди обучающихся, повысит
духовно-нравственную культуру, изменит отношение к марийскому языку .
Программа состоит из 4 разделов.
1.Интересный марийский язык. Рассказ-беседа, игры,
кроссворды.
2.Сокровища марийского языка. Беседа о богатстве марийского языка , игры, викторины.
3.Словарное богатство марийского языка. Знакомство с марийско-
русским и русско- марийским словарями. Происхождение слов.
4.Проектная деятельность. Сборники пословиц и поговорок.
Вид деятельности: познавательная
Тематическое
планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам
обучения и освоения содержания курса по марийскому языку.
Результатом изучения курса
является развитие у учащихся широкого круга компетентностей:
·
Когнитивной (познавательной)
·
Информационно – технологической
·
Коммуникативной.
Новизна данной программы
определяется тем, что при её реализации:
·
происходит замена традиционной
репродуктивной деятельности учащихся на уроках и вне урока на продуктивную;
· у учащихся
формируются и развиваются универсальные учебные действия (УУД)
· реализуется
главная задача образования – развитие творческих способностей и психологических
качеств: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности
При организации процесса
обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических
технологий обучения:
·
Технология развития критического мышления
учащихся;
·
Технология проблемного обучения;
·
Технология формирования универсальных
учебных действий;
·
Технология оценки достижения планируемых
образовательных результатов.
Формы контроля:
·
Самостоятельная работа
·
Контрольная работа
·
Устный опрос
III. Описание места учебного
предмета в учебном плане
На изучение марийского языка в учебном
плане отводится 1 час в неделю всего 35 часов в год.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения предмета
Личностные:
·
включающие
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению,
· сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
· системы значимых социальных
и межличностных отношений,
· ценностно-смысловых
установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
· социальные компетенции,
правосознание,
· способность ставить цели и
строить жизненные планы,
· способность к осознанию
своей (этнокультурной) идентичности в поликультурном социуме
Метапредметные:
·
освоенные
обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные),
· способность их использования
в учебной, познавательной и социальной практике,
·
самостоятельность
планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками
Предметные:
·
освоенные
обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной
предметной области виды деятельности по получению нового знания в рамках
учебного предмета,
· его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
· формирование научного типа
мышления,
· научных представлений о
ключевых теориях, типах и видах отношений,
· владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
V. Содержание учебного
предмета
Раздел 1.
Давайте познакомимся (4 ч)
Знакомство. Приветствие. Салам
лийже. Поро эр, поро кече, поро кас. Тыйын лÿмет кузе? Тендан лÿмда кузе?
Мыйын лÿмем… . Знакомство с персонажами финно- угорских легенд.
Марийский алфавит. Гласные и
согласные буквы.
Счёт до 10. Мыняр шагат? Салам
лийже. Поро эр, поро кече, поро кас. Тыйын лÿмет кузе? Тендан лÿмда кузе?
Мыйын лÿмем … . Мыняр шагат? … шагат; пырыс, коля, парня; поро; Счёт до 10.
Местоимения: мый, тый, мыйын, тыйын.
Краткие и полные числительные.
Финно- угорские народы. Стихотворение В. Горохова. «Икыт, кокыт, кумыт, …».
Исследовательские навыки: сбор
считалок.
Раздел 2. Наша семья (5 ч)
Рассказ о своей, о чужой семье.
Правильная постановка вопросов и
правильный ответ на эти вопросы.
Рассказ о членах своей семьи по
фотографиям. Ача, ава, ака, шольо, коча, кова, шÿжар, йоча. Тиде мыйын авам.
Тыйын акат уло? Мыйын шольым уке. Тудын лÿмжö …
Местоимения: тиде, тудын.
Притяжательные суффиксы имён существительных.
Раздел 3. Место жительства и место учёбы (4 ч)
Рассказ о местожительстве, о месте
учёбы и в каком классе учится. Тый кушто илет? Те кушто иледа? Мый Марий Элыште
илем.
Тый кушто тунемат? Мый школышто (
гимназийыште, …) тунемам. Составление небольшого диалога.
Порядковые числительные до 10. Местный
падеж. Столица и города финно- угорских народов. Города и деревни Республики
Марий Эл.
Практические навыки. Рисование герба
и флага своего города.
Раздел 4. Зимнее время
года ( 6 часов).
Беседа о зимнем времени года.
Поздравление с Новым годом.
Йÿштö кугыза, Лумÿдыр, У ий, пайрем,
пиал, тазалык, почеламут, муро, пöлек; нуно тендам; шуко; саламлаш, тыланаш,
каласаш, пуаш; Теле толын. Лум лумеш (ок лум). Мардеж пуа (ок пу). Телым йÿштö;
ече (издер) дене мунчалташ. У ий дене саламлаш. Пиалым, тазалыкым тыланаш.
Склонение глаголов по лицам и числам.
Дательный падеж.
А. Федоров. « Теле», А. Пушкин. «
Теле кас», М. Казаков. «Йÿштö Кугыза», Ш. Булат. «У Ий толын», В Изилянова.
«Теле толын», «У Ий кож воктене».
Исследовательские навыки. Экскурсии
на природу.
Творческий час. Конкурс рисунков «
Акварели времён года»
Раздел 5. Существительные
: Кто это? Что это?(3 ч)
Сравнение вопросов: кö? мо? Имена
существительные и прилагательные. Составление небольшого диалога. Рвезе, ÿдыр,
пий; изи, кугу, поро, ушан, онай, йолагай. Тиде кö? Тиде мо? Тудо могай?
Имя прилагательное в предложении.
Местоимение: тудо.. Стихотворение С. Чавайна « Шогертен», «Ава» В Рожкина.
Творческий час: конкурс рисунков «
Кö? Мо?.»
Раздел 6. Возраст (4 ч)
Рассказ о себе. Правильная постановка
вопросов и правильный ответ на эти вопросы. Составление небольшого диалога. Тый
кö улат? Мый … улам.
Тый мыняр ияш улат? Мый … улам.
Пире, маска, рывыж, меран, шоншо, куку, шогертен, чодыра, поч, пылыш, кужу,
кÿчык; шоншо, самырык;
Круглые порядковые числительные до
100. Песня « Яндар йÿкан кукужо» ( 1 куплет), Ш. Булат « Рывыж», Гр. Иванов «
Шоншо», В. Сави « Меран», « Пире».
Исследовательские навыки: загадки.
Раздел 7. В зоопарке (4
ч)
Беседа о диких животных. Чтение
стихотворения. Составление рассказ о своих домашних животных.
Составление небольшого диалога. Тиде
меран. Меран ошо. Тудын почшо кÿчык, пылышыже кужу. Тиде меран 1 ияш. Сур,
чоя, ошо. Меран могай?
Составление кроссворда по теме:
«Дикие животные» Э. Анисимов. «Слон», «Жираф», «Яндар йÿкан кукужо» (2
куплет).
Творческие навыки: конкурс рисунков «
Дикий мир животных»
Раздел 8. Друзья и близкие
люди (4 ч)
Составление устного рассказа о своих
друзьях и близких людях. Туныктышо, паша, журналист; сай, сайын; илаш, тунемаш,
каяш, пашам ышташ;
Тыйын йолташет уло? Тудын лÿмжö кузе?
Тудо мыняр ияш? Тудо кушто ила? Тудо кушто тунемеш?* Могай классыште? Тудо кузе
тунемеш? Тудо сай йолташ мо?
Анушын ачаже- инженер. Тудо заводышто
пашам ышта. Те кушко каеда? Мый заводышко каем.
Склонение глаголов илаш, тунемаш по
лицам. Местный да направительный падеж- влак.
Исследовательские навыки: пословицы.
VI.Тематическое
планирование с определением основных видов учебной деятельности
Сквозная нумерация урока
|
№
урока в разделе
|
Название
раздела.
Тема
урока
|
Количество
уроков
по
разделу,
теме
|
Предметные
знания и умения.
УУД
|
План
|
Фактически
|
|
|
Раздел 1. Давайте познакомимся.
|
4
|
|
ЛичностныеУУД:
-осознании учащихся их собственного участия
в образовательном процессе как субъектов обучения: постановке целей
обучения, соответствующих реальным потребностям детей;
-осознании
учащихся отборе содержания, отвечающего интересам и уровню
психофизиологического развития данного возраста;
-осознании
учащимися их причастности к обсуждаемым явлениям и событиям;
-формировании
умения высказать свою точку зрения; развитии умения побуждать партнеров по
общению к позитивным решениям и дейcтвиям.
|
1
|
1
|
Будем знакомы.
|
1
|
|
2
|
2
|
Как Вас зовут?
|
1
|
|
3
|
3
|
Я считаю.
|
1
|
|
4
|
4
|
Я считаю.
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2.Наша
семья.
|
5
|
|
Познавательные
УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи - на
простом и сложном уровне;
- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить
текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;
строить логически обоснованные рассуждения - на простом сложном уровне
-пользоваться
смысловым чтением - самостоятельно вычитыать
фактуальную,
подтекствую, концептуальную информацию
|
5
|
1
|
Наша семья.
|
1
|
|
6
|
2
|
Наша семья.
|
1
|
|
7
|
3
|
Семейные отношения.
|
1
|
|
8
|
4
|
Творческий час. Выставка рисунков «Мыйын ешем».
|
1
|
|
9
|
5
|
Письменная работа № 1.
|
1
|
|
|
|
Раздел 3. Место жительства и место учебы.
|
4
|
|
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в учебной
деятельности;
- выдвигать версии;
- планировать учебную деятельность;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения
цели
|
10
|
1
|
Где ты живешь?
|
1
|
|
Коммуникативные УУД:
излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая
фактами;
|
11
|
2
|
Ты где учишься?
|
1
|
|
12
|
3
|
Вы где учитесь?
|
1
|
|
13
|
4
|
Практические навыки. Рисование герба и флага своего
города.
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 4. Зимнее время года.
|
6
|
|
|
14
|
1
|
Зима.
|
1
|
|
ЛичностныеУУД:
-осознании учащихся их собственного участия
в образовательном процессе как субъектов обучения: постановке целей
обучения, соответствующих реальным потребностям детей;
-осознании
учащихся отборе содержания, отвечающего интересам и уровню
психофизиологического развития данного возраста;
-осознании
учащимися их причастности к обсуждаемым явлениям и событиям;
-формировании
умения высказать свою точку зрения; развитии умения побуждать партнеров по
общению к позитивным решениям и дейcтвиям.
|
15
|
2
|
Зимой.
|
1
|
|
16
|
3
|
Поздравляю с Новым годом.
|
1
|
|
17
|
4
|
Контрольная работа № 1: «Зима».
|
1
|
|
18
|
5
|
С Новым годом.
|
1
|
|
19
|
6
|
Исследовательские навыки. Экскурсии на природу.
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 5. Кто это? Что это?
|
3
|
|
Познавательные
УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи - на
простом и сложном уровне;
- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать,
доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически
обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
-пользоваться смысловым чтением - самостоятельно вычитывать
фактуальную, подтекствую, концептуальную информацию.
|
20
|
1
|
Кто это? Что это?
|
1
|
|
21
|
2
|
Кто это? Он какой?
|
1
|
.
|
22
|
3
|
Творческий час: конкурс рисунков « Ко? Мо?»
Раздел 6. Возраст.
|
1
|
|
23
|
1
|
Ты кто?
|
1
|
|
24
|
2
|
Ты кто?
|
1
|
|
25
|
3
|
Сколько тебе лет?
|
1
|
|
26
|
4
|
Письменная работа № 2: «Ты кто?».
|
1
|
|
|
|
Раздел 7. В зоопарке.
|
4
|
|
27
|
1
|
В зоопарке.
|
1
|
|
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в учебной
деятельности;
- выдвигать версии;
- планировать учебную деятельность;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и
достижения цели.
|
28
|
2
|
В зоопарке.
|
1
|
|
29
|
3
|
Повторение.
|
1
|
|
30
|
4
|
Творческие навыки: конкурс рисунков « Дикий мир
животных»
|
1
|
|
|
|
Раздел 8. Друзья и близкие
люди.
|
5
|
|
|
31
|
1
|
Мой друг.
|
1
|
|
Коммуникативные УУД:
излагать свое мнение (в монологе, диалоге),
аргументируя его, подтверждая фактами;
|
32
|
2
|
У Ани отец инженер.
|
1
|
|
|
33
|
3
|
Я люблю свою бабушку.
|
1
|
|
|
34
|
4
|
Контрольная работа № 2.
|
1
|
|
|
35
|
5
|
Итоговое повторение.
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VII.
Программно-методическое обеспечение
1. Программа по марийскому (государственному) языку:
1-11 классы. Йошкар- Ола: Марийский институт образования, 2112с. В.В.
Константинова, Г.С. Крылова, Н.А. Кулалаева, Р. П. Игнаева
2. Крылова Г.С., Якимова Э.С. Марий йылме: учебник для
2 класса. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2010.-160 с., ил.
3.А.А.Абрамова, И.С.Галкин и др. Словарь марийского
языка. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство.1990
Цифровые
образовательные ресурсы:
1.Презентации к урокам.
2.Интернет ресурсы.
Материально-техническое
обеспечение:
1.
Компьютер -1
2.
Проектор –
1
3.
Экран – 1
VIII. Планируемые результаты
изучения учебного предмета
Учащиеся должны
знать/понимать:
Формировании представлений о марийском языке как средстве
установления взаимопонимания с представителями других народов.
Развитии самостоятельности, целеустремленности, эмоционально –
нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдении норм
речевого и неречевого этикета, что проявляется в соответствующем поведении, в
моделируемых ситуациях общения через обширный ролевой репертуар, включенный в
УМК.
Опираться на языковую догадку в процессе чтения восприятия на слух
текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых
слов.
Осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации в устной и письменной форме
Учащиеся должны уметь:
- читать про себя и понимать основное содержание
несложных текстов;
- владеть техникой письма;
- отвечать на заданные вопросы;
- аргументировать свое предложение;
- применять
знания на практике;
-строить сообщения в устной форме;
- решать
познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;
- пояснять
изученные теоретические положения на примере конкретных ситуаций.
Учащиеся должны
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
·
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
·
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
·
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
·
реализации и защиты прав человека и гражданина,
осознанного выполнения гражданских обязанностей;
·
первичного анализа и использования социальной информации.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.