№
|
Тема урока
|
Кол-во час
|
Содержание курса
|
Дата проведения
|
Примечание
|
план
|
факт
|
1.
|
Роль литературы в
формировании русского языка.
Мировое значение русской литературы. Место
художественной литературы в общественной жизни и культуре России.
|
1
|
Основные темы, затронутые писателями ХVIII,ХIХ, ХХ в.в Литература как искусство слова и ее
роль в духовной жизни.
|
03.09
|
|
|
2.
|
Литература Древней Руси Самобытный
характер древнерусской литературы. «Слово о
полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
|
1
|
Жанры древнерусской литературы, особенности
«Слова…».
|
04.09
|
|
|
3.
|
Патриотический пафос и поучительный характер
древнерусской литературы. Связь литературы с фольклором.
|
1
|
Специфика жанра, образов, языка «Слова».
|
07.09
|
|
|
4.
|
Классицизм как литературное направление. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Идея гражданского служения, прославление
величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия.
|
1
|
Особенности классицизма как литературного
направления.
|
10.09
|
|
|
5.
|
М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В.
Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее
размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
|
1
|
Ода как жанр лирической поэзии; понятие о
«трех штилях».
|
11.09
|
|
|
6.
|
Идейно-художественное своеобразие литературы
эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия
на Всероссийский престол Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны
(1747 года)». Жанр оды.
|
1
|
Риторический вопрос, его роль в поэтических
произведениях.
|
14.09
|
|
|
7.
|
Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Обличение
несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».
|
1
|
|
17.09
|
|
|
8.
|
Тема поэта и поэзии в лирике Державина.
«Памятник». Традиции и новаторство в лирике Державина.
|
1
|
«Забавный русский слог» Державина и его
особенности.
|
18.09
|
|
|
9.
|
А.Н.Радищев.
Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Жанр
путешествия. Зарождение в литературе
антикрепостнической направленности.
|
1
|
|
21.09
|
|
|
10.
|
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр
путешествия и его содержательное наполнение.
|
1
|
Понятие «подтекст».
|
24.09
|
|
|
11.
|
Сентиментализм как литературное направление.
Н.М.Карамзин. Слово о
писателе и историке.
«Бедная Лиза».
|
1
|
Обращение литературы к жизни и внутреннему
миру «частного» человека.
|
25.09
|
|
|
12.
|
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм,
романтизм, реализм. Новые черты русской литературы.
|
1
|
|
28.09
|
|
|
13.
|
Развитие речи. Подготовка к сочинению
«Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2
произведений)
|
1
|
Основные темы, поднимаемые писателями ХVIII века.
|
01.10
|
|
|
14.
|
Романтизм в русской литературе. Воплощение в
литературе романтических ценностей. Романтический пейзаж.
|
1
|
Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века; взаимодействие литературных направлений.
|
02.10
|
|
|
15.
|
В.А. Жуковский. Жизнь и творчество . «Море».
«Невыразимое». Отражение многообразия человеческих
чувств, новое в освоении темы «человек и природа».
|
1
|
Особенности раннего творчества, романтические
искания, Жуковский-переводчик. Понятие элегия.
|
05.10
|
|
|
16.
|
В.А.Жуковский. Обзор
баллад «Людмила», «Светлана». Соотношение мечты и действительности
в романтических произведениях.
|
1
|
Жуковский-новатор в области поэтического языка;
жанр баллада.
|
08.10
|
|
|
17.
|
А.С. Грибоедов:
личность и судьба драматурга.
|
1
|
Жизненный путь и творчество писателя
|
09.10
|
|
|
18.
|
А.С. Грибоедов. «Горе от ума».Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война
1812 г.).
|
1
|
Сюжет и композиция пьесы
|
12.10
|
|
|
19.
|
Комедия «Горе от ума» как жанр драматургии.
|
1
|
|
15.10
|
|
|
20.
|
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».
|
1
|
|
16.10
|
|
|
21.
|
Чацкий в системе образов комедии.
|
1
|
|
19.10
|
|
|
22.
|
Общечеловеческое звучание образов
персонажей.
|
1
|
Роль личности автора
|
22.10
|
|
|
23.
|
Развитие речи. Язык комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии.
|
1
|
Черты классицизма и реализма в комедии
|
23.10
|
|
|
24.
|
Русская классическая литература в оценке
русских критиков (И.А.Гончаров о Грибоедове). И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».
|
1
|
|
26.10
|
|
|
25.
|
А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская
лирика.»Воспоминания в Царском Селе», «К Дельвигу».
|
1
|
Основные этапы и мотивы творчества поэта
|
29.10
|
|
|
26.
|
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву».
Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике
А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар».
|
1
|
Смыслообразующие изобразитель
но-выразительные средства.
|
30.10
|
|
|
27.
|
Любовь как гармония душ в интимной лирике
А.С. Пушкина. « На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…».
|
1
|
Определение темы стихотворения, содержания и
формы стихотворений о любви
|
02.11
|
|
|
28.
|
Тема
поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы», «19 октября».
|
1
|
Понятие реализма.
Реализм в русской литературе.
|
12.11
|
|
|
29.
|
Контрольная работа по лирике начала XIX века.
|
1
|
|
13.11
|
|
|
30.
|
А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма.
Конфликт романтического героя с миром.
|
1
|
Сюжет, система образов, романтические
принципы изображения действительности
|
16.11
|
|
|
31.
|
Форма и содержание литературного произведения. Стадии развития
действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; конфликт, образ
автора, литературный герой, лирический герой.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
|
1
|
Особенности онегинской строфы и ее
композиционно-стилевую роль в романе; историзм и энциклопедизм пушкинского
романа
|
19.11
|
|
|
32.
|
Типическое и индивидуальное в образах
Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.
|
1
|
Патриархальное дворянство, лирическое
отступлении, конфликт
|
20.11
|
|
|
33.
|
Художественный образ.
Татьяна Ларина -нравственный идеал Пушкина.
Татьяна и Ольга.
|
1
|
|
23.11
|
|
|
34.
|
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.
Анализ двух писем.
|
1
|
Сюжет романа.
|
26.11
|
|
|
35.
|
Автор как идейно-композиционный и лирический
центр романа. Роль лирических отступлений.
|
1
|
Новые принципы, используемые автором, в
изображении окружающей жизни.
|
27.11
|
|
|
36.
|
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин»
как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
|
1
|
Реализм романа; художественные особенности
романа.
|
30.11
|
|
|
37.
|
Р.Р. Русская классическая литература в оценке
русских критиков (В.Г.Белинский о Пушкине).
Роль литературы в
формировании русского языка. Мировое значение русской литературы. Подготовка к сочинению по роману
А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
|
1
|
Язык и стиль романа в оценке критиков.
|
03.12
|
|
|
38.
|
Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Моцарт и
Сальери». Проблема «гения и злодейства».
Два типа мировосприятия персонажей трагедии.
|
1
|
Трагедия как жанр драмы; проблематика,
конфликт; содержание текста; реалистические и символические черты
|
04.12
|
|
|
39.
|
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы
вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я
другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
|
1
|
Основные этапы жизненного пути, тематику
произведений.
|
07.12
|
|
|
40.
|
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.
«Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи –
значенье…», «Поэт».
|
1
|
Тематика лирических произведений, полифонизм
лермонтовской поэзии.
|
10.12
|
|
|
41.
|
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и
послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой
портрет…», «Нищий».
|
1
|
Этапы литературоведческого анализа,
художественно-выразительные средства языка.
|
11.12
|
|
|
42.
|
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.
«Дума», «Родина»
«Предсказание». Влияние поворотных событий
русской истории (восстание декабристов).
|
1
|
Основной пафос стихов Лермонтова.
|
14.12
|
|
|
43.
|
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»-
первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной
личности. Тема, идея, проблематика романа. Век Лермонтова в романе.
|
1
|
Особенности композиции романа.
|
17.12
|
|
|
44.
|
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в
главах «Бэла» и «Максим Максимыч».
|
1
|
Концепция личности.
|
18.12
|
|
|
45.
|
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия
его характера. «Тамань».
|
1
|
Психологический портрет героя.
|
21.12
|
|
|
46.
|
Главы «Княжна Мери», «Фаталист».
|
1
|
|
24.12
|
|
|
47.
|
Печорин в системе мужских образов романа.
Дружба в жизни Печорина.
|
1
|
Основные мотивы мировоззрения главного
героя; романтизм и романтичность; мотив дуэли в русской классике.
|
25.12
|
|
|
48.
|
Печорин в системе женских образов романа.
Любовь в жизни Печорина
|
1
|
Композиционная функция женских образов.
|
28.12
|
|
|
49.
|
Развитие речи. Споры о романтизме и реализме
романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего
времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению.
|
1
|
Романтическое и реалистическое в романе;
герой литературного произведения; связь его с автором; среда и герой,наделенный
способностями
|
14.01
|
|
|
50.
|
Контрольная работа по творчеству
М.Ю.Лермонтова.
|
1
|
|
15.01
|
|
|
51.
|
Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества.
|
1
|
Жизненный путь и творчество писателя;
замысел, история создания поэмы
|
18.01
|
|
|
52.
|
Развитие речи. Система образов поэмы
«Мертвые души».
|
1
|
Смысл художественного времени и пространства
в главах о помещиках
|
21.01
|
|
|
53.
|
Общественный и гуманистический пафос русской
литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и
мировой культуры
|
1
|
|
22.01
|
|
|
54.
|
Сюжет и композиция поэмы «Мертвые души».
|
1
|
Роль детали в психологической обрисовке
характеров и ситуаций.
|
25.01
|
|
|
55.
|
Чичиков как новый герой эпохи и как
антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.
|
1
|
Литературный тип, понятие о герое и
антигерое.
|
28.01
|
|
|
56.
|
Развитие речи. Мертвые души» - поэма о
величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора в поэме.
|
1
|
Единство комического и лирического начал
|
29.01
|
|
|
57.
|
Развитие речи. Поэма Н.В.Гоголя
«Мертвые души» в оценке В.Г.Белинского.
|
1
|
|
01.02
|
|
|
58.
|
А.Н. Островский: страницы жизни и
творчества. «Бедность не порок» . Человек в ситуации
нравственного выбора. Реализм в русской литературе многообразие
реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе.
|
1
|
Литературные роды, особенности пьесы «Бедность
не порок».
|
04.02
|
|
|
59.
|
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на
героев пьесы «Бедность не порок».
|
1
|
|
05.02
|
|
|
60.
|
Ф.М. Достоевский: страницы жизни и
творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его
внутреннего мира.
|
1
|
Традиции изображения «маленького» человека
|
08.02
|
|
|
61.
|
Нравственные и философские искания русских
писателей. Повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи».
|
1
|
Проблемы повести; психологизм повести
|
11.02
|
|
|
62.
|
Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества.
Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль
внутреннего моно-
лога в раскрытии души героя
|
1
|
Осознание героем собственной нравственной
позиции
|
12.02
|
|
|
63.
|
А.П. Чехов: страницы жизни и творчества.
«Смерть чиновника». Интерес русских писателей к проблеме
народа.
|
1
|
Этапы творческого пути писателя, жанровые. особенности рассказа
|
15.02
|
|
|
64.
|
Классические традиции и новые течения в
русской литературе конца XIX–начала ХХ вв. А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в
мире.
|
1
|
Истинные и ложные ценности героев рассказа
|
18.02
|
|
|
65.
|
Развитие речи. Особенности изображения
внутреннего мира героев русской литературы XIX века.
|
1
|
|
19.02
|
|
|
66.
|
Внеклассное чтение. Эмоциональное богатство
русской поэзии Х1Хв. Стихи Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.
|
1
|
|
22.02
|
|
|
67.
|
Русская литература XX
века: многообразие жанров и направлений. Эпоха
революционных потрясений и ее отражение в русской литературе.
|
1
|
Жанровое и тематическое многообразие
произведений
|
25.02
|
|
|
68.
|
И.А. Бунин: страницы жизни и творчества.
«Поэзия» и «проза» русской усадьбы в рассказе «Темные аллеи».
|
1
|
|
26.02
|
|
|
69.
|
Поиски незыблемых
нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных
характеров в рассказе «Темные аллеи». Лиризм
повествования
|
1
|
Проблема героя. Тема родины.
|
01.03
|
|
|
70.
|
М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества Обращение писателей второй половины ХХ в. к острым проблемам
современности..«Собачье сердце»как социально
-философская сатира на современное общество.
|
1
|
Прием гротеска в повести; художественная
условность, фантастика
|
04.03
|
|
|
71.
|
Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая
позиция автора Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира.
Гротеск и их художественная роль в произведениях .
|
1
|
Многообразие
проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в. Сатира и юмор,
реальное и фантастическое Постановка острых проблем современности в литературных
произведениях.
|
05.03
|
|
|
72.
|
Жизнь и творчество писателя. Историзм и психологизм в литературе. М.А. Шолохов:
страницы жизни. «Судьба человека».
|
1
|
Жанровая особенность (эпопейный рассказ)
|
11.03
|
|
|
73.
|
Современная научная
и социальная фантастика в произведениях А.Н. и Б.Н. Стругацких.
|
1
|
Реалистическая типизация, образ
автора-повествователя Русская литература советского
времени. Проблема героя. Тема родины.
|
12.03
|
|
|
74.
|
Внеклассное чтение.
Духовные истоки национальных
литератур. Современные писатели и поэты родного
края. Обзор произведений писателей и поэтов Арского района Республики
Татарстан.
|
1
|
|
15.03
|
|
|
75.
|
А.И.Солженицын.
Слово о писателе. Русская литература советского времени.
Проблема героя. «Матренин двор». Картины послевоенной
деревни.
|
1
|
Жизненный путь и основные произведения
писателя.
|
18.03
|
|
|
76.
|
Образ праведницы в
рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы.
|
1
|
Понятия «народный характер», «тип
героя-праведника» нравственный смысл рассказа-притчи.
|
19.03
|
|
|
77.
|
Контрольная работа
(зачетное занятие)
по произведениям второй половины XIX и ХХ века. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной
жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.
|
1
|
|
22.03
|
|
|
78.
|
Русская поэзия
«серебряного века».
|
1
|
|
01.04
|
|
|
79.
|
А.А. Блок. Страницы
жизни. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу
безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Образы и ритмы поэта.
|
1
|
Поэт-символист, тематика стихотворений;
образ и ритмы поэта.
|
02.04
|
|
|
80.
|
С.А. Есенин:
страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди
меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…».
|
1
|
Тематика стихотворений. есенинский стиль.
|
05.04
|
|
|
81.
|
Размышления о
жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо
к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая…».
|
1
|
Сквозные образы в лирике поэта
|
08.04
|
|
|
82.
|
В.В. Маяковский:
страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок).
|
1
|
Символизм, акмеизм, футуризм; новаторство
поэзии.
|
09.04
|
|
|
83.
|
Внеклассное чтение.
Проблематика и поэтика рассказов В.Т.Шаламова.
|
1
|
|
12.04
|
|
|
84.
|
М.И. Цветаева:
страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь,
на
меня похожий…»,
«Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…»,
Стихи к Блоку», «Откуда
такая нежность?»
|
1
|
Традиции и новаторство в творческих поисках
поэта.
|
15.04
|
|
|
85.
|
Тема родины. «Родина». Образ Родины в лирическом цикле
М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках
поэта. Елабужский период.
|
1
|
Особенности поэзии Цветаевой.
|
16.04
|
|
|
86.
|
Н.А. Заболоцкий.
Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не
ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый
куст», «О красоте человеческих лиц» , «Завещание». Философский характер
лирики Заболоцкого.
|
1
|
Творческий путь поэта; нравственность и
гуманизм поэзии Заболоцкого.
|
19.04
|
|
|
87.
|
А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические
интонации в любовной лирике.
|
1
|
А.Ахматова – представитель акмеизма,
хранитель традиций классической литературы.
|
22.04
|
|
|
88.
|
Внеклассное чтение. Произведения о Великой
Отечественной войне(Г.Я. Бакланов, В.Л. Кондратьев, В. В. Быков).
|
1
|
|
23.04
|
|
|
89.
|
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и
современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать…»,
«Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне
хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака.
|
1
|
Философская глубина лирики поэта.
|
26.04
|
|
|
90.
|
Внеклассное чтение.
Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие
самобытных национальных характеров в произведениях Ч.Т.
Айтматова.
|
1
|
|
29.04
|
|
|
91.
|
А.Т. Твардовский: страницы жизни. Интонация
и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки»,«Я убит подо Ржевом…».
|
1
|
Основные мотивы творчества.
|
30.04
|
|
|
92.
|
У литературной карты Татарстана Творчество М. Джалиля. Стихотворения «Чуждой нам девушке», «Платок»
«Красная ромашка». Малоизвестные факты биографии поэта.
|
1
|
Основные мотивы, особенности стиля поэзии М.
Джалиля.
|
03.05
|
|
|
93.
|
Внеклассное чтение. «Музыка поэзии».
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX
и ХХ веков(
И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Б.Ш.Окуджава).
|
1
|
Отличительные признаки жанра романса.
|
06.05
|
|
|
94.
|
Зачетное занятие по русской лирике ХХ
века
|
1
|
|
07.05
|
|
|
95.
|
Внеклассное чтение. Античная лирика. Катулл.
«Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить…».
Гораций. «Я воздвиг памятник…».
|
1
|
|
10.05
|
|
|
96.
|
Гуманистический пафос литературы Возрождения Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная
комедия» (фрагменты»).
|
1
|
|
13.05
|
|
|
97.
|
Романтизм и реализм
в зарубежной литературе. Сложность
и противоречивость человеческой личности.
У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет».
|
1
|
Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
|
14.05
|
|
|
98.
|
Европейский
классицизм. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и
действительности в комедиях Ж.Б.Мольера. Сатира и юмор, реальное и
фантастическое.
|
1
|
|
17.05
|
|
|
99.
|
И.В.Гете. Слово о
поэте. «Фауст». Эпоха Просвещения. Поиски справедливости и смысла
человеческой жизни.
|
1
|
Характеристика особенностей эпохи
Просвещения.
|
20.05
|
|
|
100.
|
Многообразие
проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в. Постановка острых
проблем современности в литературных произведениях
У. Голдинга,
Э.М.Хемингуэя.
|
1
|
|
21.05
|
|
|
101.
|
Героический эпос
народов России. Обзор
эпосов. «Маадай-Кара», «Меге Баян-Тоолай», «Нарты», «Олонхо»,«Урал батыр».
|
1
|
|
24.05
|
|
|
102.
|
Отражение вечных
проблем бытия в произведениях Г.Гейне, В. Гюго, Ф. Шиллера, Э. А. По.
|
1
|
|
27.05
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.