Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюменцевская средняя
общеобразовательная школа Тюменцевского района
Алтайского края
Рассмотрено на заседании Принято
на заседании Утверждено
методического
объединения педагогического совета директор
школы__________(В.А.Костина)
«_____»________20
г. «_____»_________20 г. приказ
№____ от «____»_________20 г.
Рабочая программа
по литературе
7 класс
Программа составлена на основе авторской программы для
общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной (М.:
Просвещение, 2008)
Составитель: учитель Рыбникова
Наталья Викторовна
квалификационная категория – 1
Тюменцево
2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана
на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией
В.Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены
стандартом.
Актуальность. Основное общее
образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную
грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими
компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового
выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это
предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной
личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном
обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы
реализации выбранного жизненного пути.
Специфика. Важнейшее значение в формировании
духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными
идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс
литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства
формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления
историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения
основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и
анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными
средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы по
программе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской
классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение
и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями
о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания
включенных в программу произведений.
Задачи:
§
воспитание духовно-развитой
личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей
гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством
патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к
литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников,
их жизненного и эстетического опыта;
§
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи
учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных
текстов;
§
освоение знаний о русской литературе,
ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях
русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной
классики;
§
овладение умениями творческого
чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых
сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться
русским языком.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения,
уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится
важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы
в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и
душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся,
научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения,
развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже –
вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Приемы: анализ, сравнение,
обобщение, доказательство, объяснение.
Методы
реализации программы: практический,
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный,
учебно-исследовательский, наблюдение, проектный метод обучения.
Формы организации учебной
деятельности: фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция
с элементами беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы,
написание сочинений, изложений, диктантов, сюжетно-ролевые игры, игровые
практикумы.
Технологии обучения:
информационные (ИКТ), здоровьесьерегающие технологии; системно -
деятельностный подход, технология групповой работы, технология проблемного
обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии.
Виды деятельности: литературные
викторины, написание произведений на
заданную тему, творческие мастерские, формулировка и запись
выводов, наблюдение над лексическим составом произведений, составление
цитатного или тезисного плана, чтение наизусть, заочные литературные экскурсии,
подготовка вопросов для обсуждения, дискуссия, письменная характеристика
персонажа, отзыв о прочитанном, лекция, беседа, работа с книгой, проблемные
задания, различные виды чтения и пересказа (подробный, краткий, выборочный, с
элементами комментария, с творческим заданием), аналитическая беседа, практикумы,
игровая деятельность, тестовые задания различных типов, ответы
на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, анализ и
интерпретация произведения, целенаправленный поиск информации на основе знания
ее источников и умения работать с ними.
Формы контроля: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестирование,
творческие задания, викторины, разноуровневые задания и вопросы,
мини-сочинения, опережающие задания, защита проектов, докладов.
Формы оценки:
Результаты обучения предмета «Литература» приведены в требованиях к уровню
подготовки учащихся к окончанию 7 класса
1 - «Знать/понимать»:
·
образную природу словесного искусства;
·
содержание литературных произведений, подлежащих
обязательному изучению;
·
основные факты жизни и творчества писателей-
классиков;
·
основные закономерности историко-литературного
процесса и черты литературных направлений;
·
понимать героя, сюжет, композицию художественного
произведения.
· наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов,
подлежащих обязательному изучению;
· основные теоретико-литературные понятия.
2 - «Уметь»:
·
работать с книгой, воспроизводить содержание
литературного произведения;
·
правильно, бегло и выразительно читать вслух;
·
определять род и жанр произведения;
·
писать отзыв на самостоятельно прочитанное
произведение;
·
писать развернутый ответ на вопрос;
·
письменно составлять план сочинения;
·
писать рассказ-характеристику;
·
свободно владеть письменной речью;
·
выявлять авторскую позицию;
·
выражать свое отношение к прочитанному;
·
выразительно читать произведения (или фрагменты),
в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
·
владеть различными видами пересказа;
·
строить устные и письменные высказывания в связи с
изученным произведением;
·
участвовать в диалоге по прочитанным
произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
·
характеризовать героев изученных произведений и
показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими
в нем событиями.
·
владеть приемами анализа образа, используя при
этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и
др.
·
создавать творческие работы, которые связаны с
анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии.
·
отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о
стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения).
·
привлекать сведения по теории литературы в
процессе обсуждения художественных произведений.
·
работать со справочными материалами.
·
воспринимать и анализировать художественный текст;
·
выделять смысловые части художественного текста;
·
выделять и формулировать тему, идею, давать
характеристику героев.
3 – «Использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и в повседневной жизни» для:
·
создания связного текста (устного и письменного)
на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
·
участия в диалоге или дискуссии;
·
определения своего круга чтения и оценки
литературных произведений.
·
поиска нужной информации о литературе, о
конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика,
телевидение, ресурсы Интернета).
Нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся по литературе.
1.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется
следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
·
знание текста и понимание идейно-художественного
содержания изученного произведения;
·
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и
поступки героев;
·
понимание роли художественных средств в раскрытии
идейно-эстетического содержания изученного произведения;
·
знание теоретико-литературных понятий и умение
пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и
прочитанных самостоятельно;
·
умение анализировать художественное произведение в
соответствии с ведущими идеями эпохи;
·
уметь владеть монологической литературной речью,
логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и
выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть
следующие критерии:
Отметка «5»: ответ
обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого
произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев,
роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь
произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за
ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста
изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и
поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии
идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст
произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической
литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается
ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого
произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение
пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько
ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической
речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня
чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ
обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение
объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных
средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое
владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств
языка.
2.
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения
правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в
соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил
правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками:
первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность,
т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки
считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по
следующим критериям:
· соответствие
работы ученика теме и основной мысли;
· полнота
раскрытия темы;
· правильность
фактического материала;
· последовательность
изложения.
При оценке речевого оформления сочинений
учитывается:
· разнообразие
словаря и грамматического строя речи;
· стилевое
единство и выразительность речи;
· число речевых
недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных
учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка
|
Основные критерии отметки
|
Содержание и речь
|
Грамотность
|
«5»
|
1.
Содержание работы полностью соответствует теме.
2.
Фактические ошибки отсутствуют.
3.
Содержание излагается последовательно.
4.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием
используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.
Достигнуто стилевое единство и выразительность
текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых
недочетов.
|
Допускается: 1 орфографическая, или 1
пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
|
«4»
|
1.
Содержание работы в основном соответствует теме
(имеются незначительные отклонения от темы).
2.
Содержание в основном достоверно, но имеются
единичные фактические неточности.
3.
Имеются незначительные нарушения последовательности
в изложении мыслей.
4.
Лексический и грамматический строй речи
достаточно разнообразен.
5.
Стиль работы отличает единством и достаточной
выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не
более 3-4 речевых недочетов.
|
Допускаются: 2 орфографические и 2
пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4
пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2
грамматические ошибки.
|
«3»
|
1.
В работе допущены существенные отклонения от
темы.
2.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются
отдельные фактические неточности.
3.
Допущены отдельные нарушения последовательности
изложения.
4.
Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.
Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5
речевых недочетов.
|
Допускаются: 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных
ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4
грамматические ошибки.
|
«2»
|
1.
Работа не соответствует теме.
2.
Допущено много фактических неточностей.
3.
Нарушена последовательность изложения мыслей во
всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного
словоупотребления.
4.
Крайне беден словарь, работа написана короткими
однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.
5.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых
недочетов.
|
Допускаются: 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6
пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
|
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать
самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его
композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его
хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть
положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным
показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об
однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии
оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС
Место
предмета. На изучение предмета
отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год: контрольных работ (К/Р)–
3 часа; уроков развития речи (Р/Р) –7 часов, уроков внеклассного чтения (ВН.Ч)–
13 часов.
Введение – 1 час
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 часа + 1ч. ВН.Ч.
)
Предания («Воцарение Ивана Грозного», «Сороки - Ведьмы»,
«Петр и плотник»)
Былины («Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и
Соловей – разбойник», «Садко», «Калевала»)
Пословицы и поговорки
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 часа + 1ч. Р/Р. )
«Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и
Февронии Муромских», «Повесть временных лет»
ЛИТЕРАТУРА XVIII века (2 часа)
М. В. ЛОМОНОСОВ «К статуе Петра Великого», «Ода на день
восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года»
Г. Р. ДЕРЖАВИН «Река времени в своем стремленьи …», «На
птичку», «Признание»
ЛИТЕРАТУРА XIX века
А. С. ПУШКИН «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный
всадник», «Борис Годунов», «Станционный смотритель» (5 часов + 1 Р/Р)
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ «Песня про… купца Калашникова», «Когда
волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва» (3часа+1 час К/Р)
Н. В. ГОГОЛЬ «Тарас Бульба» (2 часа + 1час Р/Р)
И. С. ТУРГЕНЕВ «Бирюк», «Бежин луг», Стихотворения в
прозе («Русский язык», «Близнецы», «Два богача») (1 час + 1 час Р/Р)
Н. А. НЕКРАСОВ «Русские женщины», «Размышления у
парадного подъезда» (1 час + 1 час ВН.Ч)
А.К.ТОЛСТОЙ «Василий Шибанов», «Михайло Репин» - 1
час ВН.Ч
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН «Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил», «Дикий помещик» (1 час + 1 час Р/Р)
Урок контроля (К/Р)– 1 час.
Л.Н.ТОЛСТОЙ «Детство» (2 часа)
И. А. БУНИН «Цифры», «Лапти» (1 час + 1 час Р/Р)
А. П. ЧЕХОВ «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска»,
«Размазня» (3 часа + 1 час ВН.Ч)
«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ» - 1 час
Стихотворения русских поэтов XIX
века о родной природе ( В.Жуковский «Приход весны», И.Бунин «Родина», А.К.Толстой
«Край ты мой, родимый край»)
ЛИТЕРАТУРА XX века
М. ГОРЬКИЙ «Детство», «Старуха Изергиль» (3 часа + 1
час ВН.Ч)
В. В. МАЯКОВСКИЙ «Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» (1 час +
1 час ВН.Ч)
Л.Н. АНДРЕЕВ «Кусака» -1 час
А. П. ПЛАТОНОВ «Юшка», «В прекрасном и яростном мире» -1
час + 1 час ВН.Ч.
«Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? – 1 час
Р/Р
Б.Л.ПАСТЕРНАК «Июль», «Никого не будет в доме…» 1 час
Контрольная работа (К/Р) -1 час
НА
ДОРОГАХ ВОЙНЫ (А.Ахматова, К.Симонов, А.Твардовский, А.Сурков, Н.Тихонов) - 1
час ВН.Ч.
Ф.
А. АБРАМОВ «О чем плачут лошади» - 1 час
Е. И. НОСОВ «Кукла», «Живое пламя» - 1 час
Ю. П. КАЗАКОВ «Тихое утро» - 1 час ВН.Ч.
ТИХАЯ МОЯ РОДИНА
В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов - 1
час ВН.Ч.
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ «Снега потемнеют синие…», «Июль –
макушка лета», «На дне моей жизни…» - 1 час
Д. С. ЛИХАЧЕВ «Земля родная» - 1 час ВН.Ч.
М.ЗОЩЕНКО «Беда» - 1 час
ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПОЭТОВ XX века
А. ВЕРТИНСКИЙ «Доченьки», И.ГОФФ «Русское поле», Б.ОКУДЖАВА
«По смоленской дороге» - 1 час ВН.Ч.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Р.ГАМЗАТОВ «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь
пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине» - 1 час
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Р. БЁРНС «Честная бедность» - 1 час
Дж. Г. БАЙРОН. «Ты кончил жизни путь…»- 1 час
Японские хокку- 1 час
О. ГЕНРИ «Дары волхвов» -- 1 час
Р.Д. БРЭДБЕРИ «Каникулы»- 1 час ВН.Ч.
Итоговый урок - 1 час
Учебно-тематический
план
№
урока
|
Наименование раздела программы,
тем уроков, количество
часов на раздел, тему
|
элементы содержания урока ( что изучать)
|
планируемые результаты урока (ЗУНы, УУД)
|
I
четверть
|
1.
|
Введение.
|
Изображение человека
как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня
литературного развития учащихся.
|
Знать: образную природу словесного искусства,
об изображении
человека как важнейшей идейно-нравственной проблеме литературы.
Уметь:
составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами
пересказа.
|
2.
|
Предания.
|
Предания как
поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.
|
Знать тексты
произведений; жанровые особенности; основные признаки понятий: художественный
образ и художественная литература.
Уметь определять
принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое
мнение.
|
3.
|
Понятие о былине.
|
Собирание былин.
Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа
в образе главного героя. Прославление мирного труда.
|
Знать: своеобразие былин как героических
песен эпического характера.
Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин.
|
4.
|
Урок внеклассного
чтения: киевский
цикл былин.
|
Киевский цикл
былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца.
Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос.
|
Знать: своеобразие карело-финского
мифологического эпоса. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику
героического эпоса народа.
|
5.
|
Пословицы и
поговорки.
|
Пословицы народов
мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка
пословиц.
|
Знать: своеобразие пословиц и поговорок как
малого жанра УНТ.
Уметь:
анализировать поэтику пословицы и поговорки.
|
6.
|
Древнерусская
литература.
|
«Поучение»
Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы.
Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет»
(отрывок «О пользе книг»).
|
Знать: тексты произведений, жанровые особенности, характерные
особенности эпохи, отраженной в произведении, основы христианской морали, понятие
жанра летописи, жанра поучение
Уметь: определять принадлежность произведения к одному из литературных
родов; обосновывать свое мнение, воспринимать и анализировать древнерусский
текст, давать оценку действиям героев.
|
7.
|
«Повесть о Петре
и Февронии Муромских».
|
Нравственные
идеалы и заветы Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.
|
8.
Р/Р
|
Подготовка к письменной работе.
|
1. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.
2. Художественные особенности русских былин или
малых жанров фольклора.
|
|
9.
|
Понятие о жанре
оды в творчестве М.В.Ломоносова.
|
Слово о поэте и
ученом. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого». «Ода на
день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни
Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской
науке и ее творцах. Призыв к миру. Обучение выразительному чтению.
|
Знать: основные сведения о М.В. Ломоносове
как поэте и ученом, новаторство Ломоносова в стихотворстве
Уметь:
воспринимать и анализировать
текст в жанре
оды.
|
10.
|
Философские
размышления о смысле жизни и свободе творчества
Г. Р. Державина
|
«Река времен в
своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание».
|
Знать: основные сведения о жизни Г.Р.
Державина, новаторство Державина в стихотворстве.
Уметь:
воспринимать и анализировать
стихотворения
Г.Р.Державина.
|
11.
|
А. С. Пушкин
«Полтава».
|
Слово о поэте.
Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в
изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.
Петр I и Карл XII. Обучение
выразительному чтению.
|
Знать: историческую основу изучаемых
произведений А.С. Пушкина, понятие жанров: поэмы, баллады, драмы.
Уметь:
воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать
стихотворный отрывок, давать оценку действиям героев.
|
12.
|
А. С. Пушкин
«Медный всадник».
|
Выражение чувства
любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ
автора в отрывке из поэмы.
|
13.
|
А. С. Пушкин
«Песнь о вещем Олеге».
|
«Песнь о вещем
Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва.
Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия
о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции.
Своеобразие языка.
|
14.
р/р
|
А. С. Пушкин «Борис Годунов».
|
Сцена в Чудовом монастыре. Образ
летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.
Подготовка к
домашнему сочинению «История России в произведениях А. С. Пушкина».
|
15. – 16.
|
А. С. Пушкин
«Станционный смотритель».
|
«Станционный
смотритель» — произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение
«маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению
человеческого достоинства. Гуманизм повести.
|
Дуня и Минский.
Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.
|
17. - 18
|
М.Ю.Лермонтов
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова».
|
Слово о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в
понимании характеров и идеи поэмы.
|
Знать: особенности
содержания и сюжета поэмы, его историческую основу, нравственную проблематику
Уметь: участвовать
в диалоге по прочитанному произведению; владеть различными видами пересказа,
анализировать язык поэмы, её связь с устным народным творчеством.
|
Нравственный
поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого
достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про царя
Ивана Васильевича...». Особенности сюжета и художественной формы поэмы.
Образы гусляров и образ автора.
|
19.
|
М. Ю. Лермонтов
Проблема гармонии человека и природы.
|
«Когда волнуется
желтеющая нива...». Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва»,
«Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному
чтению.
|
Знать: понятие
"лирический герой" ,о роли романтического пейзажа как средства
воздействия на читателя.
Уметь:
воспринимать и анализировать
поэтический текст, выразительно
читать
стихотворение, выявлять пушкинские традиции в пейзажной лирике Лермонтова.
|
20.
|
Контрольная
работа по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
|
Ответы на
контрольные вопросы, тестирование.
|
Знать: материалы
по теме «А.С. Пушкин» и «М.Ю. Лермонтов», технологию тестовой
работы с выбором варианта ответа
Уметь: работать с тестами
|
II
четверть
|
21.-
22.
|
Н. В. Гоголь
«Тарас Бульба».
|
Слово о писателе.
Историческая и фольклорная основа повести«Тарас Бульба». Нравственный облик
Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность,
верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.
|
Знать:
содержание повести;
содержание понятия “деталь” произведения,
нравственную проблематику повести;
владеть различными видами пересказа,
участвовать в диалоге по
прочитанному произведению.
Уметь: выделять
смысловые части
художественного текста, сопоставлять
эпизоды и сравнивать героев, участвовать в
диалоге по прочитанному произведению; владеть различными видами пересказа.
|
Смысл
противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о
литературном герое.
|
23.
р/р
|
Подготовка к
сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа
Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести
Гоголя «Тарас Бульба». «Роль картин природы в понимании человеческих
характеров (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
|
24.
|
И. С. Тургенев
Цикл рассказов «Записки охотника».
|
Слово о писателе.
Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как
произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные
проблемы рассказа. Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и
внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа.
|
Знать: содержание понятия пейзаж.
Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами
пересказа, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию.
|
25.
Р\Р
|
И. С. Тургенев
Стихотворения в прозе.
|
«Русский язык».
«Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в
стихотворениях в прозе. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению
стихотворения в прозе.
|
Знать: своеобразие стихотворений в прозе.
Уметь:
воспринимать и анализировать
поэтику стихотворений в прозе, выразительно
читать стихотворения в прозе. самостоятельно делать выводы.
|
26.
|
Н. А. Некрасов «Русские женщины».
|
Слово о поэте.
«Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме.
Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение
выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с
губернатором Иркутска».
|
Знать: особую роль жен декабристов,
их высокий
нравственный подвиг, об образной яркости и
повествовательном начале Некрасова.
Уметь: говорить о героях, их словах
и поступках,
убеждениях, давать
характеристику
героям поэмы, выявлять авторские размышления о народных
судьбах и характерах.
|
27.
|
Н. А. Некрасов
Образ Родины.
|
«Размышления у
парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу
народа. Обучение выразительному чтению.
|
Знать: понятия
"сатира", "антитеза"
Уметь:
воспринимать и анализировать
поэтический текст, выразительно читать
стихотворный
отрывок; владение монологической и диалогической речью.
|
28.
|
А. К. Толстой Исторические
баллады.
|
Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и
вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.
|
Знать:
основные факты биографии и творчества А.К.Толстого, жанр «историческая
баллада»
Уметь: воспринимать и анализировать
текст, выразительно читать, владеть
монологической и диалогической речью.
|
29.
|
М. Е.
Салтыков-Щедрин Сатирическое изображение нравственных пороков общества.
|
Слово о писателе.
«Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил». Смысл противопоставления генералов и мужика.
Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его
покорности.
|
Знать: содержание сказок.
Уметь: выявлять
парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения
о сильных и слабых сторонах народного
характера, работать с тестом.
|
30.
|
М. Е.
Салтыков-Щедрин «Дикий помещик».
|
«Дикий помещик».
Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению
«Средства создания комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина».
|
31.
|
Литературный
ринг.
|
«Проблемы и герои
произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е.
Салтыкова-Щедрина».
|
|
III четверть
|
32.-
33.
|
Л. Н. Толстой
«Детство».
|
Слово о писателе.
«Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность
взаимоотношений детей и взрослых
|
Знать:
содержание повести, нравственную проблематику
Уметь:
самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии
характера. владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по
прочитанному произведению.
|
Главный герой
повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.
|
34.
|
И. А. Бунин
«Цифры».
|
Слово о писателе.
«Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой
проблемы.
|
Знать: содержание понятия “деталь
произведения”.
Уметь: выделять
смысловые части художественного текста, самостоятельно делать выводы,
строить рассуждения на
нравственно-этические темы, показывать
выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина.
|
35.
р\р
|
И. А. Бунин
«Лапти».
|
Нравственный
смысл рассказа. Мастерство Бунина — прозаика и поэта. Подготовка к сочинению
«Золотая пора детства» в произведениях Л. Н. Толстого и И. А. Бунина».
|
36. -
37.
|
А. П. Чехов
«Хамелеон».
|
Слово о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия
рассказа.
|
Знать: сюжет и образную систему
рассказов.
Уметь: давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать сатирический
пафос
рассказа, роль художественной детали в
рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским
отношением к нему; владеть различными видами пересказа.
|
Средства создания комического в
рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».
Развитие понятий
о юморе и сатире.
|
38.
|
А. П. Чехов «Злоумышленник».
|
Два лица России в
рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник».
|
39.
|
Рассказы А. П.
Чехова «Тоска», «Размазня».
|
Смех и слезы в
рассказах А. П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.
|
40.
|
Стихи русских
поэтов XIX века о родной природе.
|
В. А. Жуковский
«Приход весны». А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край...», «Благовест», И.
А. Бунин «Родина». Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему
сочинению по русской поэзии XIX века.
|
Знать: стихотворения
о родной природе -
состояние души поэта, переданное через описание
природы.
Уметь: воспринимать
и анализировать поэтический текст, выразительно
читать стихотворение.
|
41, 42,
43
|
М.Горький
«Детство».
|
Слово о писателе.
«Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение
«свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.
|
Знать: содержание рассказа, приемы
сопоставительного анализа
Уметь:
характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию,
сопоставлять поступки героев, использовать сравнительные характеристики;
участвовать в дискуссии выделять и формулировать тему, идею, давать
характеристику героев, участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать
чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; владеть различными
видами пересказа.
|
«Яркое, здоровое,
творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок,
Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения.
|
Обучение анализу
эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как
средство характеристики героя.
|
44.
|
М.Горький
«Старуха Изергиль»
|
«Легенда о Данко»
из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.
|
45.
|
В.В.Маяковский
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
|
Слово о поэте.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль
фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения.
Смысловая роль ритма и рифмы. Обучение выразительному чтению.
|
Знать: содержание понятия сатира, о роли
рифмы в творчестве Маяковского.
Уметь: выделять
смысловые части
художественного
текста, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения о реальном и
фантастическом в сюжете произведения, выделять афористичные выражения в
произведении, через выразительное чтение выявлять авторскую позицию,
характеризовать роль изобразительных средств.
|
46.
|
В. В. Маяковский
«Хорошее отношение к лошадям».
|
Два взгляда на
мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического
героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.
|
47.
|
Л. Н.Андреев
«Кусака».
|
Слово описателе.
«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.
Гуманистический пафос произведения.
|
Знать:
содержание текста
Уметь: писать
рецензию на прочитанное произведение выделять и формулировать тему, идею,
давать характеристику героев, писать подробный план
рассказа или пересказ от лица одного из героев, отзыв о прочитанном
рассказе.
|
48.
|
А. П. Платонов
«Юшка».
|
Слово о писателе.
«Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей.
Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к
человеку.
|
Знать: основные сведения о жизни А.П. Платонова, особенности творческой
манеры писателя.
Уметь: читать платоновские рассказы, видеть их
красоту, воспринимать чувства, передаваемые автором, писать
рецензию на прочитанное произведение, выделять и формулировать тему, идею,
давать характеристику героев.
|
49.
|
А. П. Платонов «В
прекрасном и яростном мире».
|
Труд как основа
нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А. П.
Платонова.
|
50.
р/р
|
Подготовка к
домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
|
По произведениям
писателей XX века.
|
|
51.
|
Своеобразие
картин природы в лирике Пастернака.
|
Слово о поэте.
«Июль», «Никого не будет в доме...». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.
Способы создания поэтических образов.
|
Знать: основные сведения о жизни Б.Л.Пастернака, особенности его лирики.
Уметь:
воспринимать и анализировать
поэтический текст, находить сравнения и
метафоры в художественном мире поэта, выразительно читать и учить наизусть
стихотворения; владение монологической и диалогической речью
|
52.
|
Контрольная
работа.
|
Письменный
анализ эпизода или одного стихотворения.
|
Знать: особенности проведения письменного анализа текста
Уметь: проводить письменный анализ эпизода или одного стихотворения
|
53.
|
Интервью как жанр
публицистики.
|
Интервью с поэтом
— участником Великой Отечественной войны. Трудности и радости грозных лет
войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского,
Н. Тихонова и др.
|
Знать: особенности интервью как жанр публицистики, как война отразилась в поэзии.
Уметь:
выразительно читать стихотворения
о войне, выражать
свое отношение к прочитанному, определять род и жанр литературного
произведения; находить информацию на основе знания ее источников и умения
работать с ними, подготовить творческую работу
(интервью) «Мой разговор с участником войны».
|
54.
|
Ф. А. Абрамов «О
чем плачут лошади».
|
Слово о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы
рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе
Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади».
|
Знать: основные сведения о жизни
Абрамова Ф.А.,
познакомиться в произведениях художественной литературы с проблемой экологической защиты человека.
Уметь: составлять план рассказа, готовить краткий, выборочный,
художественный
пересказы, писать сочинение-рассуждение
на тему,
связанную с проблемой экологической защиты человека, выражать свое отношение к прочитанному, выделять и формулировать
тему, идею, давать характеристику героев.
|
55.
|
Е. И. Носов
«Кукла»
|
Слово о писателе.
«Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение
целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему
сочинению.
|
Знать: основные сведения о жизни Носова Е.И.
Уметь: составлять план рассказа, готовить краткий,
выборочный, художественный пересказы.
|
56.
|
Ю. П. Казаков
«Тихое утро».
|
Слово о писателе.
«Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности
человека.
|
Знать: основные сведения о жизни Казакова Ю.П., содержание произведения
«Тихое утро»
Уметь: составление плана, художественный и краткий
пересказы, давать письменную характеристику «Главный герой рассказа «Тихое
утро», участвовать в диалоге по прочитанным
произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою,
анализировать произведение.
|
57.
|
Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира.
|
В. Брюсов, Ф.
Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др. Единство человека и
природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.
|
Знать: основные
средства художественной выразительности
Уметь:
выразительно читать наизусть стихотворение о природе, сопоставлять
стихотворения, посвященные различным явлениям природы, определенному времени
года, и проследить, как описывается то или иное время года различными
поэтами и различными художниками, самостоятельно проанализировать одно из
любимых стихотворений.
|
58.
|
Философские
проблемы в лирике А.Твардовского.
|
Слово о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей
жизни...». Развитие понятия о лирическом герое.
|
Знать: понятие о лирическом герое, о жизни и
творчестве писателя, как война отразилась в
поэзии А.Твардовского
Уметь:
выразительно читать стихотворения
поэта.
|
59.
|
Д.С.Лихачев
«Земля родная».
|
Слово о писателе,
ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.
Публицистика, мемуары как жанры литературы.
|
Знать: текст
произведения, жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о
писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении, сюжет,
особенности композиции и системы образов.
Уметь:
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов,
обосновывать свое мнение, определять идейно-художественную роль в
произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, участвовать в
диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано
отстаивать свою.
|
60.
|
М. М. Зощенко
«Беда».
|
Слово о писателе.
«Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
|
Знать: видовые особенности
публицистического стиля, воспитательное значение произведения
Уметь:
использовать план для передачи содержания текста.
ргументировано отстаивать свою;
|
61.
|
Песни на слова
русских поэтов XX века.
|
А. Вертинский
«Доченьки». И. Гофф «Русское поле». Б. Ш. Окуджава «По смоленской
дороге...».
|
Знать: тексты, жанровые особенности;
Уметь:
выразительно читать и анализировать.
|
62.
|
Из литературы народов России.
|
Расул Гамзатов.
Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и
сам не верю...», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах
жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
|
Знать:
Особенности художественной образности дагенстанского поэта
Уметь:
выразительно читать стихотворения
поэта и
анализировать их.
|
63.
|
Представления поэта
о справедливости и
честности в лирике Р. Бернса.
|
Слово о поэте.
«Честная бедность» и другие стихотворения. Представления по
эта о справедливости и
честности. Народно -поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса.
|
Знать: термин
"рефрен", основные сведения о жизни представленных для изучения
зарубежной литературы поэтов, особенности зарубежной поэзии
Уметь: выразительное чтение, самостоятельно делать выводы, создавать
свои художественные образы.
|
64.
|
Лирика
Дж. Г. Байрона.
|
Слово о поэте.
«Ты кончил жизни путь, герой...» как прославление подвига во имя свободы
Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению.
|
Знать: тексты
произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о
писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет,
особенности композиции и системы образов.
Уметь: определять
принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое
мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов
сюжета, композиции, системы образов, воспринимать произведение как гимн славы
герою, павшему в борьбе за свободу родины.
|
65.
|
Японские
хокку (хайку).
|
Особенности
жанра.
|
Знать: видовые и художественные особенности жанра
Уметь: определять и анализировать произведения этого жанра.
|
66.
|
Нравственные
проблемы в произведениях зарубежных писателей.
|
О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов».
Преданность и жертвенность во имя любви.
|
Знать: основные сведения о жизни О Генри
Уметь: пересказывать близко к тексту, писать
сочинения- рассуждения, например, на темы: «Благодарность», «Во имя любви»,
«Истинные дарители», «Кто больше счастлив: тот, кто дарит или кто принимает
подарок?»
|
67
|
Р.
Д. Брэдбери Каникулы».
|
Слово о писателе.
«Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.
|
Знать: видовую
проблематику произведения, характеризовать героев через их отношение к добру.
Уметь: анализировать и интерпретировать
художественное произведение, рассуждать
|
68.
|
Выявление уровня литературного развития.
|
Итоги года и
задание на лето.
|
Знать:
содержание изученных
литературных произведений, основные
теоретико-литературные понятия
Уметь:
воспроизводить содержание
литературного
произведения
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение:
- Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч., Ч.1,2/ авт.-сост. В.Я.Коровина.-
М.:Просвещение, 2005 г.
- Золотарёва Н.В., Аникина С.М. Поурочные разработки
по литературе. 7 класс
- Коровина В.Я. Методические советы по
литературе. 7 класс
- Егорова И.В. Поурочные разработки по зарубежной
литературе в 5-9 классах.
- Коршунова Н.Н., Лыпина Е.Ю. Литература.
Тесты в 5-8 классах
- Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные
работы по литературе в 5-8 классах
- Иллюстративный материал.
-
Электронные
пособия. Литература
- Литература: Фонохрестоматия: Электронное
учебное пособие на СD-КОМ.
2.
Уроки литературы в 7
классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
3. Мультимедийные презентации
- Хрестоматия по русской литературе.
- Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
- http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html -
методические рекомендации Коровиной В.Я.
Лист
внесения изменений и дополнений
№
п/п
|
Дата
|
Характер
изменений
|
Реквизиты
документа, которым закреплено изменение
|
Подпись
сотрудника, внесшего изменения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.