ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературе
составлена на основе Федерального компонента Государственного
образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом
Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), Базисного учебного плана
общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом МО РФ от 09.03.2004,
учебного плана МОУ «Стародевиченская средняя общеобразовательная школа» на 2014-2015
учебный год, программы по литературе для общеобразовательных учреждений
5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2008) и
учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной
(Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2011).
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая
духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит
ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии
школьников, в формировании их миропонимания и национального самосознания, без
чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как
учебного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры:
литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого
бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на
читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и
человечества.
В основу литературы как учебной дисциплины положено
чтение и изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд
русской классики, поэтому курс литературы строится с опорой на текстуальное
изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских
умений, развития культуры устной и письменной речи.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью,
единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления
историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения
основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и
анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными
средствами русского литературного языка.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два
больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три
возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о
биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами,
писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно
привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни
человека, шедевры родной литературы. Чтение и изучение произведений зарубежной
литературы проводится в конце курса.
Цели изучения литературы:
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в
основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание
духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского
сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
-
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей; формирование читательской культуры, представления о
специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном
чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения
художественных текстов; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение
знаний
о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся
произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях
зарубежной классики;
-
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных
произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы; выявления в произведениях
конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования
русского литературного языка при создании собственных высказываний.
Достижение поставленных целей планируется посредством использования современных
образовательных технологий: уровневой дифференциации; проблемного обучения; ИКТ
и активных форм обучения: уроков-диалогов, семинаров, диспутов, интегрированных
уроков.
Место предмета в
базисном учебном плане.
В соответствии
со школьным базисным учебным планом на изучение
литературы в 9 классе отводится 102 часа. Из них на развитие речи – 14, на
внеклассное чтение - 11 часов. Количество часов в неделю - 3. Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его
федеральному компоненту), кроме этого в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:
- Г.Р.Державин
«Властителям и судиям»,
- Л.Н. Толстой
«Юность»,
- И.А.Бунин «Тёмные
аллеи»,
- Песни и романсы на
стихи русских поэтов XIX - XX веков.
Учитывая
рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета
"Литература" в условиях введения Федерального компонента
государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены
часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения по современной русской
литературе.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые
определены стандартом.
Кроме того, в
программе предусмотрены уроки с использованием национально-регионального
компонента/ «Полежаев и родной край»/ и уроки-экскурсии по литературным местам
/ «Пушкинское Михайловское», «Ясная Поляна Льва Толстого»/, уроки - размышления
/«Что такое любовь?» по лирике Пушкина и Лермонтова/.
Результаты
освоения курса
В результате изучения литературы ученик должен
знать/ понимать:
§ содержание
литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
§ основные факты
жизненного и творческого пути писателей-классиков;
§ историко-культурный
контекст изучаемых произведений;
§ основные
теоретико-литературные понятия;
§ наизусть
стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному
изучению (по выбору);
уметь:
§ работать с книгой
(находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять
тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
§ определять
принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и
жанров;
§ выявлять авторскую
позицию;
§ выражать свое
отношение к прочитанному;
§ сопоставлять
литературные произведения;
§ выделять и
формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать
героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
§ характеризовать
особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
§ выразительно
читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая
нормы литературного произношения;
§ владеть различными
видами пересказа;
§ строить устные и
письменные высказывания в связи с изученным произведением;
§ участвовать в
диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано
отстаивать свою;
§ писать изложения с
элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях,
сочинения;
использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
§ создания связного
текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского
литературного языка;
§ определения своего
круга чтения и оценки литературных произведений;
§ поиска нужной
информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.
Виды контроля:
-
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный,
художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и
наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ
стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного
героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи
учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и
историко-литературную темы, презентации проектов
-
итоговый: анализ
стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг,
выполнение заданий в тестовой форме.
Содержание тем учебного курса
ВВЕДЕНИЕ
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности
общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской
самостоятельности.
Теория литературы. Литература как
искусство слова (углубление представлений).
Знать: основные признаки
понятий: художественный образ и художественная литература. Литературный
характер, литературный тип.
Уметь: конспектировать
статью учебника и лекцию учителя.
ИЗ
ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер
древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История
открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения.
Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр
древнерусской литературы.
Знать: характерные
особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности
композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих
лиц; жанровые особенности.
Уметь: анализировать
произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
ИЗ
ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич
Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт,
реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием
величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни
Императрицы Елисаветы Петровны 1747
года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях
Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической
поэзии.
Гавриил Романович
Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема
несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные
интонации.
«Памятник». Традиции
Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его
особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о
писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.)
Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества.
Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его
содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория
литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение
«Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих
ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к
внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм
(начальные представления).
Знать: наиболее важные
сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого
пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и
системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных
действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных
произведений в литературно-критических статьях.
Уметь: анализировать
произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять
принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные
проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов
сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств
языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и
авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях;
выразительно читать отрывки из произведений; решать тестовые задания.
ИЗ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо
литературы XIX века.
Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике,
мемуарной литературе.
Василий Андреевич
Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический
образ моря.
«Невыразимое». Границы
выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути
поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр
баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало,
атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы,
утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти.
Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады.
Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.
Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не
поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие
представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор
содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.
Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык.
Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров.
«Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю»,
«Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил:
любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и
друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир
европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность
гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор
содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных
героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе.
Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное
в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический
центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г.
Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев;
«почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века;
писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало
«Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах
пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах
(начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы
(развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор
содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской
литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный
предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер.
Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».
Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное
значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой
нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус»,
«И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так
пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема
любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме
(закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные
представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история
создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков
— «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея
Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом,
романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности
поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы.
Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках
Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и
антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире,
юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с
тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех,
ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие
представлений).
РУССКАЯ
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА
Александр
Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный
мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь
Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности
сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати,
красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр
драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о
писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского
мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного,
склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание
и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие
понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о
писателе.
«Юность». Обзор
содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя
повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с
окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием,
скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья.
Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота
нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии
героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о
писателе.
«Тоска», «Смерть
чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека
в русской литературе XIX века.
Чеховское отношение к маленькому человеку.
Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в
многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений
о жанровых особенностях рассказа.
ИЗ ПОЭЗИИ XIX ВЕКА
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и
других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов.
Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений
о видах (жанрах) лирических произведений.
Знать: наиболее важные
сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого
пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и
системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных
действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных
произведений в литературно-критических статьях.
Уметь: анализировать
произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять
принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные
проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов
сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств
языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и
авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях;
выразительно читать отрывки из произведений; создавать устные и письменные
сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению;
составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев
произведения; составлять конспект и план литературно-критической статьи;
готовить доклад или реферат на литературную тему; писать рецензию на
самостоятельно прочитанное произведение; решать тестовые задания.
ИЗ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской
литературы XX века.
ИЗ РУССКОЙ ПРОЗЫ XX ВЕКА
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических
произведений XX века, о
ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о
писателе.
Рассказ «Темные аллеи».
Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и
«проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о
писателе.
Повесть «Собачье сердце». История
создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения.
Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести
«шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в
повести.
Теория литературы. Художественная
условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о
писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл
названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ
Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в
произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы
для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория
литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация
(углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о
писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы
героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление
понятия).
ИЗ РУССКОЙ
ПОЭЗИИ XX ВЕКА
Общий обзор и изучение одной из монографических тем
(по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений,
жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о
поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие
огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах,
о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия
поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие
лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о
поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя
родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...»,
«Отговорила роща золотая...». Тема любви в
лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в
лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о
поэте.
«Послушайте!» и другие
стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта.
Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о
поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится,
что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая
нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви.
Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках
поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о
поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то
в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения
о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о
поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки»,
«Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени».
Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о
поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о
поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена»,
«Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская
глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской
поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о
поэте.
«Урожай», «Родное»,
«Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки
из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и
тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки
(углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец»
(«Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув
плащ, с гитарой под рукой...»); Н.
Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой
роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и
музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Знать: наиболее важные
сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого
пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и
системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных
действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных
произведений в литературно-критических статьях.
Уметь: анализировать
произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять
принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные
проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов
сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств
языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и
авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях;
выразительно читать отрывки произведений; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения
проблемного характера по изучаемому произведению; составлять индивидуальную,
сравнительную, групповую характеристики героев произведения; составлять
конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на
литературную тему; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение;
решать тестовые задания.
Вн. чт. Человек и
война в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»
Вн. чт. «У нас нет
запасной родины…»/по повести В.Крупина «И вот приходит мне повестка»
Вн.чт. «Чудики»
В.М.Шукшина
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о
поэте.
«Нет, ни одна средь
женщин...», «Нет, не надейся приязнь
заслужить...». Любовь как выражение
глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность,
сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое
творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах —
знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в
творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная
комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы:
буквальный (изображение загробного мира), аллегорический
(движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к
истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира),
моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное
постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного
языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта).
Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения
о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с
чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены
пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт).
«Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев
Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в
его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии.
Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы.
Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр
(углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие
сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с
чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У
городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад»,
«Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста
из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения.
Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его
развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия,
духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла
жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл
противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм
любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин
жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра
трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и
фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы.
Философско-драматическая поэма.
Знать характерные
особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности
композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих
лиц; жанровые особенности.
Уметь анализировать
произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
Итоговый урок (1). Выявление
уровня литературного образования обучающихся на этапе завершения основного
образования
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание
|
Кол-во часов
|
Теорет.
матер.
|
Разв. Речи
|
Внекл.
Чт.
|
Введение.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
|
1
|
1
|
|
|
Из
древнерусской литературы.
|
5
|
4
|
1
|
|
Из
литературы XVIII века.
|
8
|
8
|
|
1
|
Из
литературы XIX века.
|
53
|
39
|
8
|
6
|
Из
литературы XX века.
|
28
|
19
|
5
|
4
|
Из
зарубежной литературы.
|
6
|
6
|
|
|
Итоги
года. Выявление уровня литературного развития учащихся.
|
1
|
1
|
|
|
ИТОГО
|
102
|
77
|
14
|
11
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
|
Наименование
разделов
и тем
|
Вид
занятия
|
Кол-во
часов
|
Виды
самостоятельной работы
|
Дата
проведения
занятия
|
Плани-
руемая
|
Факти-
ческая
|
1.
Введение
(1)
|
1.1
|
Литература
как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.
Выявление
уровня литературного развития учащихся
|
Диалог
Тестирование
|
|
|
|
|
2. Из
древнерусской литературы (5 ч.)
|
2.1
|
«Слово
о полку Игореве»-величайший памятник древнерусской литературы. Художественные
особенности. История создания.
|
Лекция с элементами беседы
|
1
|
|
|
|
2.2
|
«За
Русскую землю» Герои и события в «Слове…». «Золотое слово Святослава». Образ
Ярославны
|
Практикум
|
1
|
Комментирование
текста
|
|
|
2.3
|
«Тоска
разлилась по Русской земле» Языковые особенности «Слова…». Проблема авторства
|
Практикум
|
1
|
Анализ
текста
|
|
|
2.4
|
Подготовка
к сочинению
|
Урок развития речи
|
1
|
Написание
сочинения
|
|
|
2.5
|
Урок-викторина
/зачет/
|
Урок-зачёт
|
1
|
Самостоятельная
работа
|
|
|
3. Из
литературы ХVIII века (8
ч.)
|
3.1
|
Классицизм
как литературное направление. Русский классицизм. Характеристика
русской литературы 18 века
|
Лекция
|
1
|
Составление
тезисного плана или выписок (на выбор).
|
|
|
3.2
|
М.В.Ломоносов
–
учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и системы стихосложения.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного
сияния» (особенности содержания и формы)
|
Комбинированный урок
|
1
|
|
|
|
3.3
|
«Ода
на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни
Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Ода
как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки, просвещения
|
Аналитическое чтение
|
1
|
.
|
|
|
3.4
|
Г.Р.Державин
–поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (Ода
«Властителям и судиям»). Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение
«Памятник»).
|
Комбинированный урок
|
1
|
|
|
|
3.5
3.6
|
Сентиментализм
как литературное направление.
Н.М.Карамзин.
Слово о писателе.
Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма (сюжет,
конфликт, герои, стиль).
Стихотворение
«Осень».
Новые
черты русской литературы.
|
Лекция с элементами беседы
|
2
|
Сообщение
о писателе. Работа со словарем: сентиментализм
|
|
|
3.7
|
А.Н.Радищев.
Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Жанр путешествия
и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
|
Вн. чтение
|
1
|
|
|
|
3.8
|
Урок-зачёт
по теме «Литература XVIII века»
|
Контроль ЗУН
|
1
|
Тест
|
|
|
4. Из
русской литературы Х1Х века (53 ч.)
|
4.1
|
«Золотой
век» русской литературы. Общая характеристика литературы Х1Х века (поэзия,
проза, драматургия)
|
Лекция
|
1
|
|
|
|
4.2
|
Романтизм
и реализм как литературные направления.
В.А.Жуковский.
Жизнь и творчество. (Обзор)
«Море»,
«Невыразимое». Возможности поэтического языка.
|
Урок развития речи.
|
1
|
|
|
|
4.3
|
Жуковский
«Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини. Язык баллады.
|
Комбинированный урок
|
1
|
Аналитическое
чтение баллады
|
|
|
4.4
|
А.С.Грибоедов.
Жизнь и творчество.
|
Лекция
|
1
|
|
|
|
4.5
|
«Горе
от ума». История создания комедии. Обзор содержания.
«К вам Александр Андреич Чацкий…» (Анализ 1 д.)
|
Аналитическое чтение
|
1
|
Выявление
специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет)
для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха».
Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями,
восприятием и анализом (по плану).
|
|
|
4.6
|
«Век
нынешний и век минувший…» Фамусов и Чацкий: столкновение «мнения» и «суждения»
как выражение социального конфликта в комедии. (Опыт сравнительной характеристики
персонажей. 2 действие.)
|
Урок-диалог
|
1
|
Сопоставительный
анализ монологов (по плану).
|
|
|
4.7
|
«Можно
ль против всех!» Анализ 3 действия
|
Беседа с элементами дискуссии
|
1
|
Устные
сочинения
|
|
|
4.8
|
«Не
образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия
|
Урок-диалог
|
1
|
Цитатные
рассказы об одном из героев. Домашнее сочинение по комедии «Горе от ума»
|
|
|
4.9
|
Критика
о комедии. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний».
|
Урок развития речи
|
1
|
Работа
с критической статьёй.
Проверочный
тест по содержанию комедии «Горе от ума»
|
|
|
4.10
|
«Поэты
пушкинской поры. Полежаев и родной край»
|
Урок внеклассного чтения
|
1
|
|
|
|
4.11
|
«Что
в имени тебе моём» А.С.Пушкин. Жизнь и творчество
|
Лекция
|
1
|
|
|
|
4.12
|
Дружба
и друзья в творчестве А.С.Пушкина.
|
Урок-презентация
|
1
|
|
|
|
4.13
|
«Хочу
воспеть свободу миру…» Лирика петербургского периода. («К
Чаадаеву», «К морю», «Анчар»).
|
|
1
|
|
|
|
4.14
|
«Что
такое любовь?» по любовной лирике Пушкина («На холмах Грузии…», «Я вас любил…»)
|
Урок-размышление
|
1
|
Аналитическое
чтение
|
|
|
4.15
|
«Цыганы»
как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречия двух миров – цивилизованного
и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.
|
Внеклассное чтение
|
1
|
Характеристика
героев, комментарий текста
|
|
|
4.16
|
Тема
поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина («Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»)
|
Урок развития речи
|
1
|
Анализ
стихотворения
|
|
|
4.17
|
«Пушкинское
Михайловское»
|
Вн.чт. Урок-экскурсия
|
1
|
Сочинение-миниатюра
|
|
|
4.18
|
Раздумья
о смысле жизни, о поэзии. («Бесы», «Вновь я посетил»
|
Урок-практикум
|
1
|
Проверочный
тест по творчеству А.С.Пушкина
|
|
|
4.19
|
Роман
в стихах
А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Жанр произведения. Сюжет. Онегинская
строфа.
|
Комбинированный
урок
|
1
|
Ответы
на вопросы
|
|
|
4.20
4.21
|
Система
образов. Образы главных героев. Типическое и индивидуальное в образах.
|
Урок-исследование
|
2
|
Ответы
на проблемные вопросы
|
|
|
4.22
|
Автор
как идейно-композиционный и лирический центр романа. Лирические отступления в
романе.
|
Урок-исследование
|
1
|
|
|
|
4.23
|
Пушкинская
эпоха в романе. Роман «Евгений Онегин»– «энциклопедия русской жизни». Реализм
романа.
|
Семинар
|
1
|
Работа
в группах
|
|
|
4.24
|
Роман
в зеркале критики. Подготовка к домашнему сочинению
|
РР
|
1
|
Домашнее
сочинение по роману «Евгений Онегин»
|
|
|
4.25
|
«Моцарт
и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей
трагедии, их нравственные позиции в сфере творчества
|
Внеклассное
чтение
|
1
|
Ответы-рассуждения
по поднятым проблемам
|
|
|
4.26
|
М.Ю.Лермонтов.
Жизнь и творчество. (Обзор).
Мотивы
вольности и одиночества в лирике
(
«Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»)
|
Комбинированный
урок
|
1
|
|
|
|
4.27
|
Эпоха
безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова («Дума», «Предсказание»).
|
Комбинированный
урок
|
1
|
|
|
|
4.28
|
Тема
России и её своеобразие («Родина»).
|
Семинар
|
1
|
|
|
|
4.29
|
Тема
поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова. Образ поэта-пророка («Смерть поэта»,
«Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»)
|
Урок-практикум
|
1
|
Анализ
стихотворений.
|
|
|
4.30
|
«Что
такое любовь?» Любовная лирика М.Ю.Лермонтова
(
«Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…»,
«Нищий»).
|
Урок-размышление
|
1
|
Проверочный
тест по творчеству М.Ю.Лермонтова
|
|
|
4.31
|
«Герой
нашего времени» – первый психологический роман в русской
литературе. История создания романа. Обзор содержания. Особенности композиции.
«Странный человек»/Повесть «Бэла»/
|
Лекция
с элементами беседы
|
1
|
|
|
|
4.32
|
«Что
делать? Всякому своя дорога…»/Повесть «Максим Максимыч»/
|
Комбинированный
урок
|
1
|
|
|
|
4.33
|
«И
зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов»
/
«Тамань»/
|
Комбинированный
урок
|
1
|
|
|
|
4.34
|
«За
что они все меня ненавидят?» Печорин и «водяное общество»
/
«Княжна Мери»/
|
Комбинированный
урок
|
1
|
|
|
|
4.35
|
«Трагедия
жизни Печорина и его поколения» / «Фаталист»/
|
Комбинированный
урок
|
1
|
|
|
|
4.36
|
Споры
о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в
оценке В.Г.Белинского.
|
Семинар
|
1
|
Краткий
конспект статьи В.Г.Белинского.
|
|
|
4.37
|
Классное
сочинение
|
Урок
развития речи.
Урок
контроля
|
1
|
Написание
сочинения по роману «Герой нашего времени»
|
|
|
4.38
|
Н.В.Гоголь.
Жизнь и творчество. (Обзор).
«Мертвые
души» Н.В.Гоголя. Замысел и его осуществление. Жанр и композиция произведения.
Смысл названия.
|
Лекция
|
1
|
Сообщение
о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация.
Мини-исследование «Памятники Н.В.Гоголю»
|
|
|
4.39
|
Галерея
образов помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души».
|
Практикум
|
1
|
Характеристика
помещиков
|
|
|
4.40
|
«Город
никак не уступал другим губернским городам» /Губернский город и чиновники/
|
Практикум
|
1
|
Характеристика
города и чиновников
|
|
|
4.41
|
«Кто
ж он? Стало быть, подлец?» Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.
Эволюция его образа в замысле поэмы.
|
Урок-диспут
|
1
|
Характеристика
героя с использованием цитирования
|
|
|
4.42
|
«Мертвые
души» – поэма о величии России. Тематика и роль лирических отступлений в поэме.
Эволюция образа автора в поэме
|
Семинар
|
1
|
|
|
|
4.43
|
Поэма
в оценке В.Г.Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
|
Урок-практикум
|
1
|
Работа
с критической статьёй
|
|
|
4.44
|
Деталь
как средство создания образов героев. Подготовка к домашнему сочинению.
|
Урок
развития речи.
Урок
контроля
|
1
|
Сочинение
|
|
|
4.45
|
А.Н.Островский.
Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный
мир в пьесе и угроза его распада.
|
Комбинированный
урок
|
1
|
Рассказ
о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев
|
|
|
4.46
|
Любовь
в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы. Победа любви –
воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Комедия
как жанр драматургии.
|
Комбинированный
урок
|
1
|
|
|
|
4.47
|
Ф.М.Достоевский.
Слово о писателе. «Белые ночи». Роль истории Настеньки в романе. Содержание
и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М.Достоевского.
|
Комбинированный
урок
|
1
|
|
|
|
4.48
|
Тип
«петербургского мечтателя» в повести, черты его внутреннего мира.
Развитие
понятия о повести.
|
Комбинированный
урок
|
1
|
|
|
|
4.49
|
«Ясная
Поляна Л.Н.Толстого». Слово о писателе.
|
Внеклассное
чтение
|
1
|
Сочинение-миниатюра
«Ясная Поляна Л. Толстого»
|
|
|
4.50
|
Автобиографическая
трилогия. «Юность». Обзор содержания. Формирование личности героя повести.
«Диалектика души» как способ раскрытия внутреннего мира героя.
|
Комбинированный
урок
|
1
|
|
|
|
4.51
|
А.П.Чехов.
Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника». Эволюция образа
маленького человека в русской литературе Х1Х века и чеховское отношение к
нему.
|
Комбинированный
урок
|
1
|
Анализ
рассказов: монологические ответы.
|
|
|
4.52
|
Рассказ
«Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и
его роль в рассказе. Развитие представления о жанровых особенностях
рассказа.
|
Урок-исследование
|
1
|
Анализ
рассказов
|
|
|
4.53
|
Из
поэзия Х1Х века. Беседы о Н.А.Некрасове, Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете. Многообразие
талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии.
Развитие
представления о жанрах лирических произведений.
|
Внеклассное
чтение
|
1
|
Контрольный
тест по литературе второй половины 19 века
|
|
|
5. Из
русской литературы ХХ века (28 ч.)
|
5.1
|
Русская
литература ХХ века: многообразие жанров и направлений.
|
Урок-беседа
|
1
|
|
|
|
5.2
|
И.А.Бунин.
Слово о писателе.
Рассказ
«Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия»
и «проза» русской усадьбы».
|
Комбинированный
урок
|
1
|
Анализ
рассказа: монологические ответы
|
|
|
5.3
|
Мастерство
И.А.Бунина в рассказе « Тёмные аллеи». Лиризм повествования.
|
Урок
развития речи.
|
1
|
Анализ
рассказа: монологические ответы
|
|
|
5.4
|
М.А.Булгаков. Слово о
писателе.
Повесть
«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное
общество. История создания и судьба повести. (Анализ I-III глав.)
|
Лекция
|
1
|
|
|
|
5.5
|
Смысл
названия. Система образов произведения. Гуманистическая позиция автора.
(Превращение
Шарика в Полиграфа Полиграфовича. Кто создал Шарикова? Анализ IV-V глав.
Шариков и Швондер. Шариков и шариковщина. Анализ глав V-IХ.
Конец эксперимента. Главы VIII, IХ, эпилог).
Поэтика
повести: художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их роль в
произведении.
|
Комбинированный
урок
|
1
|
Анализ
с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики.
|
|
|
5.6
|
М.А.Шолохов.
Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия
рассказа. Судьба Родины и судьба человека.
Образ Андрея Соколова.
|
Устный
журнал
|
1
|
Рассказ
о писателе с презентацией.
|
|
|
5.7
|
Композиция
рассказа. Автор и рассказчик. Сказовая манера повествования. Роль природы в
раскрытии идеи рассказа. Реализм Шолохова
|
Практикум
|
1
|
Анализ
рассказа: монологические ответы
|
|
|
5.8
|
А.И.
Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Жизненная основа рассказа.
Образ рассказчика. Картины послевоенной деревни.
|
Лекция
с элементами беседы
|
1
|
Анализ
рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном
своеобразии
|
|
|
5.9
|
Тема
праведничества в рассказе. Образ праведницы. Трагизм судьбы Матрёны. Нравственный
смысл рассказа-притчи
|
Комбинированный
урок
|
1
|
|
|
|
5.10
|
Урок-зачёт
|
Урок
контроля
|
1
|
Викторина,
тест
|
|
|
5.11
|
Из
русской поэзии ХХ века.
Поэзия Серебряного века.
Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.
|
Лекция
|
1
|
Конспект лекции
|
|
|
5.12
|
А.А.Блок.
Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. («Ветер принес
издалека…»).
Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины.
(«О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…»). Своеобразие
лирических интонаций.
|
Урок
развития речи
|
1
|
Сообщение
о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений
|
|
|
5.13
|
С.А.Есенин.
Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. («Вот уж вечер…», «Гой
ты, Русь моя родная…», «разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»).
|
Урок
развития речи
|
1
|
|
|
|
5.14
|
Размышления
о жизни. Любви, природе, предназначении человека. («Письмо к женщине», «Шаганэ
ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…»).
Народно-песенная основа лирики Есенина.
|
Практикум
|
1
|
|
|
|
5.15
|
В.В.Маяковский.
Слово о поэте. Маяковский о труде поэта. («А вы могли бы?», «Послушайте!»,
«Стихи о разнице вкусов»)
|
Комбинированный
урок
|
1
|
|
|
|
5.16
|
Новаторство
поэзии В.Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество.
(«Люблю» (отрывок).
|
Урок
развития речи
|
1
|
|
|
|
5.17
|
М.И.Цветаева.
Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. («Идешь, на меня
похожий…». …», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…»,
«Стихи к Блоку»,«Откуда такая нежность?..») Особенности поэтики.
Образ
Родины в лирике Цветаевой. («Родина», «Стихи о Москве»). Традиции и новаторство
в творческих поисках поэта
|
Комбинированный
урок
|
1
|
|
|
|
5.18
|
А.А.Ахматова.
Слово о поэте. Ранняя лирика. (Стихотворения из книг «Чётки, «Белая стая»,
«Подорожник», «Anno Domini»).
Трагические интонации любовной лирики Ахматовой.
Тема
нравственного выбора и тема поэта и поэзии в лирике Ахматовой. (Стихотворения
«Молитва», «не с теми я, кто бросил землю…», «муза», «Клятва» и др.) Особенности
поэтики стихотворений.
|
Комбинированный
урок
|
1
|
Аналитическое
чтение
|
|
|
5.19
|
Н.А.Заболоцкий.
Слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе. «Я не ищу гармонии в
природе…», «Где-то в поле возле Магадана…» «О красоте человеческих лиц»,
«Можжевеловый куст», «Завещание». Философская глубина обобщений
поэта-мыслителя.
|
Комбинированный
урок
|
1
|
|
|
|
5.20
|
Б. Л.
Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики Пастернака. («Во всём
мне хочется дойти…», «Перемена», «Быть знаменитым некрасиво…») Одухотворенная
предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности
в стихах о природе и любви. («Красавица моя, вся стать…», «Весна в
лесу»)
|
Комбинированный
урок
|
1
|
Сообщение
о поэте с презентацией.
|
|
|
5.21
|
А.
Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике
поэта.
Интонация
и стиль стихотворений.( «Урожай»,
« «Весенние строчки») .
Я
убит подо Ржевом…». Идея, особенности формы и языка.
Теория
литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды
рифм. Способы рифмовки (углубление представлений
|
Урок
развития речи
|
1
|
Сообщение
о поэте с презентацией
|
|
|
5.22
5.23
|
Анализ
любимого стихотворения поэтов 20 века
|
Урок
развития речи
|
2
|
Сочинение
«Анализ любимого стихотворения»
|
|
|
5.24
|
Урок-зачёт
|
Контроль
ЗУН
|
1
|
Контрольная
работа
|
|
|
5.25
|
Песни
и романсы на стихи русских поэтов XIX–XX веков
|
Внеклассное
чтение. Урок-концерт
|
1
|
|
|
|
5.26
|
Человек
и война в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»
|
Внеклассное
чтение
|
1
|
|
|
|
5.27
|
«У
нас нет запасной родины…»/по повести В.Крупина «И вот приходит мне повестка»
|
Внеклассное
чтение
|
1
|
Анализ
рассказа
|
|
|
5.28
|
«Чудики»
В.М.Шукшина
|
Внеклассное
чтение
|
1
|
Анализ
рассказа
|
|
|
6. Из
зарубежной литературы (6 ч.)
|
6.1
|
Античная
лирика. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в
любовной лирике поэта. А.С.Пушкин как переводчик Катулла. («Мальчику»
Квинт
Гораций Флакк. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…» Поэтическое
твор-чество в системе человеческого бытия. Традиции оды Горация в русской поэзии.
|
Комбинированный
урок
|
1
|
Сообщение
о поэте с презентацией.
|
|
|
6.2
|
Данте
Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты).
Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер
|
Лекция
|
1
|
|
|
|
6.3
|
Шекспир.
Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи
возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира.
Одиночество
Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»
|
Лекция
с элементами беседы
|
1
|
|
|
|
6.4
|
Трагизм
любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный
образ мировой литературы.
|
Комбинированный
урок
|
1
|
|
|
|
6.5
|
Иоганн
Вольфганг Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных
сцен). Эпоха просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние
добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой
жизни.
|
Лекция
с элементами беседы
|
1
|
Ответы
на вопросы
|
|
|
6.6
|
Смысл
сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл
трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.
|
Комбинированный
урок
|
1
|
|
|
|
7.1
|
Итоги
года. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего
чтения.
|
Урок
контроля
|
1
|
Контроль
ЗУН (тест)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МАТЕРИАЛЬНО
– ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
- Перечень оборудования:
ПК,
мультимедийный проектор
- Наглядный материал:
портреты
писателей:
Портреты
иностранных писателей.
Портреты русских
писателей 17-19 веков.
Портреты русских писателей 20 века
Альбомы:
«А.С.Пушкин»
«М.Ю.Лермонтов
«Н.В.Гоголь»
«Н.А.Некрасов»
«Л.Н.Толстой»
«С.А.Есенин»
«А.А.Блок»
«Н.Г.Чернышевский»
«А.М.Горький»
«М.А.Шолохов»
«Художники-передвижники»
«Жизнь и судьба
Пушкина в иллюстрациях художника Иванова»
«Жизнь и
творчество Белинского»
«Жизнь и
творчество Тургенева»
«Жизнь и
творчество Толстого»
«Жизнь и
творчество Некрасова»
«Жизнь и
творчество Маяковского»
«Жизнь и
творчество Шолохова»
«Жизнь и
творчество Добролюбова»
Альбом по литературе для 9 класса
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
для
ученика:
1. Литература. 9
кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост.
В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2011.
2. Коровина В.Я.,
Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение.
2004
для учителя:
1. Аркин
И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, -
М.:
Просвещение, 2008.
2. Беляева
Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Вельская
Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова
Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М:
Просвещение, 2006.
5. Коровина
В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под
ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
6. Литература. 9 кл.: Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.:
Просвещение, 2008.
7. Лейфман И.М. Карточки для
дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа,
2004.
9. Матвеева
Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.:
Эскимо, 2008
10. Фогельсон И.А. Русская литература
первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
11. Черных О.Г.
Практикум по литературе: учебно-методическое пособие.9 класс.-М.:ВАКО,2010
12. Олимпиады по
русскому языку и литературе: 9-11 классы/ Сост.Г.М.Вялкова, Т.А. Чернова. –М.:
ВАКО, 2011.
Журналы:
«Литература в
школе»,
«Русский язык и
литература для школьников»,
«Русский язык и
литература. Всё для учителя»;
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http://www.openclass.ru/
5. http://slovesnik_oka.narod.ru/index.htm
6. http://www.lit-info.ru/articles/sites.htm
7. http://www.hist.msn.ru/ER/index.html
8. http://rubook.ru/
9. http://school-collection.edu.ru/
Электронные пособия (диски):
Библиотека Кирилла и Мефодия. Литература. 9 класс. 2009
Фонохрестоматия к учебнику литературы 9
класса
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.