Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей русского
языка и
литературы
Протокол № 1
от 26.08. 2014
г.
Руководитель МО
_____ Ю.В.
Воробьева
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
____Е.Н. Шувалова
.08 2014г.
|
ПРИНЯТО
на заседании
Педагогического совета
МБОУ «СОШ № 18»
(протокол
от .08.2014г.
№ )
|
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
директора МБОУ «СОШ № 18»
от .08. 2014
г. №
Директор МБОУ
«СОШ № 18»
______М.Г.
Сафарова
|
города Череповца Вологодской области
Рабочая программа
по литературе
базовый уровень
для 9 а класса
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель:
Кочуева А.С.,
учитель русского
языка и литературы,
I кв. категория
Пояснительная записка
Рабочая
программа по литературе для 9 класса (далее Программа) составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования 2004 г., программы по литературе 5-11 классов общеобразовательной
школы, авторы-составители Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаев.- М., :ООО
«Русское слово-учебник», 2012г
Для
реализации Программы выбран учебник «Литература 9 класс»: учебное пособие для
общеобразовательных учреждений в 2 ч. Г.С.Меркин,Б.Г.Меркин, М.: ООО « «Русское
слово – учебник», 2012-2013г, утвержденный приказом Минобрнауки России от
19.12.2012 N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию".
Программа
разработана в соответствии с годовым учебным календарным графиком на 2014/2015
учебный год, с учетом санитарно-эпидемиологических
требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189). Количество
часов – 102 часа , в неделю – 3 часа.
Важнейшее значение в формировании духовно
богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и
эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в
школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и
содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений,
нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и
истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать
художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами
русского литературного языка.
Согласно
Государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной
школе направлено на достижение следующих целей:
1.Воспитание духовно развитой
личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания,
чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной
культуры;
2.Развитие эмоционального
восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления,
творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование
начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств,
потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие
устной и письменной речи учащихся;
3.Освоение текстов
художественных произведений в единстве формы и содержания, основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4.Овладение умениями и навыками
чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых
литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании
собственных устных и письменных высказываний.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня
восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным
средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в
школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу
ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их
грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить
потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что
должно стать устремлением каждого ученика.Это устремление зависит от степени
эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда
возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности
детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному
эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Ведущая проблема изучения литературы в 9
классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание
при изучении произведений многих авторов. Программа включает в себя
художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные
проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в
природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя
пр.).
Часть часов отводится на уроки внеклассного чтения, на которых
будут изучаться произведения писателей XX века, которые по тематике близки
произведениям XIX века, что доказывает вечный характер многих тем.
В 9 классе подводятся итоги работы за
предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит
знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по
осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и
справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное
изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских
умений, развития культуры устной и письменной речи.
При работе по данной программе с использованием определенных
правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в
самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии
существенную помощь.
В содержании тематического планирования предполагается реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,
деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний
по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого
и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и
чтению наизусть; устного пересказа
(подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого
отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и
диалогической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому
ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенций.
Компетентностный подход к созданию тематического планирования
обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых,
общепредметных и предметных компетенций. Принципы
отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях
и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными
особенностям развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения.
Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает
возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих,
социокультурных систем, существующих в современном мире.
Деятельностный подход отражает стратегию современной
образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина,
интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование
этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых
знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию,
обладающей достаточными навыками и психологическими установками к
самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это
поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в
геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность
напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности
мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу,
искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному
взаимодействию с людьми. Формирование целостных представлений о
литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на
основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание
уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к
самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое
использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр,
проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков.
Требования к уровню
подготовки учащихся, осваивающих программу учебного предмета.
Учащиеся должны
знать:
- Основные этапы
жизненного и творческого пути классических писателей.
- Тексты
художественных произведений.
- Сюжет,
особенности композиции.
- Типическое
значение характеров главных героев произведений.
- Основные понятия:
литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
- Изобразительно-выразительные
средства языка.
- Элементы
стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны
уметь:
1.
Выразительно читать произведения или отрывки из
них, в том числе выученные наизусть.
2.
Анализировать произведения с учетом его
идейно-художественного своеобразия.
3.
Определять принадлежность к одному из литературных
родов (эпос, лирика, драма).
4.
Определять идейно-художественную роль в
произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и
изобразительно-выразительных средств языка.
5.
Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания
произведения и авторскую оценку героя.
6.
Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
7.
Свободно владеть монологической речью, уметь
высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
8.
Составлять план и конспект общественно-политической
и литературно-критической статей.
9.
Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную
тему (по одному источнику).
10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение,
просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.
Учебно-тематический
план
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
По программе
|
Внеклассное чтение
|
Развитие речи
|
1.
|
Введение.
|
1
|
0
|
0
|
2.
|
Из зарубежной
литературы.
|
6
|
0
|
0
|
3.
|
Из древнерусской
литературы.
|
4
|
0
|
0
|
4.
|
Из литературы 18
века.
|
2
|
0
|
0
|
5.
|
Из литературы 19
века.
|
65
|
5
|
9
|
6.
|
Из литературы 20
века.
|
24
|
3
|
2
|
Всего
|
|
102
|
8
|
11
|
Содержание программы
Введение
Подведение итогов изучения
литературы в средних классах. Своеобразие изучения литературы в 9 классе;
историко-литературный процесс. Литературные направления, школы, движения.
Периодизация литературного процесса. Развитие литературы от устного народного
творчества, древнерусской литературы, литературы XVIII к XIX и XX векам.
Литература и история; этические и эстетические взгляды.
Теория литературы: литературная ситуация, историко-литературный
процесс, литературное направление.
Развитие речи: запись выводов, составление тезисов.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир (обзор)
Жанровое многообразие драматургии
У.Шекспира. Проблематика трагедий. Высокое и низкое, сиюминутное и
общечеловеческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный
конфликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве XX века.
Теория литературы: трагедия.
Развитие речи: различные типы чтения и пересказа;
дискуссия.
Связь с другими искусствами: трагедия «Гамлет» на театральных сценах мира
и в кино.
Ж.Б. Мольер
Краткие сведения о драматурге.
«Высокая комедия» Ж.Б. Мольера (обзор). Тематика и проблематика комедий
Мольера. «Мнимый больной »: основной конфликт пьесы; объекты
уничтожающего смеха; группировка образов в комедии.
Связь с другими искусствами: комедии Ж.Б. Мольера на сценах русских
театров и в кино.
И.В. Гёте
Краткие сведения о поэте. И.В.
Гёте — выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» — вершина
философской литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов трагедии.
И.В. Гёте в России.
Теория литературы: литература эпохи Просвещения.
Связь с другими искусствами: «Фауст» в музыке, живописи, кино.
Из древнерусской литературы
Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку
Игореве»: история написания и публикации, основная проблематика, система
образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных); центральная идея,
значение «Слова...» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и
переводы; мысль о единстве Русской земли; сила, героизм, мудрость, верность,
любовь к родине. Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове...».
Теория литературы: жанр слова в древнерусской литературе, плач
как прием и жанровое образование.
Развитие речи: различные виды чтения, изложение с
элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными
фрагментами. Книжная выставка «Слово...» в истории русского книгопечатания».
Возможные виды внеурочной
деятельности: час
эстетического воспитания; «Слово...» в истории русской культуры».
Из литературы XVIII века
А.Н. Радищев
Основные вехи биографии. «Путешествие из
Петербурга в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева...» Основная проблематика
книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности;
антикрепостническая направленность «Путешествия...»; человек и государство;
писатель и власть).
Теория литературы: жанр путешествия.
Развитие речи: различные виды пересказа и комментария,
сочинение по самостоятельно сформулированной теме.
Из литературы XIX века
А.С. Грибоедов
Основные вехи биографии А.С.
Грибоедова: писатель, государственный деятель, дипломат. «Горе от ума». Творческая
история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка
образов. Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике (Гончаров
и Писарев о «Горе от ума»). Человек и государство, проблема идеала,
нравственная проблематика. Художественное богатство комедии. Современные
дискуссии о комедии.
Теория литературы: комедия в стихах, элементы классицизма в
комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть,
различные виды пересказа и комментария, цитатный план, конкурс на лучшую
формулировку темы сочинения, реферат или сочинение-размышление.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, прослушивание
«Вальса» А.С. Грибоедова.
Возможные виды внеурочной
деятельности: заочная
литературно-краеведческая экскурсия «Дорогами А.С. Грибоедова», дискуссионный
клуб: «Актуальна ли сегодня грибоедовская комедия?».
А.С. Пушкин
Творческая биография А.С. Пушкина,
темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики, тема поэта и поэзии: «К
морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Пророк», «Анчар», «K***:»
(«Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...»; романтическая
поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы — время, пространство,
персонажи, язык; основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий
времени. Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и
характеров «Повестей...». Центральная проблематика. Пробуждение в читателе
«чувств добрых» — нравственная позиция писателя. Реализм прозы А.С. Пушкина.
Роман в стихах «Евгений
Онегин»: творческая история романа, основная проблематика и система
образов. Образ автора в романе. «Энциклопедия русской жизни». Художественные
открытия в «Евгении Онегине». В.Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о
романе. Комментарии к роману.
Теория литературы: романтизм, жанровое многообразие творческого
наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма (повторение, развитие
и углубление представлений); реализм.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть,
различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов к сочинению, цитатный
план, письменный отзыв о стихотворении, сочинение с элементами характеристики
образно-выразительных средств.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными
произведениями, рисунки А.С. Пушкина.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия
«Дорогами поэта ».
Возможные виды внеурочной
деятельности: час поэзии
«Любимое стихотворение А.С. Пушкина», литературный вечер «Мой Пушкин»,
читательская конференция «Венок Пушкину».
М.Ю. Лермонтов
Творческая биография М.Ю.
Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин:стихотворение «Смерть Поэта». Образ
поэта в представлении М.Ю. Лермонтова: стихотворение «Поэт». Темы и
мотивы лирики: «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Пророк», «Когда
волнуется желтеющая нива...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три
пальмы», «И скучно и грустно», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»).
Роман «Герой нашего времени»: обсуждение
первичных представлений; сюжет, фабула, композиция романа. Гражданская
активность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления, позиция
писателя. Внутренняя связь проблематики романа с лирикой поэта. Художественное
совершенство романа. Печорин и другие персонажи. Место и роль двух предисловий.
Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». В.Г. Белинский о романе.
Теория литературы: романтическое движение в литературе,
лирический персонаж и лирический герой, фабула.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть,
различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов к сочинению, цитатный
план, письменный отзыв о стихотворении, сочинение с элементами характеристики
образно-выразительных средств.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными
произведениями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия
«Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова».
Возможные виды внеурочной
деятельности: час
эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник»; вечер в литературной гостиной
«Песни и романсы на стихи Лермонтова»; читательская конференция «Венок
Лермонтову».
Н.В. Гоголь
Творческая биография Н.В. Гоголя.
Поэма «Мертвые души» (главы из поэмы): образы помещиков, новый тип
героя, отношение писателя к изображаемым явлениям, помещичий и чиновничий быт в
изображении Н.В. Гоголя, художественное своеобразие произведения.
Теория литературы: развитие реализма.
Развитие речи: различные виды пересказа, составление словаря
языка персонажа, составление тезисов, сочинение с элементами характеристики
художественно-выразительных средств.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной
деятельности: час
эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин», вечер в литературной
гостиной «Гоголь шутит, Гоголь смеется, Гоголь...» (учащиеся сами добавляют
недостающее слово к теме вечера), защита рефератов по теме «Биография и
творчество Н.В. Гоголя».
Ф.И. Тютчев
Основные вехи биографии, темы и
мотивы лирики: «С поляны коршун поднялся...», «Как весел грохот летних
бурь...» и три стихотворения по выбору. Вечные темы и мотивы, нравственная
позиция поэта, лирика размышлений и философская лирика. Художественное
своеобразие стихотворений.
Теория литературы: философская лирика.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: Тютчев в музыке.
А.А. Фет
Основные вехи биографии, темы и
мотивы лирики. Лирика любви, природа и человек: «Какая ночь!..», «Я тебе
ничего не скажу...», «Какая грусть!..». Художественное своеобразие
стихотворений.
Теория литературы: медитативная лирика.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: час эстетического воспитания «Песни и
романсы на стихи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета».
Н.А.Некрасов
Творческая биография Н.А.Некрасова.Отражение в
лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии: « Памяти
Добролюбова».
Теория литературы: гражданская лирика.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Ф.М. Достоевский
Основные вехи биографии. Роман «Бедные
люди»: материальное и духовное в повести, характеристика образов повести,
позиция писателя. Развитие темы «маленького человека».
Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.
Развитие речи: различные виды пересказа, сочинение с
элементами сопоставления, например: «Маленький человек» в изображении Н.В.
Гоголя и Ф.М. Достоевского».
Л.Н.Толстой
Основные вехи биографии. Автобиографическая
проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность,
становление личности, основные приёмы создания образа.
Развитие речи: различные виды пересказа, сложный план, устное
сочинение, формулировка тем учащимися.
Из литературы XX века
Своеобразие литературного процесса
первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм).
М.Горький
Основные вехи биографии. Своеобраие прозы
раннего М. Горького. Рассказы: «Челкаш»,
«Двадцать шесть и одна» или «Супруги Орловы»
—по вы бору. Основной конфликт: люди
«дна» и проблема человека и
челоеческого; художественная идея. «Песня о Буревестнике».
Теория литературы: романтическое и реалистиче кое движение, новый
тип героя.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, сложный
план характеристики персонажа.
Из поэзии «серебряного
века»
Многообразие поэтических голосов
эпохи (стихи А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Гумилева,
А. Ахматовой). Основные темы и мотивы.
Теория литературы: авангардизм, модернизм, фольклор и
литература.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть,
цитатный или тезисный план к устному сочинению, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей, записей
мастеров художественного слова, авангардизм и модернизм в живописи, музыка на
стихи поэтов «серебряного века», поэты «серебряного века» в живописи;
творческие работы учащихся (конкурс художников-иллюстраторов).
Возможные виды внеурочной
деятельности: час
эстетического воспитания, литературный вечер, устный журнал, предметная неделя
и др.
Краеведение: заочные литературные экскурсии, написание и
защита рефератов, литературный вечер.
М.А. Булгаков
Основные вехи биографии. «Собачье
сердце». Основная проблематика и образы повести. Литература и история;
нарицательный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских
персонажей в русской литературе XIX века. Пафос произведения и авторская
позиция.
Теория литературы: сатира, сарказм.
Развитие речи: различные виды пересказа, сочинение в виде
развернутой рецензии.
Связь с другими искусствами: М.А. Булгаков и театр, произведения Булгакова
на киноэкране (викторины, выставки).
«Война. Жесточе нету слова…»
М.А. Шолохов
Основные вехи биографии. Русский
характер в изображении М. Шолохова. «Судьба человека»: образы рассказа,
роль сюжета и композиции в создании художественной идеи. Проблемы человека на
войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. Традиции
Шолохова в изображении человека на войне и русская «военная» литература.
Развитие речи: различные виды пересказа; цитатный план,
сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: экранизация художественного произведения,
работа с иллюстрациями.
В.В.Быков
Основные биографические сведения. Тема
войны в творчестве писателя. «Альпийская балла да». Проблематика
повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.
Связь с другими искусствами: произведения В.В. Быкова в кинематографе.
Возможные виды внеурочной деятельности: устный журнал«А на войне, как на войне...» (проза
В. Быкова на экране).
А.Т.Твардовский
Сведения о поэте. Военная тема в лирике
А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и
немые...».Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной
лирике на военную тему. Художественное
своеобразие лирики Твардовского о войне.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, цитатный
план.
Возможные виды внеурочной деятельности:час поэзии.«Мои любимые стихи
А.Т.Твардовского»
А.И. Солженицын
Основные вехи биографии писателя.
А.Т. Твардовский в творческой судьбе А.И. Солженицына. Рассказ «Матрёнин
двор». Творческая история произведения. Реалии и обобщение в рассказе.
Традиции Н.А. Некрасова в «Матрёнином дворе». Образы Матрены и рассказчика.
Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль».
Теория литературы: реальное и символическое.
Развитие речи: тезисы для выступления по проблеме «Традиции
Н.А. Некрасова в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».
Связь с другими искусствами: иллюстрации к рассказу.
Краеведение: годы жизни на рязанской земле.
Авторская песня
Авторская песня — новое явление в
русской поэзии XX века. Судьбы российских бардов. Ос новные темы и
мотивы авторской песни.
Военная тема в поэзии Б.Ш. Окуджавы и
В.С. Высоцкого.
Развитие речи: дискуссия; сообщения; составление сценария
литературно - музыкальной композиции.
Связь с другими искусствами: авторская песня на эстраде и
телевидении; сценическая и
театральная судьба В. Высоцкого.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно -музыкальная композиция;
поэтический театр; литературный вечер.
Для заучивания наизусть
Г.Р. Державин. Одно- два
стихотворения – по выбору.
А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (отрывок
по выбору).
А.С. Пушкин. Одно из
стихотворений.
М.Ю.Лермонтов. Одно из
стихотворений.
Ф.И. Тютчев, А.А.Фет.
,Н.А.Некрасов.Два –три стихотворения (по выбору).
А.А. Блок, С.А. Есенин, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова, А.Т.Твардовский.
По одному стихотворению (по выбору).
Для домашнего чтения
Из литературы XIX века
М.В. Ломоносов. «Вечернее
размышление о Божием величии...».
А.С. Пушкин. «К портрету
Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты
и вы», «Цветок», «Арион», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан».
М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями
прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались
мы...», «Есть речи...», «Предсказание», «Молитва». ( «Я, Матерь Божия, ныне с
мольбою…»).
Н.В. Гоголь. «Женитьба»,
«Портрет».
Ф.И. Тютчев. «Цицерон»,
«Осенний вечер», «Еще томлюсь тоской желаний...», «Над этой темною толпою...»,
«Она сидела на полу...».
Н.А. Некрасов. «Я не люблю
иронии твоей...», «Ты всегда хороша несравненно», «Кому на Руси жить хорошо»
(глава «Крестьянка»).
Ф.М. Достоевский. «Белые ночи».
А.П. Чехов. «Душечка», «Дама с
собачкой»
И.А. Бунин. «Жизнь Арсеньева»,
«Юность» (книга первая).
А.А. Блок. «Россия», «Скифы».
М.А. Шолохов. «Донские рассказы».
Критерии
и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Оценка устных
ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными
критериями в пределах программы данного класса.
1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания
изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытия
идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4. Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими
знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных
самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника
и выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Оценкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания
и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять
взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в
раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться
теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе
художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов;
хорошее владение литературной, речью.
Оценкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное
знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение
объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и
навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст
произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако
по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.
Оценкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я
понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных
событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных
средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании
основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями
при анализе произведения: ограниченных навыках разбора и недостаточном умении
привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не
более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его
композиции и языке.
Оценкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание
содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры
основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии
идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных
теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие
главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание
темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное
объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического
содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение
материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и
обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами
языка.
Оценка "5" ставится за сочинение: глубоко и аргументировано
раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и
других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и
обобщения; стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении
мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически
соответствующее содержанию; допускается одна - две неточности в содержании.
Оценка "4" ставится за сочинение: достаточно полно и
убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее;
обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по
теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также
делать выводы и обобщения; логическое и последовательное в изложении
содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически
соответствующее содержанию; допускаются две - три неточности: в содержании,
а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Оценка "3" ставится за сочинение, в котором: в главном и
основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно
полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в
изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать
выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются
отдельные нарушения последовательности выражения мыслей; материал излагается
достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения
мыслей, обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не
более 4-5 речевых недочетов.
Оценка "2" ставится за сочинение, которое: не раскрывает
тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из
путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих
положений, не опирающихся на характеризуется случайным расположением материала,
отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых
речевых ошибок.
Перечень учебно-методического
обеспечения
1. Л.Ю.Алиева.
Литература. Тесты. Контрольные вопросы. М.: Издат-Школа,
1998г.
2.
Г.И.Беленький. Литература. 9 класс. М.: 2 Просвещение», 2005
г.
3.
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классыМ.:
«Вако», 2006г
4.
И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.:
«Вако», 2006г.
Интернет-ресурсы:
Библиотеки:
·
http://www.bibliogid.ru
·
http://www.bibliotekar.ru
Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой
истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика,
справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных
заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии,
искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.
·
http://www.drevne.ru
Образовательный портал «Древнерусская литература».
·
http://www.gramma.ru
·
http://www.gumer.info
Библиотека Гумер-гуманитарные науки (например, литературоведение).
·
http://www.encyclopedia.ru
Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.
·
http://www.krugosvet.ru
·
http://www.Lib.ru
Библиотека Максима Мошкова.
·
http://www.litera.ru
Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших
литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на
книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также
размещен сетевой литературный журнал "Словесность".
·
http://litera.edu.ru
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.
·
http://www.litwomen.ru
Сайт мировых новостей о литературе.
·
http://magazines.russ.ru
Электронная библиотека современных литературных журналов России.
·
http://www.russianplanet.ru
Сайт имеет следующие рубрики: библиотека детской русской и зарубежной
литературы, история, филолог, вокруг света, мир знаний, Пушкин, шахматы, музеи
, новости.
·
http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/index.htm
Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре.
·
http://www.pushkinskijdom.ru
Сайт института русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии
наук (статус государственного учреждения).
·
http://www.vavilon.ru
Сайт посвящен современной русской литературе.
·
http://feb–web.ru
Сайт Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина
·
http://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx
Электронные наглядные пособия:
Библиотекарь. РУ
·
http://www.bibliotekar.ru/index.htm
Русская литература 18-20 вв.
·
http://www.a4format.ru/
Большая художественная галерея
·
http://gallerix.ru/
Экранно-звуковые пособия:
Золотой стихофон
·
http://gold.stihophone.ru/
Русская классическая литература
·
http://ayguo.com/
Всероссийская инновационная программа Аудиохрестоматия. Мировая
литература голосами мастеров сцены.
·
http://аудиохрестоматия.
рф
Наукомания
·
http://naukomania.ru/literatura (видео телеканала «Бибигон»)
Театр:
·
http://www.theatre.ru
Сайт объединяет информацию о театрах России (ссылки), персональных
страничках актеров, о премиях и фестивалях театрального искусства и т.д.
Музеи:
·
http://www.borodino.ru
Государственный Бородинский военно-исторический музей.
·
http://www.kreml.ru
Музей-заповедник «Московский Кремль».
·
http://www.hermitage.ru
Государственный Эрмитаж.
·
http://www.museum.ru
Портал «Музеи России».
·
http://www.museum.ru/gmii/
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
·
http://www.museum.ru/M654
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.
·
http://www.museumpushkin.ru
Всероссийский музей А.С.Пушкина.
·
http://www.peterhof.ru
Музей-заповедник «Петергоф»
·
http://www.rusmuseum.ru
Государственный Русский музей.
·
http://www.shm.ru
Государственный исторический музей.
·
http://www.tretyakovgallery.ru
Государственная Третьяковская галерея.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.