Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРабочая программа по литературе для 8 класса по учебнику Г.С. Меркина

Рабочая программа по литературе для 8 класса по учебнику Г.С. Меркина

Скачать материал

Рабочая программа по литературе для 8 класса


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089; Примерной программы по литературе и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. Меркина, 6-е издание, М. «Русское слово» 2010г. – М.: ООО « ТИД « РУССКОЕ слово-РС»Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа разработана к линии УМК и материалам авторского учебно-методического комплекса, рекомендованного Минобрнауки РФ

В состав УМК входит учебник (Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 3-х частях./автор-составитель Г.С. Меркин.-

9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012)

В основе содержания и структуры данной программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России, в соответствии с которым в литературном образовании выделены два концентра (5-9 и 10-11 классы), что соответствует ступени основной средней и полной средней школы, как это предусматривается в законе «Об образовании».

Под литературным образованием принимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности

В соответствии с этим изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

. воспитание духовного развития личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

формировать умения сопоставлять произведения русской и мировой литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять различия.

развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.


Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 8 классе предполагается обучение в объёме 70 часов (2 часа в неделю). В соответствие с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией Г.С.Меркина. На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 8 классе реализуется программа базового уровня


Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен

знать / понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений ;

- основные факты жизни и творческого пути Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, В.В. Маяковского, А.Т. Твардовского, В.Г. Распутина, У. Шекспира, М. Сервантеса;

- изученные теоретико-литературные понятия (фольклор, устное народное творчество, историческая песня, житие, эпический род литературы, повесть, лирическая повесть, роман, исторический роман, герой-рассказчик, автобиографическая проза, композиция, сюжет, фабула, драма как род литературы, трагедия, драма, комедия, лирический род литературы, стихотворение, послание, песня, ритм, рифма, поэтический синтаксис, конфликт в лирике, лиро-эпический род, поэма, сентиментализм, романтизм, символизм, неологизм, средства художественной выразительности – тропы, фигуры, виды комического, сатира и др.);

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать (в том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению;

- участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

использовать приобретенные знания и умения в практической и учебной деятельности, а также в повседневной жизни для:

- создания связного текста;

- определения своего круга чтения;

- поиска необходимой информации о литературе, конкретном произведении или авторе.


Формы и средства контроля

Основные виды устных и письменных работ по литературе в 8 классе

Устно

Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.

Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.

Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).


Письменно

Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).




Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе


1.Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания

произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметка «1» Ответ обнаруживает полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.


2.Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.


Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»














«1»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

1. Совершенно не раскрывается тема сочинения, что свидетельствует о полном незнании текста и неумении излагать свои мысли;

2. количество ошибок больше , чем установлено для отметки «2».



Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.


3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

«1»-менее 30%





Учебно-методическое обеспечение

Перечень учебно-методических средств обучения


Основная литература

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010 г.

  2. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово», 2010 г.

Дополнительная литература

  1. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2008г.

  2. Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2004г.

  3. Журнал «Литература в школе»

  4. «Уроки литературы». Приложение к журналу «Литература в школе»

  5. Тематическое планирование к учебнику «Литература.8 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин). Ф.Е.Соловьева. М.: «Русское слово», 2011

  6. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы 8 класс. Методическое пособие к учебнику «Литература.8 класс» М.: «Русское слово», 2012

  7. Литература в 8 классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.Н.Гороховская, Е.А.Виноградова.-М.; «Русское слово» 2001


Образовательные электронные ресурсы:

http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.

http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.

http://www.rusword.org/rus/index.php Мир слова русского. Этот сайт - для любознательных. Для тех, кто не утратил живого интереса к познанию прошлого, настоящего и будущего русского языка. Он посвящен русской филологии во всех ее ипостасях. Здесь можно найти большую коллекцию афоризмов и крылатых выражений выдающихся личностей всех времен и народов, полный текст Библии, статьи специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Предоставляется возможность обсудить спорные вопросы и высказать свою точку зрения на форуме. Для знатоков английского языка предлагается английское зеркало сайта, дополненное материалами по английской филологии.

http://pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm Пушкинъ. Электронная версия журнала «Нива» за 1899 г, посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В журнале рассказывается о жизни Пушкина, его значении для русской поэзии. Помимо этого имеются тексты некоторых произведений поэта и литографии.  

http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор.  Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.

http://www.geocities.com/Athens/Ithaca/3880/osn.html Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского. Сайт содержит биографию, библиографию и тексты большинства произведений писателя, цитаты из его произведений, иллюстрации к произведениям, критические статьи, материалы в помощь учителю литературы.

http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.

http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).

http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература".  Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.

http://www.pisatel.org/old/ Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.

http://www.klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы. Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а также списки авторов по алфавиту и по хронологии.

http://www.bulgakov.ru/ Булгаковская энциклопедия. Электронная энциклопедия посвящена творчеству русского писателя, она собрала в себе наиболее интересные сведения о жизни и творчестве Булгакова. В энциклопедии можно найти разгадки тайн булгаковской биографии и произведений, познакомиться с прототипами персонажей, прочесть замысловатые шифры "Мастера и Маргариты, "Белой гвардии", "Собачьего сердца", "Роковых яиц", "Бега" и других произведений. Сайт создан по материалам книги Бориса Соколова "Булгаковская энциклопедия". 

http://www.turgenev.org.ru/ Русский писатель И.С. Тургенев. Цель проекта "Русский писатель И.С. Тургенев" - собрать воедино информацию об Иване Сергеевиче Тургеневе, биографические сведения, информацию о его творчестве. В разделах сайта кроме текстовой информации размещено много фотографий и репродукций, в разделе "Библиотека" можно ознакомиться с произведениями Тургенева и со статьями и публикациями о писателе и его творчестве.

http://drevne.ru/lib/ Древнерусская литература. Образовательный портал представляет собой библиотеку древнерусских текстов, начиная с самых ранних (до IX века) и заканчивая XVII веком. Представлены также классические и современные труды по исследованию древнерусской литературы. Для студентов - учебные пособия и материалы для подготовки к экзаменам.

http://www.andreev.org.ru/index.html Леонид Андреев. Цель проекта собрать воедино информацию о Леониде Андрееве. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии". На сайте представлена биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки.

http://www.denisdavydov.org.ru/index.html Денис Давыдов. В рамках проекта представлена информация о Денисе Давыдове: биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии".

http://pergam.chat.ru/ Античная литература. Сайт представляет собой библиографический справочник античных писателей. За основу электронной версии взят словарь «Античные писатели» издательства «Лань», 1998, г. Санкт-Петербург.

http://www.philolog.ru/ Филолог.ру. Сайт кафедры русской литературы Петрозаводского университета. Сайт предлагает научно подготовленные тексты русской классики, востребованной в университетском и школьном образовании.

http://www.denlen.da.ru/ Поговорим о русском... Проект Елены Долотовой, преподавателя русского языка и литературы для любителей русского языка. На сайте имеется архив рассылок, форум о русском языке и литературе, а также небольшая коллекция авторских методических материалов по русской литературе.

http://asa.my1.ru/ Сайт Акимовой С.А. или Филологический калейдоскоп содержит богатую аудиотеку и электронные авторские тесты и презентации.

http://www.proshkolu.ru/ Сайт для учителей содержит богатый материал по предмету: аудиокниги, презентации, конспекты уроков, видеофрагменты.

http://sv.ucoz.ru/ Сайт учителя русского языка и литературы Боровлевой С.В. содержит богатый материал по литературе: тренинги, видео, ауди- и др.



Учебно – тематический план по литературе для 8 класса


Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.


Знать жанры и роды художественной литературы

пересказ, сообщение

Из устного народного творчества(2ч)

Исторические песни. Исторические песни XVI века: «Иван Грозный молится по сыне»: Связь с представлениями и исторической памятью.

Отражение жизни народа в исторических песнях. Песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины , песня-плач.

Знать отличительные особенности исторических песен, уметь выразительно читать поэтический текст, определять жанр произведения

различные виды чтения


Исторические песни XVII века "Плач Ксении", «Возвращение Филарета»: отражение представ лений народа в песне-плаче, средства выразительности в исторической песне.


Средства выразительности русского языка. Проблематика произведения.




Исторические песни XVIII века «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор): нравственная проблематика в исторической песне.




Из древнерусской литературы (3ч.)

«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях русской литературы.

Тематическое многообразие древнерусской литературы. Житийная литература. Сказание и слово как жанры древнерусской литературы. Летописный свод. Выразительность речи. Тропы и фигуры речи.

Знать проблематику произведения, владеть различными видами чтения и пересказа

различные виды чтения и пересказа


«Житие Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе». Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость.

Основные нравственные проблемы житийной литературы.

Знать особенности житийной литературы, уметь формулировать выводы, находить средства выразительности

формулировки и запись выводов, работа с иллюстрациями



«Житие Сергия Радонежского». Готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы.

Основные нравственные проблемы житийной литературы.

Знать нравственную проблематику произведения, уметь различать жанры древнерусской литературы, наблюдать над лексическим составом произведения

наблюдения над лексическим составом произведений

Из литературы ХVIII века (3ч.)

Г.Р. Державин - поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Ода «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Стихотворение «Памятник». Тема поэта и поэзии.

Знакомство с творчеством Г.Р.Державина. Отражение в творчестве фактов из биографии поэта. Основные мотивы стихотворений Державина.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте, ода.

Знать основные мотивы стихотворений поэта,

уметь выразительно читать лирический текст, владеть анализом лирического произведения, находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос.

выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний, сопоставительный анализ


Н.М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.

Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Знакомство с творчеством Н.М.Карамзина.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное направление в противовес рациональному). Жанр сентиментальной повести.

Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки.

Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления. Владеть различными видами чтения и пересказа, использовать знания для создания письменного высказывания.

различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю.



Проблематика, тема, герой литературного произведения. Анализ прозаического произведения.



Из литературы ХIХ века (36)

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.






Знать поэтов пушкинского круга

Знать основные темы и мотивы лирики поэта, особенности романтизма. Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение. Владеть анализом лирического произведения.

устные сообщения, подбор вопросов, анализ статьи


Романтизм. В.А. Жуковский. Основные темы, мотивы лирики.


Краткие сведения о поэтах. Выразительное чтение и анализ стихотворений, баллад и эллегий:

Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое»,


анализ, чтение наизусть



К.Ф. Рылеев. К.Н. Батюшков. Краткие сведения о поэтах. Основные темы и мотивы лирики.

Баллада, элегия, дума, песня, «легкая» поэзия. Основные темы и мотивы произведений Рылеева.

Знать основные темы и мотивы лирики поэтов. Уметь находить признаки думы в лирическом произведении, выразительно читать лирическое произведение.

составление цитатного плана, выразительное чтение


Е.А. Баратынский. А.А. Дельвиг. Краткие сведения о поэтах. Основные темы и мотивы лирики.


Творчество А.С.Пушкина. Тематическое богатство поэзии поэта.

История написания и основная проблематика произведений, изучаемых на уроке. Анализ стихотворения «19 октября 1825 года»

Поэтическая интонация, художественно-выразительная роль частей речи.

Знать основные темы и мотивы лирики поэтов. Уметь составлять тезисный план, выразительно читать лирическое произведение

запись тезисного плана, выразительное чтение


Н.М. Языков. Система образно-выразительных средств, художественное богатство поэтических произведений.

Историческая повесть. Новый тип исторической прозы.

Эпиграф.

Словарная работа: прототип, прообраз, мятеж, восстание.

Знать систему образно-выразительных средств лирики поэтов пушкинского круга. Уметь выразительно читать поэтический текст, использовать навыки выразительного чтения в литературном монтаже.


выразительное чтение




9ур

А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина.

Жанровые особенности произведения.

Жанр, сюжет произведения.

Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония.

Знать тематическое многообразие пушкинской поэзии. Уметь составлять вопросы к статье, использовать знания для устного высказывания.

составление вопросов по статье, устные высказывания


Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».


Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип.

Знать тематику предложенных поэтических текстов.

Владеть навыками выразительного чтения стихотворения, элементами анализа поэтического текста.

анализ, выразительное чтение наизусть


«Маленькие трагедии» (обзор) Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.


Главы 6-9 повести, выразительное чтение отрывков, анализ эпизода «Падение Белогорской крепости»

Знать содержание произведения, особенности жанра. Уметь самостоятельно дать характеристику тематики и образов произведения, использовать знания для составления плана.

самостоятельная работа


Роман «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история.

Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип.

Знать особенности жанра, исторической основы произведения.

Владеть навыками работы с учебной статьей, уметь строить устное высказывание.

устные сообщения, работа со статьей учебника


Тема семейной чести в романе.


Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип. Связь литературы и истории.

Знать содержание романа, основных героев. Уметь давать характеристику, высказывать свое отношение, применять навыки анализа эпизодов, выявлять главное.

анализ эпизодов, разные виды чтения, составление плана, тестовая работа


Порядки Белогорской крепости.

Литературное сочинение. Тема сочинения, план сочинения, структура сочинения, эпиграф.

Знать содержание романа. Уметь пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать события, давать им оценку.

подготовка тезисов, разные виды пересказа


Петр Гринев в испытаниях любовью и дружбой". Гринев и Швабрин.


Военная служба поэта на Кавказе, отражение событий того периода в его творчестве.

Знать содержание романа. Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку, выражать и обосновывать свое мнение о герое, использовать знания для составления устного высказывания.

составление характеристики героя


Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы.





Р.Р. Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»


Творческая история поэмы, её тема и идея. Выразительное чтение поэмы с комментариями.

Словарная работа: обет, алтарь, ниц, чадра, терновник.

Литературное сочинение. Тема сочинения, план сочинения, структура сочинения, эпиграф

Знать содержание романа. Уметь

анализировать прозаическое произведение;

уметь осмыслить тему, определить ее границы, создавать письменное высказывание.

Написание сочинения


М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри». Основные мотивы: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа.

Композиция и художественные особенности поэмы, образ-персонаж, образ-пейзаж, экспрессия – как форма выразительности поэтической силы, монолог – важнейшее средство раскрытия характера Мцыри.

Знать биографию поэта, выделять основные периоды его творчества, называть тематику произведения. Уметь выразительно читать стихотворение, составлять цитатный план.

различные виды чтения, составление цитатного плана, тестовая работа


Художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж.


Обобщения и выводы по образу главного героя поэмы. Значение поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Знать содержание поэмы. Уметь определять тему и идею лирического произведения, определять средства художественной выразительности.

анализ, выразительное чтение наизусть


«Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).



















Знать содержание поэмы. Уметь выражать свое мнение о произведении и герое, делать выводы, используя знания по теории литературы, составлять устное высказывание.

устное сочинение

работа с иллюстрациями





Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

Основные вехи биографии Н.В.Гоголя. Творческая и сценическая история комедии. Споры вокруг причастности к сюжету комедии А.С.Пушкина.

Теория литературы: драма, трагедия, комедия, коллизия, конфликт, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка.Анализ 1 и 2 действия комедии

Знать биографию писателя, основные его произведения, уметь определять их жанровое своеобразие.

различные виды чтения и комментирования, работа с иллюстрациями


Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, знакомство с афишей комедии.


Образы чиновников в комедии. Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости, авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.

Знать жанровые особенности комедии. Уметь анализировать драматическое произведение.

подготовка вопросов для обсуждения.


"Сборный город всей темной стороны" русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.

Беседа о жизненных целях и характере Хлестакова.

Знать содержание комедии. Уметь давать характеристику образам комедии, составлять цитатный план.

составление цитатного плана

инсценировка


Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Хлестаков и городничий. Хлестаков - вельможа. Хлестаков-ревизор.


Литературное сочинение. Тема сочинения, план сочинения, структура сочинения, эпиграф.

Знать основной конфликт пьесы. Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения.

составление характеристики героя, анализ эпизодов, формулировка тем творческих работ


Художественная идея. Подготовка к написанию




Сочинение по пьесе Гоголя « Ревизор».

.

Знать художественную идею комедии. Уметь создавать письменное монологическое высказывание, составлять сопоставительную характеристику.

сочинение сопоставительного характера


И.С. Тургенев. Основные вехи биографии И.С. Тургенева.

Основные биографические сведения о писателе.

Работа по содержанию повести Образ «тургеневской» девушки. Наблюдения над характером и поведением Аси. Анализ эпизодов «Разговор господина Н.и Аси»(гл.9),

«Сцена в домике фрау Луизы»

(гл.16).Судьба русской девушки.

Знать основные вехи биографии писателя, своеобразие жанра «лирическая повесть».

Уметь выделять главное, составлять тезисный план.

тезисный план




Знать особенности композиции повести. Уметь высказывать свою точку зрения о прочитанном, владеть разными видами пересказа.

различные виды пересказа



Произведения писателя о любви: повесть «Ася».



Знать содержание повести. Уметь давать характеристику героям повести, анализировать эпизоды. Использовать знания для построения диалога, дискуссии.

дискуссия





Домашнее сочинение


Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера – основное в образе героини.

.

Знать содержание повести, особенности образа героини. Уметь давать характеристику образа героини повести. Использовать навыки для создания письменного высказывания

выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.


Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

. Сведения о биографии писателя.

Тематика лирики поэта. Чтение и анализ стихотворений «Зеленый шум»,

Знать тематику произведений поэта. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

устное рисование, выразительное чтение наизусть


А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета.

Сведения о биографии поэта. Мир природы и духовности в поэзии поэта. Чтение и анализ стихотворений «Учись у них: у дуба, у березы», «Целый мир красоты».

Знать особенности показа мира природы в лирике поэта. Уметь по характерным признакам узнавать поэзию Фета, выразительно читать стихотворения и анализировать их.

чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.


А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета.

Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Народные обряды, элементы фольклора в сказке.

Образ Снегурочки. Язык персонажей.

Творческая и сценическая история пьесы. Основные образы.

Знать о вкладе писателя в развитие русского театра. Уметь определять жанр пьесы, композицию, видеть связь с мифологией, давать характеристику образу, владеть навыками чтения по ролям. Использовать знания для составления письменного высказывания.

различные виды пересказа, работа с иллюстрациями

3 урока

Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя.

«Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола. — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа..

Основные биографические сведения о писателе.

Знать основные вехи биографии писателя, особенности жанра. Уметь определять проблемы, затронутые в произведении, владеть различными видами пересказа.

рисунки учащихся, составление

тезисного плана, сочинение-рассуждение




.

Знать содержание рассказа. Уметь определять проблемы, затронутые в произведении, владеть различными видами пересказа, находить художественные детали в тексте, составлять тезисный план для характеристики героя. Использовать навыки для написания письменного высказывания.

различные виды чтения

Из литературы XX века (16)

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

Знать, в чем смысл противопоставления Сокола и Ужа. Уметь выявлять авторскую позицию и способы ее выражения, использовать разные виды чтения.

различные виды пересказа, цитатный план,

сочинение с элементами рассуждения



Дополнить представления учащихся о Горьком, как о человеке. Основные мотивы творчества писателя. Романтический рассказ.

Знать жанровое своеобразие произведений Горького. Уметь наблюдать над композицией рассказа, выявлять проблему произведения, составлять цитатный план.


анализ, выразительное чтение наизусть



В. В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Биографические сведения. Рассказ об условиях, в которых формировался характер поэта.

Словотворчество и неологизмы как характерный признак творчества Маяковского. Лексика, рифма, ритм, система образов, поэтический синтаксис, интонация в стихотворениях Маяковского.

Знать особенности поэтики поэта. Уметь находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения и анализа его стихотворений.



различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа


2 урока

О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Биографические сведения. Литературный псевдоним. Тематика рассказов писательницы.

Тонкая ирония рассказов Тэффи, система художественных образов, средства художественной выразительности.

Знать особенности творчества писателей. Уметь находить авторскую позицию, составлять план статьи. Использовать разные виды пересказа и чтения. Отличать юмор от сатиры, выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения.

выразительное чтение наизусть,

письменный ответ на вопрос «Что есть красота?»



Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50-60-х годов.

Р.р.Выразительное чтение стихов Н. Заболоцкого

Биографические сведения. Знакомство с рассказами Зощенко, их основная тематика. Словарная работа: юмор, сатира, гипербола, гротеск.

Знать особенности лирики поэта. Уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений, строить письменное высказывание.

различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа


3 урока

В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Биографические сведения, тематика лирики. Словарная работа: звукопись, аллитерация, ассонанс, юмор, метонимия, снобизм.

Знать своеобразие произведений Астафьева о детях и детстве в сравнении с произведениями других писателей на эту тему. Уметь пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа. Уметь находить художественные детали при описании образов бабушки и учителя.


различные виды чтения, цитатный план, выразительное чтение наизусть


2 урока

А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского.

«За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Продолжить знакомство с биографией Твардовского. Автобиографичность произведения.

История создания поэмы «За далью-даль»

Знать основные направления творчества поэта, уметь приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения. Понимать, какое место занимали в жизни поэта родные места, свое мнение уметь аргументировать примерами из поэмы. Уметь анализировать главы поэмы по плану.

презентации

3 урока

В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина.


Биографические сведения. Основные мотивы творчества.

Знать основные вехи биографии писателя. Уметь создавать сообщения с применением презентации.

составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту


Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования.

Новый поворот темы детей на страницах рассказа. Автобиографичность рассказа.

Знать творческую историю рассказа. Уметь находить в тексте произведения детали, подтверждающие автобиографичность рассказа.

сочинение-рассуждение


















1 урок

Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного.

Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.


Вн. чтВ.П. Астафьев «Ангел- хранитель»

Образ учительницы. Характер главного героя, условия его формирования.

Знать содержание произведения. Уметь определять мотивы произведения и находить им подтверждение,

анализировать прозаическое произведение;

создавать письменное высказывание.


Из зарубежной литературы(7)













1 урок

У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ».

Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей).

Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене. Годовая контрольная работа.

Биографические сведения.

Искусство и литература эпохи Возрождения.

Словарная работа: сонет, трагедия,

фабула. Основной конфликт пьесы, ключевые эпизоды, характеристика действующих лиц трагедии.


Контроль знаний учащихся

Знать жанровые характеристики трагедии. Уметь находить в тексте пьесы художественные средства выразительности, видеть проблематику, составлять характеристику героям.

анализ, разные виды чтения, пересказа, инсценировка


М. Сервантес. Краткие сведения о писателе.

Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.

Образ Дон Кихота. Позиция писателя.

Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Биографические сведения о писателе.

Образ Дон Кихота. Черты рыцарского романа Дон -кихотство.

Знать содержание романа, понимать термин «донкихотство».

Уметь определять проблематику произведения, анализировать текст, выстраивать устное высказывание по плану, вести диалог.

дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся

1 урок

Что читать летом.





Учебно-тематический план



График контрольных и проверочных работ по литературе 8 класса

Р.Р. Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

13.11

2.

Р/Р Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

27.11

3.

Р/Р Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого

12.02

4.

Годовая контрольная работа

21.05


















Календарно - тематическое планирование уроков литературы в 8 классе


4.09 2014

3

Исторические песни XVIII века «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор): нравственная проблематика в исторической песне

9. 09

4

«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях русской литературы.

11. 09

5

«Житие Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе». Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость.

16. 09

6

«Житие Сергия Радонежского». Готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы.

18. 09

7

Г.Р. Державин - поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Ода «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Стихотворение «Памятник». Тема поэта и поэзии.

23. 09

8

Н.М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.

25. 09

9

Основная проблематика и тематика повести «Бедная Лиза», новый тип героя, образ Лизы

30. 09

10

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм. В.А. Жуковский. Основные темы, мотивы лирики.

2.10

11

К.Ф. Рылеев. К.Н. Батюшков. Краткие сведения о поэтах. Основные темы и мотивы лирики.

7.10

12

Е.А. Баратынский. А.А. Дельвиг. Краткие сведения о поэтах. Основные темы и мотивы лирики. Н.М. Языков. Система образно-выразительных средств, художественное богатство поэтических произведений

9.10

13

А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина.

14.10

14

Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».


16.10

15

«Маленькие трагедии» (обзор) Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.



16

Роман «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история.

21.10

17

Тема семейной чести в романе.


23.10

18

Порядки Белогорской крепости.

28.10

19

Петр Гринев в испытаниях любовью и дружбой". Гринев и Швабрин.


30.10

20

Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы.






11.11

21


Р.Р. Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

13.11

22

М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри». Основные мотивы: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа.

18.11

23

Художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж.


20.11

24

«Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

25.11

25

Р/Р Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

27.11

26

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы

2.12

27

"Сборный город всей темной стороны" русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя

4.12

28

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Хлестаков и городничий. 2 действие

9.12

29

Хлестаков –« вельможа» и «значительное лицо». 3 действие


11.12

30

Хлестаков-ревизор. 4 действие


16.12

31

Художественная идея комедии. 5 действие

18.12

32

Р.р.Речь как средство создания образов комедии. Новаторство Гоголя. Подготовка к сочинению по комедии « Ревизор».

23.12

33

И.С. Тургенев. Основные вехи биографии И.С. Тургенева.

25.12

34

Произведения писателя о любви: повесть «Ася».Господин Н.Н. и Гагин

30.12

35

Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера – основное в образе героини.

12.01

36

Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

15.01

37

Внеклассное чтение. Поэзия Н.А.Некрасова

19.01

38

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

22.01

39

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами.

26.01

40

Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей

29.01

41

Л.Н. Толстой.Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести);

2.02

42

Становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа

5.02

43

Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

9.02

44

Р/Р Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого

12.02

45

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Макар Чудра».

16.02

46

Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького

19.02

47

В. В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

24.02

48

О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»;

26.02

49

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

2.03

50

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Яне ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

5.03

51

Р/Р Выразительное чтение наизусть стихотворений Н.А. Заболоцкого

10.03

52

А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского.

12.03

53

«За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных

16.03

54

В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева «Последний поклон»

19.03

57

Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе

2.04

58

Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика .

6.04

59

В.П.Распутин .Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина.

9.04

60

Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования.

13.04

61

Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

16.04

62

Внеклассное чтение. В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель»

20.04

63

У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ».


23.04

64

Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей).

27.04

65

Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

30.04

66

М. Сервантес. Краткие сведения о писателе Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.

7.05

67


Образ Дон Кихота. Позиция писателя.

14.05

68

Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство

18.05

69

Годовая контрольная работа

21.05

70

Что читать летом

25.05




















Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по литературе для 8 класса по учебнику Г.С. Меркина"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист сварочного производства

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования утверждённого приказом Министерства образования РФ от05. 03. 2004 года № 1089; примерной программы по литературе и программы общеобразовательных учреждений " Литература" под редакцией Г.С. Меркина, 6-е издание,М.: " Русское слово" 2010год. - М.:ООО " ТИД " Русское слово-РС" Рабочая программа разработана к линии УМК и материалам авторского учебно- методического комплекса, рекомендованного Минобрнауки РФ.

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю.0

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 981 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 612
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 849
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 816
    • DOCX 76.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Скворцова Зоя Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Скворцова Зоя Михайловна
    Скворцова Зоя Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 32461
    • Всего материалов: 27

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 542 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 637 человек

Мини-курс

Современные тенденции в управлении и бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Социальные и правовые аспекты эпохи Просвещения: влияние на образование сегодня

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе