«Согласовано»
Руководитель ШМО
_________________________
/ Нургалиева Х.А/ ./
Протокол № ___ от
«__» __________________2014г.
|
«Согласовано»
Заместитель
директора по УР
____________________/Кашапова
Ф.Ф../
«__»________________2014г.
|
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ
с.Тумутук»
___________________
/Харрасов Б.С./
Приказ № ___ от
«__»____________2014г.
|
Рабочая программа учителя
муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения средней
общеобразовательной школы с.Тумутук
Кашаповой Фирюзы Фирдаусовны,
учителя русского языка и
литературы,
первой квалификационной
категории
по литературе в 6 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___________от
«_____»_____________2014 год
2014
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового
уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004
года и Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов
общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А.
Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010 г.
Принцип построения программы
концентрический на хронологической основе.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
·
воспитание духовно развитой личности, готовой к
самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в
современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального
самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к
литературе и ценностям отечественной культуры;
·
развитие представлений о специфике литературы в ряду
других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста,
понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности
литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и
творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного
вкуса; устной и письменной речи учащихся;
·
освоение текстов художественных произведений в
единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об
историко-литературном процессе;
·
совершенствование
умений анализа и
интерпретации литературного произведения как художественного целого в его
историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных
знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования
необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Для достижения поставленных целей и в соответствии с
образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под
редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.
Рабочая
программа рассчитана на 70 учебных часов, в неделю – 2
Организация учебно-воспитательного процесса основана
на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем
выбираются форма и структура учебного занятия.
Раздел II. Основное содержание тем учебного курса.
Количество разделов - 9
1. Введение
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе
и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр,
кино).
Развитие представлений о литературе;
писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга —
необходимый
элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе,
справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
2. Из
греческой мифологии
Мифы о героях: «Герои», «Прометей»,
«Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах
представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический
сюжет.
Развитие речи: чтение и различные
виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
3. Из устного
народного творчества
Предания, легенды, сказки.
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных
яблоках и живой воде». Предание и его
художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные
формулы, помощники героев сказки,
сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость,
образность, афористичность.
Теория литературы: предание,
структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной
сказке.
Развитие
речи: сказывание
сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
4. Из
древнерусской литературы
«Сказание
о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в
произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.
Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность,
хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика
житийной литературы.
Теория
литературы: житие,
сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие
речи: различные
виды пересказа, простой план.
5. Из литературы XVIII века.
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы
учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на
дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и
ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея
стихотворения.
Теория
литературы: иносказание,
многозначность слова и образа,
аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
6. Из литературы XIX
века
6.1
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А.
Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»:
фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа.
Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в
балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула;
баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
6.2 А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и
творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни
Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...»,
«Зимнее утро».
Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая
правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа
(верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство,
преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт;
центральные персонажи
Теория литературы: роман (первичные представления);
авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные
виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
6.3 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на
Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля,
независимость): «Тучи», (Парус», «Листок». Многозначность художественного
образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа,
типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный
отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Для заучивания
наизусть
М.Ю. Лермонтов. Одно
стихотворение — на выбор.
6.4 Н.В. Гоголь
Повесть «Тарас
Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество,
свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их
создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их
значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры,
типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и
разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола,
сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица;
различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
6.5 И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие
композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и
человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность,
доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника»
по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных
персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ
рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе
(сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
6.6 Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция
Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» —
основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда
деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос
стихотворений: разоблачение социальной несправедливости.
Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа
женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха:
дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение
наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом
либо данным эпиграфом).
6.7 Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за
человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения
в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого;
проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро,
добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность,
преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза.
Развитие речи: различные типы пересказа,
сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
6.8 В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о
писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания,
доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система
образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь,
портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка
вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
6.9 А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова.
Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания
характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация,
конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений);
деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды
пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова;
творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему
(или создание диафильма).
7. Из литературы XX века
7.1 И.А. БУНИН Мир природы и человека в
стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно
чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании
художественного образа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажа,
чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
Для заучивания
наизусть. И.А.
Бунин. «Не видно птиц...»
7.2 А.И. КУПРИН (
Детские годы писателя.
Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики
образов.
Внутренний мир
человека и приемы его художественного раскрытия.
Развитие речи: различные виды пересказа,
письменный отзыв об эпизоде
7.3 C.A. ЕСЕНИН
Краткие сведения о
поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и
тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие
представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Для заучивания
наизусть
С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.
7.4 «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»
А.А. Блок. «Там неба
осветленный край...», «Снег да снег...»;
Ф.К. Сологуб. «Под
черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится
сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;
А.А. Ахматова. «Перед
весной бывают дни такие...»;
Б.Л. Пастернак. «После
дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро»,
«Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть
обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения
других поэтов — по выбору.
7.5 М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»:
родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости,
наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы
(развитие представлений).
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные
виды пересказа.
7.6 Н.М. РУБЦОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда
полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая
композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение
наизусть.
Для заучивания
наизусть
Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на
выбор.
7.7 Из поэзии о Великой Отечественной
войне.
Изображение войны; проблема жестокости,
справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине:
А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар
земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»;
Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
Развитие речи: выразительное чтение, чтение
наизусть.
Для заучивания
наизусть: Стихотворение
о Великой Отечественной войне — на выбор.
7.8 В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь
с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Развитие речи: составление цитатного плана,
подбор эпиграфа к сочинению.
8. Из зарубежной литературы
8.1 Восточные сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча
и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
8.2 БРАТЬЯ ГРИММ
Краткие сведения о
писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Развитие речи: рассказ от другого лица.
8.3 ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь
к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные
образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану,
подготовка вопросов для обсуждения.
Раздел III. Учебно-тематический план.
6 класс – 2 часа в неделю
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1
|
Введение
|
1
|
2
|
Из мифологии
|
4
|
3
|
Из устного народного
творчества
|
3
|
4
|
Из древнерусской
литературы
|
2
|
5
|
Из литературы 18
века
|
2
|
6
|
Из русской
литературы 19 века
|
33
|
7
|
Из русской
литературы 20 века
|
16
|
8
|
Из зарубежной
литературы
|
8
|
9
|
Итоговый урок
|
2
|
|
ИТОГО:
|
70
|
Вид контроля
|
Количество
|
Классное сочинение
|
3
|
Домашнее сочинение
|
2
|
Программно-методическое
обеспечение: // Литература. 6 кл.:
Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор‑сост.
Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
Раздел IV.
Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного
предмета.
Важнейшими умениями в 5—9 классах являются
следующие:
— умение правильно,
бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических
произведений;
— выразительное чтение
произведений или отрывков из них наизусть;
— осмысление и анализ
изучаемого в школе или прочитанною самостоятельно
художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
— умение определять
принадлежность произведения к одному из литературных родов
(эпос, лирика, драма), к одному из
жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
— умение обосновывать
свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о
прочитанном произведении;
— умение выявлять роль
героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания
прочитанного произведения;
— умение составлять
простой и сложный планы изучаемого произведения;
— умение объяснять роль
художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом
учебника;
— умение владеть
монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов,
рефератов;
— умение письменно
отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
— умение выявлять
авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов,
делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Примерная программа предусматривает формирование у
учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета
«Литература» на этапе основного общего образования являются:
-
выделение характерных
причинно-следственных связей;
-
сравнение и сопоставление;
-
умение различать: факт,
мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
-
самостоятельное выполнение
различных творческих работ;
-
способность устно и
письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-
осознанное беглое чтение,
использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое
и др.);
-
владение монологической и
диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование
выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема,
аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-
составление плана, тезиса,
конспекта;
-
подбор аргументов,
формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов
своей деятельности;
-
использование для решения
познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая
энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
-
самостоятельная
организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей
деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
-
образную природу
словесного искусства;
-
содержание изученных
литературных произведений;
-
основные факты жизни и
творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
-
изученные
теоретико-литературные понятия;
уметь
-
воспринимать и
анализировать художественный текст;
-
выделять смысловые части
художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-
определять род и жанр
литературного произведения;
-
выделять и формулировать
тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
-
характеризовать
особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-
сопоставлять эпизоды
литературных произведений и сравнивать их героев;
-
выявлять авторскую
позицию;
-
выражать свое отношение к
прочитанному;
-
выразительно читать
произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы
литературного произношения;
-
владеть различными видами
пересказа;
-
строить устные и
письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по
прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано
отстаивать свою;
-
писать отзывы о
самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для
выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста
(устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского
литературного языка;
-
определения своего круга
чтения и оценки литературных произведений;
-
поиска нужной информации о
литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература,
периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Раздел V.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к
различным формам контроля знаний.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
1. Оценка "OТЛИЧНО"
ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание
текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы
для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение
литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в
единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать
необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть
программные произведения.
2. Оценка "ХОРОШО"
ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного
материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые
примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может
быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные
недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть
представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении
наизусть и речевом оформлении высказываний.
3. Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО"
ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но
схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности
изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных
обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть
затруднения в чтении наизусть.
4. Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО"
ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его
анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют
необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых
обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть
нарушения литературной нормы.
|
Нормы
оценки сочинений
Оценка
за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний,
умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
- глубоко и
аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании
текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об
умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
- стройное по
композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
- написанное
правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Отметка
“4”
ставится за сочинение:
- достаточно полно и
убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного
материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими
для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логичное и
последовательное изложение содержания;
- написанное
правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Отметка
“3”
ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном
раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно
полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в
изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение
делать выводы и обобщения;
- материал излагается
достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности
выражения мыслей;
- обнаруживается
владение основами письменной речи;
- в работе имеется не
более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка
“2”
ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану,
свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного
пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих
положопирающихсна текст, характеризуется случайным расположением материала,
отсутствием связи между частями;отличается бедностью словаря, наличием грубых
речевых ошибок.
Раздел VI –VII .
Перечень учебно-методического обеспечения основной и дополнительной
литературы.
Основная литература
1.
Примерная
программа основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов
общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А.
Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010
2.
2.Литература:
6 кл.: Учебник: В 2 ч./ Под ред. Меркина Г.С.. – М.: Русское слово, 2008.
Дополнительная литература
1.
Ерёмина О.А. Поурочное
планирование по литературе. 6 класс. – М: Издательство «Экзамен», 2006.
2.
Власенков А.И. Русская
словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы.
Содержание работы по классам. V – VIII классы. – М.: АРКТИ, 1998.
3.
И.В. Золотарёва. Поурочные
разработки по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2004.
4.
Руссова Н.Ю. Технология
написания сочинения. – М.: Айрис-пресс, 2007.
5.
Соловьёва Ф.Е.. Тематическое
планирование к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) / Ф.Е.
Соловьёва; под ред.Г.С. Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
6.
Соловьёва Ф.Е.. Уроки
литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин).
Методическое пособие. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
7.
Стародуб К.В. Литературное
краеведение в школе. – М.: Дрофа, 2003.
Образовательные электронные ресурсы:
1.
http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского
языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти
двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки;
страничку по истории русской письменности; методические разработки и
другие полезные материалы.
2.
http://www.repetitor.org/
Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и
родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания
сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.
3.
http://www.rusword.org/rus/index.php
Мир слова русского. Этот сайт - для
любознательных. Для тех, кто не утратил живого интереса к познанию прошлого,
настоящего и будущего русского языка. Он посвящен русской филологии во всех ее
ипостасях. Здесь можно найти большую коллекцию афоризмов и крылатых выражений
выдающихся личностей всех времен и народов, полный текст Библии, статьи
специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской
письменности. Предоставляется возможность обсудить спорные вопросы и высказать
свою точку зрения на форуме. Для знатоков английского языка предлагается
английское зеркало сайта, дополненное материалами по английской филологии.
4.
http://pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm Пушкинъ. Электронная версия журнала «Нива»
за 1899 г, посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В журнале
рассказывается о жизни Пушкина, его значении для русской поэзии. Помимо этого
имеются тексты некоторых произведений поэта и литографии.
5.
http://www.feb-web.ru/
Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека
“Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная
информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую,
звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и
русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики.
Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.
6.
http://www.geocities.com/Athens/Ithaca/3880/osn.html Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского. Сайт
содержит биографию, библиографию и тексты большинства произведений писателя,
цитаты из его произведений, иллюстрации к произведениям, критические статьи,
материалы в помощь учителю литературы.
7.
http://writerstob.narod.ru/
Биографии великих русских писателей и поэтов. На
сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы,
связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы
стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также
материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.
8.
http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный
интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство,
аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для
современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука
о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении
литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания,
содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).
9.
http://lit.1september.ru/index.php
Газета "Литература". Сетевая
версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в
школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная
полка, Литературный календарь и многое другое.
Раздел VIII. Приложение
Тематическое планирование, литература , 6
класс (2 часа в неделю, 70 часов)
№
п./п
|
Основное содержание
программного материала
|
Кол-во
часов
|
Основные знания,
умения, навыки
|
Теория
литературы
|
Методические приёмы
|
Дата
|
|
|
план
|
факт
|
|
|
1
|
О
литературе, писателе и читателе. Книга и её роль в жизни человека.
|
1
|
кратко повторить
изученное в 5 классе;
Развивать
умение работать с учебником литературы;
Порассуждать на
тему, что значит талантливый читатель и о роли книги вообще.
|
Форзац,
репродукция, литература
|
Беседа, викторина,
работа с учебником
|
|
|
|
|
2
|
Миф «Пять веков»
|
1
|
Выявление
художественной идеи мифа, развитие навыков составления тезисного плана
учебника
|
Миф, мифология,
мотив
|
Беседа,
пересказ, тезисный план
|
|
|
|
|
3
|
Мифы о героях: «Герои»,
«Прометей», «/(едал и Икар», Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать
мир и реализовать свою мечту.
|
1
|
Вспомнить известные
древнегреческие мифы;
Уметь передавать их
содержание;
Познакомить с
главными героями древнегреческой мифологии
|
Мотив
Мифологический
сюжет
|
чтение
и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения, беседа
|
|
|
|
|
4
|
Подвиги Геракла. «Яблоки
Гесперид»
|
1
|
Выявление значения
образа Геракла для мировой и художественной культуры, развитие навыка
ассоциативного мышления, составление цитатного плана
|
|
Беседа,
пересказ, цитатный план
|
|
|
|
|
5
|
Урок-игра
«Олимпийские игры»
|
1
|
|
|
викторина
|
|
|
|
|
6
|
Легенда «Солдат и смерть»
|
1
|
Выявление главного
свойства жанра легенды, определение художественной идеи легенды, формирование
исследовательских навыков учащихся
|
Легенда,
классификация легенд
|
Пересказ, анализ легенды, исследовательская работа
|
|
|
|
|
7
|
Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана»
|
1
|
Выявление жанровых
особенностей предания, сравнение сюжета предания и мифа об Одиссее
|
Предание, нартский
эпос
|
Беседа, работа с учебником, сопоставительный анализ
|
|
|
|
|
8
|
Сказки
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
Сказка и ее
художественные особенности
|
1
|
Повторить
фольклорные словесные произведения, жанры, художественные традиции;
Познакомить
учащихся с новой фольклорной сказкой (волшебной);
Выявить
художественные черты и условности волшебной сказки
|
структура волшебной
сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
|
сказывание сказки, запись фольклорных произведений,
сочинение сказки.
|
|
|
|
|
9
|
«Сказание о белгородских колодцах».
«Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории
Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.
|
1
|
показать особенности
древнерусской литературы, развивать творческие способности учеников.
|
житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
|
различные виды пересказа, простой план.
|
|
|
|
|
10
|
«Поучение Владимира Мономаха»
|
1
|
Воссоздание эпохи царствования
Владимира Мономаха, выявление художественной идеи произведения
|
поучение
|
Исследовательская работа с текстом
|
|
|
|
|
11
|
М.В. Ломоносов
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в
поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».
|
1
|
Познакомить с
биографией и литературным творчеством М.В.Ломоносова и его стихами,
сочинёнными на дороге в Петергоф…;
Рассмотреть
особенности композиции и сюжета;
|
иносказание,
многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение
|
выразительное чтение.
|
|
|
|
|
12
|
М.В. Ломоносов о
значении русского языка. М. В. Ломоносов и Петр Великий
|
1
|
Проверить
выразительное чтение стихотворения наизусть.
|
Ода, рифма
|
Чтение наизусть,
работа со словарем. Анализ произведения, беседа
|
|
|
|
|
13
|
В.А. Жуковский
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А.
Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского.
|
1
|
Познакомить с
биографией и литературным В.А.Жуковского и его балладой «Светлана»;
|
реальное, фантастическое; фабула; баллада.
|
выразительное
чтение, экскурсия
|
|
|
|
|
14
|
«Светлана»: фантастическое и реальное; связь с
фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии.
|
1
|
Рассмотреть
особенности композиции и сюжета
|
элегия
|
Анализ
произведения, исследовательская работа
|
|
|
|
|
15
|
А.С. Пушкин
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист
А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга
|
1
|
Выявление факторов,
оказавших влияние на становление творческой личности поэта, совершенствование
навыков выразительного чтения, развитие творческих способностей
|
|
Литературно-музыкальная композиция
|
|
|
|
|
16
|
А.С. Пушкин «Деревня»
|
1
|
Выявление
гражданской позиции автора, проявившейся в стремлении обличить социальное
зло, формирование навыков многоуровнего анализа текста
|
элегия
|
Выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа
|
|
|
|
|
17
|
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
|
1
|
Выявление
контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов, обучение
анализу стихотворения, сопоставление произведений
|
Силлабо-тоническое стихосложение
Стих стопа, двусложные размеры стиха
|
Анализ стихотворения, самостоятельная работа
|
|
|
|
|
18
|
А. С. Пушкин «Дубровский» История создания. Прототипы.
Историческая эпоха в романе.
|
1
|
Знакомство с
исторической эпохой, формирование навыка сопоставительного анализа
|
роман
|
различные виды пересказа, цитатный план,
|
|
|
|
|
19
|
А.С. Пушкин
«Дубровский» .. Причины ссоры Дубровского и
Троекурова
|
3
|
Рассмотреть систему
образов и основной конфликт
в романе
«Дубровский», помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе;
Вызвать интерес к
творчеству поэта
|
авторское отношение к героям.
|
:выразительное чтение, различные виды пересказа,
цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
|
|
|
|
|
20
|
. Владимир Дубровский – доблестный
гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21
|
Дубровский и Маша Троекурова
|
|
|
|
22
|
Р. Р. Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина
«Дубровский»
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
23
|
М.Ю. Лермонтов
«Тучи», «Парус», «Листок».
|
2
|
Познакомить
учащихся с творчеством, биографией и лирикой М.Ю.Лермонтова;
Отработать отличия
стиха от прозы;
|
трехсложные размеры
стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
|
выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о
прочитанном, подбор эпиграфов.
|
|
|
|
24
|
Многозначность художественного образа.
|
|
|
|
|
25
|
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести
|
1
|
Дать краткую
характеристику творчества Н.В.Гоголя;
Познакомить с
повестью, её своеобразием;
Выявить особенность
героев повести;
Учиться давать
описание внешности героев;
|
героическая повесть; типы речи и разнообразие
лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение,
метафора, риторические фигуры).
|
изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного
пересказа; письменный отзыв на эпизод.
|
|
|
|
26
|
«Бранное трудное время…» Степь как образ Родины в повести
Гоголя
|
1
|
|
|
|
27
|
Андрий и Остап.
|
1
|
|
|
|
28
|
Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя.
|
1
|
|
|
|
|
29
|
Р.Р Мастерская
творческого письма. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица
участника.
|
1
|
Подготовить
учащихся к пониманию темы сочинения;
Дальнейшее развитие
речи учащихся
|
|
|
|
|
|
30
|
И.С. Тургенев. Обзор.
Тема любви в лирике. «В дороге».
|
1
|
расширить знания учеников о
личной и творческой биографии Тургенева;
показать особенности жанра новеллы;
помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки
выразительного чтения.
|
своеобразие характера, образ рассказчика; идея
произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе
|
сложный план,
цитатный план.
|
|
|
|
31
|
Внеклассное чтение. «Записки охотника»:
творческая
история и своеобразие композиции.
«Бурмистр», «малиновая вода»
|
1
|
|
32
|
Классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева
|
1
|
|
33
|
Н.А. Некрасов -
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы.
|
1
|
расширить
знания учеников о личной и творческой биографии писателя; развивать навыки работы
со стихотворным текстом,
|
трехсложные размеры
стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
|
различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов,
творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
|
|
|
|
|
34
|
Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в
творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое
чувство! у каждых дверей...».
|
1
|
|
|
|
|
35 –
36
|
Внеклассное
чтение. Н.С. Лесков «Левша»
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
37-
|
Л.Н. Толстой
«Детство» (главы из повести): «Матап»,
|
2
|
Проанализировать
1-4 главы: обратить внимание на отношение ребёнка к людям, которые его
окружают, отметить влияние этих людей на мальчика; Показать учащимся душевную
красоту русской женщины,
|
автобиографическая
проза.
|
различные типы
пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана
|
|
|
|
|
38
|
«Что за человек был мой отец?»,
«Детство» и др.
по выбору.
|
|
|
|
|
|
|
39
|
Мастерская
творческого письма. Уроки доброты Л.Н. Толстого Рассказ «Бедные люди»
|
1
|
Художественные
пересказ. Сочинение «Спешите делать добро
|
|
|
|
|
|
|
40
|
В.Г. Короленко
Краткие сведения о
писателе.
|
1
|
начать
знакомство учеников с личностью В.Г.Короленко; попытаться осмыслить
своеобразие, оригинальность, значение как личности поэта, так и его
произведения;
|
повесть,
художественная деталь, портрет и характер.
|
различные виды пересказа; подготовка вопросов для
обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
|
|
|
|
|
41
|
«В дурном
обществе»: проблемы
доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия.
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
42
|
Дети и взрослые в
повести. Система образов.
|
1
|
|
|
43
|
А.П.Чехов
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова.
«Налим», «Толстый и тонкий»
|
1
|
Углубить знания
учеников о личной и творческой биографии Чехова;
Познакомить с его
рассказом и выявить его художественные особенности
|
юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом
произведении (; деталь и ее художественная роль в юмористическом
произведении.
|
выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор
афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова;
|
|
|
|
|
44
|
«Толстый и тонкий»: социальное неравенство,
чинопочитание, угодливость в рассказе
|
1
|
|
|
|
|
45
|
Мастерская
творческого письма. Сочинение-повествование на тему «Смешной случай из
жизни»
|
1
|
Заинтересовать
учащихся творчеством А.П.Чехова
|
|
Инсценировка одного из рассказов А.П. Чехова
|
|
|
|
|
46
|
И.А.Бунин
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах
И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «лапти».
|
1
|
Дать краткую
характеристику творчества И. Бунина;
Познакомить с
рассказом «Лапти», его своеобразием;
Выявить особенность
героев рассказа;
|
стили речи и их роль в создании художественного образа.
|
составление словаря языка персонажа, чтение наизусть,
письменный отзыв об эпизоде.
|
|
|
|
|
47
|
Душа крестьянина в изображении писателя.
|
1
|
|
|
|
|
|
|
48
|
А.И. Куприн .Детские годы писателя
|
1
|
Познакомить с
творчеством А.И.Куприна; выявление художественной идеи рассказа
|
|
|
|
|
|
|
49
|
А.И. Куприн «Белый пудель»
|
1
|
|
|
|
|
50
|
А.И. Куприн
«Тапёр». Основная тема и характеристика образов.
Дети и взрослые в рассказе.
|
1
|
Познакомить с
творчеством А.И.Куприна;
Выявить особенности
сюжета рассказа «Тапёр»
|
различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
|
|
|
|
|
|
51
|
С.А.Есенин
Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди
меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа
— один из основных образов С.А. Есенина.
|
1
|
поэтический образ (развитие представлений о понятии),
цветообраз, эпитет, метафора.
|
поэтический образ (развитие представлений о понятии),
цветообраз, эпитет, метафора.
|
|
|
|
|
|
52
|
В.Ч. Литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:
Н. Рубцов «Тихая
моя родина»
|
1
|
Дать учащимся
возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи поэтов XX
века
|
|
|
|
|
|
|
53
|
М.М. Пришвин
Краткие сведения о писателе.
|
1
|
кратко познакомить
учеников с биографией и творчеством М.М.Пришвина, совершенствовать навыки
анализа художественного произведения;
|
сказочные и мифологические мотивы (развитие
представлений).
|
сочинение-зарисовка,
различные виды пересказа.
|
|
|
|
|
54
|
«Кладовая солнца»: родная природа в изображении
писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты,
любви к природе.
|
1
|
|
|
|
|
55
|
Классное сочинение по рассказу «Кладовая солнца»
|
1
|
|
|
|
|
56
|
В.К. Железников. Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир
животных и человека в изображении писателя.
|
1
|
Показать отношение
человека к животным
|
|
творческая мастерская
— написание рассказа по заданному сюжету
|
|
|
|
|
57
|
Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства
благодарности, верности.
|
1
|
|
|
|
|
58
|
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости,
подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»;
|
1
|
показать
значение стихотворений о ВО в; развивать интерес к произведениям о героическом прошлом
нашей
страны.
|
|
|
|
|
|
|
59
|
М.В. Исаковский.
«В прифронтовом лесу»;
|
1
|
|
|
|
|
60
|
В.П. Астафьев. «Конь
с розовой гривой»
|
1
|
Выявление мотивов
поступков героя, смысл названия
|
|
подробный пересказ, краткий план, изложение с элементами
рассуждения.
|
|
|
|
|
61
|
Внеклассное чтение
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
62
|
Арабские сказки «Тысяча и одна ночь»
|
1
|
Знакомство
с историей создания книги. Тематика и проблематика сказок
|
|
|
|
|
|
|
63
|
Сходство и различие народных и литературных сказок.
Сказка Братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина
|
1
|
Исследовательская
работа в группах
|
менталитет
|
|
|
|
|
|
64
|
О.Генри
Краткие сведения о
писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети
и взрослые в рассказе
|
1
|
кратко познакомить
учеников с биографией и творчеством О.Генри, совершенствовать навыки анализа
художественного произведения;
|
|
рассказ от другого
лица.
|
|
|
|
|
65
|
Х.К. Андерсен
Утверждение непреходящих христианских ценностей в
творчестве писателя.
|
1
|
Вспомнить
творчество Г.Х.Андерсена;
Раскрыть понятие
гордыни и сущности этого качества у людей.
|
литературная сказка (развитие представлений).
|
подробный пересказ,
краткий план, изложение с элементами рассуждения.
|
|
|
|
|
66
|
«Чайник»: мир добра и красоты.
|
1
|
|
|
|
|
67
|
Дж. Лондон
Краткие сведения о
писателе. «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн
мужеству и отваге, сюжет и основные образы
|
2
|
Раскрыть воспитательный
смысл произведения
|
|
подробный пересказ,
краткий план, изложение с элементами рассуждения.
|
|
|
|
|
68
|
М. Твет «Приключение Гекльберрифина»
|
1
|
Раскрыть
воспитательный смысл произведения
|
|
подробный пересказ,
краткий план, изложение с элементами рассуждения.
|
|
|
|
|
69-70
|
Итоговый урок
|
|
Урок викторина.
Рекомендации летнего чтения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.