Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРабочая программа по литературе , 11 класс

Рабочая программа по литературе , 11 класс

Скачать материал

 

Рабочая  программа

по литературе

в 11 классе

на 2014 - 2015 учебный год

(136 часов)

Пояснительная записка

      Рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: "Просвещение", 2008).

       Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

       Цель изучения литературы в школе - приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

       Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге.

       Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить обучающихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

       Содержание школьного литературного образования концентрично: оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5-6, 7-8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая - владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй - активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе - подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

       В 10-11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

       Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе 18, 19 и 20 веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме "Фольклор и литература" в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

       Программа 11 класса включает в себя произведения 20-го века русской и зарубежной литературы.

       В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе - внимание к книге; в 6 классе - художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе - литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. В 10 и 11 классах - линейный курс на историко-литературной основе (русская литература 19 и 20 веков).

       Важную роль в преподавании литературы играют межпредметные и внутрипредметные связи, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.

       Очень важно, чтобы у школьников год от года накапливались опыт работы с иллюстрациями, сведениями о выдающихся русских художниках, об их творчестве. Расширению представлений о биографии писателя, истоках его творчества, жизненной основе его произведений послужат материалы о литературных местах, помещенные в учебниках.

       Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора.

       Программа предлагает для изучения ранее не входившие в программы произведения писателей Русского зарубежья и другие художественные тексты, необходимые для обучающихся, расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представления о художественном наследии русской и зарубежной литературы.

       Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет обучающимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы - это живое поступательное движение. Решению  этих задач будет способствовать и внимание к вопросам традиций и новаторства в русской литературе, к истории создания отдельных произведений, к литературным и фольклорным истокам художественных образов, к вопросам теории литературы.

       Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение обучающихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, ученической исследовательской работы в профильном классе и пр.). Особое внимание нужно обратить на совершенствование речи обучающихся, систематически проводя подобную работу со школьниками на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи. В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и пр.). Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.

      

Содержание

(базовый уровень)

Введение

       Русская литература в контексте мировой художественной культуры ХХ столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в ХХ веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала ХХ века

       Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма русской классической литературы. Своеобразие реализма и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Иван Алексеевич Бунин

       Жизнь и творчество. (Обзор.)

       Стихотворения: "Крещенская ночь", "Собака", "Одиночество" (возможен выбор трех других стихотворений).

       Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

       Рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник". Своеобразие лирического повествования в прозе И.А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе "Господин из Сан-Франциско". Психологизм бунинской прозы и особенности "внешней изобразительности". Тема любви в рассказах  писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И.А. Бунина.

       Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Александр Иванович Куприн

       Жизнь и творчество. (Обзор.)

       Повести "Поединок", "Олеся", рассказ "Гранатовый браслет" (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести "Олеся", богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести "Поединок". Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях "Олеся", "Поединок". Любовь как высшая ценность мира в рассказе "Гранатовый браслет". Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А.И. Куприна.

       Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

 

Максим Горький

       Жизнь и творчество. (Обзор.)

       Рассказ "Старуха Изергиль". Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа "Старуха Изергиль".

       "На дне". Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. "Три правды" в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

       Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Серебряный век русской поэзии

Символизм

       "Старшие символисты": Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

       "Младосимволисты": А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

       Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов

       Слово о поэте.

       Стихотворения: "Творчество", "Юному поэту", "Каменщик", "Грядущие гунны". Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова - урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт

       Слово о поэте.

       Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и обучающихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: "Будем как солнце", "Только любовь", "Семицветник". Поэзия как выразительница "говора стихий". Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору ("Злые чары", "Жар-птица"). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б.Н. Бугаев)

       Слово о поэте.

       Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и обучающихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник "Золото в лазури"). Резкая смена ощущения мира художником (сборник "Пепел"). Философские раздумья поэта (сборник "Урна").

Акмеизм

       Статья Н. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм" как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев

       Слово о поэте.

       Стихотворения: "Жираф", "Озеро Чад", "Старый Конквистадор", цикл "Капитаны", "Волшебная скрипка", "Заблудившийся трамвай" (или другие стихотворения по выбору учителя и обучающихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию ХХ века.

Футуризм

       Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, "самовитого" слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), "Центрифуга" (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И.В. Лотарев)

       Стихотворения из сборников: "Громокипящий кубок", "Ананасы в шампанском", "Романтические розы", "Медальоны" (три стихотворения по выбору учителя и обучающихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

       Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

       Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок

       Жизнь и творчество. (Обзор.)

       Стихотворения: "Незнакомка", "Россия", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "В ресторане", "Река раскинулась. Течет, грустит лениво..." (из цикла "На поле Куликовом"), "На железной дороге" (указанные произведения обязательны для изучения).

       "Вхожу я в темные храмы...", "Фабрика", "Когда вы стоите на моем пути...". (Возможен выбор других стихотворений).

       Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: "Стихи о Прекрасной Даме". Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы "страшного мира", идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле "На поле Куликовом". Поэт и революция.

       Поэма "Двенадцать". История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию ХХ века.

       Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Велибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия

(Обзор)

Николай Алексеевич Клюев

       Жизнь и творчество. (Обзор.)

       Стихотворения: "Рождество избы", "Вы обещали нам сады...", "Я посвященный от народа...". (Возможен выбор трех других стихотворений). Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин

       Жизнь и творчество. (Обзор).

       Стихотворения: "Гой ты, Русь моя родная!..", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Мы теперь уходим понемногу...", "Письмо матери", "Спит ковыль. Равнина дорогая...", "Шаганэ ты моя, Шаганэ!..", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Русь советская", "Сорокоуст" (указанные произведения обязательны для изучения).

       "Я покинул родимый дом...", "Собаке Качалова", "Клен ты мой опавший, клен заледенелый..." (Возможен выбор трех других стихотворений).

       Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея "узловой завязи" природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.

       Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла ("Персидские мотивы").

       Теория литературы.  Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-х годов ХХ века

       Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и обучающихся).

       Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения ("Пролеткульт", "Кузница", ЛЕФ, "Перевал", конструктивисты, ОБЭРИУ, "Серапионовы братья" и др.)

       Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, З. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

       Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обериуты).

       Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения ("Конармия" И. Бабеля, "Россия, кровью умытая" А. Веселого, "Разгром" А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения ("Плачи" А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; "Солнце мертвых" И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи ("Голый год" Б. Пильняка, "Ветер" Б. Лавренева, "Чапаев" Д. Фурманова).

       Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. "Дюжина ножей в спину революции", Тэффи. "Ностальгия").

       Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский

       Жизнь и творчество. (Обзор).

       Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно", "Лиличка!", "Юбилейное", "Прозаседавшиеся" (указанные произведения являются обязательными для изучения).

       "Разговор с фининспектором о поэзии", "Сергею Есенину", "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви", "Письмо Татьяне Яковлевой". (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений).

       Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос и живопись. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.

       Традиции Маяковского в российской поэзии ХХ столетия.

       Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 30-х годов ХХ века

(Обзор)

       Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.

       Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смеляков, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.

       Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой "Петр Первый", Ю. Тынянов "Смерть Вазир-Мухтара", поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

       Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.

Михаил Афанасьевич Булгаков

       Жизнь и творчество. (Обзор).

       Роман "Мастер и Маргарита       История создания и публикации романа "Мастер и Маргарита". Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. "Мастер и Маргарита" - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

       Традиции европейской и отечественной литературы в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (И.-В. Гете, Э.Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь).

       Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе ХХ века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов

       Жизнь и творчество. (Обзор).

       Повесть «Сокровенный человек» Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М.Е. Салтыков-Щедрин).

       Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова

       Жизнь и творчество. (Обзор).

       Стихотворения: "Песня последней встречи...", "Сжала руки под темной вуалью...", "Мне ни к чему одические рати...", "Мне голос был. Он звал утешно...", "Родная земля" .

       "Я научилась просто, мудро жить...", "Приморский сонет». Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

       Поэма "Реквием". Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание "Реквиема". Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

       Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам

       Жизнь и творчество. (Обзор).

       Стихотворения: "Notre Dame", "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Я вернулся в мой город, знакомый до слез..." . "Silentium", "Мы живем, под собою не чуя страны...".

       Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и "век-волкодав". Поэзия Мандельштама в конце ХХ - начале ХХI века.

       Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева

       Жизнь и творчество. (Обзор).

       Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...", "Тоска по родине! Давно..." .

       "Попытка ревности", "Стихи о Москве", "Стихи к Пушкину".

       Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, "читателей газет". Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии ХХ века.

       Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

                                                                       Н. Заболоцкий

Стихотворения. Человек и природа в поэзии Заболоцкого. Тема жизненного подвига. Ритмическое своеобразие лирики.

                                                 Михаил Александрович Шолохов

       Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор).

       "Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л.Н. Толстого в прозе М.А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе ХХ века.

       Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Литература периода Великой Отечественной войны

(Обзор)

       Литература "предгрозья": два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы "Зоя" М. Алигер, "Февральский дневник" О. Берггольц, "Пулковский меридиан" В. Инбер, "Сын" П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

       Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

       Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца "Дракон".

       Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины ХХ века.

Литература 50-90-х годов

(Обзор)

       Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.

       Новые темы, идеи, образы в поэзии периода "оттепели" (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

       "Городская" проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

       "Деревенская" проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.

       Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина ("Пять вечеров"), А. Арбузова ("Иркутская история", "Жестокие игры"), В. Розова ("В добрый час!", "Гнездо глухаря"), А. Вампилова ("Прошлым летом в Чулимске", "Старший сын") и др.

       Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

       Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

       Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский

       Жизнь и творчество. Личность. (Обзор).

       Стихотворения: "Вся суть в одном-единственном завете...", "Памяти матери", "Я знаю, никакой моей вины..." .

       "В тот день, когда закончилась война...", "Дробится рваный цоколь монумента...", "Памяти Гагарина". (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

       Лирика крупнейшего русского эпического поэта ХХ века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

       Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак

       Жизнь и творчество. (Обзор).

       Стихотворения: "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя ночь" .

       "Марбург", "Быть знаменитым некрасиво...". (Возможен выбор двух других стихотворений). Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, "дойти до самой сути" явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.

       Роман "Доктор Живаго" (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл "Стихотворения Юрия Живаго" и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын

       Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор).

       Повесть "Один день Ивана Денисовича" (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. «Архипелаг ГУЛАГ»

       Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов

       Жизнь и творчество. (Обзор).

       Рассказы "На представку", "Сентенция". (Возможен выбор двух других рассказов). Автобиографический характер прозы В.Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность "Колымских рассказов" и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы "в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности". Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

       Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов

       "Видения на холме", "Русский огонек", "Звезда полей", "В горнице" (или другие стихотворения по выбору учителя и обучающихся).

       Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Виктор Петрович Астафьев

       "Царь-рыба". Взаимоотношения человека и природы в романе "Царь-рыба".

Валентин Григорьевич Распутин

        "Живи и помни".        Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести "Живи и помни" с традициями русской классики.

Иосиф Александрович Бродский

       Стихотворения: "Осенний крик ястреба", "На смерть Жукова", "Сонет" ("Как жаль, что тем, чем стало для меня..."). (Возможен выбор трех других стихотворений).

       Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. "Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму" (В.А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

       Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Юрий Валентинович Трифонов

       Повесть "Обмен". "Городская" проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А.П. Чехова в прозе Ю.В. Трифонова.

       Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).

 

Александр Валентинович Вампилов

       Пьеса "Утиная охота". (Возможен выбор другого драматического произведения.)

       Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России

                                                                         Расул Гамзатов.

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Журавли»,  «В горах джигиты ссорились, бывало…». Проникновенное звучание темы Родины в лирике Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве поэта  

 Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца ХХ - начала ХХ1 века

       Общий обзор произведений последнего десятилетия.

       Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

       Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова  и др.

Из зарубежной литературы

Джордж Бернард Шоу

       "Дом, где разбиваются сердца»       "Дом, где разбиваются сердца". Влияние А.П. Чехова на драматургию Д.Б. Шоу. "Английская фантазия на русские темы". Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.

.

       Теория литературы.  Парадокс как художественный прием.

Эрнест Миллер Хемингуэй

       Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов "И восходит солнце", "Прощай, оружие!".

       Повесть "Старик и море" как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя - старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести ("Человека можно уничтожить, но его нельзя победить").

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся в 11 классе:

 

Обучающиеся должны знать/понимать:

 

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 20-го века, этапы их творческой эволюции;

- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

- основные теоретико-литературные понятия.

 

Обучающиеся должны уметь:

 

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять "сквозные темы" и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

 

Произведения для заучивания наизусть

 

И.А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору обучающихся).

В.Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору обучающихся).

Н.С. Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору обучающихся).

А.А. Блок. Незнакомка. Россия. "Ночь, улица, фонарь, аптека...".

В.В. Маяковский. А вы могли бы? Послушайте!

С.А. Есенин. Письмо к матери. "Шаганэ ты моя, Шаганэ!.." "Не жалею, не зову, не плачу...".

М.И. Цветаева. "Моим стихам, написанным так рано..." Стихи к Блоку ("Имя твое - птица в руке..."). "Кто создан из камня, кто создан из глины...".

О.Э. Мандельштам. Notre Dame. "Я вернулся в мой город, знакомый до слез...".

А.А. Ахматова. "Мне ни к чему одические рати..." "Мне голос был. Он звал утешно..." Родная земля.

Б.Л. Пастернак. "Февраль. Достать чернил и плакать!.." Определение поэзии. "Во всем мне хочется дойти до самой сути...".

 

                         Основные виды письменных и устных работ

 

Письменно:

 

       Составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.

       Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений.

       Создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эссе, очерка - на выбор).

       Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере.

       Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу художника-иллюстратора.

 

Устно:

 

       Выразительное чтение текста художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментированное чтение.

       Устный пересказ всех видов - подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный (с максимальным использованием худо-жественных особенностей изучаемого текста) - главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т. д.

       Подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений, изучаемых по программе старших классов.

       Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализа отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.

       Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера, спектакль или работу актера, выставку картин или работу одного художника, актерское чтение, иллюстрации и пр.

       Подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями.

       Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т. д.)

       Использование словарей различных типов (орфографических, орфоэпических, мифологических, энциклопедических и др.), каталогов школьных, районных и городских библиотек.

Виды контроля:

 

       промежуточный:

- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

- выразительное чтение текста художественного произведения;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- устный или письменный ответ на вопрос;

- устное словесное рисование;

- комментированное чтение;

- характеристика героя или героев ( индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.);

- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;

- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонентов.

     

     итоговый:

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

- письменный развернутый ответ на проблемный вопрос;

- творческий зачет;

 

               Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

 

Для обучающихся:

1. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Русская литература 20 века. 11 класс./ Под редакцией В.П. Журавлёва. - М.: Просвещение, 2008 г.    

Для учителя:

1.      Поурочные разработки по русской литературе.  20 век. / Егорова Н.В., Золотарёва И.В. – М. «Вако», 2003

2.      Уроки литературы в 11 классе/ В.А. Чалмаев, Т.Ф. Мушинская и др.- М.: Просвещение, 2000

3.      Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс: Серебряный век русской поэзии: В 2ч./ Под ред. Л.Г. Максидоновой. М.: ВЛАДОС,2000

4.      Карсалова Е.В., Леденёв А.В., Шаповалова Ю.М. «Серебряный век» русской поэзии. Пособие для учителей. Новая школа,1996

5.      Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10-11 классы: Метод.пособие. М.: Дрофа,1996

6.      Скоркина Н.М. Нестандартные уроки по литературе.9-11 классы. Волгоград

7.      Обучающие практические работы по литературе. 9-11 классы / Т.Н. Андреева, Е.Б. Кузина и др. - М.: Дрофа, 2005

8.      Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе  XX века:11класс-М.: ВАКО, 2005 

Учебно-тематический план

(136 часов)

Наименование

разделов и тем

Максималь-

ная

нагрузка учащегося, ч.

Из них на развитие

речи,

ч.

Сочине-

ния

 

контрольные тесты

1.

 Повторение изученного - 10 ч.

 

10

-

-

2

Введение. Литература начала 20 века

2

 

 

3.

И.А. Бунин 

4 ч.

1

1/0

4

А.И. Куприн

 3 ч.

2

2/1

5

Поэзия Серебряного века

2 ч.

3

 

6

 

 А.М. Горький .

 

5

2

2/1

7

 А.А. Блок

 

4 ч.

2

2/0

8.

 С. А. Есенин

4 ч.

 

2

2/0

9.

. В.В. Маяковский 

 

5

3

3/0

10.

9. А.А. Фадеев

 

 3 ч.

1

1

11.

Е.И. Замятин

 

2

 

 

12.

 А.А.Платонов

2

2

2

13.

.М.А. Булгаков

 

7

2

2/1

14.

 

А.Н. Толстой .

 

2

 

 

15.

 А.А. Ахматова

5

1

1

16

О.Э. Мандельштам

1

 

 

17.

 

 М.И. Цветаева

3

1

1

18

 Н.А. Заболоцкий

 

1

 

 

19

 

М.А. Шолохов

 

6

3

3

20.

 Великая Отечественная война в литературе

 

2

2

2/0

21.

 А.Т. Твардовский

 

4

2

1

22.

Б.Л. Пастернак

 

4

1

1/0

23.

Литература оттепели

 

7

-

 

24

А.И. Солженицын

В. Шаламов

 

7

2

2/0

25.

 Литература последних десятилетий

 

8

2

2/1

26.

 Зарубежная литература

 

3

-

-

27.

Итого

136

32

32/4

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема урока

дата

 

ПОВТОРЕНИЕ   ИЗУЧЕННОГО

 

1.

А.С. Грибоедов "Горе от ума". Чацкий против фамусовской Москвы

 

2.

А.С. Пушкин. Проблемы цели и смысла жизни в романе "Евгений Онегин"

 

3.

Нравственные проблемы романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

 

4

Н.В. Гоголь "Мертвые души". Особенности жанра и композиции. Лирические отступления

 

5

Н.В. Гоголь "Мертвые души". Особенности жанра и композиции. Лирические отступления

 

6

А.Н. Островский. Смысл названия, конфликт, образы и герои "Грозы" и "Бесприданницы"

 

7

И.С. Тургенев. Автор и его герой в романе "Отцы и дети"

 

8.

Н.А. Некрасов. Как понимают счастье герои и автор поэмы "Кому на Руси жить хорошо"

 

9.

Ф.М. Достоевский. Борьба идей в романе "Преступление и наказание"

 

10.

Л.Н. Толстой. "Мысль народная" и "мысль семейная" в романе "Война и мир". Поиски смысла жизни

 

11

А.П. Чехов. Нравственный выбор героя ("Ионыч"). "Вишневый сад"

 

ВВЕДЕНИЕ

12.

Россия рубежа ХIХ-ХХ веков. Историко-культурная ситуация

 

13

Русская литература на рубеже веков

 

И.А.   БУНИН   (1870-1953)

14.

И.А. Бунин. Жизнь, творчество, судьба. "Чудная власть прошлого" в рассказе "Антоновские яблоки"

 

15.

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

 

16.

"Живая вода сердца, чистая влага любви, печали, нежности". Рассказы И.А. Бунина о любви

 

17.

"Когда весь мир любил я..." Поэзия Бунина

 

18.

Рр-1. Обучение анализу лирического произведения

 

А.И.   КУПРИН   (1870-1938)

19

А.И. Куприн "Олеся". Богатство духовного мира героини, трагичность судьбы

 

20.

21.

"Да святится имя твое..." Талант любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет"

 

22.

23.

Рр-2-3. Сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна

 

ПОЭЗИЯ   СЕРЕБРЯНОГО   ВЕКА

24.

Поэзия Серебряного века. Символизм

 

25.

Акмеизм. Футуризм

 

26.

27.

Рр-4-5. Семинар "Поэзия Серебряного века"

 

28.

Рр-6. Чтение наизусть и анализ стихотворений поэтов Серебряного века

 

А.М.   ГОРЬКИЙ   (1868-1936)

29.

М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького

 

30.

Композиция романтических рассказов Горького

 

31.

Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького "На дне"

 

32.

"Во что веришь - то и есть". Роль Луки в драме "На дне"

 

33.

Вопрос о правде в драме Горького "На дне". "Что лучше - жалость или истина"

 

34.

35.

Рр-7-8. Сочинение по творчеству М. Горького

 

А.А.   БЛОК   (1880-1921)

36.

А.А. Блок. Трагедия поэта в "страшном мире". Романтический мир раннего Блока

 

37.

Рр-9. Анализ стихотворения А. Блока "Незнакомка"

 

38.

"Это все - о России" (Блок). Тема Родины в творчестве Блока

 

39.

Рр-10. Обучение анализу стихотворения

 

40.

41.

Поэма А. Блока "Двенадцать". "Слушайте революцию!"

 

С.А.   ЕСЕНИН   (1895-1925)

42.

Новокрестьянская поэзия. Клюев.

 

43.

Сергей Есенин как национальный поэт. "В сердце светит Русь"Лирика С. Есенина. Глубокое чувство Родины и родной природы

 

44.

Рр-11. Искренняя любовь и сострадание ко всему живому. Обучение анализу лирического произведения

 

45.

Любовная лирика Есенина

 

46.

Рр-12. Анализ стихотворений С. Есенина

 

47.

"Анна Снегина" - поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме

 

В.В.   МАЯКОВСКИЙ   (1893-1930)

48.

Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского

 

49.

Поэма "Облако в штанах"

 

50.

Маяковский и революция

 

51.

Рр-13. Анализ стихотворений В. Маяковского

 

52.

Тема поэта и поэзии в творчестве поэта. Поэма "Во весь голос"

 

53.

Сатира Маяковского

 

54.

55.

Рр-14-15. Сочинение по творчеству А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского

 

ЛИРЕТАРУРА   30-Х   ГОДОВ

56.

57.

Рр-16-17. Семинар "Идейно-художественные позиции русских писателей в освещении Гражданской войны"

 

А.А.   ФАДЕЕВ (1901-1956)

58.

Роман А. Фадеева "Разгром". Особенности жанра и композиции

 

59.

Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А. Фадеева "Разгром"

 

60.

Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе

 

Е.И.   ЗАМЯТИН   (1884-1937)

61.

Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина "Мы"

 

62.

Судьба личности в тоталитарном государстве

 

А.П.   ПЛАТОНОВ   (1899-1951)

63.

Оставаться человеком!.. Трудная судьба А. Платонова. Пророческое слово Платонова. Характерные черты времени в повести  «Сокровенный человек».

 

64.

Пространство и время в повести «Сокровенный человек».. Метафоричность художественного мышления автора

 

65.

66.

Рр-18-19. Сочинение по творчеству А. Фадеева, Е. Замятина, А. Платонова

 

М.А.   БУЛГАКОВ   (1891-1940)

67.

М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, судьба

 

68.

История создания  романа М.М.Булгакова «Мастер и Маргарита».Проблемы, жанр и композиция.

 

69.

Три мира в романе "Мастер и Маргарита

 

70.

Проблематика ершалаимских глав. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести.

 

71.

Московские главы. Мастерство Булгакова – сатирика. Воланд и москвичи

 

72.

" Московские главы. Мастерство Булгакова – сатирика. Воланд и москвичи

 

73.

Тема любви и творчества в романе История Мастера и Маргариты.

 

74.

75.

Рр-20-21. Сочинение по творчеству М. Булгакова

 

А.Н.  ТОЛСТОЙ   (1883-1945)

76.

Тема русской истории в творче-стве А.Н. Толстого. Панорама русской жизни в романе "Петр-I"

 

77.

Образ Петра в романе А.Н. Тол-стого "Петр-I"

 

А.А.   АХМАТОВА   (1889-1966)

78.

А.А. Ахматова - "голос своего поколения". Чудодейственные родники поэзии Ахматовой. Жизненный и творческий путь

 

79.

Тематика лирики Ахматовой. Тема Родины в лирике Ахматовой

 

80.

Рр-22. Обучение анализу стихотворения

 

81.

 

"Ад и его преодоление". Тема народного страдания и скорби в поэме А. Ахматовой "Реквием"

 

 

                                                     О. Э. Мандельштам

   

82

Жизнь и творчество. (Обзор).

       Стихотворения: "Notre Dame", "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Я вернулся в мой город, знакомый до слез...". "Silentium", "Мы живем, под собою не чуя страны....

      

 

М.И.   ЦВЕТАЕВА   (1892-1941)

83.

 

Поэтический мир Марины Цветаевой

 

84.

Рр-23. Анализ стихотворения М. Цветаевой "Молодость"

 

 

 

Н.А.   ЗАБОЛОЦКИЙ   (1903-1958)

 

86

Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого

 

 

М.А.   ШОЛОХОВ   (1905-1984)

87.

88.

М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность. "Донские рассказы"

 

89.

Картины жизни донских казаков в романе "Тихий Дон"

 

90.

"Чудовищная нелепица войны" в изображении Шолохова

 

91.

"В мире, расколотом надвое". Гражданская война в изображении Шолохова

 

92.

Судьба Григория Мелехова

 

93

Женские судьбы в романе М.А.Шолохова Тихий Дон».

 

94.

95.

Рр-24-25. Сочинение по творчеству М.А. Шолохова

 

96

 

Рр26. Семинар "Крушение мечты о "всеобщем счастье""

 

ВЕЛИКАЯ   ОТЕЧЕСТВЕННАЯ   ВОЙНА   В   ЛИТЕРАТУРЕ

97.

Литература периода Великой Отечественной войны

 

98.

Поэзия войны

 

99.

100.

Рр-27-28. Семинар "Человек на войне, правда о нем"

 

А.Т.   ТВАРДОВСКИЙ   (1910-1971)

101.

А.Т. Твардовский. Творчество и судьба. Поэма"По праву памяти"

 

102.

Народный характер поэмы А.Т. Твардовского "Василий Теркин"

 

103

"Теркин на том свете" - поэма-сказка, поэма-сатира. Осмеяние уродливости бюрократизма, формализма, казенщины, рутины

 

104

Лирика Твардовского

 

Б.Л.   ПАСТЕРНАК   (1890-1960)

105.

Б.Л. Пастернак. Начало творческого пути. Лирика

 

106.

Человек, история и природа в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго"

 

107.

Христианские мотивы в романе "Доктор Живаго"

 

108.

Стихотворения Юрия Живаго

 

ЛИТЕРАТУРА   ОТТЕПЕЛИ

109.

Литература "оттепели"

 

А.И.   СОЛЖЕНИЦЫН   (1918-2010), В.Шаламов

110.

А.И. Солженицын. Судьба и творчество писателя

 

111.

112.

Рассказ А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича". Тема трагической судьбы в тоталитарном государстве

 

113

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. «Архипелаг ГУЛАГ»

 

114

В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

 

115

116.

Рр-29-30. Сочинение по творчеству А. Твардовского, Б. Пастернака, А. Солженицына, Шаламова.

 

117.

"Деревенская проза": истоки, проблемы, герои. Герои В. Шукшина

 

118.

"Городская проза". Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю. Трифонова "Обмен"

 

119.

Новые темы, проблемы, образы в поэзии периода "оттепели"

 

120.

"Тихая лирика" Николая Рубцова

 

121.

Драматургия А. Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе "Старший сын"

 

122.

Авторская песня. Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора. Ю.Кима.

Б.Ш.Окуджавы. В.Высоцкого Военные мотивы в лирике Высоцкого и Окуджавы.

 

ЛИТЕРАТУРА   ПОСЛЕДНИХ   ДЕСЯТИЛЕТИЙ   ХХ   ВЕКА

123.

Литература последних десятилетий

 

124.

 

Взаимоотношения человека и природы в повествовании в рассказах В. Астафьева "Царь-рыба"

 

125.

Нравственное величие русской женщины в повести В. Распутина "Живи и помни"

 

126.

Нравственные проблемы произведений В. Распутина. "Прощание с Матерой"

 

127.

.

Иосиф Бродский Стихотворения: "Осенний крик ястреба", "На смерть Жукова", "Сонет" ("Как жаль, что тем, чем стало для меня...").

       Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

 

 

128.

В. Быков. Повесть«Сотников».Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа. 

 

 

129

                                        ЛИТЕРАТУРА народов России

129

Расул Гамзатов. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Журавли»,  «В горах джигиты ссорились, бывало…». Проникновенное звучание темы Родины в лирике Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве поэта

 

130.

131.

Литература на современном этапе

 

132.

133.

 Рр-31-32 Сочинение по произведениям последних десятилетий

 

ЗАРУБЕЖНАЯ   ЛИТЕРАТУРА

134.

Д.Б. Шоу "Дом, где разбиваются сердца". Духовно-нравственные проблемы пьесы

 

135

Э.М. Хемингуэй Духовно-нравственные проблемы повести "Старик и море"

 

136.

Итоговый контрольный тест

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по литературе , 11 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Техник-конструктор

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа составлена  с опорой на программу В.Я.Коровиной из расчёта 4 часа в неделю (базовый уровень) и на учебник "Русская литература 20 века " под редакцией В.П. Журавлева,в соответствии с требованиями : пояснительная записка, место предмета в учебном плане, содержание образования, требования к  уровню подготовки обучающихся в 11 классе,виды контроля, перечень учебно-методической литературы, календарно-тематическое планирование. Уроки повторения изученного в 10 классе вводятся в начале учебного года с тем, чтобы облегчить подготовку к выпускному сочинению.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 900 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2459
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3160
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 373
    • DOCX 378 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рукасуева Ангелина Митрофановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14229
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Подростковые проблемы: индивидуальный подход

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 388 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 252 человека

Мини-курс

Основы дизайна в Figma

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 28 регионов

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе