№ урока
|
Тема урока
|
Элементы содержания
|
Виды учебной деятельности
|
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Виды контроля
|
Домашнее задание
|
Сроки проведения
|
1.
|
Введение. Художественная литература как
искусство слова.
|
Художественная литература как искусство
слова. Развитие понятия о художественном образе.
|
Чтение вступительной статьи учебника,
составление таблицы
|
Знать образную природу словесного искусства,
роль литературы в общественной и культурной жизни; уметь аргументировано
отвечать на вопросы.
|
Ответы на вопросы.
|
Ответы на вопросы учебника 1-4.
|
|
2.
|
Древнерусская литература.
|
ДРЛ. Поучения – традиционный жанр
древнерусской литературы. Религиозно-назидательный характер поучений.
|
Лекция учителя, выразительное чтение,
комментированное чтение, беседа по вопросам, словарная работа, составление
конспекта.
|
Дать понятие о древнерусской литературе, ее
специфике, особенностях ее традиций; обзорно познакомить с жанрами ДРЛ.
|
Ответы на вопросы.
|
Прочитать «Поучение Владимира Мономаха».
|
|
3.
|
«Поучение Владимира Мономаха».
|
«Поучение Владимира Мономаха» как
историко-политический трактат, рисующий образ идеального государственного
деятеля, мудрого политика, борца за единство Руси. Автобиографические мотивы в
«Поучении…»
|
Выразительное чтение, комментированное
чтение, беседа по вопросам, словарная работа, составление конспекта.
|
Знать понятие жанра поучений, содержание
«Поучения…», понимать идейное содержание «Поучения…».
|
Беседа по вопросам учебника.
|
Написать краткое поучение, обращенное к
кому-нибудь из своих близких и друзей, используя соответствующую лексику.
|
|
4.
|
Русская литература 18 века. Классицизм.
|
Краткие сведения о литературе 18 века.
Русский классицизм. Фонвизин – известный драматург, сатирик эпохи классицизма
в русской литературе. Краткая биография.
|
Лекция учителя, чтение статьи учебника,
беседа по вопросам, составление конспекта.
|
Знать особенности русской литературы 18 в.,
понятие «классицизм», принципы классицизма, биографию писателя.
|
Беседа по вопросам.
|
Прочитать комедию «Недоросль».
|
|
5.
|
Д.И.Фонвизин – сатирик эпохи возрождения.
Комедия «Недоросль».
|
Комедия «Недоросль» - произведение эпохи
классицизма в России. Злонравные и добродетельные персонажи (Простакова,
Митрофан, Скотинин, Правдин, Стародум, Софья, Милон). Обличение невежества,
безнравственность провинциальных помещиков-крепостников.
|
Выразительное чтение по ролям эпизодов
комедии, беседа по вопросам, характеристика персонажей.
|
Знать содержание комедии, уметь
анализировать персонажей , понимать идейное содержание комедии.
|
Выразительное чтение, пересказ отдельных
глав, характеристика персонажей.
|
Ответы на вопросы.
|
|
6.
|
Комедия «Недоросль».
|
Проблема воспитания истинного гражданина.
Гуманистическая направленность комедии.
|
Выразительное чтение по ролям эпизодов
комедии, беседа по вопросам.
|
Знать содержание комедии, уметь
анализировать персонажей , понимать идейное содержание комедии.
|
Ответы на вопросы.
|
Мини-сочинение «Каким вы представляете
Митрофана через 10-15 лет?»
|
|
7.
|
А.Н.Радищев.
|
Биография писателя.
|
Чтение статьи, конспектирование, ответы на
вопросы.
|
Знать биографию писателя.
|
Ответы на вопросы.
|
Пересказать близко к тексту описание
крестьянской избы в главе «Пешки»; выписать из текста цитаты, характеризующие
тяжелое положение крепостных крестьян.
|
|
8.
|
Жанр путешествия. «Путешествие из Петербурга
в Москву» А.Н.Радищева.
|
Жанр путешествия как форма панорамного
изображения русской жизни. Главы «Любани, «Спасская Полесть» и
«Пешки».Гневный протест писателя против крепостного права и самодержавия, против
угнетения человека человеком. Вера в торжество справедливости и в светлое
будущее России.
|
Чтение фрагментов книги Радищева, пересказ
главы «Любани», комментирование текста.
|
Знать особенности жанра путешествие,
просветительские взгляды Радищева, строить высказывание. Определять тему,
идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения.
|
Ответы на вопросы.
|
Прочитать главу «Любани» из «Путешествия…»
|
|
9-10.
|
Урок развития речи. Сжатое изложение с творческим
заданием по главе «Любани»
|
Быт и нравы крепостнической Руси в главе
«Любани», гражданский пафос автора «Путешествия из Петербурга в Москву»
|
Письменный сжатый пересказ главы «Любани»,
построение рассуждения.
|
Знать приемы сжатия текста, письменно
строить высказывание, редактировать текст.
|
Сжатое изложение и письменный ответ на
вопрос «Какие чувства владеют авторомпри описании жизни крестьян в главе
«Любани»?»
|
|
|
11.
|
Русская литература 19 века. А.С.Пушкин –
гениальный русский поэт.
|
Краткий историко-литературный обзор данного
периода. Биография писателя. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь,
дружба, творчество).
|
Лекция учителя, чтение статьи учебника,
ответы на вопросы.
|
Знать основные этапы жизненного и
творческого пути А.С.Пушкина, понимать значение Пушкина для русской культуры,
уметь строить высказывание, отбирать необходимый материал для составления
летописи жизни и творчества поэта.
|
Составление летописи жизни и творчества
поэта.
|
Рассказать о поэте.
|
|
12.
|
«Друзья мои, прекрасен наш союз!» Дружба и
друзья в лирике А.С.Пушкина.
|
«19 октября», «19 октября 1827 года» - стихи
о лицейской дружбе. Воспевание бескорыстных дружеских чувств и преданности
лицейских товарищей.
|
Чтение и восприятие стихотворений, ответы на
вопросы репродуктивного характера, выразительное чтение стих., сообщение
учащихся о друзьях и адресатах дружеской лирики.
|
Знать, как развивалась тема дружбы в лирике
Пушкина, адресатов дружеской лирики; понимать образную природу стихотворений
о дружбе, нравственную основу лирики, уметь воспринимать и анализировать
стихотворения, выразить свое отношение к прочитанному, выразительно читать.
|
Ответить на вопросы.
|
Выучить наизусть один из понравившихся
отрывков из стихотворений.
|
|
13.
|
Вольнолюбивая лирика Пушкина.
«Во глубине сибирских руд…»
|
«Во глубине сибирских руд…». Восхищение
поэта мужеством декабристов, вера в торжество светлых идеалов.
|
Выразительное чтение стих., ответы на
вопросы репродуктивного характера, анализ текста стих. по опорным вопросам.
|
Знать: какое воплощение в стихах Пушкина
нашла тема свободы; понимать идейно-художественное своеобразие вольнолюбивой
лирики А.С.Пушкина; уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
|
Выразительное чтение наизусть, ответить на
вопросы.
|
Выучить стихотворение наизусть.
|
|
14.
|
Вольнолюбивая лирика Пушкина. «Анчар».
|
«Анчар» - одно из самых ярких произведений
вольнолюбивой лирики Пушкина. Осуждение произвола и деспотизма, рабства и
тирании. Значение символического образа «древа яда».
|
Выразительное чтение стих., ответы на
вопросы репродуктивного характера, анализ текста стих. по опорным вопросам.
|
Знать: какое воплощение в стихах Пушкина
нашла тема свободы; понимать идейно-художественное своеобразие вольнолюбивой
лирики А.С.Пушкина; уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
|
Выразительное чтение наизусть, ответить на
вопросы.
|
Выразительное чтение стихотворения «Анчар».
|
|
15.
|
Философская лирика Пушкина.
|
«Подражание Корану» - произведение
философской лирики поэта. Иносказательный смысл стихотворения.
Тема человеческого греха и ответственности
человека перед Богом.
|
Выразительное чтение стих., ответы на
вопросы репродуктивного характера, анализ текста стих. по опорным вопросам.
|
Знать философские мотивы в лирике Пушкина;
уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
|
Ответы на вопросы.
|
|
|
15.
|
Философская лирика Пушкина.
|
«Осень». История создания стихотворения
(вторая Болдинская осень). Поэтическое описание Пушкиным его любимого времени
года. Лирический герой произведения. Образная система. «Вновь я посетил…» -
один из лучших образцов философской лирики Пушкина. Созидательная идея о
преемственности поколений в произведении. Нерифмованный (белый) стих.
|
Выразительное чтение стих., ответы на
вопросы репродуктивного характера, анализ текста стих. по опорным вопросам.
|
Знать философские мотивы в лирике Пушкина;
уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
|
Ответы на вопросы.
|
Ответы на вопросы. Инд. зад.: сообщения об
адресатах любовной лирики поэта.
|
|
16.
|
Любовная лирика А.С.Пушкина.
|
«Не пой, красавица, при мне…», «На холмах
Грузии лежит ночная мгла…» - произведения любовной лирики поэта. Поэтический
образ любимой женщины.
|
Восприятие стих., ответы на вопросы,
сообщения учащихся об адресатах любовной лирики поэта, выразительное чтение
стих.. анализ стих.
|
Знать адресатов любовной лирики, понимать
образно-стилистическое богатство любовной лирики Пушкина; уметь выразительно
читать стих., строить устные и письменные высказывания, участвовать в
диалоге.
|
Ответить на вопросы.
|
Выучить наизусть одно из стихотворений.
|
|
17.
|
Размышления о поэте и поэзии. «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный…».
|
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина. «Я
памятник воздвиг себе нерукотворный…» - стихотворение Пушкина, подводящее
итог его размышлениям о поэте и поэзии. Эпиграф к стихотворению. Лексика
произведения.
|
Чтение и восприятие стихотворения, ответы на
вопросы.
|
Понимать идейное содержание стихотворения,
строить монологические высказывания.
|
Ответить на вопросы.
|
Выучить стихотворение наизусть.
|
|
18
|
Тема русской истории в творчестве
А.С.Пушкина. Замысел создания романа «Капитанская дочка».
|
Отношение поэта к прошлому России. Отражение
событий пугачевского восстания в художественном произведении и в историческом
труде писателя. Эволюция замысла романа. Вымышленные герои и их подлинные
прототипы.
|
Чтение статьи в учебнике о повести
«Капитанская дочка», ответы на вопросы.
|
Знать творческую историю романа «Капитанская
дочка», понимать, чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины 2.
|
Ответить на вопросы.
|
Перечитать главы 1-2, подготовить сжатый
пересказ.
|
|
19.
|
Формирование характера Петра Гринева.
|
Нравственная оценка личности героя. Гринев и
Савельич. Роль эпиграфов.
|
Осмысление сюжета произведения. Событий ,
характеров, ответы на вопросы, сжатый пересказ глав 1,2.
|
Понимать особенности жанра. Роль эпиграфов.
Уметь выделять сцены, рисующие формирование личности рассказчика до
«неожиданных происшествий». Имевших большое влияние на всю его жизнь и
приведших к серьезным изменениям и потрясениям.
|
Ответить на вопросы.
|
Перечитать главы 3-5. Подготовить краткий
рассказ о жизни Гринева до восстания. Сравнительную характеристику Гринева и
Швабрина.
|
|
20.
|
Проблемы чести, достоинства, нравственного
выбора в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
|
Путь духовного становления героя. Гринев и
Швабрин.
|
Краткий пересказ главы «Крепость», краткий
рассказ о жизни Гринева до восстания, устное словесное рисование (дуэль),
сравнительная характеристика Гринева и Швабрина, анализ текста.
|
Понимать, что самостоятельная жизнь Гринева
– это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, обогащение его внутреннего
мира; уметь анализировать текст, давать сравнительную характеристику героям.
|
Ответить на вопросы.
|
Подготовить сообщение «История отношений
Гринева и Маши Мироновой», перечитать главы 6-7.
|
|
21.
|
Маша Миронова – нравственный идеал
А.С.Пушкина.
|
Семья капитана Миронова. Маша Миронова – милый
Пушкину тип русской женщины. Нравственная красота героини. Смысл названия
романа.
|
Сообщение «История отношений Гринева и Маши
Мироновой», комментирование текста, анализ текста.
|
Понимать отношение автора и других
действующих лиц к героине. Уметь оценивать высокие духовные качества Маши, ее
близость к народу, объяснять смысл названия романа.
|
Ответить на вопросы.
|
Составить план характеристики Маши
Мироновой, подготовить к ней сообщении. Подготовить цитатный материал к теме
«Пугачев в романе».
|
|
22.
|
Тема «русского бунта» и образ Пугачева.
|
Отношение автора и рассказчика к народной
войне. Своеобразие личности Пугачева. Пугачев как историческое лицо и как
художественный образ.
|
Комментирование художественного текста (главы
«Вожатый», «Пугачевщина», «Приступ»), анализ.
|
Уметь объяснять отношение автора к проблеме
народного восстания, как к бунту, бессмысленному и беспощадному, масштаб и
сложность личности Пугачева, роль Пугачева в жизни героя, сравнивать Пугачева
и Екатерину 2.
|
Ответить на вопросы.
|
Составить план-характеристику к теме «Образ
Пугачева в романе А.С.Пушкина . Подготовить сообщение.
|
|
23.
|
«Капитанская дочка». Обобщающий урок.
|
Идейно-художественная структура романа, способы
выражения позиции автора. Историческая правда и художественный вымысел в
романе. Соотношение темы, идеи и художественных образов произведения. Историзм
худ. литературы, реализм, роман (начальные представления).
|
Характеристика образа Пугачева по плану.
|
Знать, как соотносятся в произведении
Историческая правда и художественный вымысел. Понимать место обычного
человека в великих исторических событиях
|
Ответить на вопросы.
|
Подготовить цитатный материал к образу
Гринева.
|
|
24-25.
|
Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская
дочка».
|
Тема, идея, план. Гринев в жизненных
испытаниях.
|
Систематизация отобранного материала,
составление плана.
|
Уметь обдумывать тему, определять основную
мысль сочинения в соответствии заданной темой, строить развернутые
высказывания, соблюдая нормы литературного языка.
|
Редактирование написанного. Создание
сочинения .
|
|
|
26.
|
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.
|
Сообщение о поэте.
|
Лекция учителя, чтение статьи, ответы на
вопросы.
|
Знать биографию поэта.
|
Ответы на вопросы.
|
Ответить на вопросы.
|
|
27.
|
«Смерть поэта». «Поэт».
|
Стихотворение «Смерть поэта» как гражданский
подвиг М.Ю.Лермонтова.
|
Выразительное чтение стих., анализ.
|
Понимать идейный смысл стихотворения, его
художественные особенности; уметь выразительно читать стих., строить высказывания,
отвечать на вопросы.
|
Ответы на вопросы.
|
Выучить стихотворение наизусть.
|
|
28.
|
Любовная лирика М.Ю.Лермонтова.
|
Тема любви в лирике Лермонтова. «Утро на
Кавказе». «Черкешенка». «Баллада».
|
Чтение и восприятие стих., ответы на
вопросы, выразительное чтение.
|
Понимать идейный смысл стихотворений, уметь
выразительно читать.
|
Ответы на вопросы.
|
Выразительное чтение стих.
|
|
29.
|
Тема родины и природы в лирике Лермонтова.
|
Тема родины в творчестве поэта. «Когда
волнуется желтеющая нива… ». Раздумья Лермонтова о судьбе России в стих.
«Родина»
|
Чтение и восприятие стих., ответы на
вопросы, выразительное чтение, анализ.
|
Понимать идейно-художественное своеобразие
стихотворений.
|
Ответы на вопросы.
|
Стих «Родина» выучить наизусть.
|
|
30.
|
Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Поэма
«Мцыри».
|
История создания поэмы «Мцыри». Тема и идея
произведения. Философский смысл эпиграфа. Композиция поэмы.
|
Чтение поэмы и статьи учебника, ответы на
вопросы, комментирование текста.
|
Понимать значение Кавказа для Лермонтова,
знать историю создания поэмы, ее сюжет, тему и идею произведения, роль
монолога в раскрытии внутреннего мира героя.
|
Ответы на вопросы.
|
Прочитать произведение.
|
|
31.
|
Судьба свободолюбивой личности в поэме.
Образ Мцыри.
|
Трагическое противопоставление человека и
обстоятельств. Романтический герой. Свободолюбие личности в поэме.
|
Пересказ жизни Мцыри в монастыре,
комментирование.
|
Понимать духовный мир, мысли и чувства
героя, замысел автора, средства раскрытия главного героя; уметь давать
характеристику литературному герою.
|
Составить плана характеристики главного
героя.
|
Подготовить рассказ о Мцыри по плану,
выучить наизусть отрывок из поэмы.
|
|
32.
|
«Мцыри». Выразительное чтение отрывка из
поэмы.
|
Рассказ о Мцыри, выразительное чтение
наизусть отрывка из поэмы.
|
Выразительное чтение наизусть отрывка из
поэмы.
|
Знать наизусть отрывок произведения,
выразительно прочитать его.
|
Выразительное чтение наизусть
|
|
|
33-34.
|
Уроки развития речи. Контрольное сочинение
по творчеству М.Ю.Лермонтова.
|
|
|
|
|
|
|
35.
|
Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. История
создания комедии «Ревизор» и ее первой постановки.
|
Н.В.Гоголь – писатель. Жизненная основа
комедии «Ревизор». «Ревизор» в театре.
|
Чтение статьи о писателе, сообщения учащихся
о постановке «Ревизора» в Москве.
|
Знать факты жизни и творческой деятельности
Н.В.Гоголя, историю создания и постановки комедии, понимать идейный замысел
комедии.
|
Ответить на вопросы.
|
Прочитать первое действие комедии. Составить
таблицу о чиновниках города.
|
|
36.
|
«Ревизор» как социальная комедия.
|
Разоблачение нравственных и социальных
пороков чиновничьей России.
|
Чтение замечаний для актеров, чтение по
ролям, устное словесное рисование, анализ текста пьесы, образов чиновников.
|
Знать содержание комедии, уметь подтверждать
примерами из первого действия повсеместность произвола и беззакония властей,
изображенных Гоголем, почувствовать нарастание страха, стремительность
развития первого действия, определить завязку действия комедии.
|
Ответить на вопросы.
|
Прочитать действия 2,3 комедии.
|
|
37.
|
Хлестаков и хлестаковщина.
|
Мастерство Гоголя-драматурга в создании
образа Хлестакова. Авторские средства раскрытия характера. Хлестаковщина как
нравственное явление.
|
Пересказ (прошлое Хлестакова), чтение по
ролям, анализ.
|
Уметь анализировать поступки, поведение,
характер Хлестакова в различных ситуациях, оценивать речь героя, понимать,
что такое хлестаковщина.
|
Ответить на вопросы.
|
Подготовить характеристику Хлестакова.
|
|
38.
|
Образ города и тема чиновничества в комедии.
Сатирическая направленность произведения.
|
Мастерство построения интриги в пьесе.
Особенности конфликта. Многозначность финала. Смысл эпиграфа.
|
Связный рассказ о городничем. Чтение по
ролям, комментирование, анализ глав.
|
Уметь объяснять композицию пьесы, уметь
делать обобщенные выводы о героях комедии, наблюдать над речью действующих
лиц.
|
Ответить на вопросы.
|
Подготовить сообщение «О чем говорят
«говорящие» фамилии в комедии?» Озаглавить каждое действие цитатами из
текста.
|
|
39.
|
Основной конфликт пьесы и способы его
разрешения. Силы обличения социального зла в комедии.
|
Знаменитые сцены и знаменитые реплики
комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в
пьесе.
|
Рецензия на самый комический эпизод в
комедии, сообщение «О чем говорят «говорящие» фамилии в «Ревизоре»?»; защита
вариантов цитатного плана комедии.
|
Уметь делать обобщенные выводы о героях
комедии, наблюдать над речью действующих лиц, определять роль ремарок.
|
|
|
|
40.
|
Н.В.Гоголь «Театральный разъезд после
представления комедии». В.Г.Белинский «Русская литература в 1841 году».
|
Единственно «честное, благородное» лицо в
комедии – смех. Оценка комедии В.Г.Белинским.
|
Чтение и анализ статей.
|
Знать мнение Белинского о комедии «Ревизор».
|
Ответить на вопросы.
|
|
|
41.
|
Урок развития речи. Сочинение по комедии
«Ревизор» Н.В.Гоголя.
|
|
|
|
|
|
|
42.
|
И.С.Тургенев. Повесть «Ася».
|
Жизнь и творчество писателя. Повесть «Ася».
История создания. Право личности на счастье, отношение человека к окружающему
миру, его место в природе – главные темы повести.
|
Сообщение о писателе, чтение отрывка,
анализ.
|
Знать биографию писателя, историю создания
произведения.
|
Ответить на вопросы.
|
Прочитать отрывок, ответить на вопросы.
|
|
43.
|
Характеристика героев повести «Ася».
|
|
Характеристика героя, выразительное чтение,
пересказ.
|
Знать героев произведения, уметь составлять
характеристику героев.
|
Ответить на вопросы.
|
Сделать устное сообщение (вопрос 6 учебника)
|
|
44.
|
Стихотворения в прозе. «Два богача», «Как
хороши, как свежи были розы…»
|
Стихотворения в прозе как лирический жанр.
Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе». Социальные мотивы в
стихотворениях в прозе Тургенева. Торжество вечно обновляющейся жизни на
земле.
|
Чтение и восприятие стихотворений,
выразительное чтение, анализ.
|
Знать определение понятия «стихотворение в
прозе», время создания, тематика, понимать нравственный смысл стихотворений.
|
|
Сочинить стихотворение в прозе
|
|
45.
|
Урок развития речи. Сочинение по творчеству
И.С.Тургенева.
|
|
|
|
|
|
|
46.
|
Н.А.Некрасов. Главная тема поэзии.
Стихотворение «Железная дорога».
|
Вехи жизни и творчества поэта, главная тема
поэзии, место стихотворения «Железная дорога» в творчестве поэта.
|
Рассказ учителя, выразительное чтение,
анализ стихотворения, беседа по вопросам.
|
Знать биографию писателя, место
стихотворения в творчестве поэта.
|
Ответить на вопросы учебника.
|
Выучить наизусть отрывок из стих.
|
|
47.
|
Картины подневольного труда и мысль о
величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога».
|
Двойственность чувств поэта: страдание за
народ и гордость за его свершения; риторическая направленность стихотворения,
трехсложные размеры стиха. Роль эпиграфа.
|
Рассказ учителя, выразительное чтение,
анализ стихотворения, беседа по вопросам, объяснение теоретических вопросов.
|
Знать определение понятия «эпиграф», тематику
стих., трехсложные размеры стиха; уметь анализировать стихотворение.
|
Выразительное чтение наизусть. Ответить на
вопросы.
|
|
|
48.
|
«Песня Еремушке», «Тройка»
|
«Песня Еремушке», Страстный призыв к новому
поколению демократической молодежи. Боль поэта за судьбу своего народа. Смысл
концовки стихотворения. «Тройка». Мотивы народной песни в лирике Некрасова.
Лиризм, искренность чувств – основные черты его лирических произведений. .горькие
раздумья автора о судьбе крестьянской девушки.
|
Чтение и анализ стихотворения.
|
Понимать идейное содержание стихотворения.
|
Беседа по вопросам.
|
Составить словесные портреты няни и
проезжего. Выучить наизусть несколько строк из стихотворения «Песня Еремушке».
|
|
49.
|
«Размышления у парадного подъезда».
|
«Размышления у парадного подъезда».
Сочувствие поэта обездоленным. Сатирическое
изображение людей господствующего класса. Антитеза как основной худ. прием,
раскрывающий идейное содержание стих. Связь картин природы с раздумьями поэта
о родине. Смысл заключительных строк стихотворения.
|
Рассказ учителя, выразительное чтение,
анализ стих.
Чтение и анализ стихотворения.
|
Понимать идейное содержание стихотворения.
Понимать идейное содержание стихотворения.
|
Беседа по вопросам.
Беседа по вопросам.
|
Выучить наизусть отрывок из стих.
«Размышления у парадного подъезда».
Сообщение А.А.Фете.
|
|
50.
|
Лирика А.А.Фета.
|
А.А.Фет – русский поэт 19 века. «Учись у них
– у дуба, у березы…», «Как много, Боже мой, за то б я отдал дней…». Природа –
объект эстетического восторга, художественного наслаждения поэта. Неразрывная
связь человека с природой в стихотворениях поэта. Мечта поэта о встрече с
любимой. Возвышенность чувств.
|
Чтение и анализ стихотворения. Анализ
средств выразительности.
|
Знать автора и факты его биографии,
литературной деятельности, уметь слышать музыкальный ритм поэтической речи
Фета.
|
Ответить на вопросы.
|
Написать мини-сочинение о восприятии вами
поэзии Фета.
|
|
51.
|
Н.С.Лесков «Левша» (Сказ о тульском косом
Левше и о стальной блохе». Изображение русского характера.
|
«Левша» - «шедевр лесковского творчества» (Ю.Нагибин).
Понятие о сказе. Национальный характер в рассказе: талант и трудолюбие как
отличительные черты русского человека.
|
Чтение и
восприятие художественного текста, ответы на вопросы, сообщение о Лескове и
рассказ о тульском мастеровом.
|
Знать автора и факты его биографии, литературной
деятельности, определение понятий «сказ», «эпическое повествование»,
содержание рассказа «Левша».
|
Рассказать о характере Левши, ответить на
вопросы.
|
Подготовить чтение по ролям сцен «Платов у
туляков», «Левша у англичан», «»Англичане дарят стальную блоху царю
Александру Павловичу»
|
|
52.
|
Народ и власть в сказе. Особенности языка
сказа
|
Проблема народа и власти в рассказе. Авторское
отношение к героям. Роль антитезы в сказе. Образ повествователя. Сказ Лескова
и фольклор. Особенности языка. Приемы сказочного повествования: зачин,
повторы, диалоги, концовка и их роль в произведении.
|
Ответы на вопросы, выразительное чтение,
комментарии к тексту, анализ текста.
|
Знать содержание рассказа, понимать, какое
отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти, уметь
объяснять, какого авторское отношение к героям, роль образа повествователя в
сказе; уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в
произведении.
|
Ответить на вопросы. Найти приемы сказочного
повествования.
|
Групповые задания: выписать из текста сказа
приемы сказочного повествования; пословицы и поговорки; примеры новых слов.
Ответить: кто и когда их произносит?
|
|
53.
|
Урок развития речи. Сочинение «Что я знаю о
народных умельцах (мастерах)»
|
|
|
|
|
|
|
54..
|
Рассказ «На краю света».
|
Художественное описание жизни, обычаев и
культурных традиций народов Сибири. Образ русского архиерея, просвещенного
человека, гуманиста. Рассуждения о «святой скромности православия», об особом
«русском Боге». Мысль о том, что принуждением и обольщением нельзя навязывать
человеку свою веру.
Фигура проводника как образ-символ доброты и
самоотверженности.
|
Ответы на вопросы, выразительное чтение,
комментарии к тексту, анализ текста.
|
Знать содержание рассказа, понимать, что
принуждением и обольщением нельзя навязывать человеку свою веру, понимать
фигуру проводника как образ-символ доброты и самоотверженности.
|
Ответить на вопросы.
|
Сообщение о Л.Н.Толстом. Прочитать рассказ
«После бала».
|
|
55.
|
Л.Н.Толстой «После бала». Обличительная сила
рассказа.
|
Слово о писателе. «После бала» как
воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Обличительная сила
рассказа. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи.
Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего
общества. Развитие понятия о сюжете и композиции произведения (антитеза как
способ построения произведения).
|
Ответы на вопросы, выразительное чтение,
комментарии к тексту, анализ текста.
|
Знать биографию писателя, содержание
рассказа, понимать мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь
окружающего общества.
|
Ответить на вопросы.
|
Написать сочинение «Полковник на балу и
после бала». Подготовить сообщение об А.П.Чехове.
|
|
56.
|
А.П.Чехов «Смерть чиновника».
|
Сообщение о писателе. «Смерть чиновника».
Жанр рассказа-анекдота, в котором через внешний комизм бытовых ситуаций
выражается критика рабской психологии запуганного человека. «Говорящие
фамилии» в рассказе. Юмористические рассказы, рассказы-анекдоты.
|
Ответы на вопросы, выразительное чтение,
комментарии к тексту, анализ текста.
|
Знать биографию писателя, содержание
рассказа, «говорящие фамилии» рассказа, рассказ-анекдот; понимать образ
Червякова как продолжателя галереи «маленьких людей» в русской литературе 19
века.
|
Ответить на вопросы.
|
Перечитать рассказы А.П.Чехова.
Подготовиться к сочинению «Мой любимый рассказ А.П.Чехова»
|
|
57.
|
Урок развития речи. Сочинение «Мой любимый
рассказ А.П.Чехова»
|
|
|
|
|
Подготовиться к контрольной работе по
литературе 19 века.
|
|
58.
|
Контрольная работа по произведениям русской
литературы 19 века.
|
Изученные в этом году произведения.
|
Ответить на вопросы.
|
Знать авторов, содержание произведений,
героев; уметь анализировать.
|
Ответить на вопросы.
|
|
|
59.
|
Русская литература 20 века (Обзорная
лекция).
|
Особенности русской литературы 20 века.
|
Лекция учителя.
|
Знать особенности русской литературы 20
века.
|
Ответить на вопросы.
|
Подготовить сообщение об И.А.Бунине.
|
|
60.
|
И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика
И.А.Бунина.
|
Сообщение об И.А.Бунине. Реалистическое и
детальное изображение мира живой природы в поэзии Бунина 900-х годов.
|
Сообщение о писателе, ответы на вопросы,
чтение и восприятие стихотворений, выразительное чтение, анализ.
|
Знать вехи жизненного и творческого пути
писателя, особенности лирики.
|
Факты биографии И.А.Бунина.
|
Выучить одно из стихотворений наизусть.
|
|
61.
|
Рассказ «Ворон».
|
Тема первой любви. Быт и нравы семьи
губернского чиновника. Образ Елены Николаевны, девушки-гувернантки,
воспитательницы дочери чиновника. Трагическая судьба двух влюбленных –
гувернантки и сына чиновника. Проблема отцов и детей в рассказе. Жанр
рассказа.
|
Чтение, комментирование, анализ рассказа.
|
Знать содержание рассказа, уметь анализировать.
|
Ответы на вопросы.
|
Сообщение о Максиме Горьком.
|
|
62.
|
Максим Горький «Легенда о Данко»
|
Образ смельчака Данко. Воспевание подвига во
имя счастья людей. Осуждение обывателя, мещанского стремления к покою. Образ
«осторожного» человека. Развитие понятия о символе. Развитие понятия о языке.
|
Чтение, ответы на вопросы, устное словесное
рисование, анализ текста.
|
Знать содержание легенды, жанровое
своеобразие произведения, Уметь оценивать поступок литературного героя и его
нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою.
|
Ответы на вопросы.
|
Выучить наизусть отрывок.
|
|
63.
|
Подготовка к сочинению «В жизни всегда есть
место подвигам».
|
|
|
|
|
|
|
64.
|
«Мои университеты»
|
Заключительная часть автобиографической
трилогии писателя. Взаимоотношения писателя с окружающим миром. Утверждение
мысли, что человека создает его сопротивление окружающей среде. Развитие
понятия об автобиографической повести.
|
Чтение и анализ произведения.
|
Знать содержание, автобиографический
характер произведения, понимать идейное содержание текста.
|
Ответы на вопросы.
|
Сообщение о А.А.Блоке.
|
|
65-66.
|
А.А.Блок. «Трагический тенор эпохи».
|
А.Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и
предчувствие перемен в жизни России в поэзии Блока 900-х годов. Чистота и
возвышенность чувств лирического героя; постижение им красоты окружающего
мира; стремление проникнуть в тайны, которые находятся за пределами Земного.
Образ «нищей России», вера в ее будущее. Развитие понятия о художественном
образе-символе. Метафорические образы в поэзии.
|
Ответы на вопросы, выразительное чтение
стихотворений, анализ стихотворений.
|
Знать основные факты творческого пути Блока,
особенности его художественного метода, понимать идейный смысл стихотворений,
своеобразие лирических интонаций; уметь выразительно читать стихотворения и
анализировать их по вопросам и заданиям, создавать историко-культурный и
биографический комментарий стихотворения.
|
Ответы на вопросы.
|
Написать краткий отзыв об одном из
стихотворений поэта. Стихотворение «Россия» выучить наизусть.
|
|
67.
|
В.В.Маяковский. Особенности стихов
Маяковского. «Прозаседавшиеся».
|
Творческий путь Маяковского. Патетика и
сатира в произведениях. Обличение бюрократизма как выражение патриотических
чувств поэта. Расширение понятия о ритме и рифме. Пауза как элемент стиха.
|
Сообщение о писателе, лекция учителя, ответы
на вопросы, выразительное чтение.
|
Знать жизненный и творческий путь
Маяковского, особенности его стихов, выразительно читать стихотворения и
анализировать их.
|
Ответы на вопросы.
|
«Прозаседавшиеся» (отрывок выучить
наизусть).
|
|
68.
|
«Хорошее отношение к лошадям».
|
Сострадание, сочувствие, доброта как
естественная норма жизни человека.
|
Чтение и анализ стихотворения.
|
Уметь выразительно читать стихотворения и
анализировать стихотворения.
|
Выразительное чтение, ответы на вопросы.
|
|
|
69.
|
Урок развития речи. Подготовка к написанию
сочинения «Мое понимание поэзии В.Маяковского».
|
|
Составление плана и тезисов сочинения.
|
|
|
Сообщение о С.Есенине, защита поэтических
сборников.
|
|
70.
|
С.А.Есенин – певец России.
|
С.Есенин. Слово о поэте. Образы русской природы
в стихах Есенина. Народно-песенные истоки его лирики. Близость в сознании
автора труда поэта и труда крестьянина. Образные средства художественной
выразительности в лирической поэзии.
|
Пересказ статьи учебника с сопровождением
чтения стихов, выразительное чтение стихотворений, защита поэтических
сборников.
|
Знать основные факты жизни, особенности
творческого метода, понимать идейный смысл стихотворений, создавать
историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
|
Ответы на вопросы.
|
Выучить наизусть одно из стихотворений.
Дать развернутый ответ на вопросы (с.57,
в.2).
|
|
71.
|
Александр Грин «Алые паруса».
|
Слово о писателе. Романтическое произведение
писателя. Воспевание любви, верности. Вера в исполнение мечты. Образы
Лонгрена и Ассоль.
|
Чтение статьи учебника о Грине, чтение и
анализ произведения.
|
Знать автора, факты его биографии,
творческой деятельности, анализировать авторский стиль.
|
Ответы на вопросы.
|
Ответы на вопросы.
|
|
72.
|
Урок развития речи. Отзыв на прочитанный
фрагмент романа «Алые паруса».
|
|
|
|
|
|
|
73.
|
А.А.Ахматова «Родная земля».
|
Сообщение о поэте. Отношение поэта и
лирического героя к родной земле как к святыне. Слово-образ «земля» и его
значение для раскрытия основной идеи стихотворения.
|
Сообщение о поэте, чтение и анализ стих.
|
|
Знать автора, факты его биографии,
творческой деятельности, анализировать авторский стиль.
|
Ответы на вопросы.
|
Сделать устное или письменное сообщение
«Связь моя со временем» - стихотворения А.А.Ахматовой.
|
|
74.
|
Творчество М.И.Цветаевой.
|
Сообщение о поэте. Особенности
стихотворений. «Ошибка», Из цикла «Стихи о Москве», «Тоска по родине».
|
Ответы на вопросы.
|
Знать автора, факты его биографии,
творческой деятельности, анализировать авторский стиль.
|
Ответы на вопросы.
|
Выучить наизусть одно из стихотворений.
|
|
75-76.
|
М.М.Зощенко. Юмористические рассказы.
|
Зощенко – продолжатель юмористических и
сатирических направлений в русской литературе. Маска
рассказчика-повествователя в произведениях писателя. Осуждение пошлости и
«обывательщины» в общественной жизни в эпоху расцвета нэпа.
|
Сообщение о писателе, чтение и анализ
рассказов.
|
Знать автора, факты его биографии,
творческой деятельности, анализировать рассказы.
|
Ответы на вопросы.
|
Ответы на вопросы.
|
|
77.
|
Н.А.Заболоцкий «Еще заря не встала над
селом…»
|
Сообщение о поэте. Человек и природа.
Красота зимнего пейзажа и ее восприятие человеком. Воздействие природы на
внутренний мир человека. Средства художественной выразительности в пейзажной
лирике.
|
Сообщение о поэте, чтение и анализ стих.
|
Знать автора, факты его биографии, творческой
деятельности, анализировать авторский стиль.
|
Ответы на вопросы.
|
Выразительное чтение, вспомнить произведения
о зиме писателей и поэтов вашего народа.
|
|
78.
|
К.Г.Паустовский «Зарубки на сердце».
|
Моральный долг детей перед родителями.
Проблема отцов и детей. Смысл названия рассказа. Развитие понятия о
композиции произведения.
|
Сообщение о писателе, чтение и анализ
произведения.
|
Знать автора, факты его биографии,
творческой деятельности, анализировать произведение.
|
Ответы на вопросы.
|
Сообщение о А.Т.Твардовском.
|
|
79.
|
А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. История
создания поэмы «Василий Теркин».
|
Слово о поэте. Творческий замысел «Василия
Теркина», история создания образа главного героя. Широкая популярность поэмы
во время ВОВ. Отношение к поэме современного читателя.
|
Сообщение о писателе, ответы на вопросы.
|
Знать факты жизни и творческого пути
писателя, историю создания поэмы «Василий Теркин», композицию поэмы, понимать
ее сюжет, который складывался по мере хода всенародной войны.
|
Ответить на вопросы.
|
Прочитать произведение. Отрывок (до 30
строк) выучить наизусть.
|
|
80.
|
Поэма «Василий Теркин» - книга про бойца и
для бойцов.
|
Человек на войне. Василий Теркин – защитник
родной страны. Обобщающий смысл главного героя. Веселая удаль,
жизнерадостность, душевная стойкость В.Теркина.
|
Выразительное чтение глав, сообщение о
военной биографии В.Теркина, анализ глав.
|
Знать содержание глав, уметь анализировать.
|
Ответить на вопросы.
|
Подготовить рассказ-характеристику Василия
Теркина.
|
|
81.
|
Урок развития речи. Сочинение
|
«Образ солдата-героя в поэме
А.Т.Твардовского «Василий Теркин»
|
|
|
|
|
|
82.
|
«Я убит подо Ржевом»
|
Чувство сопричастности поэта к истории своей
страны. Желание понять истоки побед в годы ВОВ. Чувство горечи автора от
огромных потерь народа на войне. Своеобразие средств художественной
выразительности в поэзии Твардовского.
|
Чтение и анализ произведения.
|
|
Знать содержание и понимать идейный смысл
произведения.
|
Ответить на вопросы.
|
Устное сообщение (в.3, стр.147).
Выразительное чтение стихотворения.
|
|
83.
|
В.М.Шукшин «Обида».
|
Обличение грубости, казенного отношения к
человеку – всего того, что ранит и калечит «светлые души» людей. Шукшин как
знаток сложных социально-психологических процессов, происходящих в сознании
человека. Развитие понятия о жанре короткого рассказа.
|
Сообщение о писателе. Чтение и анализ
произведения
|
Знать содержание и понимать идейный смысл
произведения.
|
Ответить на вопросы.
|
Прочитать рассказ «Срезал»
|
|
84.
|
В.М.Шукшин «Срезал».
|
Шукшин как знаток сложных
социально-психологических процессов, происходящих в сознании человека.
Развитие понятия о жанре короткого рассказа.
|
Чтение и анализ произведения
|
Знать содержание и понимать идейный смысл
произведения.
|
Ответить на вопросы.
|
Сделать устное сообщение «Язык прозы
Шукшина».
|
|
85.
|
Е.А.Евтушенко «Платок»
|
Воспевание дружественных чувств в отношениях
между народами. Осуждение жестокости национальной розни. Обращение поэта к
интернациональным традициям народа. Актуальность проблематики стихотворения в
наши дни. Развитие понятия о стихе.
|
Чтение и анализ стихотворения.
|
Знать содержание и понимать идейный смысл
стихотворения.
|
Ответить на вопросы.
|
Выразительное чтение стихотворения.
|
|
86.
|
Контрольная работа по литературе 20 века.
|
|
|
|
|
|
|
87.
|
Литература народов России. Эпические
произведения народов России. «Олонхо».
|
«Олонхо» - якутские героические сказания о
богатырях, отстаивавших мирную и привольную жизнь. Индивидуальные и
коллективные формы исполнения «Олонхо». Основные герои «Олонхо» - Нюргун
Боотур и Айтами Куо. Подвиги Нюргун Боотура в борьбе с чудовищами Подземного
Мира.
|
Чтение и анализ произведения
|
Знать содержание и понимать идейный смысл
произведения.
|
Ответить на вопросы.
|
Ответить на вопросы.
|
|
88.
|
«Джангар» - народная эпическая поэма
калмыцкого народа.
|
Описание подвигов хана Джангара и его 12
баатров (богатырей). Заветная мечта калмыцкого народа о счастливой стране
Бумбе, где «все родовиты, нет бедняков и сирот», - стране вечного счастья.
|
Чтение и анализ произведения
|
Знать содержание и понимать идейный смысл
произведения.
|
Ответить на вопросы.
|
Ответить на вопросы.
|
|
89.
|
Поэзия Мустая Карима.
|
М.Карим – башкирский прозаик, лирик,
драматург. Пейзажная и философская лирика поэта. Лиризм и психологизм в
изображенни родной поэту природы. Сопоставление природы и мира человека.
Раздумья о кратковременности жизненного пути человека. Своеобразие средств
художественной выразительности в лирике М.Карима.
|
Чтение и анализ стихотворений.
|
Знать содержание и понимать идейный смысл
стихотворений.
|
Ответить на вопросы.
|
Выразительное чтение стих.
|
|
90.
|
Мусса Джалиль.
|
Мусса Джалиль – татарский поэт. «Красная
ромашка». Песни поэта – песни «правды и страсти», посвященные родине. Красный
цвет как символ общечеловеческого горя в годы ВОВ.
«Пташка». Поэт в лагерных застенках, в
фашистской тюрьме.»Враги надели на него оковы, но не сумели воли в нем
сломить…». Мечта поэта о том, что даже после его гибели «Будет песня жить в
стране родной». Закрепление знаний о средствах художественной выразительности
в лирической и гражданской поэзии.
|
Чтение и анализ стихотворений.
|
Знать содержание и понимать идейный смысл
стихотворений.
|
Ответить на вопросы.
|
Выразительное чтение стих.
|
|
91.
|
Зарубежная литература. Античная лирика.
Алкей.
|
Алкей – греческий поэт. «Буря», «Новый вал».
Образы гражданской лирики поэта. Любовная лирика в честь поэтессы Сапфо.
«Весна».
|
Чтение и анализ стихотворений.
|
Знать содержание и понимать идейный смысл
стихотворений.
|
Ответить на вопросы.
|
Выразительное чтение стих.
|
|
92.
|
Солон.
|
Солон – афинский поэт, законодатель в
Афинах. «Благозаконие». «Седмицы человеческой жизни».
|
Чтение и анализ стихотворений.
|
Знать содержание и понимать идейный смысл
стихотворений.
|
Ответить на вопросы.
|
Выразительное чтение стих.
|
|
93-94.
|
Уильям Шекспир «Ромео и джульета».
|
У.Шекспир – драматург и поэт. Трагедия
«Ромео и Джульетта». Тема романтической юной любви. Ее трагический финал.
Враждующие семейства Монтекки и Капулетти и последствия их ненависти друг к
другу.
|
Чтение и анализ произведения
|
Знать содержание и понимать идейный смысл
произведения.
|
Ответить на вопросы.
|
Ответить на вопросы.
|
|
95.
|
«Сонеты» Шекспира
|
Сонеты – новая поэтическая форма, способная
вместить обширную гамму мыслей и чувств. Творчество Шекспира в многочисленных
переводах.
|
Чтение и анализ сонетов.
|
Знать определение понятия «сонет», знать
содержание и понимать идейный смысл сонетов..
|
Ответить на вопросы, выразительное чтение
сонетов.
|
Выучить наизусть.
|
|
96-97.
|
Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот»
|
«Дон Кихот» - социально-бытовой роман,
рисующий картины жизни Испании 16-нач.17 в. Рыцарь Дон Кихот – обедневший
испанский дворянин (идальго), мечтатель. Бескорыстие, человечность героя.
Оруженосец Санчо Пансо – практичный, простодушный крестьянин. Преданный
своему господину. Здравомыслящий. Обладающий житейской мудростью. Роман «Дон
Кихот» - сатира на реакционную испанскую действительность 16-17 в.
|
Чтение и анализ произведения
|
Знать содержание и понимать идейный смысл
произведения.
|
Ответить на вопросы.
|
Повторить изученное в 8 классе.
|
|
98.
|
Игра «Поле чудес».
|
Курс литературы 8 класса
|
|
|
|
Повторить изученное в 8 классе.
|
|
99.
|
Повторение.
|
Курс литературы 8 класса
|
Тестирование, ответы на вопросы.
|
|
Тестирование, ответы на вопросы.
|
|
|
100.
|
Слово о книге.
|
Роль книг в жизни людей.
|
|
|
|
|
|
101.
|
Какие книги читать летом. Выставка книг.
Короткие рекомендации по чтению.
|
|
|
|
|
|
|
102.
|
Подведение итогов года.
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.