Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Никольская средняя общеобразовательная школа
Советского района Алтайского края
Утверждаю
Директор
МБОУ Никольская СОШ
-----------/Л.С.Тамбулатова /
« » 2014 г.
Рабочая
программа по литературе для 7 класса
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель рабочей программы: учитель русского языка и литературы
Неколова Наталья Николаевна.
Рассмотрена на
заседании МО учителей гуманитарного цикла
Протокол № от
« » 2014 года
Руководитель
МО /С.В.Бобровских/
Пояснительная записка
Программа литературного образования 7 класс рассчитана на 68
часов (2 часа в неделю) к учебнику «Литература. 7 класс» для общеобразовательных
учреждений в двух частях, авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв,
В.И. Коровин, Москва, «Просвещение», 2011.
Настоящий тематический план разработан на основе авторской
программы литературного образования 5-11 классы М., Просвещение, 2007
г. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И.С. Збарский, В.П. Полухина, Е.С.
Романичева, В.И. Коровин. Под редакцией. В.Я. Коровиной и соответствует
Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по
литературе. Так как в авторской программе нет чёткого деления разделов по
часам, данная рабочая программа составлена в соответствии с авторской на основе
УМК.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить
функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе
приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания,
профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и
смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на
формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и
самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои
потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного
пути.
Цель:
Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в
различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание,
коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие,
ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение
рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и
системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения
компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной
читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной
и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие
полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных
произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004
г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,
деятельностный подходы, которые определяют
Задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух
художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица,
художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых
произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое,
характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного
владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию
тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и
совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования
на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а
также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет
приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся
понимать причины и логику развития литературных процессов открывает
возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих,
социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных
занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации,
гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и
мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству,
воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе
гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной
образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина,
интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование
этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых
знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к
самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими
установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию
информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации
растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная
успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям,
самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий
подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к
конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки
выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую
особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от
суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов,
достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и
интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные
способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а
ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие
учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что
предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса
литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают
модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение
конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся,
обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о
литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на
основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание
уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к
самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое
использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и
ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и
патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его
национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков.
В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои
мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и
патриотизма.
ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО литературе ЗА КУРС 7 КЛАССА
В
результате изучения литературы ученик должен
ЗНАТЬ
/ ПОНИМАТЬ:
·
образную
природу словесного искусства;
·
содержание
изученных литературных произведений;
·
основные
факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
·
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
·
понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
·
УМЕТЬ:
·
воспроизводить содержание литературного произведения;
·
правильно, бегло и выразительно читать вслух;
·
определять род и жанр произведения;
·
писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
·
писать
развернутый ответ на вопрос;
·
письменно составлять план сочинения;
·
писать рассказ-характеристику;
·
свободно владеть письменной речью.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
·
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом
норм русского литературного языка;
·
участия в диалоге или дискуссии;
·
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Виды уроков:
Урок-лекция.
Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей
проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный
материал на компьютере, разработанный учителем.
Урок-практикум. На уроке
учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей
подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные
исследования, решение
различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютеристочник
справочной информации.
Урок-исследование. На уроке
учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера
аналитическим методом.
Комбинированный
урок
предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра.
На
основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное,
отрабатывают различные учебные навыки.
Урок-зачет. Устный
опрос учащихся по
заранее составленным вопросам по изученной теме.
Урок-самостоятельная
работа.
Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Внеклассное
чтение
- педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному
чтению книг в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и
потребностями.
Виды деятельности по освоению содержания художественных
произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных
впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения
работать с ними.
Для достижения
результата предполагаю использовать следующие образовательные технологии:
проблебное, здоровьесберегающее, личностно-ориентированное.
Методы и формы:
беседа по вопросам, аналитическая беседа, сжатый пересказ, чтение и
обсуждение статьи, работа с иллюстрациями, выразительное чтение и
комментированное чтение, работа с учебником и тетрадью, словарная работа,
работа с критической литературой, литературная игра- викторина , творческие
работы, мини- тесты, работа с таблицами, индивидуальная, работа в группе.,
работа в парах
Оборудование
(средства обучения) тетрадь, учебник. Портреты писателей, иллюстрации к
произведениям. Репродукции картин.
Формы контроля:
- индивидуальный
устный опрос;
- фронтальный опрос;
- самоконтроль (по
словарям, справочным пособиям);
- чтение наизусть;
- виды работ,
связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана);
- составление
учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений,
написание творческих работ);
- различные виды
пересказ.
Учебно-методический комплекс
1.
В.Я.Коровина,
В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. В 2-х ч. 2013 г.
2.
Фонохрестоматия к учебнику
«Литература. 7 класс» (1CD MP3)
3.
Авторская программа
литературного образования 5-11 классы М., Просвещение, 2007
г. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И.С. Збарский, В.П. Полухина, Е.С.
Романичева, В.И. Коровин. Под редакцией. В.Я. Коровиной.
Наглядно - демонстрационный материал по литературе:
1. Комплект
«А.С.Пушкин»;
2. Альбом по
литературе ( портреты писателей и поэтов, иллюстрации к художественным произведениям,
репродукции картин).
3. Презентации к
урокам.
Произведения для заучивания наизусть
Былины. Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок
по выбору учащихся).
Пословицы и
поговорки (на выбор).
М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский
престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года
(отрывок).
А.С.Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем
Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).
М.Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда
волнуется желтеющая нива…». Ангел (по выбору учащихся).
Н.В.Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).
И.С.Тургенев. Русский язык.
Н.А.Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).
В.А.Жуковский. Приход весны. А.К.Толстой. «Край ты мой,
родимый край…» или Благовест. И.А.Бунин. Родина (на выбор).
В.В.Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
По теме
«Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (К.М.Симонов. «Ты
помнишь, Алёша, дороги смоленщины…», Е.М.Винокуров. Москвичи).
С.А.Есенин. «Топи да болота…». Н.А.Заболоцкий.
«Я воспитан природой суровой…». Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина…»
(на выбор).
А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…».
ПЕРЕЧЕНЬ
МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Наименование объектов и средств МТО
|
- Словари русского языка
-
Репродукции картин
-
Таблицы
|
Технические средства обучения
-
Классная доска
-
Настенная доска
-
Ноутбук
-
Мультимедийные образовательные ресурсы: тренажеры, компьютерные игры,
презентации
|
Оборудование класса
-
Ученические столы, стулья
-
Стол учительский
-
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий
-
Уголки по технике безопасности, для выпускников по подготовке к итоговой
аттестации.
|
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.
Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые
требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них
устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и
письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной
грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания
высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем
различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды
контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким
умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2)
орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных
ответов учащихся
Устный опрос является одним из
основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ
ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение
на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в
конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо
руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания
изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если
ученик:
1) полно излагает изученный
материал, дает правильные определения языковых понятий;
2) обнаруживает понимание
материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике,
привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно
составленные;
3) излагает материал
последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если
ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но
допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и
допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и
доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал
непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если
ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого
материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие
недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к
успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5», «4», «3») может
ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки
ученика oтводится определенное время), но и за рассредоточенный
по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока
(выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только
заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения
применять знания на практике.
Оценка
письменных работ учащихся
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки
орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные
тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка,
быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Требования к тексту
диктанта
Класс
|
Количество в контрольном диктанте
|
Кол-во слов в словарном диктанте
|
слов (самостоятельных и служебных)1
|
орфограмм2
|
пунктограмм
|
слов с непроверяемыми орфограммами3
|
5
|
90-100
|
12
|
2-3
|
5
|
15-20
|
6
|
100-110
|
16
|
3-4
|
7
|
20-25
|
7
|
110-120
|
20
|
4-5
|
10
|
25-30
|
8
|
120-150
|
24
|
10
|
10
|
30-35
|
9
|
150-170
|
24
|
15
|
10
|
35-40
|
1До конца первой четверти (а в 5 классе – до
конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для
предыдущего класса.
2Для контрольных диктантов следует подбирать
такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были
бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и
пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В
целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм,
представленных в таблице.
3 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь
изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на
двух-трех предыдущих уроках).
Нормы оценивания
диктанта
Вид
диктанта
|
оценка/количество ошибок
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
«2»
|
Контрольный
|
1 негрубая
орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка.
|
2 орф. - 2 пункт.
или
1 орф.- 3 пункт.
или
0 орф. – 4 пункт.
*при 3 орф.
ошибках, если среди них есть однотипные.
|
4 орф. - 4 пункт.
или
3 орф. - 5 пункт.
или
0 орф. - 7 пункт.
*в 5 классе
допуск. при 5 орф. и 4 пункт.
*при 6 орф. и 6
пункт., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
|
7 орф.- 7 пункт.
или
6 орф. - 8 пункт.
или
5 орф.- 9 пункт.
или
8 орф.- 6 пункт.
|
Словарный
|
0 ошибок
|
1-2 ошибки
|
3-4 ошибки
|
до 7 ошибок
|
Примечание.
При оценке диктанта исправляются,
но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не
включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми
написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской
пунктуации.
Исправляются, но не учитываются
описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает»
(вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также
учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е.
не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете
ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой
буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и
раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с предлогами, правописание которых не регулируется
правилами;
4) в случаях трудного различения
не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался,
никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное
не…, не что иное, как и др.);
5) в собственных именах
нерусского происхождения;
6) в случаях, когда вместо
одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из
сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость
и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в
корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на
одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в
грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок,
сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на
такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове
требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот —
ротик, грустный — грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки
считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка
учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове
допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте
более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка
снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и
более исправлений.
В комплексной контрольной
работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического,
лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две
оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения
дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик
выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик
выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в
которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в
которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические
и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий,
учитываются при выведении оценки за диктант.
Оценка сочинений
и изложений
Сочинения и изложения основные
формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня
речевой подготовки учащихся.
Примерный объем
текста изложений и сочинений
класс
|
Объем текста для
|
подробного изложения1
|
классного сочинения
|
5
|
100-150 слов
|
0,5 – 1,0 страницы
|
6
|
150-200 слов
|
1,0 – 1,5 страницы
|
7
|
200-250 слов
|
1,5 – 2,0 страницы
|
8
|
250-350 слов
|
2,0 – 3,0 страницы
|
9
|
350-450 слов
|
3,0 – 4,0 страницы
|
1 Объем текстов итоговых контрольных подробных
изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на
таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений
проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые
средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и
правил правописания.
Любое сочинение и изложение
оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое
оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических,
пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому
языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания
учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь)
считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и
изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме
и основной
мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического
материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления
сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и
грамматического строя речи;
- стилевое единство и
выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу
допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и
грамматических.
оценка
|
Основные критерии оценки
|
содержание и речь
|
грамотность
|
«5»
|
1. Содержание
работы полностью соответствует
теме.
2. Фактические
ошибки отсутствуют.
3. Содержание
излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством
словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления.
5. Достигнуто
стилевое единство и выразительность текста.
В целом в
работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета
|
Допускается:
1
орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка
|
«4»
|
1. Содержание
работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения
от темы).
2. Содержание в
основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются
незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический
и грамматический строй речи достаточно разнообразен
5. Стиль работы
отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в
работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых
недочетов.
|
Допускаются:
2 орфографические
и 2 пунктуационные ошибки, или
1 орфографическая
и 3 пунктуационные ошибки, или
4
пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,
а также 2
грамматические ошибки
|
«3»
|
1. В работе
допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа
достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены
отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден
словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции,
встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль
работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в
работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых
недочетов.
|
Допускаются:
4 орфографические
и 4 пунктуационные ошибки,
или
3 орфографические
ошибки и 5 пунктуационных ошибок,
или
7 пунктуационных
при отсутствии орфографических ошибок
(в 5 классе -
5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4
грамматические ошибки
|
«2»
|
1. Работа не
соответствует теме.
2. Допущено
много фактических неточностей.
3. Нарушена
последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует
связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне
беден словарь, работа написана короткими однотипными
предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.
5. Нарушено
стилевое единство текста.
В целом в работе
допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
|
Допускаются:
7 орфографических
и 7 пунктуационных ошибок, или
6 орфографических
и 8 пунктуационных ошибок, или
5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или
8
орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических
ошибок.
|
Ошибки
и недочеты в сочинениях
Следует различать понятия
«ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи,
нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя».
Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей,
коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это
неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или
написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая
шероховатость речи.
Речевые недочеты
свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и
выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль
или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не
соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того
же слова;
- однообразие словарных
конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые
смешения.
Ошибки
в содержании сочинений
Ошибки в содержании
сочинения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять
программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме
высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему;
не владеет логикой изложения. Фактические ошибки
искажение имевших место
событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий,
дат.
Логические ошибки
-нарушение
последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между
частями сочинения и между предложениями;
-неоправданное повторение
высказанной ранее мысли;
-раздробление одной
микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей
высказывания или отсутствие необходимых частей;
-неоправданная подмена
лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется
сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые
ошибки
К речевым ошибкам относятся
ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою
очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно
отнести следующие нарушения:
• употребление
слова в несвойственном ему значении, например:мокрыми ресницами он шлепал себя
по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул
подбородок на стол;
• неразличение
(смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень;
учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
• нарушение
лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город;
пули не свистели над ушами;
• употребление
лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с
Таней случайно;
• пропуск,
недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле,
закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
• стилистически
неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная
черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения,
которые связаны с требованиями к выразительности речи:
• неоправданное
употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например:
У Кити было два парня: Левин и Вронский;
• неуместное
употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской
речи, например: Рядом сидит папа(вместо отец) одного из малышей;
• смешение
лексики разных исторических эпох;
• употребление
штампов.
Речевые ошибки в
построении текста:
• бедность и
однообразие синтаксических конструкций;
• нарушение
видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев
выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
• стилистически
неоправданное повторение слов;
• неудачное
употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к
неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она
клюнула;
• неудачный
порядок слов.
Грамматические
ошибки
Грамматические ошибки
- это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических
ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности
грамматических ошибок
• Словообразовательные, состоящие
в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка
(например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство,
публицизм и т.п.). Такие
ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
• Морфологические, связанные
с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав
свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины;
спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
• Синтаксические
а) Ошибки
в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении,
например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки
в структуре простого предложения:
- нарушение связи между
подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни
лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы
предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по
вырубке;
- разрушение ряда
однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда
не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а
еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с
причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к
берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись
руками в колени;
- местоименное дублирование
одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они
покрывали берег реки;
- пропуски необходимых
слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре
сложного предложения:
- смешение сочинительной и
подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев
шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от
определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней,
которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и
косвенной речи;
д) разрушение
фразеологического оборота без особой стилистической установки,
например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Примечания.
1. При оценке сочинения
необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла
ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.
Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют
повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в
полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при
оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»
на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке
грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2
грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при
соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение
объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за
содержание и речь) не может быть положительной, если не
раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано
удовлетворительно.
Сочинение – основная форма
проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровни речевой
подготовки учащихся.
При рекомендации объема классных
сочинений нужно учитывать, что объем ученического сочинения зависит от многих
обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и
замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений проверяются:
1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в
соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых
норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя
отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за
грамотность. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок -
орфографических, пунктуационных и грамматических
Содержание сочинения и изложения
оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и
основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического
материала;
последовательность изложения.
4. На оценку
сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и
негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные
в разделе «Оценка диктантов».
IV. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные
упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем
контрольные работы.
При оценке обучающих работ
учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем
работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были
предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае,
когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом
выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания
определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей
оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по
количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и
2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как
классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка
проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы,
выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по
нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
V. Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится
итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки
ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение
умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной
грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться
механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее
определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям
ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное
отношение учащихся к занятиям на протяже нии всего учебного года, при выведении
итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное
значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками
(орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за
грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года)
большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую,
пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2».
Нормативы оценок за устные ответы и письменные
работы учащихся 5—9 классов нерусской национальности, обучающихся в массовых
школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1—2
ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с
«Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ
по русскому языку», утвержденными Министерством образования РФ.
Техника чтения
Класс
|
Вслух
|
Про себя
|
5
6
7
8
9
|
120
140
140 – 150
150
150
|
140 – 170
170 – 210
210 – 250
250 – 260
260 – 280
|
КРИТЕРИИ
УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Отметка «5»
Оценивается ответ, обнаруживающий прочные
знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить
взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в
раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться
теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного
произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь
произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.
Отметка «4»
Оценивается ответ, который показывает прочные
знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение
объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и
навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения
для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной
речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.
Отметка «3»
Оценивается ответ, свидетельствующий в
основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить
взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших
художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении
пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком
разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения
своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно
свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке
ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.
Отметка «2»
Оценивается ответ, обнаруживающий незнание
существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и
характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии
идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных
теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной
техникой чтения, бедность выразительность средств языка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.