Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Катайгинская средняя общеобразовательная школа »
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО__________________________
Протокол №_____ от «__________________»
Л.Е.Дубинец
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УР
«_______»________________________ 2014г
А.Б.Метелева
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ «Катайгинская СОШ»
Приказ № _______ от «____»________2014г
_______________________
Рабочая программа
предмета «Литература»
для 7 класса
на 2014-2015 учебный год
(70 часов, 35 учебных недель)
Составитель:
Мальцева С.В.,
учитель русского языка,
литературы.
П.Катайга, 2014г.
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе программы В.Я.Коровиной, Москва, «Просвещение», 2011. Рабочей программы по литературе 5-9 классы/Сост. Г.М.Вялкова; под ред.Л.Н.Савиной. — М.: Издательство «Глобус», 2009.
Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В данном классе обучаются дети со справками (VII вид). В связи с этим для таких детей в данной рабочей программы отмечены требования к уровню подготовки. Для таких детей снижается объём произведений для заучивания, сочинений; (Рабочая программа Тамбовского областного государственного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Котовска» (2010г). Составитель : Ильичёва С.В).
Планирование соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.
Учебник-хрестоматия, 9 класс, в двух частях, авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Москва, «Просвещение», 2011г.
Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ.
Дополнительная литература:
1.Учебно-методический комплект.
1.Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. – М.: Просвещение,2011
2.Для учащихся:
1. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах.- М.: Просвещение, 2008.
3.Для учителя:
1. Егорова Н.В.., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе 7 класс. – М.: ВАКО, 2010.
2. Ерёмина О.А.. Поурочное планирование по литературе. 7 класс. – М.: Экзамен,2008.
3. Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по литературе. 7 класс. — М.: Экзамен, 2008г
II раздел
Цели
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного
2. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ ПЛАНЕ.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и программы по литературе 5-11 классы (авторы В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я.Коровиной.- М.:Просвещение, 2011).
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту). Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования, в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения. Данная рабочая программа ориентированна на содержание авторской программы, на учебную хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.
3.ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую литература выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения литературы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
4. ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.
Программа нацелена на освоениетекстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Это позволяет изучать каждое произведение не изолированно, а изучается во всём многообразии его связей с другими жанрами литературы. Это даёт новый подход к реализации внутрипредметных связей.
5.МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умения оценивать и анализировать художественные произведения.
6. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ.
В процессе обучения используются различные формы организации учебного процессе, такие как: урок-лекция, урок- путешествие, урок развития речи, интегрированный урок, урок – обобщение, и т.д.
7. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК.
Формы контроля:
-промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;
- итоговый (за полугодие): анализ эпизода. Тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
Критерии оценок:
В своей работе с детьми учитель должен ориентироваться на требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования.
III раздел. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ
Учащиеся должны знать:
-авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись; роды литературы; эпос; повесть; литературный герой; понятие о теме и идее произведения; герой-повествователь; портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; ода; баллада; стихотворения в прозе; лирический герой; поэма; трёхсложные размеры стиха; тоническое стихосложение; гипербола; гротеск; сатира и юмор как формы комического; публицистика; мемуары как публицистический жанр; литературные традиции.
- Учащиеся должны уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- различать особенности сюжета. характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
- видеть индивидуальное, национальное, общечеловеческое в характере героя произведения;
- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определённой ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описание пейзажа в эпическом произведения;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
-сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
- оценивать игру актёров в пределах законченного эпизода;
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации к художественному произведению;
-написать басню, былину. Письмо ил дневник литературного героя.
обучающиеся также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды,
эпиграммы и др.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ VII вида.
К концу VII класса обучающиеся должны развить способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Иметь представление о родах и жанрах литературы. Знать теорию литературы, включающую в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Уметь писать сочинения усложнѐнные по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов.
IV раздел
Основное содержание учебного материала.
№
Тема
Количество часов
Контрольных уроков
По развитию речи
Внеклассное чтение
Основное содержание
1
Введение
1
-
-
-
1
Устное народное творчество
5
-
-
1
Предания. Былины( Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей- разбойник»); карело-финский эпос «Калевала»; пословицы и поговорки.
2
Из древнерусской литературы
3
-
1
-
«Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
3
Из русской литературы XVIII века
2
-
-
-
М.В.Ломоносов «К статуе Петра», «Ода на день восшествия..»; Г.Р.Державин «Река времени в своём стремлении», «На птичку», «Признание».
4
Из русской литературы XIX века
27
2
2
2
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Станционный смотритель»,М.Ю.Лермонтов « Молитва», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; Н.В. Гоголь « Тарас Бульба»; И.С.Тургенев « Бирюк», стихотворения в прозе; Н.А.Некрасов «Русские женщины», «Размышление у парадного подъёзда»; А.К.Толстой «Василий Шибанов», «Михайло Репнин», «А.К. Толстой»; М.Салтыков- Щедрин «Повесть о том ,как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», Л.Н.Толстой «Детство»; А.П.Чехов «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска».
5
Из русской литературы XX века.
23
2
2
4
И.А.Бунин «Цифры», «Лапти»; М.Горький «Детство», «Легенда о Данко»; В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям»; Л.Н.Андреев «Кусака»; А.Платонов «Юшка», «В прекрасном и яростном мире»; стихотворения А.Ахматовой; К.Симонов, А.Сурков; Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади?»; Е.И.Носов «Кукла»; Ю.П. Казаков «Тихое утро»; стихотворения русских поэтов о Родине; А.Т.Твардовский. пейзажная лирика; Д.С.Лихачёв « Земля родная»; Зощенко «Беда».
6
Из литературы народов России
1
-
-
-
Расул Гамзатов, стихотворения.
7
Из зарубежной литературы
5
1
-
-
Р.Бёрнс, стихотворения; Дж.Г. Байрон « Ты кончил жизни путь, герой!»; О.Генри « Дары волхвов»; Р.Д. Брэдбери «Каникулы».
Резервные уроки
3
1
-
-
Итого:
70
6
5
7
V раздел Календарно-тематическое планирование
Дата
№
п/п
Тема урока
Результат освоения материала.
План
Факт
1 четверть(18ч)
Введение (1ч)
2.09
1
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема.
Знать: цели, задачи обучения литературе в 7 классе. Роль статей о писателях. Вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства; уметь пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях, книгах, прочитанных за лето, давать им оценку; определять жанры художественных произведений.
Устное народное творчество (5ч)
4.09
2
Предания как поэтическая автобиография народа
Знать определение понятия «предание»; понимать своеобразие преданий; уметь пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания.
9.09
3
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа.
Знать определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера; уметь составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать.
11.09
4
Урок внеклассного чтения. Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник».
Знать, какие приёмы способствуют раскрытию величия. Доблести подвигов русского богатыря. Уметь воспринимать и анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к Илье-Муромцу, подтверждать ответ текстом.
16.09
5
«Калевала»- карело-финский мифологический эпос.
Знать сведения о собирателе народных песен- рун для фольклорной публикации – Элиасе Ленротте; уметь характеризовать героев, оценивать отражённые в произведении народные вкусы и пристрастия, подлинные исторические события и народные идеалы.
18.09
6
Пословицы и поговорки
Знать определение понятий «пословицы» и «поговорки»; уметь объяснять прямой и переносный смысл, видеть богатство, точность и выразительность языка.
Из древнерусской литературы (3ч)
23.09
7
«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок) Нравственные заветы Древней Руси.
Знать особенности поучения как жанра литературы; уметь выразительно читать текст, определять. Какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе.
25.09
8
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности.
Знать содержание повести, нравственные законы, которым следуют её главные герои; уметь воспринимать и анализировать древнерусский текст.
30.09
9
Урок развития речи. Итоговая письменная работа по разделам:» Устное народное творчество», «Древнерусская литература».
Знать особенности композиции сочинения-рассуждения. Уметь выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты; оформлять устное высказывание в письменной форме, чётко ответив на поставленный вопрос.
Из русской литературы XVIII века (2ч)
2.10
10
М.В.Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В. Ломоносова.
Знать факты биографии и творческого пути М.В.Ломоносова, его роль в развитии русской литературы, «теорию трёх штилей», определение понятия «оды». Уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст. Определять особенности жанра оды.
7.10
11
Г.Р. Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р. Державина.
Знать факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений; уметь определять идею стихотворения объяснять новаторство Державина в поэзии. Отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова.
Из русской литературы XIX века (27ч)
9.10
12
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.
Знать историческую основу «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания, формы, композиции, своеобразие языка. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады ,находить средства выразительности, определять их роль.
14.10
13
Проза А.С.Пушкина «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке.
Знать содержание повести ,определение понятий «образ маленького человека» в русской литературе; уметь объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль символической детали в описании жилища станционного смотрителя и т.д.)
16.10
14
Художественное совершенство и человечность повести А.С.Пушкина.
Понимать идейный замысел повести (показать социальное неравенство, на котором строятся отношения между людьми); уметь анализировать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному.сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, объяснять композиционную ёмкость повести, роль рассказчика, особенности языка повести, значение повести.
21.10
15
М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта.
Понимать образную структуру стихотворения «когда волнуется желтеющая нива», тему стихотворения, состояние лирического героя, своеобразие лермонтовского пейзажа; уметь анализировать лирическое произведение, особенности стихотворения «Молитва»; воспринимать и анализировать поэтический текст.
23.10
16
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – поэма об историческом прошлом России.
Знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни…», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу; уметь отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять художественную роль, анализировать текст, язык поэмы.
28.10
17
Нравственный поединок героев поэмы.
Знать нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие «Песни..»; уметь составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства. При помощи, которых автор достигает драматизма повествования, подчёркивая скоротечность человеческой жизни на фоне вечности, отношение автора к изображаемому, оценку морали и поведения героев поэтом и народом.
30.10
18
Контрольная работа
Уметь самостоятельно работать.
2 четверть (14ч)
11.11
19
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.
Знать факты жизни и творческой деятельности н.В.Гоголя, место повести в творчестве Н.В.гоголя, замысел писателя; уметь сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, составлять план учебной статьи, выделять главное.
13.11
20
Тарас Бульба и его сыновья.
Знать содержание первых глав, их рол
6 626 671 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Мальцева Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.