Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Дубны Московской области".
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № от «___»_______20__г.
Директор Л.В.Шиленкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу литературы,
изучаемому на базовом уровне.
( 6 класс)
Якимова Ю.А.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории.
Срок реализации программы 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе авторской программы образовательных учреждений 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной, М: «Просвещение», 2010, что полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Министерства образования России № 1312 от (марта 2004 года), а также требованиям ФГОС. Содержание школьного курса образования концентрично (5-9 и 10-11 классы). Выбор программы обусловлен тем, что она с 5 по 11 класс способствует углубленному изучению творчества писателей, программа заставляет учащихся больше думать, размышлять, выделять рациональное зерно произведения, уметь находить изобразительные средства, анализировать сюжет и композицию, аргументировано отвечать на поставленные вопросы. Количество часов, предусмотренных программой для изучения курса литературы, составляет в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю). Преподавание ведется по учебнику-хрестоматии под редакцией В.Я. Коровиной, М: «Просвещение», 2014.
Назначение рабочей программы:
приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Учебный материал на всех ступенях общего образования выстроен таким образом, что учащийся неоднократно обращается к творчеству писателей-классиков, постепенно приобретает представление о жизненном и творческом пути писателей, анализирует устойчивые для русской и мировой литературы темы и проблемы. Программа каждого курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеке).
В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем. В 5 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 6 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 10-11 классах — линейный курс на историко-литературной основе (русская литература 20 века)
Отбор произведений для основной школы (5-9 классы) учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Цели обучения литературе:
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка
Цели
Задачи организации учебной деятельности:
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач
познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.
развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
проблемное изложение;
частично-поисковый;
исследовательский
В своей работе использую следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка сообщений, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
В результате изучения литературы на базовом уровне шестиклассник
должен знать и понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе в 6 классе (68 часов, 2 часа в неделю)
Количество контрольных работ за год:
Контрольная работа, тестирование
Классное сочинение
Домашнее сочинение
10
4
4
2
№ п/п
Тема урока
Вид урока. Основные виды деятельности
Наименование самостоятельных, практических, лабораторных, контрольных работ и их функции
Формы контроля знаний
Необходимое оборудование
Количество часов
Дата
план
факт
В процессе изучения курса литературы учащиеся должны правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе и чтение наизусть; владеть подробным, выборочным, сжатым пересказом в том числе от другого лица; уметь составить развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое ,отзыв на самостоятельно прочитанное произведение ( как устно. так и письменно); свободно владеть монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в 6 классе произведений; уметь создавать план будущего сочинения, создавать оригинальные произведения (загадки, сказки, частушки и др.).
1.
Художественное произведение и автор.
Изучение нового. Беседа, работа с книгой
Фронтальная
Учебник-хрестоматия под редакцией В.Я.Коровиной
1
2-3.
УНТ. Обрядовый фольклор
Комбинированный
Фронтальная, индивидуальная
Сборник «Обрядовая поэзия»
2
4.
УНТ. Пословицы и поговорки
Повторение изученного. Рассказ учителя, беседа
Фронтальная, индивидуальная
Учебник-хрестоматия
1
5.
Древнерусская литература. Из «повести временных лет»
Обучение чтению, беседа
Фронтальная, индивидуальная
Учебник
1
6.
Р.Р. Литература и живопись. Древнерусская миниатюра. Картина Васнецова.
Урок развития речи
Проверка умения рассуждать на предложенную тему
Учебник, репродукция картины Васнецова
1
7-9.
Русская басня. И.Дмитриев. И.Крылов
Комбинированный
Фронтальная, индивидуальная
3
10.
А.С.Пушкин. Лицейские годы. Стихотворение "Узник"
Рассказ учителя, обучение чтению
………..//……
Учебник-хрестоматия
фонохрестоматия
1
1.10
11.
Ссылка в Михайловское. "Пущину"
Рассказ учителя, практикум
………..//……
………..//……
1
3.10
12
Стихотворение "Зимнее утро"
Рассказ учителя, практикум
………..//……
………..//……
1
8.10
13
Двусложные размеры стиха
………..//……
………..//……
1
10.10
14
Литературная игра "В таинственном мире А.Пушкина"
Урок игра
Контроль с целью определения уровня знаний, умений и навыков
Групповая, индивидуальная
Раздаточный материал
1
15.10
15-19.
А.Пушкин "Дубровский"
Обучение чтению, беседа, практикум
Групповая, индивидуальная, фронтальная
Учебник-хрестоматия
5
17.10-31.10
20.
Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по повести "Дубровский"
Урок развития речи
Проверка умения рассуждать на предложенную тему
Фронтальная, индивидуальная
………..//……
1
22.
М.Лермонтов. О поэте. "Листок", «Утес»
Рассказ учителя, обучение чтению
………..//……
Учебник-хрестоматия
1
12.11
23-24.
Стихотворения "Тучи", "Три пальмы"
Практикум
………..//……
Учебник-хрестоматия
2
14,
19.11
25.
Трехсложные размеры стиха
Рассказ учителя, практикум
Фронтальная, индивидуальная
Учебник-хрестоматия
1
21.11
26.
Самостоятельная работа по творчеству М.Лермонтова
Урок контроля
Контроль с целью определения уровня знаний, умений и навыков
Индивидуальная
Учебник-хрестоматия, сборники лирики
1
26.11
27-28.
Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством"
Рассказ учителя, Обучение чтению, практикум
Фронтальная, индивидуальная
Учебник-хрестоматия
2
28.11, 03.12
29.
Стихотворения о природе И.Тютчева и А.Фета
Комбинированный
Фронтальная, индивидуальная
Учебник-хрестоматия
1
05.12
30-31.
Н.Некрасов "Железная дорога"
Рассказ учителя, Обучение чтению
………..//……
………..//……
2
10,12.
12
32-34.
Н.Лесков "Левша"
Рассказ учителя, беседа
………..//……
………..//……
3
17, 19, 24.12
35.
А.Чехов "Толстый и тонкий"
Рассказ учителя, беседа
………..//……
Учебник
1
26.12
36-37.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Практикум
Фронтальная, индивидуальная
Учебник-хрестоматия
2
38
Р.Р. Конкурс выразительного чтения стихотворений с музыкальным и живописным сопровождением
Урок-концерт
Индивидуальная
Учебник-хрестоматия
1
39-40.
Литература 20 века. А.Куприн «Чудесный доктор»
Рассказ учителя, беседа
………..//……
Учебник
2
41-42.
А.Платонов "В прекрасном и яростном мире"
Рассказ учителя, Обучение чтению
………..//……
………..//……
2
43-44.
ВОв в стихотворениях русских поэтов
Практикум
………..//……
Учебник-хрестоматия
2
45-46
В.Астафьев "Конь с розовой гривой"
Рассказ учителя, Обучение чтению, беседа
Фронтальная, индивидуальная
Учебник-хрестоматия
2
47-49.
В.Распутин "Уроки французского"
Рассказ учителя, Обучение чтению, беседа
Фронтальная, индивидуальная
Учебник-хрестоматия
3
50
Р.Р. Письменная работа по произведениям Астафьева и Распутина
Урок контроля
Контроль с целью определения уровня знаний, умений и навыков
Индивидуальная
Учебник-хрестоматия
1
51
В.Шукшин «Критики»
Рассказ учителя, беседа
Фронтальная, индивидуальна
Учебник-хрестоматия
1
52-53
Ф.Искандер "13 подвиг Геракла"
Рассказ учителя, беседа
Фронтальная, индивидуальна
Учебник-хрестоматия
2
54-55
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века
Практикум
Фронтальная, индивидуальная
Учебник-хрестоматия
2
56
Урок-зачет по русской литературе
Урок контроля
Контроль с целью определения уровня знаний, умений и навыков
Индивидуальная
Учебник-хрестоматия
1
57-58
Из литературы народов России.
Рассказ учителя, беседа
Фронтальная, индивидуальна
Учебник-хрестоматия
2
59-60
Зарубежная литература.
Мифы Древней Греции.
Рассказ учителя, обучение чтению, беседа
Фронтальная, индивидуальная
Учебник-хрестоматия
2
61
И.Шиллер «Перчатка»
1
62
Д.Лондон "Любовь к жизни"
………..//……….
………..//……
Учебник
1
63-64
Э.С-Томпсон "Снап"
………..//……….
………..//……
Учебник
2
65
Итоги года. Рекомендации летнего чтение
Рассказ учителя, беседа
Фронтальная, индивидуальна
Учебник-хрестоматия
1
66-68
Резервные часы
3
Для ученика (обучающегося)
Обязательная
Учебник
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор-составитель В.Я.Коровина- М.: Просвещение,2014
Мифы древней Греции
А.С.Пушкин. Сборник стихотворений, «Дубровский»
М.Ю.Лермонтов Стихотворения
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
А.Платонов "В прекрасном и яростном мире"
Д.Лондон «Любовь к жизни»
Э.С-Томпсон "Снап"
Для учителя (преподавателя)
Обязательная
1.Поурочные разработки по литературе 6 класс. Н.В. Егорова. Москва: «Вако»,2004
2. Л.П.Висленко. Литература 5-7 классы. Методическое пособие., Санкт-Петербург : «Паритет», 2001
3.В.П.Полухина. Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература» 6 класс. Москва: «Просвещение», 2000.
Дополнительная
1.В.П. Полухина «Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе 6 класс Москва «Просвещение» 1996
2. Н.Ф.Ромашина Тесты текущего и обобщающего контороля 5-11 классы. Издательство «Учитель», 2007
3.Т.М.Фадеева. Дидактические материалы по литературе. 6класс. Издательство «Экзамен» 2007
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания Зам.директора по УВР
методического объединения учителей …………..(Н.С.Минаева)
русского языка и литературы №…… от «…..»…………………20…г.
от «….»……………………20…..г.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе авторской программы образовательных учреждений 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной, М: «Просвещение», 2010, что полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Министерства образования России № 1312 от (марта 2004 года), а также требованиям ФГОС. Содержание школьного курса образования концентрично (5-9 и 10-11 классы). Выбор программы обусловлен тем, что она с 5 по 11 класс способствует углубленному изучению творчества писателей, программа заставляет учащихся больше думать, размышлять, выделять рациональное зерно произведения, уметь находить изобразительные средства, анализировать сюжет и композицию, аргументировано отвечать на поставленные вопросы.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 28.12.2014 |
Раздел | Русский язык и литература |
Подраздел | |
Просмотров | 1261 |
Номер материала | 13594 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: