Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРабочая программа по литературе 5 класс.

Рабочая программа по литературе 5 класс.

Скачать материал

Пояснительная записка

         Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы ( авт.-сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- 4-е изд., испр. И доп. . – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008)  и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

        Учебный предмет «Литература» входит в образовательную область «Филология».

        На изучение предмета отводится  2 часа в неделю, итоговое количество часов рассчитывается согласно календарного графика учебного процесса на данный учебный год (34 учебные недели – 68 часов, 35 недель – 70 часов).

       Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

      Основными видами деятельности учителя и учащихся на уроках литературы являются работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, беседа, лексическая работа, составление ассоциативных рядов, презентация книг, заполнение рефлексивных таблиц, создание слайдовых презентаций, заочные экскурсии по местам жизни и творчества писателей, художественный пересказ, выразительное чтение, чтение по ролям и чтение наизусть, составление цитатных и тезисных планов, конструирование диалогов на основе материалов учебника, создание вопросов, позволяющих скорректировать первоначальное восприятие текста учащимися, создание и объяснение иллюстраций, составление рабочих материалов для сочинения, вопросов к статье учебника, работа с портретами писателей, иллюстрациями, репродукциями произведений живописи, созвучных по теме и настроению изучаемому произведению, прослушивание музыкальных произведений, устное словесное рисование, конкурсы на лучшего знатока произведений, викторины по творчеству писателя, инсценирование и др.

 

Содержание программы учебного курса

Введение

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная па­мять). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию ми­ра. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на ос­трове циклопов. Полифем»).Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологиче­ский сюжет; мифологический герой; мифологический персо­наж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выбороч­ное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изо­бразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе..

Из  устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в вол­шебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление пре­пятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказ­ка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от вол­шебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерицам.

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (разви­тие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпи­теты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словар­ной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Из древнерусской литературы

Создание первичных представлений о древнерусской лите­ратуре.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические собы­тия, факты жизни государства и отдельных князей и их отраже­ние в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерус­ского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литера­туры;

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Ли­сица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хи­трость, сообразительность, глупость, жадность; элементы ди­дактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравствен­ная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просве­щение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Во­роной Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отно­шение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Те­матика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсце­нирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Кры­лову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Из литературыXIXвека

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Сти­хотворение «Няне*. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи бога­тырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народ­ной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее от­личия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, под­лость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людми­ла» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразитель­ных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной ли­рике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наи­зусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произ­ведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина..

ПоэзияXIX века о родной природе

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весен­ние воды».

Е.А. Баратынский.«Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков.   «В ночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворе­ние «Бородино». История создания стихотворения. Бородин­ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонто­ва. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письмен­ный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородин­ском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстра­циями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судь­бе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отраже­ние в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные моти­вы в художественном произведении; фантастика; сюжет; ху­дожественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор мате­риала для изложения с творческим заданием, формулировка уча­щимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные изда­ния повести Н.В. Гоголя».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиновов представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Мужу» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; об­раз Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Со­циальная несправедливость, бесправие, беззаконие, доброде­тельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставле­ние персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение авто­ра к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка.».

Теория литературы: фольклорные элементы в художе­ственном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, ра­бота со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Ясно­полянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедли­вость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жи­лин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. От­ношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка выво­да, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»', тема; приемы созда­ния характеров и ситуаций; отношение писателя к персона­жам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), ко­мическая ситуация, ирония; роль детали в создании художе­ственного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористическо­го произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Из литературыXXвека

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влия­ние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема при­роды и приемы ее реализации; художественное богатство стихо­творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпи­зода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; состав­ление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока.    Блоковские    места    (Петербург,    Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное свое­образие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использо­ванием ключевых слов, альтернативное изложение.

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... » по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олице­творение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ху­дожественными и документальными фотографиями.

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Ни­кита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пере­сказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох­новение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. Развитие речи: пересказ.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон пе­туха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ре­бенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспита­ние чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Родная природа в  произведениях писателейXX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов.«Песня Соловья»;

В.И. Белов.«Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи век люби» (отрывок).

Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновен­ные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отры­вок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчи­вость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, ро­ман воспитания, путешествие (первичные представления о дан­ных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представ­лений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный от­зыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

М.ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобио­графические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма дет­ской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письмен­ный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоцио­нальный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная ха­рактеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Ска­зание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоя­тельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрос­лых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

Итоговыйурок

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).

Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Басня — на выбор.

А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов.  «Бородино» (отрывок).

Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору.

С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.

Для  домашнего чтения

Античные мифы

Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.

Сказания русского народа

Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рожде­ние Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.

Детская Библия

Русское народное творчество

Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван кре­стьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда не знаю куда, при­неси то не знаю что».

Загадки, частушки, пословицы, поговорки.

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н.Толстой (1—2 по выбору).

Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К.Андерсена (1—2 по выбору).

Из древнерусской литературы

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов.«Лишь только дневный шум умолк...»

Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз». К.Ф. Рылеев.«Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.С.Пушкин. «Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный ры­царь», «Утес».

А.В. Кольцов.«Осень», «Урожай». Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Н.А. Некрасов.«Накануне светлого праздника». Д.В. Григорович.«Гуттаперчевый мальчик». И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника». В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе». А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза». И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Я.П. Полонский. «Утро».

А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кру­жат...».

Ф.И. Тютчев. «Утро в горах».

Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из ка­детских воспоминаний». А.Н. Островский.«Снегурочка».

Из литературы XX века

М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии». А.И. Куприн. «Чудесный доктор». И.А.  Бунин. « Шире, грудь, распахнись...»,   «Деревен­ский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц сто­ит….», «Помню долгий зимний вечер...».И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Зима». М.М. Пришвин. «Моя родина». А.Т. Твардовский.«Лес осенью». К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...» Е.И. Носов. «Варька». В.П.  Астафьев.«Зачем я убил коростеля?»,  «Белогрудка» — по выбору.



Тематическое планирование

 

Раздел

Кол-во часов

В том числе

Характеристика деятельности учащихся

Практика (р/р)

Контроль-ные работы

1

Введение.

 

1

 

 

 

2

Из мифологии

2

 

 

Слушает рассказ учителя,.

Отвечает на вопросы устно и письменно.

Пересказывает текст.

Анализирует прочитанный текст.

Читает текст.

3

Из устного народного творчества

6

Р/Р-1

 

Читает, пересказывает фрагменты.

Анализирует систему образов.

Сравнивает героев русских сказок и сказок народов России.

4

Из древнерусской литературы

 

2

 

 

 

5

Басни народов мира

 

1

 

 

Читает выразительно басни.

Характеризует жанр, определяет тему и идею произведения.

Сопоставляет образы Вороны и Лисицы.

Сопоставляет басни Эзопа, Лафонтьена .

6

Русская басня

4

 

 

Читает выразительно басни.

Характеризует жанр, определяет тему и идею произведения.

Сопоставляет образы Вороны и Лисицы, Свиньи и Дуба, оценивает их.

Сопоставляет басни Эзопа, Лафонтьена  с баснями И.Крылова.

7

Из литературы Х!Х века

24

Р/Р-8

1

Читает выразительно поэтический текст.

Заучивает наизусть стихотворения поэтов.

Отвечает на вопросы устно и письменно.

Описывает зимний пейзаж с использованием языковых средств.

Находит языковые средства художественной выразительности.

Читает по ролям.

Характеризует композицию произведения, определяет его идею, тему.

Работает со статьей учебника.

Пересказывает отдельные эпизоды.

Характеризует героев.

 

8

Из литературы ХХ века

17

Р/Р-4

 

Читает рассказ, пересказывает его.

Отвечает на вопросы устно и письменно.

Выявляет художественные детали, раскрывающие внутреннее состояние мальчика.

Описывает портрет мальчика.

Работает со статьей учебника.

Читает по ролям.

9

Из зарубежной литературы

 

10

Р/Р-2

 

Читает, пересказывает текст.

Отвечает устно и письменно на вопросы.

10

Итоговый урок

1

 

 

 

 

ИТОГО:

68

15

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

  Важнейшими умениямив 5 классе являются следующие:

   умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

   выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

   осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанногосамостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

   умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

   умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

   умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

   умение составлять простой и сложный планы изучаемогопроизведения;

   умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

      - умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

-       образную природу словесного искусства;

-       содержание изученных литературных произведений;

-       основные факты жизни и творческого пути  А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, Л.Н.Андреева, А.И.Куприна, А.А.Блока, С.А.Есенина, А.П.Платонова П.П.Бажова, Е.Н.Носова, Е.И.Носова, Д.Дефо, Х.К.Андерсена, М.Твена, Дж.Лондона, Ж.Рони-Старшего, А.Линдгрен.

-       изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

-              воспринимать и анализировать художественный текст;

-              выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

-              определять род и жанр литературного произведения;

-              выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

-              характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-              сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-              выявлять авторскую позицию;

-              выражать свое отношение к прочитанному;

-              выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-              владеть различными видами пересказа;

-              строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-              участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

-              писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-       создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-       определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

-       поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

 

 

Контроль и оценка планируемых результатов.

Для оценки освоения учащимися 5 класса планируемого содержания учебного предмета «Литература»  предусмотрены контрольные сочинения, классные и домашние  сочинения, письменные задания в печатных тетрадях.

Контроль за результатами  обучения осуществляется в следующих направлениях:

·                речевые умения и навыки (формы контроля: пересказ, устное сообщение);

·                умение создавать текст (формы контроля: сочинения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

       Тема урока

(реализация программ регионального компонента).

Кол-во ча-сов

Дата

Прак-тика

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Оснащение урока (нагляд-ность,

ЦОР)

   Элементы содержания

Вид и формы контро-ля.

Д/З

1.

Введение.

Книга – твой друг!

1

 

 

Знать особенности работы с учебником.

 

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. Литература как искусство слова. Писатель-книга-читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией..

Текущ.

ФО

 

2.

Из мифологии.

Античный миф. Рождение Зевса. Олимп.

1

 

 

Уметь подбирать ключевые слова и словосочетания,

Знать содержание изучаемого произведения.

Иллюст-рации

Миф и мифология. Основные категории мифов. Возникновение мифов, герои и персонажи. Происхождение мира и богов.Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев.

 

Текущ.

ФО

 

3.

Одиссей на острове циклопов. Полифем.

1

 

 

Знать содержание.

Уметь пересказывать.

Иллюст-рации

Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Текущ.

ФО

 

4.

Из устного народного творчества.

Загадки.

 

1

 

..

Знать, что подразумевается под понятием устного народного творчества.

Знать особенности строения загадок/

 

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

 

Текущ.

ФО

 

5.

Пословицы и поговорки.

ХКК. Малые жанры фольклора на Дальнем Востоке.

1

 

 

Знать особенности строения  пословиц и поговорок

Презен-тация

 

Текущ.

ФО

 

6.

Р.р. Классное сочинение-рассказ с использованием пословицы.

1

 

р/р

Уметь строить связный текст на заданную тему.

 

 

Темат.

Кл.соч.

 

7.

Сказки.  Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

1

 

 

Уметь пересказывать прочитанное, анализировать поступки персонажей, их характеры.

 

Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках.

Отличие  бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия.

Текущ.

ФО

 

8.

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает».

1

 

 

Уметь работать с иллюстрациями, пересказывать сказки.

Знать виды сказок, их главных героев.

Уметь анализировать прочитанное.

 

Текущ.

ФО

 

9.

Сказки народов России. «Падчерица».

ХКК. Сказки народов Дальнего Востока. Нанайские сказки. Ангадякан-сиротка.

1

 

 

Знать содержание.

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы к сказке.

 

Текущ.

ФО

 

 

 

 

10

 

 

11

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».

 

«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»

 

 

 

1

 

 

 

1

 

.

 

 

Знать содержание,

Уметь анализировать прочитанное, пересказывать текст.

Презен-тация

 

История: исторические события, факты жизни государства и отдель-ных князей и их отра-жение в древнерусской литературе; нравст-венная позиция автора.

 

 

Текущ.

ФО

 

 

Текущ.

ФО

 

 12.

Эзоп. «Лисица и виноград», «Ворон и Лисица

1

 

 

Уметь выразительно читать басни, находить мораль.

 

Краткие сведения о баснописце. Раскрытие в басне характеров персонажей: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.Русские басни и баснописцы. ХVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен. Русская басня в ХХ веке.

Текущ.

ФО

 

13.

Русская басня. В.К.Тредиаковский «Ворон и Лиса», А.П.Сумароков «Ворон и Лиса».

1

 

 

Знать содержание басен, их персонажей, мораль.

Уметь выразительно читать басни.

Презен-тация

 

Текущ.

ФО

 

14.

И.А.Крылов. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лисица», «Волк на псарне».

1

 

 

Знать содержание басен,

Уметь выразительно читать, работать с иллюстрациями, уметь характеризовать персонажей басен.

Презен-тация

 

Текущ.

ФО

 

15.

И.А.Крылов. «Свинья под Дубом», «Демьянова уха».

1

 

 

Знать наизусть изучаемые басни, уметь выразительно читать, анализировать содержание, находить мораль.

 

Текущ.

ФО

 

16

Русская басня в ХХ веке.

ХКК. Басни Н.Фотьева

1

 

 

Уметь выразительно читать басни

 

Текущ.

ФО

 

17.

 

 

 

18

 

 

 

 

 

19

 

 

 

20.

 

 

 

 

21.

 

 

 

22

 

 

 

23

А.С.Пушкин. Краткие сведения о поэте.

Р.Р. Анализ стихотворение «Няне».

Литературная сказка. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

 

Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

 

Черты сходства и различия волшебной народной  и литературной сказки.

 

«Руслан и Людмила» (отрывок).

 

 

Р.Р. Образы природы. Анализ стихотворения  «Зимняя дорога».

 

«Бесы».

ХКК.Р.Р. Поэты Дальнего Востока о родной природе. Анализ стихотворения  П.Комарова.

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р/Р

 

 

 

 

Р/Р

 

Уметь выразительно читать стихотворение,

Знать о поэте.

Знать отличия литературной сказки от фольклорной, содержание сказки, ее композицию, персонажей.

Уметь пересказывать отдельные эпизоды, словесно рисовать, рассказывать о героях сказки, их поступках.

Знать содержание сказки, персонажей. Уметь анализировать прочитанное, работать с текстом сказки.

Уметь выразительно читать стихотворный текст.

Уметь выделять выразительные средства, выразительно читать стихотворный текст.

Презен-тация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презен-тация

 

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Образы природы в стих-ии «Зимняя дорога». «Пушкинская сказка – прямая наследница народной» Гуманистическая направленность сказки. Герои и персонажи в «Сказке…» Литературная сказка и её отличия от фольклорной; добро и зло в сказке Пушкина; отношение автора к героям. Сказочные элементы в поэме «Руслан и Людмила» богатство выразительных средств.

 

Текущ.

ФО

 

 

Текущ.

ФО

 

 

 

Текущ.

ФО

 

 

Текущ.

ФО

 

 

Текущ.

ФО

 

 

Текущ.

ФО

 

 

 

 

Текущ.

ФО

Вырази

тельное чтение.

Наизусть отрывок из сказки.

 

 

Вырази

тельное чтение.

Вырази

тельное чтение.

 

Наизусть по выбору

24.

 

 

 

 

 

 

25

М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о поэте.

«Бородино». История создания стихотворения.

 

«Бородино». Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Лермонтова.

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

Уметь выразительно читать текст стихотворения, работать с иллюстрациями

Уметь выразительно читать стихотворение наизусть, работать со стихотворным текстом (находить тропы).

Знать содержание прочитанного.

Презен-тация

 

 

 

 

 

 

Презен-тация

 

Краткие сведения о детских годах писателя. История создания стих-ия «Бородино». Бородинская битва и русский солдат в изображении Лермонтова. Художественное богатство стих-ия. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

 

 

 

 

Текущ.

ФО

 

 

 

 

 

Текущ.

ФО

 

Наизусть отрывок.

Контрольное домаш-нее сочи-нение.

26

 

 

 

 

 

 

27

 

 

 

28

 

 

 

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. «Ночь перед Рождеством».

 

«Ночь перед Рождеством».

Оксана и Вакула.

 

Фантастика и реальность в повести Гоголя Н.В. «Ночь перед Рождеством».

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Знать содержание изучаемого произведения, уметь выборочно пересказывать текст, словесно рисовать персонажей.

Презен-тация

 

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством»: отражение славянских преданий и легенд; образи и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Текущ.

ФО

 

 

 

 

Текущ.

ФО

 

 

 

Текущ.

ФО

 

29

 

 

 

 

 

30

 

 

31.

 

 

 

 

 

 

 

 

32

 

 

 

 

 

 

33.

И.С.Тургенев. Детские впечатления Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя.

 

«Муму». Тема рассказа.

Образы Герасима и  Муму.

«Муму». Центральные и второстепенные образы.

Р.Р. Отношение автора к героям.

Подготовка к анализу эпизода рассказа «Муму».

 

Р/Р Контрольное классное сочинение «Эпизод в рассказе «Муму», который произвел на меня самое сильное впечатление».

Стихотворения в прозе: «Щи» (внутренняя связь с рассказом «Муму»), «Русский язык».

1

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р/Р

 

 

 

 

 

Р/Р

Знать о Тургеневе.

Знать содержание рассказа.

Уметь выборочно пересказывать  текст, рассказывать о герое по плану, писать отзыв на эпизод, словесно рисовать героя.

Уметь выразительно читать художественный текст.

Презен-тация

 

 

 

 

Презен-тация

 

Детские впечатления Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение «Щи». Современники о рассказе «Муму». Образы рассказа. Тематика и проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. Тургенев о языке, стихотворения в прозе.

Текущ.

ФО

 

 

 

 

Текущ.

ФО

 

 

Текущ.

ФО

 

 

 

 

 

 

Темат.

Конт.соч.

 

 

 

 

 

Текущ.

ФО

 

34

 

.

 

 

35

 

 

36.

Н.А.Некрасов. Краткие сведения о поэте. «Орина, мать солдатская». Тема крестьянской жизни.

Стихотворение «Тройка».

 

«Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия.

1

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Р/Р

 

Уметь выразительно читать, работать с иллюстрациями, словарем, анализировать прочитанное.

Знать наизусть стихотворение Некрасова..

Презен-тация

 

Детские впечатления поэта. Основная тема и способы ее раскрытия в стихотворении «Крестьянские дети» Отношение автора к персонажам. Стихотворение «Орина, мать солдатская».

Текущ.

ФО

 

 

Текущ.

ФО

 

 

Текущ.

ФО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиз.

37.

 

 

 

 

 

38.

 

 

 

 

 

 

39

 

 

 

 

 

40

 

 

 

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Л.Н.Толстой в Ясной поляне.

 

«Кавказский пленник». Тема и основные проблемы рассказа (смысл жизни, справедливость, свобода, неволя). Творческая история.

 

Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Отношение писателя к событиям рассказа.

 

р/р. Контрольное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник»?

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р/Р

 

Знать содержание рассказа, уметь пересказывать и работать с текстом рассказа, рассказывать по плану.

 

 

Уметь характеризовать персонажей, анализировать их поступки.

Презен-тация

 

 

 

 

 

 

Презен-тация

 

Сведения о писателе. Толстой в Ясной поляне. Яснополянская школа. Творческая история рассказа «Кавказский пленник», тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя. Две жизненные позиции. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.

Текущ.

ФО

 

 

Текущ.

ФО

 

 

 

 

 

 

 

Текущ.

ФО

 

 

 

 

 

Темат.

Конт.соч.

 

 

41.

 

 

 

 

 

 

 

42

А.П.Чехов. Краткие сведения о писателе.

«Злоумышленник»: тема, приемы создания характеров и ситуаций, отношение автора к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

 

Р/р. Подготовка к сочинению. Юмористический рассказ о случае из жизни.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р/Р

Знать содержание рассказа.

Уметь читать по ролям, пересказывать текст, писать отзыв на эпизод.

 

Презен-тация

 

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П.Чехова. Врач А.П.Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни писателя. Тема, приемы создания характеров и ситуаций в рассказе «Злоумышленник». Отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Текущ.

ФО

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущ.

ФО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее сочинение.

43.

 

 

 

44.

А.А.Блок. Детские впечатления.

Стихотворение «Летний вечер».

 

 Р.Р. Анализ стихотворения «Полный месяц встал над лугом…» (Образная система, художественное своеобразие стихотворения.)

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Р/Р

Уметь выразительно читать стихотворение, чувствовать красоту природы и сопереживать ей, рассказывать с использованием ключевых слов.

Презен-тация

 

Детские впечатления Блока. Книга в жизни юного Блока. Блоковские места (Шахматово, Петербург). Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей в стих-ии «Летний вечер». Образная система и худ.своеобразие стих-ия «Полный месяц встал над лугом…»

Текущ.

ФО

 

 

 

 

Текущ.

ФО

Наиз.

«Лет-ний вечер».

45

 

 

 

 

 

46

Л.Н.Андреев Краткие сведения о писателе. «Петька на даче». Основная тема рассказа.

 

Противопоставление города и дачи в рассказе «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа.

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Уметь работать с иллюстрациями, пересказывать прочитанное, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на вопрос.

Презен-тация

 

Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа «Петька на даче»( тяжелое детство, сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Текущ.

ФО

 

 

 

 

Текущ.

ФО

 

47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48

И.А.Бунин. Детские годы.

« Густой зеленый ельник у дороги…»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения, второй план в стихотворении.

 

И.А.Бунин. «В дерев-не»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

Уметь выразительно читать стихотворения, работать с иллюстрациями, составлять цитатный план, читать наизусть.

Презен-тация

 

Детские годы Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни Бунина. Тема природы и приемы ее реализации в стих-ии «Густой зеленый ельник..», худ. Богатство стих-ия. Рассказ «В деревне»: слияние с природой,  нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Текущ.

ФО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущ.

ФО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50.

А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. «Золотой петух»: тема, особенности создания образа.

1

 

 

 

 

 

Знать содержание рассказа, уметь работать с иллюстрациями, пересказывать от другого лица.

Презен-тация

 

Краткие сведения о писателе. Тема и особенности создания образа в рассказе «Золотой петух».

Текущ.

ФО

 

51.

С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове.

Р.Р. Анализ стихотворения «Поет зима - аукает…»(Единство человека и природы).

1

 

 

 

 

 

 

 

Р/Р

Знать содержание стихотворений, уметь работать с иллюстрациями, выразительно читать стихотворение, составлять цитатный план.

Презен-тация

 

Детские годы. В есенинском Константинове. Единство природы и человека, малая и большая родина в стихотворениях.

Текущ.

ФО

Наизус.

52.

 

 

 

 

53.

А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе. «Никита». Тема рассказа.

 

Образ Никиты. Мир глазами ребенка.

1

 

 

 

 

 

1

 

 

Знать содержание рассказа, уметь пересказывать фрагменты, составлять словарь для характеристики предметов и явлений.

Презен-тация

 

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита»: тема, мир глазами ребенка(беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире), образ Никиты.

Текущ.

ФО

 

 

 

Текущ.

ФО

 

54

 

 

 

 

55.

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. «Каменный цветок».

 

Человек труда в сказе П.П.Бажова.

1

 

 

 

 

1

 

 

 

Знать содержание сказа, уметь пересказывать отдельные эпизоды, пересказывать от другого лица, писать отзыв об эпизоде.

Презен-тация

 

Краткие сведения о писателе. Человек труда в сказе(труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Текущ.

ФО

 

 

 

Текущ.

ФО

 

 

 

56.

Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. «Как патефон петуха от смерти спас». Тема добра. Юмористическое и лирическое в рассказе.

1

 

 

 

 

 

Уметь инсценировать отрывок, пересказывать худ.текст, отвечать письменно на вопрос.

Презен-тация

 

Краткие сведения о писателе. Добро и доброта в рассказе, мир глазами ребенка, юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Текущ.

ФО

 

57.

Н.Н.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»:  тема, система образов.

1

 

 

Знать содержание рассказа, уметь читать по ролям, наблюдать за особенностями речи персонажей.

Презен-тация

 

Краткие сведения о писателе. Тема и система образов в рассказе «Три охотника».

Текущ.

ФО

 

58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

59

Родная природа в произведениях писателей ХХ века.

(В.Ф.Боков «Поклон»,

Н.М.Рубцов. «В осеннем лесу»,

Р.Г.Гамзатов «Песня соловья»,

В.Г.Распутин «Век живи – век люби» (отрывок).

 

Р.Р. Анализ В.И.Белова «Весенняя ночь».

ХКК. Стихи дальневосточных поэтов о родной природе. Стихи Е.Кохана, В.Нефедева, Н.Капустюк.

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р/Р

 

Уметь выразительно читать,

Знать ответы на вопросы учебника.

 

Портреты поэтов, писателей.

 

Час поэзии «Поэзия и проза ХХ века о родной природе»

Текущ.

ФО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущ.

ФО

 

Наизу.

Стихот-ворение по выбору учащих-ся

60

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение «Моя родная улица».

1

 

Р/Р

Уметь составлять связный текст на заданную тему.

 

 

 

 

 

 

61

Из зарубежной литературы.

Д.Дефо. Краткие сведения о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей.

 

 

1

 

 

Знать содержание прочитанного, уметь анализировать прочитанное, характеризовать персонажей, пересказывать  отрывки, уметь письменно отвечать на вопрос.

Портрет Д.Дефо, иллюст-рации к роману.

Краткие сведения о писателе. Сюжетные линии, характеристика персонаей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра романа «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо».

 

Текущ.

ФО

Письменная работа (ответ на вопрос)

62

 

 

 

63

Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе. «Соловей»

 

Р.Р. Тема внешней и внутренней красоты в сказке «Соловей».

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Р/Р

Знать содержание сказки, уметь пересказывать содержание, характеризовать персонажей. Уметь составлять текст-отзыв об эпизоде.

Портрет Х.К.Андерсена, выставка книг сказочника, иллюстрации к произведениям.

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Текущ.

ФО

пересказ

64

 

 

 

 

65

Марк Твен. Краткие сведения о писателе. «Приключения Тома Сойера» (отрывок).

 

Автобиографические мотивы. Мир детства и мир взрослых.

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Знать содержание, уметь отвечать на вопросы, пересказывать содержание, характеризовать персонажей.

Портрет Марка Твена, иллюстрации.

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Мир детства и мир взрослых в романе «Приключения Тома Сойера».

Текущ.

ФО

Пересказ, письменный отзыв о герое

66

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение «Какой литературный герой нравится и почему?»

1

 

Р/Р

Уметь составлять связный текст на заданную тему, уметь рассуждать.

 

 

Текущ.

ФО

 

67

Ж..Рони-Старший. Краткие сведения о писателе. «Борьба за огонь» (главы из книги). Человек и природа.

1

 

 

Знать содержание глав, уметь пересказывать прочитанное, уметь составлять план текста, письменно характеризовать героя.

 

Краткие сведения о писателе. Гуманистическое изображение древнего человека в повести «Борьба за огонь». Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Текущ.

ФО

пересказ

68

Дж.Лондон. Краткие сведения о писателе. «Сказание о Кише».

1

 

 

Знать содержание, уметь пересказывать, отвечать на вопросы.

Уметь составлять письменный портрет героя.

Портрет писателя, иллюстрации к произведениям.

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише»: период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло; благородство, уважение взрослых.

Текущ.

ФО

Письменная работа

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Литература

Основная:

1.     Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / Авторы-составители: г.С.меркин, С.А.Зинин, в.А.Чалмаев. – М.: ООО «ТИД»русское слово – РС», 2008.

2.     Литература. 5  класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х ч./ авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

3.     Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5  класс»  (авт.-сост. Г.С.Меркин): в 2 ч. / Ф.Е.Соловьева,  под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012

 

Дополнительная:

 

1.     Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С.меркин): методическое пособие / Ф.Е.Соловьева; под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

2.     Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В.. Литература в 5 классе. Урок за уроком. – «ТИД «Русское слово – РС». 2007.

3.     Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. Для учащихся/ Ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. – М.: Просвещение, 1985.

4.     Хрестоматия по дальневосточной литературе: 5 класс \ сост. Г.в.Гузенко4 отв. Ред. С.И.Красноштанов. – Хабаровск:  Издательский дом «приамурские ведомости». 2011.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по литературе 5 класс."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер по обслуживанию многоквартирного дома

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

         Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы ( авт.-сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- 4-е изд., испр. И доп. . – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008)  и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

        Программа рассчитана на  2 часа в неделю, итоговое количество часов рассчитывается согласно календарного графика учебного процесса на данный учебный год.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 672 405 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 313
    • DOCX 82.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Свинцицкая Азиза Рашидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Свинцицкая Азиза Рашидовна
    Свинцицкая Азиза Рашидовна
    • На сайте: 9 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 15427
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 216 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 464 человека

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 153 человека из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 223 человека

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Постановка сложных звуков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек