Компьютерная графика
Пояснительная записка
Новые технологии
преобразовывают привычные методы творчества, делая их еще интереснее. Курс
«Компьютерная графика» — интегрированный курс изобразительного искусства и
информационных технологий - имитирует рисование на обычной бумаге привычными
для художника инструментами. Компьютер в цифровой живописи — это такой же
инструмент, как и кисть с мольбертом. Для того, чтобы хорошо рисовать на
компьютере необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями
художников знания и опыт (перспектива, воздушная перспектива, цветовой круг,
блики, рефлексы и т.д.). В курсе предусмотрено знакомство с основами
композиции, законами живописи и рисунка. Предоставляя
учащимся рабочую среду для рисования, где результат творчества зависит от
каждого движения кисти, силы нажатия и выбранной цветовой палитры, учитель
реализует программу обучения, стимулирующую развитие процессов общения,
творческих способностей, чувственности и самовыражения.
ArtRаge — это художественный пакет от компании Ambient
Design, специально разработанный для обеспечения легкого и естественного
способа создания рисунков и живописи
на компьютере. Снабженный реалистичными инструментами, такими как маслянные краски,
кисти, карандаши, фломастеры и другие, пакет моделирует реальную динамику
рисования и живописи. С его помощью можно создавать просто
восхитительные по своей живописной реалистичности картины.
Общая характеристика внеурочных занятий
Рисование
уже с раннего возраста становится эффективным средством самовыражения, развития
творческих способностей и играет большую роль в воспитании и формировании
гармонично развитой личности. В каждом ребенке заложен огромный творческий
потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован.
В
мире современных технологий компьютерная графика занимает по популярности одно
из первых мест. Занятия компьютерной графикой с одной стороны помогут овладеть
навыками работы с компьютером ребятам, желающим научиться рисовать, а с другой
стороны привлечь к творческому использованию компьютерных технологий учащихся,
которые считают себя достаточно «знающими» пользователями. Компьютер не просто
добавил к традиционным жанрам художественного творчества новое направление –
художественное компьютерное искусство, он сделал рисование массовым занятием,
элементом информационной культуры.
Компьютерная
графика используется для создания мультипликационных фильмов, анимации,
компьютерных игр, сайтов в Интернете, в рекламе, кино. Эти сферы понятны и
очень привлекательны для ребят, поэтому все большее число учащихся хочет
научиться создавать свою виртуальную реальность, применяя имеющиеся графические
пакеты. Однако, овладев принципами работы в той или иной графической программе,
ученик часто не может в полной мере использовать этот мощный инструмент. А в
результате, работы получаются скучными, мало интересными и поверхностными.
Причина этому – слишком большой разрыв между носителями традиционной культуры и
носителями современных информационных технологий. Как правило, учат
пользоваться инструментами программы, используя примитивные примеры, что
приводит к сухости изложения материала и нежеланию поэкспериментировать и
пофантазировать в дальнейшем. Импульсом к творческому освоению компьютерной
графики может послужить применение в качестве примеров образцов
народно-прикладного искусства, национальной и мировой художественной культуры.
Информатика
как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний,
которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном
обществе.
Настоящая
учебная программа реализует современные требования в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом второго поколения по изучению
графических пакетов разными возрастными группами.
Место
предмета в учебном плане
Программа
разработана для занятий внеурочной деятельности учащихся 2-6 классов МБОУ СОШ №
70 г.о. Самара из расчета 1 час в неделю (35 часов).
Цели
и задачи:
Цели:
- формирование у учащихся
основ компьютерной грамотности;
- освоении азов
компьютерной графики, основных инструментов и приемов;
- обучение выполнению рисунка
разной степени сложности.
Задачи:
·
обучить
работе с графическими редакторами, с использованием ПК;
·
сформировать
навыки обработки информации посредством современных компьютерных технологий;
·
организовать
развивающий досуг.
Отличительная особенность данной программы
заключается в ее:
§ доступности – при изложении материала учитываются
возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподается, в
зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал распределяется от
простого к сложному. Допускается повторение части материала через некоторое
время.
§ наглядности – человек получает через органы
зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях
используются наглядные материалы, обучающие программы, презентации.
Для активизации
деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия – игры,
конкурсы, проектная деятельность, дни свободного творчества, выставки,
использование «облачных технологий» для совместной работы над проектами.
Обучающая цель:
§ ознакомление учащихся с основами ArtRage
§ овладение техникой рисования в графическом
редакторе
§ формирование
у учащихся основ компьютерной грамотности
§ освоении
азов компьютерной графики, основных инструментов и приемов
§ обучение
выполнению рисунка разной степени сложности.
Развивающая цель:
§ развитие творческой фантазии
§ развитие зрительной памяти
§ развитие образного мышления
§ развитие стремления к познавательной деятельности
§ развитие умения анализировать информацию.
Воспитательная
цель:
§ воспитание художественного вкуса
§ воспитание потребности в красоте
§ воспитание нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь
к искусству.
Требования
к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность
формирования:
Личностных
результатов:
·
Адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к
миру (интересы, склонности, предпочтения).
·
Выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и
поведения.
Метапредметных
результатов:
Регулятивные УУД:
·
Учиться высказывать своё мнение.
·
Учиться работать по предложенному учителем плану.
·
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном.
Познавательные
УУД:
·
Перерабатывать
полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей группы.
·
Перерабатывать
полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты,
как плоские и объемные геометрические фигуры.
Коммуникативные
УУД:
·
Донести свою
позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
·
Слушать и понимать речь
других.
Предметных
результатов:
·
Описывать
признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
·
Выделять
существенные признаки предметов.
·
Сравнивать
между собой предметы, явления.
·
Классифицировать
явления, предметы.
·
Сохранять
созданный рисунок и вносить в него изменения.
·
Давать
определения тем или иным понятиям.
·
Выявлять
закономерности и проводить аналогии.
·
Уметь
создавать рисунки в программе ArtRage.
Контроль и оценка планируемых результатов
Содержательный контроль и оценка
результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной
динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения
его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках
накопительной системы, создание творческих работ для портфолио.
Для оценки
эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи,
которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь
учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше
развивающий эффект занятий;
– поведение
обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий;
– косвенным
показателем эффективности данных занятий может быть использование работ
выполненных на компьютере.
2 класс
Учебно-тематический план
(УТП)
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1
|
Техника
безопасности. Интерфейс программы ArtRage
|
1 ч.
|
2
|
Панель
инструментов. Палитра.
|
1 ч.
|
3
|
Акварель и масло.
Рисуем акварельный пейзаж.
|
1 ч.
|
4
|
Акварель и масло.
Рисуем погоду маслом.
|
1 ч.
|
5
|
Открытка. Рисуем открытку ко дню учителя.
|
1 ч.
|
6
|
Выразительные
средства графики: линии, штрихи, пятна
|
1 ч.
|
7
|
Простые фигуры в
изобразительном искусстве.
|
1 ч.
|
8
|
Рисуем героев
мультфильма «Смешарики»
|
1 ч.
|
9
|
Цветовая гамма.
Рисуем композицию из осенних листьев.
|
1 ч.
|
10
|
Смешение цветов на
бумаге.
|
1 ч.
|
11
|
Основные цвета
компьютера.
|
1 ч.
|
12
|
Настройки масляной
и акварельной кистей.
|
1 ч.
|
13
|
Зима и лето.
Свойство «металик».
|
1 ч.
|
14
|
Что такое калька?
Переносим изображение на холст.
|
1 ч.
|
15
|
Новогодние
раскраски.
|
1 ч.
|
16
|
Узор. Орнамент.
Рисуем снежинки.
|
1 ч.
|
17
|
Зимний пейзаж в
работах художников.
|
1 ч.
|
18
|
Морские пейзажи.
Рисуем море.
|
1 ч.
|
19
|
Обитатели морских
глубин. Наносим узоры на кальку.
|
1 ч.
|
20
|
Анималистический
жанр.
|
1 ч.
|
21
|
Рисунок на тему:
«Братья наши меньшие»
|
1 ч.
|
22
|
Путешествие в
прошлое. Рисуем динозавров.
|
1 ч.
|
23
|
Образы дракона.
Рисуем драконов из мультфильмов.
|
1 ч.
|
24
|
Жанр живописи –
натюрморт. Рисуем натюрморт.
|
1 ч.
|
25
|
Натюрморты в
произведениях художников.
|
1 ч.
|
26
|
Рисуем натюрморт с
фруктами.
|
1 ч.
|
27
|
Рисуем натюрморт
маслом.
|
1 ч.
|
28
|
Цветочный
натюрморт.
|
1 ч.
|
29
|
Вселенная.
Солнечная система. Космический пейзаж.
|
1 ч.
|
30
|
Рисуем ракету.
|
1 ч.
|
31
|
Рисунок на тему:
«Парад планет»
|
1 ч.
|
32-33
|
Рисунок на
свободную тему.
|
2 ч.
|
34-35
|
Подведение итогов, выставка работ.
|
2 ч.
|
3 класс
Учебно-тематический план
(УТП)
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1
|
Техника
безопасности. Интерфейс программы ArtRage
|
1 ч.
|
2
|
Виды искусства. Передача
настроения через цвет.
|
1 ч.
|
3
|
Выразительные
средства графики: линии, штрихи, пятна. Толщина линий.
|
1 ч.
|
4
|
Закон перспективы.
Масштаб.
|
1 ч.
|
5
|
Что такое композиция?
|
1 ч.
|
6
|
Фигуры в
пространстве. Соотношение размеров.
|
1 ч.
|
7
|
Инструмент
Стикеры.
|
1 ч.
|
8
|
Техника Пастель.
|
1 ч.
|
9
|
Техника Масло.
Техника Акварель.
|
1 ч.
|
10
|
Контрастные цвета.
|
1 ч.
|
11
|
Теплые и холодные
цвета. Рисуем натюрморт в теплых тонах
|
1 ч.
|
12
|
Теплые и холодные
цвета. Рисуем натюрморт в холодных тонах
|
1 ч.
|
13
|
Передача эмоций.
|
1 ч.
|
14
|
Родная природа в творчестве русских художников
|
1 ч.
|
15
|
Рисуем пейзаж на
тему: «Русская природа»
|
1 ч.
|
16
|
Рисуем пейзаж:
«Зимушка-зима»
|
1 ч.
|
17
|
Символы Нового
года. Рисуем новогоднюю елку.
|
1 ч.
|
18
|
Узор. Орнамент.
Рисуем новогодние гирлянды.
|
1 ч.
|
19
|
Новый год по Восточному календарю. Символы. Рисуем знак зодиака.
|
1 ч.
|
20
|
Новый год по Восточному календарю. Символы. Рисуем знак животное по
восточному календарю.
|
1 ч.
|
21
|
Анималистический
жанр. Зимующие птицы (снегирь,
воробей, синица).
|
1 ч.
|
22
|
Художники-анималисты.
Рисуем любимых животных.
|
1 ч.
|
23
|
Иллюстрация
литературных произведений. Рисуем иллюстрации к сказкам о животных.
|
1 ч.
|
24
|
Афиша, плакат.
Выполнение эскиза афиши для заданной сказки. Инструмент Текст.
|
1 ч.
|
25
|
Иллюстрирование
русских народных потешек. Дымковская игрушка.
|
1 ч.
|
26
|
Рисунок на тему:
«Матрешка». Калька. Перенос изображения.
|
1 ч.
|
27
|
Русские народные
промыслы. Жостовская роспись.
|
1 ч.
|
28
|
Русские народные
промыслы. Хохлома.
|
1 ч.
|
29
|
Русские народные
промыслы. Гжель.
|
1 ч.
|
30
|
Русские народные
промыслы. Вологодское кружево.
|
1 ч.
|
31
|
Рисунок на тему:
«Плетем кружево»
|
1 ч.
|
32-33
|
Рисунок на
свободную тему.
|
1 ч.
|
34-35
|
Подведение итогов, выставка работ.
|
3 ч.
|
4 класс
Учебно-тематический план
(УТП)
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1
|
Техника
безопасности. Интерфейс программы ArtRage
|
1 ч.
|
2
|
Цветовые композиции на передачу характера
светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния,
радуги, цветущего луга)
|
1 ч.
|
3
|
Инструмент
Заливка.
|
1 ч.
|
4
|
Инструмент
Пипетка.
|
1 ч.
|
5
|
Раскрашиваем
картинку по образцу.
|
1 ч.
|
6
|
Украшение
деревянных построек и их значение.
|
1 ч.
|
7
|
Изображение
природы через детали: ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой.
|
1 ч.
|
8
|
Волшебные
краски осеннего дерева. И. Левитан «Золотая осень»
|
1 ч.
|
9
|
Композиция
пейзажа.
|
1 ч.
|
10
|
Теплые и холодные
цвета. Рисуем осенний пейзаж в теплом и холодном колорите
|
1 ч.
|
11
|
Орнамент.
Составление узора из листьев, цветов, ягод.
|
1 ч.
|
12
|
Узор из кругов и
треугольников.
|
1 ч.
|
13
|
Кубизм в живописи.
Пикассо. Малевич.
|
1 ч.
|
14
|
Черно-белые
оттенки.
|
1 ч.
|
15
|
Композиция из
геометрических фигур.
|
1 ч.
|
16
|
Мазки. Инструмент
Мастихин.
|
1 ч.
|
17-18
|
Раскрашиваем
героев мультфильмов, используя подложенное изображение и инструмент Блестки.
|
2 ч.
|
19-21
|
Японская анимация
- аниме. Особенности графики.
|
3 ч.
|
22
|
Раскрашиваем героя
аниме, используя подложенное изображение.
|
1 ч.
|
23
|
Детали лица.
Рисуем выражение эмоций в стиле аниме.
|
1 ч.
|
24
|
Животные в стиле
аниме. Рисуем котенка.
|
1 ч.
|
25
|
Анималистический
жанр.
|
1 ч.
|
27-29
|
Рисуем домашних
животных поэтапно. Инструмент Ластик.
|
3 ч.
|
30-31
|
Рисуем диких
животных поэтапно.
|
2 ч.
|
32-33
|
Рисунок на
свободную тему.
|
2 ч.
|
34-35
|
Подведение итогов,
выставка работ.
|
2 ч.
|
5 класс
Учебно-тематический план
(УТП)
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1
|
Техника безопасности. Интерфейс программы ArtRage
|
1 ч.
|
2
|
Виды искусства. Графика. Настроение в рисунке. Рисуем деревья.
|
1 ч.
|
3
|
Выразительные средства графики: линии, штрихи, пятна. Используем
подложенное изображение. Повторение материала.
|
1 ч.
|
4
|
Симметрия и ассиметрия.
|
1 ч.
|
5
|
Дополнение симметричного изображения.
|
1 ч.
|
6
|
Инструмент Перо. Свойства.
|
1 ч.
|
7
|
Инструмент Блёстки. Свойства.
|
1 ч.
|
8
|
Цветовой круг. Смешение цветов. Контрастные цвета. Рисуем ягоды с
использованием контрастных цветов.
|
1 ч.
|
9
|
Свет и тень. Рисуем тело вращения.
|
1 ч.
|
10
|
Натюрморт из геометрических тел вращения.
|
1 ч.
|
11
|
Рисуем героев мультфильма «Смешарики», используя приемы светотени.
|
1 ч.
|
12
|
Значение фона для живописной работы.
|
1 ч.
|
13
|
Теплые и холодные цвета. Рисуем храм в теплом и холодном колорите,
используя подложенное изображение.
|
1 ч.
|
14
|
Импрессионисты. Рисуем картины в стиле импрессионистов.
|
1 ч.
|
15
|
Композиция пейзажа. Рисуем осенний пейзаж.
|
1 ч.
|
16-17
|
Настройки холста. Размеры. Масштаб.
|
2 ч.
|
18
|
Картины в технике гризайль. Рисуем зимний ночной пейзаж в технике
гризайль.
|
1 ч.
|
19
|
Художники-маринисты. Рисуем закат на море.
|
1 ч.
|
20
|
Обитатели морских глубин. Рисуем морское дно.
|
1 ч.
|
21
|
Анималистический жанр. Рисуем картину «Снегири».
|
1 ч.
|
22
|
Художники-анималисты. Рисуем любимых животных.
|
1 ч.
|
23
|
Бытовой жанр. Рисуем жанровую картину о цирковом представлении.
|
1 ч.
|
24
|
Иллюстрация литературных произведений. Рисуем иллюстрации к сказкам.
|
1 ч.
|
25-26
|
Жанр живописи - портрет. Рисуем автопортрет, используя подложенное
изображение и инструмент Блестки.
|
2 ч.
|
27
|
Жанр живописи – натюрморт. Рисуем натюрморт.
|
1 ч.
|
28
|
Натюрморты в произведениях художников. Рисуем натюрморт с весенними
цветами.
|
1 ч.
|
29
|
Орнамент. Рисуем ковер с симметричным орнаментом.
|
1 ч.
|
30
|
Орнаменты народов мира. Рисуем древнегреческую вазу.
|
1 ч.
|
31
|
Старинные русские орнаменты. Рисуем полотенце с орнаментом.
|
1 ч.
|
32
|
Декоративно-прикладное искусство. Расписываем матрешку.
|
1 ч.
|
33-34
|
Рисунок на свободную тему.
|
2 ч.
|
35
|
Подведение итогов,
выставка работ.
|
1 ч.
|
6 класс
Учебно-тематический план
(УТП)
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1
|
Техника безопасности. Интерфейс программы ArtRage
|
1 ч.
|
2
|
Основное меню программы.
|
1 ч.
|
3
|
Настройка палитры, курсора, панели инструментов.
|
1 ч.
|
4
|
Рисуем плакат ко Дню гражданской обороны. Используем инструмент
Текст.
|
1 ч.
|
5
|
Рубленный шрифт. Шрифт с насечками.
|
1 ч.
|
6
|
Зеркальная симметрия. Рисуем осенние листья.
|
1 ч.
|
7
|
Инструмент Клякса. Инструмент Аэрограф.
|
1 ч.
|
8
|
Инструмент Валик. Инструмент Мел.
|
1 ч.
|
9
|
Рисунок на свободную тему, используя все изученные инструменты.
|
1 ч.
|
10
|
Слои. Создание, удаление слоя.
|
1 ч.
|
11
|
Работа на разных слоях холста.
|
1 ч.
|
12-13
|
Новогодняя картинка на разных слоях. Склейка слоев.
|
2 ч.
|
14
|
Дед Мороз и Санта Клаус. Сходство и различие культур.
|
1 ч.
|
15
|
Дед Мороз и Снегурочка. Стихи на картине.
|
1 ч.
|
16-17
|
Новогодние мультфильмы. Рисуем по шаблону
|
2 ч.
|
18
|
Стандартные шаблоны ArtRage.
|
1 ч.
|
19-20
|
Трафареты.
|
2 ч.
|
21
|
Рисунок на свободную тему с использованием трафаретов.
|
1 ч.
|
22
|
День Святого Валентина. Рисуем Валентинку.
|
1 ч.
|
23
|
День аэрофлота. Рисуем самолет.
|
1 ч.
|
24
|
Международный женский день. Рисуем открытку.
|
1 ч.
|
25
|
Вывод информации. Печать изображения.
|
1 ч.
|
26-27
|
Что такое коллаж?
|
2 ч.
|
28
|
Вид искусства – архитектура. Рисуем памятники архитектуры.
|
1 ч.
|
29
|
Достопримечательности Самары. Коллаж.
|
1 ч.
|
30
|
Монументальное искусство. Рисуем картину «Витраж».
|
1 ч.
|
31
|
День Победы. Рисуем плакат.
|
1 ч.
|
32-33
|
Рисунок на свободную тему.
|
2 ч.
|
34-35
|
Подведение итогов,
выставка работ.
|
2 ч.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.