РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса краеведение
6 класс (34 часа)
Составлена на основе вариативной программы по
краеведению под редакцией В.М. Кузнецова. Примерной программы основного общего
образования Дерягина В.В., Гитис М.С.
Составила: Юданова Т.Б.
учитель
географии первой категории
город Лыткарино
Московская область
2014 г
Пояснительная записка
Преподавание учебного предмета «Краеведение» в основной школе (6 класс)
осуществляется
в соответствии с основными нормативными документами и
инструктивно-нормативными
материалами:
Краеведение: программа учебной
дисциплины для 6 классов
общеобразовательных учреждений Московской
области. Под общей редакцией В.М.
Кузнецова- Челябинск:Абрис, 2008 г.
Концепция краеведческого образования в
Московской области. Об утверждении
федерального компонента государственных
стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования
(приказ Министерства образования
Российской Федерации от 05.03.2004 г № 1089);
Данная
рабочая программа инновационного курса краеведение 6 класс « Введение в
краеведение
Московской области. Г. Лыткарино» составлена на основе вариативной
программы по
краеведению под редакцией В.М. Кузнецова (Челябинск:АБРИС,2008 г).
Целью
краеведческого образования в 6 классе является изучение вводного курса
краеведения
Московской области , г. Лыткарино, направленного на воспитание
гражданина
России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, его
традиции,
памятники природы, истории и культуры и желающего принять активное
участие в их
развитии.
Изучение
краеведения в курсе «Введение в краеведение Московской области, г.
Лыткарино»
направлено на достижение следующих задач: освоение обучащимися
знаний об
истории познания, геологии и рельефе, гидрологии, климате гидрографии и
природных
комплексах Московской области, г. Лыткарино; овладение обучающимися
умениями
самостоятельно работать с основными источниками информации
исторического,
географического и культурологического краеведения; ориентироваться
на местности;
развитие у школьников познавательных интересов к изучению
краеведения
на основе наблюдений за состоянием окружающей природной среды г.
Лыткарино и
его окрестностей; воспитание у детей уважения к истории г. Лыткарино,
позитивного
отношения к окружающей природной среде; формирование способности и
готовности к
использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к
сохранению
природы родного края и социально-ответственному поведению в ней;
адаптации к
местным условиям; самостоятельному оцениванию уровня безопасности
окружающей
среды как сферы жизнедеятельности.
Ведущими
принципами обучения по краеведению в 6 классе является научность,
последовательность
теории и практики.
Структура интегрированного
учебного курса 6 класса определяется тем, что
краеведение
вбирает в себя географические, биологические, экологические,
хозяйственно-экономические,
социально-политические, правовые, конфессиональные,
исторические,
культурологические элементы. В структуре курса выделяются два
основных
раздела: 1) экскурс в историю познания и развития региона; 2) общая
географическая
характеристика Московской области г. Лыткарино. Курс включает 5
учебных тем:
« Школа юного краеведа», «Геология и рельеф нашего края», «Климат и
погода в
нашем крае», край рек и озер», «Природные комплексы нашего края».
В основу
содержания курса положено понимание краеведения, как интегрированного
учебного
предмета, раскрывающего взаимодействие человека и окружающей среды,
позволяющего
обучающимся увидеть родной край, как сложный, многообразный,
противоречивый,
но целостный, единый регион Московская область. Обращается
пристальное
внимание к субрегиональному материалу, изучению г. Лыткарино и его
окрестностей.
На изучение
курса « Введение в краеведение Московской области» в 6 классе
выделяется 34
часа ( 1 час в неделю).
В
соответствии с годовым учебно-календарным графиком образовательго учреждения,
резерв
учебного времени в обЪеме 5 часов, предусмотренный вариативной программой
по
краеведению, распределен учителем на изучение местного (школьного) компонента
по следующим
темам: на изучение отдельных разделов краеведения отводится
следующее
время:1) «Школа юного краеведа» - 2 часа; 2) «Геология и рельеф нашего
края» - 2
часа; 3) Природные комплексы нашего края – 1 час;
Исходя из
особенностей содержания учебного материала, с учетом межпредметных
связей и
возрастных особенностей шестиклассников, «Историко-географический
портрет» и
«История границ», изучаются обзорно.
При изучении
курса краеведения используется справочные материалы по краеведению,
учебное
пособие Греханкиной Л.Ф. «Родное Подмосковье», краеведческий альманах «
Природа
Лыткарино» , « 50 лет города Лыткарино», « Растения Томилинского
лесопарка» ,
«Животные Московской области», «Реки и озера Московской области» ,
интернет и
другие источники, мультимедийные презентации, цифровые
образовательные
ресурсы.
Важнейшее
требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой
к развивающей
модели обучения, деятельным формам организации учебного процесса ,
предусмотрено
проведение учебных занятий разных типов – вводные(ВУ),
комбинированные
(КУ)и повторительно - обобщающие (ПОУ) уроки. Планируются
следующие
формы (виды) обучения: уроки – практикумы(ПР), уроки- экскурсии (УЭ),
уроки-
конференции (УК), в календарно-тематическом плане соответствнно
обозначенные
указанными сокращениями. В преподавании курса реализуются
этнографические,
лингвистические умения. В обучении используются следующие
группы
методов : словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация,
использование
цифровых образовательных русурсов); практические (работа с текстами,
таблицами,
контурными картами, словарями и справочниками).
В системе
педагогического мониторинга по краеведению используются следующие
виды и формы
контроля: текущий контроль (поурочный опрос, оценочные
практические
работы).
Планируемые
результаты обучения по курсу, как ступень личностного роста
обучающихся в
краеведческом образовании.
Календарно- тематическое планирование по курсу
краеведение ( 1 час в неделю).
№ урока
|
Наименование разделов и тем
|
Дата по плану
|
Дата по факту
|
6А
|
6Б
|
6В
|
6Г
|
|
Раздел 1. Школа юного краеведа- 8 часов
|
|
|
|
|
|
1.
|
Введение в краеведение. Что изучает
краеведение.(ВОУ)
|
01.09- 06.09
|
|
|
|
|
2.
|
История открытия нашего края. Первопроходцы.(КУ)
|
08.09-13.09
|
|
|
|
|
3.
|
Далекое прошлое Московского края. Кто основал
курганы и селища, вятичи и кривичи, крестьяне и ремесленники
( доклады),(УК)
|
15.09.-20.09
|
|
|
|
|
4.
|
Возникновение, развитие и выдвижение Москвы.
|
22.09.-27.09
|
|
|
|
|
5.
|
Географическое положение Московской области и Москвы
и г. Лыткарино.
|
29.09- 04.10
|
|
|
|
|
6.
|
Происхождение названий населенных пунктов своей
местности ( лингвистический конструктор)
|
06.10-11.10
|
|
|
|
|
7.
|
Происхождение названий населенных пунктов своей
местности ( лингвистический конструктор)
|
13.10-18.10
|
|
|
|
|
8.
|
Итоговый урок по теме «Почему Лыткарино-
Лыткарино»(ПОУ)
|
20.10-25.10
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Природа г. Лыткарино -25 часов
|
|
|
|
|
|
9.
|
Геологическое строение г. Лыткарино
|
27.11-01.11
|
|
|
|
|
10.
|
Геологическое строение г. Лыткарино
|
10.11-15.11
|
|
|
|
|
11.
|
Полезные ископаемые
|
17.11-22.11
|
|
|
|
|
12.
|
Рельеф г. Лыткарино и окрестностей
|
24.11-29.11
|
|
|
|
|
13.
|
Рельеф г. Лыткарино и окрестностей
|
01.12-06.12
|
|
|
|
|
14.
|
Климатические условия г. Лыткарино
|
08.12.-13.11
|
|
|
|
|
15.
|
Геолого-гидрологические условия Лыткарино
|
15.12- 20.12
|
|
|
|
|
16.
|
Москва-река
|
22.12-27.12
|
|
|
|
|
17.
|
Малые реки г. Лыткарино и окрестностей и подземные
воды.
|
12.01.-17.01
|
|
|
|
|
18.
|
Искусственные водоемы
|
19.01-24.01
|
|
|
|
|
19.
|
Растительный мир окрестностей г.Лыткарино
|
26.01-31.01
|
|
|
|
|
20.
|
Животный мир окрестностей г.
Лыткарино
|
02.02-07.02
|
|
|
|
|
21.
|
Фенологические наблюдения
|
09.02-14.02
|
|
|
|
|
22.
|
Почвы
|
16.02-21.02
|
|
|
|
|
23.
|
Памятники природы окрестностей г. Лыткарино
|
23.02-28.02
|
|
|
|
|
24.
|
Экологическое состояние окружающей среды г.
Лыткарино
|
02.03-07.03
|
|
|
|
|
25.
|
Природные комплексы нашего края
|
09.03-14.03
|
|
|
|
|
26.
|
Волкушенский лес
|
16.03-21.03
|
|
|
|
|
27.
|
Волкушенский лес.
|
30.03-04.04
|
|
|
|
|
28.
|
Волкушенское озеро
|
06.04-11.04
|
|
|
|
|
29.
|
Надпойменные террасы Москвы - реки
|
13.04-18.04
|
|
|
|
|
30.
|
Волкушенское озеро
|
20.04-25.04
|
|
|
|
|
31.
|
Антропогенное озеро Солдатское»
|
27.04-02.05
|
|
|
|
|
32.
|
Холмы в окрестностях г. Лыткарино
|
05.05-09..05
|
|
|
|
|
33.
|
Составление маршрутов экскурсий по природным
объектам г. Лыткарино и его окрестностей
|
11.09-16.11
|
|
|
|
|
34.
|
Итоговый урок
|
18.05-23.05
|
|
|
|
|
|
Итого – 34 урока
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.