Казенное
специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Республики Алтай»
РАССМОТРЕНА
И СОГЛАСОВАНА
на
заседании МО
Протокол
№_
от «____»________20___г.
Руководитель
МО ________ Н.В. Пурышкина
|
СОГЛАСОВАНО
на методическом совете
Протокол №_
от
«____»__________20_ г.
Заместитель
директора по УВР________ Л.Г.Трескина
|
УТВЕРЖДЕНО
Директор
__________М.В.Смышляева
Приказ
№_
от
«____»_________20__ г.
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
ПО РИСОВАНИЮ в 2 «А» классе
Составила:
Пурышкина
Нина
Владимировна,
учитель
высшей категории
г.
Горно-Алтайск
2014г.
2.
Пояснительная записка.
Настоящая Программа разработана в
соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым
положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановлением Правительства
РФ от 10.03. 2000 г. №212., 23.12.2002, Методическим письмом «О специфике
деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII
видов» от 26.12.2000г., Единой концепцией специального Федерального
государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009
г.
Программа
составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук
В.В.Воронковой и авторской программы И.А.Грошенкова «Изобразительное
искусство» – М.; Просвещение, 2006; Базисного учебного плана
специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), составленного на
основании приказа Министерства образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п..
Программа для
2 класса составлены с учётом особенностей познавательной деятельности детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направлена на разностороннее
развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, содержит
материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Уроки изобразительного
искусства проводятся 1 раз в неделю. Изобразительное искусство
как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение.
Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на
интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию
личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и
привычек. Программа во 2 классе рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Цель: привитие
интереса к рисованию, коррекция недостатков развития умственно отсталых детей.
Задачи:
способствовать
коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем
систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного
восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве;
находить в
изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать
развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать,
обобщать;
ориентироваться в
задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения
рисунка;
исправлять
недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем
использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с
применением разнообразного изобразительного материала;
дать обучающимся
знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования
с натуры, декоративного рисования;
знакомить
обучающихся с отдельными произведениями изобразительного,
декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное
эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у
обучающихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной
деятельности.
В основу программы
положены:
тематический
принцип планирования учебного материала;
единство
воспитания и образования, обучения и творческой деятельности обучающихся,
сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать
произведения искусства;
система
учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным
декоративно-прикладным искусством;
система
межпредметных связей;
направленность на
развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения
к действительности.
Принципы реализации программы:
· индивидуально - личностный подход к
каждому ребенку;
· коллективизм;
· креативность (творчество);
· ценностно-смысловое равенство педагога и
ребенка;
· научность;
· сознательность и активность учащихся;
· наглядность.
Формы: игры, упражнения,
практические задания, тренинги, конструирование ситуаций, развлечения -
загадки, задачи-шутки, ребусы, конкурсы и др.
Методы:
наглядность;
· взаимодействие;
· поощрение;
· наблюдение;
· коллективная работа, работа в парах;
· игра.
Приемы:
· анализ и синтез;
· сравнение;
· аналогия;
· обобщение.
Для
выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие основные виды
занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы
об изобразительном искусстве.
3.
Основные требования к уровню подготовки:
К
концу учебного года обучающиеся должны уметь:
- свободно, без
напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая
при этом лист бумаги;
- ориентироваться
на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии
с инструкцией учителя;
- использовать
данные учителем ориентиры и в соответствии с ними размещать изображение на
листе бумаги;
- закрашивать
рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление
штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от
руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать
принцип повторения или чередования элементов в узоре;
- различать и
знать названия цветов;
- узнавать в
иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять
эмоционально-эстетическое отношение к ним.
4. Содержание
рабочей программы
Рисование с натуры
(15 часов)
Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и
называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов;
развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную
формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов;
определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем
расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок,
подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Декоративное
рисование (14часов)
Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на
равные части, развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры
и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету;
составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге;
совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без
излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в
узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый
цвета.
Рисование на темы (8
часов)
Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать
умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать
пространственные отношения предметов и их частей.
Беседы об
изобразительном искусстве – (7 часов)
Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей
народных сказок, называть действующих лиц; называть и дифференцировать цвета.
Знакомство с иллюстрациями к народным сказкам (иллюстрации
художников Ю.Васнецова, В.Ватагина, Е.Чарушина и др.).
5. Учебно-
методические средства обучения:
Грошенков И.А.
Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение,
1989.
Кузин В.С.,
Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для
общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.
Шпикалова Т.Я.
Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение,
1984.
Обучение учащихся
I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство и др.).
Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. 2-е изд., перераб. – М.:
Просвещение, 1983.
6.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
|
Наименование
раздела и тем
|
Часы
учебного времени
|
Дата
|
|
1
четверть – 9 час.
|
|
|
1
|
Рисование
с натуры овощей и фруктов. Беседа по картинам.
|
1
|
03.09
|
2
|
Рисование
с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор)
|
1
|
10
|
3
|
Рисование
в полосе узора из листьев и ягод по образцу.
|
|
17
|
4
|
Самостоятельное
составление учащимися узора в полосе.
|
1
|
24
|
5
|
Рисование
орнамента в квадрате.
|
1
|
1.10
|
6
|
Рисование
в квадрате узора из веточек с листочками.
|
1
|
08
|
7
|
Рисование
на тему « Деревья осенью» Беседа по картинам.
|
1
|
15
|
8
|
Рисование
с натуры знакомых предметов несложной формы.
|
1
|
22
|
9
|
Декоративное
рисование праздничного плаката.
|
1
|
29
|
|
2
четверть – 7 час.
|
|
|
10
|
Декоративное
рисование орнамента в квадрате. Беседа по картинам.
|
1
|
19.11
|
11
|
Рисование
в квадрате узора из веточек ели.
|
1
|
26
|
12
|
Рисование
с натуры ветки ели. Беседа по картинам.
|
1
|
03.12
|
13
|
Рисование
с натуры праздничных флажков.
|
1
|
|
14
|
Рисование
с натуры ёлочных украшений.
|
1
|
10
|
15
|
Рисование
на тему « Ветка с ёлочными игрушками»
|
1
|
17
|
16
|
Рисование
на тему « Новый год»
|
|
24
|
|
3
четверть 10 часов
|
|
|
17
|
Рисование
узора из снежинок для шарфа.
|
|
14.01
|
18
|
Рисование
на тему « Снежные бабы»
|
1
|
21
|
19
|
Беседа
по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.
|
1
|
28
|
20
|
Рисование
с натуры игрушки рыбки.
|
|
04.02
|
21
|
Рисование
на тему « Рыбки в аквариуме среди водорослей»
|
1
|
11
|
22
|
Рисование
открытки к 23 февраля.
|
1
|
18
|
23
|
Рисование
с натуры портфеля.
|
|
25
|
24
|
Декоративное
рисование узора для косынки.
|
1
|
04.03
|
25
|
Рисование
с натуры дорожного знака «Впереди опасность!» Беседа по картинам.
|
1
|
11
|
26
|
Рисование
узора в круге.(расписная тарелка)
|
1
|
28
|
|
4
четверть – 8 час.
|
|
|
27
|
Рисование
в полосе узора из квадратов с чередующимися геометрическими элементами.
|
1
|
08.04
|
28
|
Рисование
с натуры башенки из элементов строительного материала.
|
1
|
15
|
29
|
Рисование
с натуры праздничного флажка.
|
1
|
22
|
30
|
Рисование
узора в полосе.
|
1
|
29
|
31
|
Рисование
на тему: « День Победы».
|
1
|
06.05
|
32
|
Рисование
узора в круге.
|
1
|
13
|
33
|
Рисование
с натуры весенних цветов. Беседа по картинам.
|
1
|
20
|
34
|
Рисование
на тему: « Лето».
|
1
|
27
|
|
Всего за
учебный год: 34 часа.
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.