Пояснительная
записка
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального
компонента государственного образовательного стандарта основного образования
по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой
Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом
государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 1 год
обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы»,
авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е.
Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка
1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.
Данная программа
разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в
рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного
материала предоставляется учителю изобразительного искусства по темам
согласно тематическому плану. Данная программа разработана на основе
федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для
основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на один год обучения
— в 9 классе. В соответствии учебным планом в 9 классе на учебный предмет
«Искусство» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Создание
этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в
современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в
современное информационное, социокультурное пространство. Содержание
программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека
и общества, воздействие на его духовный мир, формирование
ценностно-нравственных ориентации.
Программа
состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи.
Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики
(Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии
(А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и
др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К.
Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего
обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного
образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П.
Юсов и др.).
Содержание
программы дает возможность реализовать основные цели художественного
образования и эстетического воспитания в основной школе:
— развитие
эмоционально-эстетического восприятия действительности,
художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного
мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных
потребностей;
— воспитание
культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного
искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение
образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
— формирование
устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его
исторические и национальные особенности;
—приобретение
знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего
мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях
музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства,
скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
— овладение
умениями и навыками разнообразной художественной деятельности;
предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а
также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель
программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству
как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи
реализации данного курса:
—
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
— культурная
адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном
разнообразными явлениями массовой культуры;
—
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом
процессе развития человечества;
— углубление
художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих
способностей подростков;
—
воспитание художественного вкуса;
—
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и
социально-эстетической компетентности;
— формирование
умений и навыков художественного самообразования.
Особое
значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны
приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При
изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных
связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии,
информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки,
пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном
становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут
ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства,
узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления
окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров
искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в
своем творчестве.
Примерный
художественный материал, рекомендованный программой,
предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе,
дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой
деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по
предметам художественно-эстетического цикла.
На
конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного
искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в
жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика
каждого из них.
Результаты
освоения программы «Искусство»
Изучение
искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в
процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное,
коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная
сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные,
художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются
воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие
в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных
событиях региона и др.
В
результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального
и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление
о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и
освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и
самопознание.
Предметными
результатами занятий по программе «Искусство» являются:
· освоение/присвоение
художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости
искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого
народа;
· знание
основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа,
особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов
искусства;
· устойчивый
интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным
традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники
основной школы научатся:
•
воспринимать явления художественной культуры разных народов мира,
осознавать в ней место отечественного искусства;
•
понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе
нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать
выводы и умозаключения;
• описывать
явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого
соответствующую терминологию;
• структурировать
изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять
умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать
творческие проблемы.
Метапредметными
результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности,
применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
· сравнение,
анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
· работа
с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с
искусством и художественному самообразованию;
· культурно-познавательная,
коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном
материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность
учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности
мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как
история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой,
по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств –
показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности.
Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат
привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности
учащихся.
Межпредметные связи
В программе рассматриваются разнообразные
явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами
других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства
- живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др.,
театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.
Виды организации учебной деятельности:
-
самостоятельная работа, творческая работа, конкурс, викторина.
Основные
виды контроля при организации контроля работы:
-
вводный, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный, контроль учителя.
Формы контроля:
-
наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Требования
к уровню подготовки учащихся:
Выпускники
научатся:
•
ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в
учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать
свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и
применять на практике способы их достижения;
• мыслить
образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и
качества целостного явления;
• воспринимать
эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого
и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в
творческой и исполнительской деятельности.
Личностными
результатами изучения искусства являются:
·
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в
эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
·
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или
индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении
(создании) художественных образов;
·
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение
вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники
научатся:
•
аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и
культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с
восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою
сопричастность окружающему миру;
• использовать
коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при
индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном
режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять
толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни
класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты
собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Учебная программа предусматривает формирование у
учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по
предмету «Искусство» способствует:
- формированию у учащихся представлений о
художественной картине мира;
-
овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления,
художественного анализа;
-
обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях
художественной жизни страны;
-
расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и
нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи,
ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на
образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
-
совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому
художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой
или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с
учащимися, с учителем;
-
формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым
произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира,
подтверждая ее конкретными примерами;
-
приобретению умения и навыков работы с различными источниками
информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
-
овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей
деятельности;
-
определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и
потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
-
совершенствованию умений координировать свою деятельность с
деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении
творческих задач.
Требования к уровню подготовки
учащихся 9 класса:
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся
возможность:
-
иметь представление о жанрах и стилях классического и современного
искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
-
определять принадлежность художественных произведений к одному из
жанров на основе характерных средств выразительности;
-
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов,
художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их
произведения;
-
размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных
особенностях, жанре, форме, исполнителях;
-
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы,
аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
-
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных
классических произведений;
-
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских
проектах;
-
использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные
на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Обучение искусству в основной
школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
Контроль
уровня обученности
№ урока
|
Тема
урока
|
Вид
контроля
|
Форма
контроля
|
17
|
Музыкально-поэтическая
символика огня.
|
Текущий
- письменный
|
Контрольная
работа
(тест)
|
34
|
Исследовательский
проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».
|
Итоговый
|
Защита
проекта
|
51
|
Художник
и ученый.
|
Текущий
- письменный
|
Контрольная
работа
(тест)
|
69
|
Исследовательский
проект
«Пушкин
– наше все»
|
Итоговый
|
Защита
проекта
|
Тематическое
планирование по Искусству 9 классы (35 ч)
№
урока
|
Название
тем уроков
|
Дата
проведения
|
Тип
урока. Лабораторные и практические работы
|
Элементы
предметного содержания
|
Планируемый
результат (предметный)
|
Контроль,
измерители
|
Воздействующая сила
искусств (9 ч)
|
1,2,3
|
Искусство и
власть
|
|
Урок
системетизации знаний
|
Знакомство
с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного
искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Вечные темы и
великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной
войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли.
Знакомство
с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или
негативных влияний на чувства и сознание человека. Отражение и прославление
величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с
тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. В
развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная
закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека,
полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, —
светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла
свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.
Поднятие
духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты,
песни).
Значение
песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к кинофильмам.
|
Подготовить
доклад или компьютерную презентацию на тему. Проанализировать различные
художественные произведения одного вида искусств в разные эпохи
|
Входной.
Фронтальный
|
4,5
|
Какими
средствами воздействует искусство?
|
|
Комбинированный
урок
|
Средства
художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура,
цвет, тон, интонация и др.
Композиция.
Форма. Ритм. Фактура.
Средства
музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др.
Законы
музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров
вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных
стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной
драматургии.
|
Создать
несколько уравновешенных или неуравновешенных композиций, используя разные
элементы
|
Текущий.
Устный
|
6,7
|
Храмовый синтез
искусств
|
|
Урок
обобщения и системетизации знаний
|
Синтез искусств
в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная,
градостроительство). Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на
человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Виды
храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на
эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры).
Синтез
искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное
целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств
можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен
известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных
искусств, скульптуры и живописи.
Духовная
музыка в храмовом синтезе искусств.
Возвышенность
религиозно-нравственных идеалов.
|
Рассмотреть
фотографии храмов. Описать специфику каждого из них
|
Текущий.
Устный
|
8,9
|
Синтез
искусств в театре, кино, на телевидении
|
|
Урок
обобщения и систематизации знаний
|
Создание художественного замысла и
воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера,
художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы
восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов,
А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).
В
театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды
искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое,
музыкальное, изобразительное искусства; театр и кино. Создание
художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки
сценическими средствами.
|
Выполнить
эскиз декораций или костюмов к музыкальному спектаклю (по выбору)
|
Тематический.
Групповой
|
Искусство предвосхищает
будущее (7 ч)
|
10,11
|
Дар
предвосхищения. Какие знания дает искусство?
|
|
Урок
изучения нового материала
|
Общность и специфика восприятия
художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин –
выразитель ценностей эпохи.
Постижение
художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного
языка. Использование иносказаний в живописи символистов. Предвидение как
форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста.
Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
|
Написать
эссе о каком-либо заинтересовавшем вас современном искусстве
|
Входной.
Фронтальный
|
12
|
Предсказания
в искусстве
|
|
Урок
обобщения и систематизации знаний
|
Общность и специфика восприятия
художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин –
выразитель ценностей эпохи.
Предсказание
грядущих событий. Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя).
Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя). Любое художественное
произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много
примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся
социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к
провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит
главная сила искусства.
|
Разработать
музыкально-литературный сценарий на тему «Колокольные звоны России»
|
Текущий.
Групповой
|
13,14
|
Художественное
мышление в авангарде науки
|
|
Урок
изучения нового материала
|
Традиции и
новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в
искусстве XX в.
Предсказания
научных открытий.
Поиск новых
выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные
инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу.
Авангард в
музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных
средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика.
Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.
|
Создать композицию,
отражающую представление о будущем России, мира
|
Текущий.
Устный
|
15,16
|
Художник
и ученый
|
|
Контрольный
урок
|
Выявление
скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства
(изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра).
Многие
выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой,
живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в
науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности
подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.
|
Сделать
эскиз герба, товарного знака или эмблемы, используя разные виды симметрии
|
Тематический.
Тест
|
Дар созидания.
Практическая функция искусства (11 ч)
|
17
|
Эстетическое
формирование искусством окружающей среды
|
|
Урок
обобщения и систематизации знаний
|
Виды
архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство).
Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение
общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб,
пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).
Особенности
художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и
практических функций. Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное
искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи.
|
Подготовить
презентацию на тему
|
Входной.
Устный
|
18
|
Архитектура
исторического города
|
|
Урок
изучения нового материала
|
Виды
архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство).
Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение
общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб,
пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).
Афинский
Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской
крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.
|
Начертить
план-схему средневекового города. Передать характерные черты города
|
Текущий.
Устный
|
19
|
Архитектура
современного города
|
|
Урок изучения
нового материала
|
Компьютерная графика и ее использование в
полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение
в жизни современного общества. Вкус и мода.
Дизайн
современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и
декоративная скульптура.
|
Выполнить
«Проект детской площадки» для вашего двора. Аргументировать выбор
|
Текущий.
Групповой
|
20
|
Специфика
изображений в полиграфии
|
|
Урок
изучения нового материала
|
Искусство
книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии
(графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги.
Иллюстрации
к сказкам. Журнальная графика.
Описание
быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое,
гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях ( из программы по
литературе – по выбору учителя).
|
Оформить
пригласительный билет; поздравительную открытку (по выбору)
|
Текущий.
Групповой
|
21
|
Развитие дизайна
и его значение в жизн современного общества
|
|
Урок
изучения нового материала
|
Развитие
дизайна и его значение в жизни современного общества.
Формирование
красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На
рубеже ХIХ—ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник
дизайн. Дизайнеры — это художники, осуществляющие художественное
конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов
быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.
|
Выполнить
проект какого-либо предмета быта
|
Тематический.
Презентация
|
22
|
Декоративно-прикладное
искусство
|
|
Урок
обобщения и систематизации знаний
|
Произведения
декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и
эстетических потребностей человека.
Декоративно-прикладное
искусство — сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие
виды народных промыслов. Декоративно-прикладное искусство живет вместе с
народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.
|
Подготовить
презентацию об истории одного из известных народных промыслов
|
Текущий.
Индивидуальный
|
23
|
Музыка в быту
|
|
Комбинированный
урок
|
Предназначение
музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании
личности.
Трудно
представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду.
Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов
компьютеров.
Она сопровождает праздники, развлечения и т. п.
Функции
легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ
релаксации; сигнальная функция музыки и др.
|
Подготовить
презентацию на тему «Классика на мобильных телефонах»
|
Текущий.
Устный
|
24
|
Массовые,
общедоступные искусства
|
|
Комбинированный
урок
|
Расширение изобразительных возможностей
искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности
художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные
средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники –
мастера российской и зарубежной школ.
Фотография.
Кино. Телевидение.
Огромную
популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим
прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической
промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени.
|
Придумать
небольшой сценарий фильма или мультфильма
|
Текущий.
Устный
|
25,26
|
Изобразительная
природа кино. Музыка в кино
|
|
Комбинированный
урок
|
Изобразительная
природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж.
Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет,
цвет, музыка, звук).
Роль
музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации
музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных
произведений).
Особенности
музыкального воплощения образов в театре, на телевидении.
|
Посмотреть
фрагмент фильма, ответить на вопросы
|
Текущий.
Устный
|
27
|
Тайные смыслы
образов искусства, или Загадки музыкальных хитов
|
|
Урок
закрепления
|
Специфика
музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных
образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных
искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.
Выявление
эстетической, нравственной и практической направленности театральных
постановок и фильмов.
|
Посмотреть
фильм. Сформулировать вопросы для дискуссии
|
Тематический.
Устный
|
Искусство и открытие мира
для себя (8 ч)
|
28,29
|
Вопрос себе как
первый шаг к творчеству
|
|
Комбинированный
урок
|
Изучение
разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе
знакомства с произведениями различных видов искусства. Изображение различных
представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и
асимметрия в искусстве и науке.
Современный
человек живет в сложном и загадочном мире, ставящем перед ним почти каждый
день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда
приходят к нему в результате познания и труда, а иногда в результате
озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство
удовлетворения.
Именно
с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное.
Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь
затем
воплощаются в предметы и события.
Человечество
ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для
познания мира.
|
Ответить
на вопросы
|
Входной.
Устный
|
30
|
Литературные
страницы
|
|
Урок
закрепления
|
Понимание
красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Искусство в жизни выдающихся
деятелей науки и культуры.
Известные
писатели и поэты о предназначении творчества. Творческое воображение
режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального
спектакля или кинофильма.
|
Объяснить
смысл выражений, аргументировать свой выбор
|
Тематический.
Устный
|
31,32,
33,34,
35
|
Исследовательский
проект «Пушкин – наше все»
|
|
Контрольная
работа
|
Компьютерная
графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.
Исследовательский проект.
Воплощение
образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных
видов искусства.
•
Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры,
образцы
декоративно-прикладного искусства, детские рисунки, работы
художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.).
•
«Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей.
•
Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина.
•
Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.
•Образы
пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях.
•
Театр и А. С. Пушкин.
•
Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы.
•
Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюжеты е произведений.
•
Мультипликация: образы сказок А.С. Пушкина.
•
Деятельность культурных, общественных организаций, связанных с именем А. С.
Пушкина.
•
Астрономиялогия: малая планета 2208 Pushkin.
•
Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов.
|
Выполнить
проект
|
Итоговый.
Защита проекта
|
Список
научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Искусство
8-9 класс»
·
Программа
«Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
·
Учебник
«Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009
г., (электронная версия)
·
Методическое
пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2005г.
·
«Хрестоматия
музыкального материала»
·
Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5—11 классы
(Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной — М., 2005;
·
Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская.
— М., 2006,
·
Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под
рук. Б. М. Неменского. — М., 2005.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.