«Рассмотрено»
На заседании
методического
объединения
учителей
Протокол № ___ от
«__»
____________20___г.
Руководитель
методического
объединения____________
|
«Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
________________________
«__»____________20___г.
|
«Утверждено»
Директор школы
________________________
«__»________________20___г.
|
Комитет по образованию и делам молодёжи Косихинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Налобихинская
средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса
основной школы
« Изобразительное искусство »
для 9 класса
Срок реализации 1 год
Составитель: Бочарова Ирина.Васильевна
первая квалификационная категория
2014 –
2015 учебный год
Пояснительная
записка
Данная рабочая программа составлена на основе
требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта
основного общего образования. для общеобразовательных учреждений 5– 9 классов,
2004 года.
Программы общеобразовательных учреждений:
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/ под рук.
Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
Для обязательного изучения в V классе
отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Изучение предмета на ступени основного
общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие
художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного
мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического
восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений
изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве
как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о
выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство
с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого
опыта;
овладение умениями и навыками художественной
деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти,
представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к
изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и
национальные особенности.
Рабочая программа «Искусство ИЗО»,
составленная на основе программы ««Изобразительное искусство и художественный
труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все
основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн,
народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства.
Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в
контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
5 класс или первый год основной школы,
посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный
для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и
народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий
детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность,
игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям
искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения
предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Преподавание
курса ориентировано на использовании учебного и программно-методического
комплекса, в который входят:
Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и
художественный труд: 1-9 классы/ под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,
2010.
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. - М.:
Просвещение, 2010.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование
используется в данной рабочей программе без изменений
Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и
языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной
жизнью и бытом каждого человека.
Обучение в этом классе строится через познание единства художественной
и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение
образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и
современного декоративно-прикладного искусства. Осуществление программы этого
года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и
конкретные промыслы.
Вникая в образный язык достаточно разных произведений
декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают
выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной
композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала,
учатся мыслить на языке данного искусства.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы
с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы
с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены системы уроков, дидактическая модель
обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и
освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование
построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается
широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей
действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания
окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного
материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно
служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной
деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием
разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по
представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в
процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение
договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её
общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных,
классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных
ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и
уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных
материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует
их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием
формирования личности ребёнка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных
пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и
методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений,
так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование
используется в данной рабочей программе без изменений.
4.Учебно-тематический
план
по
изобразительному искусству в 5- классах на 2014 – 15 учебный год
№ п/п
|
Название модуля
|
Кол-во
часов всего
|
В том числе
|
|
|
|
Теория
|
Практика
|
Контроль ЗУНов
|
9 КЛАСС
|
|
|
|
|
1
|
«Изобразительный язык и эмоционально – ценностное
содержание синтетических искусств»
|
9
|
5
|
3
|
1
|
2
|
«Эволюция
изобразительных искусств и выразительных средств
|
7
|
3
|
3
|
1
|
3
|
Азбука экранного
искусства»
|
10
|
7
|
2
|
1
|
4
|
Фильм – искусство и
технология»
|
9
|
5
|
3
|
1
|
Итого
|
35
|
20
|
11
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству в 9 классе
№
|
Номер в теме
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
дата
|
Деятельность
Уч-ся на уроке
|
Примечания
|
I.
|
Изобразительное
творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)»
«Изобразительный
язык и эмоционально – ценностное содержание синтетических искусств» 8 часов
|
|
1
|
Синтетические
искусства и изображения. Роль и место изображений в синтетических искусствах.
|
1
|
01.09 -08.09
|
Знакомство с новым материалом
|
|
|
2
|
Театр и
экран – две грани изобразительной образности.
|
1
|
10.09 -15.09
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
3
|
Сценография
или театрально – декорационное искусство – особый вид художественного
творчества.
|
1
|
17.09 -
22.09
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
4
|
Сценография
как искусство и производство.
|
1
|
24.09 - 29.09
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
5-6
|
Изобразительные
средства актёрского перевоплощения: костюм, грим, маска
|
2
|
01.10 -06.10
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
7
|
Театр
кукол.
|
1
|
22.10 - 27.10
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
8
|
Театрализованный
показ проделанной работы.
|
1
|
08.11- 10.11
|
Контрольная работа
|
|
II.
|
«Эволюция
изобразительных искусств и выразительных средств» 8
часов
|
|
9
|
Художник
и художественные технологии.
|
1
|
12.11 - 17.11;
|
Сообщение новых знаний
|
|
|
10
|
Фотография
– расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования
и операторского мастерства.
|
1
|
19.11 - 24.11
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
11
|
Всеобщность
законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно –
изобразительная природа творчества оператора.
|
1
|
26.11 - 01.12;
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
12
|
Фотография
– искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии.
|
1
|
03.12 - 08.12
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
13
|
Человек
на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.
|
1
|
10.12 - 15.12;
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
14
|
Событие
в кадре. Информативность и образность фотоизображения.
|
1
|
17.12 - 22.12
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
15-16
|
«Мой
фотоальбом». Выставка работ учащихся.
|
2
|
24.12 - 29.12
|
Контрольная работа
|
|
III.
|
«Азбука
экранного искусства» 12 часов
|
|
17-18
|
Кино –
запечатлённое движение. Изобразительный язык кино и монтаж.
|
2
|
11.01 - 19.01;
|
Сообщение новых знаний
|
|
|
19-20
|
Сюжет и
кино. Сценарий и раскадровка.
|
2
|
28.01 - 02.02
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
21-22
|
Из
истории кино. Киножанры. Документальный фильм.
|
2
|
04.02 - 09.01;
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
23-24
|
Мир и
человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры.
|
2
|
11.02 - 16.02
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
25-26
|
Игровой
(художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.
|
2
|
18.02 - 22.02;
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
27-28
|
Компьютер
на службе художника.
|
2
|
04.03 - 09.03;
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
IV.
|
«Фильм
– искусство и технология» 9 часов
|
|
29
|
От
«большого» кинофильма к твоему видеоэтюду.
|
1
|
01.04 - 06.04;
|
Знакомство с новым материалом;
|
|
|
30
|
Этапы
сценарной работы над видеофильмом.
|
1
|
08.04 - 13.04
|
Знакомство с новым материалом
|
|
|
31
|
Съёмка:
дела операторские и дела режиссёрские.
|
1
|
15.04 -20.04
|
Знакомство с новым материалом
|
|
|
32
|
Монтаж
видеофильма: правила и реальность.
|
1
|
22.04 - 27.04
|
Знакомство с новым материалом
|
|
|
33
|
Звук в
любительском видеофильме. Итог на экране.
|
1
|
29.04 - 04.05
|
Знакомство с новым материалом
|
|
|
34
|
Итог на
экране
|
1
|
06.05 - 11.05
|
Знакомство с новым материалом
|
|
|
35
|
Обобщение
темы года
|
1
|
;
27.05 - 31.05
|
Контрольная работа
|
|
|
|
Итого: 35 ч
|
|
|
|
|
6.Материально-техническое
обеспечение
ЦОР-Цифровые образовательные
ресурсы:
История искусства. Методическая
поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Энциклопедия изобразительного
искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.
Шедевры русской живописи. ООО
«Кирилл и Мефодий», 1997 год.
Эрмитаж. Искусство западной
Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
Мировая художественная
культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год
Б-Банк разработок ИЗО:
Презентации к урокам 5-9 классы
Картины.
Художники.
Работы учащихся.
Фотографии.
Проекты учащихся.
7.Литература
А.С. Питерских Г.Е.Гуров
«Изобразительное искусство 7-8 класс» под редакцией Б.М.Неменского,
«Просвещение», Москва 2009
8. Лист корректировки рабочей программы
Класс
|
Название раздела, темы
|
Дата проведения по плану
|
Причина корректировки
|
Корректирующие мероприятия
|
Дата проведения по факту
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.