«Рассмотрено»
На заседании
методического
объединения
учителей
Протокол № ___ от
«__»
____________20___г.
Руководитель
методического
объединения____________
|
«Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
________________________
«__»____________20___г.
|
«Утверждено»
Директор школы
________________________
«__»________________20___г.
|
Комитет по образованию и делам молодёжи Косихинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Налобихинская
средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса
основной школы
« Изобразительное искусство »
для 6 класса
Срок реализации 1 год
Составитель: Бочарова Ирина.Васильевна
первая квалификационная категория
2014 –
2015 учебный год
Пояснительная
записка
Данная рабочая программа составлена на основе
требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта
основного общего образования. для общеобразовательных учреждений 5– 9 классов,
2004 года.
Программы общеобразовательных учреждений:
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/ под рук.
Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
Для обязательного изучения в VI классе отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Изучение предмета на ступени основного
общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие
художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного
мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического
восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений
изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве
как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о
выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство
с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого
опыта;
овладение умениями и навыками художественной
деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти,
представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к
изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и
национальные особенности.
Рабочая программа «Искусство ИЗО»,
составленная на основе программы ««Изобразительное искусство и художественный
труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все
основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн,
народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства.
Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в
контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
5 класс или первый год основной школы,
посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный
для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и
народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий
детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность,
игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям
искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает
акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Преподавание
курса ориентировано на использовании учебного и программно-методического
комплекса, в который входят:
Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и
художественный труд: 1-9 классы/ под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,
2010.
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. - М.:
Просвещение, 2010.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование
используется в данной рабочей программе без изменений
Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и
языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной
жизнью и бытом каждого человека.
Обучение в этом классе строится через познание единства художественной
и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение
образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и
современного декоративно-прикладного искусства. Осуществление программы этого
года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и
конкретные промыслы.
Вникая в образный язык достаточно разных произведений
декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают
выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной
композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала,
учатся мыслить на языке данного искусства.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы
с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы
с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены системы уроков, дидактическая модель
обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и
освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование
построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается
широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей
действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания
окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного
материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно
служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной
деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием
разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по
представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в
процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение
договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её
общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных,
классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных
ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и
уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных
материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует
их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием
формирования личности ребёнка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных
пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и
методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений,
так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование
используется в данной рабочей программе без изменений.
4.Учебно-тематический
план
по
изобразительному искусству в 6- классах на 2014 – 15 учебный год
№ п/п
|
Название модуля
|
Кол-во
часов всего
|
В том числе
|
|
|
|
Теория
|
Практика
|
Контроль ЗУНов
|
6 класс
|
1
|
Виды изобразительного искусства и основы их
образного языка
|
8
|
3
|
4
|
1
|
2
|
Мир наших вещей. Натюрморт
|
8
|
2
|
5
|
1
|
3
|
Вглядываясь в человека. Портрет
|
12
|
4
|
6
|
1
|
4
|
Человек и пространство в изобразительном
искусстве
|
7
|
3
|
3
|
1
|
Итого:
|
35
|
12
|
18
|
4
|
5.Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству в 6 классе
Тема
года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
№
|
Номер в теме
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
Дата
|
Деятельность
Уч-ся на уроке
|
Примечания
|
I
|
Виды
изобразительного искусства и основы образного языка – 8ч
-знать о месте и значении изобразительных
искусств;
-уметь пользоваться красками, обладать
первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
|
|
1
|
Тема урока 1. Изобразительное
искусство в семье пластических искусств
|
1
|
01.09 -08.09
|
Знакомство с новым материалом
|
|
|
2
|
Тема урока 2. Рисунок
– основа изобразительного творчества
|
1
|
10.09 -15.09
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
3
|
Тема урока 3. Линия
и её выразительные возможности
|
1
|
17.09 -
22.09
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
4
|
Тема урока 4. Пятно
– как средство выражения. Композиция как ритм пятен
|
1
|
24.09 - 29.09
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
5
|
Тема урока 5. Цвет.
Основы цветоведения
|
1
|
01.10 -06.10
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
6
|
Тема урока 6. Цвет
в произведениях живописи
|
1
|
08.10 - 13.10;
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
7
|
Тема урока 7. Объёмные
изображения в скульптуре
|
1
|
15.10 - 20.10
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
8
|
Тема урока 8. Основы языка
Изображения
|
1
|
22.10 - 27.10
|
Контрольная работа
|
|
II.
|
Мир наших вещей. Натюрморт - 8ч.
-знать основные виды и жанры изобразительных
искусств;
-видеть конструктивную форму предмета, владеть
первичными навыками плоского и объёмного изображений предмета;
|
|
9
|
Тема урока 9. Реальность
и фантазия в творчестве художника
|
1
|
08.11- 10.11
|
Сообщение новых знаний
|
|
|
10
|
Тема урока10. Изображение
предметного мира – натюрморт
|
1
|
12.11 - 17.11
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
11
|
Тема урока 11. Понятие
формы. Многообразие форм окружающего мира
|
1
|
19.11 - 24.11
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
12
|
Тема урока 12. Изображение
объёма на плоскости и линейная перспектива
|
1
|
26.11 - 01.12
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
13
|
Тема урока 13. Освещение.
Свет и тень
|
1
|
03.12 - 08.12
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
14
|
Тема урока 14. Натюрморт
в графике
|
1
|
10.12 - 15.12
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
15
|
Тема урока 15. Цвет
в натюрморте
|
1
|
17.12 - 22.12
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
16
|
Тема урока 16. Выразительные
возможности натюрморта
|
1
|
24.12 - 29.12
|
Контрольная работа
|
|
III.
|
Вглядываясь в человека. Портрет - 12 ч.
-знать общие правила построения головы
человека;
-уметь передавать характер человека
используя цвет, тень и свет, индивидуальные особенности;
|
|
17
|
Тема урока 17. Образ
человека – главная тема искусства
|
1
|
11.01 - 19.01
|
Сообщение новых знаний
|
|
|
18
|
Тема урока 18. Конструкция
головы человека и её пропорции
|
1
|
21.01 - 26.01
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
19 20
|
Тема урока 19-20. Изображение головы человека в пространстве
|
2
|
28.01 - 02.02;
04.02 - 09.01
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
21 22
|
Тема урока 21-22. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
|
2
|
11.02 - 16.02;
18.02 - 22.02
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
23
|
Тема урока 23. Портрет
в скульптуре
|
1
|
25.02 - 02.03
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
24
|
Тема урока 24. Сатирические
образы человека
|
1
|
04.03 - 09.03
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
25
|
Тема урока 25. Образные
возможности освещения в портрете
|
1
|
11.03 - 16.03
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
26
|
Тема урока 26. Портрет
в живописи
|
1
|
18.03 - 22.03
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
27
|
Тема урока 27. Роль
цвета в портрете
|
1
|
01.04 - 06.04
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
28
|
Тема урока 28. Великие
портретисты (обобщение темы)
|
1
|
08.04 - 13.04
|
Контрольная работа
|
|
IV.
|
Человек и пространство в изобразительном
искусстве - 7ч.
-уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы;
-знать особенности творчества и значение в
отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров
портрета и натюрморта;
-видеть и использовать в качестве средств
выражения соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при
изображении с натуры, по памяти и воображению.
|
|
29
|
Тема урока 29. Жанры
в изобразительном искусстве
|
1
|
15.04 - 20.04
|
Знакомство с новым материалом
|
|
|
30
|
Тема урока 30.
Изображение пространства
|
1
|
22.04 - 27.04
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
31
|
Тема урока 31.
.Правила линейной и воздушной перспективы
|
1
|
29.04 - 04.05
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
32
|
Тема урока 32. Пейзаж
– большой мир. Организация изображаемого пространства
|
1
|
06.05 - 11.05
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
33
|
Тема урока 33. Пейзаж
– настроение. Природа и художник
|
1
|
13.05 - 18.05
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
34
|
Тема урока 34. Городской
пейзаж
|
1
|
20.05 - 25.05
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
|
35
|
Тема урока 35. Выразительные
возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
|
1
|
27.05 - 31.05
|
Контрольная работа
|
|
|
|
Итого: 35 ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.Материально-техническое
обеспечение
ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:
История искусства. Методическая поддержка on –
line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Энциклопедия изобразительного искусства. ООО
«Бизнессофт», Россия, 2005 год.
Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и
Мефодий», 1997 год.
Эрмитаж. Искусство западной Европы.
Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и
Мефодий», 1998 год.
7.Литература
А.С. Питерских Г.Е.Гуров
«Изобразительное искусство 7-8 класс» под редакцией Б.М.Неменского,
«Просвещение», Москва 2009
Обеспеченность
материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
ЦОР-Цифровые образовательные
ресурсы:
История искусства. Методическая
поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Энциклопедия изобразительного
искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.
Шедевры русской живописи. ООО
«Кирилл и Мефодий», 1997 год.
Эрмитаж. Искусство западной
Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
Мировая художественная
культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 го
8. Лист корректировки рабочей программы
Класс
|
Название раздела, темы
|
Дата проведения по плану
|
Причина корректировки
|
Корректирующие мероприятия
|
Дата проведения по факту
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.