Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа с. Ламское
Становлянского
района Липецкой области
Рассмотрено на
заседании циклового Согласовано. Утверждено.
методического объединения
учителей Заместитель директора по УВР Директор
школы начальных
классов. Л.Г.
Карабанова
Руководитель
______ О.И. Войлокова . __________ _________Э.В.Титова
Протокол
№1 29 августа 2014г.
Педсовет №1 от 29.08.2014г.
от 29 августа
2014г. Приказ
№ 130 от 29.08.2014г.
Рабочая программа
по
изобразительному искусству
(УМК «Школа России»)
для 4
класса
на 2014 – 20145учебный год
Учитель
Мальцева Г.П.,
высшая квалификационная
категория
Изобразительное искусство 4 класс
(1час
в неделю - 34 часа)
Пояснительная
записка
Рабочая программа по изобразительному
искусству разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы
начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г.
Горяева, Г.Е. Гуровой и др. 2011 г. М., «Просвещение».
Данная программа рассчитана на 34 часа в год, из расчёта 1 час в
неделю (в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным
графиком).
Развернутое
тематическое планирование разработано применительно к учебной программе «Каждый
народ – художник», 4 класс (автор Б. М. Неменский, 2010).
Тематический
план ориентирован на использование учебника:
Л.А. Неменская,
Изобразительное искусство: Каждый народ – художник, 4 класс. – М.: Просвещение,
2012
Изучение
изобразительного искусства направлено на введение детей в многообразный мир
художественной культуры, способствует решению следующих целей:
·
формирование художественной культуры учащихся как
неотъемлемой части культуры духовной,
·
развитие способности к эмоционально-ценностному
восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих
работах своего отношения к окружающему миру;
освоение
первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-
прикладном, архитектуре, о формах
их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение
элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание
эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального
и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств:
любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям,
героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи обучения:
приобретение
основных знаний художественной грамотности;
овладение
способами различных видов деятельности использование приобретенных знаний и
умений;
освоение
компетенций: ценностно-смысловой, ценностно-ориентационной, рефлексивной,
коммуникативной, личностного саморазвития.
Планируемые результаты изучения курса:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
по программе Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и
искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и
искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и
искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических
чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических
потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в
творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной
практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
• развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности
в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под
руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в
процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать
собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций
творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его
выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
•
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение умением творческого
видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять
главное, обобщать;
• формирование умения понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм
познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
• овладение умением вести диалог,
распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой
работы;
• использование средств
информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в
процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение
творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию
и т.д.;
• умение планировать и грамотно
осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить
варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить
самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению
новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих
результатов.
Предметные результаты характеризуют
опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• сформированность первоначальных
представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном
развитии человека;
•
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание
красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством;
• овладение практическими умениями и
навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
• овладение элементарными
практическими умениями и навыками в различных видах художественной
деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании),
а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ
(цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• знание видов художественной
деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной
(дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров
пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы
искусства;
• эстетическая оценка явлений
природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений,
знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать,
описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и
мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать
произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных
средствах;
• усвоение названий ведущих
художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных
искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
•
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой
деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости
листа и в объеме задуманный художественный образ;
• освоение умений применять в
художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической
грамоты;
• овладение навыками моделирования из
бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и
коллажа;
• умение характеризовать и
эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей
страны;
• умение рассуждать о многообразии
представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных
природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах
особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача
особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• способность эстетически,
эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, —
свидетелей нашей истории;
•
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и
богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание тем учебного курса
Каждый
народ – художник
(изображение, украшение, постройка в творчестве народов
всей земли) (34 ч)
Истоки родного искусства (8 ч)
Пейзаж родной земли.
Характерные черты, своеобразие родного
пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой
красоты.
Образ традиционного русского дома (избы).
Знакомство с конструкцией избы,
значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная
работа.
Украшения деревянных построек и их значение.
Единство в работе трех Мастеров.
Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица
человека; окна, очи дома, украшались наличниками, фасад — лобной доской,
причелинами.
Деревня — деревянный мир.
Знакомство с русской деревянной
архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество.
Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.
Образ красоты человека.
У каждого народа складывается свой
образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда.
Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей
силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается
способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже
оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).
Народные праздники.
Роль праздников в жизни людей.
Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник —
это образ идеальной, счастливой жизни.
Древние города нашей земли
(7 ч)
Каждый город особенный. У него свое
неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания
в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово
«город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На
высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен,
куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.
Древнерусский город-крепость.
Изучение конструкций и пропорций
крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина.
Древние соборы.
Соборы воплощали красоту, могущество и
силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это
были святыни города.
Знакомство с архитектурой
древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. .
Древний город и его жители.
Моделирование всего жилого наполнения
города. Завершение «постройки» древнего города.
Древнерусские воины-защитники.
Изображение древнерусских воинов,
княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.
Древние города Русской земли.
Знакомство со своеобразием разных
городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и
непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов.
Практическая работа или беседа.
Узорочье теремов.
Образы теремной архитектуры. Расписные
интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для
следующего задания.
Праздничный пир в теремных палатах.
Коллективное аппликативное панно
или индивидуальные изображения пира.
Каждый народ — художник (11 ч)
Братья-Мастера ведут детей от встречи с
корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.
Образ художественной культуры
Древней Греции.
Древнегреческое понимание красоты
человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона,
Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции,
конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным,
спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур
олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в
одеждах).
Образ художественной
культуры Японии.
Характерное для японских художников
изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой;
трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.
Изображение японок в национальной
одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения,
фигуры.
Образ художественной культуры
средневековой Западной Европы.
Ремесленные цеха были отличительной
чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и
члены его гордились своим мастерством, своей общностью.
Многообразие художественных культур
в мире (обобщение темы).
Выставка детских работ. Проведение
беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как
ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость
от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров.
Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям
заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в
разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения
у различных народов очень разные.
Искусство объединяет народы (8 ч)
Последняя тема завершает программу
начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Темы в течение года
раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений
жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и
праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что
человечество столь богато различными художественными культурами и что они не
случайно разные.
Теперь задачи принципиально меняются,
они как бы противоположны — от представлений о великом многообразии к
представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия)
коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди
остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково
прекрасное.
Мы единое племя Земли, несмотря на всю
непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о
внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы
и истории.
Все народы воспевают материнство.
Для каждого человека на свете отношение
к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства,
матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему,
понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и
дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.
Все народы воспевают мудрость
старости.
Есть красота внешняя и внутренняя —
красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт,
красота связи поколений.
Изображение любимого пожилого человека.
Главное — это стремление выразить его внутренний мир.
Сопереживание — великая тема искусства.
С древнейших времен искусство
стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши
чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает
свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим
сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).
Герои, борцы и защитники.
В борьбе за свободу, справедливость все
народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У
каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры,
музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных
народов.
Эскиз памятника герою, выбранному
автором (ребенком).
Юность и надежды.
Тема детства, юности в искусстве.
Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях,
открытиях.
Искусство народов мира (обобщение
темы).
Итоговая выставка работ. Обсуждение
творческих работ учащихся.
Учебно – тематический план.
№п/п
|
Наименование разделов
|
Всего часов
|
1
|
Истоки родного искусства.
|
8
|
2
|
Древние города нашей земли.
|
7
|
3
|
Каждый народ – художник.
|
11
|
4
|
Искусство объединяет народы.
|
8
|
|
Итого
|
34 ч
|
Требования
к уровню подготовки обучающихся 4 класса .
Обучающиеся
должны
знать :
– основные виды и
жанры изобразительных искусств;
– основы
изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
– выдающихся
представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
– наиболее крупные
художественные музеи России;
– известные центры
народных художественных ремесел России;
уметь:
– применять
художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности,
– различать
основные и составные, теплые и холодные цвета;
– узнавать
отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
– применять
основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с
натуры, по памяти, воображению); в самостоятельной творческой деятельности, в
иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
– владеть
компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития,
ценностно-ориентаци-онной, рефлексивной;
способны решать следующие жизненные практические задачи:
– для
самостоятельной творческой деятельности;
– для обогащения
опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
– оценки
произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев
изобразительного искусства, народного творчества и др.;
владеть
компетенциями:
– личностного
саморазвития;
– коммуникативной;
–
ценностно-ориентационной;
– рефлексивной.
Учебно – методическое обеспечение.
- Примерная программа
начального общего образования по изобразительному искусству. (2011г.)
- Л.А.Неменская
«Изобразительное искусство. Каждый народ - художник» 4 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2012г
- .Давыдова М.А. Поурочные
разработки по изобразительному искусству. 4 класс. – М.ВАКО, 2013.
(на электронном носителе).
- Ельченко Н.Ю. «Оценочная
деятельность на уроках изобразительного искусства». (на электронном носителе)
- Репродукции картин
художников.
- Иллюстрации к сказкам.
- Ноутбук
- Интерактивная доска.
- Мультимедийный проектор.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.