Рабочая
программа по изобразительному искусству
3
класс «Школа России»
Разработала:
учитель Тащилина Анна Виленовна
МАОУСОШ
№ 38
город
Златоуст Челябинская область
Изобразительное искусство
Пояснительная
записка
В основу программы положены
идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной
школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части
культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти
ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые
искусством, должны быть средством очеловечения, формирования
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Общая
характеристика учебного предмета
Программа создана на основе
развития традиций российского художественного образования, внедрения
современных инновационных методов и на основе современного понимания требований
к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного
проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и
экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы
обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Изобразительное искусство как
школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя
основы разных видов визуально – пространственных искусств: живопись, графику,
скульптуру, архитектуру, дизайн, различных видов декоративно-прикладного
искусства, народного искусства, изображение в зрелищных и экранных искусствах.
Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в
контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом
является выделение трех основных видов художественной деятельности для
визуальных пространственных искусств:
— изобразительная
художественная деятельность;
— декоративная художественная
деятельность;
— конструктивная
художественная деятельность.
Три способа художественного
освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в
начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и
доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка.
Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности
позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь в виду, что в
начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой
форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают
вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в
окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и
последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные
контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за
годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром
художественно-эмоциональной культуры.
Предмет
«Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика;
диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение
традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых
смыслов.
Основные виды
учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность
ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая
художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и
деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя,
осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся
осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши,
мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани,
природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также
художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика
и др.).
Одна из задач — постоянная
смена художественных материалов, овладение их выразительными
возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес
учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием
формирования личности каждого.
Восприятие произведений
искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также
овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений
искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование
образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности
учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого
необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в
Интернете.
Развитие
художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ:
развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие
фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить
художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание
окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных
переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми
материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование
у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем,
выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений
искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают
условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому
способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке
воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное
искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического
творчества учащихся и уроков коллективной творческой
деятельности.
Коллективные формы работы
могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда
каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная
творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи,
понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а
общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и
уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога
какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия,
когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность
школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на
плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и
конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений
искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и
индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор
иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и
литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения
и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре.
Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство,
светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция —
осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая
драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой,
историей, трудом.
Систематическое освоение
художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись
человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску
истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися
произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство
разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной
культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с
точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует
внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация
выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы,
ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть
использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении
школы.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный
предмет «Изобразительное искусство» в 3 класса рассчитан на 34 часа
(1 час в
неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета
Приоритетная
цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка,
т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности,
о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая
роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с
искусством других народов.
В основу
программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие
всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью
человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение
искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы
дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с
жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров
из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми
программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса —
развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности
углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом
развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна
быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это
возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только
тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются
с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности
ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной
информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный,
чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через
собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных
действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств
художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному
уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и
своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный
чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение
художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Отражаются в индивидуальных
качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
§
чувство гордости за культуру и
искусство Родины, своего народа;
§
уважительное отношение к
культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
§
понимание особой роли культуры
и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
§
сформированность эстетических
чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
§
сформированность эстетических
потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в
творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной
практической творческой деятельности;
§
овладение навыками
коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под
руководством учителя;
§
умение сотрудничать с товарищами в
процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим
замыслом;
§
умение обсуждать и анализировать
собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций
творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его
выражения.
Метапредметные результаты
Характеризуют
уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:
§ освоение
способов решения проблем творческого и поискового характера;
§
овладение умением творческого
видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять
главное, обобщать;
§
овладение умением вести
диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной
творческой работы;
§
использование средств
информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в
процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение
творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и
т.д.;
§
умение планировать и грамотно
осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить
варианты решения различных художественно-творческих задач;
§
умение рационально строить
самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
§
осознанное стремление к
освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных
творческих результатов.
Предметные результаты
Характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
§
знание видов художественной
деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной
(дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
§
сформированность
первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни
человека, его роли в духовно - нравственном развитии человека;
§
знание основных видов и жанров
пространственно-визуальных искусств;
§
понимание образной природы
искусства;
§
эстетическая оценка явлений
природы, событий окружающего мира;
§
применение художественных
умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих
работ;
§
способность узнавать,
воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений
русского и мирового искусства;
§
умение обсуждать и
анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и
выразительных средствах;
§
усвоение
названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
§
умение видеть проявления
визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в
театре, на празднике;
§
способность использовать в
художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и
художественные техники;
§
способность передавать в
художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое
отношение к природе, человеку, обществу;
§
умение компоновать на
плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
§
освоение умений применять в
художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической
грамоты;
§
овладение навыками моделирования из
бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и
коллажа;
§
умение характеризовать и эстетически
оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
§
умение рассуждать о многообразии
представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных
природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
§
изображение в творческих работах
особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов,
передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных
традиций;
§
способность эстетически, эмоционально
воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей
нашей истории;
§
умение приводить примеры произведений
искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту
внутреннего мира человека.
Содержание
учебного предмета
Искусство и ты
Как и чем работает художник?
Три основных цвета –красный, синий,
желтый.
Белая и черные краски
Пастель и цветные мелки, акварель, их
выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических
материалов.
Выразительность материалов для работы
в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение
темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения
и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство
Изображение
природы в различных состояниях
Изображение характера животных.
Изображение характера человека в
изображении: мужской образ.
Изображение характера человека в
изображении: женский образ.
Образ человека в скульптуре.
Человека и его украшения.
О чем говорят украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке
человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру
(обобщение темы).
Как говорит искусство
Теплые и холодные цвета. Борьба
теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое линия?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции —
средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Календарно-тематическое
планирование
3
класс
№
|
Дата
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
Характеристика
деятельности учащихся
|
Искусство в твоем доме (8часов)
|
1
|
1
четв.
|
Твои игрушки.
|
1
|
Характеризовать и эстетически
оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны.
Понимать и объяснять единство материала,
формы и внешнего оформления игрушек (украшения).
Выявлять в воспринимаемых образцах
игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о
ней.
Учиться видеть и объяснять образное содержание
конструкции и украшения предмета.
Создавать выразительную пластическую
форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.
|
2
|
|
Посуда у тебя дома.
|
1
|
Характеризовать связь между формой, декором
посуды (ее художественным образом) и ее назначением.
Уметь выделять конструктивный образ (образ
формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из
Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).
Овладевать навыками
создания вы разительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также
навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением.
|
3
|
|
Обои и шторы у тебя дома.
|
1
|
Понимать роль цвета и декора в создании
образа комнаты.
Рассказывать о роли художника и этапах
его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.
Обретать опыт творчества и художественно-практические
навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее
функциональным назначением.
|
4
|
|
Мамин платок.
|
1
|
Воспринимать
и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере
платка.
Понимать
зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для
чего он предназначен.
Знать
и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с
акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной
росписи), а также характер узора (растительный, геометрический).
Различать
постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение
(стилизацию) в процессе создания образа платка.
Обрести
опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза
росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки,
сестры; праздничный или повседневный).
|
5-6
|
|
Твои книжки.
Проект «Книжка-игрушка»
|
2
|
Понимать роль художника и Братьев-Мастеров
в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и
т.д.).
Знать и называть отдельные элементы
оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).
Узнавать и называть произведения нескольких
художников-иллюстраторов детской книги. Создавать проект детской книжки-игрушки.
Овладевать навыками коллективной работы.
|
7
|
|
Открытки.
|
1
|
Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в
создании форм открыток, изображений на них.
Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку
(работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в
смешанной технике). Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного
изображения.
|
8
|
|
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
|
1
|
Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на
уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров.
Осознавать важную роль художника, его
труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.
Уметь представлять любой предмет с точки
зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров. Эстетически
оценивать работы сверстников.
|
Искусство на улицах твоего города
(7 часов)
|
9
|
|
Памятники архитектуры.
|
1
|
Учиться видеть архитектурный образ, образ
городской среды.
Воспринимать и оценивать эстетические
достоинства старинных и современных построек родного города (села).
Раскрывать особенности архитектурного
образа города.
Понимать, что памятники архитектуры —
это достояние народа, которое необходимо беречь.
Различать в архитектурном образе
работу каждого из Братьев-Мастеров.
Изображать архитектуру своих родных
мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое
своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.
|
10
|
2
четв.
|
Парки, скверы, бульвары.
Коллективная работа – построение парка из бумаги.
|
1
|
Сравнивать и анализировать парки,
скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для
отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).
Эстетически воспринимать парк как единый,
целостный художественный ансамбль.
Создавать образ парка в технике
коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.
Овладевать приемами
коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.
|
11
|
|
Ажурные ограды.
Проект – эскиз «Ажурные решётки и
ворота»
|
1
|
Воспринимать, сравнивать, давать
эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном
городе, отмечая их роль в украшении города.
Сравнивать между собой ажурные ограды и
другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.),
выявляя в них общее и особенное.
Различать деятельность Братьев-Мастеров
при создании ажурных оград.
Фантазировать, создавать проект (эскиз)
ажурной решетки.
Использовать ажурную решетку в общей
композиции с изображением парка или сквера.
|
12
|
|
Волшебные фонари.
|
1
|
Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные
фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы
и украшений.
Различать фонари разного эмоционального
звучания.
Уметь объяснять роль художника и
Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей.
Изображать необычные фонари, используя
графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей,
осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).
|
13
|
|
Витрины.
Проект «Витрина магазина»
|
1
|
Понимать работу
художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города
и своеобразной рекламы товара.
Уметь объяснять связь художественного
оформления витрины с профилем магазина.
Фантазировать, создавать творческий проект
оформления витрины магазина.
Овладевать композиционными и
оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.
|
14
|
|
Удивительный транспорт.
|
1
|
Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать,
сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть,
сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и
образным решением различных видов транспорта.
Фантазировать, создавать образы фантастических
машин.
Обрести новые навыки в конструировании из
бумаги.
|
15
|
|
Труд художника на улицах твоего города
Коллективное панно «Наш город в технике коллажа».
|
1
|
Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную
работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании
облика города.
Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течении
четверти коллективную композицию.
Овладевать приемами коллективной творческой деятельности.
Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве
экскурсоводов.
|
Художник и зрелище (11 часов)
|
16
|
|
Художник в цирке.
|
1
|
Понимать и объяснять важную роль художника
в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д
выразительные на тему циркового
представления. Передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между
персонажами.
Учиться изображать яркое, веселое, подвижное.
|
17
|
3
четв.
|
Художник в театре.
«Театр на столе».
|
1
|
Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического
мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых
материалов в яркие образы.
Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в
создании спектакля.
Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными
(лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными
фигурками персонажей сказки для игры в спектакль
|
18-19
|
|
Театр кукол.
|
2
|
Иметь представление о разных видах
кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре
в наши дни.
Придумывать и создавать выразительную
куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие
сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки,
ножницы, куски ткани.
Использовать куклу для игры в кукольный
спектакль.
|
20-21
|
|
Маска.
|
2
|
Отмечать характер, настроение,
выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные
образу.
Объяснять роль маски в театре и на
празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному
представлению или празднику
|
22-23
|
|
Афиша и плакат.
|
2
|
Иметь представление о назначении театральной
афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично
рассказывает о самом спектакле).
Уметь видеть и определять в афишах-плакатах
изображение, украшение и постройку.
Иметь творческий опыт создания эскиза афиши
к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства
изображения и текста.
Осваивать навыки лаконичного,
декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката).
|
24-25
|
|
Праздник в городе.
Проект «Оформление праздника».
|
2
|
Объяснять работу художника по созданию
облика праздничного города.
Фантазировать о том, как можно украсить
город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его
нарядным, красочным, необычным.
Создавать в рисунке проект оформления
праздника.
|
26
|
|
Школьный карнавал. Организация
театрализованного представления.
|
1
|
Понимать роль праздничного оформления
для организации праздника.
Придумывать и создавать оформление к
школьным и домашним праздникам.
Участвовать в театрализованном
представлении или веселом карнавале.
Овладевать навыками коллективного
художественного творчества.
|
Художник и музей (8 часов)
|
27
|
4
четв.
|
Музей в жизни города.
|
1
|
Понимать и объяснять роль художественного музея,
учиться понимать и что великие произведения искусства являются
национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные
музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею,
Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств
имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли
художника в создании их экспозиций.
|
28
|
|
Картина - особый мир. Картина-пейзаж.
|
1
|
Иметь представление, что картина- это особый мир, созданный художником,
наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.
Рассуждать о творческой работе зрителя,
о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.
Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи,
рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает
цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.).
Знать имена крупнейших русских
художников-пейзажистов.
Изображать пейзаж по представлению с
ярко выраженным настроением.
Выражать настроение в пейзаже цветом.
|
29
|
|
Картина-портрет.
Проект «Портрет дорогого человека».
|
1
|
Иметь представление об изобразительном жанре —
портрете и нескольких известных картинах-портретах.
Рассказывать об
изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир,
особенности его характера).
Создавать портрет кого-либо из дорогих,
хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по
представлению, используя выразительные возможности цвета.
|
30
|
|
Картина-натюрморт.
|
1
|
Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о
человеке — хозяине вещей, о времени, в котором Понимать, что в
натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом.
Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением
(радостное, праздничное, грустное и т.д.). Развивать живописные и композиционные
навыки. Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта.
|
31
|
|
Картины исторические и бытовые.
|
1
|
Иметь представление о картинах исторического и
бытового жанра.
Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и
настроении. Развивать композиционные навыки.
Изображать сцену из своей повседневной
жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.
Осваивать навыки изображения в
смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель)
|
32-33
|
|
Скульптура в музее и на улице.
|
2
|
Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры,
объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры.
Объяснять роль скульптурных памятников. Называть несколько
знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах..
Называть виды скульптуры в музеях,
скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает
скульптор.
Лепить фигуру человека или животного,
передавая выразительную пластику движения.
|
34
|
|
Художественная выставка.
|
1
|
Участвовать в организации выставки детского художественного
творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке
детских работ.
Понимать роль художника в жизни каждого человека и
рассказывать о ней.
|
По КТП
за год: 34 часа
Дано за
год:
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.