Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение Сладковского района
«Александровская
средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель
МО начальных классов
___________
Первухина Н.В.
Протокол
№ ____ от
«
»___________2014 г.
|
«Согласовано»
Заместитель
директора школы по УВР
МАОУ
Александровская СОШ
___________
Голых В.В.
«____»____________2014
г.
|
«Утверждаю»
Директор
МАОУ Александровская СОШ
______________
Романова Н.Н.
Приказ №___от
«___»_____________2014 г.
|
Рабочая программа
по Изобразительному
искусству
3 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
Учитель: Первухина
Наталья Вячеславовна
2014-2015 учебный год
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа для 3
«а» класса разработана на основе Федерального компонента государственного
образовательного стандарта основного образования по искусству, примерной
учебной программы основного образования, утвержденной Министерством образования
РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов.
Разработана на основе интегрированной программы «Изобразительное искусство»
1-4 классы, авторы программы Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. Сборник:
Программы для общеобразовательных учреждений: «Изобразительное искусство» 1-4
класс, Москва, «Вентана Граф» 2012г. Учебник «Изобразительное искусство» 3
класс, Москва, «Вентана Граф» 2012г.
Определяющие характеристики данной программы интеграция искусств и
художественное развитие школьника Структура, содержание, основные положения
творческого развития ребёнка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а
также педагогические и методологические подходы программы опираются на
концепцию образовательной области «Искусство», разработанную Б.П. Юсовым в
Учреждении РАО «Институт художественного образования».
Данная программа учитывает опыт и современные направления
педагогики в области художественного образования школьников,
научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения
культурного пространства России, появление новых имён и тенденций в искусстве.
Современный уровень социокультурного развития общества требует
обновления культуры общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом
образовательного процесса), разработки таких учебных программ по предмету
«Изобразительное искусство», которые обеспечивали бы полихудожественное
развитие школьников.
Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе —
разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
Цель учебного курса «Изобразительное
искусство»:
Формирование основ художественной культуры: представление
о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве
и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях
языка искусства.
Главный смысловой стержень программы – связь
искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни
общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Содержание программы
предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и
произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную
деятельность..
2. Общая характеристика учебного
предмета.
В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше
внимания уделяется тому или иному направлению.
1. Развитие
дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение
законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и
средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет,
колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика,
силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного
искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые,
семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и
развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства,
их развитие, появление новых видов и форм художественнотворческой деятельности
человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и
действительности, условий жизни человека в художественном творчестве
(живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре).
Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных
образах.
2. Развитие
фантазии и воображения. Воспитание
творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно
решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной
деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства
цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.
Начальная школа — время
активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного
восприятия окружающего. Важное условие развития
художественнообразного мышления —
вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных
видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в ( силу
своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает
и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через
действия и т. д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры,
музыки, литературы, театра, танца) — общие эстетические принципы и
художественно-выразительные средства. Деятельностный полихудожественный подход
и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и
обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность
анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию
у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.
3.Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства
(музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного
подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной
творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно
самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, —
развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить
произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают
представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их
специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы,
особенности выразительного языка произведений искусства.
Направления
работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной
деятельности.
Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными
материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью,
карандашами, тушью.
Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием
орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и
обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т.
д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок,
фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже).
Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или
пластилина; художественное конструирование и дизайн —создание несложных геометрических
форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной
величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров,
упаковок), природного материала (веток, листьев, мочек, камней, ракушек
и др.).
Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная
педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и
исследовательские работы.
Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём
рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений
о пространстве в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в
искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в
искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.
3
класс. Главная тема этого года — мир природы и мир человека (взаимосвязь
«человек — природа — среда»). Дети учатся наблюдать за объектами разных
природных пространств (воздуха, воды, земной поверхности, подземного мира),
составляющими основу творчества многих художников, и передавать свои
впечатления в самостоятельных творческих работах; знакомятся с новыми
художественными понятиями и техниками, узнают об особенностях использования
формы, цвета, объёма, ритма в разных видах и жанрах изобразительного искусства.
Ведущая практическая задача в 3 классе — развитие и активизация продуктивного
воображения и фантазии, композиционного мышления.
Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Изучение
исторического и национального аспектов освоения пространства Земли человеком
(на основе истории развития искусства разных народов). Движение, ритм в
природе и в жизни человека рассматривается через категорию пространства
(цикличность жизни в природе).
Обогащение представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Развитие
представлений о форме в искусстве. Символ и его значение в истории разных
народов. Красота и целесообразность внешней и внутренней формы в природе.
Развитие представлений о цвете в искусстве, окружающем предметном мире и
искусстве.
Цвет в изобразительном искусстве. Наблюдения за природой: цветовое разнообразие
природных ландшафтов разных народов и разнообразие их творчества.
Освоение композиционных задач в искусстве. Смысловая взаимосвязь
элементов в композиции: ритм пятен, линий; орнамент, его роль в жизни
человека, природа его зарождения, его специфика и особенности национального
колорита.
Задания по ИКТ на третьем году обучения направлены на развитие наблюдательности
и любознательности, формирование интереса к природным объектам (флоре и фауне).
Использование разнообразных видов компьютерной графики позволяет развивать у
детей навыки самостоятельной творческой деятельности; даёт возможность
включать в процесс обучения исследовательские задания и проектные формы работы,
что развивает способность аргументированно защищать свою точку зрения,
формирует умение слушать собеседника. Овладеть новыми знаниями, понятиями из
различных областей науки помогает работа с Интернетом — поиск информации и её
анализ.
3.
Описание места учебного предмета.
На изучение курса «Изобразительное искусство», отводится 1
час еженедельно, в 3 классе - 34 часа в год. Изменений в программе нет.
4.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
В основе учебников лежит системно-деятельностный
(компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие
определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к
общему содержанию предмета «Изобразительное искусство» («знаниевый» компонент):
·
воспитание
толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом
многонациональности России);
·
развитие
желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в
творчестве (мотивация);
·
общекультурное
и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных
действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и
восприятие);
·
воспитание
познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись,
графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство)
в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и
интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и
полихудожественного воспитания;
·
Воспитание
патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;
·
Развитие
основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о
взаимосвязях объектов;
·
совершенствование
индивидуальных способностей;
·
формирование
умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие
эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического
кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре;
формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.
5.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета.
Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных
ориентаций младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной
области, личностные качества, которые появляются и совершенствуются с помощью
курса «Изобразительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке
в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу.
Личностные результаты:
·
целостное,
гармоничное восприятие мира;
·
интерес
к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
·
умение
формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от
увиденного в природе, в окружающей действительности;
·
способность
выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
·
способность
различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя,
жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в
школе, в лесу);
- представление
о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;
- самостоятельная
мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и
выделение её этапов;
- умение
доводить работу до конца;
- способность
предвидеть результат своей деятельности;
- адекватная
оценка результатов своей деятельности;
- способность
работать в коллективе;
- умение
работать индивидуально и в малых группах;
- готовность
слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное
мнение.
Метапредметные результаты:
·
постановка
учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);
·
принятие
и удержание цели задания в процессе его выполнения;
·
самостоятельная
мотивация учебно-познавательного процесса;
·
самостоятельная
мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её
этапов;
·
умение
проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с
предлагаемой учебной задачей; |
·
умение
критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе
приобретённых знаний;
·
умение
применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других
общеобразовательных дисциплин;
·
умение
выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных
учебно-творческих задач;
·
умение
проводить самостоятельные исследования;
·
умение
проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с
предлагаемой учебной задачей;
·
умение
критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе
приобретённых знаний;
·
умение
находить нужную информацию в Интернете;
·
участие
в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
·
умение
формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим)
содержанием;
·
обогащение
словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые
«живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном
произведении, словами в поэзии и прозе;
·
умение
пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять
собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
·
понимание
и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в
музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);
·
умение
сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным
жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
·
умение
объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках,
орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
·
сформированность
представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение
объяснить это на доступном возрасту уровне;
·
умение
анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они
вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
·
умение
сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
·
способность
обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего
эмоционального состояния и героя произведения искусства;
·
умение
высказывать предположения о сюжете по иллюстрации
(самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом
произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
·
умение
фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия
произведения искусства;
·
сформированность
представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
·
сформированность
представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников
своего региона, их истории;
·
активное
участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
·
понимание
влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы
как основы всей жизни человечества;
·
понимание
зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей
местности, его связь с культурными традициями, мировоззрением народа;
·
умение
объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках,
орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
·
умение
создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном,
изобразительном, пластическом, музыкальном;
·
умение
развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);
·
сформированность
навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой
деятельности;
·
умение
выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства
(изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику
выразительного языка каждого из них;
·
умение
выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
·
умение
сравнивать произведения на одну тему, относящимся к разным видам и жанрам
искусства;
·
умение
распознавать выразительные средства, использованные автором для создания
художественного образа, выражения идеи произведения;
·
умение
использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
6. Содержание учебного предмета.
Развитие дифференцированного
зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное
искусство и окружающий мир) (17 часов).
Овладение основами языка живописи и
графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики.
Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях.
Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных
средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в
технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью
фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от
второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на
плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания.
Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной
графики. Передача воздушной перспективы графическими средствами. Выбор и
освоение картинной плоскости и зависимости от творческого замысла.
Использование в работе средств компьютерной графики. Эксперименты с цветом:
выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных
переходов цвета. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта.
Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Сознательный выбор формата,
преодоление измельчённости изображения. Передача смысловой связи предметов в
натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение
кратких зарисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представлению в
разных положениях. Работа в одной цветовой гамме.
Передача объёма графическими средствами.
Передача форм предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанс в объёме
(лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание
объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании
художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе
природных форм (по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах.
Работа в группах по три пять человек. Поиск в Интернете музейных экспозиций.
Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам
растительных форм.
Развитие фантазии и воображения (11
часов).
Передача настроения и ритма музыкального и
поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового
разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и
линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в
разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной
графики. Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём
выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного
произведения в графической иллюстрации Соотнесение содержания книги с
иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц
для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего
имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены
к спектаклю (игровому или кукольному). Работа в коллективе, распределение
обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и
эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных
художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного
и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения
в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в
народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы
русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в
декоративной композиции: обобщённость, силуэт.
Художественно-образное восприятие
произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).
Выражение в словесной форме своих представлений
о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное
исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке
разных видов искусства. Выражение в беседе своего отношения к произведениям
разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии,
литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них.
Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам.
Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в
народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической
значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о
связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.
7.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся.
№
|
Тема урока
|
Дата
|
Основное содержание по теме
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Дом. зад.
|
1.
|
Работа на
плоскости.
«Букет из
осенних листьев».
|
08.09
|
Освоение
человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы).
Знакомство с разнообразием и красотой природы
|
Работа
на плоскости
Овладевать основами
языка живописи и графики.
Передавать разнообразие
и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе)
|
Наблюдать за
природой
|
2.
|
Работа на
плоскости.
«Гроза в
лесу».
|
15.09
|
Форма,
ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком
изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного
искусства
|
Создавать выставки
фотографий с уголками природы.
Передавать ритмическое
своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного
искусства.
Создавать цветовые
графические
композиции
в технике компьютерной
графики.
Уметь
фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.).
Находить в поисковых
системах Интернета необычные фотографии природной среды.
|
Подготовить
информацию о знаменитых путешественниках
|
3.
|
Работа на
плоскости.
«Подводные
обитатели».
|
22.09
|
Разнообразие
природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный
мир, недра земли, подземный мир (горы. долины, русла рек, озёра, моря, поля,
леса создают в природе особый рисунок)
|
Подготовить
информацию о растительном и животном подводном мире.
|
4.
|
Работа на
плоскости.
«Солнечный
день в горах».
|
29.09
|
Ритм
и орнамент в природе и в искусстве. Каждый предмет имеет свое строение
(конструкцию). Рассмотри деревья. Рисунок земной поверхности на карте или
глобусе (суша, возвышенности, моря, реки и др.
|
Создавать декоративные
причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций,
найденных в Интернете.
Привносить в
декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в
природе.
Осваивать технику
бумажной пластики
Создавать эскизы
одежды по мотивам растительных (в том числе цветочных) форм.
Выявлять декоративную
форму узором и цветом: растительные мотивы народного искусства.
Находить в Интернете
оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них
свою коллекцию природных форм.
|
Принести
камни с таинственными узорами.
|
5.
|
Работа на
плоскости.
«Закат
солнца. Сумерки».
|
06.10
|
Композиционное
размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор
формата листа
|
Приготовить стеклянную
ёмкость для вазы, пластилин, бусинки, зёрнышки.
|
6.
|
Работа на
плоскости.
«Журавлиная
стая на восходе солнца».
|
13.10
|
Перспектива как способ передачи пространства
на картине с помощью планов: чем дальше объекты от зрителя, тем они меньше. Воздушная
перспектива
|
Создавать предметы для
интерьера
с
учётом его особенностей.
Передавать в форме вазы
(другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом.
Находить в поисковых
системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж — вазы,
выполненные из камня русскими мастерами.
|
Приготовить
страницы из цветного журнала, иголку и нитку, спичку.
|
7.
|
Работа на
плоскости.
«Прогулка в
парке».
|
20.10
|
Образы,
построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета.
Главные и дополнительные цвета
|
Передавать ритмический
характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в
декоративном орнаменте с помощью условных изображений.
Улавливать и осознавать
ритмические повторы в поэтических и музыкальных произведениях.
Уметь создавать
декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши.
|
Прочитать
сказку «Дюймовочка»
|
8.
|
Работа на
плоскости.
«Букет
цветов» (рисование с натуры)
|
27.10
|
Изображение
с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический
|
Передавать
индивидуальную манеру письма.
Понимать и передавать
контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха,
в том числе в технике компьютерной графики
|
Закончить
работу
|
9.
|
Работа на
плоскости.
«Человек на
сборе урожая»
|
10.11
|
Передача
движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и
портрет по наблюдению)
|
Понимать и изображать
природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины).
Отделять главное от
второстепенного.
Выделять композиционный
центр.
Создавать плоскостные
композиции на заданную тему (живопись, рисунок,
орнамент).
Представлять и передавать
условное изображение в географических картах.
Находить в Интернете
информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них
небольшие през-ии
|
|
10.
|
Работа на
плоскости.
Рисование
яблока с натуры.
|
17.11
|
Передача
объёма в живописи и графике
|
Передавать движения
человека в разные времена года :
лето
– сенокос, купание, езда на велосипеде; осень — сбор урожая, начало
учебного года, зима — катание на коньках и лыжах, лепка снежной бабы.
Уметь
работать
с натуры и по наблюдению.
Выполнять краткие
зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению):
стоит, идёт, бежит.
Работать в одной
цветовой гамме.
Находить в Интернете,
в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек
|
Принести диск
с записью звуков природы(шелест прибоя, шёпот дождя и т.д.)
|
11.
|
Работа в
объёме и пространстве
«Насекомые».
|
24.11
|
Понятие
стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объёмной
формы: на примере насекомого, выделяя его характерные особенности. Создать
летающий объект
|
Определять характер и
форму творческой работы на основе предложенной темы.
Находить
индивидуальную манеру изображения.
Передавать смысловую
зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала
изображения.
Развивать
художественные
представления: звуков ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев, стаи птиц.
|
Подобрать
предметы к тематическому натюрморту
|
12.
|
Работа в
объёме и пространстве
«Хоккеист и
балерина».
|
01.12
|
Контраст
и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение , характер,
фактура, материал)
|
Экспериментировать с цветом:
выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов.
Создавать плавные
переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к
зелёному и др.)
|
Прочитать
сказку « Про Ленивую и Радивую».
|
13.
|
Работа в
объёме и пространстве
«Артисты на
арене цирка».
|
08.12
|
Передача
динамики в объёмном изображении: лепка по памяти фигуры человека в движении
|
14.
|
Работа в
объёме и пространстве
Коллективная
работа «Детский городок».
|
15.12
|
Лепка
объёмно – пространственной композиции из одноцветного пластилина или из
глины. Использование простого каркаса из проволоки и палочек
|
Передавать
индивидуальную манеру письма.
Понимать и передавать
контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха,
в том числе в технике компьютерной графики
|
Вспомнить и
рассказать самый фантастический сон
|
15.
|
Декоративно-прикладная
деятельность
Групповая
работа. «Цветочный город».
|
22.12
|
Создание
эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа
|
Коллективно
создавать
необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе),
оформление уголка в классе, сцены.
Применять
разнообразные художественные материалы для осуществления замысла.
Уметь
работать
в ситуации коллективного сотворчества.
Применять музыкальный материал
для передачи настроения и эстетического образа пространства
Участвовать в
коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции.
Осваивать технологию
лепки с помощью каркаса.
Передавать ритм и
динамику при создании художественного образа.
|
|
16.
|
ДПД
«Декоративная
ваза».
|
29.12
|
Равновесие
в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость,
силуэт
|
Приготовить
восковую свечу.
|
17.
|
Декоративно-прикладная
деятельность
«Коралловый
остров»
|
12.01
|
Выявление
декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы – одно из чудес
подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые
Создание
художественной формы на основе наблюдений за природой. Например: «Одежда
жителей цветочного города», «Лесные феи»
|
|
18.
|
Работа на
плоскости
Живопись.
|
19.01
|
Раскрытие
взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной).
Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии
|
Передавать графическими
средствами воздушную перспективу.
Выбирать и осваивать
картинную плоскость в зависимости от содержания.
Находить и запечатлевать
неожиданные явления природы с помощью фотоаппарата.
Овладевать приёмами
коллективного сотворчества. Устраивать в школе выставки творческих
работ учащихся.
Использовать в работе
средства компьютерной графики.
|
|
19.
|
Работа на
плоскости
«День и
ночь».
|
26.01
|
Зарождение
замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения.
Смысловая зависимость между форматом и материалом
|
Понимать и уметь
выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного
искусства (их сходстве и различии).
Участвовать в обсуждении
содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
Проводить коллективные
исследования по данной теме
|
Подобрать
книги былин, сказаний, сказок с особенностями графического решения заглавных
букв(буквиц)
|
20.
|
Работа на
плоскости
«Звуки
природы»
|
02.02
|
Самостоятельно
решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах
изобразительного искусства (на плоскости, в объёме). Разнообразие
художественно – выразительного языка различных искусств. Заполнение
пространства листа
|
Соотносить содержание
книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.
Создавать свои буквицы
для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать
в образе буквы собственный характер и интересы.
|
Приготовить
пластилин.
|
21.
|
Работа на
плоскости
Коллективная
книжка – раскраска. Иллюстрации сказок.
|
09.02
|
Взаимосвязь
содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с
внеклассным чтением
|
Понимать и объяснять
общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной
фотографии.
Выбирать и использовать
различные художественные материалы для передачи собственного замысла в
живописи или графике
|
22.
|
Работа на
плоскости
Коллективная
работа «Алфавит из буквиц».
|
16.02
|
Взаимосвязь
содержания книги
(литературного
произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта и текста.
Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений
|
Работа
в объёме и пространстве.
Создавать сюжетные
скульптурные композиции из нескольких фигур, полуобъёмное (половина объёма)
изображение декоративных композиций.
Выполнять
три-четыре
зарисовки с разного ракурса.
Передавать графическими
средствами и красками объём предметов (чашки, кувшина, цветочного горшка,
яблока).
Представлять особенности
декоративной формы, её условный характер.
Передавать в объёмной
декоративной форме настроение.
Украшать форму
декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением
предмета.
Уметь
работать
в коллективе, распределять обязанности.
|
Приготовить
пластилин и картон
|
23.
|
Работа в
объёме и пространстве
Эскизы оформления
сцены по мотивам литературных сказочных произведений.
|
02.03
|
Художник
в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и
художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое
оформление спектакля
|
Принести
натурные предметы округлой формы.
|
24.
|
Работа в
объёме и пространстве
«Дворец моей
мечты».
|
09.03
|
Изменение
пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от
ситуации. Создание необычного (сказочного) игрового пространства
(эскиза):уголка в классе, сцены для проведения художественного события.
Освоение разнообразия форм в архитектуре. Воображаемое путешествие в прошлое
и будущее: ознакомление со средой, в которой жил писатель сказочник (время,
страна, архитектура, декоративное искусство, одежда)
|
|
25.
|
ДПД
«Три кувшина:
торжественный, грустный, озорной».
|
16.03
|
Передача
настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами
|
|
26.
|
Декоративно-прикладная
деятельность
«Игрушки в
национальных костюмах».
|
30.03
|
Знакомство
с народными художественными промыслами России в области игрушки. Зависимость
формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и
животного мира того края, где она изготовлена.
|
|
27.
|
Декоративно-прикладная
деятельность
«Знаки в
Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома».
|
06.04
|
Освоение разнообразия
форм в архитектуре. Влияние исторической эпохи и условий жизни художника
(архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом
изображении. Освоение особенностей работы на небольших форматах
|
Улавливать настроение и
ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их
графическими средствами.
Определять и передавать
настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков.
Акцентировать внимание на
композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий.
Создавать
игрушки
по мотивам народных художественных промыслов.
Передавать
зависимость
формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и
животного мира того края, где она изготовлена.
Отображать
природные
мотивы в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек,
изразцов.
Создавать коллективную
композицию из выполненных изделий.
|
Приготовить
дымковскую, каргопольскую, филимоновскую игрушки.
|
28.
|
Декоративно-прикладная
деятельность
«Бусы в
подарок».
|
13.04
|
Разнообразие
художественно – выразительного языка в декоративно – прикладном искусстве.
Украшение
как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески
т. д.
|
Приготовить
пластилин.
|
29.
|
Музейная
педагогика.
Архитектура и
декоративно-прикладное искусство.
|
20.04
|
Выразительные
средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры,
архитектуры, декоративно – прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм,
композиция, методика, конструкция
|
|
30.
|
Музейная
педагогика.
Виды
искусств.
|
27.04
|
Использование
музыкального и литературного материала для углубления и развития образно – эстетических
представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия
произведений искусства
|
Понимать и уметь
выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного
искусства (их сходстве и различии).
Участвовать в обсуждении
содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
Проводить коллективные
исследования по данной теме.
Воспринимать, находить,
объяснять общее и различное в языке разных видов искусства.
Выражать в беседе
своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного,
музыкального, хореографии, литературы).
Понимать специфику
выразительного языка каждого из них
|
Составить
рассказ по впечатлениям экскурсии
|
31.
|
Музейная
педагогика.
Экскурсия в
мастерскую художника.
|
04.05
|
Художественная
форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат,
ритм, композиция, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего
отношения к объёкту изображения. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Д. Дега, К. Писсаро,
В.А. Фаворский, Чарушин
|
Составить
рассказ по впечатлениям экскурсии
|
32.
|
Музейная
педагогика.
Жанры
изобразительного искусства.
Музейная
педагогика.
Красота и
своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства.
|
11.05
|
Жанры
изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический,
бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж, Музей
изобразительного искусства им. А.С. Пушкина; музеи, находящиеся в регионе,
где расположена школа
|
Понимать и объяснять
общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной
фотографии.
Выбирать и использовать
различные художественные материалы для передачи собственного замысла в
живописи или графике.
Группировать произведения
изобразительного искусства по видам и жанрам.
Участвовать в
обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах.
Называть ведущие
художественные музеи России и художественные музеи своего региона
|
Найти в
интернете информацию о художниках: Шишкине, Билибине, Васнецове
|
Красота
и своеобразие произведений декоративно – прикладного искусства. Символика в
народном прикладном искусстве. Функциональность произведений народного
искусства
|
33.
|
Музейная
педагогика.
Архитектурные
сооружения.
|
18.05
|
Красота
архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь
архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных
ансамблей
|
Понимать и определять
своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства
(вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и
дизайна (мебель, одежда, украшения).
Осознавать и объяснять
символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность,
практическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства.
|
|
34.
|
Музейная
педагогика.
Архитектурные
сооружения.
|
25.05
|
Красота
архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь
архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных
ансамблей
|
Представлять и понимать
связь архитектуры с природой.
Называть
архитектурные памятники своего региона, знать их историю.
|
Подготовить
фотографии улиц родного города.
|
8.
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Вид
|
Наименование объектов и средств материально –
технического обеспечения
|
Книгопечатная
продукция
|
Программа:
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011
г./ М-во образования и науки Рос. Федерации . – М.: «Вентана -Граф», 2012
Изобразительное искусство. Интегрированные
программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А.
Ермолинской. 1-4 классы.
Учебник: Савенкова
Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство М.: Вентана – Граф, 2012г.
|
Компьютерные
и информационно – коммуникативные средства
|
Классная доска с набором
приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Компьютер.
Принтер.
Мультимедийный проектор.
|
Оборудование
класса
|
Ученические столы с
комплектом стульев.
Стол учительский
Шкафы для хранения
учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
|
Учебно
– практическое оборудование
|
Краски акварельные
Краски гуашевые
Бумага цветная
Кисти
Емкости для воды
|
Модели
и натурный фонд
|
Муляжи фруктов
Изделия декоративно-прикладного
искусства
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.