Пояснительная
записка
1. Рабочая
программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного
стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по
изобразительному искусству и на основе авторской программы
«Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Цели обучения изобразительному искусству на
ступени начального общего образования:
•
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию
произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего
отношения к окружающему миру;
•
освоение первичных знаний о мире пластических искусств:
изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их
бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение
элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание
эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального
и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств:
любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям,
героическому прошлому, многонациональной культуре.
2. Общая
характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную
культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов
пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте
взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с
жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных
видов художественной деятельности для визуальных пространственных
искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная
художественная деятельность;
—
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной
школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной
деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое
участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически
приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество
учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность
их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск
личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая
художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего
мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по
восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт
художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают
различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация,
коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение
их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности
стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием
формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а
также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия
произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит
формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих
проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие
наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие
фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить
художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование
уроков индивидуального практического творчества учащихся и
уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам;
индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно
или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме
(с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ
товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на
уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к
изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений
(народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с
точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует
внимание детей, формирует опыт творческого общения.
3.
Место курса в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю,
всего на курс —135ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4
классах —по 34 ч в год
4.
Ценностные ориентиры
содержания учебного предмета
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности
и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится
с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир
общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого
мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества,
значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень
курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления
о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое
привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности
является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к
выражению своего отношения к действительности должно служить источником
развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к
внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих
внутренних переживаний. Это является залогом развития способности
сопереживания.
5.
В результате изучения курса
«Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты
определенные результаты:
Личностные
результаты освоения курса изобразительного искусства:
- формирование у ребёнка ценностных
ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание
уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в
поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и
эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и
техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию
своего эстетического идеала;
- отработка навыков
самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения
курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а
также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и
даже с математикой.
Поскольку
художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с
эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается
общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение
которых
поможет учащимся осознанно
включиться в творческий процесс.
Регулятивные УУД
•
Проговаривать последовательность действий на уроке.
•
Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно
выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и
другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для
формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания
образовательных достижений.
Познавательные
УУД
• Ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор
источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении,
в словаре).
• Добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать
произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и
т.д.).
• Преобразовывать информацию из
одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов
самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком
изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и
письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
•
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
•
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о
правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и
следовать им.
• Учиться согласованно работать в
группе:
а) учиться планировать работу в
группе;
б) учиться распределять работу
между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и
точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты выпускника начальной школы
•
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного
искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством,
первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
•
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение,
учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы
анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное
отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
•
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности — способности
оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных
идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу,
государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле,
должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и
действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных
устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, — любви, взаимопомощи,
уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого
человека;
•
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в
духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие,
оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
•
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных
ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного
края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля»,
«моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций
многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально
ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
•
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности
за общее благополучие.
Обучающиеся:
•
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений
пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике
(рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании,
декоративно-прикладном искусстве;
•
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и
выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе,
человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах
художественно-творческой деятельности;
•
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических
искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач,
познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
•
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести
диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и
искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
•
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания
и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и
художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении
проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие
искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
•
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное
искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя
различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла;
•
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
•
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка;
•
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу,
человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего
мира и жизненных явлений;
•
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев
своего региона, показывать на примерах их роль и назначение
Выпускник получит возможность научиться:
•
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении
их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых
произведениях;
•
видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура,
скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);
•
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука
искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
•
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
•
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы
для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
•
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной
учебно-творческой деятельности;
•
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица,
фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений
человека;
•
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
•
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм
для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой
деятельности специфику стилистики произведений народных художественных
промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
•
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в
собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные
эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании
живописных композиций на заданные темы;
•
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного,
создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек
средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
•
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
Значимые
темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
•
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно-творческой деятельности;
•
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для
создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения,
усвоенные способы действия;
•
передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя,
предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё
отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
•
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
•
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте
человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и
мнениям;
•
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
•
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в
коллективных работах на эти темы.
В результате
изучения предмета «Изобразительного искусства» третьеклассник научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства
происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
-понимать, что предметы имеют не только
утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы,
созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- понимать, что форма вещей не случайна, в
ней выражено понимание красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и
отношения между людьми, их мечты и заботы;
- работать с пластилином, конструировать
из бумаги макеты;
- использовать элементарные приемы
изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму
предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное
искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт,
пейзаж, портрет;
- называть разные типы музеев
(художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
- сравнивать различные виды
изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного
искусства, скульптуры и архитектуры);
- называть народные игрушки (дымковские,
филимоновские, городецкие, богородские);
- называть известные центры народных
художественных ремесел России (Хохлома, Гжель);
- использовать художественные материалы
(гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).
Третьеклассник получит возможность
научиться:
- использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной
творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного
искусства разных жанров;
оценивать произведение искусства
(выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного
искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретенные навыки
общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального
состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также
при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретенные знания и
умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной
деятельности;
Использовать выразительные средства для
воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать
знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах
искусства ; активно использовать художественные термины и понятия;
Осваивать основы первичных представлений о
трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме;
постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме, в
пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с
использованием различных материалов.
6.
Содержание курса ИЗО, 3 класс
Искусство
в твоём доме (8 ч.) В работе каждому художнику помогают три
волшебных брата-Мастера: Мастер Постройки и Мастер Украшения. Художественные
материалы. Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми.
Строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям,
другие – взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым
создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши
представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника.
Искусство
на улицах твоего города (7 ч.) Деятельность художника на улице города или
села. Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы родного
города(села), без которых не может возникнуть чувство Родины.
Художник и зрелище (11 ч.) Художник необходим в
театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных
искусств. Театральное зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное
искусство – необходимая составная часть зрелища
Художник и музей ( 8ч.) Художник создает
произведения, в которых он, изображая мир, размышляет о нем и выражает свое
отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся
в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного
искусства. Художественные музей страны
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.