ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
1. Пояснительная
записка 2
2. Содержание
учебного предмета 5
3. Учебно-тематический
план 6
4. Планируемые
образовательные результаты обучающихся 10
5. Контроль и
оценка образовательных результатов 12
6. Учебно-методическое
обеспечение образовательного процесса 14
7. Материально-техническое
обеспечение образовательного
процесса
14
8.Лист внесения
изменений
15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 6-го
класса создана на основе основной образовательной программы основного общего
образования МБОУ «Бобковская СОШ», примерной программы основного общего
образования по изобразительному искусству и авторской программы для обучающихся
6 класса общеобразовательных учреждений с краткими методическими рекомендациями
«Изобразительное искусство и художественный труд,1-9 классы» под редакцией
Б.М.Неменского -М.: Просвещение, 2008, которая соответствует федеральному
компоненту государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования
России от 05.03.2004 N 1089).
Рабочая
программа составлена в соответствии с нормативными документами МБОУ «Бобковская
СОШ»:
-календарным
учебным графиком на 2014-2015 учебный год;
-учебным
планом 2014-2015 учебного года;
-
Положением о рабочей программе педагога МБОУ «Бобковская СОШ».
Программа
шестого класса посвящена собственно изобразительному искусству. Учащиеся
знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира
и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры
общества.
Изобразительное
искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение,
обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его
представляет, обозначает, является его знаком, вернее системой знаков, т.е.
языком. Все элементы и средства, которые (как и у любого языка) служат для
передачи значимых смыслов, способом выражения содержания.
Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует
окружающий нас мир, это реальность, пережитая художником, прошедшая его отбор и
оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли
зрителю. Художник, изображения видимый мир, рассказывает о своем восприятии
жизни, чтобы зритель при сформированных зрительских умениях мог не просто
понять, но и непосредственно почувствовать и пережить изображенную реальность.
В этом заключен механизм передачи от человека к человеку, от поколения к
поколению опыта чувств и опыта видения мира.
При
изучении языка изобразительного искусства мы неизбежно сталкиваемся с его
изменчивостью. Он меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой
художник и его время, его окружение, его народ. Изменчивость языка искусств,
т.е. правил изображения, - часть общего процесса развития человеческой
культуры. Эти изменения естественны и необходимы, они определяются изменениями,
которые происходят в жизни общества. Правила изображения не были установлены
когда-либо и кем-либо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного
развития: правила рождались как средства выражения определённого содержания,
определенной системы ценностей, как выражения духовной жизни общества.
Искусство современного мира особенно сложно потому, что оно включает в себя
одновременно множество языков современной культуры и ориентироваться в его
многоголосии без понимания исторических культурных контекстов невозможно.
Восприятие произведений искусства происходит на многих уровнях. Этому
необходимо учиться, причем обязательно и через собственное практическое
художественное творчество. Восприятие произведения не может быть задано: это
индивидуальная творческая деятельность, труд души, доступный для человека,
обладающего определённой культурой, определённым развитием личных качеств и
характером мышления. И тогда этот труд строит самого человека, развивает его
самосознание, его взаимоотношения с другими людьми.
В основу
тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр
рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение
картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя
им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства
восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт
использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного
строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение
придаётся освоению начальных основ грамоты изображения.
Цель и
задачи
обучения:
Приоритетной целью художественного образования является духовно-нравственное
развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям
об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии
мира.
Культуросозидающая
роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Эта задача ни в
коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу
программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Связи искусства с жизнью
человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение
искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы.
Рабочая программа рассчитана
на 1 час в неделю, в связи с тем, что в 2014-2015 учебном году учебным планом
школы предусмотрено 35 рабочих недель, запланировано 35часов.
Для достижения планируемых
результатов освоения цели и задач учебного предмета используется УМК под
редакцией Б.М.Неменского.
Основные
виды деятельности учащихся по предмету:
Художественная
деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
- изображение на
плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
-
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ
товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на
уроке;
- изучение
художественного наследия;
- подбор
иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание
музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Формы и методы
работы:
Формой
проведения занятий по программе является урок, темы и задания уроков
предполагают создание игровых ситуаций, а также организация уроков-диспутов,
уроков-путешествий, уроков-праздников и т.д.
Процесс обучения
на уроке искусства характеризуют:
-сотворчество
учителя и ученика;
-диалогичность;
-четкость
поставленных задач и вариативность их решения;
-освоение традиций
художественной культуры и импровизационный поиск
личностно значимых
смыслов.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное
искусство в жизни человека
1.Виды
изобразительного искусства и основы образного языка- 8 часов
Изобразительное
искусство в семье пластических искусств
Рисунок – основа
изобразительного творчества
Линия и ее
выразительные возможности
Пятно - как
средство выражения. Композиция как ритм пятен
Цвет. Основы
цветоведения
Цвет в
произведениях живописи
Объёмные
изображения в скульптуре
Основы
языка изображения
2.Мир
наших вещей. Натюрморт– 8 часов
Реальность и
фантазия в творчестве художника
«Изображение
предметного мира – натюрморт
Понятие формы.
Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема
на плоскости и линейная перспектива
Освещение. Свет и
тень.
Натюрморт в
графике
Цвет в натюрморте
Выразительные
возможности натюрморта
3.Вглядываясь
в человека. Портрет -11 часов
Образ человека –
главная тема искусства
Образ человека –
главная тема искусства
Изображение головы
человека в пространстве
Графический
портретный рисунок и выразительность образа человека
Портрет в
скульптуре
Портрет в
скульптуре
Сатирические
образы человека
Образные
возможности освещения в портрете
Портрет в живописи
Портрет в живописи
Роль цвета в
портрете
Великие
портретисты
4.Человек
и пространство в изобразительном искусстве - 8 часов
Жанры в
изобразительном искусстве
Изображение
пространства
Правила линейной и
воздушной перспективы
Пейзаж - большой
мир. Организация изображаемого пространства
Пейзаж –
настроение. Природа и художник
Городской пейзаж
Выразительные
возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
урока
|
Тема урока
|
Элементы содержания
|
Планируемые результаты изучения раздела обучающимися
|
Примечания
|
|
«Виды изобразительного искусства и основы образного
языка »( 8 ч)
|
|
Знать
и понимать
-о
месте и значении изобразительных искусств в культуре, жизни общества и жизни
человека
Уметь
-пользоваться
красками, несколькими графическими материалами
-Использовать
полученные знания для творческих работ
|
|
1
|
«Изобразительное
искусство в семье пластических
искусств.
»
|
Беседа
об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства.
|
презентация
|
2
|
«Рисунок
– основа изобразительного творчества»
|
Рисунок
– основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка
|
|
3
|
«Линия
и ее выразительные возможности»
|
Выразительные
свойства линии, виды и характер линии. Ритм линий.
|
|
4
|
«Пятно
- как средство выражения. Композиция как ритм пятен»
|
Пятно
в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные
возможности.
|
|
5
|
«Цвет.
Основы цветоведения»
|
Основные
и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг
|
Презентация
|
6
|
«Цвет
в произведениях живописи»
|
Понятия
«локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения
|
|
7
|
«Объёмные
изображения в скульптуре»
|
Выразительные
возможности объемного изображения. Художественные материалы в скульптуре.
|
|
8
|
«Основы
языка изображения»
|
Обобщение
материала темы
|
|
|
« Мир
наших вещей. Натюрморт»( 8 ч)
|
|
Знать
и понимать
-основные
виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных
этапах развития натюрморта в мировом и отечественном искусстве
Уметь
-
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объемного изображения
Использовать полученные знания :
-для самостоятельной творческой деятельности
-обогащения опыта восприятия произведений ИЗО
|
|
9
|
«Реальность
и фантазия в творчестве художника»
|
Изображение
как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Беседа
|
|
10
|
«Изображение
предметного мира – натюрморт»
|
Натюрморт
в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
|
Презентация
|
11
|
«Понятие
формы. Многообразие форм окружающего мира.»
|
Многообразие
форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы.
|
|
12
|
«Изображение
объема на плоскости и линейная перспектива»
|
Плоскость
и объем. Перспектива. Понятие ракурса.
|
|
13
|
«Освещение.
Свет и тень.»
|
Освещение
как средство выявления объема предмета. Понятия «свет», «блик»,
«полутень»,»рефлекс»
|
|
14
|
«Натюрморт
в графике»
|
Графическое
изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте.
|
|
15
|
«Цвет
в натюрморте»
|
Цвет в живописи и богатство его выразительных
возможностей. Цветовая организация в натюрморте
|
|
16
|
«Выразительные
возможности натюрморта» (обобщение темы)
|
Итоговая
беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве
|
|
|
«Вглядываясь в человека. Портрет»
( 11 ч)
|
|
Знать
и понимать
-особенности
творчества и значение в художественной культуре великих русских мастеров
портрета
-о
разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в
создании художественного образа
-знать
общие правила построения головы человека
Уметь
-видеть
и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций при
изображении с натуры,
характер
освещения, цветовые отношения
Использовать
при выполнении творческих работ
|
|
17
|
«Образ
человека – главная тема искусства»
|
Изображение
человека в искусстве разных эпох. Портрет
|
|
18
|
«Конструкции
головы человека и её пропорции.»
|
Закономерности
в конструкции головы человека
|
|
19
|
«Изображение
головы человека в пространстве»
|
Повороты
и ракурсы головы. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных
особенностей и физиономических типов.
|
|
20
|
«Графический
портретный рисунок и выразительность образа человека»
|
Образ
человека в графическом портрете
|
|
21
|
«Портрет
в скульптуре»
|
Человек
–основной предмет изображения в скульптуре
|
|
22
|
«Сатирические
образы человека»
|
Правда
жизни и язык искусства. Карикатура. Дружеский шарж.
|
Презентация
|
23
|
«Образные
возможности освещения в портрете»
|
Изменение
образа человека при различном освещении.
|
|
24
|
«Портрет
в живописи.»
|
Роль
и место живописного портрета в истории искусства.
|
|
25
|
«Портрет
в живописи.»
|
Роль
рук в раскрытии образа портретируемого
|
|
26
|
«Роль
цвета в портрете»
|
Цветовое
решение образа в портрете.
|
|
27
|
«Великие
портретисты» (Обобщение темы)
|
Личность
художника и его эпоха.
|
Презентация
|
|
«Человек и пространство в изобразительном искусстве»(
8 ч)
|
|
Знать
и понимать
-ряд
выдающихся художников и произведений искусства в жанрах пейзажа
-особенности
творчества и значение в художественной культуре великих русских художников
-пейзажистов
Уметь
-создавать
творческие композиционные работы в разных материалах, по представлению и по
памяти
-пользоваться
начальными правилами воздушной и линейной перспективы
Использовать
при выполнении творческих работ
|
|
28
|
«Жанры
в изобразительном искусстве»
|
Предмет
изображения и картина мира в изобразительном искусстве
|
Презентация
|
29
|
«Изображение
пространства.»
|
Вид
перспективы как средство выражения .
|
|
30
|
«Правила
линейной и воздушной перспективы»
|
Перспектива-
учение о способах передачи пространства
|
|
31
|
«Пейзаж
-большой мир. Организация изображаемого пространства»
|
Пейзаж
как самостоятельный жанр в искусстве.
|
Презентация
|
32
|
«Пейзаж
– настроение. Природа и художник»
|
Пейзаж
– настроение как отклик на переживания художника
|
|
33
|
«Городской
пейзаж»
|
Разные
образы города в истории искусства.
|
|
34
|
«Выразительные
возможности изобразительного искусства. »
|
Значение
изобразительного искусства в жизни людей
|
|
35
|
«Язык
и смысл»
|
Средства
выразительности, основы образно-выразительного языка
|
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать и понимать:
- о месте и значении
изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существование изобразительного
искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных
языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
-о взаимосвязи реальной
действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в
художественный образ;
-основные виды и жанры
изобразительных искусств; иметь представление о
этапах развития портрета, пейзажа и
натюрморта в истории искусства;
-ряд выдающихся художников и
произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировой и
отечественном искусстве;
-особенности творчества и значение
в отечественной культуре великих русских художников- пейзажистов, мастеров
портрета и натюрморта;
-основные средства художественной
выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма,
перспектива;
-о ритмической организации
изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных
материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного
образа.
Учащиеся должны уметь:
-пользоваться
красками (гуашь и акварель), графическими материалами (карандаш, тушь),
обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
-видеть конструктивную форму
предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображений предмета
и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь
пользоваться начальными
правилами линейной и воздушной
перспективы;
-видеть и использовать в качестве
средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения
при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие
композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по
воображению;
-активно воспринимать произведения
искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия,
понимать изобразительные
метафоры и видеть целостную картину
мира, присущую произведению искусств
Использовать
полученные знания
-для выполнения
самостоятельных творческих работ,
-обогащения
опыта восприятия произведений изобразительного искусства.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Промежуточную аттестацию
запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний
проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний
проводятся в форме практических работ.
Способы и формы оценивания
-Имеются
в наличии художественные материалы, в полном объеме выполнялась объемная
поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., активно
велась самостоятельно-творческая художественная деятельность
-Проявляет
эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, доминирует
внутренняя мотивация, которая доставляет удовольствие от работы
-Наличие
волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих
замыслов, наличие упорства и настойчивости в поисках решения нового
произведения, его интерпретация
-Постоянная
потребность к творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях
домашних и иных творческих работ
-Переданы
чувства формы и фактуры. Образное решение сюжета с применением цветовых
колористических сочетаний цветов, решено эмоционально-цветовое исполнение
замысла
-Соответствие
выбранной художественной техники темы замысла, разнообразие выразительных
средств
-Присутствие
оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное
решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы
-Адекватно
развитая самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности
(учащийся объективно оценивает свои успехи на уроке и обоснованно дает им
характеристику)
Оценка "5" ставится, если:
-обучающийся полностью справляется с
поставленной целью урока;
-правильно излагает изученный материал и умеет
применить полученные знания на практике;
-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично
согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее
характерное.
Оценка "4"
- обучающийся полностью овладел программным материалом,
но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты
изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в
изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
- обучающийся слабо справляется с поставленной целью
урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
-обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Изобразительное
искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими
рекомендациями. 1-9 классы. Под редакцией Б.М.Неменского, М.:Просвещение, 2008
2.Агеева И.Д.
Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1) Компьютер.
2) Интерактивная доска
3) Демонстрационные материалы
Информационно-коммуникативные средства:
1.Тематические
презентации
2.Интернет- ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/ – единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Название
раздела, темы
|
Причина
корректировки
|
Корректирующие
мероприятия
|
Реквизиты
документа (дата, приказа)
|
Подпись
внесшего изменения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.