ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
1. Пояснительная
записка 2
2. Содержание
учебного предмета 4
3. Учебно-тематический
план 6
4. Планируемые
образовательные результаты обучающихся 11
5. Контроль и
оценка образовательных результатов 12
6. Учебно-методическое
обеспечение образовательного процесса 14
7. Материально-техническое
обеспечение образовательного 14
процесса
8. Лист
внесения изменений 15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-го
класса создана на основе основной образовательной программы основного общего
образования МБОУ «Бобковская СОШ», примерной программы основного общего
образования по изобразительному искусству и авторской программы для обучающихся
5 класса общеобразовательных учреждений с краткими методическими рекомендациями
«Изобразительное искусство и художественный труд,1-9 классы» под редакцией
Б.М.Неменского -М.: Просвещение, 2008, которая соответствует федеральному
компоненту государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования
России от 05.03.2004 N 1089).
Рабочая
программа составлена в соответствии с нормативными документами МБОУ «Бобковская
СОШ»:
-календарным
учебным графиком на 2014-2015 учебный год;
-учебным
планом 2014-2015 учебного года;
-
Положением о рабочей программе педагога МБОУ «Бобковская СОШ».
Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с
целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
5 класс или первый год
основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых
сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с
национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени
раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и
непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам,
так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление
программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные
традиции и конкретные промыслы.
Цель и задачи изучения:
Формирование
нравственно-эстетической отзывчивости учащихся на прекрасное и безобразное в
жизни и искусстве:
- дальнейшее формирование
художественного вкуса учащихся;
- понимание роли декоративного
искусства в утверждении общественных идеалов.
- осмысление места декоративного
искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли
конкретного человека и общества.
- учиться в ходе восприятия
декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в
первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка
декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества,
которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своё личное
понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять наблюдательность,
эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем,
одежды, различных видов украшений.
Рабочая программа
рассчитана на 1 час в неделю, в связи с тем, что в 2014-2015 учебном году
учебным планом школы предусмотрено 35 рабочих недель, запланировано 35 часов.
Для достижения планируемых
результатов освоения цели и задач учебного предмета используется УМК под
редакцией Б.М.Неменского.
Основные
виды деятельности учащихся
Художественная деятельность
школьников на уроках носит разнообразные формы выражения: декоративная работа с
различными материалами, объемно-пространственное моделирование, изучение
наследия различных народностей, прослушивание музыкальных и литературных
произведений.
Формы и методы работы
Формой проведения занятий
по программе является урок. Темы и задания уроков также предполагают
организацию уроков -экскурсий, уроков-путешествий, уроков – праздников.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека
1.«Древние
корни народного искусства»-8ч.
Истоки языка декоративного
искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского
прикладного искусства –условно-символический. Учащихся необходимо подвести к
пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего
определенную идею, а не изображающего конкретную реальность.
Древние образы в народном
искусстве.
Декор русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов
народного быта и труда.
Образы и мотивы в орнаментах
русской народной вышивки.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
2.«Связь времен в
народном искусстве»-8ч.
Народное искусство сейчас
живет не в крестьянском быту, а в иной среде-городской и совершенно иной
жизнью. Задача –дать учащимся понимание этих форм бытования народных,
крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об
общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает
акцент на местных художественных промыслах.
Древние образы в современных
народных игрушках.
Искусство Гжели. Истоки и
современное развитие промысла
Искусство Городца.. Истоки и
современное развитие промысла
Искусство Жостова. Истоки и
современное развитие промысла.
Роль народных художественных
промыслов в современной жизни (обобщение темы).
3.«Декор-человек,
общество, время»- 11 ч.
Это одна из важнейших тем в
понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого
человека в отдельности. Осознание роли искусства украшения в формировании
каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного
использования в своей жизни предметов декоративного искусства.
Зачем людям украшения.
Декор и положение человека в
обществе.
Одежда говорит о человеке.
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в
жизни человека и общества (обобщение темы)
4.«Декоративное искусство
в современном мире»- 8ч
Знакомство с современным
выставочным декоративно –прикладным искусством и создание коллективной работы в
материале для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале и
может осуществляться силами одного класса. Учитель выступает здесь в роли режиссера
и главного художника.
Современное выставочное искусство.
Ты сам- мастер
декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале.
УЧЕБНО
– ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
урока
|
Тема урока
|
Элементы содержания
|
Планируемые результаты изучения раздела обучающимися
|
Примечания
|
|
«Древние
корни народного искусства» (8 ч)
|
|
знать и
понимать:
-значение древних корней
народного искусства;
-связь времён в народном
искусстве;
должны уметь:
-отражать в рисунках и проектах
единство формы и декора (на доступном уровне);
использовать полученные знания :
-для самостоятельной творческой деятельности
-обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
|
|
1.
|
«Древние
образы в народном искусстве»
|
Традиционные
образы народного (крестьянского прикладного искусства –солярные знаки, конь,
птица, мать-земля, древо жизни.
|
|
2
|
«Декор
русской избы»
|
Единство
конструкции и декора в традиционном русском жилище.
|
Презентация
«Декор
русской избы»
|
3
|
«Внутренний
мир русской избы»
|
Устройство
внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо,
пол-земля, подпол-подземный мир, окна- очи ит.д.)
|
|
4
|
«Конструкция,
декор предметов народного быта и труда».
|
Русские
прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда-область конструктивной
фантазии, умелого владения материалом.
|
|
5
|
«Образы
и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»
|
Крестьянская
вышивка-хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности.
|
|
6
|
«Народный
праздничный костюм»
|
Народный
праздничный костюм- целостный художественный образ. Разнообразие форм и
украшений народного праздничного костюма.
|
Презентация
«Народный
праздничный костюм»
|
7
|
«Народный
праздничный костюм»
|
Форма
и декор женских головных уборов
|
|
8
|
«Народные
праздничные обряды»(обобщение темы)
|
Календарные
народные праздники-способ участия человека , связанного с землей, в событиях
природы. Обрядовые действия народного праздника.
|
|
|
«Связь времён в народном искусстве» ( 8 ч)
|
|
знать и понимать:
-место и роль декоративного
искусства в жизни человека и общества в разные времена;
-знать несколько разных
промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома)
должны уметь:
-отражать в рисунках и проектах
единство формы и декора (на доступном уровне);
-создавать собственные
проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных
народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных
мотивов)
использовать полученные знания :
-для самостоятельной творческой деятельности
|
|
9
|
«Древние
образы в современных народных игрушках»
|
Живучесть
древних образов ( конь, птица, баба) в современных народных игрушках, их
сказочный реализм.
|
Презентация
«Дымковская игрушка»
|
10
|
«Искусство
Гжели. Истоки и современное развитие промысла»
|
Из
истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной
промышленностью.
|
Презентация
«Гжель»
|
11
|
«Искусство
Гжели. Истоки и современное развитие промысла»
|
Особенности
гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты.
|
|
12
|
«Искусство
Городца. Истоки и современное развитие промысла»
|
Из
истории развития городецкой росписи. Единство формы предмета и его декора.
|
Презентация
«Городецкая
роспись»
|
13
|
«Искусство
Городца. Истоки и современное развитие промысла»
|
Птица
и конь-главные герои городецкой росписи
|
|
14
|
«Искусство
Жостова. Истоки и современное развитие промысла»
|
Из
истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов
построения цветочных композиций.
|
Презентация
«Жостово»
|
15
|
«Искусство
Жостова. Истоки и современное развитие промысла»
|
Основные
приемы жостовского письма, формирующие букет.
|
|
16
|
«Роль
народных художественных промыслов в современной жизни»
(обобщение
темы)
|
Промыслы
как искусство художественного сувенира
|
|
|
«Декор, человек, общество, время» (11 ч)
|
|
Знать и понимать декоративное
искусство разных народов и времен
должны уметь:
-отражать в рисунках и проектах
единство формы и декора (на доступном уровне);
использовать для владения
навыками работы в конкретном материале
-знать и понимать
-тенденции развития современного
повседневного и выставочного искусства.
Уметь –
создавать проекты разных
предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали
интерьера определённой эпохи);
-объединять
в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов
украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в
материале. использовать полученные знания :
-для самостоятельной творческой деятельности
|
|
17
|
«Зачем
людям украшения»
|
Какую
роль играет декоративное искусство в организации общества.
|
Презентация
«Зачем людям украшения»
|
18
|
«Декор и
положение человека в обществе»
|
Декоративное
искусство в Древнем Египте
|
|
19
|
«Декор и
положение человека в обществе»
|
Символика
украшений Древнего Египта. Символика цвета в украшениях.
|
|
20
|
«Одежда
говорит о человеке»
|
Декоративное
искусство Древнего Китая
|
|
21
|
«Одежда
говорит о человеке»
|
Декоративно-прикладное
искусство Западной Европы эпохи барокко. Создание коллективного панно
|
|
22
|
«Одежда
говорит о человеке»
|
Декоративно-прикладное
искусство Западной Европы эпохи барокко.
|
|
23
|
«О
чём рассказывают гербы и
эмблемы»
|
Декоративность,
орнаментальность , изобразительная условность искусства геральдики.
|
Презентация
«Гербы»
|
24
|
«О
чём рассказывают гербы и эмблемы»
|
Символы
и эмблемы в современном обществе.
|
|
25
|
«О
чём рассказывают гербы и эмблемы»
|
Создание
собственного герба
|
|
26
|
«Роль
декоративного искусства в жизни человека и общест
|
Роль
декоративного искусства в жизни человека и общества
|
|
27
|
«Роль
декоративного искусства в жизни человека и общества» (обобщение темы)
|
Декоративно-прикладное
искусство разных времен.
|
|
|
«Декоративное
искусство в современном мире» (8 ч)
|
|
|
28
|
«Современное
выставочное искусство»
|
Многообразие
материалов и техник современного декоративно-прикладного творчества.
|
|
29
|
«Ты
сам- мастер декоративно-прикладного искусства»
|
Технология
работы с выбранным материалом.
|
мозаика
|
30
|
«Ты
сам- мастер декоративно-прикладного искусства»
|
Плетение,
коллаж, керамический рельеф, папье-маше и др.
|
коллаж
|
31
|
«Создание
декоративной работы в материале»
|
Создание
декоративной работы в материале
|
витраж
|
32
|
«Создание
декоративной работы в материале»
|
Создание
декоративной работы в материале
|
панно
|
33
|
«Создание
декоративной работы в материале»
|
Создание
декоративной работы в материале
|
|
34
|
«Создание
декоративной работы в материале»
|
Создание
декоративной работы в материале
|
|
35
|
Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека (обобщение темы)
|
Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека
|
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать и
понимать:
-истоки и специфику образного языка
декоративно-прикладного искусства;
-особенности уникального
крестьянского искусства( традиционность , связь с природой, коллективное
начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей,
множественность вариантов- варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов)
-семантическое значение
традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки)
- несколько народных художественных
промыслов России.-
Учащиеся должны уметь:
-
пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий
(Гжель, Хохлома, Городец, Полхов –Майдан, Жостово, а также местные промыслы,
-различать
по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен
(например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы,
Западной Европы 17 века)
-различать
по материалу и технике исполнения современные виды декоративно-прикладного
искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье , гобелен, батик и
др.)
-выявлять
в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного)
связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть
единство материала, формы и декора.
-пользоваться
языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения
-уметь
передавать единство формы и декора
Учащиеся
должны использовать полученные знания :
-для
самостоятельной творческой деятельности
-обогащения
опыта восприятия произведений ИЗО;
-оценки
произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев
ИЗО, народного творчества и др.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Промежуточную аттестацию
запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний
проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний
проводятся в форме практических работ.
Способы и формы оценивания
-Имеются в наличии
художественные материалы, в полном объеме выполнялась объемная
поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., активно
велась самостоятельно-творческая художественная деятельность
-Проявляет эмоциональное
отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, доминирует внутренняя
мотивация, которая доставляет удовольствие от работы
-Наличие волевых качеств
личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, наличие
упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его
интерпретация
-Постоянная потребность к
творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях домашних и иных
творческих работ
-Переданы чувства формы и
фактуры. Образное решение сюжета с применением цветовых колористических
сочетаний цветов, решено эмоционально-цветовое исполнение замысла
-Соответствие выбранной
художественной техники темы замысла, разнообразие выразительных средств
-Присутствие
оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное
решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы
-Адекватно развитая
самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся
объективно оценивает свои успехи на уроке и обоснованно дает им характеристику)
Оценка "5" ставится, если:
-обучающийся полностью справляется с
поставленной целью урока;
-правильно излагает изученный материал и умеет
применить полученные знания на практике;
-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично
согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее
характерное.
Оценка "4"
- обучающийся полностью овладел программным материалом,
но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты
изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в
изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
- обучающийся слабо справляется с поставленной целью
урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
-обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Изобразительное
искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими
рекомендациями. 1-9 классы Под редакцией Б.М.Неменского-М.:Просвещение, 2008
2.Горяева, Н. А., Островская, О.
В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение,.
3.О.В.Свиридова, Изобразительное
искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского – Волгоград:
Учитель, 2010г.;
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1) Компьютер.
2) Интерактивная доска
3) Демонстрационные материалы
Информационно-коммуникативные средства:
1.Тематические
презентации
2.Интернет- ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/ – единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов.
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ
ИЗМЕНЕНИЙ
Название
раздела, темы
|
Причина
корректировки
|
Корректирующие
мероприятия
|
Реквизиты
документа (дата, приказа)
|
Подпись
внесшего изменения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.