Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыРабочая программа по ИЗО 5 класс

рабочая программа по ИЗО 5 класс

Скачать материал

                                        ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                              стр.

 

1.     Пояснительная записка                                                                             2                                                   

2.     Содержание учебного предмета                                                               4                                                    

3.     Учебно-тематический план                                                                       6                                         

4.     Планируемые образовательные результаты обучающихся                 11

5.     Контроль и оценка образовательных результатов                                12

6.     Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса        14

7.     Материально-техническое обеспечение образовательного                 14

      процесса

8.     Лист внесения изменений                                                                        15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая  программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-го класса создана на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Бобковская СОШ», примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы для обучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений с краткими методическими рекомендациями «Изобразительное искусство и художественный труд,1-9 классы» под редакцией Б.М.Неменского -М.: Просвещение, 2008,  которая соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089).

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами МБОУ «Бобковская СОШ»:

-календарным учебным графиком на 2014-2015 учебный год;

-учебным планом 2014-2015 учебного года;

- Положением о рабочей программе педагога МБОУ «Бобковская СОШ».

     Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

          5 класс или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства  в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

     Цель  и задачи изучения:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости  учащихся на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание  в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

         Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, в связи с тем, что в 2014-2015 учебном году учебным планом школы предусмотрено 35 рабочих недель, запланировано 35 часов.

   Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного предмета используется УМК под редакцией Б.М.Неменского.

 Основные виды деятельности учащихся

      Художественная деятельность школьников на уроках носит разнообразные формы выражения: декоративная работа с различными материалами, объемно-пространственное моделирование, изучение наследия различных народностей, прослушивание музыкальных и литературных произведений.

  Формы и методы работы

         Формой проведения занятий по программе является урок. Темы и задания уроков  также предполагают организацию уроков -экскурсий, уроков-путешествий, уроков – праздников.

 

  

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

                       СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

1.«Древние корни народного  искусства»-8ч.

        Истоки языка декоративного искусства идут  от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства –условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность.

Древние образы в народном искусстве.

Декор русской избы.

Внутренний мир русской избы.

 Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

2.«Связь времен в  народном искусстве»-8ч.

     Народное искусство сейчас живет не в крестьянском быту, а в иной среде-городской и совершенно иной жизнью. Задача –дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслах.

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Искусство Городца.. Истоки и современное развитие промысла

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

3.«Декор-человек, общество, время»- 11 ч.

      Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного искусства.

Зачем людям украшения.

Декор и положение человека в обществе.

Одежда говорит о человеке.

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

4.«Декоративное искусство в современном мире»- 8ч

     Знакомство с современным выставочным декоративно –прикладным искусством и создание коллективной работы в материале для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале  и может осуществляться силами одного класса. Учитель выступает здесь в роли режиссера и главного художника.

Современное выставочное искусство.

Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

урока

Тема урока

 

 

Элементы содержания

Планируемые результаты изучения раздела обучающимися

Примечания

 

«Древние корни народного  искусства» (8 ч)

 

  знать и  понимать:

-значение древних корней народного искусства;

-связь времён в народном искусстве;

должны уметь:

-отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

использовать полученные знания :

  -для самостоятельной творческой деятельности

-обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;

 

 

1.

«Древние образы в народном искусстве»

Традиционные образы народного (крестьянского прикладного искусства –солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни.

 

 

2

«Декор русской избы»

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.

Презентация

«Декор русской избы»

3

«Внутренний мир русской избы»

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол-земля, подпол-подземный мир, окна- очи ит.д.)

 

4

«Конструкция, декор предметов народного быта и труда».

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда-область конструктивной фантазии, умелого владения материалом.

 

 

5

«Образы и мотивы в орнаментах  русской народной вышивки»

Крестьянская вышивка-хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности.

 

6

«Народный праздничный костюм»

 

Народный праздничный костюм- целостный художественный образ. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма.

Презентация

«Народный праздничный костюм»

7

«Народный праздничный костюм»

 

Форма и декор женских головных уборов

 

 

8

«Народные праздничные обряды»(обобщение темы)

Календарные народные праздники-способ участия человека , связанного с землей, в событиях природы. Обрядовые действия народного праздника.

 

 

«Связь времён в народном искусстве» ( 8 ч)

 

знать и  понимать:

-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома)

должны уметь:

-отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

-создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

использовать полученные знания :

  -для самостоятельной творческой деятельности

 

 

 

 

9

«Древние образы в современных народных игрушках»

Живучесть древних образов ( конь, птица, баба) в современных народных игрушках, их сказочный реализм.

Презентация «Дымковская игрушка»

 

10

«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью.

Презентация «Гжель»

11

«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты.

 

12

«Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла»

Из истории развития городецкой росписи. Единство формы предмета и его декора.

Презентация

«Городецкая роспись»

13

«Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла»

Птица и конь-главные герои городецкой росписи

 

14

«Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла»

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций.

Презентация «Жостово»

15

«Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла»

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет.

 

16

«Роль народных художественных промыслов в современной жизни»

(обобщение темы)

Промыслы как искусство художественного сувенира

 

 

«Декор, человек, общество, время» (11 ч)

 

Знать и понимать декоративное искусство разных народов и времен

должны уметь:

-отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

использовать для владения навыками работы в конкретном материале

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-знать и понимать

-тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Уметь –

создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

-объединять в индивидуально-коллективной работе творческие  усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале. использовать полученные знания :

  -для самостоятельной творческой деятельности

 

 

 

 

  17

«Зачем людям украшения»

Какую роль играет декоративное искусство в организации общества.

Презентация «Зачем людям украшения»

 

18

«Декор и положение человека в обществе»                                           

Декоративное искусство в Древнем Египте

 

19

«Декор и положение человека в обществе»                                           

Символика украшений Древнего Египта. Символика цвета в украшениях.

 

20

«Одежда говорит о человеке»

Декоративное искусство Древнего Китая

 

21

«Одежда говорит о человеке»

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко. Создание коллективного панно

 

22

«Одежда говорит о человеке»

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко.

 

   23

«О чём рассказывают гербы и эмблемы»                                             

Декоративность, орнаментальность , изобразительная условность искусства геральдики.

Презентация «Гербы»

  24

«О чём рассказывают гербы и эмблемы»                                              

Символы и эмблемы в современном обществе.

 

25

«О чём рассказывают гербы и эмблемы»

Создание собственного герба

 

26

«Роль декоративного искусства в жизни человека и общест

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

 

27

«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» (обобщение темы)

Декоративно-прикладное искусство разных времен.

 

 

«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)

 

 

 

28

«Современное выставочное искусство»

Многообразие материалов и  техник современного декоративно-прикладного творчества.

 

 

29

«Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства»

Технология работы с выбранным материалом.

мозаика

30

«Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства»

Плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше и др.

коллаж

31

«Создание декоративной работы в материале»

Создание декоративной работы в материале

витраж

32

«Создание декоративной работы в материале»

Создание декоративной работы в материале

панно

33

«Создание декоративной работы в материале»

Создание декоративной работы в материале

 

34

«Создание декоративной работы в материале»

Создание декоративной работы в материале

 

35

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (обобщение темы)

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

       Учащиеся должны знать и  понимать:

-истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

-особенности уникального крестьянского искусства( традиционность , связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей,  множественность вариантов- варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов)

-семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки)

- несколько народных художественных промыслов России.-

    Учащиеся должны уметь:

- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец,  Полхов –Майдан, Жостово, а также местные промыслы,

-различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века)

-различать по материалу и технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье , гобелен, батик и др.)

-выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы  и декора.

-пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения

-уметь передавать единство формы и декора

 

Учащиеся должны использовать полученные знания :

  -для самостоятельной творческой деятельности

-обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;

-оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.

   КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

        Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

Способы и формы оценивания

-Имеются в наличии художественные материалы, в полном объеме  выполнялась объемная поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., активно велась самостоятельно-творческая художественная деятельность

-Проявляет эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, доминирует внутренняя мотивация, которая доставляет удовольствие от работы

-Наличие волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, наличие упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация

-Постоянная потребность к творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях домашних и иных творческих работ

-Переданы чувства формы и фактуры. Образное решение сюжета с применением цветовых колористических сочетаний цветов, решено эмоционально-цветовое исполнение замысла

-Соответствие выбранной художественной техники темы замысла, разнообразие выразительных средств

-Присутствие оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы

-Адекватно развитая самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся объективно оценивает свои успехи на уроке и обоснованно дает им характеристику)

 

Оценка "5" ставится, если:

  -обучающийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

  -правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

  -верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

-  умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

-  обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

-  гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

-  умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

-  обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;

-  допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

 -обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;

-  не справляется с поставленной целью урока;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО                  ПРОЦЕССА

1.Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы Под редакцией Б.М.Неменского-М.:Просвещение, 2008

 

 2.Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение,.

3.О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1) Компьютер.

2) Интерактивная доска

3) Демонстрационные материалы

Информационно-коммуникативные средства:

1.Тематические презентации

2.Интернет- ресурсы:

        http://school-collection.edu.ru/  – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Название раздела, темы

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Реквизиты документа (дата, приказа)

Подпись внесшего изменения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по ИЗО 5 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

      Рабочая  программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-го класса создана на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Бобковская СОШ», примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы для обучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений с краткими методическими рекомендациями «Изобразительное искусство и художественный труд,1-9 классы» под редакцией Б.М.Неменского -М.: Просвещение, 2008,  которая соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089).

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами МБОУ «Бобковская СОШ»:

-календарным учебным графиком на 2014-2015 учебный год;

-учебным планом 2014-2015 учебного года;

- Положением о рабочей программе педагога МБОУ «Бобковская СОШ».

 

     Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 965 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Сценарий интеллектуальной игры "Знатоки изобразительного искусства"
  • Учебник: «Школьная риторика (в 2-х частях)», Ладыженская Т.А., Ипполитова Н.А., Антонова Л.Г. и др.; под ред. Ладыженской Т.А.
  • Тема: Вспоминаем изученное
  • 03.10.2020
  • 530
  • 3
«Школьная риторика (в 2-х частях)», Ладыженская Т.А., Ипполитова Н.А., Антонова Л.Г. и др.; под ред. Ладыженской Т.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 443
    • DOCX 38.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лобач Елена Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лобач Елена Васильевна
    Лобач Елена Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 15689
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель мировой художественной культуры

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 129 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 538 человек

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство: анализ и интерпретация произведений

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 44 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и мировая художественная культура")

Учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Общая химия

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Основы управления проектами: от концепции к реализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе